6 . Преображение Господне . 7 . Прмч. Дометия и 2 ученик его, мчч.: Марина воина и Астерия синклитика (т.е. сенатора); прпп.: Пимена многоболезненного, Печерского, и Ора, пустынника и постника Фиваидского. 8 . Емилиана исповедника, еп. Кизического; свт. Мирона, еп. Критского; мчч.: Елевферия и Леонида; прпп.: Григория Синаита и Григория иконописца Печерского. Празднование иконе Пресв. Богородицы Толгская. 9 . Ап. Матфия, мчч.: Антония, Иулиана, Маркиана, Иоанна, Иакова, Алексия, Димитрия, Фотия, Петра, Леонтия, Марии и проч. с ними; прп. Псоя. 10 . Мч. и архидиакона Лаврентия; Сикста, папы Римского; Феликиссима и Агапита диаконов. 11 . Мч. и архидиакона Евпла; мчч.: Сусанны девы и с нею: Гаия; папы Римского, Гавиния пресвитера, Максима комита (т.е. начальника отряда), Клавдия и жены его Препедигны и чад их Александра и Куфия; прпмчч.: Василия и Феодора Печерских. 12 . Мчч.: Фотия н Аникиты, Памфила и Капитона; сщмч. Александра, еп. Команского. 13 . Отдание Преображения . Прп. Максима исповедника ; свт. Тихона, еп. Воронежского, Задонского чудотв.; обретение мощей блж. Максима московского; мч. Ипполита и с ним: Конкордии, Иринея и Авундия, празднование иконе Пресв. Богородицы Страстная. Нетленные мощи свт. Тихона Воронежского, жившего спустя целое столетие после отделения раскольников от православной греко-российской Церкви и скончавшегося в 1783 г., ясно показывают, что наша православная Церковь со времени и Никона отнюдь не лишилась благодати Св. Духа и есть истинная Церковь Христова. 14 . Предпразднество Успения Пресв. Богородицы . Прор. Михея, перенесение честных мощей прп. Феодосия Печерского ; сщмч. Маркелла, еп. Апамийского. 15 . Успение Пресвятой Богородицы . 16 . Перенесение нерукотворенного образа Спасителя из Едеса в Царьград (в 944 г.). Мч. Диомида врача, прп. Херимона. Чудесным изображением Своего пречистого лица на убрусе Господь И. Христос освятил употребление икон в христианском обществе. Поэтому напрасно как древние иконоборцы времен 7 Вселен. Собора, так и нынешние сектанты отвергают почитание св. икон.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Валериан Лаодикийский, в Финикии; Кирин Патарский; Феофил Окрисский 405 ; Еферих Смирнский; Трифон Хиосский; Мелетий Ларисский; Неон Силийский; Евдоксий Етенский; Маркиан Котейский; Феодот Лисанийский; Иоанн Флавийский, в Киликии; Павел Птолемаидский; Дионисий Ираклийский; Иоанн Алиндский; Евпифий Стратоникийский; Иоанн Амизонский; Папий Еризский; Дионисий Антиохийский; Тинханий Аполлонийский; Феодорит Алавандский; Менандр Ираклийский; Флаккилл Иасский; Иоанн Книдский; Каландион Галикарнасский; Каллиник Апамеи Гексапольской 406 . Кир Синиадский; Флоренций Тенедосский; Зинодот Термисский; Сава Палтский; Феоктист Веррийский; Фома Порфиреонский; Макарий Эгейский; Генефлий Кратийский; Филипп Феодосиопольский; Базилик Феодосиополитский 407 ; Павлин Апамейский, в Писидии; Василий Наколийский; Ираклий Команский; Руфин Самосатский; Менекрат Керасский; Коссиний Иерокесарийский; Патрикий Акмасский 408 ; Дионисий Атталийский, в Ликии; Павел Трипольский; Гемел Стратоникийский; Меоний Нисский; Исаия Елаитский; Ессерий Питанский; Квинт Фокийский; Евстохий Докимийский; Музоний Низский; Аристомах Колонийский; Рин Ифинопольский 409 ; Павел Мариамнский; Евстафий Сарацинский; Афанасий Пергский; Ураний Емесский; Дамиан Сидонский; Ной Кифы-крепости; Ураний Иворский 410 ; Полихроний Епифанийский; Феодор Антифеллский; Лукиан Нисский; Неоптолем Корнский; Ахолий Ларандский; Юлиан Ипэпский; Леонтий Магнезийский; Евдоксий Хоматский; Фронтон Фасилидский; Стефан Мирфиский 411 ; Леонтий Азарский 412 ; Антипатр Камский 413 ; Филипп Ливурийский; Грациан Панормский; Андрей Тонейский 414 ; Николай Акарасский; Роман Вувонейский; Павел Филомилийский; Флорентий Адрианопольский; Мессалий Лаодикийский, в Писидии; Елнндий обители Фермийской; Роман Евдоксиопольский; Лонгин Оркистский; Мистирий Амморийский; Петр Дарданшский; Иовиан Деовелтский; Фронтиниан Сагаласский; Индим Иринопольский; Акила Евдоксиадский; Евтропий Адорадский 415 ; Марк Арефузский; Протерий Мирринский; Маркеллин Митропольский; Евсевий Клазоменский;

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

X. «Каждый, желающий спастись, должен не только не делать зла, но обязан делать и добро, как сказано в псалме: «уклонися от зла, и сотвори благо» ( Пс.33:15 ). Например, если кто был гневлив, должен не только не гневаться, но и приобрести кротость; если кто гордился, должен не только не гордиться, но и стать смиренным» ( Авва Дорофей ). XI. «Добродетель – не дар только великого Бога, почтившего Свой образ, потому что нужно и твое стремление; она не произведение твоего только сердца, потому что потребна превосходнейшая Сила» (Св. Григорий Богослов ). XII. Доказывая, что добродетель должна быть произвольная, а не вынужденная необходимостью, св. Григорий Богослов говорит: «Все, что делается недобровольно, кроме того, что оно насильственно, еще и непрочно: вынужденное, подобно растению, насильно согнутому руками, как скоро бывает оставлено на волю, обыкновенно возвращается в прежнее свое положение» (в рус. пер. т. I, ст. 26). Потому-то Василий Великий пишет: «Мы хвалим тех, которые добры по произволению, а не тех, которые вынуждены какою-либо необходимостью» 114 . (Васил. В. т. IV, стр. 935). 6. Примеры из жизни святых, доказывающие ту истину, что ни звание, ни возраст, ни состояние – ничто не препятствует алкать и жаждать правды, т. е. благоугождать Господу Примеры святых показывают, что можно, занимаясь своими обыкновенными и даже весьма тяжелыми житейскими делами, спасти свою душу. I. Так, авва Дорофей работал день и ночь; днем он выходил из пещеры, в которой проживал, в пустыню, собирал камни и строил из них кельи для иноков; ночью занимался плетением корзин из финиковых ветвей; ел один сухой хлеб, сна почти не имел. II. Известно, что преподобный Захария (Нояб. 17) был шорник. III. Св. Евхарист пастух. IV. Препод. Евлогий каменосечец. V. Св. Павлин, епископ Ноланский, добровольно продал себя в рабство и нес тяжкие труды раба. VI. Александр, еп. Команский, до принятия епископства был угольщиком. VII. «Один из патриархов греческих пас мулов; другой, живший в уединении на Афонской горе, на собственных плечах таскал себе пшеницу от моря на ужасную крутизну, где стояла его келейка; третий, наконец, тоже несколько лет жил на св. горе работником в одном из монастырей» («Письм. святогорца» изд. 1865 г. т. III, стр. 176 и 182).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Родина. Родина святого должна была быть упомянута; «обычай повествований, заметил агиограф Феодоры Солунской, требует говорить, что она была, откуда, какова и чем отличалась в мире, поэтому скажу (и не похвально опустить сие, § 2)». Далее она должна была быть похвалена как со стороны климата, своих естественных богатств, так и со стороны святости её выдающихся подвижников, если таковые конечно были. Нет нужды, если прозаические писатели и дурно отзовутся об этой местности, в похвальном житии родина святого должна была быть все-таки непременно восхвалена. 26 Напр. Каппадокия – «не случайная страна и немалым славящаяся – разумею: красотою положения, благорастворенностью времен, обилием пастбищ, обилием рек и обилием плодов (хотя и в этом некие многие страны не могли бы состязаться с нею в преимуществах)»; 27 она дала церкви Георгия Победоносца, Василия Великого , Григория Богослова , Ахиллия Ларисского, Федима Амасийского, Василиска Команского, Феодосия Палестинского, Саву Освященного и т. д. Но если мы заглянем в историю, картина меняется. Никита Хониат свидетельствует (р. 46В): «страна Каппадокийская и сама по себе холодна, климат её суров, ветры пронзительны». Но если климат Каппадокии действительно был суров, то похвала его в энкомии совершенно в духе старого ритора – и пятна пышно изображать светлыми. Руководства древних прямо указывают, что если человек трус, нужно изобразить его воинственным и храбрым. Многие у нас не любят пышный византинизм за его обман в литературе, как хитрость и коварство в жизни. Это конечно справедливо, но спешим пояснить: когда дело касается до византийской риторики, необходима крайняя осторожность, чтобы не поддаться на удочку; но исторические труды византийцев значительно свободны от риторики, и нет основания без особой причины сомневаться в правдивости их показаний. Но бывали родины совсем ничем не замечательные и даже неизвестные. В таких случаях у агиографов выработался особый прием рассуждения: если родина была не замечательною, то со времени святого она стала знаменитою. Кирилл Скифопольский про родину Феодосия, Могарисс, выразился: «не стыжусь худости родины, но горжусь велеродием мужа» (§ 3), или про родину Герасима (§ 2): «селение, в котором он родился (до его выступления совершенно неизвестное, а после выхода в свет сего мужа даже очень прославленное через него), называемое по местному Дрос».

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Более того, и среди тех приходов, которые будто бы перешли в Константинопольский Патриархат, дело обстоит не так просто. В частности, приходы в Оксфорде и Ноттингеме, указанные на сайте викариатства, раскололись приблизительно пополам, так что половина прихожан осталась верной Сурожской епархии. О ситуации в Ноттингеме писалось очень много. Приход расколот ровно поровну. Видимо, чтобы попытаться склонить большинство на свою сторону, епископ Василий пригласил архиепископа Команского Гавриила (главу Экзархата западноевропейских русских приходов Константинопольского Патриархата — «Интерфакс» ) посетить Ноттингем. В сообщениях в Интернете было сказано, что архиепископ Гавриил едет в Ноттингем вопреки протестам нынешнего управляющего Сурожской епархией архиепископа Иннокентия . Но следует сказать и о большем. Архиепископ Гавриил приехал в приход вопреки просьбам значительной части прихожан. Пять членов приходского совета, в их числе староста прихода и секретарь приходского совета, обратились к архиепископу Гавриилу с просьбой, по крайней мере, отложить посещение прихода, чтобы не вносить еще большего раскола. Однако просьба прихожан была проигнорирована. Архиепископ Гавриил также приехал поддержать епископа Василия в его родном приходе в Оксфорде. Здесь многие прихожане во главе с замечательным священником отцом Стивеном Платтом решили остаться верными Сурожской епархии и образовать в Оксфорде свой приход. В связи с этим хочется подчеркнуть, что вслед за отцом Стивеном один из самых уважаемых священников Сурожской епархии, известный британский патролог и профессор Дарэмского университета отец Эндрю Лаут заявил о том, что остается в Московском Патриархате. — Можно ли определить, по какому принципу происходит разделение? — Трудно сказать. Сторонники епископа Василия заявляют о том, что они хранят верность «наследию митрополита Антония». Это наследие, по их словам, состоит, с одной стороны, из тех людей, которых приснопамятный владыка Антоний Сурожский привел к Православию, а с другой — определяется стремлением к созиданию в Великобритании Церкви русской традиции, открытой для всех.

http://patriarchia.ru/db/text/141017.htm...

Преподобномучч. и еодра Печерских. Они подвизались иноками в Киево-Печерской обители в XI в. и были соединены между собой тесной дружбой. Св. Феодор, раздавший бедным свое богатое имущество, впоследствии, искушаемый диаволом, начал жалеть об этом. Пр. Василий, саном иеромонах, своими молитвами и наставлениями избавил его от страсти сребролюбия. Оба инока скончались в 1098 г. от ран, нанесенных им князем Мстиславом Святополковичем, который несправедливо заподозрила их в своекорыстном сокрытии, найденных им сокровищ. Им есть особая служба с полиелеем. См. 28 сент. 12 . З. Свв. мученик и по Х.М. – и многих с ними. Они пострадали за Христа в Никомидии в 305 или 306 г. Св. Аникита, начальник воинского отряда в Никомидии, обличил Римского императора в нечестии и пролитии неповинной крови христиан. Разгневанный император предал его жестоким мучениям, после которых повелел бросить мученика к диким зверям. Но выпущенный на него лев сделался так кроток, что ласкался к нему. Св. Аникита помолился Богу и сделалось сильное землетрясение, капище идола упало, часть городской стены разрушилась и погибло много язычников. Раздраженный мучитель велел отсечь мечом голову святому, но палач, занесши меч, сам упал без чувств; стали мученика колесовать, но колесо остановилось; начали жечь, но огонь погас; бросили в олово, но олово остыло. Тогда племянник мученика св. Фотий приветствовал его и стал дерзновенно обличать царя. Св. Фотия схватили, палач занес над его головой меч, но поднятый меч поразил самого палача. Между тем по приказанию мучителя сооружалась громадная печь для исповедников Христа. В эту печь первыми вошли свв. Аникита и Фотий, а за ними множество других со словами: «мы христиане!». Все скончались с молитвой на устах. Тело свв. Аникиты и Фотия оказались совершенно неповрежденными. В сий день поется и восследование пр. Максима. Мучч. и за веру во Христа усеченных мечом. Священномуч. Алеандра, епископа Команского. Он жил в ΙΙΙ городе Команах, близ Неокесарии, сначала был простым угольником и этим занятием снискивал себе пропитание.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

– Так сложилось, что владыка Василий при архиерейской хиротонии, 50-летие которой отмечалось в июне этого года, был наречен титулом Волоколамский. В последние времена его носили такие маститые иерархи Русской Церкви , как митрополит Арсений (Стадницкий, 1862 –1936), священномученик архиепископ Феодор (Поздеевский, 1876 –1937), митрополит Питирим (Нечаев, 1926 –2003). Ныне этот титул носит председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископ Волоколамский Иларион. – Я верю в символы. Ваши слова напоминает о, конечно же, не случайном совпадении. С архиепископом Волоколамским Иларионом мне посчастливилось несколько раз встречаться, впервые – в Брюсселе, на конференции в связи с 20-летием кончины архиепископа Василия, где владыка Иларион, сам уже известный патролог, выступил с сообщением о монографии владыки Василия о Симеоне Новом Богослове. Свое образование владыка Иларион довершил в Оксфордском университете. Здесь же, после Афона, был и первый приход иеромонаха Василия (Кривошеина). Символы преемственности очевидны. – Вы являетесь одним из основателей движения за Поместное Православие русской традиции в Западной Европе . Каковы цели и перспективы этого объединения? – Движение за Поместное Православие русской традиции (ОЛТР) образовалось во Франции как ответ на послание Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 1 апреля 2003 года. В нем участвуют прихожане трех русских православных юрисдикций, существующих в Западной Европе. Вскоре после кончины архиепископа Евкарпийского Сергия (Коновалова; 1941–2003) главой архиепископии приходов русской традиции в Западной Европе Константинопольского Патриархата был избран архиепископ Команский Гавриил (де Вильдер). В письме патриарха Алексия предлагалось создание единой православной митрополии в Западной Европе. Это церковное образование объединяло бы все приходы русской традиции и находилось бы в каноническом общении с Русской Православной Церковью. Вскоре после избрания владыки Гавриила в его окружении сложилась группа яростных противников принципа единой митрополии. Один из них пошел на то, что на первом же «круглом столе» ОЛТР открыто заявил, что «Русская Церковь больна». Когда осенью 2007 года патриарх Алексий II посетил Францию, он оказался первым православным предстоятелем, которого не пригласили в собор святого Александра Невского на рю Дарю. Что можно к этому добавить?

http://pravoslavie.ru/31254.html

Новости 24 февраля, 2010 Сериал «Школа» покажут только поздно вечером. Уже в ближайший понедельник, 1 марта, Первый канал возобновляет показ успевшего стать скандальным сериала Валерии Гай Германики «Школа». Однако теперь он будет выходить лишь один раз в день, в 23.30. 24 февраля, 2010 3 апреля в Киев прибудет Вифлеемская икона Божией Матери На имя Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира поступило официальное письмо от Блаженнейшего Патриарха Святаго Града Иерусалима и всея Палестины Феофила III, в котором в частности сообщается, что Священный Синод Иерусалимской Православной Церкви принял решение удовлетворить просьбу Предстоятеля Украинской Церкви о привезении в Киев Вифлеемской иконы Божией Матери. Икону будет сопровождать настоятель храма Колодца […] 24 февраля, 2010 Святейший Патриарх Кирилл возглавит молебен в день инаугурации Президента Украины 25 февраля 2010 в Свято-Успенской Киево-Печерской лавре будет отслужен молебен, предшествующий инаугурации Президента. Молебен возглавит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, приглашенный избранным Президентом Украины В. Ф. Януковичем. Как сообщает пресс-служба Московской Патриархии, «Святейший Патриарх Кирилл совершит богослужение совместно с Предстоятелем Украинской Православной Церкви Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром». Ожидается, что после […] 24 февраля, 2010 Бывший епископ Василий Осборн лишен сана и монашества по причине намерения вступить в брак Священный Синод Константинопольского Патриархата лишил священного сана и монашества бывшего епископа Амфипольского Василия (Осборна) по причине желания последнего вступить в брак. Об этом сообщил глава Архиепископии русских приходов в юрисдикции Константинопольского Патриархата архиепископ Команский Гавриил в письме от 20 февраля 2010 года адресованном духовенству и верующим Амфипольского благочиния этой архиепископии. 23 февраля, 2010 На Украине девять человек вернулись из раскола в Русскую Православную Церковь

http://pravmir.ru/category/news/page/573...

Ранее управляющий Сурожской епархией архиепископ Корсунский Иннокентий назвал незаконным желание архиепископа Гавриила отслужить литургию в приходе Московского патриархата в Ноттингеме, расценив подобные намерения как сеющие " еще большую смуту в умах и сердцах людей " . " Такими тяжкими неканоническими действиями Вы берете на себя всю ответственность за еще большее ухудшение отношений между Русской Православной Церковью и возглавляемой Вами архиепископией " , - заявил иерарх в письме архиепископу Команскому. В июле этого года Священный Синод Московского патриархата запретил священнослужение ранее уволенному на покой епископу Василию за переход в константинопольскую юрисдикцию без отпускной грамоты и за другие нарушения. Архиепископ Команский по этому поводу заявил в проповеди, что правота епископа Василия (Осборна) обусловлена его поддержкой со стороны Константинопольского патриархата. " Некоторые люди думают, что его (епископа Василия - " ИФ " ) каноническое положение неправильно. Это неверно, потому что мы теперь защищены святой Константинопольской Церковью " , - сказал архиепископ Гавриил, добавив при этом, что не намерен " читать лекцию по каноническим вопросам " . Переход епископа Василия в другую юрисдикцию он объяснил необходимостью " спасать местное, универсальное православие " , отметив при этом, что Церковь, основанная покойным митрополитом Сурожским Антонием, " не была Британской, не существует Британской православной Церкви - она не была ни Русской, ни Греческой " . Мнения членов прихода в Ноттингеме оказались разделены примерно поровну по вопросу о необходимости оставаться в Сурожской епархии. Англоязычный прихожанин доктор Стивен Томас в письме, опубликованном на днях на епархиальном сайте, назвал " весьма неканоническим " визит архиепископа Гавриила в приход, остающийся частью Сурожской епархии. По мнению С. Томаса, визит владыки Гавриила является политическим вмешательством в дела епархии другого епископа с целью подчинить Константинопольскому патриархату еще один приход.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕРМИЙ [греч. Ερμεας, Ερμας] († сер. II в.), мч. Команский (пам. 31 мая), пострадал при имп. Антонине Пии (138-161). Основным источником сведений о Е. является греч. Мученичество (BHG, N 744) кон. II - нач. III в. Известен канон Е., созданный во 2-й пол. IX в. Иосифом Песнописцем. Согласно Мученичеству, Е. был христианином и, несмотря на преклонный возраст, состоял на военной службе в Комане Каппадокийской в царствование имп. Антонина. Некий вельможа по имени Севастиан, прибывший в Каппадокию по приказу императора, повелел Е. принести жертвы языческим божествам. Разгневанный отказом Е., он приказал бросить его в раскаленную печь, но огонь пощадил мученика. Тогда Севастиан призвал колдуна, тот приготовил яд и подал Е. отравленную пищу. Однако яд не подействовал на Е., и колдун, видя это чудо, уверовал во Христа, за что вскоре был казнен. Севастиан приказал ослепить Е. и подвесить вниз головой. Через 3 дня горожане хотели снять тело, но Е. был жив, Бог ослепил пришедших за их неверие. Е. вернул зрение тем, кто признали истинного Бога. Узнав об этом чуде, Севастиан в гневе пришел к месту мучений Е. и отсек ему голову. Ранняя датировка Мученичества подтверждается использованием множества лат. заимствований (νννα, σπεκουλτορ и др.). С лит. и исторической т. зр. интересно упоминание отказа Е. собирать с населения подати (лат. annona), полагающиеся ему как военному. В западных источниках имя Е. впервые появилось в лувенском издании Мартиролога Узуарда 1568 г. В Римском Мартирологе кард. Цезаря Барония местом мученичества Е. ошибочно названа Комана Понтийская (также в ряде случаев и в рус. традиции). Ист.: BHG, N 744;PG. 117. Col. 482-484 [Минологий Василия II]; ActaSS. Maii. T. 7. Col. 424-427; SynCP. Col. 717-720; MartRom. P. 216-217; ЖСв. Май. С. 768-772. Лит.: P[apebroeck] D. De s. Hermia martyre Comanis in Cappadocia commentaries praevius//ActaSS. Maii. T. 7. Col. 423-424;

http://pravenc.ru/text/190153.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010