Более заняли внимание архипастыря Кесарийского другие известия, полученные из той же Антиохии от пресвитера Дорофея. Он писал, что в Антиохии получено послание от Римского Папы Дамаса, в котором он признаёт епископом Антиохийским Павлина, а Мелетия, под ложными предлогами, лишает сей чести 251 . Со своей стороны приверженцы Павлина, присовокуплял Дорофей, предлагают защитникам Мелетия исповедание веры, на основании которого готовы вступить с ними в союз, – и в особенности стараются привлечь к себе сильного при дворе Комита (Графа) Теренция, с которым Василий и Мелетий были в дружественных сношениях. Сообщая о сем, Дорофей изъявлял желание и готовность немедленно отправиться в Рим, чтобы там поддержать сторону Мелетия, и приглашал для сего со стороны Василия – брата его, Епископа Нисского, Григория. Св. Василий поспешил отклонить Теренция от сего союза, не только потому, что этого требовал и долг справедливости в отношении к Мелетию, но и потому, что исповедание веры, предлагаемое со стороны Павлина, заключало в себе некоторые неточные выражения, которые могли ввести к новым недоумениям и спорам. Именно, в символе смешивалось значение слов: οσα (существо) и πστασις (ипостась), и хотя допускалось, что в Божестве три Лица (πρσωπα), но Божество признавалось единым по ипостаси, что вело к лжеучению Савеллия 252 . Что же касается до предположения Дорофея снова отправляться в Рим и притом вместе с Григорием, то Св. Василий находил морское путешествие не удобным по времени года, сухопутное – по причине вторжения варваров в Империю; да и самого Григория не признавал способным к успешному окончанию дела, по высокомерию западных 253 . Однако не отказался совершенно от сношений с Западом. Отправив свои письма к антиохийским друзьям, Св. Василий обратил всё внимание на ближайшие к нему дела. Собор Команский раскрыл ему, что Евстафий своими клеветами действует не безуспешно, и что ими увлекаются незнакомые с истинным положением дел. Итак, Св. Василий, в продолжение двух лет не отвечавший на сии клеветы, теперь признал за нужное обнаружить пред всеми свои отношения к Евстафию. Окружным посланием он обнародовал, с чего началось его знакомство с епископом Севастийским, и как они разлучились друг с другом; как недобросовестно обвиняет его в неправославии тот, кто многократно был свидетелем его проповеди, соучастником его бесед о догматах веры; как несправедливо ставит ему в вину изменник Православия сношения с Аполлинарием; как неблагодарно поступает с ним неверный друг, которого он неоднократно защищал от справедливых нареканий в лжеучении, не видя в них прежде ничего, кроме клеветы. Всё это не трудно было Василию подтвердить неопровержимыми доказательствами 254 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

С 1980 года — редактор епархиального журнала «Сурож». В 1993 году возведен в сан протоиерея. С 1999 года председатель правления и преподаватель Института православных исследований в Кембридже. Автор многочисленных работ по богословию и патристике. 7 марта 1993 года, по пострижении в монашество и возведении в сан архимандрита, рукоположен во епископа Сергиевского, второго викария Сурожской епархии. Хиротония в кафедральном соборе Лондона была совершена митрополитом Сурожским Антонием и собором архиереев. 30 июля 2003 года назначен управляющим Сурожской епархии. 24 апреля 2006 года обратился к патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с просьбой отпустить его в юрисдикцию Вселенского Патриархата. Епископ Василий предложил фактически разделить епархию. Он заявил, что в связи с ростом русскоязычных прихожан в Великобритании новоприбывшим верующим следует оставаться в ведении Московского Патриархата, а «старая» Сурожская епархия должна стать частью Константинопольского Патриархата. 2 мая 2006 года он направил письмо Вселенскому патриарху Варфоломею I с просьбой принять его и тех клириков и мирян Сурожской епархии, которые этого захотят, в состав Западноевропейской Архиепископии русских православных церквей под Константинопольским омофором. После того как епископ Василий отказался отозвать это письмо, патриарх Алексий II отстранил его от управления Сурожской епархией. Для урегулирования кризиса в этой епархии была направлена специальная комиссия, куда помимо архиепископа Корсунского Иннокентия (Васильева) и двух клириков Московского Патриархата вошел архиерей Русской Зарубежной Церкви — архиепископ Берлинский, Германский и Великобританский Марк (Арндт). Тем временем Священный Синод Константинопольского Патриархата под председательством патриарха Варфоломея постановил 8 июня 2006 года принять епископа Василия в юрисдикцию Константинопольской Православной Церкви. В решении Синода Вселенского Патриархата, говорится, что епископ Василий принимается в юрисдикцию этой поместной Церкви и, с титулом Амфипольский, назначается викарием архиепископа Команского Гавриила (де Вильдера) — главы Западноевропейской Архиепископии русских православных церквей.

http://pravmir.ru/byvshij-episkop-vasili...

Священный Синод Русской Православной Церкви принял заявление по ситуации в Сурожской епархии 19 июля 2006 г. 16:57 На сегодняшнем заседании Священного Синода принят документ, дающий церковно-правовую оценку решению Константинопольского Патриархата принять в свою юрисдикцию епископа Василия (Осборна). В Заявлении, в частности, отмечается: «Сохранение единства Вселенского Православия и мирное свидетельство о Евангелии Христовом Поместных Православных Церквей с необходимостью требует, чтобы в отношениях между ними соблюдались незыблемые нормы, определенные правилами Святых Апостолов, святых Вселенских и Поместных Соборов и святых отцов Церкви». Это означает, что при осуществлении своего служения иерархи обязаны принимать во внимание правила церковных соборов, которые предостерегают и прямо запрещают распространять власть епископа на каноническую территорию другой епархии. «Между тем, — говорится в Заявлении, — согласно распространенному сообщению из секретариата Священного Синода Константинопольского Патриархата, подтвержденному затем письмом Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея, 8 июня сего года в юрисдикцию Константинопольского Патриархата принят бывший епископ Сергиевский Василий, недавно уволенный от управления Сурожской епархией Московского Патриархата. Преосвященный Василий, как сообщается, избран викарием архиепископа Команского Гавриила с титулом епископа Амфипольского и включен в состав экзархата православных приходов русской традиции в Западной Европе, находящегося в юрисдикции Константинопольского Патриархата». Священный Синод Русской Православной Церкви заявляет о признании данного решения недействительным и противоречащим священным канонам: «Епископ Василий остается подведомственным юрисдикции Московского Патриархата, и решение относительно дальнейшего его положения является прерогативой Священноначалия Русской Православной Церкви». Такой шаг Константинопольского Патриархата назван в документе деянием, которое «создает явную угрозу для единства Святых Божиих Церквей, подрывая канонические основы их взаимоотношений», а отношение Константинопольского Патриархата к Русской Православной Церкви оценено как «откровенно небратское». «Убеждены, — подчеркивается в Заявлении, — что подобные действия, разрушающие взаимное доверие, подрывающие мир и совместное свидетельство Поместных Церквей, открывают путь к дальнейшим злоупотреблениям, которые могут иметь катастрофические последствия для православного единства». Священный Синод призвал Преосвященного епископа Василия к покаянию, без которого невозможно дальнейшее его церковное служение. «В случае нераскаяния епископа Василия в отношении его может быть вынесено надлежащее церковно-судебное определение», — сказано в Заявлении. Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/127045.htm...

А в житии мч. Василиска сказано, что над его мощами был построен храм. В Месяц[еслове] арх[иепископа] Сергия в «заметках» к 22/V указывается, что кроме «мч. Василиска Тильмон, Мазохий и Морчелли признают еще другого Василиска, еп[ископа] Команского, кот[орый] и явился Иоанну Злат[оусту] пред кончиною его... Не смешение ли с Василиском старшим, память коего в некоторых Минеях празднуется 30 июля?». Вот все, что могу сообщить Вам. Письмо к Анат[олию] Вас[ильевичу] я передала ему, и он вернул мне его для внесения поправок в доклад Святейшему, причем сказал, что этот доклад должна рассмотреть комиссия, потом уже он пойдет к Святейшему. Святый Владыко, 6/XI Вам были отправлены заказным пакетом материалы, отпечатанные в Редакции и проверенные мною. Может быть, что-нибудь пропустила, прошу простить меня. Как Ваше здоровье, святый Владыко? Не переутомляетесь ли? А тут еще я, многогрешная, обременяю Вас своими высказываниями и просьбами. Простите меня, окаянную, и помолитесь. С глубоким уважением, Ольга Дашкевич. Д. 18. Л. 94–96 об. Подлинник. Автограф. 3. Не позднее 30 июля 1957 г. Ваше Преосвященство! Святый и глубокоуважаемый Владыко! Вчера отправила Вам большое письмо, написанное на службе, в кот[ором] сообщала, что о. Николай согласен на изменения, указанные Вами, в службе на отдание Пасхи, а также в службе на Новый год. Сейчас мне хочется еще раз поблагодарить Вас за поздравление и подарок, полученный мною как раз в день именин, а также поделиться некоторыми впечатлениями. На св[ятую] равноапостольную Ольгу в соборе совершалась полиелейная служба (с помазанием св[ятым] елеем), и только, при этом бл[а]г[о]в[ерной] кн[ягине] Ольге. Канон читался только св. Ольге. На Литургии тропарь пели только св. Ольге и тропарь Богоявления, Еван[гелие] читали – Лyku VII, 36–50 . После литургии, к[оторую] совершал очередной священник, был молебен бл[а]г[оверной] кн[ягине] Ольге, и только ей одной. Отец Николай приезжал к вечерней службе, но для исповеди, также приезжал к Литургии, но исповедовал именинниц, чему мы были, конечно, рады и бесконечно благодарны. Молебен служил о. Николай. Итак, святый Владыко, служба равноапостольной Ольге есть, и нет надобности запрашивать Киево-Печерскую Лавру, а надо обратиться в собор. Насколько мне помнится, в прежние годы служба совершалась тоже полиелейная, но совместно всехв[альной] мц. Евфимии и бл[а]г[оверной] кн[ягине] Ольге.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

– Какой храм является сегодня кафедральным для той части Сурожской епархии, которая отошла к Константинополю? – У нас нет кафедрального собора, потому что кафедра нашего правящего архиерея – архиепископа Команского Гавриила – находится в Париже, на Рю Дарю. Глава нашего викариатства епископ Василий служит в Оксфорде, но при этом он регулярно объезжает все приходы. Поскольку мы теперь относимся к экзархату церквей русской традиции с центром в Париже, в этом году наши представители – около 150 человек – участвовали в генеральной ассамблее этого экзархата. – Принимают ли священнослужители Сурожской епархии в юрисдикции Московского патриархата и вашего викариатства участие в совместных богослужениях? Сослужил ли сам епископ Василий – после снятия с него прещений – с клириками и архиереями РПЦ? – Могу привести один известный мне пример: поскольку владыка Василий является сопредседателем православно-англиканского содружества свв. Сергия и Албания, он недавно сослужил в Оксфорде с протоиереем Стефаном Платтом, который остался в московской юрисдикции. – Что вы можете сказать о положении в нынешней Сурожской епархии – в частности, о деятельности недавно назначенного епископа Богородского Елисея? – Я специально не слежу ни за Сурожской епархией в целом ни за владыкой Елисеем в частности. Слышал, что он активно посещает свои приходы. Но хочу отметить одну деталь: со времени кончины митрополита Антония, то есть уже более четырех лет, эта епархия остается без правящего архиерея, что явным образом противоречит уставу РПЦ, который предписывает замещать кафедру не позднее чем через 40 дней после того, как она овдовеет. – Применяется ли в Амфипольском викариатстве устав Сурожской епархии, который был разработан и принят епархиальной ассамблеей еще при владыке Антонии? – Наше викариатство полностью живет по этому уставу. Однако – в связи с изменением нашего статуса (переход в другую юрисдикцию, утрата статуса самостоятельной епархии) – в него были внесены небольшие изменения. Вселенский Патриарх утвердил этот устав.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Епископ Василий (Осборн) принят в юрисдикцию Константинопольского Патриархата 9 июня 2006 г. 11:39 В пресс-релизе, опубликованном на сайте dioceseinfo.org  сообщается, что Синод Константинопольского Патриархата постановил 8 июня  принять в юрисдикцию Константинопольской Православной Церкви епископа Василия (Осборна) , до недавнего времени управлявшего Сурожской епархией Русской Православной Церкви. Как указано в пресс-релизе, решение Синода Константинопольского Патриархата было принято «с учетом правил 9, 17 и 28 IV Вселенского собора». Напомним, как развивались события ранее. Епископ Василий в середине мая решением Святейшего Патриарха Московскго и всея Руси Алексия II был отстранен от должности управляющего Сурожской епархией.  Данное решение было принято после того, как владыка Василий направил Патриарху Варфоломею прошение о переходе его и тех клириков и мирян Сурожской епархии (Великобритания), которые этого захотят, в состав Западноевропейской архиепископии русских православных церквей под константинопольской юрисдикцией. Прошение Константинопольскому Патриарху было направлено без предварительного отпуска у Предстоятеля Русской Православной Церкви. После того, как епископ Василий отказался отозвать это письмо, Святейший Патриарх Московский Алексий отстранил его от управления Сурожской епархией. Для урегулирования кризиса в этой епархии РПЦ, созданной более 40 лет назад трудами митрополита Антония (Блума), была направлена специальная комиссия, куда помимо архиепископа Корсунского Иннокентия и двух клириков Московского Патриархата вошел архиерей Русской Зарубежной Церкви архиепископ Берлинский, Германский и Великобританский Марк . В решении синода Вселенского Патриархата, который состоялся 8 июня под председательством Патриарха Варфоломея, говорится, что епископ Василий принимается в юрисдикцию этой поместной Церкви и, с титулом «Амфипольский», назначается викарием архиепископа Команского Гавриила (де Вильдера) – главы Западноевропейской архиепископии русских православных церквей константинопольской юрисдикции. Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/118664.htm...

Епископ Амфипольский Василий (Осборн) объявил о своей отставке Лондон, 14 сентября 2009 г. Епископ Амфипольский Василий (Осборн), незаконно перешедший в свое время из Московского в Константинопольский патриархат, объявил о своей отставке. В своем лондонском приходе он заявил, что покидает свой пост по состоянию здоровья, сообщили " Интерфакс-Религия " в Сурожской епархии Русской Православной Церкви (Великобритания). Клирики британского викариатства Западноевропейского экзархата русских приходов получили от епископа Василия циркулярные письма, в которых сообщается, что их канонический статус будет обсуждаться на очередной ассамблее этой структуры Константинопольской церкви 28 ноября. Председательствовать на заседании будет глава экзархата архиепископ Команский Гавриил. Кроме того, стало известно, что епископ Василий намерен покинуть Великобританию и переселиться во Францию. Как отметили в епархии, на фоне проигранной викариатством судебной тяжбы вокруг кафедрального храма Сурожской епархии, Успенского собора в Лондоне, " отставка владыки Василия кажется вполне логичной " . В 2006 году епископ Василий, возглавлявший на тот момент Сурожскую епархию, решил перейти из Московского в Константинопольский Патриархат. За ним последовал ряд священнослужителей Сурожской епархии, что значительно осложнило ситуацию как в самой епархии, так и во взаимоотношениях между Московской и Константинопольской Церквями, поскольку последняя приняла клириков Русской Церкви без отпускной грамоты. В ответ на действия епископа Василия Патриарх Алексий II отстранил его от должности " с увольнением на покой без права перехода в другую юрисдикцию " . Через несколько месяцев, в июле 2006 года, Священный Синод Русской церкви лишил архиерея права священнослужения. В 2007 года Московский Патриархат " во избежание дальнейших соблазнов в среде православных верующих на Британских островах и ради мира церковного " принял решение предоставить ему отпускную грамоту для перехода в Константинопольский Патриархат. В том же году часть перешедших к епископу Василию священников кафедрального собора Сурожской епархии объявили о праве собственности на него. Судебный процесс завершился в этом году решениями Генпрокуратуры и Верховного суда Великобритании: права Сурожской епархии, которая приобрела Успенский собор у англикан в середине 1970-х годов, были подтверждены. 14 сентября 2009 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/31907.html

Новая волна эмигрантов стала проблемой и для пастырского попечения: священников не хватало, мало кто из них знал русский язык; создавало проблемы излишнее рвение новой паствы, доходившее до неподобающего поведения; эмигранты впервые столкнулись в Англии с иной богослужебной практикой. «Эти люди благодаря своему энтузиазму стали играть ведущую роль на приходах. А на самом деле им бы надо лет семь постоять и просто помолиться в церкви… чтобы все клетки организма стали “православными”, т.к. все клетки полностью обновляются как раз за семь лет», — иронично заметил отец Стефан. Кончина владыки Антония, последовавшая в 2003 году, лишила епархию руководителя, обладавшего огромным личным влиянием, компенсировавшим множество проблем. Отец Стефан получал пастырское образование под руководством владыки Антония, а позднее несколько лет служил вместе с ним. По его наблюдениям, митрополит Антоний оказывал огромное влияние не только на православных, но и на христиан других христианских деноминаций. После кончины владыки Антония временным управляющим Сурожской епархией был назначен сподвижник владыки — епископ Сергиевский Василий (Осборн) . По мнению отца Стефана, владыка Василий не очень подходил для этой должности. Он замкнутый, застенчивый, «типичный интроверт» — поделился своим мнением отец Стефан. К апрелю 2006 года владыка Василий почувствовал, что не может справиться с пастырской проблемой в епархии. Он обратился к Московской Патриархии с просьбой отпустить его присоединиться к Константинопольской Патриархии. Кроме того, он просил отпустить приходы, которые согласятся последовать за ним, что, по словам отца Стефана, «очень необычно». Указом Святейшего Патриарха Алексия от 9 мая 2006 епископ Василий был освобожден от управления Сурожской епархией с увольнением его на покой без права перехода в другую юрисдикцию до окончания разбора кризиса, возникшего в епархии, специальной комиссией, назначенной Московским Патриархом. Решением Синода Константинопольского Патриархата от 8 июня 2006 владыка Василий был принят в юрисдикцию этой Поместной Церкви и, с титулом епископ Амфипольский, назначен викарием архиепископа Команского Гавриила (де Вильдера) — главы Западноевропейской архиепископии Русских Православных Церквей.

http://patriarchia.ru/db/text/188170.htm...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Открытие выставки «Данте, пророк надежды». Москва Пресс-конференция в преддверии Страстной седмицы и праздника Пасхи. Москва Концерт фестиваля «Свет Христов», посвященный 225-летию А.С. Пушкина, Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Мониторинг СМИ Константинополь взял епископа Василия. Москва - против 15.06.2006 16:18 Версия для печати Священный Синод Русской Православной Церкви выступил против решения Священного Синода Константинопольского Патриархата о принятии епископа Василия (Осборна), бывшего управляющего Сурожской епархией, действующей на территории Великобритании, в свою юрисдикцию. В июне Синод Вселенского патриархата принял епископа Василия в свою юрисдикцию и назначил викарием Преосвященного архиепископа Команского Гавриила с титулом епископа Амфипольского в составе Патриаршего экзархата (церковного округа) православных приходов русской традиции в Западной Европе, «дабы он пастырски окормлял тех православных, живущих в Великобритании, которые пожелают находиться под юрисдикцией экзархата». В Москве считают, что «решение Константинопольского Патриархата о принятии в свою юрисдикцию епископа Василия без получения им отпускной грамоты и без предварительного уведомления Священноначалия Русской Православной Церкви» следует «признать канонически неправомочным».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Если к 1991 году Сурожская епархия насчитывала около 30 приходов и общин, а общее число ее верующих составляло порядка 2-3 тысяч, то после крушения коммунизма общая численность русскоязычных мигрантов из стран бывшего СССР, живущих в Великобритании, достигло 250 000 человек, из которых только в Лондоне живет около 100 000. Среди тех, кто не разделяет взглядов на жизнь епархии, сложившихся при митрополите Антонии, епископ Василий, в частности, называет своего викария архиепископа Керченского Анатолия (Кузнецова), на которого возложена забота о русскоязычных прихожанах, и протоиерея Андрея Тетерина, который в конце прошлого года открыто выступил против управляющего епархией. По словам епископа Василия, активное участие в нагнетании конфликта принимает ОВЦС, призывающий всех недовольных своим архиереем «просто обращаться в Москву». Перманентные скандалы, омрачающие жизнь Сурожской епархии на протяжении последних лет, считает епископ Василий, вызваны не конфликтами между отдельными людьми, а объективными причинами. В этой связи епископ считает, что вновь прибывшим в Британию выходцам из бывшего СССР следует оставаться в юрисдикции Московского патриархата. Что же касается тех, кто разделяет взгляды на церковную жизнь, сложившиеся в годы управления епархией митрополита Антония, то им, по мнению архиерея, предпочтительнее будет войти в состав «церковной структуры, более всего походящей на нее», - Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе (с центром в Париже) под омофором Вселенского Патриарха. 1 мая епископ Василий обратился с  письмом к всему клиру Сурожской епархии и членам Епархиального совета, в котором также изложил свои намерения. На следующий день, 2 мая, он направил письмо Вселенскому Патриарху Варфоломею I , в котором попросил принять его под свой омофор. Как уточняет епископ Василий, управляющий Архиепископией православных русских церквей в Западной Европе архиепископ Команский Гавриил (де Вильдер) ранее был проинформирован о его позиции. В своих письмах епископ Василий отмечает, что решение о смене юрисдикции далось ему с большим трудом, поскольку на протяжении нескольких десятков лет, с тех пор, как он принял православие, он пребывал под омофором Московского Патриарха. В то же время, считает архиерей, тот факт, что Московский и Константинопольский патриархаты находятся между собой в евхаристическом общении, не дает основания говорить о полном разделении между теми, кто перейдет вместе с ним в Константинопольскую Церковь, и теми, кто останется в РПЦ.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010