Грозно доспехом блестящего, словно Арей смертоносный. Но едва олимпийцы приближились к ратям, Эрида Встала свирепая, брань возжигая; вскричала Афина, То пред ископанным рвом за великой стеною ахейской, 50 То по приморскому берегу шумному крик подымая. Страшно, как черная буря, завыл и Арей меднолатный, Звучно троян убеждающий, то с высоты Илиона, То пробегая у вод Симоиса, по Калликолоне . Так олимпийские боги, одних на других возбуждая, 55 Рати свели и ужасное в них распалили свирепство. Страшно громами от неба отец и бессмертных и смертных Грянул над ними; а долу под ними потряс Посейдаон Вкруг беспредельную землю с вершинами гор высочайших. Все затряслось, от кремнистых подошв до верхов многоводных 60 Иды: и град Илион, и суда меднобронных данаев. В ужас пришел под землею Аид, преисподних владыка; В ужасе с трона он прянул и громко вскричал, да над ним бы Лона земли не разверз Посейдон, потрясающий землю, И жилищ бы его не открыл и бессмертным и смертным, 65 Мрачных, ужасных, которых трепещут и самые боги. Так взволновалося всё, как бессмертные к брани сошлися! Против царя Посейдаона, мощного Энносигея, Стал Аполлон длиннокудрый, носящий крылатые стрелы; Против Арея – с очами лазурными дева Паллада; 70 Противу Геры пошла златолукая ловли богиня, Гордая меткостью стрел Артемида, сестра Аполлона; Противу Леты стоял благодетельный Гермес крылатый; Против Гефеста – поток быстроводный, глубокопучинный, Ксанфом от вечных богов нареченный, от смертных — Скамандром. 75 Так устремлялися боги противу богов. Ахиллес же, Гектора только бы встретить, пылал в толпы погрузиться; Сердце его беспредельно горело Приамова сына Кровью насытить Арея, убийством несытого воя. Но Аполлон, возжигатель народа, героя Энея 80 Против Пелида подвигнул, наполнивши мужеством душу. Голос и образ приняв Ликаона, Приамова сына, К сыну Анхиза предстал и вещал Аполлон дальновержец: “Где же угрозы твои, Анхизид, предводитель дарданцев? Или не ты в Илионе, с царями за чашей пируя, 85 Гордо грозился, что с сыном Пелеевым станешь на битву?”

http://azbyka.ru/fiction/iliada-gomer/?f...

В сердце воздвигла, без устали вновь воевать и сражаться. Всем во мгновенье война им кровавая сладостней стала, Чем на судах возвращенье в любезную землю родную. 455 Словно огонь истребительный, вспыхнув на горных вершинах, Лес беспредельный палит и далёко заревом светит, — Так, при движении воинств, от пышной их меди чудесной Блеск лучезарный кругом восходил по эфиру до неба. Их племена, как птиц перелетных несчетные стаи, 460 Диких гусей, журавлей иль стада лебедей долговыйных В злачном Азийском лугу , при Каистре широко текущем, Вьются туда и сюда и плесканием крыл веселятся, С криком садятся противу сидящих и луг оглашают, — Так аргивян племена, от своих кораблей и от кущей, 465 С шумом неслися на луг Скамандрийский; весь дол под толпами Страшно кругом застонал под ногами и коней и воев. Стали ахеян сыны на лугу Скамандра цветущем, Тьмы, как листы на древах, как цветы на долинах весною. Словно как мух несчетных рои собираясь густые 470 В сельской пастушеской куще, по ней беспрестанно кружатся В вешние дни, как млеко изобильно струится в сосуды, — Так несчетны против троян браноносцы данаи В поле стояли и, боем дыша, истребить их горели. Их же, как пастыри коз меж бродящих стад необъятных 475 Скоро своих отлучают от чуждых, смешавшихся в пастве, Так предводители их, впереди, позади учреждая, Строили в бой; и меж них возвышался герой Агамемнон, Зевсу, метателю грома, главой и очами подобный, Станом – Арею великому, персями – Энносигею. 480 Словно как бык среди стада стоит, перед всеми отличный, Гордый телец, возвышается он меж телиц превосходный: В день сей таким сотворил Агамемнона Зевс Олимпиец, Так отличил между многих, возвысил средь сонма героев. Ныне поведайте, Музы, живущие в сенях Олимпа: 485 Вы, божества, – вездесущи и знаете всё в поднебесной; Мы ничего не знаем, молву мы единую слышим: Вы мне поведайте, кто и вожди и владыки данаев; Всех же бойцов рядовых не могу ни назвать, ни исчислить, Если бы десять имел языков я и десять гортаней, Если б имел неслабеющий голос и медные перси;

http://azbyka.ru/fiction/iliada-gomer/?f...

Тефиса – дочь Урана и Геи, жена Океана. Тидей – сын Инея, отец царя Аргоса, Диомеда. Он принимал участие в “походе семерых” против Фив и погиб при неудачном штурме города в тот самый момент, когда покровительствовавшая ему Афина добилась для него бессмертия. По имени отца Диомед часто называется в “Илиаде” Тидид или Тидейон. Тиндар (Тиндарей) – царь Спарты, муж Леды. О нем – см. Леда и Елена. Тиресий – знаменитый слепой прорицатель, живший в Фивах. Тиринф – древнейший город в Арголиде, в Пелопоннесе. Тиро – дочь Салмонея, жена фессалийского царя Крефея. От Посейдона она родила Пелиаса ( см .) и Нелея ( см .), отца Нестора, от мужа – Эсона (см. Ясон), Ферета и Амифаона. Титаны – дети Урана и Геи, братья Крона. Когда Крон был свергнут Зевсом, титаны восстали на защиту брата, но были побеждены младшими богами и заключены в Тартар. Титий – сын Геи, свирепый великан. Он силой пытался овладеть Латоной и за это был убит Аполлоном и Артемидой; и в царстве Аида он продолжает терпеть страшные муки. Тифон – возлюбленный богини зари Эос, сын Лаомедона, брат Приама, отец Мемнона. Эос похитила Тифона на небо, где он получил бессмертие. Тлиполем – 1) сын Геракла, участвовавший в Троянской войне; 2) троянец, убитый Патроклом. Тмол – гора в Лидии. Тринакрия – другое название Сицилии (“трехконечная”). С Тринакрией позже был отожествлен мифический остров Тринакия, где паслись стада Гелиоса. Тритогена (Тритония) – неясный по смыслу эпитет Афины. Троада – область в Малой Азии вокруг Трои. Троил – младший сын Приама, убитый в первый год Троянской воины Ахиллесом. Трос – родоначальник троянских царей, по имени которого была названа Троя, так же зовут троянца, убитого Ахиллесом. Троя – город в Малой Азии у реки Скамандра. В Трою Парис увез Елену; по этой причине город подвергся нападению союзного войска ахейцев и после десятилетней осады был взят при помощи хитрости с деревянным конем и разрушен. Уран – небо; бог неба, супруг Геи-земли, отец титанов и первый царь вселенной, сверхнутый Кроносом.

http://azbyka.ru/fiction/odisseja-gomer/...

“Царь знаменитый, Атрид, повелитель мужей, Агамемнон! 435 Более здесь оставаясь, ни времени тратить, ни медлить Делом великим не будем, которое бог нам вверяет. Царь, повели, да глашатаи меднодоспешных данаев Кликом, ни мало не медля, народ к кораблям собирают, Мы ж, совокупные все, по широкому стану ахеян 440 Сами пройдем, да скорее возбудим жестокую битву”. Рек; не отринул совета владыка мужей Агамемнон; В тот же он миг повелел провозвестникам звонкоголосым Кликом сзывать на сражение меднодоспешных данаев. Вестники подняли клич, – и они собирались поспешно. 445 Быстро цари, вкруг Атрида стоявшие, Зевса питомцы, Бросились строить толпы, и в среде их явилась Паллада, В длани имея эгид, драгоценный, нетленный, бессмертный: Сто на эгиде бахром развевалися, чистое злато, Дивно плетенные все, и цена им – стотельчие каждой. С оным, бурно носяся, богиня народ обтекала, 450 В бой возбуждая мужей, и у каждого твердость и силу В сердце воздвигла, без устали вновь воевать и сражаться. Всем во мгновенье война им кровавая сладостней стала, Чем на судах возвращенье в любезную землю родную. 455 Словно огонь истребительный, вспыхнув на горных вершинах, Лес беспредельный палит и далёко заревом светит, — Так, при движении воинств, от пышной их меди чудесной Блеск лучезарный кругом восходил по эфиру до неба. Их племена, как птиц перелетных несчетные стаи, 460 Диких гусей, журавлей иль стада лебедей долговыйных В злачном Азийском лугу , при Каистре широко текущем, Вьются туда и сюда и плесканием крыл веселятся, С криком садятся противу сидящих и луг оглашают, — Так аргивян племена, от своих кораблей и от кущей, 465 С шумом неслися на луг Скамандрийский; весь дол под толпами Страшно кругом застонал под ногами и коней и воев. Стали ахеян сыны на лугу Скамандра цветущем, Тьмы, как листы на древах, как цветы на долинах весною. Словно как мух несчетных рои собираясь густые 470 В сельской пастушеской куще, по ней беспрестанно кружатся В вешние дни, как млеко изобильно струится в сосуды, — Так несчетны против троян браноносцы данаи

http://azbyka.ru/fiction/iliada-gomer/2

474       Имеется в виду купол храма (см. ниже, 266–276); ср. описание купола Св. Софии в Ргосор. Aed. 1,1,45 (с. 220–221). 475       Этот пассаж содержит аллюзии как на библейские эпизоды (Всемирный потоп, из кото­рого спасся Ной, и дождь из серы и огня, уничтоживший Содом и Гоморру, от которого спасается семья Лота: Быт. 7: 10–12; 8: 1–3; 19: 24 ), так и на греческий эпос (ср. пожар на Скамандре, учи­ненный Гефестом; Hom. II. 21,361–367). П. Шювен и М.-К. Файан (Paul le Silentiaire. Description de Sainte-Sophie... P. 157) и Μ. Л. Фобелли (Fobelli Μ. L. Un tempio per Giustiniano... P. 127) указывают также на параллели с Нонном Панополитанским (Norm. D 6). 476       То есть Константинополь. Μ. Уитби (Whitby Μ. Paul the Silentiary and Claudian...), вслед за П. Фридлендером (Johannes von Gaza und Paulus Silentiarius. S. 271), считает, что весь следующий ниже диалог Юстиниана и Нового Рима вдохновлен Клавдианом или Сидонием Аполлинарием. 478       Чтение второго полустишия дается по глоссе, как у П. Фридлендера; в тексте рукописи стоит плохо вписывающееся во фразу γγθεν στν ρωγ – «близка защита». Нет оснований вслед за К. Де Стефани (Paulus Silentiarius. Descriptio... Р. 14) предполагать здесь выпадение целой строки с повторением первого полустишия, чего не встречается у Павла. 479       Это своего рода обмен любезностями: выше (157–160) говорится, что, наоборот, это Юстиниан подчинил Новому Риму варваров. 480       Ср. выше, 10–39,135–136; с. 249, примеч. НО. Под кельтами подразумеваются готы, у ко­торых Нарсес незадолго до написания поэмы отвоевал Верону и Брешию. Что касается индийцев, то здесь может иметься в виду посольство из Индии в Константинополь в 549–550 гг. (Jo. Mal. chron. 18, 56) или посольство царя аксумитов, которых также называли индийцами, с просьбой о крещении в 545 г. (Ibid. 18,15; Thphn. chron. 222). 481       Следует помнить, что в греческом языке имя Рим, как и слово «город», женского рода, и оттого весь антураж этой церемониальной сцены имеет несколько иной характер.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

вступления 1Андрей Первозванный, Апостол36 2Стахим, из учеников Христовых (октября 31)37 3Онисим53 4Поликарп67 5Плутарх84 6Седекион или Седекия101 7Диомен или Диоген110 8Елевферий125 9Феликс (св. апреля 15)132 10Афиноген137 11Евзоий141 12Лаврентий157 13Алипий168 14Пертинакс182 15Олимпиои201 16Марк212 17Кириак I (из Кирилльак)225 18Кистин (Кастин или Константин)241 19Тит (июля 4), (Трат) Тарат248 20Домитиан (Дометий), Димитрий283 21Пров (святый)308 22Митрофан I320 23Александр I (августа 30)330 24Павел I Омологит353 25Евсевий353 26Павел I (во второй раз)355 27Македоний (арианин)355 28Павел I (в третий раз)355 29Македоний (во второй раз)356 30Павел I (в четвертый раз)359 31Македоний (в третий раз)359 32Евдоксий360 33Евагрий371 34Димофил, еретик371 35Григорий I Богослов379 36Нектарий I, партиарх Константинопольский, окт. 11 381 37Иоанн I Златоуст391 38Арсакий404 39Аттик406 40Сисинний I425 41Несторий, еретик428 42Максимиан431 43Прокл (октября 24)434 44Флавиан, блаженный446 45Анатолий (июля 31)449 46Геннадий I458 47Акакий471 48Флавитас, Фраитас, Фравита, Флавиан, еретик491 49Евфимий (Всехвальный)492 50Македоний II496 51Тимофей511 52Иоанн II, Каппадокиец517 53Епифаний520 54Анфим, еретик535 55Мина537 56Евтихий552 57Иоанн III565 58Евтихий (во второй раз)577 59Иоанн IV, постник582 60Кириак II595 61Фома I606 62Сергий I610 63Пирр I629 64Павел II641 65Пирр (во второй раз)645 66Петр, еретик655 67Фома I Погонат667 68Иоанн V669 69Константин I674 70Феодор I676 71Георгий Кипрский678 72Феодор I (во второй раз)683 73Павел III686 74Каллиник I693 75Кир705 76Иоанн VI711 77Герман I (мая 3)714 78Анастасий, иконоборец730 79Константин II754 80Никита Кастрат766 81Павел IV780 82Тарасий785 83Никифор I (июня 2)806 84Феодор, иконоборец815 85Антоний I, иконоборец821 86Иоанн VII Синкел832 87Мефодий Омологита842 88Игнатий846 89Фотий858 90Игнатий (во второй раз)867 91Фотий (во второй раз)877 92Стефан I Порфирородный886 93Антоний II893 94Николай I, мистик895 95Евфимий I Синкел906 96Николай I (во второй раз)911 97Стефан II925 98Трифон928 99Феофилакт933 100Полиевкт (февр. 6)956 101Василий I Скамандрин970 102Антоний III Студит974 103Николай Хрисоверг984—996

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Пользуясь при этом разными сочинениями, как древних, так и новых, преимущественно же латинских и французских, писателей, он познакомил русских с существовавшею в то время в европейских литературах ложно-классическою теорию поэзии и перенес ее в русскую литературу. Поэтому он может быть назван первым по времени теоретиком в новой нашей словесности вообще; в частности же в области стихотворства он первый начал доказывать непригодность для русского языка метрического и силлабического стиха и стремился ввести стихосложение тоническое. Стихотворения Тредьяковского. Но, к несчастию, Тредьяковский был исключительно теоретиком; как только начинал прилагать свои сведения к делу, на практике, так и оказывался вполне несостоятельным: все у него выходило уродливо, безобразно. Правильно понимая характер и требования поэтического искусства и стихосложения, он не в состоянии был написать ни одного хорошего стихотворения. Кто из не посвященных в дело может подумать, что следующие, напр. стихи, заимствованные из лучшей оды " На сдачу города Гданска» (т. е. Данцига, взятого Минихом, вовремя Польской войны в 1734 г.), написаны тем же самым Тредьяковским, который в своих рассуждениях высказал столько здравых мыслей о поэзии и стихосложении?. .. «Кое странное пианство К пению мой глас бодрит! Вы, парнасское убранство, Музы! ум не вас ли зрит? Струны ваши сладкогласны, Меру, лики слышу красны; Пламень в мыслях восстает О, народы все внемлите; Бурны ветры не шумите Анну стих мой воспоет». Се бряцаю в лиру сладку Велелепно торжество, К вящшему врагов упадку, Величал ликовство. О! коль доблественна сила Нашу радость украсила! Сила равнаго борца, Светлой радости нет меры, Превосшедшей все примеры, Усладившей в нас сердца. – Сам Нептун что ль строил стены? Сии при море стоят. Нет ли Тройским к ним примени, Что пустить внутрь не хотят Русско воинство обильно, И тому противясь сильно? Вислою там все рекой Не Скамандру ль называют? Не за Иду ль принимают Стольценберг, кой есть горой. – То не матерь басней Троя, Не один тут Ахиллес; Каждый рядовой из строя Мужеством есть Геркулес.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Старца услышав ответ и дав ему обещанья, Быстро в палатку к себе возвратился Ахилл несравненный. Путники, громко стеная, направились к городу Трое. СОБЫТИЯ ПОСЛЕГОМЕРОВСКОГО ВРЕМЕНИ Вот что про внешний облик царей троянских узнаешь, А заодно и про то, каким был Троил–конеборец. Дивен видом Приам: высокого роста, плечистый, Брови срослись над носом орлиным, глаза голубые; Рыжие кудри густые, а взгляд и быстрый, и зоркий. Внешность приятна Гекубы: темно–смуглая кожа, Нос прямой; горда, но спокойна; возраст преклонный. Средних лет Андромаха: быстра, подвижна, изящна, Очи большие, лицо сияет улыбкою нежной. Вот и Кассандра: ростом мала, но мужеподобна, Кожа белей молока, широко раскрытые очи; С полной грудью и маленькой ножкой; тиха и спокойна. Брат Кассандры, Гелен, – высокий, сложен прекрасно; Белая кожа, светловолосый, с густой бородою; Длинный нос, худощав, чуть сутулый, но многих быстрее. Юностью свежей расцвел Деифоб: с бородкою пышной, Смуглый, курносый, широколобый, собою красивый. Вот и Эней – невысокий, но полный, с могучею грудью; Голубоглаз, лысоват, лицо широкое бледно. Строен, высок Антенор: молочно–белая кожа, Синие очи, с горбинкою нос, золотистые кудри 377 . Ростом высок был Троил – ловкий, стремительный, смуглый. С носом прямым, густою бородкой, длинноволосый. Был он Ахиллом убит у вод текучих Скамандра. После того, как бранная участь постигла Троила, Смерть подступала все ближе к Ахиллу, сыну Пелея: Сватаясь, жил он последние дни – с согласья Приама. К царскому дому Приама нередко Ахилл богоравный Путь направлял для свиданья с невестой своей, Поликсеной; В жены ее обещали отдать, чтобы бой прекратил он. Но, Аполлону обряд возлиянья свершая однажды Близко от Тимбры 378 , троянцы послали к Ахиллу Идея, Чтобы позвать его в храм; Пелид послушался тотчас И без доспехов, нагим, вошел в преддверие храма. Крепко его Деифоб в объятья схватил, как родного; Сын же злосчастья, Парис, свой нож вонзил в Эакида. Пал столь славный герой, сражен своим неразумьем 379 . В яму так падает лев, привлеченный криком козленка, Если его обмануть удается охотникам хитрым. Так же могучий пал исполин, не предвидя обмана. Тотчас убийцы в страхе помчались в город из храма. Их увидал Одиссей, спешащих к городу быстро. Молвил такое он слово Аяксу и сыну Тидея 380 : «Вы, храбрецы из героев, дети родителей славных! К Тимбре скорей поспешим и взглянем на страшное дело: Мнится, погублен Пелид вблизи от Фебова храма! Это свершилось уже, троянцы спасаются бегством». Так сказал Одиссей, и помчались в беге все трое. Только у храма города Тимбры они оказались, Там и нашли лежащим во прахе героя Ахилла. Был у порога смерти Пелид, прерывалось дыханье. Их увидав, зарыдал он и молвил последнее слово: «Плачу не столько о смертном конце, о, милые други, И не о юности нежной моей, не о мужестве славном; Плачу, скорблю я не столько об этом, милые други: Всех ведь судьба одна ожидает – смертная участь; Много, много умерших людей и старых, и юных;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Она родила Немезиду – карающую смертных, родила лукавство, дружбу, тяжелую старость, упрямую вражду. Ненавистная вражда родила тяжелый труд, забвение, голод, порождающие слезы болезни, войны, убийства, битвы, поражение мужей, ссоры, лживые речи, двуязычие, беззаконие, грех (τη) – грехи все дружны между собой – и клятву, приносящую много горя тем, кто нарушает ее по своей воле. Понт родил Нерея. От Нерея и Дориды, дочери океана, родилось много богинь, в том числе Амфитрита и Фемида. От других подобных союзов явились греи (седые), Горгоны, из головы, отсеченной у одной горгоны вышел конь пегас. Явилась Эхидна – наполовину нимфа – румяная и черноглазая, наполовину – ужасный змей. Она имела союз с бурным ветром Тифоном и с трехглавым Гирионом. Она родила пятидесятиглавого цербера, лернейскую гидру, страшную химеру, у которой были три головы – льва, козы и дракона, от химеры произошел немейский лев. Тифа родила океану множество рек – Нила, Алфея, Ахелоя... и божественного Скамандра. Тифа родила и дочерей и в ряду их – Европу, Азию, Каллирою, любезную Калипсо, Тихе (счастье) и Стикс. От Ипериона Фея родила солнце и светящую луну, и зарю всем подающую свет. Заря от Астрея, сына Крия, родила Зефира, Борея, Нота и Денницу, и другие блестящие звезды. А Стикс от Палланта, тоже сына Крия, родила ревность, победу, мужество и великодушие. Фива родила от Кия Гекату. Зевс почтил Гекату над всеми. Он дал ей богатые дары, чтобы она имела власть над землею и морем. И от неба она получила честь, (и ныне кто из людей совершает по закону прекрасные священные обряды, он призывает Гекату, и она благосклонно приемлет молитвы и щедро одаряет молящегося). Ничего у Гекаты не отнял сын Крона из того, что получила она между титанами – первейшими богами. Геката дает сиять в собраниях тому мужу, которому благоприятствует, помогает в бранях, кому хочет, сидит на суде. Помогает всадникам и мореплавателям, которые призывают ее. Дает и отнимает богатство. Умножает скот. Воспитывает юношей. Рея родила Крону Истию, Деметру, Геру, Аида, Посейдона (Энносигея) и Зевса, отца богов и людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Дисевес Нисиотенин, хранивший ненависть к Паламеду, оклеветал его перед царями, будто бы он добра желает троянцам. И был забит Паламед камнями. О горе! Что творишь ты, зависть! Паламед же не сказал ни слова, только изрек: «О бедная истина! Тебя оплакиваю, ибо ты раньше меня погибла!» И так он умер. Ахиллей же горько оплакивал его и не хотел выходить на битву. И это придало дерзость Ектору и его соратникам. И начинают они с эллинами битву жестокую, и падают, как колосья, тела греков, то есть эллинов, и проливаются озера крови. И просили (греки) Ахиллея выйти на битву, и не соглашался он, пока не был убит могучей рукой Ектора Патрокл, которого очень любил Ахиллей. И это побудило его выйти против троянцев. Вышел Ахиллей на брань, (словно) огнем пышущий, и громит полки, и убивает лучших воинов. И тогда призывает Приам на помощь амазонок. И снова брань была лютая. Погибают многие, и все меньше остается соратников у Приама. И упросил он Тавтантия, индийского царя, и тот прислал бесчисленное множество воинов. Индийцы же все темнолицы, и, видя их необычный облик, греки-эллинцы устрашились их вида, и оружия их и зверей, которых приручили индийцы, испугались, и задумали ночью бежать и оставить Трою. Но все же вышли против темнолицых, и кровью индийской обагрились поля, и струи Скамандра смешались с кровью. И в это время настали дни праздничные у эллинов, а также у варваров, и всем был отдых от битв и трудов. И тогда толпы эллинов, то есть греков, и троянцев смешались, и никто никому не смел никакого зла причинить по случаю праздника. Так убит был Ектор, дерзкий сердцем, опора троянцев, муж могучий и храбрый, с детства не расстававшийся с оружием, имевший на груди бесчисленные шрамы от ран. Прежде, когда еще не пришли эллины и не начали войну, сражался он с дикими быками. Видя случившееся, троянские вельможи и мужи начали горько плакать. И надел Приам царь на себя нищенское рубище, и, взяв гусли, пошел в греческое войско и стал расспрашивать, где стан Ахиллея, говоря: «Да наставит его сегодня бог, чтобы он накормил и напоил меня, грешного странника».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010