Блаженный Иероним Стридонский учит: « Церковь , имеющая множество степеней, завершается в конце диаконами, пресвитерами и епископами» (ч. 4, стр. 86). Св. Климент Александрийский пишет: «Существующие в Церкви степени епископов, пресвитеров и диаконов, по моему мнению, суть подобия ангельского чина» («Строматы» кн. 6; гл. 13–я). От самих времен апостольских и до нашего времени ведутся в Христовой Церкви списки епископов, законных преемников св. Апостолов. Вот общий список преемников св. Апостолов в церкви Греческой и от нее принявшей христианство церкви Русской. Преемственный список православных иерархов Константинопольской и Русской Церкви по порядку Время вступления по порядку Время вступления Андрей Первозванный, апостол Иоанн VII, Синкел Стахий, из учеников Христовых (окт. 31) Мефодий Омологита Онисим Игнатий Поликарп Плутарх Игнатий (во второй раз) Седекион или Седекия Фотий (во второй раз) Диомен или Диоген Стефан I, Порфиродный Елевферий Антоний II Феликс (св. апр. 15) Николай I, Мистик Афиноген Евфимий I, Синкел Евзовий Николай I (во второй раз) Лаврентий Стефан II Алипий Трифон Петринакс Феофилакт Олимпион Полиевкт (фев. 6) Василий I, Скамандрин Кириак I (из Кирилльан) Антоний I, Студит Кистин (Кастин или Константин) Николай II, Хрисоверг Тит (июня 4), (Трат) Тарат Сиссиний II Домитиан (Дометий) Димитрий Сергий II (или Евлогий) Пров (святой) Евстафий Митрофан I Алексий, Студит Александр I (авг. 30) Михаил Кируларий Павел I, Омологит Константин III, Лихуда Евсевий Иоанн VIII, Ксифилин Павел I (во второй раз) Косма I, монах Македоний (арианин) Евстратий Гарид Павел I (в третий раз) Николай III, Грамматик Македоний (во второй раз) Иоанн IX, Агапит Павел I (в четвертый раз) Лев Стопт или Ступп Македоний (в третий раз) Михаил II, Курсуас Евдоксий Косма II, Антик Евагрий Николай IV Димофил, еретик Феодот II Григорий I, Богослов Неофит I Нектарий I патриарх константинопольский (окт. 11) Константин IV, Лихуда Иоанн I, Златоуст Лука Хрисоверг Арсакий Михаил III Аттикс

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Из 56-ти православных епископов-патриархов 49-ть мы находим в прологе и святцах, как причисленных к лику святых, и только семерых не находим в наших источниках между причисленными к лику святых. Относительно троих между семерыми, именно – Акакие, Франты или Флавиты и Феофилакта должно быть принимаемо за несомненное, что они не были причислены к лику святых, а о четверых – Евфимии II, Василии I, Скамандрене, Ahmonuu III u Сисиннии II, остается неизвестным, которое из двух по отношению к ним имеет место – то ли, что они не были причислены к лику святых или что, быв причислены к лику святых, они только остались не вписанными в том прологе и тех святцах, которыми располагаем мы. Акакий не мог быть причислен к лику святых за свою неудачную попытку примирить православных с монофизитами (осужденными на 4-м вселенском соборе) чрез генотикон импер. Зенона, благодаря которой умер под суровой анафемой папы. Франта или Флавита, весьма неблаговидно, по словам некоторых, занявший патриаршую кафедру и сидевший на ней всего три с половиноймесяца, ознаменовал себя в свое кратковременное правление тем, что между православными и монофизитами хотел быть, как говорят, и нашим и вашим. Феофилакт знаменит своей, выходившей из всяких границ, предосудительной жизнью. Евфимий, Василий Скамандрин и Антоний похваляются за свою строгую жизнь и, предполагая, что они действительно остались не причтенными к лику святых, вероятной причиной сего нужно будет считать то, что двое первые из них были удалены с кафедры, а третий сам оставил ее. Если действительно остался не причтенным к лику святых Сисинний, то в объяснение сего мы ничего сказать не в состоянии. В Константинопольском календаре VIII-IX века, напечатанном Морчелли’ем, последний святой Константинопольский патриарх есть Nabeл IV (780–784) и от Митрофана до этого Павла общее число записанных в нем святых Константинопольских патриархов есть 21; в нашем же списке от Митрофана до Павла IV святых Константинопольских патриархов 34, т. е. между календарем и списком разница на 13-ть лиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В подобном же отношении к этому закону стоял и преемник Фоки – Иоанн Цимисхий (969–976). Цимисхий вообще благосклонно относился к монашеству и даже строил монастыри, хотя законоположение 964 г. и при нем оставалось в силе. 532 В начале своего царствования он построил новый монастырь – Дамидийский ( Δμιδος) в феме Армениакской, куда и заключил Феофано, вдову Никифора Фоки. 533 Он нередко посещал знаменитую монашескую гору Олимп в Вифинии 534 и по смерти патриарха Полиевкта (970) избрал на Константинопольскую кафедру олимпийца Василия, человека весьма добродетельного, с детства посвятившего себя монашеству. Но если сам Никифор Фока, а потом его преемник Иоанн Цимисхий оказались бессильными в борьбе с духом времени, то их подданные не делали и опыта этой борьбы: они без сопротивления подчинялись тому течению, которое составляло характерную особенность их эпохи и которое побуждало византийцев почти поголовно оставлять мир и заключаться в монастырях. Поэтому постройки новых монастырей и при Никифоре и Цимисхии шли своим чередом, хотя справедливость требует сказать, что мы не знаем ни одного известия о прямом нарушении закона 964 г., т. е. о том, что новооснованные монастыри снабжались крестьянскими и иными землями и недвижимыми имениями... В 964 г. один из родственников императора Никифора – Иоанн Лампардопул, философ и протосикрит, имея добрую душу и движимый ревностью и пламенной любовью к божественному, воздвиг с основания мужской монастырь во имя Пресвятой Богородицы близ местности Димистианы ( Δημηστινη), в митрополии Древних Патр, в Пелопоннесе, и назвал его монастырем Философа ( μον το Φιλοσφου). Ктитор построил при монастыре храм, келлии и все потребное для хозяйства. Он пожертвовал в монастырь священную утварь и сделал некоторые другие приношения, обещав и впоследствии не оставлять монастырь своими милостями. После постройки монастырь, по просьбе Иоанна, был принят патриархом Полиевктом (964) в число ставропигиальных. 535 Патриарх Василий, когда был оклеветан перед царем Иоанном Цимисхием в измене и вынужден был оставить патриаршество, удалился (974) в монастырь на реке Скамандре, который он сам же и построил.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

8. Это сказание приведено у Феодорита Киррского (II, 26). Имеются в виду события 337-338 гг. (Ср. Петере. 1920, 317-318). 9. Экбатаны - древнее название города Хамадан (Персия). Известия о богатствах Экбатан могли быть заимствованы из древней литературы о походах Александра Македонского. Однако в данном месте Лев Диакон допустил ошибку: желая показать свои познания в старинной литературе, он, по-видимому, принял название Экбатаны за старинное название современного ему Багдада, который, действительно, слыл тогда самым богатым городом в мире. 10. Слова историка " где установлена власть агарян " Лоретте (147) понимает как " где находится дворец князя агарян " . 11. Кармания - область у Персидского залива, простирающаяся в сторону Каспийских ворот (Страбон. XI, II, 9, 14). В действительности имеется в виду пустыня Джебель-Хамрин на пути к Багдаду (Хонигман. 1935, 99, примеч. 1). 12. Серскими назывались ценные шелковые ткани, вывозившиеся из Индии (Книга эпарха. 149). 13. Низложение патриарха произошло весной 974 г. Насколько была острой внутрицерковная борьба во второй половине Х в., можно судить по сохранившимся трактатам (Даррузес. 1966), в которых говорится о попытках митрополитов захватить власть в церкви и лишить патриарха всякого влияния. С одной стороны, сторонник патриарха Никита Амасийский жалуется, что два-три митрополита захватили всю власть, а патриарха, словно раба, тащат куда хотят. С другой - некий аноним протестует против права Константинопольского патриарха вмешиваться в выборы епископов и митрополитов. Лев Диакон, как кажется, сочувственно относится к смещенному патриарху. Очевидно, Василий Скамандрин был неугоден епископам, и против него началась кампания клеветы. 14. Скамандр - река в Малой Азии во Фракисийской феме. О каком монастыре идет речь, неизвестно. 15. Антоний III Студит был патриархом с 974 по 979 г. (Грюмель. 1958,436). 16. Студийский монастырь основан в 463 г. Играл большую роль в византийской истории VIII-IX вв. Позже русские монахи имели связи со Студийским монастырем.

http://sedmitza.ru/lib/text/433440/

Скворцов В. М. Приложения. Часть 1 I. Преемственный список православных иерархов Константинопольской и Русской Церкви Константинопольские епископы по порядку Время вступления Андрей Первозванный апостол Стахий, из учеников Христовых (октябрь 31) Онисим Поликарп Плутарх Седекион или Седекия Диомен или Диоген Елевферий Феликс (св. апреля 15) Афиноген Евзоий Лаврентий Алипий Пертинакс Олимпион Кириак I (из Кирилльан) Кистин (Кастин или Константин) Тит (июня 4) (Трат) Тарат Домитиан (Дометий), Дмитрий Пров (святой) Митрофан I Александр I (августа 30) Павел I, Омологит Евсевий Павел I (во второй раз) Македоний (арианин) Павел I (в третий раз) Македоний (во второй раз) Павел I (в четвертый раз) Македоний (в третий раз) Евдоксий Евагрий Димофил, еретик Григорий I, Богослов Нектарий I, патриарх Константинопольский, окт. 11 Иоанн I, Златоуст Арсакий Сисинний I Несторий, еретик Максимиан Прокл (октября 24) Флавиан, блаженный Анатолий (июля 31) Геннадий I Акакий Флавитас, Фраитас, Фравита, Флавиан, еретик Евфимий (Всехвальный) Македоний II Тимофей I Иоанн II, Каппадокиец Епифаний Анфим, еретик Евтихий Иоанн III Евтихий (во второй раз) Иоанн IV, постник Кириак II Сергий I Павел II Пирр I (во второй раз) Петр, еретик Фома II, Погонат Иоанн V Константин I Феодор I Георгий Кипрский Феодор I (во второй раз) Павел III Каллиник I Иоанн VI Герман I (мая 3) Анастасий, иконоборец Константин II Никита Кастрат Павел IV Тарасий Никифор I (июня 2) Феодот, иконоборец Антоний I, иконоборец Иоанн VII, Синкел Мефодий Омологита Игнатий Игнатий (во второй раз) Фотий (во второй раз) Стефан I, Порфирородный Антоний II Николай I, Мистик Евфимий I, Синкел Николай I (во второй раз) Стефан II Трифон Феофилакт Полиевкт (февр. 6) Василий I, Скамандрин Антоний III, Студит Николай II, Хрисоверг Сисинний II Сергий II (или Евлогий) Евстафий Алексий, Студит Михаил Кируларий Константин III, Лихуда Иоанн VIII, Ксифилин Косма I, монах Евстратий Гарид Николай III, Грамматик Иоанн IX, Агапит Лев Стопт или Ступп Михаил II, Куркуас

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

371 Разумеется, царь остановил свой выбор именно на этом представленном митрополитами кандидате. Без нарушения прав собора был избран, при участии императора Иоанна Цимисхия, и патриарх Василий Скамандрин. Историк Лев Диакон рассказывает об этом следующее. Когда скончался патриарх Полиевкт, у императора Иоанна явилась забота ( σπουδ) о том, чтобы возвести на иерархический престол мужа, превосходящего большинство добродетелями и достоинствами. И вот он пригласил в царский дворец иерархов и синклит и сказал им следующее: «Я знаю единую власть, самую высшую и первую, которая привела из небытия в бытие систему видимого и невидимого мира. А в этой жизни и в земной юдоли я признаю две власти – священство и царство, одной из которых Творец вверил попечение о душах, а другой дал управление телом, дабы не хромала даже и одна их часть, но сохранилась целой и невредимой. Теперь, когда управлявший Церковью патриарх исполнил свой земной долг, а деяния его предстоят перед нелицеприятным оком Творца, необходимо возвести на божественное служение того, кто имеет превосходство перед всеми и больше других испытан в познании дел человеческих. А сам я рекомендую возвести на божественный трон мужа, бесспорную опытность которого давно знаю; пусть не скрывается в неизвестности и не проводит жизнь в уединении человек, прославившийся разнообразными преимуществами, получивший от Бога благодатный дар прозорливости: он, во славу Божию, предсказал мне многое из будущего, что в свое время и исполнилось». Царь сказал и вывел на середину анахорета Василия, который от лет юных избрал монашескую жизнь и совершил многие аскетические подвиги на вершинах Олимпа. Его он и предложил избрать на патриарший престол. 372 Ученые Gfrorer и Schlumberger готовы видеть в факте избрания Василия Скамандрина проявление всемогущей воли византийского василевса, приказавшего собору архиереев возвести на патриарший престол того, кого он сам хотел видеть предстоятелем Византийской церкви. 373 Но в действительности было не так.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/o...

«а был он мужем как бы бесплотным, изможденным; с младых ногтей предавался он подвигам отшельничества, носил зимою и летом одну и ту же одежду, не снимал ее, покуда она не истлеет и не станет негодной к употреблению; он не вкушал никакой еды и питья, кроме воды и сока древесных плодов. Говорят, что во все время своего подвижничества он спал не на ложе, а на полу» . Он стремился вникать во все важные церковные дела, не передоверяя их многочисленным помощникам От подчиненного ему духовенства он также требовал вести аскетическую жизнь, что многим было не по душе, и вызывало недовольство в клире. Кроме того, он стремился вникать во все важные церковные дела, не передоверяя их многочисленным помощникам. Так он нажил себе не мало врагов и в столичном клире, и в епископате. С их точки зрения, «он слишком много стремился разузнать об образе жизни и нравственности людей, слишком много хотел разведать и совершенно попусту собирал сведения» . В конце концов дело дошло до того, что недовольные им «епископы из зависти оклеветали перед Императором Патриарха Василия, будто он обещает верховную власть какому-то из могущественных лиц и что в управлении церковью он не соблюдает установления божественных канонов. Патриарх был вызван в императорский дикастирий. Но так как он не явился, а настаивал, чтобы был созван Вселенский Собор, на котором он опровергнет [выдвинутые против него] обвинения… то Император сослал его в построенный им же монастырь, расположенный на Скамандре» . Низложен он был синодом эндимуса в марте 973, а по другим сведениям – 974 г. В марте 974 г. Василий Скамандрин преставился в основанном им монастыре. Там и был похоронен. Его преемником стал Антоний III, выходец из Студийского монастыря и поэтому прозванный Студитом. Первосвятительское служение Антония Студита продолжалось уже в правление Императора Василия Болгаробойцы. Рейтинг: 10 Голосов: 50 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Александр 16 августа 2022, 21:51 Как всегда, отличная статья от данного автора. Возник вопрос насчёт оскопления - это зачем делалось, если даже отец оскопил собственного сына?

http://pravoslavie.ru/147734.html

Константин такую приобрел к себе любовь императрицы и самого императора, что Самон уязвился завистью к нему и оклеветал его пред императором, будто Константин имеет очень близкое обращение с императрицей 28 . Император, возревновав, приказал постричь Константина в монахи, но вскоре опять велел облечь его в мирскую одежду и возвратил во дворец. Бывший пред Полиевктом, патриарх, сын царя Романа Лакапена, евнух Феофилакт вел жизнь весьма непристойную, так что историк Кедрин не решился описывать деяния его. Но о сем еще ниже. Может быть и другое объяснение того, почему в житии святого Андрея не говорится о скопечестве Епифания. После скажем, что житие святого Андрея издано не священником Никифором, духовником Андрея, а другим лицем по смерти Никифора в измененном и восполненном виде. Последующий писатель, переделывавший отчасти и дополнявший житие, вероятно, умолчал о скопечестве Епифания, чтобы прославить его более, так как евнушество не особенно уважалось в Константинополе. О знаменитых полководцах из евнухов историки и поэты говорили, что хотя он и евнух, но имел мужественную душу, следовательно евнухов приравнивали к женскому полу 29 . Вообще очень много оснований к тому, чтобы в юноше Епифании признать монаха, потом патриарха Полиевкта. Препятствия показанные несущественны и устранимы. Но если кого удерживает от признания юноши Епифания за патриарха Полиевкта умолчание в житии святого Андрея об оскоплении его родителями, то может быть указан другой патриарх константинопольский, который в мире мог носить имя Епифания. Это Антоний III Студит. По смерти Полиевкта возведен был на патриарший престол в неделю Православия (13 февраля 970 года) Василий Скамандрин из весьма строгих подвижников горы Олимпа, по свидетельству современника Льва диакона, муж святой жизни, почти не ядущий и бесплотный, много предсказывавший, по откровению свыше, Иоанну Цимисхию до воцарения его, и потому по воцарении возведен им в сан патриарха, но через 4 года низведен при том же царе собором епископов по наветам епископов недовольных патриархом и обвинявших его в том, что он злоумышлял против царя 30 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Фотий (во 2й раз) 878 92 Стефан I Порфирородный 886 93 Антоний II 893 94 Николай I, мистик 901 95 Евфимий II Синкел 907 96 Николай I (во 2й раз) 912 97 Стефан II 925 98 Трифон 928 99 Феофилакт 933 100 Полиевкт (6 февр.) 956 101 Василий I Скамандрин 970 102 Антоний III Студиг 974 103 Николай Хрисоверг 984–995 Патриарх Николай Хрисоверг поставил первого нашего митрополита Киевского Михаила Михаил I 988–991 Лев I 991–1007 Иоанн I 1008–1035 Феопемит 1035–1049 Кирилл I 1050 – Илларион 1051–1054 Ефрем I 1055 – Георгий I 1067–1077 Иоанн II 1077–1089 Иоанн III 1089–1091 Ефрем II 1092–1097 Николай 1097–1102 Никифор I 1108–1121 Никита 1122–1126 Михаил II 1127–1145 Климент смолятич 1147–1154 Константин I 1155–1159 Феодор 1161–1163 Иоанн IV 1164–1166 Константин II 1167–1177 Никифор II 1182–1198 Гавриил с 1198 по 1281гг. Дионисий Матфей Кирилл II Иосиф I Кирилл III Максим 1283–1305 Петр 1308–1326 Феогност 1328–1353 Алексей 1354–1378 Пимен с 1380 по 1461гг. Киприан Дионисий Фотий Исидор Иона С половины XIV в., вследствие стремления южнорусских князей иметь своего митрополита, Всероссийская митрополия делилась иногда на две и более митрополии. В 1458 г. установилось окончательное разделение ее на северо-восточную или Киево-Московскую и юго-западную или Киево-Литовскую. Киевские митрополиты, имевшие кафедру в Москве, с 1461 г. стали называться «Московскими и всея России», а прежний титул «Киевских и всея России перешел к митрополитам юго-западной Руси, которые утвердили свою кафедру в Вильне. В 1595 г. Киевская митрополия отпала в унию, а в 1620 г. восстановлена в Киеве. Митрополиты в Киеве и Галиче Феодорит 1345–1354 Киприан 1375–1390 Роман 1354–1362 В Вильне Григорий I Цамблак 1415–1419 В Смоленске Герасим 1433–1436 Митрополиты Киевские и всея России Григорий II 1458–1478 Мисаил 1474–1480 Киевские, Галицкие и всея России Симеон 1481–1488 Варлаам 1690–1707 Uoha II 1492–1494 Иоасаф 1708–1718 Макарий I 1495–1497 Варлаам 1722–1730 Иосиф II 1497–1503 Рафаил 1731–1747 Uoha III 1503–1507

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ I СКАМАРДИН [греч. Βασλειος Α Σκαμανδρηνς] († март 974), Патриарх К-польский c 13 февр. 970 г. С раннего возраста избрал монашеский образ жизни, подвизался на Олимпе Вифинском (М. Азия); был известен как строгий аскет: постился, спал на голой земле, пил только воду. Был поставлен Патриархом по желанию имп . Иоанна I Цимисхия . 6 нояб. 970 г. совершил бракосочетание императора с Феодорой, дочерью имп. Константина VII Багрянородного . Активность В. С. в делах церковного управления была истолкована в среде высшей иерархии как ненужное «любопытство». Против В. С. образовалась оппозиция, во главе к-рой стояли неск. митрополитов, недовольных вмешательством В. С. в выборы церковных иерархов. В. С. был публично обвинен в подготовке заговора против имп. Иоанна. Патриарх был вызван к императору для разбирательства, однако он не явился, а потребовал созвать Собор, на к-ром намеревался опровергнуть выдвинутые против него обвинения. Тогда В. С. был сослан в мон-рь, основанный им на р. Скамандр близ Кизика (отсюда прозвание - Скамандрин). Ист.: Leo Diaconus. Historia. VI 7; X 2. Лит.: Grumel V. Chronologie patriarcale au Xe siècle: Basile Ire Scamandrénos, Antoine III Scandalios le Studite, Nicolas II Chrysobergès//REB. 1964. T. 22. P. 45-71; Janin. Grands centres. P. 212-213; RegPatr. T. 1. Fasc. 3. P. 228; Γεδεν Μ. Πατριαρχικο Πνακες. Αθναι, 19962. Σ. 218; Лебедев А. П. Очерки внутренней истории византийско-восточной Церкви в IX, X и XI вв. СПб., 1998п. С. 64. П. И. Жаворонков Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/150751.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010