Запомните это, братья и сестры, и со всякою внимательностью пересмотрите тексты, приводимые в девятом уроке: Деян. 20:28 ; 1Петр. 5, 1–2 ст.; Деян. 14:23 ст.; 1Тим. 3:1–8 ст.; Тит. 1:5 . Урок десятый. Какой особенно наглядный признак истинных пастырей Христовой Церкви? Господи благослови! О Христе в Послании к Евреям написано: «Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее» ( Евр. 7:24 ). Такое «непроходящее» священство перед Отцем Небесным имеет Христос Сам в Себе и в Своей Церкви. В Церкви Его «дар» или «дарование» священства переходит из поколения в поколение через преемство пастырей. Это засвидетельствовал Ап. Павел в словах к Тимофею: «не неради – писал он ему – о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» ( 1Тим. 4:14 ; 2Тим. 1:6 ). Если у Христа священство не переходяще, и Он всегда живет в Своей Церкви с пастырями её ( Мф. 28:20 ), – то истинные Его ставленники, помимо всего другого должны обладать непременно наглядным доказательством своей правоты: они должны без перерыва иметь на себе благодать апостольского рукоположения в священные степени. – Другими словами: в истинной Христовой Церкви не может быть дня и даже часа, когда бы в ней совершенно оскудел благодатный дар пастырства. – Значит, хотим мы проверить евангельский состав своей Церкви, нам прежде всего надобно испытать, есть ли у нас в полноте Христово пастырство? от кого и когда оно получило начало? Если с этими вопросами обратимся мы к русским православным христианам, они радостно нам скажут, что в их Церкви благодать пастырства идет от Апостолов через православную Грецию, – из Византии. И, подобно тому, Как Евангелисты, доказывая по плоти происхождение Христа из колена Иудина, из рода Давидова, составляют Его родословие, так и мы можем составить несомненную родословную своего православного пастырства. Из Истории мы имеем бесспорное доказательство того, что первый Киевский Митрополит Михаил был поставлен на свою святительскую кафедру, в 988 году, патриархом греческим, из Константинополя, Николаем Хрисовергом; перед Николаем Хрисовергом в Константинополе патриархом был Ahmohuй III Студит; перед ним Василий Скамандрин, Полиевкт, Трифон, Cmeфah II, Hukoлaй I, Ebфuмuй I Синкель. Затем целый ряд совершенно известных и достоверных их предшественников через Тарасия в конце 7-го века, Каллиника 1-го в конце 6-го, Kupuaka II в конце 5-го века, Makeдohuя II в конце 4-го века, Иоанна Златоуста , в конце 3-го века, Домитиана – в kohцe II-ro века и Плутарха в конце II-ro века. Перед Плутархом Константинопольскими епископами были следующие Апостольские мужи: Поликарп, Онисим, Стахий-ученик Христов и Апостол Андрей Первозванный, в 36 году христианского летосчисления.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Впрочем, если предположить, что под Епифанием разумеется патриарх Николай Хрисоверг и Богородица явилась молящейся в слезах около 955–959 годов, то и это согласуется с печальным положением константинопольской империи и церкви. В 959 году отравлен император Константин сыном своим Романом, затем сын его император Роман II отравлен в 963 году, благочестивый император Фока, вступивший после того на престол, зверски убит в 969 году, преемник его Иоанн Цимисхий отравлен в 975 году; несправедливо осужден и низведен с патриаршего престола святой по жизни Василий Скамандрин в 974 году, преемник его Антоний Студит должен был отказаться от престола, который потом не занят был в продолжении четырех лет до вступления на него патриарха Николая Хрисоверга. Глава вторая. Место и время установления праздника Покрова Пресвятой Богородицы «Днесь благовернии людие светло празднуем, осеняеми твоим, Богомати, пришествием и к твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным твоим покровом и избави нас от всякого зла, молящи Сына Твоего Христа Бога нашего спасти души наша». (Тропарь)   Где установлен праздник Покрова Пресвятой Богородицы? В России. В греческой церкви его не было и нет. Не найдено его и нет ни в одном из греческих месяцесловов и в самых полных синаксарях древних и новых и ни в одной из богослужебных книг. Не было упоминаемо о нем и об установлении его в греческой церкви ни у кого из греческих историков и во всей греческой литературе. В XV столетии пришедший в Россию с Афонской горы серб иеромонах Пахомий Логофет и написавший в ней разные церковные службы, каноны и жития русских святых написал в похвальном слове своем честному Покрову Пресвятой Владычицы: «по неже и сие божественное чудо и Покров Пречистыя Богородицы (во Влахернской церкви) не утаися, но паче всем явлено бысть, даждь до самого патриарха и царя: тем же пречистый многосветлый праздник Покрова Пречистыя составльше, уставиша праздновати месяца октября в первый день, яже творить церкви и до сего дни» 73 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

30. Впервые концепция священства и царства была сформулирована Юстинианом I (527-565). См.: Новеллы. VI, 1. 31. В Византии церковь находилась в зависимости от государства. В частности, выбор патриарха фактически определялся императором. Тем не менее Ци-мисхий счел нужным сослаться на положение Эпанагоги, византийского свода законов, о равноправии светской и духовной власти. 32. Олимп - гора в Вифинии, недалеко от города Прусы (Брусы). Центр монашества, где в разное время пребывали Феодор Студит, Кирилл (Константин) и Мефодий, Михаил Пселл (Бекк. 1959, 209; Ментон, 1935). З3. Патриарший дворец представлял собой комплекс зданий, включавший как резиденцию патриарха, так и его канцелярию. Располагался недалеко от храма св. Софии (Жанен. 1950, 174; 372-373; Фогт. 1940, 86-88). 34. 13 февраля. Имеется в виду Синод 843 г., восстановивший иконопочитание (Грюмель. 1958, 454). 35. Василий I Скамандрин был Константинопольским патриархом до марта (?) 974 г. (Грюмель. 1958, 436). " Вселенским " патриарх Константинополя стал называться с конца VI в. 36. Русская угроза явственно обозначилась уже в последние месяцы правления Никифора: составленный в это время диалог " Филопатрис " упоминает о набегах " скифов " (334, 342). Очевидно, второе появление Святослава в Болгарии с самого начала носило антивизантийский характер. 37. Это был поход объединенных сил мусульман во главе с Захаром (Скилица. 287). По Яхъе (142-145), пятимесячная осада Антиохии окончилась неудачей. 38. Патрикий Николай получил для защиты Антиохии под свое командование войска стратига Месопотамии (Скилица. 287). Этого Николая дважды, при Никифоре и Цимисхий, посылали для переговоров к халифам (Гийян. 1974, 66). Цимисхий, не чувствуя еще себя на троне уверенно, поставил во главе войска евнуха, со стороны которого не могло быть опасности мятежа. 39. Таким образом, дело не должно было ограничиться суммой в 15 кентинариев. Цимисхий предложил Святославу выплатить остальные деньги за поход. По-видимому, пока Никифор сохранял мирные отношения с русскими в течение 968 г., Святослав также получал от него еще какие-то суммы: " ...и седе княжа ту в Переяславце емля дань на грецех " , - сообщает летописец (ПВЛ. 47).

http://sedmitza.ru/lib/text/433428/

50 . Константин II, 754–766, иконоборец. 51 . Никита I, 766–780, иконоборец. 52 . Павел IV, 780–784, святой, 80 Августа, в Синаксаристе и у преосв. Сергия (находится у Морчелли под 2-м Сентября в несправедливо, как думаем, принимается им за Павла I, исповедника, который и в его календаре находится под 6-м Ноября). 53 . Тарасий, 784–806, святой, 25 Февраля, в Синаксаристе и у преосв. Сергия (находится в Менологии). 54 . Никифор I, 806–815, святой, 2 Июня, в Синаксаристе и у преосв. Сергия (находится в Менологии). 55 . Феодот I, Мелиссен или Касситера, 815–821, иконоборец. 56 . Антоний I, 821–886, иконоборец. 57 . Uoahh VII, 836–842, иконоборец. 58 . Мефодий I, 842–846, святой, 14 Июня, в Синаксаристе и у преосв. Сергия (находится в Менологии). 59 . Игнатий, 846–857 и вторично 867–877, святой, 23 Октября, в Синаксаристе и у преосв. Сергия (находится в Менологии). 60 . Фотий, 857–867 и вторично 877–886, святой, 6 Февраля, в Синаксаристе и у преосв. Сергия. 61 . Стефан I, 886–893, святой, в Синаксаристе – 18 Мая, у преосв. Сергия – 17 Мая (находится в Менологии). 62 . Антоний II, Кавлей, 893–895, святой, 12 Февраля, в Синаксаристе и у преосв. Сергия. 63 . Николай I, Мистик или Асинкрит, 895–906 и вторично 911–925, святой, 16 Мая, у преосв. Сергия. 64 . Евфимий II, 906–911 65 . Стефан II, 925–928, святой, 18 Июля, у преосв. Сергия. 66 . Трифон, 928–981, cbяmoй, L9 Апреля, в Синаксаристе и у преосв. Сергия. 67 . Феофилакт, 983–956. 68 . Полиевкт, 956–970, святой, 5 Февраля, в Синаксаристе и у преосв. Сергия. 69 . Василий I, Скамандрен, 970–974. 70 . Ahmohuй III, 974–978. 71 . Николай II, Хризоверг, после четырех-летнего слишком вдовства кафедры 982–995, святой, 16 Декабря, в Синаксаристе и у преосв. Сергия. 72 . Сисинний II, 995–999. 73 . Сергий II, 999–1019, святой, 12 Апреля, у преосв. Сергия. 74 . Евстафий, 1019 или 1020–1025, святой, 31 Мая, у преосв. Сергия. В общем числе 74-х епископов-патриархов 18-ть епископов-патриархов били еретики, которые, само собою разумеется, не могли быть причисляемы к лику святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Иоанн IV, постник Кириак II Сергий I Павел II Пирр (во второй раз) Петр, еретик Фома I Погонат Иоанн V Константин I Феодор I Георгий Кипрский Феодор I (во второй раз) Павел III Каллиник I Иоанн VI Герман I (мая 3) Анастасий, иконоборец Константин II Никита Кастрат Павел IV Тарасий Никифор I (июня 2) Феодор, иконоборец Антоний I, иконоборец Иоанн VII Синкел Мефодий Омологита Игнатий Игнатий (во второй раз) Фотий (во второй раз) Стефан I Порфирородный Антоний II Николай I, мистик Евфимий I Синкел Николай I (во второй раз) Стефан II Трифон Феофилакт Полиевкт (февр. 6) Василий I Скамандрин Антоний III Студит Николай Хрисоверг 984–996 Патриарх Николай Хрисоверг поставил первого нашего митрополита Киевского Михаила I 988–991 991–1007 Иоанн I 1008–1035 Феопемпт 1035–1049 Кирилл I Иларион 1051–1054 Ефрем I Георгий I 1067–1077 Иоанн II 1077–1089 Ионаа III 1089–1091 Ефрем II 1092–1097 Николай 1097–1102 Никифор I 1103–1121 Никита 1122–1126 Михаил II 1127–1145 Климент Смолятич 1147–1154 Константин I 1155–1159 Феодор 1161–1163 Иоанн IV 1164–1166 Константин II 1167–1177 Никифор II 1182–1198 Гавриил Дионисий Матфей Кирилл II Иосиф I Кирилл III Максим 1283–1305 1308–1326 Феогност 1328–1353 Алексий 1350–1378 Киприан Дионисий Исидор Митрополиты в Галичине: Феодорит 1345–1354 1354–1362 Киприан (в Вильне) 1376–1390 Григорий (в Смоленске) 1415–1419 Герасим 1433–1435 Митрополиты Киевские и всея Руси Григорий II 1458–1473 Мисаил 1474–1480 Галицкие и всея Руси: Симеон 1481–1488 1492–1494 Макарий I 1495–1497 Иосиф II до 1503 1503–1507 Иосиф III 1509–1521 Иосиф IV 1523–1534 Макарий IV 1535–1556 Сильвестр 1556–1567 1577–1579 Онисифор 1583–1588 Михаил 1588–1596 Иов Борецкий 1620–1631 1631–1633 1633–1647 Сильвестр 1649–1657 Дионисий 1658–1663 1663–1676 Антоний 1676–1679 Гедеон 1685–1690 Варлаам 1690–1707 Иоасаф 1708–1718 Варлаам 1722–1730 Рафаил 1731–1747 Тимофей 1748–1757 Аресений 1757–1770 Гавриил 1770–1783 Самуил 1783–1796 Ирофей 1796–1799 Гавриил 1799–1803 Серапион 1803–1822 Евгений 1822–1837

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Вообще в конце X в., по примеру и настойчивости св. Афанасия, на Афоне было построено много новых и восстановлено много старых монастырей, кроме тех, которые упомянуты выше. Одни из них находились на афонском перешейке, а другие – на самом Афоне. Наиболее видными из них были: монастырь Иоанна Колова, стоявший во главе афонских обителей до возникновения лавры св. Афанасия (в 960 г. он получил от императора Романа Младшего 40 париков 1102 и поселил их на земле близ Ериссо, находившейся во владениях того же монастыря по хрисовулам Василия Македонянина, а потом Константина и Романа (920); в 980 г. император Василий II отдал этот монастырь грузинской обители), св. Христины, Мустакона, Кардиогноста, св. Афанасия, св. Луки, древняя Кафедра старцев, Орфогматский, Спилеотский и Кентарский. 1103 Из монастырей, существовавших на самом Афоне, по именам известны следующие: Кастамонит; 1104 Карейский протат; Афо, находившийся во владении Иверского монастыря; Павловский, построенный монахом Павлом, современником Афанасия; св. Николая, основанный монахом, а потом константинопольским патриархом (970–974) Василием Скамандрским; Ксенофонтов, ктитором которого был преп. Ксенофонт; 1105 Моноксилита, принадлежавший лавре Афанасия; 1106 Дохиар; 1107 св. Николая Хрисокамаха; св. Иоанна Богослова Варнавици; Дионисия; св. пророка Даниила; Феоктиста; Ксистри; Миници; Марка; Гемата; Равдуха; Фалакра; Факина; Ягари; св. Трифона; Кохлиара; св. Василия; 1108 Неврокопа; Скамандрина; Зелиана; св. Ефрема; св. Апостолов; 1109 Пимена; Митрофана; 1110 Мороксимина; 1111 Каспака; Аци-Иоанна; 1112 Макру; Неакион; Карсийский; Трогалла; Скорпия; Хромитци; Арку; 1113 Каллинина. 1114 Конечно, перечисленными монастырями не исчерпывается все их действительное количество. Под одним уставом 971 г. находятся подписи сорока двух наиболее почетных игуменов. 1115 Наплыв монашествующих на Афон в конце X в. был очень велик. Молва об Афоне как монашеском рае распространилась по всей Византийской империи; отовсюду сюда собирались любители аскетизма. В год смерти Афанасия (1000) на Афоне собралось уже до 3000 монахов. Они принадлежали к разнообразным народностям, но с преобладанием греческой. 1116 Наибольший процент их составляли киновиты. В ряду общежительных монастырей первенствующее значение имела лавра. Под покровительством императоров Никифора Фоки, Иоанна Цимисхия и Василия Болгаробойцы лавра достигла цветущего состояния. Она имела многочисленное братство и владела многими метохами внутри и вне св. Горы, в том числе на соседних островах. 1117

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

После кончины Полиевкта Иоанн Цимисхий продолжил церковную политику Никифора Фоки. Патриархом по желанию императора был поставлен Василий I Скамандрин (970-974), однако вскоре он был обвинен в заговоре против императора и отправлен в ссылку. Сменивший его Антоний III Студит (974-979) также вынужден был отречься от престола и удалиться в мон-рь, возможно из-за связей с мятежником Вардой Склиром. На правление имп. Василия II Болгаробойцы (976-1025) и Патриаршество Николая II Хрисоверга приходится важнейший успех к-польской миссии за пределами империи - 2-е Крещение Руси при вел. кн. Владимире (Василии) Святославиче в 987-988 гг., а также образование Русской митрополии КПЦ с центром в Киеве в 90-х гг. X в. Однако внешнеполитические успехи имп. Василия II принесли и другие изменения в административную структуру КПЦ. В 1018 г., в ходе завоевания Болгарского царства византийцами, был впервые ликвидирован независимый Болгарский Патриархат (см. Болгарская Православная Церковь ), а вместо него учреждена автокефальная Охридская архиепископия ( Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 547). На рубеже X и XI вв. вновь обострились отношения КПЦ с Папским престолом. Об этом можно судить по косвенным сведениям: К-польским патриархам, как Сисинию, так и Сергию II (1001-1019), приписывалась повторная публикация «Окружного послания...» свт. Фотия против установлений Западной Церкви (RegPatr, N 814, 820). Поздние источники, такие как многочисленные повести об истоках разделения Восточной и Западной Церквей, а также сочинения Евфимия Зигабена (XII в.), упоминают о конфликте Сергия с папой Римским из-за Filioque, приведшем к новой схизме, однако эти сообщения не всегда надежны (RegPatr, N 819). По сообщениям зап. хронистов, в 1024 г. патриарх Евстафий I (1019-1025) обратился к папе Римскому Иоанну XIX (1024-1032) с просьбой признать за К-польским первоиерархом титул «Вселенский» в пределах Византийской империи и среди вост. патриархов, однако визант. источники об этом умалчивают (RegPatr, N 828).

http://pravenc.ru/text/2057124.html

Свт. Герман I , перед тем как стать патриархом К-польским, ок. 705/6-715 гг. занимал Кизическую кафедру. В работе VII Вселенского Собора (787), восстановившего иконопочитание, принимал участие Кизический митр. Николай ( Mansi. T. 13. Col. 381). Его преемником был защитник иконопочитания свт. Емилиан (точная дата его рукоположения неизв.). В 814 г., на праздник Рождества Христова, он в числе наиболее выдающихся деятелей К-польской Церкви принял участие в аудиенции у императора-иконоборца Льва V Армянина и вместе с другими противодействовал его претензиям на роль арбитра в церковных делах. В 815 г. Емилиан был отправлен императором в ссылку, где и скончался. На территории Кизической митрополии находилось неск. мон-рей, самым известным из к-рых был Мегас-Агрос (близ Скипсиса, ныне Куршунлутепе), где подвизался прп. Феофан Исповедник († 818). Высказывались предположения, что находящийся недалеко от Мегас-Агроса мон-рь Полихний можно отождествить с мон-рем Полихроний, игуменом которого до начала миссионерской деятельности был равноап. Мефодий . Кизический архиеп. Амфилохий был любимым учеником свт. Фотия, патриарха К-польского, к-рому тот посвятил трактат «Амфилохии» (скорее всего написан в 867-877). В 902 г. К. разграбил араб. флот Льва Триполийского. Кизические митрополиты Игнатий и Димитрий известны как адресаты писем К-польского патриарха Николая I Мистика, написанных в его 2-е Патриаршество (912-925) ( Nikolaos I, Mystikos, Patriarch of Constantinople. Letters/Ed. R. J. H. Jenkins, L. G. Westerink. Wash., 1973. P. 278, 428, 444-446, 478). Митр. Феодор Кизический был другом имп. Константина VII Багрянородного (913-959) ( Theodori metropolitae Cyzici Epistulae: Accedunt epistulae mutuae Constantini Porphyrogeniti. B.; N. Y., 2012). Сохранились его письма и Похвала сщмч. Власию, еп. Севастийскому (BHG, N 277k). Известный как строгий аскет К-польский патриарх Василий I Скамандрин (970-974) основал мон-рь на р. Скамандр близ Кизика. Димитрий , митр. Кизический (1-я пол. XI в.), визант. канонист и церковный писатель, упоминается в источниках в связи с деятельностью К-польского Патриархата, направленной против яковитов (участник Собора в Мелитине в 1030 г. и патриаршего Синода 1039 г., автор трактата о догматических заблуждениях яковитов и армян). Димитрий присоединился к митрополитам, предпринявшим попытку низложить К-польского патриарха Алексия Студита, к-рая окончилась неудачей. Кизический митр. Феофан принял участие в работе патриаршего Синода 1054 г. (RegPatr, N 869).

http://pravenc.ru/text/1684583.html

Так, о монахе Василии Скамандрине Лев Диакон рассказывает, что он 13 февраля 970 г. в неделю Православия принял хризму архиерейства и «объявляется Вселенским патриархом ( και οικουμενικς πατριρχης ανακηρττεται) " 608 . Несомненно, под этим объявлением, совершенным в день хиротонии и вслед за нею, нужно разуметь именно интронизацию, состоявшую в торжественном провозглашении Вселенским патриархом вновь хиротонисанного иерарха и в посаждении его на престол в присутствии находившихся в храме царя, сановников, архиереев, клириков и многочисленного народа. Интронизация и патриархов Алексия и Михаила Кируллария состоялась в дни их хиротонии, причем император Василий Болгаробойца, лежавший на смертном одре и не имевший возможности присутствовать на интронизации первого патриарха (15 декабря 1025 г.), отправил на торжество в качестве своего представителя первого министра протонотария Иоанна, 609 а интронизация Кируллария была совершена в день Благовещения 25 марта 1043 г. 610 О патриархе Германе III, избранном на вселенский престол в звании Адрианопольского митрополита, Пахимер сообщает, что в день придворного обряда провозглашения он, «совершив вместе с архиереями литургию, воссел на священном троне ( τω ερω φινζει θρνω) и предстоятельствовал среди прочих иерархов» 611 . Как именно происходила интронизация византийских патриархов и какое значение она имела, обстоятельно сообщается Симеоном Солунским . В воскресный день в присутствии царей, архонтов и почти всего народа патриархом при участии всех архиереев, клира и священников города торжественно совершалась литургия в храме Св. Софии. Необходимо, поясняет Симеон, чтобы все присутствовали во время интронизации своего пастыря и увидели его на кафедре, как самого Господа нашего Иисуса Христа, Сына Бога живого, получили от него благословение главным образом тогда – в самом начале ( καταρχς) его служения, приняли от него мир со святейшего трона и его же со своей стороны провозгласили ему. Ведь это есть мир Спасителя нашего, превосходящий всякий ум, наследие наше, приятное приветствие, вечное чаяние, дабы нам быть едино с Ним и с Отцом Его и Духом, как Он молился.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/o...

О, как несходны эти нравы римского духовенства с нравами православного духовенства на Востоке! Какая разность, особенно между нравами тогдашних пап и нравами патриархов Цареградских! Из числа тринадцати первосвятителей, восседавших в период насаждения нашей Церкви на кафедре Византийской, четыре, именно: Игнатий (867 – 877), Стефан I (886 – 893), Антоний II Кавлей (893 – 895) и Трифон (928 – 933), причислены православною Церковию к лику святых, а Антоний – даже и Церковию Западною; еще семь: Николай Мистик (895 – 906 и 911 – 925), Стефан II (925—928), Евфимий I (906—911), Полиевкт (956970), Василий I Скамандрин (970 – 974), Антоний III Студит (974 – 984) и Николай Хрисоверг (984 – 996), по свидетельству современников, отличались все более или менее истинною святостию и многими пастырскими добродетелями, а некоторые притом высокими подвигами самой строгой подвижнической жизни, в чем невольно соглашаются и сами римские писатели; еще один – премудрый Фотий (857 – 867 и 877 – 886), если и подвергался бесчисленным клеветам со стороны врагов своих и папистов, доселе не престающих чернить память великого мужа, зато по всей справедливости почитался и почитается православными как пламенный ревнитель веры и поборник правды, украсивший себя страданиями за истину. И только один – Феофилакт (933 – 956), сын императора Романа Лакапина, возведенный на патриарший престол по обету и непреодолимому желанию отца в летах ранней юности (на 17-м году), вовсе не понимал обязанностей своего высокого звания и, занимаясь большею частию детскими играми и некоторыми светскими развлечениями, недостойно носил имя первосвятителя. В то же время современные летописцы свидетельствуют о благочестии, процветавшем в святых обителях и пустынях Греции и Востока; упоминают о многих святых мужах, с которыми любили беседовать сами императоры, о великих подвижниках, обладавших даром прозорливости, чудесных исцелений и другими духовными дарованиями; и подробнейшие жизнеописания преподобного Афанасия Афонского (июля 5), Михаила Малеина (июля 12), Луки, нового столпника (декабря 11), Павла Латрского (декабря 15), с которым переписывались император Константин Багрянородный и болгарский царь Петр, Никона Армянина и других как нельзя более оправдывают эти свидетельства.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010