Впоследствии храм этот, по ветхости прежнего, воздвигнут вновь в половине XVII века коштом и усердием дьяка Захария (Богдана) Силина: стены его расписаны внутри превосходною живописью и украшены по приличным местам лепною работою изящного вкуса; иконы имеют драгоценные оклады. 2) Богоявления Господня, с трапезою и приделом св. Екатерины; перестроена в 1799 году. 3) Апостолов Петра и Павла. 4) Смоленской Богоматери, под колокольнею. В Соборном храме находятся гробницы: двух сыновей Бориса Васильевича Волоколамского, князей Иоанна и Феодора Борисовичей, и матери их, княгини Иулиании; Даниила, митрополита всероссийского, хиротонисанного из здешних игуменов, 1522, а во время малолетства царя Uoahha IV , сюда сосланного, и какого-то Преосвященного Феодосия. Каждый год 26 мая, в день кончины князя Бориса Васильевича, совершается здесь торжественная панихида и поминовение этого князя как сотрудника Преп. Иосифа, и принимавшего деятельное участие в построении обители. Монастырь Иосифов по огромности и великолепию зданий есть один из первых и известнейших обителей в России, и славится библиотекою, наполненною наиредчайшими харатейными и старопечатными книгами. Ризница его вмещает в себе, кроме драгоценной утвари, множество весьма древних и замечательных в археологическом отношении вещей. Колокольня в восемь ярусов, новейшего построения, имеет 30 саж. вышины; на ней находятся боевые часы; древняя колокольня была построена в 1506 году св. Иосифом. Одна из 8 башен монастырских называется Германовою, по имени построившего ее некогда архимандрита Германа (под нею погребенного). В этой башне есть жилые покои, в которых томился в заключении несчастный царь Василий Иоаннович Шуйский, по низложении его с престола, и отсюда взят гетманом Жолкевским в Польшу. – Обитель Иосифова и прежде того служила местом заточения для некоторых знаменитых лиц: в первой половине XVI века содержался здесь под стражею невинный страдалец за истину, внук В. К. Василия II, Князь Василий Иванович Патрикеев-Косой, который принял иночество с именем Вассиана, скончался и погребен здесь.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

получивший несудимую грамоту от царя Феодора Иоанновича; 8) Исаия II, присутствовавший в 1598 г. при избрании Борис Годунова на царство. В 1602 г., когда голод опустошал Россию, Богоявленский монастырь лишился многих крестьян и людей, умерших голодною смертью , почему в кормовой монастырской книге записано: «во вторник второй недели по Пасхе творити поминовение их». Игумены XVII века: 9) Арсений (1603–1619 г.), строитель Иоанно-Богословской и Трехсвятительской церквей. При нем в смутный период самозванцев иноки Богоявленского монастыря 30 декабря 1608 г. явили достойный памяти потомства пример верности и преданности престолу и отечеству. Когда шайка Тушинского самозванца требовала покорности своему атаману Лисовскому и уже многие окрестные селения и монастыри, в том числе и Ипатьевский, сдались изменникам добровольно и тем спасли себя от разорения, верные царю Шуйскому одиннадцать иноков, составлявшие братство Богоявленской обители, заперлись в нем и решились скорее лишиться многих сокровищ и имуществ и пожертвовать самою жизнью, чем изменить своему долгу и присяге. Мученики верности, они все погибли от рук разбойников после того, как монастырь взят силою. Имена их современниками записаны в монастырском синодике под именем избиенных, иеромонахи: Трифилий, Макарий и Савватий; иеродиакон Афиноген; иноки: Варлаам, Дионисий, Иов, Кирилл, Максим, Иоасаф и Гурий, еще служебники: Василий, Иван, Стефан, Никита, Диомид и 38 крестьян. По избиении иноков злодеи расхитили имущество, как-то: св. иконы, сосуды, ризы, книги и проч.; жалованные грамоты уничтожили. Узнавши о разорении и о всех бедствиях Богоявленской обители, царь Василий Шуйский за верность её прислал в 1609 г. иг. Арсению утешительную грамоту с известием об отпуске хлеба из Нижнего для братии. Вскоре же некоторые из похищенных свящ. предметов были в монастырь возвращены из разных мест людьми добросовестными, исторгнувшими их из рук нечестия. В 1613 г. игумен Арсений присутствовал при избрании на царство Михаила Феодоровича и подписался под избирательною грамотою; 10) Макарий (1618–1623 г.), при котором царь Михаил Феодорович, кроме вкладов, дал подтвердительную грамоту на владение вотчинами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Чудеса, связанные с именем Варлаама Хутынского, не оборвались с его кончиной. В середине 15 века новгородский архиепископ Евфимий Второй освидетельствовал святые мощи Варлаама Хутынского. Гроб старца был открыт и мощи преподобного в нем были найдены нетленными. Вскоре после того Хутынский монастырь посетил великий князь Иоанн Васильевич Третий. Войдя в собор Преображения, князь пожелал увидеть нетленные мощи святого Варлаама, но увидеть мощи князю не удалось. Когда крышку саркофага приподняли, из гроба полыхнуло пламя, настолько сильное, что, как свидетельствовали очевидцы, от него едва не загорелась деревянная храмовая дверь. Князь Иоанн в испуге бросил возле саркофага жезл и выбежал из церкви. Как впоследствии это событие описали летописцы, князь " чудесно пораженный удалился " . Иоанн Васильевич Третий положил отсчет богатым вкладам и пожертвованиям Хутынскому монастырю от российских князей и царей. Собственные вклады в новгородскую обитель делали Дмитрий Пожарский, Василий Шуйский и многие другие исторические личности России, вплоть до Петра Великого. Первый храм Преображения Господня простоял в Варлаама-Хутынском монастыре 312 лет, после чего пришел в негодность. На его месте в Хутыни был возведен собор, сохранившихся до наших дней. Строительство собора завершилось 6 августа 1515 года. В 1533 году в этом соборе свершилось еще одно чудо: перед ракой святого Варлаама сама собой зажглась свеча. Свеча горела в течение 9 недель, не уменьшаясь в размерах. Воск от этой свечи послали из Великого Новгорода в Москву в подарок великому князю Василию Иоанновичу. В 1611 году Хутынский монастырь стал штаб-квартирой шведов, напавших на Великий Новгород. В связи с этим православная обитель от шведского нашествия почти не пострадала. Тем не менее, шведы увезли с собой более 139 фунтов серебра с гроба Варлаама-чудотворца и жемчуга на 58 рублей. В 1764 году обитель в Хутыни получила первый монастырский класс. В 1816 году в Богословском приделе собора Преображения Господня был, согласно завещанию, захоронен поэт Гаврила Державин.

http://pravoslavie.ru/11889.html

Вместе с рядом представителей московской знати, сумевших привлечь на свою сторону собиравшееся для войны с Крымом дворянское ополчение, В. И. Ш. принял активное участие в подготовке заговора против самозванца, завершившегося 17 мая 1606 г. убийством Лжедмитрия I. После этого 19 мая сторонники В. И. Ш. провозгласили его царем перед народом в Москве на Лобном месте. 1 июня 1606 г. он был коронован в Успенском соборе Новгородским митр. Исидором . Мн. современники не считали избрание В. И. Ш. законным, т. к. оно произошло без участия представителей «всей земли». При избрании В. И. Ш. на престол была обнародована его запись. Новый царь обязывался никого не казнить, «не осудя истинным судом з бояры своими», не отбирать имущества у родственников осужденных, к-рые не были их соучастниками, не слушать ложных доносов и наказывать таких доносчиков и «без вины ни на кого опалы своей не класти». Эта запись дала впосл. основание ряду исследователей говорить об имевшем место при В. И. Ш. ограничении царской власти. В. И. Ш. обещал также не мстить людям, причинявшим ему обиды при царе Борисе. Однако, как отмечают источники, «вскоре по воцарении своем, не помня своего обещания, начат мстити людем, которые ему грубиша, бояр, и думных дияков, и стольников, и дворян многих разосла по городом и службам, а у иных у многих поместья и отчины поотнима». При участии В. И. Ш. после убийства Лжедмитрия I был смещен с Патриаршего престола грек Игнатий , к-рого отослали «под начал» в Чудов мон-рь. Были назначены выборы нового Патриарха. Ранее, сразу после переворота, В. И. Ш. принял решение перенести в Москву останки св. царевича Димитрия. За ними был послан в Углич старец Филарет (Романов) , к-рого первоначально и предполагали сделать Патриархом. Участие близких к Романовым бояр Шереметевых в заговоре против Шуйского привело к тому, что царь остановил свой выбор на Казанском митр. сщмч. Ермогене . Когда останки царевича Димитрия были привезены в Москву, царь, встретив их у городских ворот, сам отнес мощи нового святого к месту его погребения в Архангельском соборе . Содействуя канонизации царевича, московские власти во главе с В. И. Ш. стремились предотвратить опасность появления новых самозванцев, к-рые выдавали бы себя за спасшегося «царя Димитрия». Позднее по приказу В. И. Ш. были торжественно перенесены в Троице-Сергиев мон-рь останки его родственника и политического соперника - царя Бориса Годунова, а также его жены и сына. Для их гробниц по приказу В. И. Ш. были изготовлены покровы с украшениями из золота, драгоценных камней и жемчуга, на 1 мая учреждена соборная панихида. В февр. 1607 г. по инициативе царя было принято решение пригласить в Москву из Старицы низложенного Лжедмитрием св. Патриарха Иова , чтобы просить у него прощения за нарушение крестного целования законному монарху - царю Феодору Борисовичу Годунову , убитому по приказу самозванца.

http://pravenc.ru/text/150803.html

«И другого знаменитого затворника видела в стенах своих сия древняя обитель, хотя только на несколько дней. Сюда был привезен развенчанный, силою постриженный, Царь-инок Василий Иоаннович Шуйский, и здесь ожидало его новое, еще тягчайшее поругание. Здесь Царь был выдан своими подданными Гетману Жолкевскому, покорившему его столицу, и отселе увлечен к Смоленску, вместе с двумя братьями, для торжества Сигизмунду, которого однако же посрамил он величием духа при тяжком свидании. «Еще одно воспоминание того же смутного времени, но более отрадное, осталось Иосифовой обители. Под стенами ее была одержана воеводою Валуевым победа над сообщником Тушинского Лжедимитрия, Князем Рожинским, который овладел уже монастырем, и здесь утешены были сердца Русские освобождением из плена Митрополита Ростовского Филарета Никитича, которого захватили Литовцы посреди его паствы. В память сего отечественного подвига оставлены монастырю пушки, отнятые на побоище у Литвы, и ты услышишь их торжественные выстрелы во время водоосвящения на прудах. – Но уже началось пение и совершается литургия; взойдем в собор.» Торжественно было служение Архимандрита Гавриила с братией в величественном храме Успения, воздвигнутом св. Иосифом, помощью Князей Бориса и сына его Иоанна, в Византийском вкусе того времени. Шесть четверогранных столбов, из коих два в алтаре закрыты высоким вызолоченным иконостасом, поддерживают круглые арки, на коих лежит высокий купол, и широкая паперть окружает с двух сторон церковь , от запада и юга, по обычаю старинных церквей. Весь собор был наполнен народом; по окончании литургии начался крестный ход на воды. Спустившись с высокого крыльца, потянулся он мимо каменного теплого собора Богоявления и трапезы братской ко святым вратам, над коими воздвигнута церковь во имя Апостолов Петра и Павла; потом, поворотив вдоль ограды около узорочной Германовой башни, так названной в память погребенного под нею Архимандрита, направился вдоль восточной стены на один из обширных прудов, облегающих обитель. Звону колоколов отозвались выстрелы орудий при погружении креста, как бы на память освобождения Филарета и победы над Литвой, в тот самый день, когда Церковь торжественным ходом празднует двоякую победу Императора Византийского Мануила над Сарацинами и Князя Андрея Боголюбского над Болгарами, и выносит знамение креста, даровавшего успех обоим Государям.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

25-го мая собор епископов избрал патриархом казанского митрополита Гермогена, страдальца за православие и ревнителя отеческих преданий, а 1-го июня в Успенском соборе совершено было торжественное венчание на царство нового царя, Василия Ивановича, митрополитом новгородским Исидором, ещё до приезда в Москву новоизбранного патриарха. Спешное венчание вопреки обычаю не сопровождалось щедрыми наградами и милостями. Служилые люди были недовольны скупостью нового царя, справедливо указывавшего, что безмерная расточительность Лжедимитрия совершенно истощила царскую казну. Недовольство усилилось, когда новый царь поторопился удалить от себя всех бывших друзей самозванца, отправив их воеводами в дальние города: князя Василия Мосальского – в Корелу, Михаила Салтыкова – в Ивангород, Богдана Бельского – в Казань, Афанасия Власьева – в Уфу, князя Григория Шаховского – в Путивль, Андрея Телятевского – в Чернигов. Вдали они первыми стали на сторону его врагов. Нововенчанный царь имел больше 50 лет от роду, был маленького роста, очень некрасивый, с подслеповатыми глазами, начитанный, очень умный и очень скупой, любил доносы и сильно верил чародейству. Много невзгод он перенёс до воцарения, не легче было ему и на престоле. Первой заботой нового царя было желание успокоить население, взволнованное недавними смутами, и заставить его забыть пережитые колебания. С этою целью он немедленно приказал перенести из Углича в Москву погребённого там царевича Димитрия Иоанновича. Для этого отправлены были в Углич ростовский митрополит Филарет, астраханский архиепископ Феодосий, архимандриты Сергий спасений и Авраамий андроньевский, а из бояр князь Иван Михайлович Воротынский, Пётр Никитич Шереметев и два Нагие. Они отписали в Москву, что нашли мощи благоверного царевича Димитрия в целости; на нём жемчужное ожерелье, кафтан, камчатная шитая золотом и серебром рубашка и тафтяной, также шитый золотом и серебром убрус в левой руке, а в правой горсть орехов, которыми он тешился, когда его убили. Когда мощи царевича были вырыты из могилы, то все присутствовавшие ощутили удивительное благовоние.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Избранная под монастырь местность не представляла на первых порах выгодных условий для жизни, много требовалось труда, чтобы приспособить землю к производительности; и вот начинается расчистка лесов, мало-помалу образуются пашни, луга. Но без права, законным порядком утвержденного, владение землей и труд не были ограждены от сторонних притязаний. Требовалось ходатайство на отвод и закрепление избранного места монастырю. Священноинок Макарий в 1606 г. челобитной в Москве, испрашивает на то позволение Царя. Василий Иоаннович Шуйский, грамотой 28 августа 1606 г. на имя земского судьи (наволок Пинежский) Ивана Назарова, избранное под монастырь (на Черной горе) место утвердил с взносом в казну 5 алтын; причем велено определить количество земли, кто владеет ею и за какую плату. По сему Волокопинежский выборный судья Иван Назаров доносил, что на Черной горе расчищено пахотной и сенокосной земли для возделывания годной десять десятин, половина земли пахана, другая под лесом не очищена, и что оброку в казну за всю ту землю следует с черного попа и Макария 10 алтын, в чем и взята с него поручная запись на владение Черной горой со взносом оброка в казну. Количество и границы данной в надел монастырю земли точнее определены грамотой Царя Михаила Феодоровича 1631 года: " за монастырем пашни паханые, худые земли три чети в поле, а в двух по тому же, сена меж поль и по конец поль десять копен, лесу не пашенного десятина, да новорасчищенной земли от ручья Бобровца по Черной горе к Малетине до Ворги, да речка Кумечева с сенными покосы и наволочки, стараго оброку десять (10) алтын, пошлин 3 деньги, а межа черногорскому монастырю и пашни с нашими крестьяны волока Пинежскаго с деревнями Плешковскою и Малетинскою, от Черногорокаго монастыря вниз, по реке Пинеге владеть по Бобров ручей, что течет меж Василевского починка и монастырския земля, а в верхнюю сторону Пинегу реки и Малетинской Ворги по глубокий Коровий ручей, что течет в Пинегу реку, владеть игумену с братиею до тем межам по Черной горе и землю распахивать, а что под Черною горою наши земли от Бобровца до Ворги, игумену с братиею не владеть». Но при всем том утвержденная за монастырем земля подвергалась притязаниям и захвату.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

После сдачи Корельского края шведам в 1610 г. коневские иноки вынуждены были покинуть обитель, взяв с собой «образа, и колокола, и книги», запасы хлеба, а также коров и лошадей. Оказавшись неподалеку от Орешка, они узнали, что в Деревяницком мон-ре им отказали в приюте: братия опасалась, что коневские иноки «возьмут там верх». В том же году в ответ на челобитную игум. Леонтия, к к-рой «приложил руку» архиеп. Варлаам, царь Василий Иоаннович Шуйский распорядился, чтобы коневские и деревяницкие старцы жили в Деревяницком мон-ре «в общем братстве, как они преж сего тут были». Под предлогом того, что в Деревяницкой обители «нет власти», крестьяне Грузинского погоста в 1617 г. отказались давать деньги «на монастырское строение». Но царь Михаил Феодорович повелел им находиться в послушании у деревяницких и коневских «старцев и слуг». Постепенно иноки 2 обителей, по слову архим. Пимена, «слились в одну семью» (Ист.-стат. описание. 1869. С. 7-12; Берташ, Арсений (Хейккинен). 1993. С. 8-9). В наст. время в Деревяницком монастыре находится ц. в честь Коневской иконы Божией Матери (первоначально трапезная палата; 1725), а в новгородской церкви ап. Филиппа хранится Коневская икона, предположительно происходящая из Деревяницкого мон-ря. До окончания Северной войны К. м. находился под шведским владычеством, ц. Рождества Пресв. Богородицы была разобрана, камень и кирпич использовались для постройки крепости и кирхи в Кексгольме (ныне Приозёрск). В 1672-1673 гг. по просьбе деревяницкого игум. Иоасафа царь Алексей Михайлович озаботился возвращением в Россию мощей прп. Арсения. Окольничий А. С. Матвеев обратился по этому поводу к посланнику швед. кор. Карла Х. 1672-1673 гг. датирована грамота по этому поводу патриарха Питирима, адресованная игум. Иоасафу (Ист.-стат. описание. 1869. С. 13-17). К 1679 г. относится надпись на новой серебряной оправе коневской реликвии - деревянного ковша прп. Арсения, в которой упомянут деревяницкий игум. Неффалим. 1716-1799 гг. Собор в честь Рождества Пресв. Богородицы. 1799–1809 гг. Фотография. Нач. XX в.

http://pravenc.ru/text/1841922.html

В столице господствовало смятение, и скоро еще умножилось, когда народ сведал, что Тушинские изменники обманули Московских. Ляпунов и клевреты его немедленно объявили первым, в новом свидании с ними у монастыря Даниловского, что Шуйский сведен с престола, и что Москва, вследствие договора, ждет от них связанного Лжедимитрия для казни. Тушинцы ответствовали: «Хвалим ваше дело. Вы свергнули Царя беззаконного: служите же истинному: да здравствует сын Иоаннов! Если вы клятвопреступники, то мы верны в обетах. Умрем за Димитрия!» Достойно осмеянные злодеями, Москвитяне изумились. Сим часом думал еще воспользоваться Ермоген: вышел к народу, молил, заклинал снова возвести Василия на Царство; но убеждениям доброго Патриарха не внимали: страшились мести Василиевой и тем скорее хотели себя успокоить. Всеми оставленный, многим ненавистный или противный, не многим жалкий, Царь сидел под стражею в своем Боярском доме, где за четыре года пред тем, в ночном совете знаменитейших Россиян, им собранных и движимых, решилась гибель Отрепьева. Там, в следующее утро, явились Захария Ляпунов, Князь Петр Засекин, несколько сановников с Чудовскими Иноками и Священниками, с толпою людей вооруженных, и велели Шуйскому готовиться к пострижению, еще гнушаясь новым Цареубийством и считая келию надежным преддверием гроба. «Нет! – сказал Василий с твердостию: – никогда не буду Монахом» – и на угрозы ответствовал видом презрения; но смотря на многих известных ему Москвитян, с умилением говорил им: «Вы некогда любили меня... и за что возненавидели? за казнь ли Отрепьева и клевретов его? Я хотел добра вам и России; наказывал единственно злодеев – и кого не миловал?» Вопль Ляпунова и других неистовых заглушил речь трогательную. Читали молитвы пострижения, совершали обряд священный и не слыхали уже ни единого слова от Василия: он безмолвствовал, и вместо его произносил страшные обеты Монашества Князь Туренин. Постригли и несчастную Царицу, Марию, также безмолвную в обетах, но красноречивую в изъявлении любви к супругу: она рвалась к нему, стенала, называла его своим Государем милым, Царем великим народа недостойного, ее супругом законным и в рясе Инока.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Бояре Московские объявили, что переговоры кончились. Тут любовь к древней свободе в последний раз сильно обнаружилась на Вече. Новогородцы думали, что Великий Князь хочет обмануть их и для того не дает клятвы в верном исполнении его слова. Сия мысль поколебала в особенности Бояр, которые не стояли ни за Вечевой колокол, ни за Посадника, но стояли за свои отчины. «Требуем битвы! – восклицали тысячи: – умрем за вольность и Святую Софию!» Но сей порыв великодушия не произвел ничего, кроме шума, и должен был уступить хладнокровию рассудка. Несколько дней народ слушал прение между друзьями свободы и мирного подданства: первые могли обещать ему одну славную гибель среди ужасов голода и тщетного кровопролития; другие жизнь, безопасность, спокойствие, целость имения: и сии наконец превозмогли. Тогда Князь Василий Васильевич Шуйский-Гребенка, доселе верный защитник свободных Новогородцев, торжественно сложил с себя чин их Воеводы и перешел в службу к Великому Князю, который принял его с особенною милостию. 29 декабря послы Веча, Архиепископ Феофил и знатнейшие граждане, снова прибыли в Великокняжеский стан, хотя и не имели опаса, изъявили смирение и молили, чтобы Государь, отложив гнев, сказал им изустно, чем жалует свою Новогородскую отчину. Иоанн приказал впустить их и говорил так: «Милость моя не изменилась; что обещал, то обещаю и ныне: забвение прошедшего, суд по старине, целость собственности частной, увольнение от Низовской службы; не буду звать вас в Москву; не буду выводить людей из страны Новогородской». Послы ударили челом и вышли; а Бояре Великокняжеские напомнили им, что Государь требует волостей и сел в земле их. Новогородцы предложили ему Луки Великие и Ржеву Пустую: он не взял. Предложили еще десять волостей Архиепископских и монастырских: не взял и тех. «Избери же, что тебе самом) угодно, – сказали они: – полагаемся во всем на Бога и на тебя». Великий Князь хотел половины всех волостей Архиепископских и монастырских: Новогородцы согласились, но убедили его не отнимать земель у некоторых бедных монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010