Поставление Иова на патриаршество было совершено при личном участии патриарха Иеремии, и учреждение патриаршества было закреплено специальной соборной грамотой. В 1590 году Церковный Собор в Константинополе утвердил русское патриаршество и определил патриарху Московскому пятое место в диптихах после Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского. Константинопольский Собор 1593 года, в котором участвовали четыре восточных патриарха, подтвердил учреждение патриаршества в Москве, о чем в Москву была направлена грамота, подписанная 42 архиереями. Во время патриаршества святого Иова пресеклась правящая династия Рюриковичей: в 1591 году в Угличе был убит царевич Димитрий, а в 1598-м умер царь Федор Иоаннович. Трон перешел к боярину Борису Годунову, однако в 1605 году был захвачен самозванцем, выдававшим себя за чудесно спасшегося царевича Димитрия. Самозванец сместил с престола престарелого патриарха Иова, на место которого был избран рязанский архиепископ Игнатий. После того как Лжедимитрий I был в 1606 году смещен, Игнатия лишили сана, признав его действия в период смуты преступными. Царем стал боярин Василий Шуйский, а на патриаршество был избран казанский архиепископ Гермоген . Смута, однако, продолжалась, в Тушине объявился еще один самозванец, Лжедимитрий II, а в 1609 году в Россию вошли войска польского короля Сигизмунда III (1566–1632). В 1610 году Василий Шуйский был свергнут, и власть формально перешла к Боярской думе, однако вскоре оказалась в руках польского королевича Владислава. Патриарх фактически возглавил сопротивление полякам и благословил создание в 1611 году народного ополчения. За это он был заточен поляками в Чудов монастырь, а на его место был поставлен ранее лишенный сана Игнатий. Из заточения патриарх Гермоген продолжал рассылать послания, призывая народ встать на защиту Православия. В феврале 1612 года патриарх, уморенный голодом, скончался в темнице, а в октябре того же года народное ополчение под предводительством Минина и Пожарского освободило Москву. Игнатий бежал в Речь Посполитую, принял униатство и стал настоятелем Виленского Свято-Троицкого монастыря. Исповеднический подвиг патриарха Гермогена вошел в историю Русской Церкви, и он был канонизирован в 1913 году, во время празднования трехсотлетия дома Романовых.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Но время святительства Иова было далеко не безоблачным, даже в период правления кроткого царя Феодора. Потрясением для всего Российского государства обернулось убийство св. царевича Димитрия, совершенное в Угличе 15 мая 1591 г. Народная молва обвиняла в этом царского шурина Бориса Годунова. Однако, хотя это мнение и стало почти всеобщим, никаких доказательств вины Бориса не было ни в то время, ни сейчас. Еще более голословными выглядят выдвинутые в адрес Патриарха Иова обвинения в пособничестве Годунову. После гибели царевича Димитрия царем Феодором Иоанновичем была назначена комиссия для расследования обстоятельств смерти Димитрия и последующего мятежа в Угличе. Возглавлял ее князь Василий Шуйский, будущий царь. Комиссия сделала заключение о том, что малолетний Димитрий сам напоролся на ножик или свайку, играя во дворе. Тем не менее, жители Углича, подстрекаемые родственниками Димитрия по линии матери – царицы Марии Нагой, – подняли самый настоящий бунт и безо всякого суда убили тех, кто якобы был повинен в смерти царевича. Естественно, бунт пришлось усмирять. Патриарх Иов подписал решение следственной комиссии Шуйского предельно осторожно: «Пред Государем-царем Михайлы и Григория Нагих и углицких посадских людей измена явная. Царевичу Димитрию учинилось Божиим судом». То есть этим мнением Патриарха Иова Церковь, по сути, отмежевалась от вынесения какого-либо суждения по этому весьма темному делу. Как пример более объективного взгляда на проблему Угличского дела можно привести точку зрения академика С.Ф.Платонова. Основываясь на источниках, он отмечал, что сказание об убиении царевича Дмитрия было зафиксировано письменно не раньше, чем состоялись канонизация и перенесение мощей св. царевича Димитрия, то есть уже после воцарения Шуйского. Став царем после убийства Лжедмитрия I, Василий Шуйский изменил свое прежнее мнение насчет причин гибели царевича и стал говорить о причастности Годунова к убийству в Угличе. Все это было уже в 1606 году, т.е. через 15 лет после того, как произошла Угличская трагедия.

http://pravoslavie.ru/5232.html

Феодосий, зная, что может заплатить жизнью, безбоязненно ответил: «Знаю, что ты называешься царём, но прямое твоё имя Бог весть, ибо прирожденный Дмитрий царевич убит в Угличе и мощи его там». Смелый ответ так подействовал на Лжедмитрия, что он ограничился арестом Феодосия. Бесстрашными защитниками православия явились митрополит Казанский Гермоген и епископ Коломенский Иосиф. Когда Лжедмитрий просил благословения на его брак с Мариной Мнишек без совершения над ней крещения по православному обряду, а также допустить строительство в Москве католических костелов, Гермоген, поддерживаемый Иосифом, сказал: «не подобает христианскому царю брать некрещеную и вводить во святую церковь и строить римские костёлы». Самозванец возражал, но безуспешно. Гермоген оставался неприклонным. «И много ему бысть от оного ростриги прещения смертнаго и жестоких словес, он же, ярко крепкий поборник, никако сего ужасеся, непристанно его божественным Писанием укоряя и заклиная от такового начинания престати». Гермоген за это был удалён в свою епархию и заключен в монастырь, а Иосиф по одним источникам был отправлен в заточение, а по другим послан на покой. Ярким примером отношения к самозванцу как к еретику со стороны православного русского человека является дьяк Тимофей Осипов. Движимый ревностью к вере, он решился обличить лжецаря и приготовился к мученичеству. Он несколько дней постился и молился. Потом, причастившись Святых Тайн, пришёл в царские палаты и перед всеми сказал самозванцу: «Ты воистину Гришка Отрепьев, расстрига, а не цесарь непобедимый, не царев сын Дмитрий, но греху раб». Период 2-го самозванца и польской интервенции Избранный после смерти Лжедмитрия, а точнее, выкрикнутый толпой новый царь Василий Иоаннович Шуйский сидел весьма не прочно на престоле. Это обнаружилось с первых же дней его царствования. Все, кто были недовольны его избранием, представляли собою самую удобную среду для появления нового самозванца. И, действительно, вскоре после его воцарения, поползли слухи о том, что царь Дмитрий остался жив и бежал из Москвы, а во время переворота 17 мая по одним версиям убит его конюх, а по другим - какой-то немец. Бывший любимец Лжедмитрия князь Григорий Шаховской успел похитить государственную печать во время московского мятежа и в Путивле объявил, что Шуйский - похититель престола, а царь Дмитрий жив и скрывается до времени. И вот 1 августа 1607г. в Стародубе объявил себя новый Лжедмитрий. Польша сразу же пришла ему на помощь. Скоро вокруг него собрались «ратные люди, вышедшие из Речи Посполитой искать в Московии счастья и добычи, среди которых были польские вожди со своими отрядами - Лисовский, Сапега и др.». 1 июня 1608г. новый самозванец занял своими войсками село Тушино в 12 верстах от Москвы.

http://ruskline.ru/analitika/2010/8/03/r...

Знаменательным было празднование Тысячелетия Крещения Руси (1988). Именно Свято-Данилов монастырь был первым монастырем, возрожденным после тяжких лет большевистских гонений на Церковь. Это не случайно, промыслительно. Князь Даниил собирал Москву, вот и снова, через семьсот почти лет, его святое имя понадобилось для возрождения Москвы, а значит, и России. Вообще история Данилова монастыря — особая страница светской и церковной истории. Сын князя Даниила Иоанн, прозванный «Калита» (древнерусское слово, означающее «кошелек»), такой же, как и отец, собиратель Руси, желая увеличить значение Данилова монастыря, перевел его на княжеский двор в Кремль, а прежние постройки передал во владение Свято-Спасскому монастырю. Оба эти монастыря стоят через Москву-реку, друг против друга, и ныне, слава Богу, оба возрождены и сияют во всем своем благолепии. Но в те трудные для Руси времена первый Данилов монастырь обнищал, пришел в упадок. Казалось, и след его затерялся. Стояла только церковь во имя святого Даниила Столпника. Место называлось сельцо Даниловское. От центра Москвы оно было далеко, но от Бога близко. Помни о предках! Великий князь Иоанн Васильевич ехал со свитой мимо Даниловского. Вдруг у одного знатного юноши, который немного отстал от остальных, на ровном месте споткнулся конь. Внезапно появился человек в богатой одежде. Юноша испугался, но незнакомец успокоил его, говоря: — Не бойся меня, ибо я христианин, господин сего места. Имя мое — князь Даниил Московский. По Божию изволению положен я здесь, на сем месте. Иди к великому князю Иоанну и скажи ему от меня: «Зачем же ты меня предал забвению?» Но если он забыл меня, то Бог мой не забывал меня никогда. Юноша догнал князя. Тот увидел, что юноша взволнован и бледен. — Ты почему в таком трепете? Почему отстал? Юноша рассказал о встрече с давно почившим московским князем. Князь Иоанн Васильевич с того дня положил петь молебны и панихиды в память о своих предках и о князе Данииле. Теперь уже через сельцо Даниловское ехал великий князь Василий Иоаннович. Его сопровождал князь Иоанн Михайлович Шуйский. Они остановились на краткий отдых. Решили ехать дальше. Отдыхали они около церкви святого Даниила. Около нее лежал большой камень. Князь Шуйский подвел к камню коня, наступил на камень ногой, чтобы удобнее сесть в седло. Здесь же был простой крестьянин, пришедший посмотреть на господ. Он не выдержал и сказал Шуйскому:

http://azbyka.ru/fiction/vvys-k-nebesam-...

Но в сем безмолвии бодрствовало властолюбие с своими обольщениями и кознями, устремляя алчный взор на добычу мятежа и смертоубийства: на венец и скипетр, обагренные кровию двух последних Царей. Легко было предвидеть, кто возьмет сию добычу, силою и правом. Смелейший обличитель Самозванца, чудесно спасенный от казни и еще бесстрашный в новом усилии низвергнуть его: виновник, Герой, глава народного восстания, Князь от племени Рюрика, Св. Владимира, Мономаха, Александра Невского; второй Боярин местом в Думе, первый любовию Москвитян и достоинствами личными, Василий Шуйский мог ли еще остаться простым Царедворцем и после такой отваги, с такою знаменитостию, начать новую службу лести пред каким-нибудь новым Годуновым? Но Годунова не было между тогдашними Вельможами. Старейший из них, Князь Федор Мстиславский, отличаясь добродушием, честностню, мужеством, еще более отличался смирением или благоразумием; не хотел слышать о державном сане и говорил друзьям: «если меня изберут в Цари, то немедленно пойду в Монахи». Сказание некоторых чужеземных Историков, что Боярин Князь Иван Голицын, имея многих знатных родственников и величаясь своим происхождением от Гедимина Литовского, вместе с Шуйским искал короны, едва ли достойно вероятия, будучи несогласно с известиями очевидцев. Сообщник Басманова, коего обнаженное тело в спи часы лежало на площади, загладил ли измену изменою, предав юного Феодора, предав и Лжедимитрия? Не равняясь ни сановитостию, ни заслугами, мог ли равняться и числом усердных клевретов с тем, кто без имени Царя уже начальствовал в день решительный для отечества, вел Москву и победил с нею? Имея силу, имея право, Шуйский употребил и всевозможные хитрости: дал наставления друзьям и приверженникам, что говорить в Синклите и на лобном месте, как действовать и править умами; сам изготовился, и в следующее утро, собрав Думу, произнес, как уверяют, речь весьма умную и лукавую: славил милость Божию к России, возвеличенной самодержцами варяжского племени; славил особенно разум и завоевания Uoahha IV , хотя и жестокого; хвалился своею блестящею службою и важною Государственною опытностию, приобретенною им в сие деятельное Царствование; изобразил слабость Иоаннова наследника, злое властолюбие Годунова, все бедствия его времени и ненависть народную к святоубийце, которая была виною успехов Лжедимитрия и принудила Бояр следовать общему движению.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВАРСОНОФИЙ (ХОДЫКИН) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Варсонофий (Ходыкин) ( XVI в.), б. епископ Смоленский . С 1509 года - епископ Смоленский . 29 июля 1514 года великий князь Василий III Иоаннович лично осадил Смоленск ; артиллерия действовала успешно, и Смоленск подвергся великой опасности. Епископ Варсонофий явился ходатаем за город и жителей пред великим князем. Он просил его прекратить осаду до следующего дня, обещая сдачу города. Когда великий князь не внял этой просьбе и продолжал осаду, епископ, вместе с боярами, знатными гражданами и королевским наместником предложил немедленную сдачу города. На следующий день Варсонофий, осеняя великого князя крестом, приветствовал его словами: " Божиею милостию радуйся и здравствуй, православный Царь всея Русии, на своей отчине и дедине града Смоленска " . Василий Иоаннович подтвердил права и привилегии города и, в частности, церкви Смоленской и епископской кафедры. Но позднее в том же году смоляне узнали о поражении русских под Оршей . Боясь гнева польского короля, а, может быть, и по привычке к польскому владычеству, которое продолжалось уже 110 лет, они задумали изменить великому князю. Во главе изменников стал еп. Варсонофий, который послал к польскому королю своего племянника с просьбою идти немедленно к Смоленску, обещая легкую победу. Действительно, кн. Острожский с польской армией немедленно подступил к городу. Но предупрежденный об измене наместник великого князя, князь Шуйский, принял меры к обороне. Изменники были повешены на городской стене на виду у поляков. Епископа Варсонофия отправили к великому князю в Дорогобуж . Он был лишен сана и отправлен на заточение в Спасо-Каменный монастырь на Кубенском озере. Год кончины его неизвестен. Литература Использованные материалы Редакция текста от: 01.10.2011 11:06:33 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/17704.html

Первым благотворителем обители был Царь Иоанн Васильевич Грозный. В 1550 году, еще при жизни преподобного Геннадия, он пожертвовал монастырю деревни Павловку, Картополово, Радильцево, Настасьино со всем тем, что к тем деревням исстари принадлежало. Кроме этого несколькими грамотами оградил безопасность обители от разных судейских притязаний. Дарственные и несудные грамоты давали обители цари Феодор Иоаннович, Василий Иоаннович Шуйский, Михаил Феодорович. Нет сомнения, что кроме царей были и другие вкладчики и благотворители святой обители; по ревизии 1764 года за монастырем было несколько сел: Павловка, Обнорское, Буяново, Никольское, Сухоруково и Фоминское с 39-ю деревнями и в них 1376 душ крестьян. По заказу царей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича в монастыре был выстроен в 1644–1647 гг. каменный Преображенский собор, где под спудом хранятся мощи преподобного Геннадия. Собор является уникальным памятником архитектуры, он принадлежит к ранним примерам двустолпной конструкции. В 1751 году был построен храм в честь преподобного Алексия, человека Божия. В 1715 году выстроена колокольня. Звон производился в 9 колоколов, из которых большой был весом 5 тонн, второй по величине (полиелейный) весил 1800 кг. Внутри монастыря находился деревянный настоятельский дом и двухэтажный каменный дом для братии монастыря. Монастырь был обнесен каменной оградой с 6-ю башнями. Высота ограды 3,6 м, ширина 70 см, окружность 777 м.  Преображенский собор взрывали в 1961 году, однако стены и шеи глав уцелели. Алтарь собора снесли тракторами в 1988 году. Ныне состояние собора аварийное: обрушены некоторые участки сводов и северо-западный барабан, утрачены росписи, иконостас, оконные и дверные заполнения. Алексиевский храм использовали под колхозную контору, а первый этаж под склад ядохимикатов. С одной стороны Алексиевского храма была сделана силосная яма. Ныне состояние храма аварийное. Колокольню взрывали, в результате чего она получила крен, колокола уничтожены. Ограда разобрана, последние башни закончили разбирать в 1988 году. Корпуса для жилья братии и все остальные постройки разрушены совершенно. Сейчас над колодцем, выкопанным еще преподобным Геннадием, воздвигнут небольшой деревянный храм, в котором совершается богослужение. Рядом с храмом построена небольшая сторожка, рассчитанная на одного человека, в которой сейчас живут два монаха. Монастырь по границе бывшей стены обнесен временным деревянным забором.

http://sobory.ru/article/?object=03457

Между тем сделался там пожар: граждане письменно известили Иоанна о своей беде, называли его Царем Русским и давали ему разуметь, что не время воевать людям, которые льют слезы на пепле своих жилищ; одним словом, всячески уклонялись от похода, предвидя, что в падении Новагорода может не устоять и Псков. Отговорки были тщетны: Иоанн велел, и Князь Шуйский, взяв осадные орудия – пушки, пищали, самострелы, – с семью Посадниками вывел рать Псковскую, которой надлежало стать на берегах Ильменя, при устье Шелони. Ноября 23 Великий Князь находился в Сытине, когда донесли ему о прибытии Архиепископа Феофила и знатнейших сановников Новогородских. Они явились. Феофил сказал: «Государь Князь Великий! я, богомолец твой, Архимандриты, Игумены и Священники всех семи Соборов бьем тебе челом. Ты возложил гнев на свою отчину, на Великий Новгород; огнь и меч твой ходят по земле нашей; кровь Христианская льется. Государь! смилуйся: молим тебя со слезами: дай нам мир и освободи Бояр Новогородских, заточенных в Москве!» А Посадники и Житые люди говорили так: «Государь Князь Великий! Степенный Посадник Фома Андреев и старые Посадники, Степенный Тысячский Василий Максимов и старые Тысячские, Бояре, Житые, купцы, черные люди и весь Великий Новгород, твоя отчина, мужи вольные, бьют тебе челом и молят о мире и свободе наших Бояр заключенных». Посадник Лука Федоров примолвил: «Государь! челобитье Великого Новагорода пред тобою: повели нам говорить с твоими Боярами». Иоанн не ответствовал ни слова, но пригласил их обедать за столом своим. На другой день Послы Новогородские были с дарами у брата Иоаннова, Андрея Меньшего, требуя его заступления. Иоанн приказал говорить с ними Боярину, Князю Ивану Юрьевичу. Посадник Яков Короб сказал: «Желаем, чтобы Государь принял в милость Великий Новгород, мужей вольных, и меч свой унял». – Феофилакт Посадник: «Желаем освобождения Бояр Новогородских». – Лука Посадник: «Желаем, чтобы Государь всякие четыре года ездил в свою отчину, Великий Новгород, и брал с нас по тысяче рублей; чтобы Наместник его судил с Посадником в городе; а чего они не управят, то решит сам Великий Князь, приехав к нам на четвертый год; но в Москву да не зовет судящихся!» – Яков Федоров: «Да не велит Государь вступаться своему Наместнику в особенные суды Архиепископа и Посадника!» – Житые люди сказали, что подданные Великокняжеские зовут их на суд к Наместнику и Посаднику в Новегороде, а сами хотят судиться единственно на Городище; что сие несправедливо и что они просят Великого Князя подчинить тех и других суду Новогородскому. – Посадник Яков Короб заключил сими словами: «Челобитье наше пред Государем: да сделает, что ему Бог положит на сердце!»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

По сотной выписи 1587-1588 гг., во владениях монастыря насчитывалось 20 деревень, в них 52 двора крестьянских и 5 дворов бобыльских. К. м. прилагал усилия к расширению рыбных угодий. Обители принадлежали рыбные ловли и на р. Двине, и «по морскому берегу до Онежского рубежа». Мон-рь принимал все меры, чтобы приобрести доли и во владениях варницами в таких центрах солеварения, как Уна и Нёнокса. Попытался устроить варницы «на Терской стороне на Варзуге реке». Расширение земельных владений создавало определенные проблемы. На новые приобретения действия жалованных грамот не распространялись, и их облагали пошлинами, взимавшимися с черносошных волостей. Эти трудности были устранены жалованной грамотой царя Иоанна IV 1578 г. Как было отмечено в сотной 1587-1588 гг., «без государева указу к монастырю черных деревень... и всяких угодий не принимати и в заклад не имати». К этому времени в монастыре проживало 52 старца. Гос. власть создавала благоприятные условия для монастырской торговли солью и рыбой. Грамоту Иоанна IV об освобождении от уплаты проезжих пошлин монастырской соли и монастырского «запаса» подтверждали цари Феодор Иоаннович, Борис Годунов, Лжедмитрий I. В февр. 1607 г. царь Василий Иоаннович Шуйский выдал грамоту «о пропуске монастырского дощаника с солью к Вологде» и «о пропуске монастырского насада с 4000 пудами соли беспошлинно». Но освобождения от налогов владения К. м. не получили; мон-рю было предоставлено право самому собирать налоги и передавать в Москве, а не местным властям. В условиях начинавшейся Смуты К. м. получил право разыскивать и возвращать на свои земли беглых крестьян. Согласно грамоте 1607 г., монахи кормились только своим трудом - рыбной ловлей (АИ. Т. 2. 77. С. 105). 13 дек. 1613 г. польско-литов. отряды разорили К. м. и монастырские вотчины, сожгли кельи и конюшенный двор, 70 лошадей увели, 14 старцев и 11 мирян «посекли» (РНБ. Погод. 1563. Л. 105; Юдин. «Поставила есми храм…». 2003. С. 70, 84). Дополняет эти сведения грамота 29 апр. 1615 г.

http://pravenc.ru/text/2057250.html

Настоятелями Архангельского монастыря издавна были Архимандриты; только по упразднении Велико-Устюжской Епархии, последний Епископ оной Иоанн управлял монастырем до самой кончины своей; после же его и доныне продолжается опять архимандрия. В 1697 году Святейший Патриарх Всероссийский Адриан, по просьбе Александра, Архиепископа Велико-Устюжского, благословил Архангельского Архимандрита Иосифа и его преемников «ради чина и всякого церковного благолепия» употреблять при священнослужении шапку среброкованную. В 1510 году Великий Князь Василий Иоаннович пожаловал Архангельскому монастырю несудимую грамоту, которою подтверждены и права монастырские на владение деревнями в Устюжском уезде и у Соли Вычегодской; а через 40 лет Царь и Великий Князь Иоанн IV Васильевич велел подписать эту грамоту на свое имя, предоставив впрочем суд на Архимандрите Пермскому и Вологодскому владыке Киприану, а на старцах и людях монастырских самому Архимандриту. Царь Борис Феодорович, в 1598 году 18 октября, дал от своего имени Архимандриту Корнилию с братией такую же несудимую грамоту, какова Великого Князя Василия Иоанновича, без отмены, сделанной Царем Иоанном Васильевичем. Эту грамоту вполне подтвердили: 27 июня 1606 году Царь Василий Иоаннович Шуйский Архимандриту Михаилу; 21 февраля 1614 г. Царь Михаил Феодорович Архимандриту Варлааму; 8 августа 1647 г. Алексей Михайлович Архимандриту Игнатию; 20 сентября 1676 г. Феодор Алексеевич и наконец 25 октября 1682 года Цари Иоанн и Петр Алексеевичи, только Царь Алексей Михайлович и преемники его оговорили отмену Сретенского срока ставки к суду и проч., а написали быть в сем по Уложению и по новоуказанным статьям. Сверх того в 1623 году апреля 3 дня Царь и Великий Князь Михаил Феодорович, с Святейшим Патриархом Филаретом, пожаловал монастырю еще б о льшие преимущества; а в декабре 1663 г. Царь Алексей Михайлович, освободив вотчины Архангельского монастыря от поставки даточных конных людей, повелел поверстать их с вотчинами властелинских и верховских монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010