За ним не гналися; но Ширинский Князь его, Мамай, хотев долее грабить в селах Пронских, был разбит и взят в плен с 500 Крымцев; на месте легло их более трех тысяч. Чрез 6 дней все затихло: уже не было слуха о Крымцах. Иоанн, оставив Царицу и детей в Александровской Слободе, выезжал из Москвы к войску, когда Басмановы донесли ему о бегстве неприятеля: личная доблесть и слава сих двух любимцев еще более оживляла его радость: он дал им золотые медали. Внимание Государя обратилось на Полоцк: и там мы торжествовали, к стыду изменника нашего и гордого Пана Радзивила, главного Воеводы Сигизмундова. Они расположились станом в двух верстах от города, между реками Двиною и Полотою, в надежде, что возьмут его одним страхом или изменою; но Воевода Полоцкий, Князь Петр Щенятев, ответствовал на их предложения выстрелами, а бывший Царь Казанский Симеон, Князья Иван Пронский, Петр и Василий Оболенские-Серебряные спешили из Великих Лук зайти неприятелю в тыл: ибо Государь, угадывая действие советов Курбского, заблаговременно усилил полки свои на сей границе. Радзивил не имел доверенности к Курбскому (такова участь предателей!): вопреки его мнению, опасался битвы, в коей мог быть между двумя огнями; 17 дней стоял праздно; терял людей от выстрелов из крепости – и 4 Октября перешел на Литовскую сторону Двины. Сего не довольно: Воеводы Московские, изгнав Литовцев, взяли приступом Ноября] Озерище, и славный победитель Шуйского не сделал ни малейшего движения, чтобы спасти сию важную крепость. – В ту же осень Князь Василий Прозеровский отразил Литовцев от Чернигова и, взяв знамя Пана Сапеги, заслужил Царскую милость. Зимою Курбский с 15000 воинов Королевских входил в область Великих Лук; но подвиги его состояли единственно в разорении сел, даже монастырей. «То сделалось против моей воли, – писал он к Иоанну: – нельзя было удержать хищных ратников. Я воевал мое отечество так же, как Давид, гонимый Саулом, воевал землю Израильскую». К общему распоряжению Короля принадлежали и действия Воевод его в Ливонии: чтобы способствовать успехам Хана и Радзивила, он велел Князю Александру Полубенскому и другим своим Воеводам идти к Мариенбургу, Дерпту, в область Псковскую. Было несколько дел, довольно важных: в одном храбрый витязь Иоаннов Василий Вешняков разбил неприятеля, а в другом Князь Иван Шуйский и меньший Шереметев уступили ему поле битвы. Литовцы не могли овладеть Красным; не могли защитить окрестностей Шмильтена, Вендена, Вольмара, Роннебурга, откуда мужественный Воевода Бутурлин вывел 3200 пленников: за что Государь прислал к нему золотые медали. Силы Литовцев были разделены: они сражались и с нами и с Шведами; последние же на сухом пути с ними, а на море с Датчанами, за спорную Ливонию, к удовольствию Иоанна, который внутренне смеялся над их усилиями, считая себя единственным ее законным Государем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Среди прочих и козельское ополчение влилось в армию Болотникова, и было это ополчение достаточно многочисленным. Восстание поначалу было весьма успешным. Первые победы армии Болотникова стали сигналом к восстанию в южных областях Московского царства. Тульский сотник Истома Пашков поднял Тулу и Каширу, рязанский воевода Григорий Сунбулов и Прокофий Ляпунов — древнюю Рязанскую землю. На сторону еще не объявившегося «Дмитрия Иоанновича» перешли двадцать городов Орловской, Калужской и Смоленской областей. Волнения коснулись Вятки, Перми, Нижнего Новгорода. В Астрахани за Дмитрия вступился воевода князь Хворостинин. Ивану Болотникову удалось захватить Коломну, и он двинулся на Москву. Потерпев под Москвой сокрушительное поражение, Болотников заперся в Калуге. Более полугода продолжалась блокада государевыми войсками. Царь все не объявлялся. Боевой дух восставших начал угасать. Князь Шаховской пытался как-то влиять на ситуацию. К счастью для князя, в это время на Дону объявился новый самозванец, называвший себя царевичем Петром, сыном царя Федора Иоанновича, который, собрав вокруг себя шайку донских казаков и всякой «голытьбы», под этим предлогом занимался грабежом московских купцов. Шаховской призвал его к себе, собрал новые отряды и с таким ополчением, состоявшим из донских казаков и северских дворян, пошел на помощь к Болотникову. Впрочем, это не спасло ситуацию. Болотникову с помощью отряда Лжепетра удалось прорвать блокаду Калуги, удалось даже отойти в Тулу… 12 июня 1607 года царские войска подошли к стенам Тулы. Руководил осадой сам Василий Шуйский. 10 октября тульский кремль был взят. Ивана Болотникова сослали в Каргополь, где он был ослеплен и утоплен, самозванца «Петра Феодоровича» повесили, а князя Петра Григорьевича Шаховского постригли в монахи одного северного монастыря (откуда он вскоре сбежал и принялся разбойничать дальше). «Духовная санатория» Говоря о Козельске, невозможно не рассказать об Оптиной пустыни (о поездке в Оптину пустынь с автором " Фомы " Александром Ткаченко можно прочитать здесь  - прим. ред.) , одном из самых почитаемых монастырей, расположенном всего в трех километ­рах от города. «Духовная санатория многих израненных душ», — говорит про Оптину пустынь отец Павел Флоренский в письме Н. П. Киселеву, одному из основателей в 1919 году музея в монастыре. История Оптиной начинается в далеком XV веке, его основателем считается некий разбойник Опта, раскаявшийся и принявший монашество. Долгое время монастырь был, что называется, заштатным — небольшим, мало известным. Но b XIX веке Оптина стала известной по всей России благодаря расцвету в ее стенах старчества.

http://foma.ru/kozelsk.html

В Яшезерскую пустынь при жизни преподобного жаловали различные предметы, чаще всего богослужебные книги, великая государыня инокиня Марфа Иоанновна (в миру Ксения, – жена Феодора Никитича Романова, мать царя Михаила Феодоровича), царь Феодор Иоаннович (царствовал с 1584 по 1598 гг.), царь Василий Иоаннович Шуйский (царствовал с 1606 по 1610 гг.). Последний, кроме книг, наделил обитель пашенными, сенокосными, лесными и рыболовными угодьями. Преподобный Иона заслужил трудами и подвигами своими любовь и уважение от Соловецких игуменов Иакова (управлял Соловецким монастырем с 1581 по 1597 гг.) и преподобного Иринарха (управлял Соловецким монастырем с 1613 по 1626 гг. Память его 17 июля), а также от митрополита Новгородского Исидора (управлял епархией с 1603 по 1619 гг.), много также жертвовавших в бедную пустынную обитель. В 1628 г. в Яшезерском монастыре было уже два храма: прибавилась теплая с трапезой церковь в честь Преображения Господня. Тропарь, глас 8 О тебе отче Ионе, известен бысть спасения образ. Восприим бо крест последовал еси Христу. Творяше же и учаше, еже презрети плоть, преходит бо, прилежати же о души вещи безсмертней. Тем же и со ангелы радуется преподобне дух твой. Кондак, глас 2 Чистотою душевною Божествено вооружився, и непрестанныя молитвы, яко копие вручив крепко, пробол еси бесовская ополчения, Ионе, отче наш, моли непрестанно о всех нас. Сведения о преподобном отце нашем Антонии Чернозерском 1, 9 Память его празднуется месяца января в 17-й день † XVI О преподобном Антонии сохранилось очень мало сведений. Время подвигов его относят к XVI столетию. Преподобный основал монастырь с храмом в честь Рождества Пресвятой Богородицы на берегу Черного озера, в Череповецком уезде Новгородской губернии, в 40 верстах к северо-востоку от Череповца, 1 в двух верстах от реки Шексны. Кто был Антоний, из какого звания, когда и по чьему дозволению устроил пустынь, неизвестно. 9 В своей пустыни подвижник и скончался. Мощи преподобного Антония покоятся под спудом в храме давно упраздненной его обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Первый самозванец недолго (с июня 1605 до мая 1606 г.) беспутствовал в Москве со своими поляками. На престол избран Василий Иоаннович Шуйский. Новый царь прежде всего желал избрать законного патриарха; старец Иов уже потерял зрение и отказался; избран казанский митрополит Гермоген, муж непоколебимой твердости и правоты. Гермоген в сане патриарха был столпом Церкви и царства. Хотя самозванец убит был всенародно, хотя труп его обруган был на площади кремлевской; но буря, поднятая именем царевича Димитрия, не утихла; ее надлежало еще утишать. Царь Василий, быв боярином, не имел твердости открыть пред царем Феодором об умерщвлении царевича Димитрия. Теперь, избранный на престол, отдал он торжественную почесть царственному мученику перенесением мощей его в Москву. Но, верно, не настолько еще смирился Василий, чтобы погасить гнев Божий за нечистоты сердечные. Сперва начали волноваться только потому, что будто Василий избран одной Москвой; далее стали говорить, что нельзя нарушить клятву Димитрию, и что Димитрий спасся из Москвы во время восстания народного. Напрасно собор посылал митрополита Пафнутия с увещанием к крамольникам. Царь и собор положили принести народное покаяние. Посланием Гермогена приглашен был в Москву старец патриарх Иов. При многочисленном собрании народа в Успенском соборе Иов изобразил, сколько преступлений сделано было народом по смерти царя Феодора Иоанновича, сколько нарушено клятв и присяг, кого видела Москва в лице мнимого Дмитрия и какая была его участь пред лицом всей Москвы; в заключение патриарх, по усердной мольбе народа, преподал разрешение слепотствующим. Это оживило дух народный. Но поляки отыскали нового Димитрия, по всей вероятности, жида. Опять явились польские войска на помощь самозванцу, уже для всех известному. Изменники бояре равнодушно переходили от царя к тушинскому вору. Города заволновались. Патриарх был твердым, неизменным защитником царя и отечества. Он то словами убеждал сохранять верность законному царю, то рассылал грамоты, где к вразумлению народа, описывал дела и смерть первого самозванца.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Свт. Ефрем Казанский. Шитый образ для хоругви. Нач. XX в. (ГИМ) († 26.12.1613, Казань), митр. Казанский и Свияжский. В июле 1606 г. патриарх Московский и всея Руси сщмч. Ермоген возглавил хиротонию Е. во митрополита Казанского, осенью того же года Е. прибыл в Казань. (Высказываемые в лит-ре предположения о том, что до поставления на Казанскую кафедру Е. был архимандритом казанского в честь Преображения Господня мужского монастыря , неверны. При этом несомненным является факт, что Е. до хиротонии был связан с Казанью, поскольку его поставление совершилось по воле сщмч. Ермогена, бывш. Казанского митрополита, в 1606 возведенного на Патриарший престол.) В 1607-1610 гг. (см. Смутное время ) вместе с казанскими воеводами В. П. Морозовым и Б. Я. Бельским Е. управлял Казанью и Казанским краем, поддерживал царя Василия Иоанновича Шуйского . Позиция архиерея способствовала успехам властей в подавлении сторонников И. И. Болотникова и Лжедмитрия II . Летом или в начале осени 1606 г. Казанский митрополит отлучил от Церкви отказавшихся от присяги царю Василию Иоанновичу жителей Свияжского у., после чего Свияжск вернулся под власть царя (отлучение с жителей уезда было снято по указу патриарха Ермогена 22 дек. 1606). В 1606-1607 гг. все главные монастыри Казанской епархии (Спасо-Преображенский, Свияжский в честь Успения Пресвятой Богородицы , казанский Троицкий, казанский Зилантов в честь Успения Пресвятой Богородицы ) получили от царя Василия Иоанновича подтверждение на свои владения. 17 июля 1610 г. царь Василий Шуйский был свергнут. В авг. в Казань из Москвы была доставлена грамота о призвании боярским правительством на рус. престол польск. королевича Владислава, в сент. Е. принял у казанцев присягу королевичу. 8 янв. (по др. данным, 7 марта) 1611 г., когда в Казани узнали о занятии Москвы поляками (это произошло в ночь с 20 на 21 сент. 1610), возможно, тогда же в Казань пришло известие об освобождении патриархом Ермогеном россиян от присяги Владиславу, было решено присягнуть Лжедмитрию II.

http://pravenc.ru/text/182117.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕОНТЬЕВ Димитрий († между 1616/17 и 1624/25), протопоп Никольского собора в Зарайске (совр. Московская обл.). Не принадлежал к роду священников, наследственно состоявших при чудотворной иконе свт. Николая Мирликийского, которая хранилась в соборе. Возможно, Л. имел связи с правящими кругами в Москве, о чем говорит рост внимания к чудотворному образу в протопопство Л. Во «второе лето государства» Василия Иоанновича Шуйского «прозбою и молением протопопа» для зарайского образа свт. Николая был изготовлен серебряный оклад, украшенный драгоценными камнями и жемчугом. Вероятно, с заступничеством Николая Чудотворца связывали победу над участниками восстания И. И. Болотникова (осень 1607): среди изображений святых на окладе было помещено изображение царевича Димитрия Иоанновича , с чудесным вмешательством к-рого также связывали эту победу. В янв. 1610 г. царь Василий Шуйский приложил к образу золотую дщицу в память об освобождении Зарайска от «воровских людей». В соборе хранилось Евангелие (М., 1606), к-рое по традиции считалось вкладом царя Василия. Летом 1608 г., во время взятия Зарайска войсками А. Ю. Лисовского, Л. был захвачен в плен, где находился до тех пор, пока Лисовский не был разбит в сражении на р. Москве «на Медвежьем броду». Вместе с др. освобожденными Л. был отвезен в Москву, где «царь Василей их пожаловал» (ПСРЛ. Т. 14. С. 81). Протопопство Л. совпало со временем пребывания на воеводстве в Зарайске кн. Д. М. Пожарского . После перехода весной - летом 1610 г. Коломны и Каширы под власть Лжедмитрия II жители Зарайска предложили и своему воеводе «целовать крест» Тушинскому вору. Он отказался это сделать, а «никольской же протопоп Дмитрей крепляше ево и благословляше умерети за истинную православную веру» (ПСРЛ. Т. 14. С. 99). В результате переход зарайска под власть Лжедмитрия II не состоялся. Тревожная ситуация в районе Зарайска сложилась в дек. 1610 г., когда город подвергся нападению войск И. Н. Сунбулова, посланного боярским правительством Москвы против П. П. Ляпунова. «Помощию же и чюдесы великого чюдотворца Николы» противник потерпел поражение (Там же. С. 107). После этого события кн. Пожарский дал вкладом в собор «Устав, сиреч Око церковное» (М., 1610) и учредил в нем поминание своих предков. В храмовой описи 1822 г. упоминается также Евангелие - вклад Пожарского в Никольский собор.

http://pravenc.ru/text/2463567.html

Закрыть Правда Руси. О традициях русского самоуправления 12.06.2013 945 Время на чтение 15 минут C какой-то стати вошло в моду противопоставлять традиции западной демократии и русского абсолютизма, а вдобавок и " рабства " . Хотя это свидетельствует или о предвзятости оценок или о плохом знании отечественной и зарубежной истории. Если же взглянуть на реальную историческую картину, то дело обстояло... с точностью до наоборот. Абсолютизм был характерен именно для западной цивилизации. Демократия начала там развиваться только в конце XVIII - начале XIX в. А в более ранние времена даже в самых демократических государствах, Англии и Голландии, в гражданской жизни принимало участие лишь 1-2% населения (и британский парламентарий, не согласный с королем, мог запросто лишиться свободы, а иногда и головы). В других странах единовластие было еще круче. Но в России абсолютизм внедрил только Петр I - как раз по западным образцам. Со времен Ивана Грозного в нашей стране действовала уникальная система земской монархии. Главным ее принципом являлась " соборность " . От слова " собор " - сбор, коллегиальное начало. Как сформулировал О.А. Платонова, соборность - это " полное самоуправление в условиях сильной централизованной власти " . То есть жесткая " вертикаль власти " сочеталась с очень развитой демократией на всех " горизонталях " . Власть царя была огромной, но ограничивалась нравственными и религиозными нормами. Он, как Помазанник Божий, отвечал за каждый свой шаг перед самим Господом! Важнейшие решения принимал не единолично, а лишь после совета со " всей землей " , созывая Земские Соборы. Некоторые историки именуют их " зачатками парламентаризма " . Помилуйте, да уж какие " зачатки " , если только в России они обладали учредительными правами - выбирать и утверждать монархов! Ни британскому парламенту, ни французским Генеральным Штатам такие права и не снились! Судите сами: в 1582 г. Собор избирает на царство Федора Иоанновича. Из двух кандидатур - были и сторонники Дмитрия Иоанновича. В 1598 г. Собор избирает на трон Бориса Годунова (вопреки Боярской Думе), в 1599 утверждает его династию. Известно, что в 1604 г. патриарх Иов рассылал по городам решение Собора об избрании сына Годунова. Василий Шуйский созывом Земского Собора пренебрег, за что и поплатился восстанием. А низложили его Собором, хоть и импровизированным. Потом Собором выбирали польского Владислава - и в приглашении на царство оговаривалось, что изменять русские законы он может только по решению " всей земли " . В 1613 г. Земский Собор избирает Михаила. Даже последующих царей, занимавших престол по праву наследства, утверждала " вся земля " - в 1645 г. Алексея Михайловича, в 1676 г. Федора Алексеевича. А в 1682 г. Собор принимал решение, кому править, Петру, Ивану или Софье?

http://ruskline.ru/opp/2013/06/12/pravda...

В «смутное время», когда Гришка Отрепьев выдавал себя за убиенного царевича Дмитрия, архиепископ Феодосии стал одним из наиболее мужественных обличителей самозванца. Не страшась возможных гонений, владыка убеждал свою астраханскую паству не поддерживать Отрепьева и не учинять бунта. Сторонники Лжедмитрия пленили Феодосия и отправили его в столицу. В Москве владыка не отступился ни от одного своего слова. Представ перед Лжедмитрием, архиепископ Феодосии произнес: «Ведаю, что ты называешься царем, но прямое твое имя Бог весть, ибо прирожденный царевич Димитрий Иоаннович убиен в Угличе и мощи его тамо». Видя твердость Астраханского архиерея, Лжедмитрий только смог отослать архипастыря на патриарший двор, где, как известно, Феодосии продолжал и далее обличать самозванца. После казни Григория Отрепьева царь Василий Иоаннович Шуйский направил Феодосия в Углич для перенесения мощей царевича Дмитрия I в Москву, а затем с почестями отпустил владыку в Астрахань. Вторым Астраханским владыкою стал митрополит Онуфрий. Именно он распорядился построить храм во имя Казанской Божией Матери и память освобождения Астрахани от Ивана Заруцкого. В трудное время для Астрахани и России жил митрополит Иосиф. Во время бунта Степана Разина митрополит Иосиф просил астраханцев не творить бесчинств и не вставать на путь разбоя и убийства. После многочисленных угроз в адрес владыки, который укрывал в своем доме людей, приговоренных разинцами к казни, атаман Васька Ус с помощью палача Ларьки подвергли митрополита Иосифа пыткам, а затем возвели его на раскат и сбросили вниз. Митрополит Иосиф был причислен Русской Православной Церковью к лику святых. Его память чтиться 11 (24) мая вместе с равноапостольными словенскими учителями Кириллом и Мефодием. Митрополит Сампсон во время бунта с крестом вошел в Астрахань и остановил возмущение народа, а затем испросил у властей помилования для астраханцев. Благодаря трудам владыки в Астрахани был возведен прекрасный Успенский кафедральный Собор. В 1771 г. к Астрахани подошли войска Пугачева. По аналогии с Отрепьевым, Емельян Пугачев выдавал себя за умершего царевича Петра III. В это время правящим архиереем был епископ Мефодий, который смог убедить народ не поддерживать бунтарей и остаться верным властям. В знак благодарности, императрица Екатирина II весь суд над астраханцами отдала в руки владыки, сказав: «Что он над ними сделает, тому так и быть».

http://azbyka.ru/palomnik/Астрахань

В апр. 1591 г. В. И. Ш. был возвращен из ссылки и занял свое место в Боярской думе. После смерти 15 мая 1591 г. царевича св. Димитрия Иоанновича боярин был послан в Углич во главе следственной комиссии, к-рая должна была выяснить обстоятельства смерти царевича и установить причину волнений, происходивших в городе после внезапной гибели Димитрия. Комиссия, оставившая Углич 30 мая, 2 июня сообщила Боярской думе и освященному Собору, что Димитрий Иоаннович умер оттого, что упал на нож во время припадка эпилепсии, а его родственники, несправедливо обвинив в убийстве царевича дьяка М. Битяговского и др. лиц, стали виновными в расправе над ними и последовавших за этим волнениях. На основании данных сообщений было принято решение об аресте и ссылке родственников царевича - Нагих и о наказании жителей Углича. Хотя В. И. Ш. в дальнейшем занимал видные посты, был судьей рязанского Судного приказа, воеводой в Вел. Новгороде, его положение при царском дворе было весьма непрочным: Борис Годунов запретил ему жениться после смерти 1-й жены. После появления Лжедмитрия I В. И. Ш. был послан в янв. 1605 г. с подкреплениями к войску, в к-ром занял пост 2-го воеводы. Он принял участие в битве при Добрыничах, в к-рой войска самозванца были разбиты. После смерти царя Бориса В. И. Ш. был вызван в Москву, где публично заявил, что царевич Димитрий умер в Угличе и он участвовал в похоронах царевича. В дальнейшем вместе со всей Боярской думой признал Лжедмитрия I сыном Иоанна IV. Однако уже вскоре после вступления Лжедмитрия I в Москву В. И. Ш. был обвинен в организации заговора, целью к-рого должно было стать убийство самозванца и прибывших с ним поляков. На 30 июня 1605 г. была назначена смертная казнь, но в последний момент на месте казни В. И. Ш. был помилован, его имущество было конфисковано, самого же боярина сослали и заключили в тюрьму. После неск. месяцев ссылки В. И. Ш. был возвращен ко двору, причем Лжедмитрий разрешил ему жениться. В. И. Ш. занял одно из первых мест в Боярской думе. На свадьбе Лжедмитрия I с Мариной Мнишек он был тысяцким и должен был командовать полком правой руки в готовившемся Лжедмитрием походе на Крым.

http://pravenc.ru/text/150803.html

Дабы загладить свою вину, царь сделал щедрые пожертвования Псково-Печерскому монастырю, а имя преподобного Корнилия записал в синодик. Грозного царя сменил на русском престоле Федор Иоаннович (1557–1598), отличавшийся слабостью здоровья, кротостью и набожностью. В его правление произошло историческое для Русской Церкви событие – учреждение патриаршества. В отличие от автокефалии, которая была провозглашена без согласия Константинопольского патриарха, Московское патриаршество учреждалось с соблюдением всех необходимых канонических условий. В 1586 году Москву посетил Антиохийский патриарх Иоаким V, а в 1588-м – Константинопольский патриарх Иеремия II. Оба иерарха приезжали в Москву за милостыней, которую получили из щедрых рук царя. Иеремии II было в Москве сделано предложение перенести Константинопольский патриарший престол во Владимир, однако от этого предложения он отказался, справедливо полагая, что патриарший престол должен находиться там же, где и царский. Тогда к патриарху обратились с предложением «поставить на патриаршество Владимирское и Московское» митрополита Московского Иова. Патриарх сначала не соглашался, ссылаясь на отсутствие достаточных полномочий, но затем дал свое согласие. Поставление Иова на патриаршество было совершено при личном участии патриарха Иеремии, и учреждение патриаршества было закреплено специальной соборной грамотой. В 1590 году церковный Собор в Константинополе утвердил русское патриаршество и определил патриарху Московскому пятое место в диптихах после Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского. Константинопольский Собор 1593 года, в котором участвовали четыре восточных патриарха, подтвердил учреждение патриаршества в Москве, о чем в Москву была направлена грамота, подписанная 42 архиереями. Во время патриаршества святого Иова пресеклась правящая династия Рюриковичей: в 1591 году в Угличе был убит царевич Димитрий, а в 1598-м умер царь Федор Иоаннович. Трон перешел к боярину Борису Годунову, однако в 1605 году был захвачен самозванцем, выдававшим себя за чудесно спасшегося царевича Димитрия. Самозванец сместил с престола престарелого патриарха Иова, на место которого был избран рязанский архиепископ Игнатий. После того как Лжедимитрий I был в 1606 году смещен, Игнатия лишили сана, признав его действия в период смуты преступными. Царем стал боярин Василий Шуйский, а на патриаршество был избран казанский архиепископ Гермоген.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010