В 1330 году, через 27 лет после кончины князя Даниила, его младший сын – князь Иоанн Калита (1325–1340), унаследовавший Москву, перевел Даниловскую обитель в Кремль. По имени кремлевского храма, Спаса на Бору, монастырь стал именоваться Спасским. (В 1490 году, при великом князе Иоанне Васильевиче, эта же обитель, которой стало тесно в Кремле, переехала на новое место, расположившись в Крутицах, а монастырь получил наименование Ново-Спасского.) Между тем древние постройки самого Данилова монастыря постепенно ветшали. Но святой Даниил незримо охранял свою обитель. «Степенная книга» повествует о трех напоминаниях благоверного князя о себе. Во время правления Uoahha III святой Даниил явился одному придворному юноше, проезжавшему мимо монастыря, и сказал ему: «Рцы великому князю Иоанну – се убо сам всячески себя утешаеши, меня же почто забвению предал еси?» Иоанн Васильевич с того времени установил петь соборные панихиды о своих почивших родственниках. При Василии Иоанновиче (сыне Uoahha III ) проходил мимо монастырского кладбища боярин Василий Шуйский. Некий человек, видя, что Шуйский намеревался сесть на своего коня с могильного камня, предупредил, что под этим камнем лежит великий князь Даниил. Шуйский же, видя худость и запустение этого места, ответил: «Мало ли есть тех князей». Внезапно конь под ним вздыбился и Шуйский упал на землю, чуть живой. Раскаявшись в своей дерзости, он повелел отслужить панихиду о благоверном князе Данииле. При Иоанне Грозном умирающий сын одного купца получил исцеление у могилы святого князя Даниила. Царь, удивленный чудесами, возобновил древний Данилов монастырь, собрал иноков и построил в 1550–1560 годах каменную церковь во имя святых отец Седми Вселенских Соборов взамен ветхой деревянной. 30 августа 1652 года царь Алексей Михайлович, по откровению явившегося ему святого князя Даниила, прибыл вместе с Патриархом Никоном и священным Собором в Данилов монастырь. Обретенные мощи благоверного князя оказались нетленными. Впоследствии они были положены в серебряную раку, от которой происходило немало исцелений.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Конец XVI – начало XVII века известны в истории России как Смутное время. В 1605 году скончался Борис Годунов, вскоре погиб его сын царевич Феодор, затем меньше года царствовал Лжедмитрий, который свёл с Патриаршего престола святителя Иова. После этого новым царём стал Василий Шуйский. В конце мая “Троицкий монастырь принимал в своих стенах мощи царевича Димитрия, когда они переносимы были из Углича в Москву” 13 . Затем тела царя Бориса Годунова, в иночестве Боголепа, его жены царицы Марии и царевича Феодора были принесены из Москвы и погребены в Троице-Сергиевом монастыре. Новый царь Василий Шуйский уделял внимание обители преподобного Сергия. Преподобный Сергий Радонежский (†1392; пам. 25 сент.), будучи послан благоверным князем Димитрием (†1389; пам. 19 мая) в Нижний Новгород, основал пустынь в Гороховском уезде, в которой он устроил храм во имя Живоначальной Троицы и мученика Георгия. Эта пустынь была разорена казанскими татарами ещё да падения Казани в 1552 году. Феодор Иоаннович в 1591 году предпринял меры к возрождению детища Преподобного, дал свою грамоту. А 14 июля 1607 года царь Василий подтвердил архимандриту Иоасафу льготы этой жалованной грамоты 14 . “В ноябре 1607 года посетил Троицкую обитель царь Василий Иоаннович, принося благодарение за победу над мятежниками” 15 . Ещё ранее, 8 августа 1606 года, он дал подтвердительную жалованную грамоту архимандриту Иоасафу на рыбные ловли для монастыря на Волге 16 . В том же году Василий Шуйский решил возникший спорный вопрос в связи с вотчиной, данной ранее царём Феодором Иоанновичем 17 . Затем по просьбе архимандрита Иоасафа он освободил от уплаты пошлины Троицкую обитель за мёд, собираемый в Юрьеве Повольском 18 . Когда в августе 1607 года на московском подворье в Кремле сгорели грамоты относительно вотчин в Нижегородском уезде, царь по просьбе архимандрита Иоасафа повелел восстановить все необходимые документы 19 . В 1609 году царь пожаловал архимандриту Иоасафу место “за деревянным городом, за Сретенскими вороты у Неглинной на берегу от дороги” 20 . Здесь был построен деревянный храм, позднее заменённый каменным. Это явилось началом нынешнего подворья Лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

К. Василия II, Иоанн; дети В. К. Василия Темного: Юрий Дмитровский, Борис Волоцкий и Можайский, Андрей (большой) Углицкий и Можайский и Андрей (меньшой) Вологодский; сын В. К. Uoahha II Иоанн 3 ; сын В. К. Uoahha III Иоанн, отец несчастного Димитрия. Гробы этих князей были выносимы на все время перестройки, и потом, в 1508 году, торжественно внесены в новый собор, где уже находилась гробница В. К. Uoahha III , погребенного в неоконченном еще храме. Эти 24 гроба поставлены, с строгим соблюдением родового порядка, в том положении, в каком они ныне видимы. После их погребены здесь: Великий Князь Василий Иоаннович IV; цари: Иоанн IV (Грозный), Феодор Иоаннович, Василий Иоаннович (Шуйский) , Михаил Феодорович, Алексей Михайлович, Феодор Алексеевич, Иоанн Алексеевич и император Петр II; сын В. К. Василия IV Юрий; дети В. К. Uoahha III : Андрей Старицкий, скончавшийся в заточении; Димитрий (Жилка) Углицкий, Симеон Калужский и Юрий Дмитровский; внук Uoahha III ; Димитрий Иоаннович, торжественно коронованный дедом его в сани Великого Князя, и кончивший несчастную свою жизнь в заточении; дети Иоанна Грозного и младенцы: Иоанн, Василий и назначаемый от отца преемником престола, Димитрий; сын царя Феодора Иоанновича, младенец Илия; дети царя Михаила Феодоровича: Василий и Иоанн; дети царя Алексия Михайловича: Алексий, младенец Димитрий и Симеон; сын Петра Великого, Александр. Сверх того, тут же погребены: князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский, племянник царя Василия Шуйского; принявшие христианскую веру – Александр Сафагиреевич, царь Казанский, сын знаменитой Сююньбеки; и Петр (Кудагуйло) Ибрагимович, царевич Казанский, зять В. К. Uoahha III . – Рядом с гробом царя Василия Шуйского, которого останки, находившиеся в Польше 23 года, перевезены сюда, 1635, по просьбе царя Михаила Феодоровича, стоят три какие-то неизвестные гробницы, без надписей; все эти четыре памятника складены, как приметно, в одно время и между собою соединены; думают – и весьма основательно – что в двух из них погребены братья царя Василия, томившиеся с ним в плену: их гробы перевезены в Москву в одно время с царем Шуйским; а в третьей, может быть положен кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Для подавляющего большинства современников Царствование Государя Феодора Иоанновича в гражданском самосознании все же связывалось с относительно мирным внутренним и внешним существованием, с надеждами на дальнейший рост и укрепление хозяйственного благополучия, с державным попечением о Православной Церкви, Которая тогда для русских людей была центром и смыслом их духовного и общественного существования. И если в духовном смысле эти определенные народно-хозяйственные достижения и державные свершения в народном сознании связывались с личностью Царя-Молитвенника Феодора, то можно со всем основанием полагать, что в народе был высок и авторитет правителя Бориса Годунова, который был главным и первым исполнителем этой общегосударственной политики. Конечно, нет нужды чрезмерно идеализировать этот период истории Российской государственности. Но среди соборян для большинства духовенства, воинских и державных чинов средней знатности, для представителей иных сословий поступательное продолжение государственной политики четырнадцатилетнего Царствования Государя Феодора Иоанновича могло быть связано только с фигурой Бориса Годунова, в качестве ли правителя при Царице Ирине Феодоровне, в качестве ли Царя. В той ситуации любая другая кандидатура из числа Кремлевской аристократии в их глазах не могла гарантировать подобную политическую преемственность. Конечно, в Кремле существовали различные политические группировки и аристократические «партии», для которых авторитет Б.Ф.Годунова был далеко не безспорен, в первую очередь, из-за относительной незнатности рода Годуновых, возвышение которого произошло только в эпоху Царствования Государя Иоанна Грозного, точнее в эпоху Опричнины. Однако эти группировки и «партии» прилюдно, перед лицом «Вселенского» Собора всея Руси так и не смогли предложить кандидатов на Царский Престол. Почему? Давайте посмотрим состав старших членов Государевой Думы по списку Утвержденной Грамоты 1598 года. Первый по чести боярин правитель Б.Ф.Годунов в нем не значится. Далее следуют по чести восемнадцать бояр - князь Федор Иванович Мстиславский, князь Василий Иванович Шуйский, конюший боярин Дмитрий Иванович Годунов, князь Федор Михайлович Трубецкой, боярин и дворецкий Степан Васильевич Годунов, боярин Иван Васильевич Годунов, князь Дмитрий Иванович Шуйский, Богдан Юрьевич Сабуров, князья Никита и Тимофей Романовичи Трубецкие, Федор Никитич Романов, князь Михайло Петрович Катырев-Ростовский, Александр Никитич Романов, князь Иван Михайлович Глинский, князь Александр Иванович Шуйский, князь Борис Камбулатович Черкасский и князь Василий Карданукович Черкасский. Мы здесь видим прямых представителей девяти российских аристократических родов, но, учитывая происхождение их материй и бабок, они были связаны с другими знатными российскими родами.

http://ruskline.ru/analitika/2011/09/07/...

Летом 1606 г. началось восстание против В. И. Ш. дворянства и мелкого служилого люда юж. областей гос-ва, получивших разные права и привилегии от Лжедмитрия I и боявшихся их утраты при новой власти. С распространением восстания к нему стали присоединяться казаки, беглые холопы, крестьяне. В ряде сражений правительственные войска были разбиты. В окт. 1606 г. восставшие под предводительством И. И. Болотникова и И. Пашкова осадили Москву. 2 дек. 1606 г. сам В. И. Ш. вышел с войском в поле во время решающего сражения. Благодаря расколу в стане противника и помощи помещиков зап. уездов страны восставшие были отброшены от Москвы. В марте 1607 г. В. И. Ш. при участии Патриарха, освященного Собора и Боярской думы утвердил Уложение, к-рое должно было способствовать восстановлению и укреплению общественного порядка. Оно устанавливало 15-летний срок сыска беглых крестьян и холопов и вводило суровые санкции для тех, кто подговаривал к побегу или принимал беглых. На местные власти также возлагалась ответственность за сыск беглых и их возвращение к прежним хозяевам. В условиях непрекращающегося кризиса (см. ст. Смутное время ) нормы Уложения не удалось применить на практике. В научной лит-ре неоднократно выражались сомнения в том, насколько точно В. Н. Татищев (в сочинении к-рого сохранилось Уложение) передал текст данного памятника законодательства В. И. Ш. Царь Василий Иоанович Шуйский. Гравюра на металле. 1819 г. (РГБ) Царь Василий Иоанович Шуйский. Гравюра на металле. 1819 г. (РГБ) 21 мая 1607 г. царь лично возглавил поход против войск Болотникова, закончившийся 10 окт. 1607 г. капитуляцией Тулы - центра восстания. При сдаче крепости В. И. Ш. дал обязательство сохранить жизнь главным руководителям восстания - Болотникову и самозванцу Илейке Муромцу, объявившему себя Петром, сыном покойного царя Феодора Иоанновича. Однако это обещание было нарушено. После взятия Тулы В. И. Ш. вернулся в Москву, где 17 янв. 1608 г. вступил в брак с Екатериной, принявшей имя Мария, дочерью убитого в 1607 г. восставшими в Путивле боярина кн. П. И. Буйносова-Ростовского. Недоброжелатели порицали В. И. Ш. за то, что он поспешил в Москву устраивать свой брак, не подавив окончательно восстания в юж. уездах страны.

http://pravenc.ru/text/150803.html

Ропот народный, как отдаленный гром, глухо зарокотал в России: гроза смут постепенно поднималась над ней со стороны Польши, – и появился, в сопровождении поляков, первый самозванец, которому без боя покорялись веси и города, обманутые призраком царевича Димитрия. Эта новая неслыханная казнь за преступление поразила смертью Бориса, потрясла Россию и предала ее на поругание злодеям. Сын Бориса, юный Феодор, также заплатил смертью за преступление отца. Венец Мономаха возложил на себя дерзкий бродяга. Обман обнаружился, и обманщик погиб достойною его смертью. Воцарился Василий Иоаннович Шуйский, старший в роде Рюриковой крови. Но народ не удовлетворил еще своими бедствиями праведному суду Божию; гнев Божий требовал еще возмездия и гремел над Россией... Новый царь – не выборный от всей земли русской; Провидение не его назначило быть ее миротворцем. Смуты в народе и раздраженные страсти внутренних бунтовщиков еще не улеглись и давали пишу внешним интриганам, ненавистникам России Завистники Шуйского и отребье рати Лжедимитрия – шайки бродяг, охотников до грабежа и разбоя, шатаясь по России, рассевали слух в народе насчет сверженного с престола и убитого самозванца, что будто бы он истинный сын Грозного Иоанна, что он спасся от смерти и преследования Шуйского, завладевшего престолом, что Шуйский всех обманул. Вследствие того явились, один за другим, новые исчадия новых смут и крамол внутренних и затей польских, новые обманщики. Увлеченные соблазнительным примером первого самозванца, эти дерзкие выходцы нагло посягали на царство. Множество обманутого народа и толпы поляков и казаков пристали ко второму самозванцу. Войско его, сильное и многочисленное, разбило воевод Шуйского и приступило к Москве. Любимый вождь верных сынов отечества, юный герой князь Михаил Скопин-Шуйский прогнал хищное стадо обманщика к Калуге и Туле, окончательно рассеянное потом самим Шуйским. Но жадное до кровавой добычи, оно снова собралось и налетело к Москве, под знаменем известного «вора Тушинского».

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Дмитрий скончался, не услышав даже крика отчаяния матери. Через минуту город стал неузнаваем. Бил набат. Улицы заполнились народом. Все увидели мертвого царевича, а возле него мать и кормилицу - обе были без памяти. Но имя убийц уже было названо. Они не успели или не хотели скрываться и закрылись в одном из домов. Тогда к толпе вышел главарь убийц Михаил Битяговский. .Он пытался доказать народу, что якобы произошел несчастный случай и Дмитрий сам убил себя ножом " в падучей болезни " . " Душегубец! " - завопила толпа. Камни посыпались в убийцу Данилу Битяговркого, который искал убежища в доме с одним из соучастников злодейства Народ схватил и убил их. Были убиты также Михаил Битяговский и Никита Качалов. Третий убийца, Осип Во-лохов, был схвачен и приведен в церковь Спаса, где уже стоял гроб Дмитрия. На глазах царицы Осипа умертвили. Убили также, трёх слуг Михаила Битяговского. Мамку оставили в живых для дачи показаний, а убийц похоронили без церковного отпевания. Из Углича к царю послали гонца, но он был перехвачен людьми Годунова. Грамоту взяли и переписали, сказав в ней, что царевич в судорожном припадке заколол себя ножом из-за " небрежности " Нагих, которые якобы оклеветали дьяка Битяговского и его ближних в убийстве царевича. С этим подлогом Годунов и поспешил к Федору. Царь горько плакал, но всему поверил. В Углич, для разбора дела были посланы Андрей Клешнин (помощник в злодействе) и князь Василий Иоаннович Шуйский, брат которого был убит Годуновым. Прибыв в Углич, Шуйский и Клешнин осмотрели убитого царевича, собрали духовенство и граждан. Шуйский спросил: " Каким образом Дмитрий от небрежности Нагих заколол сам себя? " . Ему назвали истинных убийц. Тогда допросы начали проводить тайно. После был составлен отчет-заключение царю. Обвинили близких и родных Нагих, особенно Михаила, брата вдовствующей царицы. Всех обвиняемых привезли в Москву, снова допрашивали. Бывшую царицу s бед ее воли постригли в монахини и отвезли в вологодские земли, на Выксу (близ Череповца).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1925...

Царица мать, обвиненная в недосмотре за царевичем, была сослана в отдаленный монастырь святого Николая на Восхе, по ту сторону Белого озера, и пострижена в иночество с именем Марфы. Братья ее были сосланы в заточение. Жители Углича за самовольную расправу с убийцами одни были казнены, другие сосланы на поселение в Пелым, а многим урезали языки. Казалось, все забыто. Но глас Божий — глас народа: возникла народная молва об усопшем царевиче, и глухой ропот все возрастал. Несмотря на приговор бояр и указ царя, никто не верил князю Шуйскому. И сам князь Шуйский пятнадцать лет спустя, увенчанный наследственным венцом Димитрия, писал в окружных грамотах народу, что «за грехи всего христианства православного великого государя царевича Димитрия Иоанновича не стало, убит же он, как непорочный агнец в Угличе». Перед всей Россией свидетельствовал, что «царевич Димитрий Иоаннович, по зависти Бориса Годунова, яко овча незлобливо, заклася». И патриарх Иов в грамоте писал: «Прият заклание неповинно от рук изменников своих». И патриарх Ермоген в сказании об убиении царевича, и многие российские и иностранные современники — все единодушно говорили, что царевич убит по тайному приказанию Годунова. Ложь, прикрывающая убийц, стала явной, когда в 1606 году открыли гроб царевича, и нашли, что «в левой руке царевич держал полотенце, шитое золотом, а в другой — орехи», в таком виде его и постигла смерть. Царевич Димитрий был погребен в Угличе в дворцовом храме в честь Преображения Господня. Но Господь, смотрящий не на лица, а на помыслы, произнес устами пророка Исаии: Мне отмщение, и Аз воздам ( Рим. 12:19 ). И устами иного пророка: «Что грех отцев взыщет на сынех до третьего и четвертого рода, милость же Его на тысячи родов» ( Исх. 20:5-6 ). Он посетил всех, причастных к смерти Димитрия. Одним именем мнимо воскресшего отрока Лжедмитрия поражен сам Борис на престоле и все его семейство. И царь Василий Шуйский, ближайший судья в смерти царевича, низложивший первого Лжедмитрия, сам низложен с престола во время смуты Лжедмитрия второго. И опять тень царевича оказывается сильнее царя на престоле: Шуйский невольно пострижен, как бы за невольное пострижение матери царевича и, как братья ее Нагие, терпит он с братьями долголетние узы и скончается в плену со всем своим родом, некогда столь могущим.

http://azbyka.ru/fiction/deti-nebesnogo-...

Однажды великий князь Иоанн Васильевич ехал мимо места древнего Даниловского монастыря, где почивали честные мощи блаженного князя Даниила. Тогда у одного знатного юноши в полку княжеском споткнулся конь, и он остался один среди пути. И вот внезапно сему юноше явился незнакомый человек. Тот, увидев незнакомца, испугался; явившийся же сказал ему: «Не бойся меня, ибо я христианин, месту же сему господин. Имя мое Даниил Московский. По Божию изволению положен я здесь, на Даниловском сем месте. Иди, юноша, к великому князю Иоанну и скажи ему: вот, ты всячески себя утешаешь, зачем же меня предал забвению? Но если он забыл меня, то Бог мой не забывал меня никогда». Сказав сие, он стал невидим. Юноша тотчас сел на коня своего и скоро догнал великого князя. Видя его ослабевшего, испуганного, осунувшегося лицом, князь сказал ему: «Где ты замешкался и кого испугался? Почему в таком трепете приехал сюда?» Юноша рассказал ему подробно все, что видел и слышал. Великий же князь с того времени уставил петь соборные панихиды и Божественные службы и устроил раздачу милостыни и трапезы по отшедшим душам своих родственников, поживших в благочестии. Спустя много лет новый великий князь Василий Иоаннович ехал однажды в сопровождении множества своих приближенных. Когда бывший среди них князь Иоанн Михайлович Шуйский приблизился к церкви святого Даниила, где почивали мощи блаженного князя Даниила Александровича, над которыми в древние годы был положен камень, то князь Шуйский наступил на сей камень и начал с него садиться на своего коня. Случившийся тут крестьянин сказал тогда ему: «Господин князь, не дерзай садиться с сего камня на коня своего. Знай, что здесь положен блаженный князь Даниил». Князь Иоанн, видя место Даниловское в небрежении и сочтя обличавшего его крестьянина невеждой, не обратил внимания на слова его и, не подумав, сказал: «Мало ли тут князей!» И стал садиться на коня. Вдруг конь стал на дыбы, пал на землю и испустил дух. Князя же еле живого вытащили из-под коня. Князь раскаялся в своей дерзости и повелел иерею служить молебен по поводу своего прегрешения и панихиду по блаженном князе Данииле. И вскоре Шуйский выздоровел, по молитвам блаженного и великого князя Даниила.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Священная ограда Лавры, служа убежищем и опорою для Венценосцев России, жертвовала для них своим достоянием. Василий Шуйский, терпевший недостаток в деньгах, взял последнюю казну монастырскую, «издавна старое сокровище дачи Великих Князей, Государей и Бояр, сосуды златые и серебряные». Не только Борис Годунов и Шуйский, но и Петр I брали из Троицкой Лавры значительные суммы денег на Государственные нужды; собственноручные расписки последнего на 158000 р. На ратных людей 1695, Апр. 29, взято по указу Г.Ц. и В. К. Иоанна Алексеевич а и Петра Алексеевича 50000. В 1699 г. по указу Петра Алексеевича 30000 р. На новоприборных солдат; которые прибраны из вольницы в 1701 г. Янв. 15: 5000 руб. К строению корабельному и к новым судам, на разные корабельные, ружейные и другие припасы в 1698 г. Мая 12: – 7000 р. По указу 1682 г. Мая 23, спустя 8 дней после первого Стрелецкого бунта – 14000 р. По указам Царевен Екатерины Алексеевны, 1694 г. и 1684 г. и 1582г. 2500 р. Расписки их доселе хранятся в монастырском Архиве. По указу Петра I, 1722 года, Апреля 24, велено было взять «из Троицкого монастыря, как не бывшего в Московское разоренье за Поляки, старые монеты, каменья хорошие, которые, по старинному обычаю, не ограничивали и сим подобное, и прислан в Синод, где лично разобрать, что гораздо старое и куриозное». В 1812 году, когда отечеству угрожала опасность, и когда требовались пожертвования, Лавра принесла ему 70000 р. и 4 пуда серебра. После обозрения испытаний, подвигов и пожертвований Сергиевой Царелюбивой обители, припомним здесь торжественные и достопамятные события, кои совершались в священных ее стенах, тем более, что они относятся не только к истории монастыря, но и к истории отечества. Как Преподобный Сергий воспринимал от св. купели детей Великого Князя Димитрия Иоанновича, 24 то и Великого Князя Иоанна Васильевича сын Василий в 1479 г. крещен в Троицком монастыре Игуменом оного Паисием; В. К. Василий 1530 г. отвез сына своего Иоанна, через 10 дней после рождения в Троицкий монастырь, где он окрещен быль Игуменом Иоасафом Переславским и из купели положен был в гробницу Преп. Сергия, которому и поручили новорожденного. Крестник же Сергия вверил его покровительству Российскую Артиллерию, где церкви и доныне во имя сего Святого. В 1552 г., после Казанского похода, Царь Иоанн Васильевич у св. мощей Препод. Сергия крестил новорожденного сына своего Димитрия. Троицкий Келарь Александр Булатницкий был восприемником детей Царя Михаила Феодоровича от Царицы Евдокии Лукьяновны. Некоторые из Архимандритов Троицкой Лавры были Царскими духовниками: Варлаам духовником Императрицы Анны Ивановны и даже объявлял Высочайшие ее повеления. 25 Арсений Могилеанский, впоследствии Митрополит Киевский, был духовным отцом Императрицы Елисаветы Петровны.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010