Далее, патриарх Алексий занял престол (1025 г.) по воле императора Василия II Болгаробойцы. Незадолго до смерти этого царя († 15 ноября 1025 г.) скончался Вселенский патриарх Евстафий. Собор иерархов не успел еще приступить к формальному избранию патриарха, так как император Василий заболел и не издал необходимого в этих случаях царского приказа о созвании собора. Между тем царя во время его болезни посетил игумен знаменитого Студийского монастыря Алексий, принесший к одру больного и честную главу Иоанна Предтечи. Царь, почитавший Алексия за выдающиеся нравственные доблести, выразил свое желание относительно избрания его на патриарший престол. 404 Воля умиравшего василевса была исполнена, по-видимому, без соблюдения чина избрания на епископском соборе. Однако на этой почве впоследствии возник конфликт между патриархом и некоторыми митрополитами. По интриге орфанотрофа Иоанна, желавшего занять патриарший престол, несколько архиереев, ему сочувствовавших, предъявили (1037 г.) к Алексию обвинение в том, что он сделался патриархом неканонически – без соборного решения архиереев и по воле василевса. Патриарх Алексий, по рассказу историка, вместе с оставшейся ему верной частью Церкви послал своим противникам заявления такого рода: «Поскольку, как вы говорите, я вступил на престол неканонически ( " ακανονστως), т. е. не по избранию архиереев, но по повелению царя Василия, то пусть будут низложены те митрополиты, которых я хиротонисал в течение 11 с половиной лет моего управления Церковью, пусть будут анафематствованы три царя, которых я венчал, и тогда я оставлю престол желающему (его занять)». Архиереи, получив это известие и проникшись стыдом и страхом, замолчали, а Иоанн подавил свое стремление завладеть патриаршим престолом. 405 По поводу рассказанного факта нужно опять сказать, что хотя вступление Алексия на патриарший престол и состоялось по воле царя, но сознание его неканоничности было присуще византийскому обществу. Так, этот факт понимался орфанотрофом Иоанном и его единомышленниками, в таком же роде он представлялся и византийским историкам. В объяснение же факта следует сказать, что избрание Алексия совершилось в день смерти императора Василия Болгаробойцы. Собор архиереев не опротестовал вмешательства царя, быть может, потому, что видел в назначении Алексия последнюю, посмертную волю могущественного и любимого василевса, проявившуюся к тому же в отношении к достойному претенденту патриаршей власти. Но мысль о неканоничности этого назначения все-таки жила в глубине общецерковного сознания и наконец проявилась в описанной уже форме на двенадцатом году патриаршества Алексия. Значит, идея назначения патриархов по царскому повелению, без предварительного избрания трех кандидатов на соборе архиереев, была чужда подлинному церковному самосознанию византийцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/o...

Святого отца нашего Амвросия Медиоланского слово утешительное на смерть императора Валентиана Младшего//Христианские императоры Рима. Пермь, 2005. Себеос, епископ. Повествование об Иракле//Епископ Себеос. Повествование об Иракле. Никифор Вриенний. Исторические повествования (976–1087). Рязань, 2006. Серафим (Соболев) , архиепископ. Русская идеология// Серафим (Соболев) , архиепископ. Русская идеология. М., 2000. Сергеевич В.И. Русские юридические древности. В 3 т. Т. 2. СПб., 1893. Серегина А.Ю. Политическая мысль английских католиков второй половины XVI – начала XVII вв. СПб., 2006. Сивери Жерар. Филипп Август. СПб. – М., 2013. Сидаш Т.Г. Император Юлиан//Император Юлиан. Сочинения. СПб., 2007. Сильвестрова Е.В. Lex generalis. Императорская конституция в системе источников греко-римского права V–X вв. н.э. М., 2007. Сиропул Сильвестр. Воспоминания о Ферраро-Флорентийском Соборе (1438–1439). М., 2010. Скабаланович Н.А. Византийское государство и Церковь в XI веке. От смерти Василия II Болгаробойцы до воцарения Алексея I Комнина. В 2 т. СПб., 2004. Скабаланович Н.А. Разделение Церквей при патриархе Михаиле Керулларии// Скабаланович Н.А. Византийское государство и Церковь в XI веке. От смерти Василия II Болгаробойцы до воцарения Алексея I Комнина. В 2 т. СПб., 2004. Скарлакидис Харрис К. Святой Свет. Чудо в Святую субботу на Гробе Христа. Афины, 2011. Скворцов И.М. Записки по церковному законоведению. Киев, 1861. Скилица. История захвата Никифором Фокой императорского престола//Лев Диакон. История. М., 1998. Скилица. Недостатки правления императора Никифора//Лев Диакон. История. М., 1988. Соколов Василий , священник. Леонтий Византийский : его жизнь и литературные труды// Леонтий Византийский . Сборник исследований: сб. исследований под ред. А.Р. Фокина . М., 2006. Соколов И.И. Вселенские судьи в Византии// Соколов И.И. О Византинизме в церковно-историческом отношении. Избрание патриархов в Византии. Вселенские судьи в Византии. СПб., 2003. Соколов И.И. Лекции по истории Греко-восточной церкви. От Торжества Православия в 843 г. до падения Константинополя в 1453 г. В 2 т. СПб., 2005.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1021 году император Василий II снова был в Армении. Причиной его появления здесь были неприязненные действия Багратида Георгия (Гургена) I, царя Абхазии и Картлии (Карталинии), нарушившего византийские интересы захватом некоторых соседних областей. Василий II явился на границах Армении и Грузии – со всеми войсками Греции и значительным числом иностранцев. 27 Большое сражение при Уктике (Ough " thik, на северо-западе Великой Армении) осталось нерешительным. Василий II отступил к Требизонду и зимовал со своими войсками в Халдии. Между тем обнаружились связи Георгия I с внутренними, домашними врагами Василия, именно с Никифором, сыном того Варды Фоки, который прежде нашел себе большое сочувствие в Грузинах. Но эта опасность скоро миновала: Фока был изменнически убит своим главным пособником, а этот последний был выдан Болгаробойце приверженцами Фоки, искавшими мести. После разных, ни к чему не приведших, переговоров с Багратидом во время зимы, император снова двинулся против властителя Абхазии и Картлии. Грузины вели переговорыомире, а готовились к войне, желая усыпить Греков и напасть на них врасплох. Этот расчет не удался. Грузинский передовой отряд, вероломно напавший на византийскую армию, был разбит и обращен в бегство. «Когда русские полки императора сделали натиск, то успело спастись только небольшое число из пришедших первыми, потому что еще ни царь, ни кто бы то ни было из главного корпуса грузинской армии не подоспели. В этот день погибли также и те, которые противились заключению мира. Все были обращены в бегство, большое число пало под мечом, некоторые попались в плен, другие убежали. Греки получили громадную добычу и овладели всем тем, что было у Грузин из царских сокровищ». 28 Так рассказывает грузинский источник. Аристакес Ластивертский, армянский историк, равным образом говорит об этой битве, не упоминая, впрочем,оРусских, но только отмечая «бесчисленное множество» Грузин или Абхазов, убитых при начале сражения. Самая битва произошла, по армянскому историку, 11-го сентября 1022 года при Шегфе (Schegh " pha), то есть, неподалеку от Эрзерума. 29 Василий преследовал Георгия в самую внутреннюю Грузию и принудил его к миру, покорности и выдаче в заложники собственного сына.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

Psellos M. Chronographie ou histoire d " un siucle de Byzance (976–1077)/Texte йmablie et trad. par E. Renauld. Paris, 1926. T. 1. XIII. P. 9. Русский перевод: Пселл М. Хронография//Пер., ст. и примеч. Я. Н. Любарского. М., 1978. XIII. С. 10; Scylitze J. Synopsis historiarum//Corpus fontium historiae Byzantinae. 1973. V. 5. P. 338 (88–90); Leonis Diaconi Caloensis. Historiae libri decem. Bonnae. 1825. X. 6. P. 168 (19–22), 169 (7–13). Русский перевод: Лев Диакон. История/Пер. М. М. Кожиенко; Ст. М. Я. Сюзюмова. М., 1988. (X. 6). С. 87–88, 89–91. Всеобщая история Степаноса Таронского, Асохика по прозванию, писателя XI столетия. М., 1864/Подгот. изд. Н. Эмина. Кн. III. Гл. 25–26. С. 179. Эта точка зрения является общераспространенной и приведена практически во всей литературе, написанной на тему крещения Руси при князе Владимире. Примером могут послужить работы О. М. Рапова в большом количестве вышедшие в 1987–1989 гг. По О. М. Рапову, взятие Корсуни (Херсона) произошло в 990 г. «Следовательно,— пишет он,— город был взят самое раннее в феврале-марте 990 г.» (Рапов О. М. Русская церковь в IX — первой трети XII вв. М., 1988. С. 236). По мысли автора, крещение князя Владимира не связано с походом на Корсунь и произошло за два года до него. Это обосновывается следующим образом: «Его крещение в 988 г. в условиях, когда огромное большинство населения Руси исповедовало языческую религию, должно было держаться в глубокой тайне. Кто знал, как дальше повернутся события, выполнят ли византийские василевсы принятые на себя обязательства, не придется ли князю отказаться от христианства?.. Потому-то и возникли различные домыслы о месте крещения Владимира, поскольку немногие приближенные видели, как крестился князь в 988 г.» (Там же. С. 245). «И стало опасным дело его и был им озабочен царь Василий по причине силы его войск и победы его над ним. И истощились его богатства и побудила его нужда послать к царю русов — а они его враги,— чтобы просить их помочь ему в настоящем его положении. И согласился он на это. И заключили они между собою договор о свойстве и женился царь русов на сестре царя Василия, после того как он поставил ему условие, чтобы он крестился и весь народ его стран, а они народ великий. И не причисляли себя русы тогда ни к какому закону и не признавали никакой веры. И послал к нему царь Василий впоследствии митрополитов и епископов, и они окрестили царя и всех, кого обнимали его земли, и отправил к нему сестру свою, и она построила многие церкви в стране русов. И когда было решено между ними дело о браке, прибыли войска русов также и соединились с войсками греков, которыя были у царя Василия, и отправились все вместе на борьбу с Вардою Фокою морем и сушей, в Хрисополь. И победили они Фоку, и завладел царь Василий приморскою областью и захватил все суда, которые были в руках Фоки» (барон Розен В. Р. Император Василий Болгаробойца: Извлечения из летописи Яхья Антиохийского. СПб., 1883. С. 23–24).

http://sedmitza.ru/lib/text/435723/

Безусловно, это была великая победа, которой Василий II – один из наиболее выдающихся Римских императоров – был всецело обязан святому равноапостольному Владимиру и Руси. Без его поддержки и военной помощи не только последующие победы и завоевания Византии в Болгарии, Сирии и на Кавказе; само существование Македонской династии в тот момент времени становилось невозможным. Без Киева Василия II и его семейство ждала та же участь, что и франкских Меровингов, стертых с лица земли могущественными земельными магнатами, или Багдадских халифов, чья участь была едва ли менее печальной 632 . Победа над Фокой знаменательна еще одним событием из области государственно-церковных отношений. В разгар апостасии император при Константинопольском патриархе Николае II Хрисоверге (979–991) добровольно отменил старые постановления императора св. Никифора II Фоки, касающиеся распоряжения монастырскими земельными наделами, крайне непопулярные в Церкви. Этот момент очень важен, и нам следует остановиться на нем. Как всегда, личность императора значила в Византии очень многое. В отличие от своих великих предшественников, Василий II занял куда более лояльную политику по отношению к правам Константинопольского патриарха, чему есть свои объяснения. В первую очередь нельзя забывать личную религиозность и аскетизм императора, жизнь которого мало отличалась от жизни рядового монаха. Кроме того, над ним довлели и политические соображения. Став царем в 18-летнем возрасте, окруженный претендентами из числа лучших византийских полководцев, не имея иногда средств, чтобы противостоять мятежникам в открытом сражении, Василий II не мог не обратиться за помощью к Константинопольскому патриарху в критическую минуту. Авторитет Николая II Хрисоверга явился той спасительной соломинкой, ухватившись за которую император преодолел страшные бури гражданских войн. И нет ничего удивительного в том, что император Василий II именно в 988 г. отменил прежние узаконения царя св. Никифора Фоки. Причем, сделал это в присущей ему категоричной форме, нисколько не пытаясь сгладить неловкость: «Эти узаконения, – писал царь в своем хрисовуле, – направлены к оскорблению и обиде не только церквей и богоугодных домов, но и самого Бога» 633 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После этой победы Василий II получил прозвище Болгаробойца, с которым и вошел в историю. Болгария была вновь включена в Византийскую империю. С побежденными Василий вел мягкую политику: он облегчил для них налоговое бремя и ввел ряд торговых и экономических льгот. Патриархат был преобразован в автономную Охридскую архиепископию, что, с одной стороны, не унижало побежденных, а с другой - выводило Болгарию из-под непосредственного контроля Патриархии и давало императору право контролировать назначение архиепископа. Итак, весь Балканский полуостров вновь вошел в состав Империи. В Азии Василий присоединил к Империи часть Армении. В 1025 г. император начал готовить поход по отвоеванию у арабов Сицилии. Но в середине военных приготовлений он скончался. К моменту его смерти Империя простиралась от Армении до Адриатики и от Дуная до Евфрата. Одно великое славянское царство (Болгария) было полностью аннексировано Византией, а другое, еще более великое (Русь), было под ее духовным влиянием. Византийский историк XIII в. Михаил Хониат назвал Ираклия и Василия II величайшими императорами Византии. Эти два великих имени могут символизировать начало и конец героической эпохи византийской истории. 8. После Василия II империя была сильнее чем когда-либо. Казна ее ломилась от избытка, население процветало. Но Василий II не оставил, к сожалению, наследников. После него остались только две его племянницы, Зоя и Феодора . Обе были старыми девами. Но покуда они были живы, народ сохранял верность популярной Македонской династии. После смерти Василия II Зоя выходила замуж три раза. В первый раз - за Романа Аргира, который оказался очень слабым императором. После свержения Романа она вышла замуж за молодого красавца Михаила IV, который, наверное, был бы способным правителем, если бы не страдал эпилепсией. После его смерти Зоя усыновила и короновала его племянника Михаила V, но тот вскоре попытался ее свергнуть. Однако попытка не удалась: народ возмутился и сверг его самого. Править стали совместно Зоя и Феодора. Чтобы ослабить влияние Феодоры, Зоя вышла замуж в третий раз. Ее новым избранником стал слабохарактерный и уже довольно пожилой Константин IX Мономах (1042-1054) . Вскоре после его воцарения патриархом стал Михаил Керуларий.

http://sedmitza.ru/lib/text/434799/

с 960, имп. с 963, факт. с 976) Василий, сын Романа II, за свирепость, проявленную в войнах с Болгарией, прозванный Булгароктоном или Болгаробойцей, – наиболее значительный император Македонской династии. Ни при одном правителе после него Византия уже не достигала такого могущества – ни экономического, ни военного, ни территориального. Формально Василий и его младший брат Константин VIII взошли на трон сразу после смерти отца, в чем немалую роль сыграла группа синклитиков, возглавляемая патриархом Полиевктом. На протяжении тринадцати лет, до кончины Иоанна Цимисхия, реального участия в управлении страной Василий II не принимал. Василий Ноф и после 976 г. продолжал властно опекать юного государя (Константин VIII при жизни старшего брата самоустранился от государственных дел). В 985 г. император сумел отделаться от могущественного евнуха-родственника, сослав его. Правление Василия Болгаробойцы характеризуется не только успехами, при нем достигнутыми, но и теми колоссальными трудностями, которые василевсу пришлось преодолевать. Основная опасность для императорской власти исходила изнутри. Два крупнейших в истории Византии X в. мятежа военно-землевладельческой знати – т.н. апостасии, – последовавшие с промежутком в несколько лет, едва не погубили страну. Первый из них вспыхнул почти сразу после смерти Цимисхия. Василий Ноф, опасаясь могущества прославленного Варды Склира, сместил его с должности доместика схол Востока и отправил, по сути дела, в почетную ссылку – стратигом Месопотамии. В ответ Склир и еще один видный полководец империи – Михаил Вурца летом 976 г. взбунтовали свои войска. Авторитет их обоих был весьма велик, и спустя год почти вся Малая Азия находилась вне контроля константинопольского правительства. К тому же восстала Болгария, и ромеи быстро лишились там большей части завоеваний Иоанна Цимисхия. Императорская армия, посланная против восточных мятежников, в двух сражениях была Склиром разбита. После долгих раздумий было решено вернуть опального Варду Фоку (сына куропалата Льва) и поручить ему спасение державы.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

1001 Покорение Византией области Тайк в Армении. Примирение арабов (Фатитмидов) с Византией Василий II  начал планомерную войну с  болгарами . Поражение болгар от Василия II. Зять Самуила византиец Ашот предал болгар и сдал крепость Драч, бежал с женой в  Константинополь . В Бари восстание против Византии, поддержанное норманнской эскадрой. 1014.07.29 Василий II разбил болгарскую армию. Всех пленных он велел ослепить. За это получил прозвище Болгаробойца (Булгароктон). Смерть болгарского царя Симеона I.  1014.10.06 Смерть Симеона I. Новым царем стал Гавриил Радомир. Царя Болгарии Гавриила Радомира убил двоюродный брат Иван Владислав, который захватил трон Иван Владислав погиб при осаде болгарами Драча. Феодалы Болгарии решили покориться Византии. Захват Охрида. Василий II окончательно покорил болгар. Падение первого Болгарского царства. Границы Византии начали проходить по реке Дунай. Византийцы разбили лангобардов и норманнов при Каннах. Сербия  вошла в состав Византии. Успешное наступление византийцев на Грузию и Армению. Покорение Византией Абхазии и Армении. 1025.12.15 Смерть Василия II. Новый правитель — его брат  Константин VIII . Константин потребовал от болгар все налоги за три года. Страшная засуха. Восстание славян и греков в г. Навпакте. Гибель урожая и скота из – за сильных дождей 1028.11 Смерть Константина VIII. Новым императором стал Роман III Аргир, зять Константина. Победа арабов над византийцами при Алеппо. Империатрица Зоя приказала сослать свою сестру и соправительницу Феодору, и постричь в монахи. Голод, моровая язва в Армениаке, Пафлогонии. Набег  печенегов  на Византию. 1032–1034 Саранча опустошила Фракиисийские фемы, жители спасались бегством во Фракию. Сильнейший град в отдельных областях империи. 1034.04.11 Убийство Романа III. Императором стал  Михаил IV Пафлагон . Начало воссоздания Сербии, часть ее отложилась от Византии. Голод охватил балканские фемы империи в результате засухи и града. Засуха в империи. Восстание сербов против Византии. Увеличение налогов в Болгарии. Восстание в Болгарии в районе Драч, в области Моравы и Белграда. Бегство Михаила IV от восставших. Подавление восстания. 

http://azbyka.ru/shemy/kratkaja-istorija...

424 Ветхая мимоидоша ...пснь нову. Работающим ми ...имя всей земли. Домъ мой ...по всмъ яэыком.– Ис., 42, 9–10; 65, 15–16; 56, 7. 448 ...но архиери обладаху ...иже облада ими. – После правления в Иудее Маккавеев (с 152 до 37 г. до н. э.) римляне передали власть Ироду, отличавшемуся исключительной жестокостью. Именно этим, возможно, объясняется тот факт, что с Иродом, умершим в 4 г. до н. э., христианское предание связывает «избиение младенцев» в канун рождества Христа. 450 Иван – Иоанн Предтеча – проповедник, предвещавший явление Христа и крестивший Иисуса в водах Иордана. 453 ...мсто краньево... – От греч. «кранион» – череп. Название дано холму в окрестностях древнего Иерусалима по сходству его очертаний с черепом (отсюда же термин – «лобное место», как место казни). Тот же холм именуется Голгофой. 454 ...прьве... – С этого места до слов «слышати их» (с. 152) текст приводится по X, а от слов «да аще кто» и до слов «мужи добры» по Л. В И утрачен лист. 455 Василий и Константин – императоры-соправители, сыновья Романа II: Василий II Болгаробойца (976–1025 гг.) и Константин VIII (976–1028 гг.). 456 ...иде Володимеръ с вои ...затворишася корсуняни въ град. – До сих пор не прекращаются споры о дате похода Владимира на Корсунь (Херсонес) и причинах, этот поход вызвавших. Так, по версии О. М. Рапова, события развивались следующим образом. В 987 г. византийский полководец Варда Фока поднял мятеж. Императоры Василий и Константин обратились за военной помощью к Владимиру, со своей стороны пообещав отдать за него свою сестру Анну, при условии, что Владимир примет крещение. Разгромив с помощью шеститысячного русского корпуса своего противника под Хрисополем, императоры не спешили исполнить свое обещание и прислать на Русь Анну. Именно тогда Владимир и осадил Корсунь. Поэтому крещение самого Владимира (тайное) произошло в 988 г., перед предполагаемым приездом Анны, а крещение киевлян состоялось уже после возвращения Владимира из корсунского похода – в 990 г. (Рапов О. М. Русская церковь в IX – первой трети XII в.: Принятие христианства. М., 1988). Польский историк А. Поппе выдвинул версию, что осада Корсуни была актом в поддержку императоров, так как город был захвачен мятежниками (О причинах похода Владимира Святославича на Корсунь 988–989 гг.//Вестник МГУ. 1978. Серия 8. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

68 Но последнее свидетельствовало о высоком нравственном авторитете Василия; что же касается канонического достоинства его деятельности, то в пользу его говорит выдающееся образование патриарха, широкий аскетический опыт и борьба с врагами именно на канонической почве. Когда император потребовал патриарха на свой суд, то Василий отказался явиться на этот суд, как несогласный с церковными законами, и потребовал созыва собора. И царь должен был уступить. Вынужденный оставить патриарший престол ввиду господствовавшей против него зависти ( φθνος), 69 Василий Скамандрин, во всяком случае, принадлежал по своей исторической деятельности к числу тех Византийских патриархов, которые и в отношении духовного просвещения соответствовали традиционному τπος’у предстоятеля Византийской церкви. Преемник Василия, патриарх Антоний III (974–980), принадлежал к братству знаменитого в Византии Студийского монастыря, где не только прошёл строгую аскетическую школу, но и приобрёл выдающееся богословское образование. Так как Студийский монастырь был рассадником духовного просвещения, приютом наук и искусств, славился своей богатой библиотекой и имел в составе своих обитателей многих выдающихся по образованию и научно-литературной деятельности иноков. Патриарх Антоний III в разных отношениях и вполне оправдал славу своей «метании» и был истинным «студитом». Историк Лев Диакон следующим образом характеризует этого выдающегося Византийского патриарха. – Антоний от юности избрал аскетический подвиг в Студийском монастыре, где и проводил апостольскую жизнь. Он никогда не носил одежд больше того, сколько было необходимо для немощной плоти, – хотя за присущую ему добродетель его очень любили и весьма благосклонно относились и сановники, и сами цари (Иоанн Цимисхий, Василий Болгаробойца). Всё, что имел и получал, он раздавал бедным, подражая Божьему милосердию, и был богат божественным и человеческим ведением, как никто другой. В его наружности, запечатлённой маститой старостью, в его действиях и характере отражалась какая-то удивительная прелесть.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010