Последующие действия императора едва ли могут быть оценены как разумные, зато позволяют пролить свет на характер царя, стремившегося всем продемонстрировать свою самодержавную власть. Кто-то из придворных внушил ему мысль, будто бы уже давно отставленный паракимомен решал государственные дела из личной выгоды, забывая о государственном благе. Не особенно разбираясь, что было хорошо, а что плохо, император в силу прирожденной, но еще неопытной решительности попросту отменил все прежние распоряжения паракимомена о награждении лиц титулами и чинами. Он даже приказал разрушить построенный на деньги паракимомена храм в честь Св. Василия Великого – впоследствии мотивы этого неблаговидного поступка никто не мог адекватно объяснить 625 . Естественно, подобные шаги вызвали негативную реакцию в высшем обществе и создали почву для очередного заговора, время для которого уже пришло. Нашелся и «новый старый» кандидат на царскую власть – Варда Фока. Пока Василий II набирался опыта и собирал власть в государстве в свои руки, Варда Фока успешно воевал на Востоке и нанес африканским арабам два тяжелых поражения. В 983 г. он помог Сауд-ад-Даулу Шарифу, осажденному берберами в Халебе, освободиться от этой смертельной опасности. И тот в благодарность передал византийцам Химс, чтобы хоть как-то защитить от африканских Фатимидов свои тающие владения. В 985 г. он вновь принес клятву верности Византийскому императору 626 . 21 июля 985 г. Фока взял город Килиз, а в сентябре того же года город Апамею. Рядом с ним успешно действовал новый правитель Антиохии магистр Лев Милиссина 627 . События в Константинополе не могли не волновать его. Хотя Фока стал одним из наиболее приближенных к царю лиц, но, очевидно, был недоволен своим положением. То ли он полагал, что заслуживает большего, чем имел, то ли считал свое положение неустойчивым – так или иначе, но в его голове постепенно созрели преступные мысли. Внезапная отставка всесильного паракимомена Василия только укрепила решимость старого полководца устранить императора от власти и надеть на себя царское платье. Варда Фока легко посчитал, что старые клятвы, принесенные некогда Василию II, были даны для другого времени, а потому уже недействительны. Преодолев нравственные сомнения, полководец решил действовать.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поэтому процесс обращения Владимира был очень сложен. Превращение дикого варвара, который приносил человеческие жертвы, в кроткого агнца, святого, конечно, требовало особых обстоятельств, особого Промысла Божия. События, которые привели в итоге к крещению Владимира, а затем и Руси, развивались постепенно. Византийские императоры, братья-соправители из Македонской династии Василий II Болгаробойца и Константин VIII, переживали очень сложный период. В империи возник мятеж, заставивший их обратиться к Владимиру за военной помощью. Владимиру было обещано дать в жены сестру императоров Анну. Разумеется, что князь Владимир при этом должен был креститься. Он прислал императорам армию из 6 тыс. воинов, которая разбила узурпатора Варду Фоку, грозившего свергнуть законных императоров с трона. Владимир в обмен на военные услуги потребовал руку византийской принцессы. Ему было отказано. Быть может, сыграла свою роль дурная репутация князя-язычника, аморального варвара. Но самым существенным было то, что Владимир, несмотря на все свое уже вполне оформившееся стремлении к христианству, так к этому времени и не крестился. Почему же Владимир медлил с крещением? Очевидно, у князя был свой умысел. Верх взяли политические соображения. Князь Владимир внутренне уже вполне был готов принять Православие, но с точки зрения византийской теократической идеи это означало бы, что Владимир признает себя подданным императоров, хотя бы номинально, и вводит Русь в политическую орбиту Империи Ромеев. Владимир этого явно не желал. Брак с Анной уравнивал его с императорами, делал равным Порфирогенитам. Но прежде женитьбы надо было креститься. Круг замыкался. Тогда Владимир своим промедлением с крещением доводит ситуацию до патовой и решает действовать силой. Он идет войной на греков, имея теперь для этого предлог: императоры " обманули " его и не отдали в жены Анну. После долгой осады князь овладевает крымским форпостом Византии - Херсонесом. Владимир требует Анну в жены в обмен на возвращение Херсонеса Византии.

http://sedmitza.ru/lib/text/436233/

Так рассказывает летопись. Однако современные исследователи ставят этот рассказ под сомнение, полагая, что в летописном повествовании соединились различные и к тому же противоречивые источники, по-разному излагавшие историю приобщения Владимира к христианству. Используя данные других русских источников (в частности, так называемой «Памяти и похвалы князю Владимиру», составленной Иаковом Мнихом и являющейся древнейшим известным Житием князя Владимира), а также свидетельства иностранцев, исследователи включают события, связанные с принятием русским князем христианства, в канву внешнеполитической ситуации того времени и восстанавливают действительный ход событий следующим образом. К концу 80-х годов X века Византийская империя оказалась на пороге национальной катастрофы. Жестокое поражение в войне с болгарами (986 год) и особенно мятеж, поднятый прославленным византийским полководцем Вардой Фокой, объявившим себя императором (987), вынудили императоров-соправителей Василия II (будущего Василия Болгаробойцы) и Константина VIII обратиться за военной помощью к русскому князю Владимиру. (Это соответствовало условиям русско-византийского договора, заключенного отцом Владимира Святославом.) Владимир пообещал предоставить помощь, но взамен потребовал от императоров руки их порфирородной сестры. И гордые правители Ромейской державы вынуждены были согласиться на это неслыханное и унизительное для них требование, конечно, при условии крещения Владимира. В 987-м или в самом начале 988 года, предположительно, в Киеве Владимир принял крещение. Он получил и новое имя — Василий, данное ему, вероятно, в честь византийского императора Василия II. Шеститысячный русский корпус прибыл в Константинополь и принял самое активное участие в подавлении мятежа; именно руссы сыграли решающую роль в разгроме войск Варды Фоки (сам он погиб в апреле 989 года). Однако императоры не спешили выполнить свое обещание относительно женитьбы Владимира на Анне. Разгневанный Владимир двинул свое войско на Корсунь и, лишь завладев городом, вынудил византийцев подчиниться. В Корсуни и произошло бракосочетание Владимира с византийской царевной. Здесь же, вероятно, приняли крещение многие бояре и дружинники киевского князя.

http://pravmir.ru/svyatoj-knyaz-vladimir...

Однако в главных прерогативах царя по управлению Кафолической Церковью Василий II ничуть не сомневался. По примеру св. Никифора II Фоки и Иоанна Цимисхия он самолично поставлял патриархов на кафедры, и без его приказа ничего в Церкви случиться не могло. Впрочем, царю пришлось выдержать настоящую войну со своими епископами, решившими после смерти Николая II Хрисоверга в 991 г. навязать императору свою кандидатуру. Почти четыре с половиной года патриаршая кафедра пустовала, выросшие в идеологии «византийского папизма» восточные епископы дружно отказывались хиротонисать кандидатов в патриархи, предложенных императором, а царь не принимал кандидатов, отобранных архиереями. Только в 995 г. царь назначил Константинопольским патриархом Сисиния II (995–998), а до этого дня столичный престол вдовствовал (!). Вслед за ним василевс поставил патриархами столицы Сергия II (999–1019) и Евстафия (1019–1025), которых остальным архиереям пришлось лишь хиротонисать 634 . Итак, очередной мятеж провалился, и Василий II сделал соответствующие выводы. Предательство и клятвопреступления среди самых близких людей ожесточили его сердце и наполнили подозрительностью. Правда, волновали императора не личное благосостояние и возможность поглощать в неописуемых количествах блага, даруемые жизнью молодому мужчине, а судьба Византийской империи. Бережливый и экономный, аскет в душе, Василий II быстро отставил в сторону все забавы и совершенно отказался от украшений и роскошных платьев. При торжественных приемах его простую одежду украшало лишь несколько жемчужин. Только они позволяли определить, что перед собеседником находится царственная особа. На его столе никогда не было мяса и вина, и Василий II был чрезвычайно набожен – клирики обожали своего государя. Его лицо было постоянно сосредоточенным – все понимали, что император озабочен государственными вопросами и, главное, безопасностью Римской державы. Перемену, произошедшую с царем, ощутил на себе даже его брат Константин, которому василевс оставил всего лишь небольшую личную стражу, разогнав все остальное окружение и сановных бездельников, постоянно вьющихся возле того. Правда, он не лишил брата любимых удовольствий – охоты и бани, а также прощал некоторое легкомыслие 635 . Самопожертвование императора было настолько сильно, что он даже не удосужился жениться – пребывая день и ночь в заботе о Римском государстве, он не нашел для этого времени. Глава 2. Царь-Болгаробойца. Победные марши византийской армии на Востоке и Кавказе

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Император нормализовал также отношения с Западной империей, выдав замуж за Оттона II одну из своих родственниц. Небывалых размеров достигли в его правление завоевания на Востоке – в Северной Месопотамии, Сирии, Ливане, Палестине, Галилее и т.д. Расширение византийской территории продолжилось бы и далее, если бы не внезапная кончина Иоанна Цимисхия в 976 году. Императорский трон ему наследовал представитель законной Македонской династии, внук Константина VII Багрянородного Василий II (976–1025 гг.) Болгаробойца. В первое десятилетие его правления Византию сотрясали гражданские войны; неспокойными были отношения с болгарами, создавшими в это время мощную империю. В 987 году подняли мятеж генералы Варда Склир и Варда Фока, контролировавшие практически все вооруженные силы страны. Молодому императору срочно нужна была внешняя помощь, и он нашел ее в лице киевского князя Владимира, который вторгся в византийские земли с шеститысячным отрядом и наголову разгромил повстанцев. В награду за эту услугу Владимиру была обещана в жены царевна Анна при условии принятия им и его народом христианской веры. Это было бепрецедентное решение: до этого момента еще не один правитель мира не был удостоин чести получить в жены порфирородную принцессу. Правда, когда опасность миновала, греки решили дать «задний ход» и взять свои обещания назад, но Владимир военной силой принудил их свое слово сдержать; при этом он выполнил и свое обещание. Эти события 988 года вошли в историю как крещение Руси. Тем самым юрисдикция Константинопольского патриархата была расширена до необозримых пределов. Большую часть времени своего правления Василий II проводил на театре военных действий, главным образом на Балканах. Продолжалась упорная борьба с Болгарией, и лишь после полутора десятков лет постоян-ного напряжения сил императору удалось сокрушить могущест-венного болгарского правителя Самуила. В 1014 году в одном из сражений его армия была наглоу разбита, а пленные ослеплены, после чего Василий получил прозвище Болгаробойца, а Болгария вновь была включена в состав империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Летом 975 г., проезжая по цветущим равнинам Месопотамии, василевс, обращаясь к спутникам, посетовал, что ромеи-де тратят силы в походах, а все богатства достаются евнуху. Узнав про такие слова, Ноф усмотрел в них скрытую угрозу и решил избавиться от повелителя. Осенью Цимисхий был отравлен. Почувствовав приближение смерти, он вернулся из Азии в Константинополь. Василевс ослабел настолько, что еле держался в седле. Зодчие спешно достраивали храм Спасителя в Халке, а искусные мастеровые делали царю достойный гроб. Цимисхий угасал с каждым даем, все более забываясь в молитвенном экстазе. «Такой конец жизни обрел император Иоанн, муж небольшого роста, но геройской силы, который в боях был доблестен и непобедим, в опасностях же храбр и бесстрашен» с. 94]. Умер он 10 или 11 января 976 г. При Иоанне Цимисхии (в 974 г.) в Византию из Рима бежал, прихватив папскую казну, папа Бонифаций VII. Феофано, Василий II Булгароктон (Болгаробойца) Феофано (после 940 – ?, императрица-регентша в марте – августе 963) Обвинений Цимисхия в причастности августы Феофано к убийству Никифора II вполне хватило для того, чтобы синклит вкупе с патриархом постановили отрешить ее от регентства и сослать в один из отдаленных монастырей. Узнав о своей участи, разъяренная императрица в храме св.Софии бросилась на Иоанна и попыталась выцарапать ему глаза, а когда ее с трудом оттащили, начала бранить его и Василия Нофа так, как не сумел бы и иной мужчина – сказалась проведенная в харчевне юность. Феофано оставалась в монастыре до смещения Василия Нофа – лишь тогда император Василий II осмелился вернуть ко двору женщину со столь мрачной репутацией. Царь поселил мать во дворце, но на ход реальной политики она уже, по-видимому, большого влияния не оказывала. Образ Феофано послужил источником вдохновения для многих писателей-романистов. Однако справедливости ради следует заметить, что ее характеристика как отравительницы и очередной Мессалины сомнительна, и многое Феофано приписано. Василий II Булгароктон (Болгаробойца) (958 – 1025, сопр.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

Но г. Самуилов так умело-искусно скомбинировал приводимые им исторические известия, что с первого разу действительно кажется, как будто право суда и власти оставлено за антиохийским престолом навсегда. Нужно, поэтому, не мало усилий, чтобы дать настоящую цену этим словам патриарха Макария, ибо слова те следовало привести, как и все известие патриарха Макария, после речи о соборе при патриархе Феофилакте, но не после известия «историка Кедрина» о соборе при господине Петре, что мы видим у г. Самуилова. 21 Сообщение «историка Кедрина» о «господстве языков» и претерпевании «бед и больших ущербов» грузинами около дней Петра III надо понимать в том именно смысле, что большие беды и ущербы им причиняли не какие-нибудь языки, а их самоотверженная борьба с «языком» греческим. 22 По заключении мира в 1021 году царь Георгий вовсе не думал успокоиться, а вступив в тайный союз с Ксифием и Фокой (Барон Розен. Император Василий Болгаробойца, стр. 375, Ср. Е. Такайшвили, стр. 162–182. Histoire de la Georgie, p. 1, p. 307–308. Баратов, стр. 51), начал переговоры с императором относительно передачи ему «областей и крепостей, завещанных императору Давидом Куропалатом. Но «проницательный» Василий посмотрел на дело иначе: приняв ведение переговоров лично на себя, он в тоже время при помощи оружия смирил возмутителей империи, а затем двинул войска свои во владения Георгия, заранее уверенный в победе. При заключении мира, по окончании этой войны (в 1023 г.), выигранной византийцами после неимоверных усилий, умный и дальновидный победитель, хотя и присоединил к своей империи всю область но, не желая оскорбить самолюбия геройского народа и, держась по церковному вопросу политики открытых дверей, – «некоторые церкви, селения и местности оставил за грузинским царем» (Histoire de ]а Georgie, р. 1, 309; Барон Розен. Император Василий Болгаробойца, стр. 65; Такайшвили, стр 180. Баратов, стр. 51–52) или по весьма правдоподобному предположению С. Баратова, за грузинским католикосом. Не смотря, однако, на заключение мира, между Византией и Грузией снова возгорается война, также закончившаяся миром 1028 года (Барон Розен, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1231 Епифаний. Указ. соч.. С. 27. По словам монаха Епифания, монастырь Купины лежал поблизости от Синая. Показание паломника не противоречит действительности. Монастырь находится в глубине ущелья, у подножия горы; одной стороной он поднимается по подошве горы Хорива, другой спускается к подножию горы св. Епистимии; таким образом, он стоит в виде крепости поперек ущелья (Кондаков Н. Путешествие на Синай. Одесса, 1882. С. 34). Автор Commemoratorium’a говорит, что в 808 г. на Синае было 4 церкви, одна из которых – во имя Богоматери – имела и монастырь; братство последнего состояло из 30 монахов, кроме игумена Илии. Ср.: Tobler. Descriptiones terrae sacrae. Р. 82. 1239 Eutychius. Patriarcha alexandrinus, annales//PG. T. CXI. Col. 1151; Makrizius. Historia coptorum Christianorum in Aegypto. § 412; Порфирий. Списки антиохийских патриархов, составленные Михаилом Бреком//Труды Киевской Духовной академии. 1874. T. II. С. 404. 1243 Ibid. § 436, 438, 445, 446, 448; Νεκτριος . πιτομ τς εροκοσμικς στορ ας. νετ ησιν. 1783. Σ. 184. Cp.: Quatrem è re. Mémoires géographiques et historiques sur l’Egypte. T. II. Paris, 1811. P. 501. 1244 Zonara. Annales//PG. T. CXXXV. Col. 163; Розен В . P. Император Василий Болгаробойца. Извлечения из летописи Яхъи Антиохийского. СПб., 1883. С. 48; Νεκτριος. Σ. 184. 1247 Νεκτριος . πιτομ τς εροκοσμικς στορ ας. Σ. 184–186; Порфирий. Первое путешествие в Синайский монастырь в 1845 г. СПб., 1856. С. 131–132. 1249 Sacy. Exposition de la religion des Druzes. T. I. Vie de chalife Hakem-Biamr- allah. P. CCCXLI. Paris, 1838. 1251 Acta Sanct. Apr. Т. I. D. 10. P. 873. Cp.: Барон Розен В. P. Император Василий Болгаробойца... С. 19–20, 167. 1260 В середине XI в. был восстановлен близ Иерусалима грузинский монастырь св. Креста трудами грузинского монаха Прохора, при содействии и по воле грузинского царя Баграта III, на том месте, где, по преданию, было срублено дерево для креста Господня. На устройство этой обители много пожертвовал денег и вышеупомянутый св. Георгий Грузинский; он положил основание и монастырской библиотеке, подарив монастырю Цветную Триодь собственной переписки (Житие св. Георгия Иверского. С. 429).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Но он недолго управлял Империей и скончался в молодом возрасте. Его преемники Никифор II Фока (963–969), Иоанн I Цимисхий (969– 976) и Василий II Болгаробойца (976–1025) известны преимущественно своими победами на бранном поле и воинскими доблестями и не имели возможности посвящать себя и просветительной деятельности. В частности, Василий Болгаробойца не имел и достаточного образования и не особенно ценил науки и учёных людей. Его брат, император Константин VIII (1025–1028), также был мало сведущ в науках. Но вот его зять и преемник император Роман III Аргир (1028–1034) был очень образованным человеком. Он очень хорошо знал греческую литературу и латинский язык, умел пользоваться силлогистической речью и любил философствовать. Вступив на престол, он окружил себя философами, риторами и другими учёными, часто беседовал с ними по научным вопросам, причём надевал на себя вместо императорской порфиры философскую мантию. Он покровительственно относился к школам и дидаскалам, в заботах же о науке хотел подражать, по словам Пселла, Марку Аврелию и Августу. Вообще, на науку и просвещение Роман обращал больше внимания, чем на государственные дела. Большой любовью к просвещению отличался и император Константин IX Мономах (1042–1054). Он имел – в общем – среднее образование, очень охотно занимался астрологией и чувствовал большое расположение к науке вообще и к учёным её представителям, собирал их в свой дворец и вёл с ними беседы по научным вопросам. При дворе Мономаха можно было встретить и молодых, начинающих учёных, и почтенных старцев, убелённых сединой и обогащённых разнообразными познаниями. Среди придворных учёных находились, между прочим, Михаил Пселл , Иоанн Ксифилин, Иоанн Мавропод и Никита [Фессалоникийский]. Все они состояли дидаскалами в Константинополе и обучали византийскую молодёжь различным наукам. Пселл – философии, Ксифилин – юриспруденции, Никита – грамматике и риторике, Мавропод – богословию и другим наукам. Воспользовавшись услугами этих учёных, Константин Мономах обратил серьёзное внимание на столичную Академию, заместив профессорские её кафедры этими деятелями науки и в разных отношениях благоустроил высшую византийскую школу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

Этот заговор был организован настолько тонко и так тщательно скрывался, что даже тайные службы императора не имели никаких достоверных сведений – одни слухи. В такой ситуации император решил не рисковать и подтвердить права Константина на царство. За несколько дней до кончины Василий II назначил Алексея III Студита (1025–1043), настоятеля Студийского монастыря, новым патриархом Константинополя, а потом озвучил свою предсмертную волю. Даже в последние часы жизни василевс не изменил ни своим взглядам, ни привычкам. Согласно завещанию императора, его похоронили в простой одежде (он категорично запретил облачать тело в царское платье) в скромном монастыре Св. Иоанна Евангелиста около Константинополя. Там он желал покоиться рядом с простыми странниками-паломниками. Ранее же сооруженный мраморный склеп в храме Святых Апостолов василевс завещал своему младшему брату, что и случилось несколькими годами позже, когда император Константин VIII отдал Богу душу 714 . Византийская империя погрузилась в траур, даже не подозревая, что только что ее оставил последний выдающийся представитель великой Македонской династии. Наступала эпоха главным образом выдающихся посредственностей... 618 Суворов Н.С. Византийский папа. Из истории церковно-государственных отношений в Византии. C. 145. 621 Яхъя Антиохийский. Летопись. Книга 1//Розен В.Р. Император Василий Болгаробойца: извлечение из летописи Яхъи Антиохийского. СПб., 1883. C. 3. 632 Острогорский Г.А. Владимир Святой и Византия//Владимирский сборник. В память 950-летия крещения Руси. 988–1938. Белград, 1938. C. 32, 33. 634 Суворов Н.С. Византийский папа. Из истории церковно-государственных отношений в Византии. C. 145, 146. 676 Адам Бременский. Деяния архиепископов Гамбургской церкви. В 4 книгах. Книга II, 24 (21)//Славянские хроники. М., 2011. C. 42. 701 Грегоровиус Фердинанд. История города Рима в Средние века (от V до XVI столетия). C. 476, 477. 706 Норвич Джон. Норманны в Сицилии. Второе норманнское завоевание 1016–1130. М., 2005. C. 26–30. 713 Васильевский В.Г. Византия и печенеги (1048–1094)//Васильевский В.Г. Избранные труды по истории Византии. В 2 книгах. Книга 1. М., 2009. C. 7. Читать далее Источник: История Византийских императоров : в 6-и том./А.М. Величко, Москва : Вече, 2015./Т. 4. От Василия I Македонянина до Михаила VI Стратиотика. - 480 с. ISBN 978-5-4444-2761-3 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010