Это было во времена македонской династии, одного из лучших периодов византийской истории. Жизнь пр. Симеона совпадает в большей своей части с царствованием самого знаменитого представителя этой династии, императора Василия II Болгаробойцы (976–1025). В возрасте приблизительно одиннадцати лет пр. Симеон был привезен своим отцом в Константинополь учиться в столичных школах, чтобы впоследствии поступить на императорскую службу. Его дядя, Василий, занимал тогда важное место при дворе и намеревался представить своего племянника императору, но юный Симеон уклонился от этой чести. Он также отказался после окончания учения в школах, которые мы могли бы назвать средними, продолжать свое образование в высших школах   . Впоследствии пр. Симеон описывает себя в этот период своей жизни в следующих, несколько иронических словах: «Некий молодой человек, именем Георгий   , около двадцатилетнего возраста, жил в наши времена в Константинополе, красивый видом и имевший что–то показное в своем облике, манерах и походке, так что даже некоторые имели о нем из–за этого дурные мнения»   . Он как будто бы вел тогда рассеянную жизнь столичного молодого человека, но оставался глубоко неудовлетворенным. «Благодарю Тебя, Владыко, Господи неба и земли, — пишет он впоследствии, вспоминая это время, — … что когда я, неблагодарный и презритель, как лошадь, сорвавшаяся с привязи, поверг себя в пропасть, убежав от Твоей власти, Ты не оставил меня лежать… но милости Твоего сердца послал за мною и вывел меня оттуда, и почтил меня еще более светло. И освободил меня неизреченными Твоими судьбами от царей и властителей, которые намеревались пользоваться мною для обслуживания своих желаний, как сосудом, не имеющим ценности»   . Под влиянием, как кажется, чтения духовных книг, житий святых в особенности, молодой Симеон живо почувствовал ничтожность своего тогдашнего состояния и, в желании найти путь к Богу, начал искать святого человека, который мог бы руководить им и примирить с Богом   . Окружающие не понимали его.

http://predanie.ru/book/74192-prepodobny...

B. Впечатление необразованных варваров от византийского церемониала. Время его возникновения. Руководство обер-гофмаршала Филофея. Местничество среди духовенства. Солунский викариат (42–46). C. Никита Акоминат. Георгий Αкрополит: жизнь его и сочинения. 12 бил. А. Никифор II Фока. Армия. Столкновение с духовенством. Оттон Великий. Война на Востоке. Святослав Киевский. Иоанн I Цимисхий. Церковные дела. Богомильство. Ликвидация болгарских отношений. Борьба в Азии. Фатимиды. Гибель Цимисхия. Майордомы и латифундии (92–99). В. Силенций. Его состав и значение. Участие столицы и провинции. Значение форм дипломатических сношений. Посольская служба (47–51). С. Георгий Пахимер. Историческое сочинение времени посла 1261 г. Никифор Григора. Жизнь, деятельность. «Римская История». Иоанн VI Кантакузин . Жизнь. «История» (54–61). 13 бил. А. Василий II Болгаробойца. Характеристика. Варда Склир. Варда Фока. Отношение к Руси. Расправа с Василием Евнухом, с Евстафием Малеином и знатью. Аграрное законодательство. Три войны с болгарами. Самуил. Триумф Болгаробойцы. Политика относительно Болгарии. Первый поход Василия на Восток. Армянские дела. Сельджуки. Вмешательство Василия в дела Армении и Грузии. Заключение о царствовании Василия и взгляд на дальнейшее (99–108). В. Сношения с хазарами. Их государственное устройство и религия. Печенеги. Турки. Китайцы. Вывод о ромейской дипломатии (51–56). С. Лаоник Халкондил. Дука. Григорий Франэ. Критовул (63–70). 14 бил. А. Константин VIII. Зоя. Роман III Аргир. Его внутренняя политика (отмена аллиленгия) и церковные меры. Восстановление храма Воскресения. Георгий Маниак и борьба на Востоке. Михаил IV Пафлагонец. Скандинавы. Сицилия. Восстание болгар. Михаил V Калафат. Константин IX Мономах. Норманны и Маниак. Потеря Италии. Окончательное разделение церквей. Печенеги. Армения (ее положение и религиозная политика греков). Сельджуки. Феодора. Михаил VI Стратиотик. Исаак I Комнин. Характер правления. Удаление (109–118). В. Разделение гражданской и военной власти. Причины их слияния в некоторых местах. Очерк управления флотом (57–59).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

P. 58). В. Л. сыграла большую роль в становлении афонского законодательства. Первый офиц. устав всего афонского монашеского сообщества - Типикон Иоанна Цимисхия (972), т. н. Трагос (Actes du Prôtaton. N 7),- появился для разрешения споров, возникших в связи с созданием прп. Афанасием большого общежительного мон-ря. Еще в 962-963 гг. по аналогии со студийским одноименным документом прп. Афанасием был составлен «Ипотипосис» (Υποτπωσις), регламентировавший богослужение В. Л. и правила пощения («О качестве и количестве в пище и питии и о благочинии за трапезой») ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 246-256), а ок. 973-975 гг.- Устав В. Л. (τυπικν или κανονικν), где, в частности, говорится о независимости «свободной и самоуправляемой» В. Л. от светских и церковных лиц ( Meyer. S. 106, 109). В «Завещании» преподобного (см. ст. «Диатипосис» прп. Афанасия ), написанном после сент. 993 г., определяется порядок назначения монастырских эпитропов (управляющих) и избрания игумена ( Meyer. S. 102-140). Мн. положения этих документов впосл. вошли в уставы др. афонских общежительных мон-рей (см.: Γιγκος. Σ. 253-288). При этом нек-рые особые черты монастырской жизни, введенные прп. Афанасием, тщательно соблюдались только лаврской братией, как, напр., земной поклон игумена братии на братских собраниях ( Δωρθεος, μον. Τ. 2. Σ. 156) или чоканье стаканами в конце праздничной трапезы («Ипотипосис» - Meyer. S. 136). Имп. Василий II Болгаробойца в 993 г. подарил обители о-в Неон (τν Νων букв.- Юных), находящийся недалеко от о-ва Скиатос, названный так в связи с тем, что на нем селили юных безбородых послушников, к-рым был запрещен вход на Афон (Vita А// Noret. P. 99; Vita В//Ibid. P. 193), о-в Айос-Эфстратиос, известный производством древесного угля, подворья и мн. дары. Прп. Афанасий погиб вместе с 6 монахами и неск. рабочими под обломками строившегося ими храма 5 июля ок. 1000 г. За 3 дня к мироточащему телу приложилось 2,5 тыс. монахов, составивших ок. 2/3 от общего числа святогорцев (Vita А// Noret. P. 114, 118; Vita В//Ibid. P. 201). Местом погребения прп. Афанасия стал параклис 40 Севастийских мучеников, его гробница остается главной монастырской святыней.

http://pravenc.ru/text/Великую ...

Адрианопольское поражение поставило государство крестоносцев в отчаянное положение. Это было для Латинской империи ударом, подкосившим в самом начале всю ее будущность. По словам одного историка (Гельцера), “этим страшным днем окончилось франкское господство в Романии.” 468 Действительно, “участь Латинской империи в Константинополе некоторое время была вполне в руках болгарского царя.” 469 В то же время адрианопольская битва имела первостепенное значение для Болгарского царства и Никейского государства. Казалось, что, пока греки Македонии и Фракии, не имея своего национального центра в Европе и не предчувствуя будущего значения в этом смысле Никеи, сочли возможным прийти к соглашению и к общим действиям с болгарами против латинян, то Калояну открывалась полная возможность выполнить широко намеченную им задачу, а именно: установить на месте пришлых и враждебных франков великое греко-славянское государство на Балканском полуострове с центром в Константинополе. Но, как пишет В. Г. Васильевский , “миродержавная императорская роль представителя греко-славянского мира не давалась славянским государям. Попытка Иоанна основать греко-болгарское царство на Балканском полуострове, со столицей в Константинополе, осталась в области мечтаний.” 470 Между тем, антиисторическое греко-болгарское соглашение, давшее в результате адрианопольскую победу, быстро расстроилось, как только балканские греческие патриоты увидели в Никейском государстве возможного освободителя от латинских завоевателей и выразителя их национальных чаяний и надежд. На Балканском полуострове появилось ярко выраженное анти болгарское направление, против которого болгарский царь открыл беспощадную истребительную войну. По свидетельству источника, Иоанн мстил за те злодеяния, которые причинил болгарам император Василий II; если последний назывался Болгаробойцей (Булгароктонос), то Иоанн называл себя Ромеобойцей (Ромеоктонос). Греки прозвали его “Иваном-Собакой” (по-гречески Скилоиоанном), 471 латинский император называет его в письме “великим опустошителем Греции” (magnus populator Graeciae). 472

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

В X веке Болгарская Православная Церковь уже играет важную роль не только в духовном росте своих членов, но и в возвышении степени могущества самого государства. Церковь способствует консолидации государства и поднятию авторитета правителей, стремится объединить болгар как нацию. Благодаря этому единству болгарской страны в 917 году перед князем Симеоном появилась возможность нанести сокрушительный удар византийским войскам, значительно расширить пределы своих владений и объявить себя после этого " царем болгар и ромеев " . Последние обстоятельства являются важной предпосылкой к провозглашению автокефалии Болгарской Православной Церкви и возведению ее в ранг Патриархата, что и произошло в 919 году на Церковно-Народном Соборе в Преславе . Константинополь вначале не признает это решение и лишь 28 октября 927 года болгарский царь Петр (927-969 г.) заключил с Византией мирный договор, согласно которому Петр был признан царем, а глава Церкви - архиепископ Доростольский Дамиан - Патриархом. Отсюда 28 октября 927 года и считается началом болгарского патриаршества. Впрочем, и в последующие годы, Константинополь не слишком был расположен признавать титул Патриарха преемниками Дамиана, особенно после того как восточная Болгария при сыновьях царя Петра (Борисе II и Романе ) была покорена византийским императором Иоанном Цимисхием (в 971 году). Однако Болгарский Патриархат продолжает существовать и после неблагоприятных для Болгарии политических обстоятельств, изменяя лишь местопребывание патриаршей кафедры : во времена царя Петра она находилась в Доростоле (ныне город Силистра), после покорения предбалканской Болгарии императором Йоаном Цимисхием она перенесена в Триадицу (ныне город София), затем в Преспу (старая столица Болгарского государства) и наконец в город Охрид - столица западного Болгарского царства, во главе которого стоит царь Самуил (976-1014 г.) . В 1018-1019 годах византийский император Василий Второй Болгаробойца , завоевав Болгарию, признает автокефалию Болгарской Церкви, хотя и лишая ее патриаршего ранга, низведя ее до Архиепископии.

http://ruskline.ru/analitika/2019/01/11/...

Гавриила, не зафиксированные в греч. источниках, являются датами принесения их мощей в Тырново. Возможно, к правлению К. (именуемого в проложных житиях и повестях «великим царем Калояном, братом царя Асеня») относится и начало лит. (агиографического и гимнографического) оформления церковного почитания этих святых в Болгарии. В научной лит-ре утверждается, что К., стремясь к признанию Болгарии царством, заключил унию с Римско-католической Церковью. Б. Н. Флоря доказал, что на Болгарию была распространена практика, ранее опробованная Иннокентием III в отношениях с Сербией, а после падения Византии - в отношениях с лат. патриархом К-поля. Тырновский архиеп. Василий, согласно данной им папе клятве, раз в 4 года должен был являться в Рим, а его преемники обязывались после избрания давать клятву верности в римском соборе св. Петра. К моменту коронации К. К-польский патриарх Иоанн Х уже поклялся в верности Иннокентию III по требованию вождей крестоносцев. В текст присяги, к-рую болг. царь произнес при коронации, были включены слова о преданности Папскому престолу. Болгарской Церкви было разрешено самостоятельно варить св. миро, что, согласно принятой на христ. Востоке практике, означало каноническую самостоятельность. Добиваясь формального признания приоритета Рима болгарами и сербами, Иннокентий III прежде всего стремился к усилению своего влияния на их внешнюю политику, а не на церковные дела. Византийские авторы не упоминают о «латинстве» К., но изображают его варваром, чуждым христианству. Никита Хониат описывает жестокости К. в отношении греч. населения Варны, Филиппополя и др. городов, зверскую расправу с пленными, напр. с имп. Бодуэном и визант. аристократом Константином Торником. Георгий Акрополит сообщает, что за месть ромеям (грекам) за ослепленных в 1014 г. визант. имп. Василием II Болгаробойцей пленных болгар К. получил прозвище Ромеобойца, а греки называли его Скилоиоанн, т. е. Пёс-Иоанн. Болг. средневек. источники также не упоминают о «латинстве» К. Более того, вечная память царю, «одержавшему множество побед над греками и фрягами», была внесена в Синодик Болгарской Церкви, переведенный с греч.

http://pravenc.ru/text/1320149.html

Интересно, что примерно в то же самое время в далекой Англии, мы имеем пример иного отношения к павшим врагам, который очень близок к принципам императора Льва Мудрого. Когда 14 октября 1066 года Нормандский герцог Вильгельм одержал победу в битве при Гастингсе, на поле боя осталось лежать несколько тысяч отборных английских воинов, во главе с английским королем Гарольдом и двумя его братьями. Хронисты не сообщают точные потери самого Вильгельма. Но, по-видимому, они были тоже велики. Вильгельм, без преувеличения, был выдающимся политиком и полководцем, но не меньшей славы от историков он был удостоен и за свое благородство. На месте гастингского сражения Нормандский герцог приказал построить грандиозное аббатство для поминовения всех павших в этой битве. Причем алтарь главной церкви монастыря находился прямо на месте гибели короля Гарольда. Аббатство было названо Баттл (англ. Battle — «битва»). Позднее вокруг обители вырос целый город с одноименным названием.   В то же время имеющиеся у нас византийские источники молчат о практике молитв за погибших врагов. Хотя, учитывая, что в начале второго тысячелетия Византия осуществляла военные кампании не только против иноверцев, но и против народов, уже исповедующих православие, такая практика могла бы иметь место. Одни только болгарские войны, которые вела империя за политическое доминирование на Балканах, унесли жизни десятков тысяч её единоверцев. Болгария приняла христианство в 865 году при царе Борисе I. Более того, царь Борис в крещении принял имя Михаил, в честь византийского императора Михаила III. Когда в 866 году в Болгарии произошло реакционное восстание языческой знати, Борис с успехом его подавляет. Его верность православию оказалось столь безупречной, что он прославлен Церковью в ранге равноапостольного князя. Тем не менее, почти три века православная Болгария и православная Византия непрестанно воевали с переменным успехом. Некоторые византийские василевсы даже вошли в историю с прозвищем, данным им в честь побед над их политическими оппонентами с балканского полуострова. Так, например, Византийский император из Македонской династии, сын императора Романа II и преемник Иоанна Цимисхия Василий II был прозван Василием Болгаробойцем. Это имя он получил за победу над болгарским войском в ущелье Кампулунга 29 июля 1014 года. В этом сражении Василию удалось окружить болгар и обрушить на них град камней из камнеметов. Болгарские полководцы, видя безнадежность сопротивления, сдались на милость победителя. Однако милость оказалась своеобразной. Император приказал ослепить более 15 тысяч пленных. Каждый 101 лишился одного глаза. Новость так потрясла болгарского царя Самуила, что он, по одной из версий, наложил на себя руки. Никаких благородных жестов со стороны победителей не последовало и позже. Так что пример Вильгельма Нормандского являлся в то время беспрецедентным. 

http://bogoslov.ru/article/4515727

Как справедливо отмечает владыка Василий (Кривошеин), св. Симеон обвиняет царей в нарушении заповедей Господних, в гордости и властолюбии, в восстании на Бога и нежелании смириться перед Ним. Как опять-таки, он верно замечает, невольно вспоминаются слова св. апостола Павла о «миродержцах тьмы века сего, духах злобы поднебесной» (Еф. 6, 16). Отметим более важную вещь. Здесь в принципе отвергается вселенский проект Ромейской империи, как единственной державы в мире, рядом с которым нельзя терпеть никакого независимого государства, в лучшем случае рядом возможны вассальные владения. Эта идея согласно преп. Симеону связана с гордыней и является богопротивлением. Преп. Симеон ясно видел опасности этой теории: она подразумевала бесконечную войну: в идеале - до конца вселенной. Что касается неправых «советов» и «решений», то, казалось бы, политика Василия Болгаробойцы была направлена на укрепление среднего слоя и, прежде всего - стратиотов, воинского ополчения и его имущественного обеспечения, прежде всего - недвижимостью. Характерна его новелла 996 года, которая отменяет срок исковой давности по поводу незаконно отторгнутых имений. Однако, тем не менее, в его правление вспыхивали восстания на окраинах империи: в Армении, в Италии и в других местах. Связаны они были с тяжелым налоговым бременем и несправедливостями при их взимании . Возможно, что «неправые советы и решения» связаны с подавлением этих восстаний и той социальной несправедливостью, которую преп. Симеон видел в жизни. Глубоки и значимы те мысли, которые преп. Симеон выражал относительно частной собственности и социального неравенства в «Девятом огласительном слове»: «Существующие в мире деньги и имения являются общими для всех, как свет и этот воздух, которым мы дышим, как пастбища неразумных животных на полях, на горах и по всей земле. Таким же образом все является общим для всех и предназначено только для пользования его плодами, но по господству никому не принадлежит. Однако страсть к стяжанию, проникшая в жизнь, как некий узурпатор (tyrannos) разделила различным образом между своими рабами и слугами то, что было дано Владыкою всем в общее пользование.

http://ruskline.ru/analitika/2011/02/24/...

Под общим заглавием «Русско-византийские отрывки» собраны следующие исследования В. Г. Васильевского : «Два письма византийского императора Михаила VII Дуки Всеволоду Ярославичу», «Из истории 976 – 986 годов», «Записка греческого топарха», «Хождение апостола Андрея в стране Мирмидонян», разыскания в области агиографической литературы, а именно: Жития Стефана Нового, Иоанна Готского, Георгия Амастридского и Стефана Сурожского. Статья В. Г. Васильевского «Византия и печенеги» появилась в 1872 году. «Никогда не забыть того сильного впечатления, какое произвело в среде интересовавшихся (русским историческим движением появление первой по времени статьи Васильевского по Византии» 5 , – писал известный византинист акад. Ф. И. Успенский. Несколькими строками даже Ф. И. Успенский дал следующую оценку этой работе В. Г. Васильевского : «И по своему внутреннему значению, я по живости изложения, и по методическим приёмам упомянутая статья «Византия и печенеги» может быть взята как образец для характеристики учёной деятельности Васильевского» 6 . Изложение событий из истории Византии В. Г. Васильевский начинает в этой статье с момента кончины византийского императора Василия II Болгаробойца, т. е. с 1025 года. Он отмечает созданное этим императором и его предшественниками могущество Византийской империи. После Василия II византийское правительство совершает ряд «грубых политических ошибок» 7 . Однако начало этим ошибкам положил, по мнению В. Г. Васильевского , сам Василий II завоеванием Болгарии. Завоевание Болгарии и неприязненное отношение к болгарскому населению византийской администрации я греческого духовенства нарушили «систему византийского равновесия на севере» 8 империи, нарушили ту византийскую политику, которую так хорошо изобразил в своих сочинениях византийский император Константин VII Порфирородный. В чём же сущность сделанной византийским правительствам ошибки? Почему именно завоевание греками Болгария нарушило систему политического равновесия на границах империи, вызвало осложнения и так неблагоприятно отразилось на дальнейших событиях, на дальнейшей история Византии?

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

Престол унаследовал старший из сыновей Владимира - Святополк. Рожден он был еще в пору язычества Владимира от той гречанки, которая прежде была женой Владимирова брата - Ярополка. И неизвестно, кто на самом деле был отцом этого князя, Владимир или его старший брат, убитый в усобице. Князь Святополк еще при жизни Владимира отличался далеко не самыми лучшими чертами характера. Незадолго до смерти отца, выделившего ему в удел Туровское княжество, Святополк поднял против Владимира мятеж, за что был посажен в поруб. Из заключения он взошел на Киевский престол. Его права на престол были неоспоримы, так как на Руси действовал неписаный закон о престолонаследии: первым среди князей считался тот, кто являлся представителем старшей ветви династии. Однако, известно, что Владимир не очень любил своего сомнительного сына за его жестокий и коварный нрав. Не пользовался он популярностью и среди народа. Естественно, что в таких условиях Святополк мог опасаться своего свержения и замены на престоле кем-либо из братьев. Наиболее опасными соперниками он считал младших детей Владимира от Анны, которую летописец называет " Болгарыней " , очевидно потому, что ее брат - император Василий II - был прозван Болгаробойцей. Святые князья-страстотерпцы Борис и Глеб были рождены уже от освященного Церковью брака, когда отец их уже был христианином. Мать же являлась " Порфирородной " -особой императорской крови. Это могло повысить шансы Бориса и Глеба на успех в случае их притязаний на престол отца. Впрочем, едва ли они помышляли об этом. Житие святых братьев говорит, что они, по-христиански законопослушные, признали Святополка государем. Однако, жестокий и злобный Святополк, несмотря на свое крещение остававшийся в душе все тем же язычником, всех вокруг мерил по себе. Отсюда его опасения за власть. Тестем и союзником Святополка был король Польши Болеслав I. К нему же впоследствии свергнутый князь и бежал. Жестокой душе Святополка ближе был Запад с его особым вариантом христианства, которое допускало крестовые походы, инквизицию и проч.

http://sedmitza.ru/lib/text/436236/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010