РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Декабря 9 (22) Священномученики Василий Ягодин , Александр Буравцев 11 декабря 1937 года был арестован весь причт московского кафедрального Богоявленского собора в Дорогомилове, в том числе настоятель собора протоиерей Василий Ягодин и священник Александр Буравцев. Священномученик Василий родился 11 апреля 1870 года в селе Ключи Керенского уезда Пензенской губернии в семье священника Александра Ягодина. В 1890 году окончил Пензенскую Духовную семинарию. Женился, семья его состояла из супруги Юлии Яковлевны и трех дочерей. В 1890 году Василий Александрович был назначен псаломщиком и учителем церковноприходской школы. В 1891 году он был рукоположен в сан священника ко храму в селе Ильмино Городищенского уезда Пензенской губернии. В 1895 году отец Василий был назначен военным священником в укрепление Чикишляр Закавказской области, в 1904 году – священником 221-го пехотного Троице-Сергиевского полка в Москве и благочинным 56-й пехотной дивизии. В 1911 году отца Василия назначили настоятелем собора в крепости Свеаборг в Финляндии, и в том же году митрополитом Московским Владимиром (Богоявленским) он был возведен в сан протоиерея. В 1918 году община храма преподобного Харитона Исповедника в Москве обратилась к священноначалию с просьбой назначить в этот храм протоиерея Василия, и просьба была удовлетворена. В 1921 году протоиерей Василий был награжден палицей, а в 1923 году Патриарх Тихон наградил его митрой. Весной 1937 года, в связи с арестом настоятеля Богоявленского дорогомиловского собора в Москве протоиерея Александра Лебедева, протоиерей Василий был назначен настоятелем собора и прослужил здесь до ареста. На допросах протоиерей Василий виновным себя не признал. Один из допрошенных лжесвидетелей показал, будто священник был тесно связан с высшим офицерским составом царской армии и проводил большую работу по привлечению советской молодежи к церкви, что ему лично протоиерей Василий говорил: «Мы – старики, нам жить осталось мало, нужно молодежь воспитывать в духе христианской истины, молодежи необходимо рассказывать о великом прошлом русского народа, который снова возродится как великая национальная держава...»

http://fond.ru/kalendar/1463/vasiliy/

Трое суток двенадцатилетний Яша защищал хутор Терновый Ерик; казаки Иван Погрибный, Гавриил Видлог, Терентий Шпика, Иван Горобец, Семен Шпика, Никифор Шпика – погибли в сражении с турками за Дунаем в 1827 г.; казаки Ефим Мандрыка, Захар Омельченко, Анатолий Омельченко - погибли при защите форта Навачинского на Черноморском побережье Кавказа в 1841 г.; казаки Ефим Мандрыка, Степан Красношапка и Макар Гриценко - убиты при нападении черкесов на Павловский пост в 1849 г.; казаки Трофим Ященко, Гурий Щербань и Григорий Фоменко - погибли при защите станицы Пашковской в 1870 г. и многие другие.  Как складывалась история Богоявленской церкви в первые годы Советской власти, проследить по документам, к сожалению, невозможно, так как архивные документы Кагановичского района за период с 1920 по 1942 г.г. полностью уничтожены во время стремительного наступления немцев в 1942 г. С середины 1920 г. у церкви было отобрано право ведения метрических книг и эту функцию передали станичному Совету. В начале 30-х г.г. XX в. церковь была закрыта и превращена в зернохранилище. Осенью 1942 г. на оккупированной территории станицы немцы открыли приход в Богоявленской церкви. Церковн-ослужители Богоявленской церкви: В 1797 г. - Степан Твердомердов. В 40-е г.г. XIX в.: священники Лев Алексеев и Степан Рыбальский, дьякон Иван Павленко, дьячек Алексей Закревский, пономари Григорий Вехрицкий и Степан Коколевский. В 80-е г.г. 19 в.: священники Федор Дудкин, Иван Перевозовский, псаломщики Филипп Кондратов, Патрикий Федоров. В 90-е г.г. 19 в.: священники Федор Дудкин, Григорий Дьяченко, псаломщики Филипп Кондратов, Патрикий Федоров, Петр Головин, дьякон Николай Воробьев. В 1900-1910 г.г. в церкви служат священники Федор Дудкин, Василий Ключанский, псаломщики Патрикий Федоров, Петр Головин, Михаил Таганцев, Дмитрий Богатырев, дьякон Иван Лаванов. В 1910-1918 г.г.: священники Федор Дудкин (до 1914 г.), Василий Ключанский (родился в 1851 г., убит большевиками в 1918 г.), Владимир Орлов, Андрей Твердовский, дьяконы Г.

http://sobory.ru/article/?object=24609

Строительство новой церкви было завершено в 1855 г. пристройкой ещё одного – левого придела, наречённого во имя святого великомученика Пантелеймона. В таком виде церковь освятили в 1856 году, затратив на строительство 9714,3 рублей серебром, собранных станичниками «по раскладу» и добровольными приношениями. Церковь эта и поныне действующая − один из немногих деревянных храмов на Кубани, памятник церковной архитектуры. Старую церковь снесли около 1880 г. – по ветхости. После этого Епархия разрешила пустить на слом общие для двух церквей ограду и сторожку, построить новые – для оставшейся одной Богоявленской церкви. С той поры и поныне церковная площадь имеет почти квадратную форму с размерами сторон около 150 м. Лишь в последние годы на южной (но не северной, где стояла старая церковь!) стороне площади появились новые строения и коммуникации. В новой сторожке 7 декабря 1886 г. священник Парадиев открыл школу грамоты, а псаломщик Кондратов подарил мебель и книги для первых 37-ми учеников. Находясь во внутреннем помещении церкви, без труда можно оценить его первоначальные размеры. Его длина вместе с колокольней изначально составляла 12 саженей (около 25 м), а высота до карниза – около 2-х саженей (4,5 м). Ширина помещения сначала ограничивалась южной и северной боковыми стенами. После пристройки правого, а затем левого приделов эти стены вырезали, подперев их верхние части чугунными опорами. Эти опоры оказались в середине помещения, а его ширина теперь составляет около 24 м. Священник Богоявленской церкви Василий Ключанский в 1910 г. награждён бархатной фиолетовой скуфьею; священник Ф..И. Дудкин возведён в сан протоиерея в 1912 г.; местный казак Федот Лях утверждён церковным старостой в1913-м. Памятным событием стало посещение Богоявленской церкви 28-29 мая 1916 г. епископом Ейским Иоанном, который совершил всенощное бдение, Божественную литургию и вместе с местным священником Николаем Соболем сказал проповедь. После установления советской власти в 1920 г. Богоявленскую церковь закрыли, превратили в склад имущества. Самые уважаемые и авторитетные станичные священники - Василий Ключанский и Николай Соболь были расстреляны. Открыли церковь, как это ни прискорбно звучит, немецкие оккупанты: к радости верующих богослужения в ней возобновились осенью 1942 г. и с той поры не прекращаются поныне.

http://sobory.ru/article/?object=24609

Владимир (Богоявленский Василий), митр. Киевский и Галицкий Родился I января 1848 года. День Ангела 15 июля. Сын священника села Малой Моршки, Моршанского уезда, Тамбовской губернии. Среднее образование получил в Тамбовской духовной семинарии, а высшее в Киевской духовной академии, которую окончил 24 мая 1874 года со степенью кандидата богословия и с правом на магистра. По окончании академии в том же году назначен был в Тамбовскую семинарию на должность преподавателя по Гомилетике, Литургике и Пастырскому богословию. Через год перешел на кафедру Св. Писания: вместе с тем преподавал в семинарии немецкий язык и имел уроки по географии сначала в Епархиальном женском училище, а затем в женской гимназии. Но религиозное настроение влекло его к пастырству. Прослужив в Тамбове около восьми лет, он женился, оставил службу при семинарии и 31 января 1882 года был рукоположен во священника в Покровской соборной церкви г. Козлова. В 1883 году перемещен на должность настоятеля Троицкой церкви г. Козлова и назначен благочинным местных городских церквей. Уже здесь он показал себя выдающимся проповедником и обратил особое внимание на вне богослужебные беседы, как лучшее средство религиозного просвещения. Но недолго подвизался о. Василий среди тихой и мирной жизни, ревностно трудясь на пользу Церкви. Промысл Божий скоро положил предел его скромному служению. Рано потеряв жену и единственного ребенка, о. Василий в своей скорби услышал голос, призывающий его «оставить мир и яже в мире» и всего себя отдать на служение Церкви. 8 февр.1886 года о. Василий принял иноческий постриг с именем Владимира в Тамбовском Казанском монастыре и на другой же день был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Тамбовского Троицкого монастыря. 6 окт. того же года получил новое более ответственное назначение – настоятеля Новгородского Антонневого второклассного монастыря. 13 июня 1888 года хиротонисан митрополитом Исидором в Петербурге, в Александро-Невской Лавре, во епископа Старорусского, вик. Новгородской епархии с местопребыванием в г.Новгороде. Этот ныне заглохший, а в древности столь шумный город, сделался колыбелью славы молодого архиерея. В Новгороде, епископ Владимир живую архипастырскую деятельность соединял с простым и добрым отношением ко всем и редкой отзывчивостью к нуждам паствы и духовенства. Последнее ценило в нем доступного, участливого ко всем нуждам духовенства, архипастыря, умелого руководителя в деле пастырского служения.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

К объяснению полноты клиров в местах, которые были удалены от епархиального архиерея на 3, 4 тысячи верст, служат пребывание в течение двух с половиною лет в Иркутске викарного архиерея Варлаама Косовского, потом посещение Иркутска и Забайкалья Архиереосхимонахом Феодором и наконец святое странничество здесь в продолжении слишком пяти лет, до принятия Епархии, самого Святителя Иннокентия. Когда Святитель Иннокентий вступил в управление Иркутскою Епархиею, то при соборной церкви были следующие священнослужители: Протопоп Петр Григорьев, ключарь священник Иван Дмитриев, священники: Василий Федоров, Семеон Афанасьев и Иосиф Петров, – последнии в 1726 году рукоположенный во священника самим Святителем. Диакона при Соборной церкви в это время не было; ибо рукоположенного Святителем в том же 1726 году к Соборной церкви в диаконский сан Дионисия Сухого митрополит Антоний перевел в Тобольск. Уже в июле 1728 года, по просьбе соборной братии, Преосвященный Иннокентий дал перехожий указ от Иркутской Владимирской церкви в собор диакону Иоанну Терентиеву Гребешкову, но не прежде, как сей подписал свое согласие: буду доволен. Вот копия с указа: «Божиею милостию, Преосвященный Иннокентий Епископ Иркутский и Нерчинский в Иркутск Владимирской Богородской церкви диакону Иоанну Гребешкову.» «Сего 1728 года июля 10 дня в поданном заручном доношении к нашему архиерейству соборных священников протопопа Петра Григорьева, ключаря Ивана Дмитриева и прочих священников написано: в прошлых де годех в Богоявленском Соборе служил диаконом Иосиф Петров, и посвящен в прошлом же 726 году во оной Ясс собор священником; а на его место был посвящен диаконом же Дионисий Сухой, но и тот де взят в Тобольск указом Преосвященного Антония Митрополита, и определен де служить к церкви Владимерской Богородицы вечно. A ныне де у них при том Богоявленском Соборе диакона не обретается, и просили, чтоб тебя от показанной Владимерской церкви перевести ради служения в Богоявленском Соборе вечно, а прокормление до будешь иметь от доходов церковных, чем и они питаются, в чем и ты на том же доношении подписался своеручно.» «И мы Преосвященный Епископ выше упомянутого доношения слушав, по данней нам власти от Великого Архиерея Господа нашего Иисуса Христа, повелеваем тебе быть в диаконском служении при означенном Богоявленском Соборе вечно.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Архив Пн Богоявленский кафедральный собор г. Томска 22 сентября 2013 г. 11:41 Богоявленский собор — один из древнейших в городе Томске. Это самое старинное каменное здание в Томске. На месте, где стоит церковь, в начале XVIII века располагалось древнее кладбище. Храм берет свое начало от небольшой церкви Крещения Господня, построенной в 1633 году. Деревянный храм неоднократно страдал от пожаров, но каждый раз снова восстанавливался. 31 декабря 1776 года было решено возвести на месте обветшалой деревянной церкви каменную. Заложен новый каменный двухэтажный храм был в 1777 году к западу от прежней деревянной церкви (ближе к реке Томь). А на том месте, где у старого деревянного храма находился алтарь и святой престол, по церковному обычаю был устроен небольшой кирпичный памятник (в 1858 году этот памятник убрали и на его месте соорудили Иверскую часовню). Храм имеет особое значение для истории Томской земли. Несмотря на незавершенность строительства именно Богоявленскую приходскую церковь выбрал первый Томский губернатор, действительный статский советник Василий Семенович Хвостов в качестве главного храма города, в котором предстояло в праздник Преображения Господня 6 августа 1804 года всенародно огласить торжественное открытие Томской губернии. В 1929 году храм был закрыт. Еще некоторое время богослужение в храме продолжалось, но недолго, до января 1930 года. В здании храма разместились курсы «Сибжелдорстроя». В 1942 году все помещения церкви были переоборудованы под цеха эвакуированного в Томск московского завода «Красный богатырь». С 1947 по 1994 гг. здесь размещались корпуса Томского завода резиновой обуви. За это время здание храма было практически уничтожено: были сняты все колокола, сорваны все кресты с храма, был полностью утрачен восьмерик с куполом, разрушены завершения колокольни и храмовой части, к восточному фасаду пристроено двухэтажное здание, на южном фасаде срублен декор и изменена форма окон. В 1994 году Богоявленский храм был передан Русской Православной Церкви. Начались широкомасштабные работы по разборке цехов бывшего завода и высвобождению двухэтажного здания храма из массы заводских пристроек и надстроек, которые продолжались несколько лет. Собор буквально был восстановлен из руин.

http://patriarchia.ru/db/text/3252772.ht...

Чердынь. Церковь Богоявления Господня. Богоявленская церковь Карта и ближайшие объекты Богоявленская церковь в Чердыни расположена на холме между Воскресенским собором и монастырем. Церковь отличается усложненным композиционным построением и художественным убранством фасадов. Церковь в полном виде не сохранилась. Богоявленская церковь строилась в несколько этапов. Нескольким ее приделам соответствовали ранее три деревянные церкви.В 1751 году было закончено строительство основного, двусветного храма с низкой трапезной, пятигранной апсидой и северным низким приделом во имя апостолов Петра и Павла. Сначала в 1752 году освятили Петропавловский престол, а в 1761-м - главный Богоявленский. После того как в городе сгорела церковь Прокопия Устюжского, над трапезной построили еще один придел. Его освятили в 1778 году в честь широко почитаемого в Чердыни Прокопия Устюжского. В то же время старую, отдельно стоящую колокольню заменяют каменной. Четверик колокольни занимает двухэтажная паперть, а восьмигранный столп - ярус звона. В конце XIX века эта колокольня была разобрана и построена новая, более объемная и красивая. Церковь сильно пострадала в результате пожара 1792 года. Пришлось заново делать перекрытия, приобретать утварь и книги. В это время Петропавловский престол разместился наверху, а Прокопьевский - в приделе. Иконостасы и настенную живопись в 1808 году выполнил чердынский " живописный мастер " Андрей Петрович Марков. Обо всех этих изменениях сообщает церковная хроника, вписанная в резной деревянный картуш - медальон, который висел в притворе церкви, а в наши дни хранится в Чердынском краеведческом музее. Богоявленская церковь с новой колокольней эффектно вписывалась в архитектурный облик города. После пожара 1792 года в Богоявленской церкви сосредотачиваются многие уникальные предметы старины, церковная утварь, вкладные книги и кресты, рукописные сборники, деревянная скульптура и даже предметы старинного вооружения. www.perm1.ru/ Комментарии и обсуждение В настоящее время - хлебозавод. Согласно Ведомости Пермской епархии Градо-Чердынской Богоявленской церкви за 1916 год: 1. Настоятель, священник Василий Яковлевич Бабин, 57 лет. Вдов. Его жена, Глафира Петровна (урожденная Кузнецова) умерла в 1912 году. Дети: Елена, 28 лет; Мария, 22 года, Ольга, 16 лет. 2. Священник Николай Михайлович Попов, 27 лет. Жена его Пелагея Григорьевна. Дети их: Нина, 9 лет; Борис, 6 лет; Маргарита, 5 лет; Николай, 3 года. 3. Диакон Александр Николаевич Кашин, 27 лет. Жена его Евпраксия Михайловна, 23 года. Дети их: Алевтина, 3 года; Александра, 2 года. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=02963

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ Васильевич Разумов (2.03.1879, дер. Кучино Костромского у. и губ.- 21.09.1937, Ярославская обл.), сщмч. (пам. 9 сент. в Соборе Костромских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. Из крестьянской семьи. Отец В. был человеком религиозным, знатоком церковного пения, двое его сыновей - В. и Иван стали священниками. В. окончил начальную земскую школу. Обладая прекрасным голосом, с 9 лет пел на клиросе Успенской ц. в с. Романове, в 15 лет управлял церковным хором. Оставшись без отца в 16 лет, В. жил крестьянским трудом, занимался самообразованием, в 1899 г. женился на крестьянской девушке. С 1903 г. преподавал церковное пение в церковноприходской школе в Романове, с 1908 г.- в с. Болотове, в 1909-1916 гг.- в с. Баран, где в 1909-1910 гг. одновременно был регентом в ц. св. Иоанна Богослова, а в 1910-1916 гг.- псаломщиком. Сщмч. Василий Разумов с супругой Александрой Федоровной и сыновьями. Фотография. Сер. 20-х гг. XX в. Сщмч. Василий Разумов с супругой Александрой Федоровной и сыновьями. Фотография. Сер. 20-х гг. XX в. 22 нояб. 1915 г. В. был рукоположен во диакона, в янв. 1916 г. определен в Успенский собор г. Кинешма. В 1918 г. переведен в Кострому, стал протодиаконом Богоявленско-Анастасиина собора Богоявленско-Анастасиина жен. мон-ря . В 1922 г. рукоположен во священника к Преображенскому собору г. Судиславля. После того как в кон. 1928 г. власти закрыли собор (через неск. месяцев верующим удалось добиться его открытия), В. перешел служить в один из храмов в г. Галиче. После закрытия и этого храма в 1930 г. В. служил в Никольской ц. в с. Сидоровском Красносельского р-на. Весной 1932 г. власти попытались закрыть храм в Сидоровском, однако В. и члены приходского совета собрали большое количество подписей местных жителей в защиту храма, и его удалось отстоять. 28 окт. 1932 г. священник был арестован по обвинению в «антисоветской и антиколхозной деятельности», заключен в тюрьму в Костроме. Постановлением тройки ОГПУ по Ивановской обл. от 24 янв. 1933 г. приговорен к 5 годам ИТЛ. Наказание отбывал ок. 3 лет в одном из лагерей Северного края, по состоянию здоровья освобожден досрочно.

http://pravenc.ru/text/150601.html

Этот эпизод взят из личных воспоминаний священномученика. В XIX в. не всем нравилось учиться в духовных училищах или семинариях — строгая дисциплина, зубрежка, латынь, телесные наказания. Из семинарий того времени иногда выходили не будущие святые или священники, а атеисты и революционеры, которые потом, в XX в., отдавали приказы взрывать храмы и расстреливать верующих. То ли в Тамбовской семинарии было все не так страшно, то ли Василий Богоявленский был настолько чист душой, что к нему не прилипало никакой душевной нечистоты, однако знавшие его священники говорят, что он «идеализировал семинарию». Когда один из членов Святейшего Синода священник Георгий Шавельский стал критиковать систему духовного образования, то Богоявленский, который к тому времени был митрополитом и первенствующим членом Синода, прервал его недовольной репликой: «Сам учился в семинарии, а так говорит о ней», — и перевел обсуждение на другую тему. В начале жизненного пути Мы не знаем, каким было детство святого. Известно только, что учился он прилежно и, как один из лучших учеников, был направлен учиться дальше — в духовную академию. Для Василия Богоявленского, сына бедного сельского священника, направление в Киевскую духовную академию было шансом бесплатно получить высшее образование. Потому как лучшие выпускники не платили за учебу, они учились «казенным коштом», за средства государственного бюджета. «В академии вполне выявился характер Василия как человека деликатного, выдержанного и тактичного, — сообщает в житии священномученника историк игумен Дамаскин (Орловский). — Он не любил ссор, колких разговоров и страстных споров. Бывали случаи, когда раздраженные горячим спором студенты готовы были дойти до взаимных оскорблений, и тогда Василий вмешивался в спор и примирял их». В 26 лет он закончил академию. Вернувшись в Тамбов, Василий устроился преподавателем в родную семинарию, преподавая Священное Писание и немецкий язык, а также географию в местной женской гимназии. Еще через шесть лет он женился и стал священником. Ни биографы, ни сам святитель практически ничего не сообщают о его семейной жизни, длившейся всего три года. После смерти жены и единственного ребенка, 8 февраля 1886 г. в Тамбовском Казанском монастыре Василий принял монашеский постриг, а 9 февраля был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Козловского (ныне Мичуринск) Троицкого монастыря. С 6 октября того же года — настоятель Новгородского Антониевого монастыря.

http://pravmir.ru/prinimat-vse-ispytaniy...

Чёрная Речка. Церковь Богоявления Господня. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Богоявленская церковь в селе Черная Речка была построена в 1895 году на средства и усердием прихожан. Зданием каменная в одной связи с колокольней, крепкая, покрыта железом и вся теплая. Престолов в ней было три: главный – во имя Богоявления Господня, во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы и во имя Архистратига Божия Михаила. В приходе имелись: двухклассная Министерская школа и две Земские школы. Законоучителем в школах с 1902 года состоял священник села Василий Александрович Грифцов. Церковь была закрыта Оргкомитетом Президиума Верховного Совета РСФСР от 14.11.1938 г. подл клуб, но использовалась под ссыпку зерна Является памятником архитектуры регионального значения (Постановление областной Думы 17 от 26.10.1994 г.). http://www.ryazeparh.ru Каменная Богоявленская церковь с колокольней в селе Черная Речка построена на средства прихожан в 1895 г. Храм имел три престола: главный – во имя Богоявления Господня, а два других – во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы и во имя Архистратига Михаила. По штату при церкви полагался: один священник, диакон, псаломщик. Церковь имела в длину 27, а в ширину - 14 аршин. При церкви имелись земли: усадебная, вместе с погостом церковным 40 кв. саж., пахатной 30 кв. саж., сенокосной 10 кв. саж. на расстоянии одной версты от церкви. Дом для священно- и церковно-служителей на церковной и усадебной земле был построен тщанием причта и находился в его собственности. При церкви по инициативе священнослужителя Сапожкова с 1859 г. функционировала школа. В состав прихода по состоянию на 1885 год входило 1612 лиц мужского пола и 1715 – женского. Из священнослужителей церкви известны: Дмитрий (1676 г.), Федор Гаврилов (1690 г.), Борис Федоров (1775 г.), Алексей Никифоров (1797 г.) Василий Грифцов и Петр Попов (в период с 1914 по 1918 г.). В 1936 г. по инициативе Советской власти церковь была закрыта. Решениями райисполкома 158 от 16.09.1986 г. и облисполкома 250 от 27.08.1971 г. Богоявленская церковь признана памятником архитектуры регионального значения.

http://sobory.ru/article/?object=17644

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010