На третьем году обучения в КДА Василий Богоявленский написал кандидатскую диссертацию «О праве церковного отлучения». Это сочинение было рассмотрено в совете академии 8 июня 1873 года. Профессор П. Лашкарев в своем отзыве отмечал, что Василий Богоявленский показал «основательное знакомство с канонами, законами и практикой Церкви». Совет академии положительно оценил диссертацию. В мае 1874 года Василий Богоявленский сдал магистерские экзамены, а также прочитал пробные лекции по гомилетике, литургике и церковному праву. Решением совета КДА от 10 мая 1874 года он был выпущен из академии в звании кандидата богословия 4 и рекомендован в качестве преподавателя на вакантные кафедры гомилетики, литургики и церковного права в духовных семинариях 5 . Духовно-просветительская деятельность По окончании Киевской духовной академии Василий Богоявленский самоотверженно посвящает себя преподавательской и духовно-просветительской деятельности 6 . Через несколько дней после выпуска он уже назначен на должность преподавателя гомилетики, литургики и канонического права в родную ему Тамбовскую духовную семинарию, а чуть позже становится также преподавателем Священного Писания и немецкого языка. Поскольку зарплата в семинарии была довольно скромной, Василий Никифорович трудился и в других учебных заведениях. В частности, он преподавал географию в епархиальном женском училище и в женской гимназии 7 . В 1876 году Василий Богоявленский вступил в брак с Александрой Васильевной Салтыковой (дочерью протоиерея из г. Кирсанова). Хотя было естественным после женитьбы ожидать скорого принятия им священного сана, Василий Никифорович долгих пять лет не решался на этот шаг. Только 30 января 1882 года епископ Тамбовский и Шацкий Палладий (Ганкевич) рукоположил Василия Богоявленского в диакона, а на следующий день во иерея. Молодой священник был назначен на служение в Покровский собор города Козлова (ныне г. Мичуринск Тамбовской области), став там помощником настоятеля. Ситуация на приходе была сложной, но ему удалось завоевать доверие прихожан; быстро приобрел он авторитет и среди своих собратьев. В эти годы раскрывается его талант как проповедника. Священнослужитель начинает произносить проповеди «без бумажки», что для того времени было в диковинку.

http://e-vestnik.ru/analytics/mitropolit...

Борис, епископ Пензенский см. Борис (Лентовский), бывш. обн. епископ Борис, священник 27 Борисов А. М., осуждённый по петроградскому процессу 251 Боровков, обн. священник Астраханской епархии 303 Боровков, обн. священник г. Астрахани 245 Боярский Александр Иванович , протоиерей, см. Александр (Боярский)обн. митрополит Братановский. обн. священник Новгородской епархии 243 Бриллиантов Александр Иванович , проф. 306 Брицкий Григорий, обн. протоиерей 304, 528, 586, 591, 596 Будилович Иосиф, обн. протоирей 50, 573 Булгаков С. Н., протоиерей, русский религиозный философ 99 Бунаков Лев, «пресвитер» егоровской общины 376 Буткевич Т., проф.-прот., член Гос. совета 183, 364, 802 Бухарин Николай Иванович , советский партийный и государственный деятель 102, 992 Быков С. С., секретарь судебной коллегии Верховного суда РСФСР 35 Бычков С. С., протоиерей (впоследствии епископ Симеон (Бычков), осуждённый по петроградскому процессу 250, 251, 253 Валентинов А. А., авт. соч. 70, 74 Валишевский К., автор соч. 134, 176 Варлаам (Покровский), обн. архиепископ Варлаам (Ряшенцев) , епископ 504 Варлаам, епископ 336 Варнава (Накропин), архиепископ 189 Варнава Тобольский см. Варнава (Накропин), архиепископ Варнава, патриарх Сербский 444 Варфоломей (Городцев), архиепископ 1017 Василий (Бехтерев), обн. епископ 681 Василий (Богдашевский) , архиепископ 74, 681 Василий (Богоявленский), архиепископ, свмч. 189 Василий (Виноградов), обн. митрополит 275, 308, 346, 421, 437, 681–682 Василий (Димопуло), архимандрит, представитель Константинопольского патриарха 93, 95, 357, 360, 405, 410, 417, 418, 442, 443, 455, 456, 459, 469, 488, 491, 501 Василий (Знаменский), обн. архиепископ 683–684 Василий (Зубарев), епископ 684 Василий (Катагошин), обн. архиепископ 684–685 Василий (Кожин) см. Гермоген (Кожин), мизрополит Василий (Лебедев), епископ СЦВ 293, 378, 464, 687–688, 1013–1014 Василий (Лысенко), обн. епископ 275, 308, 421, 688–689 Василий (Макушев), обн. епископ 689 Василий (Некрасов), обн. митрополит 689–690

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Настоятели и иноки Богоявленской обители всегда отличались выдающимися качествами, это были истинные подвижники веры. Здесь жил старший брат преподобного Сергия Радонежского Стефан, который вначале был иноком, а затем стал игуменом Богоявленского монастыря. Здесь принимал постриг боярский сын Елевферий Бяконт, который пользовался доверием самого Ивана Калиты, а прибыл в Москву еще во время княжения Даниила. Подвиги иноков не раз спасали монастырь от бедствий. Частые пожары на удивление обходили монастырь стороной. Когда в Москве свирепствовал хан Тохтамыш, в попытках отомстить за проигранную Куликовскую битву, он лично повелел поджечь Богоявленский монастырь, но обитель все равно уцелела. Конечно же, не всегда ситуация складывалась счастливо для монастыря. В 1451 году он сгорел вместе с московским посадом – это случилось во время нашествия царевича Мазовши из Золотой Орды. После этого монастырь отстроил великий князь Василий II, а его сын, Иван III приказал поставлять в Богоявленский монастырь " годовой корм " для поминанния родителей и для моления святых старцев за здравице государя. Иван III подарил Богоявленский монастырь богатыми вотчинами, в которых был запрещено попрошайничать, скоморошничать, вставать на постой и требовать подводы даже государевым людям. В это же время на территории монастыря была построена трапезная из кирпича, отличавшегося особой прочностью, который производили на Калитниковском заводе по рецепту Аристотеля Фиораванти специально для кремлевского Успенского собора. В 1547 году огромный ущерб монастырю нанес сильный пожар. Случилось это спустя полгода после вступления на царство Ивана Грозного. В период правления этого русского царя Богоявленский монастырь стал местом заточения опального митрополита Филиппа (Колычева), который принародно осудил царя за антинародную опричнину. Опричники схватили святителя в Кремлевском Успенском соборе, в праздник архангела Михаила. Когда митрополита увозили в Богоявленский монастырь, люди бежали за санями, чтобы получить последнее благословение из уст своего духовного наставника. Существует легенда о чудесах, которыми сопровождалось пребывание митрополита в Богоявленском монастыре. Один раз вошедшие к нему стражники обнаружили, что оковы чудесным образом пали с пленника. Второй раз, когда Иван Грозный велел запустить в темницу со священником голодного медведя и оставить на ночь, по утру обнаружили, что медведь тихо спит в углу, а арестованный цел и невредим.

http://sobory.ru/article/?object=23750

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ Сщмч. Василий (Богоявленский), еп. Черниговский. Фотография. 10-е гг. XX в. (РГИА) Сщмч. Василий (Богоявленский), еп. Черниговский. Фотография. 10-е гг. XX в. (РГИА) (Богоявленский Василий Дмитриевич; 1.02.1867, с. Ст. Сеславино Козловского у. Тамбовской губ.- 27.08.1918, Пермская губ.), сщмч. (пам. 14 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе святых Пермской миторолии, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг.), архиеп. Черниговский. Из семьи священника. После окончания Тамбовской ДС (со званием студента, по 1-му разряду) 20 сент. 1888 г. (по др. данным, в 1889) В. Д. Богоявленский был рукоположен во диакона к ц. Рождества Христова в с. Ст. Дегтянка Козловского у. 11 марта 1890 г. рукоположен во священника к ц. Покрова Пресв. Богородицы в с. Овсянка Кирсановского у. Тамбовской губ., состоял законоучителем в неск. церковноприходских школах. В 1896 г. с семьей переселился в Казань, продолжил образование в КазДА, к-рую окончил в 1900 г. со степенью канд. богословия. Будучи студентом академии состоял законоучителем в Казанской общине сестер милосердия Красного Креста, вел религ. собеседования с нижними чинами учебных команд при 5 батальонах, расположенных при Казанском вещевом интендантском складе. По окончании академии служил в кафедральном соборе, затем в ц. казанского Троице-Феодоровского жен. мон-ря , с 1901 г.- в кладбищенской церкви. В 1905 г. вернулся в кафедральный собор на должность ключаря, одновременно являлся законоучителем Спасо-Феодоровской школы, затем начальных городского и министерского уч-щ, а также Речного уч-ща 1-го разряда. В течение неск. лет был членом комитета по проверке отчетов КазДА и Казанского епархиального жен. уч-ща, членом-учредителем братства во имя Пресв. Богородицы при кафедральном соборе, членом Церковного историко-археологического об-ва. В 1907 г. назначен членом Казанской консистории. В это время написал соч. «Вторая книга Маккавейская: Опыт исагогического исследования» (Каз., 1907), за к-рое советом КазДА 4 июня 1907 г. был удостоен степени магистра богословия.

http://pravenc.ru/text/150523.html

По прехожении же того соблюдати ю честне, яко на самых причастие святых таин. Аще уканет или пролиется, место то углем горящим да изжется или да истешется и в воду вмещется. Или на ризе уканет, да изрежется и в непроходимая места полагается» 415 . Вкушать св. богоявленскую воду, как и св. Дары, можно было только натощак, после «великого говения». На почве такого отношения к богоявленской воде, происходили иногда у нас большие недоразумения. По уставу, до питья богоявленской воды не дозволялось даже вкушение «доры» (антидора) 416 . Но в 1482 году, чудовский архимандрит Геннадий дозволил подчиненной ему братии пить богоявленскую воду после принятия пищи, т. к. в этом году навечерие Богоявления приходилось в неделю, и великое водоосвящение совершалось не по окончании литургии, а после вечерни, перед которой полагается трапеза. Митрополит Геронтий чрезвычайно строго отнесся к нарушителю установления отцов и наказал его, а, докладывая об этом поступке великому князю, между прочим, говорил: «такую священную воду обесчестил, иже св. отцы оглашенным (т. е. кающимся) в причастия место повелеша единою в году на Пасху испивати, а не покаяльником тогда на Богоявление пити преже доры, а он (Геннадий) едше велел пити» 417 . Возникал даже вопрос, можно ли, по принятии св. богоявленской воды, целовать священника в руку, и решался отрицательно 418 . После вкушения богоявленской воды, как и после принятия св. таин, плевать на землю воспрещалось 419 . На чем же основывалось такое глубокое благоговение наших предков перед св. богоявленской водой? Первенствующее значение в этом отношения принадлежит, конечно, идущему из глубокой христианской древности верованию в чудесные свойства этой воды. Так, благочестивое христианское чувство всегда признавало за богоявленской водой чудесное свойство в течение продолжительного времени не портиться и вообще не изменять своих природных качеств. Об этом свойстве в свое время свидетельствовал св. Иоанн Златоуст 420 , такое же верование поддерживалось, без сомения, (как и теперь поддерживается) и среди религиозного русского народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

Князь Фёдор Иванович Князь Иван Алексеевич Князь Фёдор Алексеевич Княжна Елена Владимировна Царица Мария Владимировна † 7 января 1625, первая супруга Царя Михаила Феодоровича Князь Богдан Фёдорович Князь Тимофей Васильевич Князь Федор Васильевич Князь Юрий-Софроний Алексеевич, боярин † 15 мая 1682; женат 1) на Елене Васильевне Морозовой † 25-го июня 1666; 2) на Евдокие Петровне Шереметевой, рождённой княжне Пожарской (2-ой брак бесплоден) † 1680. Князь Ю. А. и обе супруги его схоронены в Богоявленском монастырь Князь Дмитрий Алексеевич, боярин † 7 ноября 1674; женат 1) на NN Ильинишне Милославской; 2) на княжне Засекиной; 3) на Марие Ивановне Колтовской; 4) на Искайской (от первого брака сын и дочь; второй и третий браки бесплодны; от четвёртого брака сын); князь Д. А. и все четыре супруги его схоронены в Богоявленском монастыре Князь Пётр Алексеевич окольничий † 8 февраля 1668; женат на Домне Яковлевне NN Князь Иван Григорьевич КОЛЕНО XXIV: Князь Прохор Григорьевич Князь Яков Фёдорович, боярин, сенатор и генерал-пленипотенциал-кригс-коммисар, рождение 1639 † 24 июля 1720; (схоронен в С. Петербурге, в ограде соборной церкви Святого Андрея Первозванного, на Васильевском острову); женат 1. на Ульяне Ивановне Наумовой; 2. на княжне Ирине Михайловне Черкасской (от каждого брака по одной дочери) Князь Лука Фёдорович Князь Борис Фёдорович Князь Григорий Фёдорович, действительный тайный советник и Святого Андрея кавалер, рождение 7 октября 1657 † 15 августа 1723 (схоронен в Александро-Невской Лавре); женат на княжне Марие Ивановне Голицыной Князь Степан Васильевич Князь Василий Федорович; женат на Дарие Павловне NN † 1671 (оба схоронены в Богоявленском монастыре) Князь Фёдор Богданович Князь Михайло Юрьевич, боярин † 5 мая 1682; женат на княжне Прасковье Васильевне Голицыной (оба схоронены в Богоявленском монастыре) Князь Владимир Дмитриевич боярин † 12 июля 1701; женат на Евдокие Ляпуновой (оба схоронены в Богоявленском монастыре) Княжна Дария Дмитриевна, за малороссийским гетманом, российским боярином Иваном Мартыновичем Брюховецким

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Княжна Евдокия Михайловна, † 4 сентября 1742, схоронена в Богоявленском монастырь Князь Юрий Владимирович, майор преображенского полка, рождение 1664 † 1708 Князь Василий Владимирович, генерал-фельдмаршал, верховного тайного совета член и Святого Андрея кавалер; рождение в январе 1667 † 14 февраль 1746, схоронен в Александро-Невской Лавре в церкви Благовещения; женат 1. на княжне Марие Фёдоровне Куракиной; 2. на Анне Петровне Шереметевой, рождение 1690 † 1720 (схоронена в Богоявленском монастырь); 3. на NN Князь Михайло Владимирович, действительный тайный советник и верховного тайного совета член, рождение 14 ноября 1667 † 24 ноября 1750; женат на княжне Евдокие Юрьевне Одоевской, рождение 1675 † 16 апреля 1729 (оба схоронены в Богоявленском монастыре) Князь Владимир Владимирович; женат на Хитровой Князь Иван Владимирович Княжна Федосья Владимировна, за генерал-поручиком князем Петром Михайловичем Голицыным Князь Иван Иванович, рождение 4 декабря 1680 † 19 января 1737; женат на Аграфене Лукинишне Ляпуновой, рождение 23 июня 1680 † 1737 (оба схоронены в Богоявленском монастыре) КОЛЕНО XXVI: Князь Яков Александрович Княжна Аграфена Александровна, за генерал-поручиком Алексеем Федоровичем Шереметевым Княжна Мария Александровна, р. 1743 † 19 янв. 1786, схоронена в Донском монастыре Князь Иван Алексеевич, обер-каммергер и Святого Андрея кавалер, рождение 1708 † 26 октября 1739 (схоронен в версте от Новгорода, на скудельничьем кладбище, в церкви Святителя Николая Чудотворца 51 ); женат на графине Наталие Борисовне Шереметевой, рождение 17 января 1714; (овдовев, прияла схиму в Киевском Фроловском монастыре подод именем Нектарий) † 3 июля 1774; схоронена в Киево-Печерской Лавре, у наружных дверей собор Князь Николай Алексеевич, бригадир, рождение 1713 † 3 декабря 1790, схоронен рядом со второю женою своею, в Донском монастыре; женат 1. на княжне Наталие Сергеевне Голицыной, рождение 30 июня 1715 † 13 ноября 1755, (схоронена в Богоявленском монастырь); 2. на Анне Александровне Бредихиной, рождение 1733 † 11 января 1808 (от 1-го брака сын и 2 дочери; от 2-го брака сын и 4 дочери)

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Княжна Анастасия Петровна, за президентом вотчинной коллегии Михайлом Алексеевичем Салтыковым Княжна Евдокия Петровна Князь Сергий Владимирович, женат на княжне Александре Яковлевич Лобановой-Ростовской Князь Александр Владимирович Княжна Ирина Васильевна, рождение 1704 † 1716 Князь Юрий Юрьевич, генерал-майор † 1746; женат на княжне Елене Алексеевне Долгоруковой, рождение 9 мая 1715 † 27 января 1799 Князь Иван Юрьевич Князь Сергий Михайлович, генерал-майор, рождение 1 июля 1695 † 15 сентября 1763; женат на княжне Прасковье Фёдоровне Троекуровой, рождение 23 сентября 1696 † 25 декабря 1746 (оба схоронены в Богоявленском монастыре) Князь Александр Михайлович , бригадир, рождение 17 августа 1714 † 17 декабря 1750; женат на княжне Екатерине Осиповне Щербатовой, рождение 9 ноября 1722 † 28 ноября 1757 (оба схоронены в Богоявленском монастыре) Князь Василий Михайлович Крымский, генерал-аншеф, кавалер Святого Андрея и Святого Георгия 1 степени, рождение 1 июля 1722 † 30 января 1782; женат на Анастасие Васильевне Волынской † 4 янв. 1805; (оба схоронены в церкви села Полуехтова, в Рузском уезде) Княжна Анна Михайловна, рождение 6 июля 1694 † 23 июня 1770; схоронена в Донском монастыре; замужем за Львом Александровичем Милославским Княжна Анастаса Михайловна, рождение 17 декабря 1700 † 22 июля 1743, схоронена в Богоявленском монастыре; замужем за генерал-поручиком графом Александром Романовичем Брюсом Княжна Евдокия Михайловна, рождение 8 февраля. 1708 † 25 августа 1749; схоронена в Богоявленском монастыре Княжна Аграфена Михайловна † 1775; схоронена в Донском монастыре Князь Юрий Владимирович, генерал-майор, женат на Марие Семеновне Хитровой Князь Николай Владимирович, подполковник, рождение 1716 † 1782; женат на Екатерине Андреевне Станкевич (дочери Смоленского помещика, генерал-майора Андрея Филагрича Станкевича) Князь Александр Владимирович, рождение 4 октября 1720 † 30 августа 1743; схоронен в Богоявленском монастыре Княжна Анна Владимировна † 16 сентября 1786; схоронена в Донском монастыре; замужем за тайным советником Сергием Ивановичем Измайловым

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Адрес: г. Москва, Новодевичий проезд, д. 1 (ближайшее метро: «Спортивная») Телефоны: 8 (499) 246 0881 (епархиальное управление); 8 (499) 245 3168 (храм); 8 (499) 246 8526 (экскурсионное бюро); 8 (499) 245 3363 (церковная лавка) Подробнее... Богоявленский мужской монастырь (Москва) [ править править код ] Богоявленский монастырь традиционно считался древнейшим в Москве, на посаде; церковное предание приписывает его основание родоначальнику московского княжеского дома Даниилу. В этом отношении с ним соперничает Данилов монастырь, но тот в 1330 г. был перенесён в Кремль к Спасу на Бору, после чего не существовал до 1560 года и, вообще говоря, находился до XX века за пределами города. Церковные предания повествуют, что одним из игуменов Богоявленской обители был Стефан, старший брат прп. Сергия, игумена Радонежского, и что будущий митрополит Алексий принял здесь постриг и длительное время подвизался. Монастырь имел большой вес в жизни средневековой Москвы, а его настоятель одним из первых стал именоваться архимандритом. Первое каменное здание монастыря, четырёхстолпный Богоявленский собор, было выстроено на рубеже XIV и XV вв. из белого камня. Собор сильно пострадал в 1451 году во время нашествия ордынского царевича Мазовши, когда сгорела большая часть московского посада. Восстановленный при Василии II и несколько обстроенный при Иване III (новая трапезная), монастырь снова сильно пострадал в 1547 году во время великого московского пожара. А в 1571 году Ивану Грозному пришлось отстраивать Богоявленский монастырь уже после похода на Москву крымского хана Девлет-Гирея. Адрес: 109012 Богоявленский пер., дом 2, стр. 4, г. Москва.. Подробнее... Высоко-Петровский мужской монастырь [ править править код ] Высоко-Петровский монастырь — один из древнейших монастырей Москвы, основан в XIV веке. В 2015 году отмечается 700-летие со дня основания монастыря. Среди его строителей и благодетелей: князья Иоанн Калита и Димитрий Донской, великий князь Василий III, царь Алексей Михайлович Романов, император Петр I, святитель Филарет, митрополит Московский. В храмах обители совершали богослужения святители Митрофан Воронежский и святитель Тихон, Патриарх Московский. Девять клириков, насельников и прихожан монастыря прославлены в Соборе новомучеников и исповедников Российских. Основанный при жизни св. Петра Митрополита как Петропавловский, после кончины и канонизации святителя стал Петровским. В 1680-90-х отстроен практически заново на средства Нарышкиных.

http://azbyka.ru/palomnik/Москва_(монаст...

5 сентября 1910 года он принял священный сан, а 26 сентября возведен в сан протоиерея. В 1913 году, овдовев, принял монашество с именем Василий и был возведен в сан архимандрита. С 29 июля 1914 года архимандрит Василий – ректор Киевской Духовной Академии и настоятель Киево-Братского Богоявленского монастыря. 6 августа 1914 года архимандрит Василий в городе Киеве был хиротонисан во епископа Каневского, первого викария Киевской епархии. В 1914 году епископ Василий был избран почетным членом Московской Духовной Академии «во уважение к многолетней и плодотворной деятельности его и многочисленным научно-литературным трудам по Священному Писанию Нового Завета». В 1915 году епископ Василий был также избран почетным членом Санкт-Петербургской и Казанской Духовных Академий. Епископ Василий был членом Комиссии по научному изданию славянской Библии. В 1925 году был возведен в сан архиепископа. Архиепископ Василий – выдающийся богослов и духовный писатель. По отзыву митрополита Мануила, «в дни лихолетья» в Киеве архиепископ Василий был столпом православия, своими убедительными и всем доступными проповедями ограждал Святую Церковь от обновленцев». Архиепископ Василий скончался 25 февраля 1933 года в Киеве. Печатные труды 185 . Блаженства Господни. Евангельская Правда и «правда» довременного социализма: Чтение в Киевском православном религиозно-просветит. обществе 21 нояб. 1908 г. – Киев: Тип. «Петр рарский», 1909. – 34 с. 186 . Воскресение Христа Спасителя и явление Воскресшего ( Мф. 29, 1–20 и парал.]. Вознесение Господа на небо ( Лк. 24, 50 – Мк. 16, 19 )//Тр. Киев. Духов. Акад. – 1915. – Май. – С. 1–36. 187 . Второе Соборное послание Апостола Петра//Тр. Киев. Духов. Акад. – 1908. – Июль. 188 . Вход Господень в Иерусалим: Чтение 11 апр. 1910 г. в собрании Киевского отделения Православного палестинского общества. – Киев: Тип. «Петр Барский», 1910. – 25 с. 189 . Вход Господень в Иерусалим, по сказаниям святых Евангелистов. – СПб.: Тип. Киршбаума, 1911. – 12 с. 190 . Греческие софисты//Тр. Киев. Духов. Акад. – 1897. -Авг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010