В 1723 году св. Синод приговорил: сочинить увещание с таким рассуждением, что годового артуса и богоявленской воды хранение для благочестия не нужно, ибо благословенные хлебы можно получать на каждой литургии и вода освящается часто; в строении золотых и серебряных на иконы окладов, подсвечников и лампад особенного славе Божией и благочестию приплода никакого нет, а вместо этих незавещанных, но самопроизвольных строений из монастырской и церковной казны должно усердное иметь попечение о строении странноприимниц. Велено было отобрать в церковную казну привески у образов и употреблять их на церковные потребности. Часовни были разоряемы, крестные ходы отменены. Излишняя ревность возбуждала ропот в людях и несуеверных, боявшихся переступления должных границ в стремлении очищать общество от суеверий. Сенат счел своею обязанностию вмешаться в дело в отсутствие государя. В июле 1722 года господа Сенат призвали синодального обер-секретаря и говорили ему, что от разоренных часовен разбросаны кресты и главы и валяются без призору, отчего происходит большой соблазн; также и крестных ходов отменять не следует; если синодальным персонам ходить самим нет времени, то можно определить кого-нибудь из свободных. Мера преследования юродивых могла найти полное оправдание в следующем случае. В 1723 году по доношению коломенского инквизитора в Синод был представлен юродивый Василий Босой. Выслушав расспросные речи, Синод приговорил отослать его в Юстиц-коллегию, ибо юродивый показал, что юродствовал притворно, в городе Белёве убил священника за то, что тот не хотел его исповедовать; в Орле столкнул с моста младенца за то, что тот дразнил его; в вотчине Ромодановских, в селе Просвирякове, волшебством разлучил крестьянина с женою; ходя по селам, девичья полу людей волшебством превратил на растление человек с двадцать; будучи в Калуге, волшебству научил десять человек; чтоб не чувствовать холода, ходя зимою в одной рубашке, босиком, весною рвал малую крапиву, потом в горшке без воды выжимал сок и мазался, учил двоеперстному сложению.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Да и ты, государь, от Господа Бога благодать от житнице Божиих, идже пшеница Божия в день судный . Царь государь, смилуйся, пожалуй. Примечания Л. 14 ...с келейными нашими старцами... – Келейные старцы у патриарха Никона – это и люди, живущие с ним, и люди, работающие на него. Во втором значении келейник – это человек, поставленный в услужение при келье монаха, находящегося на более высокой ступени церковной иерархии. Л. 15 ...стольник Дмитрей Давыдовъ... – Дмитрий Васильевич Давыдов, упоминается в боярских книгах как стольник в 1640, 1658, 1668, 1676 гг. – Указатель 1853, 106. Л. 16 ...из Стрелцкого приказу... – Стрелецкий приказ – один из военных приказов, ведавший стрельцами, был к тому же и важнейшим финансовым приказом в Московском государстве. Известно, что в XVII в. стрельцы составляли значительную часть военных сил, и в кассу этого приказа поступал на содержание стрельцов очень важный прямой налог – стрелецкие хлебные запасы и деньги на них – Веселовский 2005, 67. ...дьяка Ивана Горяинова... – Иван Савинович Горяинов, подьячий в 1638 г., в 1658/1659–1666/1667 гг. дьяк Ямского приказа, а до октября 1672 г. дьяк Стрелецкого приказа; в 1673/1674 г. дьяк на Вологде – Богоявленский 1946, 247; Веселовский 1975, 128. ...к воеводе к Василью Дохтурову. – Василий Семёнов Дохтуров, упоминается в боярских книгах как дворянин московский в 1667–1668 гг., 1676–1677 гг. – Указатель 1853, 119. В 1670–1673 гг. был воеводой в Белоозере – Барсуков 1902, 33. Л. 17 ...а Божие слово, яко дождь, с небесе сходяи, не возвратитца, Дóндеже напоит землю и прозябнет плод. – Ср.: Ис. 55:10 . «Блажени бо, – рече Господь, – милостиви, яко тии помиловани будутъ». – Мф. 5:7 . ...восприимешь благодать от житницъ Божиих, идже пшеница Божия в день судный соберетца. – Согласно новозаветному учению о дне последнего Суда, со вторым пришествием Христа произойдёт окончательное разделение мира на две части – последователей Христа и его противников, не принимающих Его учения; нечестивцы будут осуждены, а праведники наследуют Царство вечной славы. Притча о пшенице и плевелах, рассказанная Иисусом Христом ученикам, в метафорической форме иллюстрирует, толкует эту библейскую истину: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на своём поле; сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; поле – мир; доброе семя – сыны Царствия, а плевелы – сыны лукавого; жатва – кончина века; жнецы – ангелы – Мф. 13:24–30, 37–39 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Министерство исповеданий петлюровской Украинской народной республики и его Департамент духовного образования стремились расширить свой контроль над деятельностью Академии. В частности. министерство потребовало от руководства КДА пересмотреть правила приема в Академию. Если в соответствии с уставом, утвержденным при гетмане, в КДА принимались лица, окончившие духовную семинарию по 1 или 2 разряду или светскую среднюю школу, то теперь от Академии требовали принимать и закончивших семинарию по 3 разряду, то есть заведомо слабых учеников. Данная мера, по мысли петлюровского ведомства исповеданий, должна была способствовать поступлению в Академию представителей тех социальных групп, на которые опирался режим Директории (зажиточные крестьяне, учителя, мелкие чиновники и проч.). Продолжались и попытки «украинизации» КДА. 17 ноября 1919 г. Департамент духовного образования подготовил утвержденный Радой народных министров 17 ноября 1919 г. «Законопроект об обязательности украинского языка в диссертациях на ученые степени в Духовной академии». Однако данный закон носил чисто декларативный характер. Был также поставлен вопрос об изменении устава КДА, однако, крах петлюровского режима не позволил сколько-либо продвинуться в этом направлении. Уже к концу 1918 г. положение КДА стало столь трудным, что прием новых студентов не был осуществлен. К деятельности КДА одинаково враждебно относились как националистическая петлюровская Директория, так и большевики. 1919–1920 гг. принесли Православной Церкви на Украине новые нестроения: Киев после отступления петлюровцев заняли части Добровольческой армии генерала Деникина, которую, в свою очередь, сменили большевики, а затем польские войска и вернувшиеся в их обозе петлюровцы. На фоне этих драматических событий КДА лишилась своих учебных помещений в Киево-Братском Богоявленском монастыре. Тем не менее, профессора КДА и в этих условиях продолжали вести учебный процесс, занимаясь со студентами по домам. Несмотря на катастрофическое положение Академии, в 1920 г. ее окончили 8 человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bogdas...

Впрочем, у многих, поступивших в Академию, скоро, по-видимому, пропала охота учиться. Так, к Рождеству 1687 года в Академии числилось учащихся 81 человек, но уже к Пасхе 1688 года число это сократилось до 64, а к Рождеству 1689 года в Академии осталось только 54 ученика 59 . По социальному положению состав учащихся был чрезвычайно разнообразен. В «Показании Истины» инок Евфимий так характеризует состав учеников Академии: «инии суть священницы, иеродиаконы и монаси, инии же князи, спальники, стольники и всякого чина сего царствующего града Москвы» 60 . Действительно, наряду с лицами лучших аристократических фамилий (князья Одоевские, князь Голицын и др.), мы встречаем в Академии челядинцев и сына конюха 61 . Следуя принципу постепенности в сообщении ученикам научных знаний, Лихуды разделили учащихся на три класса, или школы: верхнюю (suprema) среднюю (media) и нижнюю (infima). Каждый класс, в свою очередь, подразделялся на два отделения, или статьи. Кроме того, в качестве приготовительного класса, при Академии была так называемая «русская школа», или «школа словенского книжного писания». Во главе ее стояли «старосты», бывшие ученики Типографской школы: сначала Феодор Никитин, а дотом Максим Григорьев Логинов и Василий Иванов. В декабре 1687 года в «русской школе» числилось 23 ученика, в апреле 1688г. – 100, а в декабре 1689г. – 127 учеников 62 . Итак, курс Академии начинался обучением русской грамоте в приготовительном классе. После этого ученики в низшей школе изучали «греческое книжное писание», т.е. получали первые элементарные сведения из греческой грамматики. По всей вероятности, эти сведения не шли дальше уменья читать и писать. К более основательному изучению грамматики переходили в средней школе. Грамматикой начинался курс свободных наук. Лихуды начали его еще в Богоявленской школе. В апреле 1688 года ученики верхней школы стали изучать риторику. Изучение шло настолько успешно, что на Рождество следующего года ученик Иосиф Афанасьев и семеро его товарищей уже приветствовали Патриарха «орациями» собственного сочинения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

453 Однажды келейник Василий, обращавшийся с ним с детской простотой, спросил его: причащаются ли души в царствии небесном. Старец отвечал: «не любопытствуй», но затем, возведя руки, сказал, что ему известно только, что они в священном исступлении так предстоят Богу. Часто говорил Владыка Васе, что ему трудно низводить ум к земным занятиям. Он уклонялся от общения со всеми и видимо уже не жил на земле. 454 Незадолго перед кончиной Преосвященный писал одному духовному лицу, между прочим, следующее: прошу Ваших молитв в подкрепление моих немощей, по причине которых уже не живу обычной жизнью, но той, которую Писание назвало: «труд и болезнь». 455 Представляется интересным отметить порядок дневных занятий Преосвященного во время пребывания его в Бабаевском монастыре. По частой болезненности своей, не имея определенного времени для вставания, он, однако же, любил вставать по возможности рано и посвящать утро молению; в семь часов умывался и пил чай; перед чаем он ежедневно употреблял Богоявленскую воду. Сряду после чая занимался, нередко, даже лежа, чтением утренних молитв, Евангелия или Псалтири до Поздней обедни; затем занимался в кабинете письмом или чтением. Если бывали посетители, то принимал их после обедни; обедал после 12 часов и после краткого отдыха опять занимался до вечернего чая, который кушал в 3-м часу. Остальное время дня продолжал заниматься в кабинете или принимал учеников своих для духовного их назидания. В 8 часов затворялся в своей келье. Молитвы и моления совершал стоя, сидя или лежа, смотря по состоянию сил и здоровья, но совершал иногда в продолжение всей ночи, до утра. Сна принимал вообще весьма мало. 456 Пока келейник приготовлял чай, Преосвященный занялся перепиской и исправлением оконченного сочинения своего «Судьбы Божии»,–написанные им несколько строк относились к рассуждению о существе человека, о смерти и жизни его. Замечательно, что в этом рассуждении он вставил накануне своей смерти: «я подвергаюсь совершенному иссякновению жизненной силы в теле моем: я умираю».

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Паству привлекало благоговейное и благолепное служение епископа и особенно его проповедничество, проникнутое твердой верой, любовью к служителям и пламенной ревностью по Бозе, и, вместе с тем, – простое и безыскусственное, всем доступное по своей форме. Он придавал большое значение церковному проповедничеству и его красноречивые проповеди всегда привлекали массу слушателей. Святому делу проповеди епископ Владимир оставался преданным навсегда. Памятником этого служат его «Беседы на семь слов Спасителя со креста». Епископство в этом городе послужило для него прекрасной школой и подготовкой для самостоятельной деятельности в самом недалеком будущем. 19 янв.1891 года Преосв. Владимир назначен епископом Самарским. Здесь он, прежде всего, обратил внимание на религиозно­нравственное просвещение. Он ввел внебогослужебные собеседования по различным церквам и присутствовал на них. Для распространения духовного просвещения в народе, епископ Владимир основал в Самаре Алексеевское религиозно-просветительное братство, созывал любителей духовного просвещения на духовно-нравственные чтения в семинарии. Заботливое внимание обращал он и на духовно­учебные заведения и на развитие церковно-приходских школ мужских и женских. Зная, какую роль играет женщина в русской семье, преосвященный открывал женские церковные школы. Служил часто и во всех даже самых маленьких храмах. Но особенно много сделал он в Самарской епархии во время неурожая и последовавшей затем холерной эпидемии. Под своим личным заведыванием еп. Владимир учредил епархиальный Комитет для пособия пострадавшим от неурожая. По уездным городам также были устроены епархиальные комитеты. Сам епископ и в печатных воззваниях и в поучениях старался расположить всех к помощи пострадавшим. К этому делу были привлечены все настоятели церквей и монастырей. Во время губительной эпидемии холеры, уносившей многие тысячи жертв, епископ Владимир стал устраивать на видных местах и площадях города общественные молебствия и обращался к тысячам народа со словами утешения и ободрения, указывая в то же время на меры предосторожности против заболевания.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Что касается обвинения в попустительстве Распутину, то следует учесть, что избранный епископом Гермогеном метод далеко не единственно-возможный путь к ослаблению силы Распутина, и митрополит Владимир отнюдь не походил на пешку в его руках. Правда, награды он получал, но получал их вполне заслуженно. Характерно, что ровно через три года после назначения митрополитом С.-Петербургским, первенствующим членом Синода, заслуженный архипастырь много потрудившийся и завоевавший всеобщую любовь и уважение, восемнадцать лет находившийся в сане митрополита, вдруг переводится в Киев, на младшую из трех митрополичьих кафедр, а на его место назначается только что возведенный в сан митрополита Питирим (Окнов). С карьеристами, любимцами сильных века сего так не поступают. В качестве обвинения митрополиту Владимиру приводится еще один случай, в свое время наделавший много шуму и давший повод к многим нареканиям на него, когда он был еще архиепископом, Экзархом Грузии. Ректор Тифлисской семинарии архимандрит Серафим в присутствии воспитанников семинарии обозвал грузинское церковное пение «собачьим лаем». За этим последовал бурный взрыв негодования, распространившегося и на архиепископа Владимира. Вместо того чтобы наказать провинившегося архимандрита должным образом и тем умиротворить взволнованный край, архиепископ Владимир почему-то взял ректора семинарии под свою защиту и тем самым вызвал большое недовольство грузинских националистов. Этот случай не только умножил число его врагов, но и помог открыть еще одну черту его характера. Взяв под свою защиту архимандрита Серафима, архиепископ Владимир ставил под угрозу собственное благополучие и популярность, а может быть и безопасность. В это время Грузия кипела против всего русского особенной ненавистью, которая доходила до таких размеров, что через десять лет после описываемого события националисты убили бывшего там в то время архиепископа Никона. Для архиепископа Владимира было бы гораздо легче и спокойнее пожертвовать одним человеком, сгоряча сказавшим действительно очень грубую, пожалуй, возмутительную фразу. Но он понял, что это сказано именно сгоряча и не побоялся никаких громов и молний. При таких обстоятельствах этот поступок архиепископа Владимира требовал большого мужества и внутренней самостоятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Василий 13 декабря 2017, 23:45 Катерина 12 декабря 2017, 19:00 " Рабство было побеждено не запретами. А жизнью по Евангелию " Катерина, не фантазируйте, а почитайте историю. Рабство было побеждено именно ЗАПРТЕТАМИ. И не просто запретами, а суровыми запретами. Почитайте историю Гражданской Войны в США, всё поймете. Любые формы убийств (в том числе и детоубийства) можно остановить только одним образом - уголовным наказанием. Так устроен падший человек. Если сейчас отменить уголовное наказание за убийство, ни Вы, Катерина, ни я, даже на улицу не сможем выйти... прохожий 13 декабря 2017, 21:31 Вопрос о законодательном запрете абортов находится в прямой зависимости от законодательного признания еще не рожденного ребенка человеком. Пока не появится закон считающий развивающийся плод - личностью, прогресса не будет. Сейчас получается для защитников абортов, не рожденные дети даже на стадии когда у них вполне очевидно просматриваются все человеческие черты, права на жизнь не имеют. Нужны диспуты, споры, работы ученых, направленные на признание развивающегося ребенка, человеком. Вадим К. Алле 13 декабря 2017, 21:31 Я с Вами и не спорю: аборты недопустимы. Они фактически запрещены в Польше, были очень ограничены и в ФРГ до воссоединения с ГДР, ведь в соцлагере эмансипация прошла сразу и полностью, а аборты ее исчадие. Кстати, Сталин их тоже запретил перед войной. Да, вероятно за их проведение предусматривались тогда конкретные сроки, и правильно говорят: как иначе запретишь? Правильно и то, что время ныне, увы, другое, точнее общество. В таком обществе аборты запрещать никогда не станут. Оно даже слышать об этом не хочет. Свой же комментарий я написал в ответ на замечание, что виноваты в абортах не женщины, а мужчины и проблема в них. Правда же в том, что нет ни настоящих мужчин, ни настоящих женщин. Алла 13 декабря 2017, 20:01 Наталья Богоявленская, разумеется надо будет карать тех, кто решится на аборт, если он будет запрещен. И мать и врача нужно будет судить по статье: " убийство заведомо несовершеннолетнего, совершенное группой лиц по предварительному сговору " .

http://pravoslavie.ru/109017.html

а) от 22 сентября сего года за 5052: «По утверждённым Г. Исправляющим должность Синодального Обер-Прокурора докладам Учебного Комитета при Святейшем Синоде, определены учителями в духовные училища кандидаты Московской Духовной Академии: Василий Данский в Соликамское по латин- —344— скому языку, Константин Богданов, состоявший доселе надзирателям в Тульском духовном училище, в Сарапульское и Фёдор Богоявленский, состоявший секретарём при Митрополите Московском, в Саратовское, оба по русскому языку, первые двое с 15; а последний с 17 текущего сентября». б) от 30 сентября сего года за 5183: «По утверждённому Г. Исправляющим должность Синодального Обер-Прокурора 23 текущего сентября докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде, определён на духовно-учебную службу кандидат Московской Духовной Академии Алексей Волков учителем по русскому языку в старшие классы Порховского духовного училища». в) от 6 октября сего года за 5306: «По утверждённому Г. и. д. Синодального Обер-Прокурора 1-го текущего октября докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде, определён на духовно-учебную службу кандидат Московской Духовной Академии Алексей Виноградов учителем по русскому языку в три последние класса Оршанского духовного училища». К сему Канцелярия присовокупляет, что об ассигновании поименованным кандидатам следуемых им, по положению, денег сообщено Хозяйственному Управлению при Святейшем Синоде. Справка: По распоряжению о. Ректора Академии всем означенным лицам сообщено о состоявшемся относительно их распоряжении высшего начальства. Определили: Принять к сведению. IX. Предложение и. д. Инспектора Академии, ординарного профессора А.П. Лебедева : «По случаю имеющего исполниться 30 ноября сего года пятидесятилетнего юбилея Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Ионафана, Архиепископа Ярославского и Ростовского, имею честь предложить Совету Академии почтить Высокопреосвященнейшего Ионафана избранием в почётные члены академии». Справка: 1) По § 9 устава духовных академий «академия имеет право избирать в звание своих почётных членов на основании устава». 2) По § 81 лит. в. п. 3 того же устава «избрание в звание почётных членов академии лиц, известных покровительством духовному просвещению, или прославившихся своими заслугами Церкви и учёными трудами» значится в числе дел Совета академии, предоставляемых через Епархиального Преосвященного на утверждение Святейшего Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Всего то и надо: " ВОЗЛЮБИ БЛИЖНЕГО СВОЕГО, КАК САМОГО СЕБЯ! ВЛАДИМИРУ: " ...слишком одиозный вариант объявляется что Царь у нас один. Не надо мол политики. " - БЕЗ ПОЛИТИКИ НЕ ОБОЙТИСЬ, НО ПОЛИТИКА ЭТА ДОЛЖНА БЫТЬ НАПРАВЛЕНА НА ДУХОВНОЕ ВОЗВЫШЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ,А НЕ НА ЕГО ОБМИРВЩЛЕНИЕ! " Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые. " (Рим.,6,19) СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ! ПОЗДРАВЛЯЮ ВСЕХ С КРЕЩЕНСКИМ СОЧЕЛЬНИКОМ! Василий 18 января 2013, 16:12 Посмотрите, что показывают центральные телеканалы, прямо или косвенно контролирующиеся той самой " богоданной " властью. Это что, нормально? Такого безобразия на телевидении даже в 90-х не было! Добрый 18 января 2013, 16:12 Царь настоящий тот кто любит русский народ. При ктором народ русский процветает, духовно растет и преумножается. Остальное все от лукавого. По делам надо рассуждать политиках, а не по названию. Н.Н. 18 января 2013, 15:29 р.б.Сергий: " ВЛАСТЬ ПРИЗВАТЬ к СОВЕСТИ? " - а если СОВЕСТЬ ЕЕ СОЖЖЕНА?! Что делать будете?! Это вопрос второй, а первый: всегда и вовсём лишь народ виноват? Всегда он такой глупый - одной власти доверяет, а другой - нет? Мне, по большому счёту, всё равно, какая власть и сожжена ли у неё совесть - она мне не мешает. Как начала ходить в храм (Ильи Обыденного, как его в народе зовут) в далёёёкой молодости - так и до сих пор хожу, только в другой, по месту жительства. И все в отделе знали, записки писали, просили отдать. А за Крещенской водой все почти бегали! И куличи святили! Наталья Богоявленская: " ...(А может, кто и не молод, да сам успел от коммунистического пирога покушать.) " Вы знаете, не молода и успела! После школы поступить (без репетиторов) в МИСИ на ф-т, который хотела; бесплатно закончить его; по распределению получить работу инженера; получить 2-х комнатную квартиру через 15 лет работы (а жили на Пресне в 1комнатной); сын ходил в детсад (шаговой доступности), потом - в 101 школу; бесплатно поступил во ЮЗИ. Санатории и профилактории, пионерлагерь - путёвки профсоюзные, аж 18 руб. на 21 день (при окладе 120-160р) самая дорогая стоила. Медицина - бесплатная, ребёнок болел, знаю. И в больнице взяток не брали (9 детская, на Шмитовском пр.). Для молодых - СКАЗКА!

http://pravoslavie.ru/58807.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010