30 апреля, в воскресенье, недели Жен Мироносиц, к 7 часам утра, келейник Василий, войдя в спальную 39 Преосвященного, нашел орлец 40 не убранным пред иконами, что случалось очень редко – большей частью Преосвященный, всегда употреблявший его при келейном правиле, сам убирал его. Умывшись, он, по обычаю, выпил Богоявленской воды и вышел в столовую комнату пить чай, приказав Василию скорее убрать спальную. Выпив две чашки чаю, он поспешил в свою внутреннюю келлию. В исходе 8-го часа, перед самым благовестом к поздней Литургии, Василий, войдя к нему с обычной молитвой, нашел его лежащим на кровати на левом боку, лицом к стене. Видя, что Владыка, всегда очень чуткий, не обращает внимания на вход его, келейник сначала приписал это особенно углубленному молитвенному деланию, что иногда с ним случалось. Постояв несколько, Василий повторил молитву, но – ответа не было. Вглядываясь пристальнее, он заметил, что рука Владыки покрыта смертной бледностью; подошел ближе и убедился, что Владыка уже скончался. Голова его, лежавшая на подушке, была несколько наклонена вперед, ладонь левой руки воздета кверху, как бы в молитве, правая рука, опущенная вдоль тела на кровать к стороне стены, лежала близ раскрытого Канонника. Вообще благообразное положение тела было причиной, что келейник не мог скоро решиться признать его уже отшедшим в вечность. Смерть, придя к Святителю Христову, нашла ум его занятым молитвословием; начав оное на земле, он был призван к бесконечному славословию Бога – на Небо. Давно готовился и ждал епископ Игнатий прихода смерти, вооруженный непрестанной молитвой именем Господа Христа Иисуса, и смерть, побежденная Христом, почтила жизнь во Христе, придя к рабу Христову сообразно с выраженным им его желанием в тишине уединения, в час молитвы, при внимании, углубленном в молитвословие, – избрала даже то положение телу, которое не нарушило бы благостояния отходившего Святителя, посвятившего всю жизнь свою духовным деланиям, заповеданным Господом: покаянию и плачу. Шедший этим путем не мог не придти к блаженствам, обетованным Евангелием за эти добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

В семье рассказывали о случае в начале его службы. Когда молодой священник возвращался после посвящения во иерея из Новгорода Великого, с ним произошло событие, страшно поразившее родителей супруги и его самого, − он потерял антиминс (плат, на котором совершается литургическое таинство) и ставленническую грамоту. Как потом оказалось, отец Захария не так уж был виноват. Антиминс у него украли раскольники. Очевидно, они выследили его в пути, но в глазах епархиального начальства преступление было чудовищным. Спасать зятя от неминуемой кары взялась тёща Хиония Матвеевна Орнатская. Добиться аудиенции у владыки жене скромного сельского священника было нелегко. Всё же она её получила. Когда подошла очередь, то пожилая женщина встала на колени и на глазах у всех поползла по направлению к кабинету. Все присутствовавшие и сам владыка, подошедший к дверям, приняли её за больную и старались помочь подняться, но она упорно твердила, что грех так велик, что она не встанет до тех пор, «пока владыка не пообещает прощение». Архиерей пообещал простить. Тогда она встала, и на вопрос владыки: – В чём же грех твой? − ответила: – Не мой это грех! После этого она рассказала о случившемся с зятем несчастье. Архиерей, уже проникнутый сочувствием и посоветовавшись со свидетелями, не стал брать своего «прощения» назад и распорядился выдать отцу Захарии новую грамоту и другой антиминс 18 . Первые годы деятельность священника Захарии Белоликова протекала в родных пенатах, то есть в Новой где много лет был священником его отец. Спустя четыре года его перевели в соседнее Васильево-Романово 19 . Произошло это следующим образом. В январе 1870 года 56-летний священник Василий Сивяков из соседнего прихода Васильевское-Романово тяжело заболел. Послужить на время болезни пригласили отца Захарию Белоликова. Местный батюшка с одра болезни так и не поднялся. По записям в метрической книге видно, как на помощь «входящему священнику Богоявленской церкви» отцу Захарии пришёл и сменил его на временном посту заштатный священник Клавдий Рукин. Но вот отец Василий скончался, и молодой батюшка Белоликов окончательно перебирается с семьёй в Васильевское-Романово. В мае 1870 года в метрических записях впервые упоминается, что «крестил местный священник Захария Белоликов» 20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Похоронив с дорогой женой все мои радости, осталось для меня одно утешение – это малютка-сын. На нем-то теперь сосредоточилась вся моя любовь и все мои заботы. Жизнь для меня стала дорога, потому что она опиралась на жизнь моего сына. В горьком моем положении принял самое теплое сердечное участие незабвенный мой начальник – главный священник армии и флотов Василий Иванович Кутневич (да упокоит Господь душу его, идеже вси праведнии упокоеваются): он выразил письменно ко мне свое душевное сожаление о постигшем меня несчастье. Такое его сочувствие ко мне, вероятно, проистекло из понятного и прочувствованного им самим вдового положения, так как последние 25 лет своей жизни он также вдовствовал. Начались передвижения войск по случаю объявленной войны 1853–1856 годов. Суздальский пехотный полк, в котором я служил, получил назначение идти в Севастополь, значит и я должен был за ним следовать туда же. И вот Василий Иванович Кутневич, вследствие сердечного участия в моем горьком положении, чтобы не разлучать меня с малюткой сыном моим, переводит меня во вновь формирующуюся в Москве резервную дивизию, полагая, что она или совсем не пойдет в поход или пойдет нескоро, а будет обучать рекрут и пополнять ими убыль в полках. Итак, я переведен был в 4-ю бригаду резервной дивизии 2-го корпуса священником и, в это же самое время, назначен был благочинным над духовенством резервных бригад этой дивизии. Но прошло только три месяца от того времени, как я переведен был в резервную бригаду и утвержден благочинным, как назначен был поход и этой резервной дивизии, в которую я был переведен. Таким образом, мысль моего благодетеля не осуществилась – я должен расстаться со своим малюткой, и действительно расстался, отправив его к престарелым моим родителям. Расстаться с ним мне было также тяжело, как тяжело было расстаться с женой на время Венгерской кампании. Много тогда в истерзанной душе моей родилось самых грустных мыслей: «Малютка, одного года, остался без отца и без матери…» Грустно становится и теперь, когда вспомнишь то пережитое, горькое время.

http://pravoslavie.ru/31770.html

Балякин Илья (упом. 1769), иконописец из Палеха 168, 310 Баранов Павел Дмитриевич (упом. 1873), иконописец из Холуя 183, 184 Барсков Я. Л. 90, 96, 108, 356, 459 Барсов Елпидифор Васильевич (1836–1917), фольклорист, историк литературы 72, 88, 122, 124, 148, 460 Барсуков С.Г. 96, 320, 407, 460 Бассано Якопо (ок. 1517–1529), итальянский художник 305 Баталов А. 460, 471 Батас Ф. (XVI в.) греческий иконописец 305 Бахрушин Алексей Александрович (1865–1929), театральный деятель, коллекционер 439 Бахтин Михаил Михайлович (1895–1975) литературовед, теоретик искусства 330, 459 Безмин Иван, живописец Оружейной палаты 365 Безобразов Владимир Павлович (1828–1889), экономист, публицист 19, 24, 32, 160, 166, 176, 193, 194, 206, 208, 211, 212, 236, 295, 449, 459 Бек Г. 7, 461 Бекенева Н.Г. 458 Белоброва О. А. 93, 461 Белоусов Василий Васильевич, иконописец из Палеха 184, 251 Белоусов Василий Евграфович (середина-вторая половина XIX в.), иконописец из Палеха, владелец мастерской 184, 249, 251 Белоусов Иван Васильевич (вторая половина XIX в.). иконописец из Палеха 184, 251 Белоусов Николай Фещорович (конец XIX – начало ХХ в.), иконописец из Палеха 300 Белусовых иконописная мастерская, в Палехе 168, 172, 175, 248 Беляев (XVIII в.), иконописец из Палеха 168 Бендеманн Эдуард (1811–1889), немецкий художник 295 Бенуа Александр Николаевич (1870–1960), художник, историк искусства 236, 350, 443, 459 Бердяев Николай Александрович (1874–1948), религиозный философ 237, 239, 459 Бессонов И., историк искусства 278, 279, 417, 423, 460 Бимингтон Дж. 31, 454, 460 Благовещенский Николай Александрович (1837–1889), писатель 460 Блинничев Михаил Викторович (начало ХХ в.), иконописец из Холуя 256, 443 Богатырев П.Г. 193, 208, 212. 292, 293, 433, 460 Богданов Д.И. (начало ХХ в.), иконописец, реставратор 270 Богомолов П.Г., художник 409 Богоявленский Сергей Константинович (1872–1947), историк, архивист 203, 214, 460 Божков А. 29, 460 Большаков Сергей Тихонович (1842–1906) торговец рукописями, старопечатными книгами и иконами, собиратель 38, 134, 136, 137, 141, 145, 283, 284, 460

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Если хочешь знать, какую тебе принес пользу мой обман, то слушай, я докажу. «Может ли быть важнее той пользы, как самым делом исполнить то, что служит доказательством любви ко Христу, по словам Самого Христа? Так Он говорить к верховному из Апостолов: Петр, любишь ли Мя? И когда сей исповедал любовь свою, прибавляет: ежели любишь Меня, паси овцы Моя» ( Иоан. 21, 15, 16 ) 24 ... Еще ли будешь противоречить мне и говорить, что я не с доброю целию подвергнул тебя обману, когда ты имеешь быть поставлен от Бога блюстителем всего имения Его, «и таким образом в руках своих будешь иметь такое дело, чрез тщательное исполнение которого будешь иметь возможность доказать свою любовь к Господу Иисусу и заслужить высшую награду» 25 . «Но ты, возразил Василий, разве, не любишь Христа, что отказываешься пасти стадо Его»? Нет, мой отказ происходит не от недостатка любви к Господу Иисусу, но от сознания недостаточности сил моих к достойному прохождению этого высокого звания. «Боюсь, чтоб приняв от Христа здоровое и крепкое силами стадо, я, по неопытности моей, не обезсилил оного и не прогневил Бога, который до такой степени возлюбил оное, что для искупления его дал цену Самаго Себя» 26 . Но если, сказал на это Василий, тебя удержало от принятия на себя высокого сана сознание своей немощи; то по этой же самой причине ты должен бы был прежде меня удалить от этого, хотя бы я даже сильно стремился достигнуть оного; ибо из всегдашней моей откровенной беседы с тобою ты хорошо мог знать мои недостатки, препятствующие мне принять на свою ответственность столь важное дело. Потому-то, отвечал Златоуст, я и решился содействовать к твоему возвышению, что знал тебя хорошо, знал то духовное сокровище, которое сокрыто в твоей Боголюбивой душе. Для доказательства упомяну, хотя о некоторых твоих добродетелях. «Чистая и возвышенная любовь христианская, это избранное сокровище, отличительное свойство учеников Христовых, все дарования превышающая, глубоко насаждена в душе твоей и изобилует многими плодами 27 ... Если желаешь, чтобы представлены были опыты благоразумия твоего, я приступлю и к сему, и докажу, что ты благоразумен более, нежели, сколько обилен любовию» 28 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Царь государь, смилуйся, пожалуй. Примечания Л. 14 ...с келейными нашими старцами... – Келейные старцы у патриарха Никона – это и люди, живущие с ним, и люди, работающие на него. Во втором значении келейник – это человек, поставленный в услужение при келье монаха, находящегося на более высокой ступени церковной иерархии. Л. 15 ...стольник Дмитрей Давыдов... – Дмитрий Васильевич Давыдов, упоминается в боярских книгах как стольник в 1640,1658, 1668, 1676 гг. – Указатель 1853, 106. Л. 16 ...из Стрелецкого приказу... – Стрелецкий приказ – один из военных приказов, ведавший стрельцами, был к тому же и важнейшим финансовым приказом в Московском государстве. Известно, что в XVII в. стрельцы составляли значительную часть военных сил, и в кассу этого приказа поступал на содержание стрельцов очень важный прямой налог – стрелецкие хлебные запасы и деньги на них – Веселовский 2005, 67. ...дьяка Ивана Горяинова... – Иван Савинович Горяинов, подьячий в 1638 г., в 1658/1659– 1666/1667 гг. дьяк Ямского приказа, а до октября 1672 г. дьяк Стрелецкого приказа; в 1673/1674 г. дьяк на Вологде – Богоявленский 1946, 247; Веселовский 1975, 128. ...к воеводе к Василию Дохтурову. – Василий Семенов Дохтуров, упоминается в боярских книгах как дворянин московский в 1667– 1668 гг., 1676– 1677 гг. – Указатель 1853, 119. В 1670– 1673 гг. был воеводой в Белоозере – Барсуков 1902, 33. Л. 17 ...а Божие слово, яко дождь, с небесе сходяи, не возвратитца, Дóндеже напоит землю и прозябнет плод. – Ср.: Ис. 55:10 . «Блажени бо, – рече Господь, – милостивы, яко тии помилованы будут». – Мф. 5:7 . ...восприимешь благодать от житниц Божиих, идеже пшеница Божия в день судный соберетца. – Согласно новозаветному учению о дне последнего Суда, со вторым пришествием Христа произойдет окончательное разделение мира на две части – последователей Христа и его противников, не принимающих Его учения; нечестивцы будут осуждены, а праведники наследуют Царство вечной славы. Притча о пшенице и плевелах, рассказанная Иисусом Христом ученикам, в метафорической форме иллюстрирует, толкует эту библейскую истину: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на своем поле; сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; поле – мир; доброе семя – сыны Царствия, а плевелы – сыны лукавого; жатва – кончина века; жнецы – ангелы – Мф. 13:24 – 30, 37– 39.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2657 Знаменитый немецкий юрист. Род. 1779 г., сконч. 1861. Ему принадлежит введение в науку Права нового так называемого исторического направления. 2659 Граф Давид Максимович, род. в 1769 г. в Выборге, по окончании курса в штутгарттской военной школе выступил на дипломатическое поприще. Состоял рус. посланником при дворе шведского короля Густава IV, по приказу которого был в 1808 г., когда русские войска вступили в Финляндию, арестован по обвинению в мнимых попытках подкупа шведской армии. По заключении мира со Швецией (1809 г.), Алопеус получил пост посланника при Вюртембергском дворе, затем – генерального комиссара при союзной армии, а также на короткое время – военного губернатора Лотарингии и, наконец, назначен посланником в Берлин, каковым и оставался до своей смерти, последовавшей в 1831 г. 2663 Хозрев-Мирза – внук персидского шаха, присылавшийся последним в Петербург просить императора предать забвению Тегеранское происшествие. 2665 Вышеупоминавшийся студент дерптского университета, который был помещен вместе с студентами Академии нарочито для практических упражнений последних в немецком языке. 2668 И.Н. Богоявленский, магистр V к. М. Академии; в 1827–1833 г. состоя бакалавром в той же Академии. Ск. в 1850 г. 2669 Василий Васильевичу род. в 1793 г. сконч. 1872; воспитывался в Москов. Университете, по окончании курса получил в 1822 г. кафедру Рижского права в Петербур. Универс., которую занимал до 1861 г. 2670 Феодор Богданович Грефе, родом саксонец, род. в 1780 г.; в 1810 г. был приглашен в Александро-Невскую д. Академию преподавателем греческого языка, в 1811 г. поступил преподавателем латинской словесности в Педагогический Институт, а в 1814 г. переведен на кафедру греческой словесности, каковую продолжал занимать и по преобразовании Педог. Инст. в Университет. Грефе пользовался большою известностью ученого филолога. Ск. в 1851 г. 2671 Иван Яковлевич Польнер, родом прусак, состоявший лектором немецкого языка в Петерб. Универс., до 1835 г. 2674 Моисей Гордеевич (1782–1853), воспитанник Полтавской семинарии и Педогогич. Инст.; слушал лекции в заграничных университетах. Отличаясь твердым и благородным характером, Плисов должен был оставить университет в 1822 г., во время господствовавшего влияния Магницкого и Рунича, и поступил на службу во II отделение Собств. Е.В. Канцелярии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В западнорусской православной церкви чин богоявленского водоосвящения, за рассматриваемый период времени, малым чем отличается от того же чина, изложенного в требниках северовосточной Руси. Мы отметим лишь самое характерное в этом чине, по некоторым южнорусским рукопис ным памятникам и по печатным изданиям требника. Во всех, известных нам, южнорусских евхологионах совершительная молитва чина начинается словами: «Троице Пресущественная» 401 , причем, этот начальный отдел сопровождается уже известным нам замечанием об отсутствии этой молитвы в практике Церкви Великой и св. Афонской горы. К этому еще добавляется: «Ты же аще хощеши ю (т. е. молитву «Троице Пресущественная») чести, по скончании выше писанныя молитвы (Господи, Иисусе Христе, Единородный Сыне) глаголи велегласно» 402 , или: «Мы же в Российской церкви, воспоминания ради в ней (т. е. рассматриваемой молитве) великих тайн и благодеяний Владычных, не преступаем ю, но по скончании выше писанныя молитвы, глаголем велегласно с всяким вниманием» 403 . Первое возглашение совершительной молитвы: «Велий еси Господи...» произносилось трижды, или без всяких священнодействий 404 , или соединялось с троекратным благословением воды 3-мя возженными свечами 405 . Второе возглашение: «Ты Сам, человеколюбче, Царю…», опять-таки произносилось 3-жды, или без священнодействий 406 , или с троекратным погружением в воде перстов 407 , или, наконец, с троекратным и крестообразным дуновением на воду 408 . Третье возглашение: «Сам и ныне, Владыко, освяти воду сию...» произносилось, по одним памятникам с троекратным благословением воды 409 , по другим – с троекратным дуновением и благословением 410 , по третьим – с троекратным и крестообразным погружением перстов в воде 411 . Во всех известных нам южнорусских требниках положено освящение воды и на самый праздник Крещения, причем, излагается порядок крестного хода на иордань. Последний совершался, как и в московской Руси, в конце утрени. Одни требники указывают петь во время шествия на реку тропари: «Глас Господень» и проч. 412 ; другие присоединяют еще ирмосы праздника 413 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

Как видим, довольно необычной, по своему составу, является, собственно, первая часть рассматриваемого чппопоследования, касающаяся самого процесса мироварения, вторая же, мироосвятительная часть чина, ничего особенного, по сравнению с современным чином мироосвящения, не представляет. Самое мироварение сопровождалось целым рядом служб, взятых или из чинопоследований таинств, или из таких важных церковных обрядов, как великое богоявленское водоосвящение, освящение храмов, вечерня пятидесятницы. Теперь, как известно, только перед началом мироварения совершается малое освящение воды и прочитывается одна молитва, в которой архиерей молится, чтобы Господь помог совершить начинающееся дело, а в прочие дни, мироварение происходит без церковных чинопоследований, при непрерывном, впрочем, чтении Евангелия. Интересно, хотя бы, до некоторой степени уяснить вопрос, какого происхождения это оригинальное чинопоследование. В памятниках церкви греческой такого чина мироварения мы не встречаем. Греческий чин мироварения, описываемый Симеоном Солунским , тоже не сходствует с изложенным русским чинопоследованием. Но, все же, по некоторым соображениям нельзя не высказать, по крайней мере, предположения, что, описываемый нами, чин мироварения, происхождения греческого. Прежде всего, за это говорят некоторые отдельные выражения, встречающиеся в тексте чина. Так, при описании обрядов, совершавшихся над миром в Великий Четверг, читаем: «в четверг, паки архиерей облачится со всеми священники святыя Софея», или о месте хранения освященного мира выражено так: «потом поставляет (миро) в сосудохранительнице святыя Софея». Весьма возможно предположить, что здесь разумеется св. София Константинопольская, и переводчики чина мироварения не стали исключать упомянутые выражения, приурочивающие совершение этого чина к св. Софии Константинопольской 340 . За греческое происхождение рассматриваемого чина, говорит и то обстоятельство, что в нем составы, употреблявшиеся при мироварении, называются, сначала по-гречески, а потом уже переводятся на русский яз.: «змирно (смирна) то имя ему и гречески, и русски», «кинамомон, а русски – корица« и т. п. В данном случае, переводчик не только находил нужным переводить греческие наименования составов мира, но иногда и пояснял эти названия описанием тех предметов, которые ими обозначаются. Так, например, перевод слова «асар» переводчик заменяет описанием этого вещества: «асар здесь ростет под лезгою трава, лист у нея плоск и кругловат, как грош».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

Храни Вас Господь! Сил Вам отец Андрей! Радости и смелости в грядущих событиях... Nadin 3 мая 2014, 02:02 " ...у каждой вещи, кроме тех цен, которые котировками рынка определяются, есть еще своя внутренняя цена, которую чтобы уразуметь, нужно думать, думать, смотреть на мир и утирать слезы. " Как точно подмечено!СпасиБо! светлана 2 мая 2014, 23:27 Как жалко таких вот людей! Отец Андрей, спасибо большое! Очень тронута! Господи, помоги нам всем... Татьяна Петровна 2 мая 2014, 23:11 о.Андрею: " Пожалуйста!не забывайте о нас, ВАс Любящих и скучающих без Вашего слова. " Наталья Богоявленская 2 мая 2014, 20:12 Всё коротко и ясно. Аллегорично и точно. Спаси вас Господи! дачковский игорь 2 мая 2014, 18:57 спасибо Отец Андрей, без Вас тяжело...пишите... Elena Buynova 2 мая 2014, 16:16 Наконец то о.АНДРЕЙ ЗАГОВОРИЛ!!!!КАК ПРИЯТНО ПРОЧИТАТЬ,ЧЕЛОВЕКА КОТОРЫЙ НЕ БОИТСЯ НАЗВАТЬ ВЕЩИ СВОИМ ИМЕНЕМ!! Олег Т 2 мая 2014, 14:33 Очень образно, но остается вопрос. Кто же тот вор, который украл шинель? Не он ли напустил в эту шинель всяких паразитов, таких которые пилили кресты, сектантов, колдунов и пр. не говоря уже о бандеровцам и людях в священнический одеждах под черно-красными флагами. Я думаю, что уж точно не русские хотят украсть вашу шинель, а именно те кто паразитов туда напустил. Анна 2 мая 2014, 13:55 Спасибо Вам отец Андрей! Вы пишите о каждом, потому что служите каждому, пошли Вам Господь долгих лет и здравия, спаси Господи! Евгений 2 мая 2014, 13:31 Актуально,накануне штурма Славянска.Помоги,Господи,и Пресвятая Богородица,избежать кровопролития.Люди,молитесь о многострадальном украинском народе,изнемогающем под гнетом нацистов Василий Н. 2 мая 2014, 13:23 Спасибо большое, отец Андрей! И дай Бог Юрию Норштейну закончить мультфильм " Шинель " . Алла 2 мая 2014, 13:21 а ведь и точно! это же мы маленькие люди о которых вспоминают только во время выборов, а потом " на обочину " ... Валентин 2 мая 2014, 12:31 Ха-ра-шо-о-о-о! :) Олег 2 мая 2014, 05:51 " Маленького человека обидеть не моги... У него ведь душа бессмертная есть... " Спасибо, протоиерей Андрей Ткачёв.

http://pravoslavie.ru/70360.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010