Декабря 9 (28) Священномученики Василий (Ягодин) и Александр (Буравцев) Составитель игумен Дамаскин (Орловский) 11 декабря 1937 года был арестован весь причт московского кафедрального Богоявленского собора в Дорогомилове, в том числе настоятель собора протоиерей Василий Ягодин и священник Александр Буравцев. Священномученик Василий родился 11 апреля 1870 года в селе Ключи Керенского уезда Пензенской губернии в семье священника Александра Ягодина. В 1890 году окончил Пензенскую Духовную семинарию. Женился, семья его состояла из супруги Юлии Яковлевны и трех дочерей. В 1890 году Василий Александрович был назначен псаломщиком и учителем церковноприходской школы. В 1891 году он был рукоположен в сан священника ко храму в селе Ильмино Пензенской губернии. В 1895 году отец Василий был назначен военным священником в укрепление Чи- кишляр Закавказской области, в 1904 году – священником 221-го пехотного Троице-Сергиевского полка в Москве и благочинным 56-й пехотной дивизии. В 1911 году отца Василия назначили настоятелем собора в крепости Свеаборг в Финляндии, и в том же году митрополитом Московским Владимиром (Богоявленским) он был возведен в сан протоиерея. В 1918 году община храма преподобного Харито- на Исповедника в Москве обратилась к священноначалию с просьбой назначить в этот храм протоиерея Василия, и просьба была удовлетворена. В 1921 году протоиерей Василий был награжден палицей, а в 1923 году Патриарх Тихон наградил его митрой. Весной 1937 года, в связи с арестом настоятеля Богоявленского дорогомиловского собора в Москве протоиерея Александра Лебедева , протоиерей Василий был назначен настоятелем собора и прослужил здесь до ареста. На допросах протоиерей Василий виновным себя не признал. Один из допрошенных лжесвидетелей показал, будто священник был тесно связан с высшим офицерским составом царской армии и проводил большую работу по привлечению советской молодежи к церкви, что ему лично протоиерей Василий говорил: «Мы – старики, нам жить осталось мало, нужно молодежь воспитывать в духе христианской истины, молодежи необходимо рассказывать о великом прошлом русского народа, который снова возродится как великая национальная держава…»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИМИР (Богоявленский Василий Никифорович, 1.01.1848, с. М. Моршевка (М. Моршка) Моршанского у. Тамбовской губ.- 25.01/7.02.1918, Киев), сщмч. (пам. 25 янв., 14 июня, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Радонежских святых, в Соборе Самарских святых и в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих), митр. Киевский и Галицкий. Из семьи священника. Учился в Тамбовской ДС, в 1870-1874 гг.- в КДА, к-рую окончил со степенью канд. богословия за соч. «О праве церковного отлучения». В академии специализировался на церковно-практическом отд-нии. После завершения академического курса назначен преподавателем гомилетики, литургики и каноники в Тамбовскую ДС, с 26 мая 1874 г. преподаватель Свящ. Писания. Одновременно преподавал в семинарии нем. язык, в епархиальном жен. уч-ще и в жен. гимназии географию. В 1882 г. Богоявленский женился и 31 янв. Тамбовским и Шацким еп. Палладием (Ганкевичем) был рукоположен во иерея в Покровском соборе г. Козлова (совр. Мичуринск). В том же году избран депутатом от духовенства Козлова на епархиальный съезд. В 1883 г. назначен благочинным церквей города и настоятелем Троицкой ц. Проявил себя как выдающийся проповедник. Сщмч. Владимир (Богоявленский), митр. Киевский. Икона. 90-е гг. XIX в. Сщмч. Владимир (Богоявленский), митр. Киевский. Икона. 90-е гг. XIX в. Ранняя смерть супруги, а затем и единственного ребенка резко изменили ход жизни свящ. Василия. 8 февр. 1886 г. в тамбовском в честь Казанской иконы Божией Матери монастыре он был пострижен в монашество, на следующий день возведен в сан архимандрита, назначен настоятелем козловского Троицкого мон-ря. 6 окт. 1886 г. В. был переведен на ту же должность в новгородский Антония Римлянина монастырь ; был членом Новгородской консистории. Активно участвовал в деятельности новгородского епархиального братства Св. Софии (создано в 1886).

http://pravenc.ru/text/158956.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОСТРОМСКОЙ БОГОЯВЛЕНСКО-АНАСТАСИИН ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Богоявленско-Анастасиин кафедральный собор. 1559–1565, 1864–1869 гг. Фотография. 2009 г. Богоявленско-Анастасиин кафедральный собор. 1559–1565, 1864–1869 гг. Фотография. 2009 г. (Костромской и Галичской епархии), находится в г. Кострома. Первоначально мужской; по преданию, основан в 20-х гг. XV в. прп. Никитой Костромским, как сказано в монастырских синодиках, «сродником» прп. Сергия Радонежского ( Баженов. 1913. С. 4-5). С 1415 г. прп. Никита жил на покое в Высоцком Покровском мон-ре близ г. Боровска, в 20-х гг. XV в. удалился в Кострому, где основал обитель. Историки нач. XX в. предполагали, что мон-рь в Костроме был устроен «в память и вскоре по великом опустошении этого города татарами в 1429 году в день Богоявления Господня» (Там же. С. 7). После кончины в сер. XV в. преподобный был погребен в монастырском Богоявленском соборе. Память основателя отмечалась в обители 15 сент., в день вмч. Никиты. В монастырском трапезенном уставе XVII в. записано: «Сентября в 15 день панихиды пети и обедня служити по иноке Никите строитель месту сему собором, на братию корм большой» ( Афанасий (Дроздов). 1837. С. 43). В монастырском синодике XVII в. в списке настоятелей обители первым упомянут «старец... строитель месту сему» прп. Никита (Там же). В 1456 г. Боровско-Серпуховское княжество было ликвидировано, а его последний кн. Василий Ярославич (внук боровско-серпуховского кн. Владимира Андреевича Храброго и шурин вел. кн. Московского Василия II Васильевича Тёмного) сослан в Углич, затем в Вологду, где умер в 1483 г. Согласно синодику монастыря нач. XVII в., сыновья кн. Василия, разделившие с отцом заключение, князья Андрей и Иван, в кон. XV - нач. XVI в. были погребены в Богоявленском соборе рядом с могилой прп. Никиты ( Баженов. 1897. С. 98). Возможно, престарелым опальным князьям разрешили поселиться в мон-ре, основанном почитаемым в их роду прп. Никитой. В кон. 20-х гг. XVII в. в ризнице Богоявленского собора хранились с надгробий «покров на благоверных князех, на князь Иоанна, да на князь Андрея, да на князь Василия Васильевичев Ярославичев Боровского, бархат червчат гладкой, три кресты» (Писцовая книга. 2004. С. 311).

http://pravenc.ru/text/2458881.html

Священномученик Владимир (Богоявленский) «Я никого и ничего не боюсь. Я во все время готов отдать жизнь свою за Церковь Христову и за веру православную, чтобы только не дать врагам ее посмеяться над нею. Я до конца буду страдать, чтобы сохранить Православие в России там, где оно началось…» – эти слова митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский) произнес за полтора месяца до своей мученической кончины. И именно в этих словах он отразил свою внутреннюю, сердечную связь со святым князем Владимиром Великим. Ведь князь Владимир насадил на Руси веру Христову, а священномученик Владимир исповедал ее пролитием собственной крови, «чтобы сохранить Православие в России там, где оно началось». Святой Владимир (Богоявленский) – первый из новомучеников Русской Православной Церкви в сане архиерея. Он возглавил сонм святых, запечатлевших исповедание Христа своей кровью, и стал одним из первых небесных молитвенников за Церковь в годы жесточайших гонений. Родился священномученик Владимир 1 января 1848 года в семье благочестивого священника Никифора Богоявленского, впоследствии также принявшего мученическую кончину. С детских лет, проведенных в простой тамбовской деревне, Василий (так мальчик был назван в Крещении) хорошо знал народную жизнь, сам трудился на земле, как и простые крестьяне, и в будущем пастырстве он отличался именно чуткостью к простым людям, к их бедам и радостям. По некоторым сведениям, мальчик рано, в девятилетнем возрасте, узнал сиротство, отец его был убит, и сына воспитывала мать. Кроме того, отличительной чертой характера мальчика была застенчивость, и эта черта сохранилась у него на всю жизнь. Жизненный путь сына священника повторял путь многих других представителей духовного сословия. Это учеба последовательно в духовных училище, семинарии в Тамбове и академии в Киеве. В духовных школах того времени царили более чем строгие порядки. В училищах и семинариях кормили впроголодь, бурсаки ходили в худой одежонке, зимой помещения с трудом отапливались, за провинности жестко наказывали. Но выдающиеся способности Василия помогли ему преодолеть все трудности – мальчик всегда был в десятке лучших учеников.

http://pravoslavie.ru/90442.html

Василий (Богоявленский), архп.Черниговский и Нежинский Родился I февраля 1867 года в семье священника Тамбовской епархии. Являлся близким родственником митр. Владимиру Киевскому. В 1888 году окончил Тамбовскую духовную семинарию, а 20 сент.1889 года был рукоположен во диакона. В этой низшей иерархической степени будущий святитель пробыл почти полтора года, соединяя служение диакона с трудом учителя одноклассной церковно­приходской школы. В 1890 году был рукоположен во священника к церкви с. Овсянки, Кирсановского уезда, в этой должности и состоял до 1896 года, будучи, в то же время, заведующим и законоучителем церковно­приходской школы. Неизлечимая болезнь жены заставила о. Василия расстаться с родной епархией и переселиться в 1896 году в Казань. Для продолжения образования о. Василий поступил в Казанскую духовную академию, которую окончил со степенью кандидата богословия в 1900 году. Епархиальной властью ему было предложено остаться на службе в Казанской епархии, где он и пробыл 12 лет. В 1907 году удостоен степени магистра богословия за сочинение «Вторая книга Маккавейская» Опыт исагогического исследования. Преждевременная смерть жены была им понята, как призыв для отказа от радостной личной жизни и о. Василий решил всего себя отдать на служение святой Церкви. В 1908 году принят в число братии Свято-Троицкой Александро – Невской Лавры, пострижен в монашество и назначен ректором Черниговской духовной семинарии, с возведением в сан архимандрита. 26 июля 1909 года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры совершена была хиротония архимандрита Василия во епископа Сумского, вик. Харьковской епархии. Чин хиротонии совершал митрополит С.-Петербургский и Ладожский Антоний в сослужении членов Святейшего Синода и прочего духовенства. На этой кафедре епископ Василий пробыл немного более полутора лет, оставив здесь по себе самую светлую память, не только благолепием своего служения, величественными крестными ходами, но и теми грандиознейшими сооружениями в Куряжском монастыре, которые являются живым свидетельством горячей архипастырской любви к народу.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

ЖМП 3 март 2022 /  22 марта 2022 г. 13:00 Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний: «Возделывая ниву Господню» СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ВЛАДИМИР (БОГОЯВЛЕНСКИЙ), МИТРОПОЛИТ КИЕВСКИЙ И ГАЛИЦКИЙ: ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ И МУЧЕНИЧЕСКИЙ ПОДВИГ 1 Священномученика Владимира Киевского иногда называют первомучеником ХХ века. Подобно тому как в 988 году при святом равноапостольном князе Владимире вера Христова из Киева распространилась по всей Руси, так и в 1918 году с убийства митрополита Владимира Киевского начался смиренный и в то же время торжественный путь мученичества и исповедничества за веру Христову в ХХ веке. В этом году исполняется 30 лет со дня прославления митрополита Владимира в лике священномучеников и обретения его мощей в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры. О жизни и подвиге святого «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Бориспольский и Броварской Антоний .  PDF-bepcuя. Начало жизненного пути и учеба в Киевской духовной академии Будущий иерарх родился 2 (14) января 1848 года в семье священника села Малая Моршевка Моршанского уезда Тамбовской губернии 2 . Никифор Сергеевич Богоявленский, отец будущего митрополита, был настоятелем местной Никольской церкви. В крещении младенца нарекли Василием.  Мальчику было всего восемь лет, когда его отец умер. Через год после этого, в 1858 году, Василий поступил в Первое Тамбовское духовное училище, которое окончил в числе лучших выпускников, и в 1864 году был без экзаменов принят в Тамбовскую духовную семинарию. В 1870 году Василий Богоявленский окончил ее четвертым по разрядному списку, что дало ему возможность поступить в Киевскую духовную академию. Стремясь как можно лучше подготовиться к пастырскому служению, Богоявленский избрал для обучения церковно-практическое отделение, на котором преподавались пастырское богословие, гомилетика и история проповедничества, церковная археология и литургика, церковное право, теория словесности и история русской литературы с обзором важнейших произведений иностранных авторов, а также русский, славянский, латинский и немецкий языки 3 .

http://e-vestnik.ru/analytics/mitropolit...

Василий Боголепов – московской. 5 Илья Невский – московской. Петр Леопардов – вифанской. Петр Попов – орловской. Иван Смирнов – рязанской. Василий Протопопов – московской. Василий Троицкий – вологодской. Иеромонах Геласий Климентов – из священников симбирской епархш. Иван Василев – рижской. Виктор Покровский – калужской. Димитрий Казанцев – вифанской. Иван Любимов – московской С правом на получение степени магистра, если представит вновь сочинение. Кандидаты: Иван Любимов – владимирской. Дионисий Якимовский – ярославской. Иван Покровский – тверской. Евгений благовещенский –московской. 20 Феодор Толеров – рязанской. Всеволод Смирнов – тверской. Василий Воскресенский – рязанской. Варсонофий Донской – ярославской. Стефан Никольский – вифанской. 25 Михаил Прокошев – вологодской. Александр Сахаров – тульской. Василий Александровский – владимирской. Павел Азбукин – калужской. Егор Богоявленский –тульской. 30 Митрофан Лащенков – харьковской. Семен Зверев – вифанской. Виктор Петровский – воронежской. Василий Холмовский – костромской. Федор Марудин – рижской. 35 Михаил Введенский – владимирской. Алексей Орлов – рижский. Василий Никольский – вологодской. Михаил Невский–вифанской. Василий Богородский – ярославской. Двадцать третьего курса (1858–1862) Магистры: 1 Александр Воронов – из тверской Семинарии. Филипп Терновский – московской. Иеромонах Иоанн Митропольский – калужской. Михаил Каринский–московской. 5 Павел Богословский – владимирской. Сергей в монаш. Семеон Линьков – московской. Александр Гренков –вифанской. Александр Серафимов – костромской. Николай Ананьинский – костромской. 10 Николай Калинников – костромской. Михаил Дрекслер – рижской. Иван Березкин – вифанской. Стефан Лапенский – московской. С правом на получение степени магистра, если прослужат два года в училищной или епархиальной службе с одобрением начальства и если представят новые сочинения Николай Зерченинов – московской. 15 Николай Якубов – вологодской. Александр Громачевский – с.-петербургской. Александр Торопов – ярославской.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Московский Трибунал приговорил 11 человек к расстрелу. 18 мая на заседании Политбюро 6 человек исключили из списка приговорённых к расстрелу. Пятеро приняли мученическую кончину от рук богоборческой коммунистической власти: протоиерей Христофор Надеждин, протоиерей Александр Заозерский, протоиерей Василий Соколов, иеромонах Макарий (Телегин), мирянин Сергий Тихомиров. Расстреляны они были в начале июня 1922 года в роковом»корабле»Чрезвычайки. Так называлось помещение архива бывшего страхового общества, где в полуподвальном этаже, в глухих комнатах для прежних сейфов расстреливали осуждённых. Захоронены новомученики были на Калитниковском кладбище в Москве. Канонизованы в 1998 году как местночтимые святые Московской епархии. Причислены к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. Священномученик Василий, архиепископ Черниговский и Нежинский (память 14 августа по старому стилю) С вященномученик Василий, архиепископ Черниговский и Нежинский (в миру Богоявленский Василий Дмитриевич) родился в февраля 1867 года в селе Старое Сеславино Тамбовской губернии в семье священника. В 1888 году он окончил Тамбовскую Духовную Семинарию. После рукоположения в сан иерея в 1890 году отец Василий служил в церкви села Овсянки Тамбовской епархии. В 1896 году он поступил в Казанскую Духовную Академию, которую закончил в 1900 году. В 1907 году отец Василий был удостоен степени магистра богословия за диссертацию на тему:«Вторая книга Маккавейская. Опыт исагогического изследования». В 1908 году, после кончины супруги, он принимает монашеский постриг и вскоре назначается ректором Черниговской Духовной Семинарии с возведением в сан архимандрита. В 1909 году состоялась его хиротония в епископа Сумского, викария Харьковской епархии. На Черниговской кафедре Владыка состоял с 12 мая 1911 года до 6 мая 1917 года. В 1917 году, по распоряжению Временного Правительства были уволены все члены Святейшего Синода, кроме архиепископа Финляндского Сергия (Страгородского). В их числе был и Владыка Василий, который, будучи обвинён»в приверженности старому строю», был отправлен на покой как»не соответствующий революционному духу времени». Он был переведён в Николаевскую Теребенскую пустынь Тверской епархии; затем некоторое время управлял Московским Заиконоспасским монастырём.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Косякова в русском стиле. 15 окт. 1917 г. на углу Бочарной и Богоявленской улиц была устроена и в том же году освящена деревянная ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Свято-Троицкого об-ва трезвости, приписная к собору и Богоявленской ц. Отпевание жертв Февральской революции в Никольском Морском соборе. Фотография. 1917 г. Отпевание жертв Февральской революции в Никольском Морском соборе. Фотография. 1917 г. В февр. 1918 г. институт морского духовенства был ликвидирован и собор перешел в подчинение епархиального архиерея - сщмч. Вениамина (Казанского), митр. Петроградского и Гдовского. Собор «национализирован» в янв. 1918 г. 7 марта 1919 г. собор был передан по договору в пользование новообразованному приходу. В общем списке прихожан собора и Богоявленской ц. в марте 1919 г. было указано 946 чел., в значительной части - из военнослужащих. Средства на 1 янв. 1919 г. составляли 68 007 р., в т. ч. 46,2 тыс. р.- в процентных бумагах, к-рые вскоре были реквизированы. В 1919 г. церковный дом на углу Б. Екатерининской и Бочарной улиц (впосл. ул. Советская, д. 1) перешел в ведение городских властей, и члены причта с семьями были вынуждены покинуть квартиры. 2 окт. 1926 г. Совет народных комиссаров РСФСР подтвердил национализацию дома. В соответствии с постановлением Совета народных комиссаров Союза коммун Северной обл. от 7 авг. 1918 г. закрыли обе гимназические и ряд др. домовых церквей в Кронштадте. При этом часть имущества 2 из них (блгв. кн. Александра Невского 200-го пехотного Кронштадтского полка и свт. Николая Чудотворца при муж. гимназии им. имп. Александра II) была передана в Николаевский собор. После закрытия в февр. 1920 г. храма свт. Николая Чудотворца при Морском манеже в собор передали большую часть икон (в т. ч. 3 образа свт. Николая в серебряных ризах), в собор перешел служить бывш. настоятель церкви, ученик прав. Иоанна Кронштадтского свящ. Николай Иванович Ложкин. В дек. 1918 г. скончался прот. Василий Погодин, в янв.-июле 1919 г. настоятелем храма был прот. Виктор Васильевич Плотников (впосл. Венедикт, епископ Кронштадтский, в 1924-1925 управлявший Петроградской епархией, в 1937 расстрелян). При нем 2 июня 1918 г. в соборе служил молебен свт. патриарх Тихон. С 3 июля 1919 по февр. 1920 г. обязанности настоятеля исполнял свящ. Василий Матвеевич Братолюбов, в кон. февр. настоятелем был назначен прот. Павел Иванович Виноградов. В мае 1920 г. на освящение бокового придела собора в Кронштадт в сопровождении прот. Виктора Плотникова и председателя епархиального совета прот. сщмч. Михаила Чельцова приехал митр. сщмч. Вениамин. После освящения придела владыка и его спутники были арестованы ЧК за якобы незаконное пребывание в городе лишний день, но на следующий день отпущены. Также временно арестованному свящ. Павлу Виноградову запретили жить в Кронштадте, и он вынужден был уехать из города. После этого обязанности настоятеля до марта 1921 г. вновь исполнял свящ. Василий Братолюбов.

http://pravenc.ru/text/2566176.html

М. Рождественский, священник села Саввино и приглашённый из Архангельского собора Московского кремля, дьякон Закатов. Церковный староста Григорий Глазунов в тот памятный день удостоился награды от жителей деревни Вишняково, входившая в приход Богоявленской церкви. От имени общества крестьян прихожане преподнесли ктитору икон Трёх Святителей в знак благодарности за его многолетние труды по благоукрашению приходской церкви. Стоит сказать, что Григорий Илларионович Глазунов вместе с упоминавшимся священником П. М. Рождественским основал в сентябре 1893 года Бисеровскую церковно-приходскую школу, располагавшуюся в просторном здании рядом с храмом. Согласно статистическим данным, в 1909 году в школе обучался 21 ученик. Также, священником Петром Алексеевичем Никольским был открыт бесплатный приют для бедных детей, учреждено общество трезвости, больница и аптека; учреждения работали в благотворительном формате и платы за лечения и лекарства не взимали. Приход жил в достатке, причт храма составляли: священник, дьякон, пономарь, чтец и просфорница. Утварью храм так же был достаточен. При советской власти община регистрировалась в 1923 и в 1926 годах. 1930-е годы стали для Бисеровского прихода временем тяжёлых испытаний. Пострадал за веру настоятель Богоявленской церкви села Бисерово отец Василий Зерченинов. Он был сыном местного священника отца Иоанна Зерченинова. Настоятелем Богоявленской церкви отец Василий стал в 1925 году, а в 1937 году был арестован и приговорён к десяти годам лишения свободы. Около семи лет, несмотря на пересмотр приговора, священник провёл в Карагандинском лагере, оттуда освободился только в 1944 году. Однако вернуться к семье пастырь, здоровье которого было подорвано тяжёлыми условиями лагеря, так и не успел. В октябре 1945 года отец Василий Зерченинов скончался в одной из больниц Саратова. В январе 1939 года храм в Бисерово был закрыт по причине смерти последнего священника о. Константина Цветкова. Благочестивая жительница села - Вера Баринова следила за сохранением храма и берегла в своём доме напрестольное Евангелие и два антиминса.

http://sobory.ru/article/?object=07107

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010