Защищаемое покровительством Преблагословенной Владычицы Православие, насажденное на эстонских землях русскими миссионерами и засвидетельствованное кровью святых мучеников Юрьевских, несмотря на многочисленные невзгоды и испытания, произросло, окрепло и принесло сторичный добрый плод. Воистину, подвиг мучеников — это семя христианства. И совершая сегодня празднование 100-летнего юбилея Ревельского викариатства, мы осознаем, сколь многим мы обязаны мужеству и стойкости архипастырей и пастырей, которые в тяжкое время гонений исповедали Господа Иисуса Христа словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти (Откр. 12:11). Среди этих угодников Божиих — и первый святитель из уроженцев Эстонской земли епископ Ревельский священномученик Платон, и пострадавшие с ним пастыри протоиереи Николай Бежаницкий и Михаил Блейве, также ныне почитаемые нашей Церковью в лике священномучеников, которые приняли жестокую смерть от безбожников, вступивших на их землю.  Пастырям, трудившимся на эстонской земле в годы господства богоборческой власти, дано было ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него (Флп. 1:29). Таков был и жизненный путь, пройденный Предстоятелем Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата Высокопреосвященнейшим митрополитом Таллинским и Эстонским Корнилием , который также являет собой пример верности Богу в те нелегкие времена, когда для всякого верующего человека следование за Христом Спасителем было сопряжено с риском для жизни.  Владыке Корнилию, пережившему немало притеснений со стороны безбожной власти, довелось защищать Церковь и в новых условиях, пришедших на смену эпохе гонений. Изо дня в день он с терпением несет нелегкий крест архипастырских забот о сохранении церковного единства. На его долю выпала и горечь необоснованных обвинений, и скорбь утраты святынь, которые созидались на земле Эстонии многими поколениями наших благочестивых предков.  Благодарение Богу, что, несмотря на все испытания, Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата объединяет сегодня абсолютное большинство православных жителей страны. Она является хранительницей веры и традиций для сотен тысяч людей. Мне памятен день, когда я освящал замечательный новый храм в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» в Таллине. Сколько было верных на этом богослужении, какой молитвенный настрой царил среди нас! О собравшемся народе можно было бы сказать словами Писания: у них было одно сердце и одна душа (Деян. 4:32). 

http://patriarchia.ru/db/text/5004949.ht...

14 января Сщмч. Платон, епископ Ревельский 1919 год – Зверски убит епископ Ревельский Платон (Кульбуш). 20 декабря 1918 г . красноармейцы арестовали владыку Платона во время всенощной, прямо в алтаре храма. Владыку (а с ним еще 17 человек) бросили в подвал бывшего Кредитного банка г. Юрьева (Эстония) и там подвергли издевательствам. 12 дней претерпевал владыка Платон надругательства. 1 января 1919 г . его вызвали на допрос, принуждали отречься от учения Христова. «Как только меня выпустят на свободу, я буду вновь повсеместно славить Господа», — сказал владыка Платон. Икона сщмч. Платона, епископа Ревельского и иже с ним в Юрьеве убиенных сщмчч. Николая Бежаницкого и Михаила Блейве († 1919) В ночь на 14 января владыка Платон принял мученическую кончину. Он был убит вместе с соузниками (среди них – протоиереи Николай Бежицкий и Михаил Бейве). 1920 год – Архиепископ Сильвестр (Ольшевский) призвал паству к подчинению власти. Архиепископ Омский и Павлодарский Сильвестр вместе с членами епархиального совета призвал церковных пастырей своей епархии к исполнению окружного послания Святейшего Патриарха Тихона от 8 октября (25 сентября) 1919 г ., «дабы они были в удалении от политической борьбы, ибо дело Церкви есть дело мира». Обращаясь «к братьям православным христианам Омской епархии», архиепископ Сильвестр особо подчеркивал, что «ныне у нас народно-государственная Советская власть, и мы все имеем долг законного подчинения ей». Лжемитрополит Феофил (Булдовский) 1923 год – Протоиерей Феофил Булдовский, священник кладбищенской церкви Полтавы, рукоположен во епископа Лубенского и Миргородского. Его хиротония была совершена с большой торжественностью. Епископ Полтавский Григорий (Лисовский), совершивший хиротонию, обращался по этому поводу к экзарху Украины митрополиту Михаилу (Ермакову) и получил согласие на архиерейскую хиротонию Феофила, несмотря на то, что последний был женат. После развода с женой и пострижения в монашество 1 (14) января 1923 г . Феофил был рукоположен во епископа Лубенского и Миргородского.

http://pravoslavie.ru/5326.html

Благодаря вмешательству архиепископа были спасены от преследований священник кокнеской церкви, будущий Елгавский епископ Иаков (Карп), волостной представитель Карл Рейкхард и др. Архиепископ Агафангел поручил духовной консистории образовать комитет для сбора пожертвований в пользу православных семей, потерявших кормильца в революционных событиях. Среди многочисленных свидетельств о событиях 1905 г. довольно часто упоминалось имя священника Николая Бежаницкого. Он чаще других заступался за крестьян, как за православных, так и за лютеран, и с этой целью ездил на прием к архиепископу Агафангелу и к генерал-губернатору в Ригу и добился помилования пятерым приговоренным к смерти в Вильянди. Когда он вернулся из Риги, распоряжение об отмене казни еще не поступило, и священник попросил задержать казнь на день, чтобы причастить обвиняемых. На следующий день получили указ об отмене смертного приговора учителям александровской школы Раамоту и Лииганду Отец Николай Бежаницкий укрывал у себя на квартире тугаланского псаломщика Иоанна Саабаса (выпускника Рижской семинарии), а позднее приговоренных к расстрелу адвоката Теллинга и семинариста Мокса, защищал также и ученика духовной семинарии Ивана Герускина. Его популярность в глазах народа росла, так как действительно он не делал различия, был ли страдающий лютеранином или русской веры, эстонец или другой какой национальности. Вильяндиский уезд послал протоиерея Бежаницкого в качестве выборщика в Ригу, когда избирали депутатов в Первую Государственную думу Самоотверженно заступался за осужденных на смертную казнь православный священник Михаил Суйгусаара. Священник Ряпинского православного прихода О.Н. Пяте также сумел добиться отмены смертного приговора. После подавления восстания на острове Эзель, где положение крестьян было еще тяжелее, чем на материке, священники православного прихода многих спасли от жестоких наказаний. По обвинению помещиков и пастора Эллера были арестованы и сурово наказаны церковный староста, два псаломщика и много православных в Мярьямаа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

8 августа 1917 г. на Предсоборном совещании Рижской епархии в Юрьеве (Дерпте), где избирали делегатов на Поместный Собор Российской Православной Церкви, представители приходов Эстляндии внесли предложение о восстановлении учрежденного в марте 1880 г. Ревельского викариатства и о кандидатуре на пост викарного епископа протоиерея Павла Кульбуша (в монашестве Платона), настоятеля эстонского Исидоровского прихода в Петрограде. Отец Павел Кульбуш был сыном псаломщика падисеской церкви Перновского уезда. Он окончил Рижскую духовную семинарию и как лучший воспитанник в 1899 г. был послан в Петроградскую Духовную Академию. Еще студентом Павел Кульбуш обратил внимание на эстонцев, проживавших разрозненно в Петрограде, объединил их в один приход и по окончании Академии был назначен его настоятелем, в 1904 г. его усилиями в Петрограде для эстонцев была сооружена большая церковь . По решению Патриарха Тихона хиротония архимандрита Платона во епископа Ревельского, викария Рижской епархии, состоялась в таллиннском Александро-Невском соборе 31 декабря 1917 г./13 января 1918 г. Хиротонию совершали митрополит Петроградский и Ладожский священномученик Вениамин и епископ Лужский Артемий (Ильинский), викарий Петроградской епархии. 10 (23) января 1918 г. Святейший Патриарх Тихон определил епископа Ревельского Платона временно управляющим Рижской епархией, в этой должности он участвовал в Священном Соборе Православной Российской Церкви на правах его члена. Епископ Платон вступил в управление Рижской епархией в один из самых смутных периодов отечественной истории, когда церковноприходская жизнь епархии была во многом парализована и епархиальные структуры разрушены. Владыка все силы полагал на восстановление Ревельского викариатства и Рижской епархии в целом. За год преосвященный посетил 71 приход, постоянно служил в храмах и делал все возможное, чтобы восстановить жизнь в приходах. 21 декабря 1918 г. в Юрьев вошли части Красной Армии, и уже 2 января 1919 г. владыка и несколько священнослужителей были арестованы прямо на улице. Когда к городу подошли войска Временного правительства Эстонии, епископа Платона, протоиереев Николая Бежаницкого и Михаила Блейве, а также арестованных вместе с ними мирян (20 человек) убили в подвале Кредитного банка, где они содержались в заключении. На теле епископа были обнаружены семь колотых и четыре огнестрельные раны. 8 февраля 1919 г. священномученик Платон был погребен в таллиннском Преображенском соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Более ста лет назад великий русский писатель Ф.М. Достоевский в своей знаменитой пушкинской речи сказал о том, что России еще предстоит «изречь окончательное слово великой, общей гармонии по Христову евангельскому закону!» т.26, с.148]. Теперь, в XXI веке, очевидно, что это слово Россией сказано – это ее святые. В настоящее время известно около пяти тысяч двухсот поименно известных святых, почитаемых Православной Церковью Из этого числа святых менее одного процента святых относятся к Ветхозаветному периоду. За тысячу лет существования хрис­тианства в России «третий Рим» явил около двух тысяч, то есть, более трети всего количества святых, которое явили Ветхозаветная и Новозаветная церковь вместе взятые за всю их историю. Иными словами, более трети святых, просиявших во всем мире за семь с половиной тысяч лет, дала Россия за тысячу лет. При этом Собор Новомучеников и Исповедников Российских XX века, который насчитывает более полутора тысяч имен, составляет примерно четыре пятых всех русских святых. Таким образом, русские святые и Новомученики и Исповедники, в том числе, являются не только церковным, но и общенародным достоянием России. Целый ряд Новомучеников и Исповедников включен в Соборы Белорусских и Эстонских святых, в состав Собора Новомучеников и Исповедников Казахстанских. Святые мощи священномученика Владимира (Богоявленского) и священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого) находятся на Украине, мощи преподобноисповедника Севастиана (Фомина) находятся в кафедральном соборе Караганды в Казахстане, мощи священномученика Платона (Кульбуша) находятся в Таллине, а священномучеников Николая (Бежаницкого) и Михаила (Блейве) – в Тарту в Эстонии. Таким образом, Новомученики освящают не только современную Россию, но и постсоветское пространство в целом. Учитывая же тот факт, что Новомученики и Исповедники Российские прославлены всей Православной церковью, которая существует на всех континентах нашей планеты, в десятках стран по всему миру, то можно говорить о всемирно-историческом значении и признании их подвига. Таков поистине грандиозный вклад России в историю мировой духовной культуры.

http://fond.ru/index.php?menu_id=375&men...

Священномученик Платон, епископ Ревельский Св. Платон (Кульбуш) родился в 1869 г. в семье рижского псаломщика. По окончании Духовной академии в Санкт-Петербурге он был назначен священником эстонского прихода в Петербурге. За двадцать три года служения Церкви он проявил себя как мудрый пастырь и считался одним из лучших священников столицы. Тридцать первого декабря 1917 г. св. Платон по просьбе прихожан был рукоположен в епископа Таллинского (Ревельского) c юрисдикцией над всей Эстонией. Его первостепенной задачей было попытаться восстановить порядок в епархии, пережившей революционный переворот и войну. Через два месяца после рукоположения св. Платона в Эстонию вошли немецкие войска. Повсюду творились преступления, грабежи и насилие. Никто не был уверен, что доживет до завтрашнего дня, и все нуждались не только в средствах к существованию, но еще больше в духовной поддержке. За краткое время своего епископского служения св. Платон посетил семьдесят один приход, стремясь восстановить церковную жизнь и напитать страждущие души словами божественного утешения. Девятнадцатого декабря 1918 г. немцы ушли из Тарту . Двумя днями позже город оказался под властью большевиков, устроивших расправу над всеми, кто не встал на их сторону. Св. Платон, находившийся в Тарту после болезни, был арестован 2 января и вместе со многими другими жителями заключен в здании Кредитного банка. В тюрьме епископу приходилось собственными руками убирать отхожее место. Он, страдая сам, утешал заключенных вместе c ними, когда мог, читал по-гречески Страстные Евангелия. Утром 14 января Белая армия приблизилась к городу. Красный комиссар и два тюремщика вызвали св. Платона и приказали следовать за ними. Один из узников, бывший служащий магазина одежды, впоследствии свидетельствовал, что конвоиры жестоко били епископа, который не издал ни одного крика. Св. Платона и восемнадцать других заключенных в нижнем белье отвели в подвал банка – через четверть часа оттуда послышались выстрелы. После ухода красных обнаружили тела убитых, многие из которых были настолько изуродованы, что остались неопознанными. На теле св. Платона нашли семь штыковых ранений, а внутри четыре пули, в том числе разрывная пуля, прострелившая правый глаз. Панагия, бывшая у него на груди, почитается как драгоценная реликвия. Вместе со св. Платоном пострадали два протоиерея, Николай Бежаницкий и Михаил Блейве, два протестантских пастора и много городских купцов.

http://pravoslavie.ru/58763.html

Комментируя фотографии, посвященные священномученику Платону (Кульбушу), епископ Лазарь рассказал о жестокой расправе над ним: в конце 1918 года епископ Платон заболел, он находился в Тарту, где был арестован большевиками и, вместе с протоиереями Николаем Бежаницким и Михаилом Блейве, расстрелян в ночь с 14 на 15 января 1919 г. отступавшими из города красными. Епископ Платон «был казнен с особой жестокостью, фактически растерзан: на его теле обнаружено семь штыковых ран, взрывная пуля в правом глазу пробила череп», рассказал епископ Лазарь. Обратив внимание на фотографии, свидетельствующие о возрождении Православия в Эстонии, епископ Лазарь отметил, что государство никогда не отказывает Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата в субсидиях на восстановление разрушенных храмов – памятников архитектуры, новые же храмы строятся за счет благотворителей.      Сергей Мянник рассказал о давнем сотрудничестве ЭПЦ МП с Фондом Григория Богослова: оно началось с благословения Святейшего Патриарха Алексия II, который хотел, чтобы его монография «Православие в Эстонии» вышла на эстонском языке. Благодаря сотрудничеству с Фондом этот проект был осуществлен эстонскими издателями; презентация издания в Таллине состоялась уже после кончины автора. В продолжение этого труда позднее был совместно издан двухтомник: исследования и документы по истории Православия в Эстонии. В его презентации в Таллине принял участие председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, соучредитель Фонда Григория Богослова митрополит Волоколамский Иларион и руководитель ЦНЦ «Православная энциклопедия» Сергей Кравец (это событие отражено в фотографиях, размещенных на выставке). «Мы выпустили совместно еще несколько книг, посвященных истории Православия на Эстонской земле, а также две книги Патриарха Кирилла: «Свобода и ответственность» и «Слово пастыря» в переводе на эстонский. Мы работаем вместе уже около десяти лет», – сказал С. Мянник, выразив надежду на продолжение сотрудничества. Он поблагодарил куратора нынешней выставки И.В. Лапшина за активное участие в ее организации, а также за многолетнее сотрудничество в реализации совместных проектов.

http://pravoslavie.ru/106293.html

4482 Епископ Ровенский Украинской временной автономии, признававшей юрисдикцию Московского Патриархата. 4483 В 1923–1925 гг. проживал на покое в г. Ейск. В 1925 г. принес покаяние и принят Патриархом Св. Тихоном в общение с Церковью в сущем сане, как ставленник архиереев канонического рукоположения. По ММЛ РПИ, хиротонисан в 1925 г. (?) 4484 «Архиепископ» с 11(24)08.1926. Совпадение дня и месяца в первых датах двух тезоименитых обновленческих архиереев наводит на предположение о том, что одна из них приписана одному из архиереев безосновательно и просто повторяет другую. 4485 Не смог «по обстоятельствам времени» выехать в Тайгу и «вступил в управление Шадринским викариатством» (см). 4487 Титулярный; в действительности проживал и миссионерствовал в Японии, где и преставился в 1912 г. См. Токийская и Японская. 4488 Вторая дата – дата мученической кончины. Был замучен в г. Тарту (Юрьев, Дерпт) вместе еще с 18 гражданами (в их числе были протоиереи Николай Бежаницкий и Михаил Блейве) в ночь перед сдачей большевиками города белогвардейским войскам. На теле епископа Платона было 7 штыковых и 4 огнестрельных раны. 4489 Избран в октябре 1920 г. Был священником Преображенской церкви в Пярну (Пернов), латыш. Избрание утверждено Патриархом Св. Тихоном. Хиротонисан в Ревеле архиепископом Псковским Евсевием (Гроздовым) и епископом Финляндским Серафимом (Лукьяновым) во епископа Ревельского и Эстонского, сразу же возведен в сан архиепископа. В 1923 г. возведен в сан митрополита Таллиннского и Эстонского Константинопольским Патриархом Мелетием (Метаксанисом) (Эстонская Церковь , оторвавшись от Матери-Церкви Русской, вошла тогда в юрисдикцию Константинополя). В 1941–1942 гг. кратковременно состоял в ведении Московской Патриархии. С 17(30)06.1942 окончательно вышел из подчинения Экзарху Прибалтики митрополиту Виленскому и Литовскому Сергию (Воскресенскому), хотел вернуться в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. 20.10(02.11)1942 запрещен в служении Собором епископов Экзархата во главе с митрополитом Сергием (Воскресенским). В 1944 г. из Эстонии эвакуировался в Германию, а оттуда – в Швецию, где возглавлял до своей кончины местную Православную эстонскую общину. Скончался 06(19)10.1953 в Стокгольме; погребен на городском «Лесном кладбище».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 История Йыхвиского прихода неразрывно связана с образованием 1 февраля 1887 года в Иевве (прежнее название Йыхви) отделения православного Прибалтийского братства Христа Спасителя и Покрова Пресвятой Богородицы . Возникшее отделение поставило своей задачей воспитание сирот православного вероисповедания, преимущественно девочек, оказание медицинской помощи сельскому населению, устройство приютов и лечебниц. Йыхви было избрано местом пребывания образованного отделения братства из-за удобного железнодорожного сообщения с Ревелем и Санкт-Петербургом , наличием готового помещения. Одной из основных задач, стоявших перед братством, было открытие школы для девочек и по возможности при ней домовой церкви. Ввиду многочисленных заявлений со стороны лиц, желающих отдать своих детей для обучения, было признано необходимым с осени 1887 года открыть школу не только для девочек, но и для мальчиков, притом без различия в вероисповедании. Домовой храм 27 декабря 1887 года была освящена домовая церковь в школе братства в Йыхви, чин освящения был совершен Эстляндским благочинным протоиереем Симеоном Поповым , священниками Виктором Бежаницким и Иоанном Иогансоном. Школа размещалась в частном доме и не могла вместить всех желающих учиться, поэтому было решено построить специальное здание для обучения не менее 150 детей. Проект школы выполнил губернский инженер К. Ниман, а строительство велось под наблюдением А. Ланге и Х.Нобора. Освящено здание было 15 ноября 1888 года протоиереем Симеоном Поповым, священником Иоганном Иогансоном и Михаилом Соколовым. Летом 1888 года настоятельница Костромского Богоявленского монастыря игуменья Мария прислала в Йыхви пять сестер во главе с монахиней Варварой (Блохиной) , которые трудились в лечебнице для приходящих людей. Установленные богослужения совершались в домовой церкви Братства. Так возникла небольшая женская община. Указом Святейшего Синода от 9 мая 1890 года при храме общины был открыт самостоятельный приход, но основной целью Братство считало устройство монастыря в Пюхтицах . В 1891 году, после всех трудностей, связанных с отчуждением земли для обители, община была переведена на Святую гору, где был открыт женский монастырь.

http://drevo-info.ru/articles/17354.html

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Согласно последней предреволюционной переписи населения, старообрядцем себя считал каждый десятый человек в России. Среди всех старообрядцев самым многочисленным направлением («согласием») были староверы-поповцы белокриницкой иерархии. К 1917 году они располагали в столице уже восемью храмами, крупнейшим из которых был величественный Покровский собор на Громовском старообрядческом кладбище. Помимо этого, были старообрядческие школы, старообрядческие богадельни, старообрядческие издательства… С приходом к власти большевиков все это достояние было последовательно уничтожено. Многие храмы были взорваны, собственность национализирована, священники и приходские активисты уничтожены в тюрьмах и лагерях. К 1937 году все старообрядцы в «городе Ленина» оказались лицами на «нелегальном положении». Репрессии не сломили приверженцев «старой веры». Помогла «генетическая память» - на протяжении большей части своей истории в России старообрядцы подвергались гонениям, и научились в них выживать. Презрев страх, верующие тайно собирались на частных квартирах, а для совершения треб ездили в места, где еще сохранялись священники. Так, в «застойные» годы ближайшим к Ленинграду действующим старообрядческим приходом была община протоиерея Илии Плужникова в деревне Сысоево Бежаницкого района Псковской области. Поскольку не все могли преодолеть такое расстояние, мужественный пастырь, несмотря на преклонный возраст, периодически сам тайно приезжал в Ленинград крестить младенцев, принимать исповедь, венчать браки, совершать другие духовные требы… Сегодня старообрядческие храмы вновь открываются. Постепенно старообрядцам возвращают их исторические здания - так, в конце сентября 2005 года, после почти пятилетних бюрократических проволочек, был передан верующим храм Лиговской старообрядческой общины на Лиговском проспекте в Петербурге. Численность старообрядцев в Северной столице неуклонно растет и достигает уже тысячи человек.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/4/46...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010