В 1917 г. прекратилась правительственная помощь русским приходам в Эстонии, и М. стал изыскивать средства для содержания причта. Положение с продовольствием в Юрьеве становилось все тяжелее, и из Успенского собора стали уходить псаломщики в сельские храмы, потому что в селах еще сохранялись какие-то запасы продовольствия. Вместо ушедших М. нашел благочестивых верующих людей, к-рые согласились исполнять эти обязанности бесплатно, и организовал сбор пожертвований и подписные листы, что позволило приходу существовать. В нач. 1918 г. Юрьев был занят нем. войсками. В это время в городе располагалась резиденция Ревельского еп. сщмч. Платона (Кульбуша) , временно управляющего Рижской епархией. 20 июня 1918 г. еп. Платон по ходатайству приходского совета назначил М. настоятелем Успенского собора и возвел его в сан протоиерея. Успенский собор стал рус. духовным центром в Юрьеве. По благословению еп. Платона было положено начало воскресным чтениям, которые проходили каждое воскресенье после вечернего богослужения. Чтения сопровождались пением хора, состоявшего из самих прихожан, этому хору М. уделял большое внимание. С 1917 и до лета 1918 г. М. приходилось отстаивать Свято-Исидоровскую церковноприходскую школу, против существования к-рой выступали нем. власти. В дек. 1918 г. Юрьев был взят Красной Армией. Начались обыски и аресты. 2 янв. 1919 г. был арестован еп. Платон. Родственники уговаривали М. скрыться, но он эти предложения отверг. 5 янв. 1919 г. М. был арестован в алтаре Успенского собора. Вместе с ним были арестованы прот. сщмч. Николай Бежаницкий и 15 чел., известных в городе как видные религ. и общественные деятели. Они были заключены в помещение цокольного этажа Дворянского кредитного банка. 13 янв. к Юрьеву приблизились эст. войска. 14 янв. 1919 г., прежде чем оставить город, большевики жестоко убили мн. заключенных, в т. ч. М. вместе с еп. Платоном и прот. Николаем Бежаницким. Отпевание священномучеников состоялось в юрьевском Успенском соборе. Тела прот. Николая Бежаницкого и М. были погребены в Успенском соборе.

http://pravenc.ru/text/2563482.html

Отпевание было в Успенском соборе города Тарту. Епископ Платон похоронен в Таллине, в эстонской православной Преображенской церкви. Мир праху твоему, светлый, любвеобильный Владыка, отец нашей осиротелой Церкви. Твое имя, озаренное венцом мученичества, которое ты честно принял среди кипучих трудов, мы верим, навсегда сохранится в летописи Православной Церкви” («Ревельское слово», Некролог). По статье Александра Парменова «Мученическая кончина епископа Ревельского Платона», «Журнал Московской Патриархии», 1, 1994. «Блаженны милостивые». Протоиерей Николай Бежаницкий О дедушке я знала только то, что он был очень добр, мягок характером, любил свою семью и был искренно верующим священником. Дом был гостеприимным. Живой и энергичный характер бабушки дополнял мягкость и терпимость дедушки. Бабушка была ярой поборницей женской самостоятельности и хотела, чтобы ее дочери получили то, чего не смогла получить она, — высшее образование и материальную независимость. И тетя Зина, и мама — очень любившие своих родителей — унаследовали от них и их доброту, и свободомыслие, и любовь к людям. Желанием и старанием родителей, обе получили высшее образование: тетя Зина — педагогическое, окончив в Петербурге Бестужевские курсы, а мама медицинское, окончив в 1913 году медицинский факультет Тартуского Университета. Обе прожили совершенно независимо свою жизнь, максимально применив полученные знания и свое душевное богатство на служение людям. Сейчас, в материалистический век, эти слова кажутся анахронизмом. Подавляющее большинство думает только о себе и своем заработке, хорошо, если заботятся о собственных детях. Но, к счастью, в разные времена мироощущение людей не одинаково. И в конце XIX, и в начале XX века думающие и чувствующие люди рвались служить человеку, приносить пользу, забывая о себе и ощущая чужое страданье острее и больше, чем свое. Мне было 8 лет, когда в конце 19-го года — шедшее десять месяцев через всю вздыбленную Россию — до нас в Кисловодске добралось страшное письмо тети Зины, сообщавшее о гибели дедушки. Он был среди граждан города, взятых, как заложники, и расстрелянных 14 января 1919 года отступавшими красными. Это называлось — оправданный террор!

http://azbyka.ru/fiction/ix-stradaniyami...

Покойный умер на 71 году жизни. Прими, Боже, дух его с миром”. У Стефана Ананьевича было три дочери — Анна Знаменская, Вера Лузик и Агния Муравейская. И пять сыновей — Виктор, Владимир, Александр, Николай и Василий. Когда-то у нас была фотография, на которой были все пять братьев-священников. В 40-ом году мама носила ее с собой в портфеле и, улыбаясь, показывала, говоря: «Мое социальное происхождение». Николай Степанович Бежаницкий родился 14 декабря 1859 года. Окончил Рижскую Духовную Семинарию. Мне запомнился рассказ о том, как ездили во время зимних каникул домой и на ученье — тулуп был один! В нем один из братьев сидел в санях, а второй налегке бежал рядом. Потом менялись. И так до Риги!! Женился 16 января 1883 года на дочери священника Иоанна Казаринова — Марии Ивановне Казариновой (родившейся в Ярославле 3 октября 1860 года). Она рано потеряла мать и воспитывала своего маленького брата. Бабушка рассказывала мне, что дедушка просил о. Иоанна выдать дочь замуж за него, не видев даже дочь. Мужчины сразу подружились, а молодые, увидев наконец друг друга, — понравились друг другу. В короткий период до свадьбы было устроено катанье на санях. Из-за сугробов как-то не заметили откоса, и сани стали скользить вниз. Дедушка удержал, подставив свое колено, и лошадь вытянула сани на дорогу. С тех пор ему нельзя было становиться на колени — соскакивала коленная чашечка. В алтаре, искренно переживая богослужение, он забывал об этом, опускало на колени — и не мог встать. Церковный сторож всегда сторожил своего батюшку и помогал подняться. Был священником в Перновском уезде, затем в Выру, в Вильянди и в Тарту — настоятелем Георгиевской церкви. В 1932 году в Эстонии был издан сборник под названием «Красные годы» (Punased Aastad), содержащий воспоминания, документы о событиях 1905 года в Эстонии. Материалы опубликованы профессором Тартуского Университета, историком Хансом Круусом После 40-го года он был ректором университета. 46м — президентом Академии Наук Эстонской ССР. Март Таевере рассказывает:

http://azbyka.ru/fiction/ix-stradaniyami...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР Семенович Гривский (25 мая 1874 г., погост Болчино Порховского уезда Псковской губернии (ныне деревня Дедовичского района Псковской области) – 24 октября 1918, местность «Пески» близ г. Порхова Псковской губернии), священномученик (пам. 11 октября, в Соборе Псковских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), священник. Из семьи протоиерея Симеона (Семена) Афанасьевича Гривского. Родной брат священномученика Никандра Семеновича Гривского . В 1899 г. окончил Псковскую духовную семинарию по второму разряду. С 12 октября 1899 г. служил псаломщиком в погосте Дубки Бежаницкого уезда Псковской губернии. 10 февраля 1900 г. переведен в церковь Рождества Христова в погосте Чирский Псковского уезда и губернии (ныне деревня Черская Паклинского района Псковской области) на ту же должность. В 1907 г. рукоположен во иерея к Никольскому храму в погосте Синяя Никола Опочецкого уезда Псковской губернии (ныне Красногорского района Псковской области). Около 1908 г. переведен в погост Подоклинье Порховского уезда Псковской губернии. До 1918 г. служил настоятелем в церкви Богоявления Господня, преподавал Закон Божий в земских школах уезда, в том числе в Подоклинье. Был членом правления Порховского духовного училища. Осенью 1918 г. был арестован большевиками и отправлен в тюрьму города Порхова. Чрезвычайной следственной комиссией Порховского уезда за «принадлежность к контрреволюционному направлению и погромные проповеди в церкви» приговорен к расстрелу. Казнен 24 октября, погребен в безвестной могиле. Постановлением Синода Русской Православной Церкви от 30 июля 2003 г. имя священникаАлександра Гривского включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Ист.: Епархиальные извещения//Псковские ЕВ. 1899. 21. С. 320. Лит.: Определения Свящ. Синода РПЦ от 30 июля 2003 г.//ЖМП. 2003. 8. С. 7; Святые новомученики псковские: Жития священномучеников Псковской епархии XX столетия. Псков, 2004. С. 8-17; Синодик пострадавших за веру Христову в годину гонений священнослужителей, монашествующих и мирян Псковской епархии ХХ столетия. М.; Псков, 2005. С. 38-39.

http://pravenc.ru/text/2057072.html

Кудеверь. Церковь Георгия Победоносца. Церковь. Действует.   Престолы: Георгия Победоносца Год постройки:2019. Адрес: 182854, Псковская обл, Бежаницкий р-н, с.Кудеверь Координаты: 56.769519, 29.407911 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Открытие и освящение нового храма состоялось в деревне Кудеверь Бежаницкого района 28 июля 2019 года. Как сообщил Псковскому агентству информации глава Бежаницкого района Сергей Михеев, чин освящения провёл епископ Великолукский и Невельский Сергий. Храм освящён в честь двух святых – Георгия Победоносца и Ефросиньи Полоцкой. «Около 150 человек присутствовали на торжестве», - отметил Сергей Михеев. Он рассказал, что храм в Кудевери сожгли немцы в 1943 году. Восстановлен он не был,  последние 19 лет службы велись в приспособленном гражданском здании. Новый же храм возвели на месте, где стояла разрушенная во время войны церковь. «Идея построить храм была общей, строили всем миром, собирали деньги, были, конечно, и меценаты, - отметил глава района. – Лет пять назад сделали основание, но потом работы были приостановлены из-за недостатка средств, а вот последние года два шла активная стройка». http://informpskov.ru/news/304002.html В селе в елизаветинское время был построен храм святого великомученика Георгия. Ближайшими к нему были Успенская (погоста Лобно), Знаменская (погоста Аксенова) и Богоявленская (села Кунино) церкви. Согласно ведомости Георгиевской церкви за 1915 г., в приходе имелись следующие школы: церковно-приходская школа в погосте Кудеверь; министерская двуклассная школа в селе Кудеверь (43 мальчика и 31 девочка); земская одноклассная школа в селении Бослаки (26 мальчиков и 26 девочек); земская одноклассная школа в селении Дорохово (45 мальчиков и 16 девочек); земская двуклассная школа в селении Медведово (24 мальчика и 20 девочек); земская одноклассная школа в селении Дорожково (23 мальчика и 31 девочка).

http://sobory.ru/article/?object=10635

от Рязанской епархии: протоиерея Михаила Дмитриева (1873-1937), священника Николая Карасева (1901-1937), протоиерея Евгения Харькова (1891-1037), протоиерея Анатолия Правдолюбова (1862-1937), протоиерея Константина Бажанова (1879-1937), протоиерея Александра Туберовского (1881-1937), Александра Устюхина (1882-1937), Татьяны Бякиревой (1890 — около 1948), Петра Гришина (1870-1937), Евсевия Тряхова (1870-1937), Михаила Якунькина (1878-1937), Дорофея Климашева (1869-1937), Лаврентия Когтева (1880-1937), Григория Берденева (1890-1937), Феклы Макушевой (1901-1954), Евдокии Мартишкиной (1880-1947), Анны Ивашкиной (1894-1948), Татьяны Егоровой (1879-1937); от Таллинской епархии: епископа Ревельского Платона (Кульбуша; 1869-1919) и иже с ним убиенных протоиерея Михаила Блейве и протоиерея Николая Бежаницкого, расстрелянных в 1919 году в Тарту; от Тобольской епархии: протоиерея Ефрема Долганева († 1918), священника Михаила Макарова († 1918), священника Петра Карелина († 1918) и мирянина Константина Минятова († 1918), пострадавших вместе с епископом Гермогеном (Долгановым;, † 1918); от Ярославской епархии: епископа Романовского Вениамина (Воскресенского; 1871-1930), священника Александра Абиссова (1873-1942), священника Андрея Добрынина (1874-1938), священника Василия Аменицкого (1872-1938), священника Владимира Вятского (1879-1939), священника Глеба Апухтина (1885-1937), священника Евгения Елховского (1869-1937), священника Евгения Попова (1879-1937), священника Иакова Архипова (1888-1937), священника Иоанна Дунаева (1885-1938), священника Иоанна Плеханова (1879-1938), священника Петра Григорьева (1895-1937), священника Иоанна Смирнова (1884-1937), священника Иоанна Талызина (1888-1937), священника Николая Дунаева (1878-1937), священника Николая Ершова (1888-1937), священника Николая Любомудрова (1862-1918), священника Николая Никольского (1882-1937), священника Николая Орлова (1881-1937), священника Николая Розова (1892-1938), священника Николая Ушакова (1876-1937), священника Петра Богородского (1878-1938), священника Петра Токарева (1881-1937), священника Сергия Заварина (1885-1938), священника Сергия Мирковича (1877-1937), священника Михаила Горбунова (1878-1938), иеромонаха Григория (Воробьева; 1883-1937), иеромонаха Мардария (Исаева; 1886-1938), иеромонаха Иерофея (Глазкова; 1889-1937), диакона Алексия Введенского (1903-1937), монахини Анны (Благовещенской; 1898-1937), Анастасии Лебедевой (1899-1945), Анны Шашкиной (1888-1949), Иоанна Короткова (1885-1941), Марии Даниловой (1884-1946), протоиерея Михаила Белороссова (1869-1920), священника Александра Елоховского (1858-1918), священника Александра Смирнова († 1918), священника Иоанна Виленского (1857-1918).

http://patriarchia.ru/db/text/4951267.ht...

Епископ Платон (в миру Павел Кульбуш, 1869-1919) окончил Рижское духовное училище, Рижскую духовную семинарию, в 1894 году - Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия. 5 декабря 1894 года рукоположен во пресвитера и определен настоятелем эстонского православного прихода в Санкт-Петербурге, который был учрежден указом Синода 31 декабря 1894 года; первоначально богослужения совершались в подвале Малоколоменской Воскресенской церкви . Основал в 1898 году эстонскую двухклассную церковно-приходскую школу  и эстонское братство во имя священномученика Исидора Юрьевского. Был инициатором строительства в Санкт-Петербурге эстонской православной церкви во имя священномученика Исидора Юрьевского, освященной 23 сентября 1907 года. В создании и освящении храма принимал участие святой Иоанн Кронштадтский. Стараниями отца Павла были образованы семь эстонских приходов: в Санкт-Петербурге, Кронштадте, Гатчине, Луге, Нарве, Клопицах (Петергофский уезд) и в селе Заянье Гдовского уезда. В 1917 году принял монашеский постриг с именем Платон, хиротонисан во епископа Ревельского 31 декабря 1917 года в Александро-Невском соборе в Ревеле (Таллине) митрополитом Петроградским и Гдовским Вениамином (Казанским) и викарием Петроградской епархии епископом Лужским Артемием (Ильинским). 22 декабря 1918 года Тарту, где находилась резиденция епископа, был занят большевиками. 2 января 1919 года епископ Платон был арестован. В ночь с 14 на 15 января город был отбит натиском эстонской армии. Отступая, красные комиссары убили двадцать заключенных, в том числе владыку Платона и клириков тартуского Успенского собора протоиереев Михаила Блейве и Николая Бежаницкого. Тела были изуродованы до неузнаваемости, владыку Платона опознали только по спрятанной на груди панагии. 9 февраля 1919 года владыка был погребен в левом приделе Спасо-Преображенского собора в Ревеле. Канонизирован РПЦЗ в 1981 году; в августе 2000 года на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви епископ Платон и погибшие вместе с ним протоиереи Михаил Блейве и Николай Бежаницкий прославлены как новомученики.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

В конце 1917 года он принял монашество с именем Платон и стал епископом Ревельским. Владыка ревностно восстанавливал в Эстонии приходскую жизнь, объезжал дальние приходы, ободряя смятенные революционными событиями души верующих. От духовенства он требовал близости к народу. В 1917–1918 годах епископ Платон участвовал в Поместном Соборе Русской Православной Церкви. Владыка перенес свою кафедру в Юрьев (ныне – Тарту). Когда в конце 1918 года город захватили большевики, владыку арестовали прямо в алтаре храма во время всенощной. В тюрьме над ним жестоко издевались, а когда на допросе от него потребовали, чтобы он перестал проповедовать Евангелие, владыка ответил: «Как только меня выпустят на свободу, я буду вновь повсеместно славить Господа». В ночь на 1 января 1919 года, когда празднуется Обрезание Господне и память святителя Василия Великого , епископ Платон принял мученическую кончину вместе с протоиереем Николаем Бежаницким и протоиереем Михаилом Блейве. Днем Белая армия освободила город. Останки епископа Платона перенесли в Таллинн и погребли в Спасо-Преображенском соборе. Прославлен священномученик Платон, епископ Ревельский, на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году. Священномученик протоиерей Михаил Блейве родился 29 октября 1873 года в Оллустфере Феллинского уезда Лифляндской губернии в семье псаломщика Ивана Петровича Блейве и его жены Акилины Христофоровны. Окончив Рижскую духовную семинарию, Михаил Иванович как обладатель красивого тенора был оставлен в Риге певчим архиерейского хора и псаломщиком Иоанновской церкви в архиерейской мызе. Женившись на дочери священника Любови Феодоровне Луговской, он был рукоположен в священный сан. Местом священнического служения отца Михаила стал Гарьельский приход Верроского благочиния. С большой энергией он заботился о церковном пении, произносил проповеди , преподавал в школе, помогал бедным. Затем отец Михаил был переведен в Ниггенскую церковь и назначен благочинным. После служения в Рингенской церкви, отец Михаил становится священником Успенского собора города Юрьева (ныне – Тарту).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Он не знал, как поступить, дабы в этом добром деле не потерпеть ему неприятностей со стороны давно «известных противников и недоброжелателей Православия», свои опасения он подтверждал рассказом об аресте А. Пябо. В архивах Рижской духовной консистории сохранились подробные сведения о дальнейшем распространении движения за переход в Православие. Уже 6 мая 1883 г. на имя архиепископа поступило прошение от 124 жителей Гапсальского уезда, которые указывали, что через причетника михаэлиской церкви Ивана Каска познакомились с Православием, просили присоединить их к православной вере, построить храм во имя святого князя Александра Невского и открыть церковноприходскую школу. Они сообщили, что в их местности еще более 500 человек имеют твердое намерение присоединиться к Православию. Такое же прошение 1 мая 1883 г. было подано на имя эстляндского губернатора Поливанова с жалобами на леальского гакенрихтера Курселя, киркеншпильрихтера Грюнвальда и пастора Шпиндлера, препятствовавших переходу в Православие и угрожавших выгнать крестьян с арендуемых участков. Шестимесячный срок на обдумывание намерения присоединиться к Православию в это время был уже отменен, и архиепископ сделал распоряжения священнику Михаэлиского прихода Бежаницкому и священнику Аудернского прихода Дионисию Тамму (он же перновский благочинный) о порядке присоединения, с 15 мая 1883 г. присоединение началось в этих церквах, а 16 и 17 мая – в Леали, в школьном доме. Вместе с крестьянами в этом местечке принимал Православие местный ремесленный и торговый люд – всего 254 человека. Сразу были приняты меры по подысканию помещения для школьно-молитвенного дома, новоприсоединившимся было роздано около 500 экземпляров православных церковных книг на эстонском языке. Присоединение к Православию продолжалось все лето и осень, распространилось на окрестные волости и деревни: Мыйзекюла, Мецкюла, имение Вердер, местечко Метсапу, Поансе, Мацалу, деревню Коэру и Пийо. Всего к концу 1883 г. священниками Таммом и Бежаницким, как следует из рапорта от 9 января 1884 г., было присоединено к Православию 2062 человека, а в северной части уезда, в Мяэмыйза, Уймыйза, Вяйке-Ляхтра, священник Полетаев окрестил 404 человека, в августе в Леали, а в конце 1883 г. в имении Вердер были открыты новые приходы. Таким образом, в 1883 г. в Эстляндии приняли Православие 2469 лютеран и к концу года было еще более 500 записавшихся или выразивших желание перейти в Православие.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Окончание строительства В 1905 году, когда стены строящейся церкви были возведены до сводов, деньги закончились. Положение исправил председатель строительного комитета действительный статский советник И. М. Богданов, который пожертвовал на строительство 50 тысяч рублей. Также 3 тысячи выделил Николай II. В результате строительство храма удалось закончить в 1907 году. Освящение главного придела 23 сентября 1907 года митрополит Антоний освятил главный придел верхней церкви, а через три дня - её левый придел преподобного Серафима Саровского. Верхний храм Освящение нижней церкви 30 марта 1908 года епископ Гдовский Кирилл освятил нижнюю церковь во имя святого Николая Чудотворца. Освящение придела апостолов Петра и Павла 4 мая 1908 года был освящён правый придел апостолов Петра и Павла. В начале ХХ века Службы в новой церкви проводились ежедневно, на эстонском и церковно-славянском языках. Фирмой Франка был изготовлен запрестольный витраж. Иконостасы в стиле барокко были исполнены в мастерской П. С. Абросимова по рисункам Полещука. Образа для них были написаны Василием Перминовым. В 1910—1912 годах в мастерской К. О. Гвиди престолы были облицованы белым каррарским мрамором. Хиротония во епископа Павла Кульбуша В начале декабря 1917 года синод вынес решение о пострижении Павла Кульбуша в монахи, возведении его в сан архимандрита и хиротонии его во епископа Ревельского Платона. 31 декабря 1917 года хиротония состоялась. Новый настоятель В первые дни января 1918 года, священник Александр Пакляр стал настоятелем храма, а диакон Карп Эльб - вторым священником. Убийство епископа Платона 14 января 1919 года, накануне оставления Тарту, красные зверски убили епископа Платона и двоих, арестованных с ним протоиереев - Михаила Блейве и Николая Бежаницкого. 30-е года XX века C 1923 по 1927 год в здании храма функционировали Богословские курсы Центрального района (Петрограда - Ленинграда), которые в 1925 годы были преобразованы в Высшие Богословские курсы, ректором которых был назначен протоиерей Николай Чуков.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_сщмч._...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010