Хромолитография нач. ХХ в. (частное собрание) с поясным изображением Н.- скорее всего сокращенный вариант иконографии святого в молении, где нет ни пустынной местности, ни мон-ря. Н. обращен вправо, взгляд устремлен вверх, откуда исходит луч света. Среди памятников декоративно-прикладного искусства в иконографическом варианте прямоличного поясного изображения известен только финифтяный образок 2-й пол. XIX в. (частное собрание). Н. представлен в островерхом куколе, правой рукой благословляет, в левой держит раскрытый свиток; вверху надпись: «Пр: Никандръ Пустж». Прямоличное изображение Н. было и в картуше на серебряной раке святого 1792 г. (ГА Псковской обл. Ф. 416. Оп. 1. 2. Л. 10 об.). Иконы XIX в. с изображением Н. находятся в действующих церквах Псковской епархии: Иверской Божией Матери дер. Морино Дновского р-на, Покрова Богородицы в пос. Пава Порховского р-на, Покрова Богородицы в дер. Болотово (бывш. погост Знахлицы) Псковского р-на, вмч. Георгия в д. Сысоево Бежаницкого р-на, вмч. Георгия в погосте Камно (ныне дер. Камно Псковского р-на). Преподобные Никандр и Евфросин Псковские. Икона в окладе. XIX в. (ц. свт. Николая Чудотворца в Виделебье) Преподобные Никандр и Евфросин Псковские. Икона в окладе. XIX в. (ц. свт. Николая Чудотворца в Виделебье) Н. был изображен на запрестольном выносном кресте, а также на выносных иконах, находившихся в алтаре Благовещенского собора Никандровой пуст.: «Крест мерою в длину 1 арш., шириною 12 и 3/4 вершка с живописным изображением Распятаго Христа Спасителя, Божией Матери, Иоанна Богослова и Господа Саваофа, а на обороте прп. Никандра, обложен вокруг серебряным 84 пробы окладом, с позлащенными венцами, укреплен на бронзовом вызолоченном шаре, ручка медная, вызолоченная. Пожертвован новгородским купцем Еремеевым в 1870 г. По сторонам креста две иконы написанныя на кипарисных досках мерою каждая 1 арш. 3 вершка длины, ширины 13 вершков, на них изображения Благовещения Пресв. Богородицы, прп. Никандра, Благовернаго князя Александра Невскаго, Неопалимой купины и св. Первоверховных Апостол Петра и Павла, обложены серебряными ризами 84 пробы чеканной работы с позлащенными серебряными венцами, поля позлащены червонным золотом; кресты поверх икон осмиконечные из кипариса, позлащенные. Пожертвованы тем же Еремеевым в 1874 г.» (Сведения о Свято-Благовещенской Никандровой пустыни. 1880. С. 18).

http://pravenc.ru/text/2565254.html

Святителя и арестованных с ним 17 человек заключили в подвал бывшего кредитного Банка, превращённого большевиками в тюрьму, где они подверглись всяческим издевательствам. Владыку заставляли под конвоем носить через весь город пятипудовые мешки, под тяжестью которых он падал. Так мучили его 12 дней. Вскоре пришло известие о приближении Белой Армии. В ночь на 1 января Владыку вызвали на ночной допрос. Комиссар настаивал, чтобы он перестал проповедовать Евангелие, на что Святитель ответил:«Как только меня выпустят на свободу, я буду вновь повсеместно славить Господа». В ту же ночь 1 (14 н. ст.) января 1919 года Владыка принял мученическую кончину, будучи зверски убит вместе с другими соузниками (в их числе протоиереи Николай Бежаницкий и Михаил Блейве). В этот же день белые войска отбили город. Верующие поспешили в подвал, в котором большевики производили расстрелы. Гора ещё тёплых трупов с раздробленными черепами предстала их взорам. На теле епископа Платона были найдены следы семи штыковых и четырёх огнестрельных ран, правый глаз Святителя был поражён разрывной пулей. Персты его правой руки были сложены для крестного знамения. Священнику Михаилу Блейве разрывная пуля была пущена в затылок, поэтому от лица у него ничего не осталось. Отпевание мучеников было совершено в Успенском соборе города Тарту. 27 января 1919 года честные останки Владыки были торжественно перевезены в Таллин и погребены у левого клироса Спасо–Преображенского собора. А 4–5 января 1931 года было совершено торжественное освящение мраморного саркофага над могилой священномученика Платона. Причислены к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. Преподобномученики Казанского Успенского Зилантова монастыря (память 28 августа по старому стилю) В 1917 году в Зилантьевом монастыре, на окраине города Казани, проживали девять монахов и послушников под окормлением архимандрита Сергия (Зайцева).

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Несмотря на противодействие оккупационных властей, епископ Платон в мае 1918 года посетил Ригу, где в течение одиннадцати дней ежедневно совершал богослужения в различных церквях, ободрял угнетенный дух пасомых, устраивал пастырские собрания, при всех храмах учредил приходские советы. Из Риги владыка Платон предполагал совершить объезд ряда латышских приходов, но оккупационные власти не разрешили ему этого, а впоследствии и вообще запретили пользоваться железнодорожным транспортом. Тогда он в сопровождении трех человек частью на лошадях, частью пешком посетил до сорока приходов, где его проникновенные богослужения и проповеди поддерживали верующих» . В ноябре 1918 года, в то время когда епископ собирался выехать в Ригу, он заболел гриппом; болезнь осложнилась крупозным воспалением легких, и он вынужден был остаться в Юрьеве, к которому стремительно приближались войска Красной армии. 21 декабря 1918 года эстонские части Красной армии вошли в Юрьев. 2 января 1919 года большевики арестовали епископа Платона. Тогда же были арестованы протоиереи Николай Бежаницкий и Михаил Блейве и еще пятнадцать человек, известные в городе как видные религиозные и общественные деятели. Все они были заключены в помещение цокольного этажа Дворянского кредитного банка, который большевики использовали в качестве тюрьмы. Современники так описали последние дни и мученическую кончину епископа и священников. «Во время заключения владыка Платон утешал и ободрял всех других заключенных, читал по возможности вслух Евангелие, особенно часто – 24-ю главу от Матфея... В ночь на 14 января епископа Платона вызвали на допрос. Комиссар настаивал, чтобы владыка прекратил проповедовать Евангелие, на что епископ ответил: “Как только меня выпустят на свободу, я буду вновь повсеместно славить Господа”» . В это время состоялась высадка войск Антанты на Балтийское побережье и началась организация эстонских войск, противостоящих большевикам. 13 января эти войска приблизились к Юрьеву. «Наступил вечер, канун нового года по старому стилю.

http://fond.ru/kalendar/31/platon/

Епископ Платон, находясь в заключении, собрал своих близких на молитву, прочел тропари: “Благодарни суще...” и новогодний “Всея твари Содетелю...”, приветствовал всех с наступившим новолетием, сказав, что нужно благодарить Господа, подобно Златоустому, за все – и за то, что мы живы! Последнюю ночь своего земного странствования епископ Платон провел в молитвенном настроении и, лежа на нарах, часто осенял себя крестным знамением и глубоко вздыхал. В эту ночь заключенным пришлось очень мало спать, так как около полуночи стали отчетливо слышаться звуки приближающейся канонады... С девяти часов утра к узникам стали приходить родные и благожелательно относящиеся лица со своими приношениями, жаждущие хоть издали увидеть дорогих для них людей, ободрить их. Преосвященный заповедал, кто первый освободится, передать его и всех заключенных общую благодарность всем так усердно посещавшим узников за внимание, за сильное желание облегчить страдания. Спустя немного времени явился красноармеец и грубо приказал епископу одеться, забрать свои вещи и следовать за ним... Красноармеец до того торопил епископа, что даже близкие к нему духовные лица не могли принять его последнее святительское благословение, и только на ходу он сказал всем заключенным: “До свидания, братие!”» . «Через несколько минут мы услышали звуки выстрелов, которые, казалось, исходили откуда-то из-под нашей камеры. Снова через несколько минут тот же комиссар вернулся и выкликнул имена двух православных священников, которые ушли с ним, и опять мы услышали те же звуки…» .  Это были протоиереи Николай Бежаницкий и Михаил Блейве. В этот же день эстонские войска вошли в город, а большевики бежали. Осмотр подвала, где производились казни и где лежали казненные, позволил в точности восстановить всю картину мучений епископа и священников. На правом виске епископа осталась глубокая ссадина от нанесенного кулаком удара, на теле было семь штыковых ран и четыре пулевых. Одна из них осталась от разрывной пули, направленной в правый глаз. Протоиерей Николай был убит пулей, а все лицо его было изуродовано; протоиерей Михаил был убит разрывной пулей в затылок, отчего лица его нельзя было узнать. Отпевание священномучеников состоялось в юрьевском Успенском соборе. Тела протоиереев Николая Бежаницкого и Михаила Блейве были погребены в Успенском соборе города Юрьева, а тело первого эстонского епископа – в Спасо-Преображенском соборе в городе Ревеле. Игумен Дамаскин (Орловский) «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века.  Январь». Тверь. 2005. С. 4-16 Наверх © 2024 РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД «ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ» © Перепечатка материалов допускается только по письменному согласованию с Фондом

http://fond.ru/kalendar/31/platon/

Благодаря сотрудничеству с фондом этот проект был осуществлен эстонскими издателями, презентация издания в Таллине состоялась уже после кончины автора. В продолжение этого труда позднее был издан совместный двухтомник, в котором были собраны исследования и документы по истории Православия в Эстонии. В его презентации в Таллине принял участие председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, соучредитель Фонда Григория Богослова митрополит Волоколамский Иларион и руководитель ЦНЦ «Православная энциклопедия» Сергей Кравец . Это событие отражено на выставочных фотографиях. «Мы выпустили совместно еще несколько книг, посвященных истории Православия на Эстонской земле, а также две книги Святейшего Патриарха Кирилла " Свобода и ответственность " и " Слово пастыря " в переводе на эстонский эзык. Мы работаем вместе уже около десяти лет», сказал С. Мянник, выразив надежду на продолжение сотрудничества. Он поблагодарил куратора нынешней выставки Игоря Лапшина за активное участие в ее организации, а также за многолетнее сотрудничество в реализации совместных проектов. Рассказывая об экспозиции, С. Мянник отметил, что самая старая фотография относится к середине XIX века. В качестве интересного примера он выделил фотографию «Студенты-эстонцы IV класса Рижской духовной семинарии» 1912 года. «В те годы многие крестьяне смогли, окончив православную семинарию, поступить в высшие учебные заведения: Санкт-Петербургский университет, Академию художеств, получить образование в Москве. Эстонская интеллигенция во многом вышла из православной среды. Православие показало, как оно может помогать людям разных национальностей», отметил С. Мянник. Фотовыставка будет открыта для посетителей с 10.00 до 17.00 с 6 по 20 сентября. Архиерейская кафедра в Ревеле (Таллине) была учреждена в 1917 году, когда состоялась епископская хиротония благочинного эстонских приходов Санкт-Петербургской епархии протоиерея Павла (в монашестве Платона) Кульбуша. Решением Святейшего Патриарха Тихона он был назначен епископом Ревельским, викарием Рижской епархии. В январе 1918 года ему было поручено временное управление всей Рижской епархией . Епископ Платон все силы прилагал на поддержание и восстановление церковной жизни, разрушенной войной. За год своего архиерейского служения епископ Платон посетил более 70 приходов, где совершал богослужения. Был расстрелян большевиками в ночь с 14 на 15 января 1919 года. В августе 2000 года на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви епископ Платон и погибшие вместе с ним протоиереи Михаил Блейве и Николай Бежаницкий были прославлены в лике новомучеников и исповедников. Они особо почитаются в Эстонской Православной Церкви. По материалам сайта  Благотворительнго фонда святителя Григория Богослова Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5006080.ht...

протоиерея Михаила Дмитрева (1873–1937) священника Гавриила Масленникова (1871–1937) священника Николая Карасёва (1901–1937) священника Николая Пробатова (1874–1918) Александры Устюхиной (1882–1937) Анны Ивашкиной (1894–1948) Виктора Краскова (†1918) Григория Берденева (1890–1937) Дорофея Климашева (1869–1937) Евдокии Мартишкиной (1880–?) Евсевия Тряхова (1870–1937) Лаврентия Когтева (1880–1937) Михаила Якунькина (1878–1937) Петра Гришина (1870–1937) Татианы Бякиревой (1890–1948) Татианы Егоровой (1879–1937) Феклы Макушевой (1901–1954) убиенных в 1918 году мирян: Наума, Иоанна, Алексия, Андрея, Иоанна, Космы, Василия, Агафьи, Павла, Павла, Филиппа. от Самарской епархии: архиепископа Самарского Александра (Трапицына; 1862–1938) священника Александра Иванова (1866–1938) священника Александра Органова (1873–1938) священника Василия Витевского (1873–1938) священника Вячеслава Инфантова (1883–1938) священника Иакова Алферова (1878–1938) священника Иоанна Смирнова (1873–1938) священника Иоанна Сульдина (1880–1938) священника Трофима Мячина (1888–1938) от Саранской епархии: священника Павла Ягодинского (1879–1937) иеромонаха Василия Эрекаева (1879–1937) иеромонаха Михаила (Жука; 1872–1937) монахини Анастасии (Камаевой; 1879–1937) монахини Елены (Асташикиной; 1878–1937) Арефия Ерёмкина (1884–1937) Василия Александрина (1872–1942) Иоанна Ломакина (1884–1937) Иоанна Милёшкина (1902–1937) Иоанна Сельманова (1900–1937) Мавры Моисеевой (1875–1937) от Таллинской епархии: епископа Ревельского Платона (Кульбуша; 1869–1919) протоиерея Николая Бежаницкого (†1919) протоиерея Михаила Блейве (1873–1919) от Тверской епархии: епископа Бежецкого Аркадия (Остальского; 1888–1937) епископа Великолукского Иоанна (Троянского; 1862–1937) протоиерея Александра Колоколова (1880–1937) протоиерея Алексия Виноградова (1873–1938) протоиерея Алексия Никологорского (1869–1937) протоиерея Алексия Успенского (1879–1937) протоиерея Евгения Ивашко (1899–1937) протоиерея Иоанна Васильева (1876–1937) протоиерея Михаила Абрамова (1885–1937)

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

Берзинь говорит, что больно слушать упреки деятелям прошлого в том, что они якобы недостаточно заботились о своем духовном стаде: ведь и они, так же как и мы, были лишь рабами общих условий. Тем не менее было бы лучше и справедливее, чтобы на ниве духовного просвещения латышей работали бы сами латыши. Не будем так много спорить о зависимости или независимости, заканчивает оратор, обратимся лучше непосредственно к вопросам устроения своей церковной жизни. Янсон указывает, что нам надлежит идти эволюционным путем, т.е. нам прежде всего необходимо иметь духовного главу, а за сим дальнейшее выяснится само собою. Хотя символ веры и говорит о единой христовой церкви, но мы можем быть в такой же мере самостоятельными, как Черногория, Сербия, Болгария и др. церкви. Духовное единение мы можем поддерживать со всеми православными церквами и в молитвах своих поминать всех епископов и патриархов. Посылать же сейчас кого-либо из наших лучших братьев в Москву означало бы обречь его на смертную казнь, чему примером могут нам служить епископ Платон и о.о. Бежаницкий и Блейве. Большевики этого только и ждут...» 26 февраля. На послеобеденном заседании Поместного православного собора выступил член Всероссийского поместного собора в Москве учитель Петр Маршан: «Маршан, в качестве члена Всероссийского поместного собора в Москве, дает пояснения: на Московском Соборе в 1918 году по вопросу о строе духовного управления в Прибалтийском крае преобладало мнение, что здесь должны быть 3 епископа: епископ-викарий для латышей, такой же для эстов и архиепископ с кафедрой в Риге. Также и на Юрьевском епархиальном съезде в 1917 году было постановлено избрать 3 епископов. Оратор рекомендует просить епископа Иоанна (Поммера) как латыша по происхождению, занять епископскую кафедру в Латвии. Оратор уверяет, что епископ Иоанн (Поммер) истинный демократ и что, в случае избрания его во епископа Латвии, он согласиться занять епископскую кафедру на своей родине, – пожертвует свои силы и знания Латвии». ЛГИА Ф.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

В 1907–1911 годах он учился на медицинском факультете Юрьевского университета, но не окончил его. В том же Юрьеве (ныне город Тарту, Эстония) 9 января 1913 года Г. П.Казанский обвенчался с «крестьянской девицей Кокоревской волости» Галиной Абрамовой Скребневой, происходившей из старообрядческой семьи федосеевского толка. Перед свадьбой, 4 января, она приняла православие. Венчание состоялось в Георгиевской церкви, где служил широко известный «студенческий батюшка» протоиерей Николай Бежаницкий (1859 – 14 января 1919), ныне прославленный в лике святых новомучеников 490 . 5 марта 1913 года Григорий Казанский подал прошение митрополиту С.-Петербургскому и Ладожскому Владимиру: «Окончив курс С.-Петербургской Духовной Семинарии, я захотел быть врачом телесным, но, волею Божиею, окончить курс в Университете мне не удалось. Я вспомнил тогда о своем происхождении из духовного сословия и, женившись,/.../принял окончательное решение идти по стопам отца и дедов. Я надеюсь, что, при помощи Божией, опыт и знания, полученные в Университете, мне лишь помогут быть верным работником Православной церкви в деревне». 14 марта Григорий Казанский получил назначение в село Озеры Гдовского уезда, в которой под спудом почивали мощи преподобного Илариона Гдовского († 28 марта 1476). 16 марта 1913 года за ранней литургией в церкви-усыпальнице Иоанновского монастыря епископ Вениамин рукоположил брата во диакона 491 , а на следующий день, в Творожковском подворье на Роменской улице, – во священника. «Для приобретения навыка» о. Григорий был временно приписан к Покровской Братской церкви на Боровой улице 492 . 20–21 октября 1916 года, на праздник преподобного Илариона, епископ Вениамин возглавил службы в Озерской церкви. Неутомимый владыка прибыл на лошадях со станции Нарва ко всенощной, преодолев 112 верст, почти не отдыхая. «Стоустая молва уже разнесла весть, что в Озерской церкви в И Ларионов день служит сам архиерей» 493 . После литургии был совершен крестный ход к часовне, поставленной над основанием сосны, в дупле которой любил молиться Иларион Гдовский.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Эстляндская трудовая коммуна постановила: попы всех вероисповеданий объявляются контрреволюционерами и врагами Через два дня вышло новое постановление, запрещавшее совершение вообще всех богослужений. И наши священники – отцы Димитрий и Александр – не захотели оставлять свою паству в эти дни. Действительно, нонсенс: оставить христиан без службы на Рождество Христово! – Вероятно, они думали, что безумию есть предел и новые власти поймут свою ошибку. – Не знаю. Возможно. Они были людьми своего времени, обладали здравым христианским рассудком: никто же тогда не представлял, что можно просто взять людей из их дома, погрузить на баржу и утопить. Или спокойно расстреливать женщин, детей, стариков. Или живьем закопать в землю – таких зверств еще просто не видели, не знали, о них и помыслить не могли и рассчитывали на сохранение хотя бы намека на свет Божий в душе человека, каких бы политических убеждений он ни придерживался. Священномученик Димитрий Чистосердов Поэтому, когда их вызвали в Нарвский ЧК, они совершенно спокойно, без всякого конвоя пришли туда. Их там начали допрашивать. Итог был понятно какой: они были обвинены в монархизме и приговорены к расстрелу. Но все декреты красных имели целью полное уничтожение христианства в Эстонии. На основании этих и других указов всё нарвское духовенство было арестовано. В обвинительной графе каждого значилось: «Православный поп, заложник». Помимо двух священников, о которых мы говорим сейчас, не был депортирован в Советскую Россию еще один – отец Владимир Бежаницкий, священник нарвской Кренгольмской Воскресенской церкви. Он просил власти оставить его дома, в Нарве, принять во внимание его преклонный возраст и болезненное состояние. Эстонские большевики «снизошли» к его просьбе: отца Владимира освободили, позволили жить в Нарве и дальше, но при условии, что он будет рыть ямы для расстреливаемых. Бедный пастырь, не выдержав такого издевательства, лишился рассудка. Старенькому и больному отцу Владимиру Бежаницкому разрешили остаться – с условием, что он будет рыть могилы для расстрелянных

http://pravoslavie.ru/126097.html

   Особенно тяжело приходилось тем архипастырям и пастырям, которые оставались на территории, переходившей в результате поражения белых войск под контроль Советов. Одна только лояльность духовенства белым властям рассматривалась красными как контрреволюционное преступление; пение молебнов о победе белого оружия служило основанием для вынесения смертных приговоров или зверских расправ. В октябре 1918 г. 72-летний заштатный священник Павел Калиновский, проживавший в Ставрополе, был запорот плетьми за то, что внуки его были белыми офицерами. Священника Никодима Редикульцева из села Камень Томской епархии зарезали кухонным ножом. Священника отца Александра Подольского из станицы Владимировской Кубанской епархии арестовали за то, что он отслужил молебен для казаков перед боем, сначала его водили по станице и глумились над ним, а потом зарубили. Прихожанин, пришедший за телом своего пастыря, был убит пьяными красноармейцами. Священнику села Соломенского Ставропольской епархии Григорию Дмитриевскому шашками отрубили нос и уши, а затем расстреляли. 11 декабря в Каме утопили викарного архиерея Пермской епархии епископа Соликамского Феофана (Ильинского). Бывшего викарного епископа Новгородской епархии Исидора (Колоколова) умертвили в Самаре, посадив на кол. 14 января 1919 г. в подвале Кредитного банка в г. Юрьеве был зверски убит епископ Ревельский Платон (Кульбуш) вместе с двумя протоиереями Н. Бежаницким и М. Блейве. После ухода большевиков из подвала извлечено было около 20 трупов: вместе с православными священнослужителями убиты были лютеранский пастор и несколько купцов. Останки священномученика Платона носили на себе 7 штыковых и 4 огнестрельные раны, правый глаз поражен разрывной пулей. 25 мая 1919 в Астрахани по указанию Кирова были арестованы правящий архиепископ Митрофан (Краснопольский) и епископ Енотаевский Леонтий (барон Вимпфен). Попытки православных жителей города выручить своих архипастырей успехом не увенчались. Перед расстрелом архиепископ Митрофан благословил солдат, которым приказали его казнить. Тогда командовавший расстрелом чекист ударил архипастыря револьвером по благословляющей деснице и выстрелил ему в висок. Это было 23 июня, здесь же был расстрелян и его викарий. В декабре 1919 г. в монастыре святого Митрофана повесили на царских вратах архиепископа Воронежского Тихона (Никанорова). В марте 1921 г. убили епископа Петропавловского Мефодия (Красноперова). Ему нанесли несколько штыковых ран, и в одну из них вонзили крест. На исходе гражданской войны в Севастополе расстреляли бывшего архиепископа Нижегородского Иоакима (Левицкого).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010