Яркая страница жизни о. Николая Бежаницкого приходится на 1905 - 1906 гг., когда он служил в Феллине. Это было время первой русской революции. Из-за серьезных беспорядков в Прибалтийском крае было объявлено военное положение, введена должность временного генерал-губернатора всей Прибалтики, а в декабре 1905 г. весь край был разбит на зоны действия карательных отрядов, присланных для усмирения революции. Вот тут-то, в самый разгар кровавого подавления бунта, раздался голос православного пастыря с призывом быть милосердными к невинным людям, оказавшимся втянутыми в революционное движение. Он отправляется в Ригу к правящему архиерею, докладывает обо всех неистовствах, учиненных в Феллине, умоляет владыку возвысить свой голос в защиту невинно истязуемых. Результатом этой встречи было появление послания владыки Агафангела (Преображенского), в котором иереям рекомендовалось " ... возвышать свой голос в тех случаях, когда под тяжкие карательные мероприятия подпадали лица невинные или заслуживающие снисхождения " . Это послание рижского архипастыря вызвало широкий отклик в столичных кругах. Петербургская газета " Колокол " писала: " Эта смиренная челобитная заслуживает самого живого внимания и должна быть признана не иначе, как добрым почином... Она напоминает о былых, давно забытых подвигах приснопамятных святителей, пастырей и иноков, мужественно стоявших на страже евангельской правды и милосердия к несчастным " . Мало кто знал тогда, что написана эта " челобитная " была под влиянием встречи архиепископа с феллинским батюшкой Бежаницким. Однако о. Николай искал милости к заключенным и у самих карателей. Участник событий М. Таэвере в своих воспоминаниях писал: " В Олуствереской области были взяты четыре бунтовщика. Трое были лютеране. Так как наступила ночь, то расстрел был отложен до утра. Адъютант полковника Маркова, неизвестно почему, сам от себя просил священника Н. Бежаницкого и пастора немецкого прихода Миквица прийти причастить приговоренных к смерти. Была уже полночь. Старый отец Бежаницкий не только причастил приговоренного, но посреди ночи пошел и разбудил полковника Маркова, чтобы заступиться за заключенных. Полковник очень удивился, что духовное лицо вызвано причащать бунтовщиков, так как по закону таких людей расстреливают без этой милости. В результате смертный приговор отменили и обещали начать расследование. Было приблизительно 4 часа утра, когда священник Бежаницкий пришел ко мне в квартиру, Он танцевал, плакал и смеялся. Я думал, что он сошел с ума. Он сказал, что это был самый счастливый день в его жизни - он спас от смерти четырех невинных заключенных. Я понял его состояние " .

http://pravicon.com/info-3063

Йыхви (Jõhvi). Церковь Богоявления. Церковь. Действует.   Престолы: Богоявления Господня Год постройки:Между 1894 и 1895. Ссылки:   Адрес: Narva mnt. 2A, 41532 Jõhvi Координаты: 59.35759, 27.41544 Проезд:Храм находится напротив автовокзала в Йыхви Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью История Йыхвиского Богоявленского прихода неразрывно связана с образованием 1 февраля 1887 года в Иевве (так прежде назывался Йыхви) отделения Православного Прибалтийского Братства Христа Спасителя и Покрова Пресвятой Богородицы. Учредителями отделения были: Эстляндский губернатор князь Сергей Владимирович Шаховской, протоиерей Симеон Попов, священник Виктор Бежаницкий, игуменья Костромского Богоявленского монастыря Мария, чиновники губернского управления и местных властей. Собрание учредителей избрало своим председателем княгиню Елизавету Дмитриевну Шаховскую, супругу Эстляндского губернатора. Возникшее отделение поставило своей задачей воспитание сирот православного вероисповедания, преимущественно девочек, оказание медицинской помощи сельскому населению, устройство приютов и лечебниц. Иевве было избрано местом пребывания отделения Братства из-за удобного железнодорожного сообщения с Ревелем и Санкт-Петербургом и наличия готового помещения. Одной из основных задач, стоявших перед отделением, было открытие школы для девочек и по возможности при ней домовой церкви. Ввиду многочисленных заявлений со стороны лиц, желавших отдать своих детей для обучения, было признано необходимым с осени 1887 года открыть школу не только для девочек, но и для мальчиков, притом без различия в вероисповедании. Преосвященный Арсений (Брянцев), епископ Рижский и Митавский, благословил отделение Братства в Иевве Черниговской иконой Божией Матери, которая была установлена 1 сентября 1887 года в одном из помещений школы. Домовая церковь была освящена 27 декабря 1887 года Эстляндским благочинным протоиереем Симеоном Поповым, священниками Виктором Бежаницким и Иоанном Иогансоном, в присутствии Эстляндского губернатора князя С.В. Шаховского и других учредителей отделения Братства. Накануне торжеств о. Виктор Бежаницкий совершил Всенощную, а утром малое освящение воды. Во время Литургии протоиерей Попов сказал слово на русском языке, а по окончании богослужения священник Бежаницкий сказал проповедь на эстонском языке. Император Александр III, узнав об открытии школы в Йыхви, повелел выделить 30 тыс. рублей для создания специального продовольственного фонда.

http://sobory.ru/article/?object=11850

Благодаря милой и доброй Марте Германовне Клемент и милому моему сердцу троюродному племяннику — Александру Дормидонтову, снабжавшему меня материалами о дедушке, — я знаю теперь о Николае Степановиче Бежаницком гораздо больше. Я пользуюсь этим фактическим материалом. В Рижских Епархиальных Ведомостях 17 от 1 сентября 1892 г. помещен некролог о моем прадедушке: “Священник Стефан Ананьевич Бежаницкий. 21 июля, после продолжительной и тяжкой болезни, скончался один из старейших иереев Рижской Епархии священник Стефан Ананьевич Бежаницкий. Почивший пастырь церкви, по окончании курса в Псковской Духовной Семинарии, в 1846 году рукоположен был в священника в Оллустферской церкви и затем последовательно проходил свое служение в Нейенгофской Покровской церкви, в Зонтагской Висильевской, в Кастолецкой, Геймадрской, Тугаланской и Михаэльской. Во всех местах своего служения он был не только ревностным проповедником веры православной, но заботился о просвещении и даже о материальных нуждах прихожан. (Далее идет перечисление благодарностей: за упорядочение приходской школы, за попечение о бедных, говорится о том, что почивший был депутатом при принятии документов и денежных сумм по Аренсбургскому благочинию, членом строительного комитета (по постройке церковных зданий), депутатом и увещевателем по делам церковным, сотрудником журнала «Учитель благочестия»). Погребение почившего состоялось в воскресение 26 июля. После литургии, совершенной соборне семью иереями при пении местного церковного хора, вышли на отпевание десять священников, из которых пятеро были сыновья покойного и два зятя его. Перед отпеванием Мурровский священник П. Нездачин говорил проповедь. (…) Перед самым прощанием весьма прочувствованную речь произнес священник о. Васильков… Народу, как на литургии, так и на отпевании, было множество; прощание прихожан со своим бывшим духовным отцом продолжалось около часу; было немало лиц и из соседних приходов. Гроб вынесли на руках из церкви священники-сыновья почившего, затем, обойдя вокруг церкви, передали его прихожанам. На двухверстном пути между церковью и кладбищем совершено несколько литий.

http://azbyka.ru/fiction/ix-stradaniyami...

Награжден набедренником (3 нояб. 1886), скуфьей (14 мая 1896), камилавкой (6 мая 1902), наперсным крестом (6 мая 1909), орденом св. Анны 3-й степени (6 мая 1914). Во время гражданской войны, в кон. 1918 г., Юрьев был взят Красной Армией. Распоряжениями властей Эстляндской трудовой коммуны было запрещено совершать богослужения, все церковное имущество реквизировалось, а священнослужителям предписывалось немедленно покинуть город. 4 янв. 1919 г. Н. получил разрешение от властей ввиду его преклонного возраста остаться в Юрьеве, но уже на следующий день он был арестован как заложник вместе с известными общественными и религ. деятелями. Вместе с др. арестованными, в т. ч. священномучениками Ревельским еп. Платоном (Кульбушем) и прот. Михаилом Блейве , содержался в помещении бывш. Дворянского кредитного банка. Вскоре к Юрьеву подошли эст. войска. Перед тем как оставить город, большевики убили ок. 20 заключенных, в т. ч. Н., еп. Платона и прот. Михаила Блейве. Отпевание священномучеников состоялось после занятия Юрьева эст. войсками в кафедральном Успенском соборе, где были затем погребены Н. и прот. Михаил Блейве (еп. Платон был похоронен в Таллине). Могила Н. находилась в правом Никольском приделе собора. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Эстонский ист. архив (Тарту). Ф. 1980. Оп. 1. Д. 10 (EAA.1980.1.10). Соч.: Город Верро//Выборка из сведений, доставленных Имп. МАО правосл. духовенством по распоряжению Рижского архиеп. Арсения. М., 1896. С. 48-51; Свящ. Василий Стефанович Бежаницкий: (Некр.)//Рижские ЕВ. 1917. 3. Отд. неофиц. С. 63-67. Лит.: Польский. Ч. 1. С. 83; Милютина Т. П. Прот. Николай Бежаницкий//Вестн. РХД. 1993. 168. С. 181-196; ЖНИР. Янв. С. 14-17; Кумыш В. Ю., свящ. Священномученики Эстонской Церкви, в Юрьеве пострадавшие. СПб., 2000. Архим. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: ДИМИТРИЙ Степанович Чистосердов (1861-1919), прот., сщмч. (пам. 26 дек.- в Соборе всех святых Эстонской земли и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/2565660.html

Доверяли о. Николаю не только бедные крестьяне, но и свои собратья-священники, избиравшие его духовником благочиния и в Верро (Выру), и в Юрьеве. В 1908 г. он был избран председателем съезда епархиального духовенства Рижской епархии, включавшей в себя три губернии - Курляндскую, Лифляндскую и Эстляндскую. В Феллине о. Николай Бежаницкий был дважды избираем выборщиком в Государственную Думу, что говорит о всеобщей симпатии и доверии к нему в городе, считавшемся центром лютеранства. Широко известны были нестяжательность и благотворительность о. Николая. Он часто служил и совершал требы безо всякой мзды. Так, в качестве выруского благочинного на протяжении двенадцати лет он выезжал за двадцать верст по бездорожью в деревню Тиммо, ничего не беря ни за совершение треб и богослужений, ни за длительные переезды. Впоследствии благодаря его бескорыстным путешествиям в Тиммо образовался самостоятельный приход. В Феллине, состоя директором тюремного комитета, о. Николай также безвозмездно совершал богослужения, выполнял требы, проводил пастырские беседы с заключенными. В Керкау на собранные им пожертвования " бедные учащиеся пользовались бесплатным обучением и получали горячую пищу " ; в Верро его заботами было " устроено хорошее, новое двухэтажное здание для приходского училища " ; в Феллине о. Николай старался улучшить материальное положение необеспеченных сельских учителей. По его инициативе были устроены " курсы для учителей вспомогательных школ, давшие очень хорошие результаты " . Причем, со свойственной ему заботливостью, он добился от училищного совета епархии как бесплатных пособий, так и оплаты обеденного стола для курсистов. О. Николай постоянно заботился о благолепии Божьего храма: " Так, его заботами и собранными им пожертвованиями во время кратковременного служения в Воронейском приходе устроена кладбищенская ограда и исправлено церковное здание. В Керкауском приходе, где он служил в течение шести лет, также сделана новая каменная с железными воротами ограда вокруг церкви, расширено кладбище и увеличена церковная ризница. Неоднократно ходатайствовал о. Николай об отводе для тюрьмы грунта со зданиями и о постройке там новой церкви, и ходатайства эти, благодаря милостивому и отзывчивому вниманию Прибалтийского Православного Братства, к радости православных феллинцев, увенчались успехом " .

http://pravicon.com/info-3063

Однажды, когда ходатайствовать перед кем-либо было невозможно, он попросту скрыл у себя человека, которого искали власти. Вскоре после того, как 21 декабря 1918 г. в Юрьев вошли красные, все помещики и священнослужители были объявлены вне закона. Приказом от 29 декабря совершение богослужений воспрещалось под страхом смерти. Распоряжение от 31 декабря предписывало всем " попам " оставить город, чему православное духовенство не подчинилось. 4 января 1919 г. был обнародован приказ о конфискации всего имущества церкви. В этот же день объявлялось, что " православному попу " Бежаницкому разрешено, ввиду преклонного возраста, оставаться в городе до 20 января, однако уже на следующей день он был арестован в Георгиевской церкви. День был воскресный, и о. Николай совершал богослужение, вероятнее всего, без разрешения властей. Его отвезли в здание Кредитного банка, где к тому времени уже находились епископ Платон (Кульбуш) со своим секретарем протодиаконом Константином Зориным, протоиереи Успенского собора Михаил Блейве и Александр Брянцев. Заключение было недолгим. В камере в эти предсмертные дни много было тех, кто нуждался в поддержке и ободрении. На двухъярусных нарах, а также на немногих столах и скамьях не только нельзя было лечь, но и сесть. Большинство узников сидели прямо на полу. К 14 января в Кредитном банке находилось около 230 арестованных. 14 января 1919 г. комиссар увел сначала владыку Платона, вслед за ним отца Михаила Блейве, а затем и отца Николая. В большом серединном зале о. Николая заставили снять одежду и положить ее на стол. Босого и без верхней одежды, его вывели под конвоем ко входу в погреб банка. Через несколько минут был дан приказ спускаться вниз, затем раздались выстрелы. Протоиерей Николай Бежаницкий был причислен к лику новомучеников российских в августе 2000 года на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в Москве. Использованные материалы По материалам официального сайта Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта.

http://pravicon.com/info-3063

В газете «Ревельское слово» от 20 января 1919 года (т. е. через шесть дней после расстрела дедушки) была напечатана статья кн. С. Мансырева — «Н. С. Бежаницкий». Статья написана с чрезмерным пафосом, что неприятно, но подтверждает рассказ мамы о дедушке и Сиверсе и спасении 8 человек. Приведу ее в выдержках: “…Еще одним хорошим, добрым человеком стало меньше: в числе зверски убитых в Юрьеве при сдаче его большевиками — мы находим имя протоиерея Николая Степановича Бежаницкого… Он, бывший всю жизнь олицетворением любви и благодушия, он, положивший все силы свои на служение обездоленным и нищим, он, не покладая рук работавший в пользу просвещения, он, не обидевший никогда и никого, для всякого проступка находивший извинение, для всякого порока снисхождение: чем он мог провиниться? (…) Припоминается мне, близко и хорошо знавшему покойного, один эпизод из его жизни. Это было в 1906 году. В Феллине (Вильянди) был начальником карательной экспедиции капитан фон Сиверс. Им было схвачено по первому указанию полицейских чинов свыше 50 человек из городских жителей, с точки зрения полицейской — нежелательных. (…) Казнь назначена в тот же день. Случайно узнав об этом, отец Бежаницкий бросился к Сиверсу и буквально лежал у него в ногах, обнимая их с плачем и вымаливая прощение осужденным. Его не хотели слушать, толкали ногой, ему самому грозили арестом и даже расстрелом — а он все продолжал умолять о снисхождении. Наконец добился своего — восемь человек было помиловано, но остальных 44 отстоять не удалось. Их расстреляли, и до последней минуты их жизни добрый человек был вместе с ними: утешал и ободрял приговоренных. На следующий день после казни знакомые увидели о. Николая Бежаницкого наполовину поседевшим”. В этой же газете заметка полкового врача о священнике о. Сергии Флоринском: «Среди ужасающих известий из Везенберга имеется сообщение, что там расстрелян священник о. Сергий Флоринский… …Как еврей, не могу не отметить той любви, которой он, добрый, отзывчивый, заслуженно пользовался у всех солдат и сослуживцев, без различия национальностей».

http://azbyka.ru/fiction/ix-stradaniyami...

Отец Михаил был человеком тихим и скромным, с кротким и чистым взглядом ясных глаз, который бывает у людей, живущих глубоко духовной жизнью. Но, несмотря на застенчивость, он обладал твердым характером и без колебаний шел на самопожертвование. Поэтому в 1918 году его выбрали настоятелем Успенского собора. В это трудное время отец Михаил стал произносить свои проповеди в стихотворной форме, которая позволяла ему установить отношения душевной близости с прихожанами. Он призывал не бояться смерти, ибо Христос победил смерть. Среди всеобщего отступления от Истины, помрачения и безнадежности он учил, что для христиан есть только один путь борьбы с богоборческим режимом: покорность воле Божией, молитва о ниспослании вождей, у которых ум сочетается с совестью, об избавлении от власти порочной и продажной, а также посильный и постоянный труд в Церкви. В декабре 1918 года Юрьев захватили большевики. Было запрещено богослужение, начались аресты. Отец Михаил был арестован в алтаре Успенского собора. Его обвинили в нарушении запрета совершать богослужение. Господь удостоил его разделить участь с епископом Платоном, которому отец Михаил был безгранично предан. 1 января 1919 года протоиерей Михаил Блейве был убит вместе с епископом Платоном и настоятелем Георгиевской церкви протоиереем Николаем Бежаницким. Священномученик протоиерей Михаил Блейве был прославлен в 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. Священномученик протоиерей Николай Бежаницкий родился 14 декабря 1859 года в Соонтагской волости Лифляндской губернии в священнической семье. Окончив Рижскую духовную семинарию и женившись на дочери священника, Николай Стефанович Бежаницкий был рукоположен во иерея и назначен в Воронейский приход. Через два года отец Николай был переведен в Керкау, служил в Екатерининской церкви в Верро, затем – в Феллине, а с 1908 года был настоятелем храма святого Георгия в Юрьеве (ныне – Тарту). Сменив за 36 лет священства пять приходов, отец Николай всей душой привязывался к месту служения, быстро располагая к себе паству.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Я видела таллинскую газету от 4 января 1924 г., посвященную пятилетию гибели епископа Платона. Он был очень значительный человек — умный и образованный. В этой же газете был рассказ о дедушке, как он помогал с отъездом какой-то очень нуждавшейся многодетной семье и не только доставал им билеты, но и на вокзал пришел проводить, чтобы убедиться, что все благополучно. Рассказ назывался «Добрый батюшка». Отец Николай Бежаницкий был убит вместе со священником Михаилом Блейве и епископом Платоном Ревельским. Оба священника похоронены в Тарту, в Успенском соборе: о. Николай Бежаницкий в правом — Никольском — приделе, о. Михаил Блейве — в левом. Обе могилы оформлены одинаково: на стене мемориальная доска, на полу черная мраморная плита с позолоченным крестом. Долгие годы каждое 14-ое января — после литургии в Успенском соборе — служилась торжественная панихида по погибшим. На середине храма стояли священники всех православных приходов города. Все они шли в крестном ходе, с хором, иконами и хоругвями — по направлению к подвалу Кредитной кассы. За церковной оградой к крестному ходу присоединялись представители еврейской общины и большое количество народа. На стене Кредитной кассы была мемориальная доска с именами погубленных, а в самом погребе часовня, сооруженная в 29 году. Служилась короткая лития и пелась «Вечная память». В 40м году часовня была разрушена, доска снята, ни одним словом больше не вспоминались убитые. В Успенском соборе на мемориальных досках была выскоблена строчка — «мученически убиенный». Т. Милютина «Кровавая расправа». Иеромонах Павлин Шмаковского Свято-Троицкого Уссурийского монастыря В сонме страдальцев за Христа XX века находится и о. Павлин, иеромонах Шмаковского Свято-Троицкого Уссурийского монастыря. Вот, что рассказывает о его мученической кончине протоиерей Аристарх Пономарев в журнале «Вера и жизнь» за 1925 год: «Оставшись за старшего в опустелой обители, о. Павлин стал готовиться «к встрече» красноармейцев. Один за другим стали входить в монастырские врата со штыками наперевес красноармейцы. Молодые, порочные лица с блуждающими взорами, со сквернословием и с дымящимися папиросами в зубах… Странную картину представляли красные в святой и чтимой обители. Божественные лики в святом храме, куда ворвались десятка два «товарищей», спокойно взирали на бушующую стихию страстей человеческих. «Денег, денег, золота!», — вот что говорили воспаленные, бегающие глаза этих пришельцев.

http://azbyka.ru/fiction/ix-stradaniyami...

Подробнее... Бежаницкий район [ править править код ] Церковь свт. Николая Чудотворца (Дворцы) [ править править код ] Церковь свт. Николая Чудотворца (Дворцы) Адрес: Псковская область, Бежаницкий район, село Дворцы. Село Дворцы известно с XV века. Долгое время здесь находилась пограничная крепость, между Новгородской, Псковской и Литовской землями. Дворцы посещал Иван Грозный. В XVI-XVII веках в Дворцах находился Никольский монастырь, позже разрушенный. Существует мнение, что деревня Дворцы была (в разные времена) центром древней Пусторжевской земли. Современная церковь в деревне Дворцы построена в 1822 году «тщанием помещицы надворной советницы Марии Назимовой». В 1881 году к церкви было пристроено деревянное крыльцо «тщанием прихожан и церковного старосты». Имела один престол во имя святителя и чудотворца Николая. На колокольне висело 7 колоколов, два из которых были найдены в земле возле погоста местными жителями. Позже к церкви был пристроен придел Серафима Саровского. Подробнее... г. Великие Луки [ править править код ] Свято-Вознесенский кафедральный собор (Великие Луки) [ править править код ] Адрес: Псковская область, г. Великие Луки, Урицкого ул., д. 4. В древности на этом месте находился Ильинский мужской монастырь, сожженный в «смутное время» (конец XVI — начало XVII вв.) Построена из кирпича в 1752 году, «тщанием игуменьи Маргариты Карцевой», в стиле барокко типа «восьмерик на четверике». Имела три престола: Вознесения Господня и, пристроенных в 1826 году, — Св. Пророка Илии, Св. благоверных князей Бориса и Глеба. Состоит из западной галереи, притвора, высокой колокольни (на которой висело 9 колоколов, наибольший весил 188 пудов 37 фунтов), боковых приделов и гранёной апсиды, а также с грибовидным перекрытием купола. К Вознесенскому храму были приписаны церкви: кладбищенская Казанская церковь и домовая Двенадцати Апостолов на монастырском хуторе; три часовни: Св. Александра Невского, Священномученика Харлампия, Св. Великомученика и целителя Пантелеймона.

http://azbyka.ru/palomnik/Храмы_Псковско...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010