VI. Более мирно идет течение «Эстонской Апостольской Православной Церкви» (Eesti Apostlik Oigeusk Kirik), как «союза всех находящихся в пределах Эстонской республики апостольских православных приходов (вероисповедных обществ)», каковых там имеется теперь около 110 и из них русские составляют одну треть (с количеством верующих свыше 60,000), а всех православных (по переписи 1922 г.) начитывается до 209,094 душ, т. е. до 1/5 (или 20%) всего населения страны. Главная кафедра – в г. Ревеле (Tallina, древне-русская «Колывань»). В Эстонии прежде было простое викариатство, не всегда даже замещавшееся (напр., с 2 марта 1870 г. до 22 марта 1880 г.) или значившееся лишь номинально, – при общем управлении архиепископа Рижского и Митавского; но государственная самостоятельность Эстонии потребовала и нового церковного устройства. Ход событий был таков. В момент февральской революции 1917 г. в г. Юрьеве (Дерпте, Tartus), проживал архиеп. Рижский Иоанн (Смирнов) , которому была церковно подведома и эстонская православная паства. По его благословению, 6−7 апреля было частное совещание в Ревеле, а 25−26 мая состоялось и епархиальное собрание в Юрьеве, где решено добиваться самостоятельной Эстонской епархии с архиереем Эстонцем, но – по обстоятельствам времени – ограничились просьбою пред Всероссийским Синодом об особом викарии из эстонцев. Ходатайство было удовлетворено 26 июля, а на епархиальном собрании 8−10 августа желательным викарием был признан долголетний и авторитетный С.-Петербургский пастырь, настоятель тамошней Эстонской православной церкви протоиерей Павел Петрович Кульбуш, который с именем Платона и был хиротонисан 31 декабря (ст. стиля) 1917 г. в г. Ревеле митр. Петроградским Вениамином (Казанским). Весь 1918 г. преосвящен. Платон посвятил трудной работе среди тяжелых условий немецкой оккупации. По окончании ее и после провозглашения в ноябре самостоятельной Эстонской Республики открывались лучшие возможности для церковной деятельности, но захватившие 22 декабря Юрьев большевики пред своим уходом (1−14 января 1918 г.) оттуда зверски расстреляли в погребе кредитной кассы помещиков больного епископа Павла и некоторых других духовных лиц (напр., православных протоиереев Юрьевских Михаила Бийве и Николая Бежаницкого, пастора Университетской кирки проф. Гана), сколько успели захватить.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Демянский Усть-Узский в честь Рождества Христова (мужской, на левом берегу Шелони, при впадении в нее Демянки, ныне дер. Демянка Порховского р-на Псковской обл.; впервые упом. под 1352), Преображенский (мужской, в Порхове; возможно, существовал в 1399), Омучская Успенская Феофилова пуст. (мужская, на р. Омуге (Омучи), ныне дер. Феофилова Пустынь Струго-Красненского р-на Псковской обл.; по преданию, основана в 1396, документально известна с 1577), Удомельский Иоанно-Богословский (мужской, на полуострове между озерами Песьво и Удомля, ныне урочище Троица Удомельского городского окр. Тверской обл.; известен с 1486), Николаевский Пустынный (мужской, близ Торжка (ныне в черте г. Торжка Тверской обл.); известен с XV в.), Ильинско-Воскресенский (мужской, в г. Устюжне Вологодской обл.; известен с 1545), Ругойская Троицкая пуст. (мужская, ныне дер. Ругуй Тихвинского р-на Ленинградской обл.; известна с 70-80-х гг. XVI в.), Забережская Преображенская пуст. на р. Молога (мужская, ныне дер. Спас-Забережье Максатихинского р-на Тверской обл.; известна с 1581), Посолотин Успенский «Новые Печеры» (мужской, ныне дер. Посолодино Плюсского р-на Псковской обл.; известен с 1581), Сяберский в честь Спаса Нерукотворного образа (мужской, ныне дер. Сяберо Лужского р-на Ленинградской обл.; документально известен с 1581), Чернозерский Николаевский в Щирском погосте (мужской, на острове оз. Чёрного, ныне на границе Струго-Красненского и Плюсского районов Псковской обл.; известен с 1581), Удомельский Пятницкий (женский, у оз. Песьво близ г. Удомля, ныне Удомельский городской окр. Тверской обл.; впервые упом. в 1551), Николаевский Плёсский (мужской, ныне дер. Плёссы Бежаницкого р-на Псковской обл.; известен с 1583), Рождества Пресв. Богородицы (женский, на левом берегу Шелони, в г. Порхове Псковской обл.; как мон-рь известен с 1584), Бежецкий Введенский (мужской, в г. Бежецке Тверской обл.; по преданию, основан в сер. XV в. прп. Нектарием Бежецким; документально известен с 1588, в 1722-1727 и в 1730-1744 приписан к Антониеву Краснохолмскому мон-рю), Городецкий Георгиевский (мужской, ныне дер.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

В большом по эстонским меркам городе Пярну на приходе и благочинным был протоиерей Николай Бежаницкий, являвшийся настоятелем Преображенского храма. Он окормлял еще три небольших прихода своего благочиния, и когда в 1986 г. мы в епархии отмечали 35-летие его настоятельства в Преображенском храме, то на этот же год пришлись и еще две даты – 20– и 30-летия окормления им приходов в Йыыпре. Сложная судьба была у протоиерея Христофора Винка, служившего настоятелем Иоанно-Предтеченской церкви в Таллинне до назначения на этот приход в ноябре 1960 г. протоиерея Вячеслава Якобса, нынешнего архиепископа Таллиннского и всей Эстонии Корнилия. В годы эстонской схизмы Христофор Винк возглавлял так называемый Синод, но именно он в 1945 г. вместе с теми, кто не покинул родную землю и не отправился в эмиграцию в военное время, принес покаяние от имени Эстонской Церкви и был с любовью принят в единение с Матерью-Церковью, в Иоанно-Предтеченском храме отец Христофор служил с самого его основания, когда этот приход был в 1920-х гг. создан русскими людьми в тогдашнем пригороде Таллина Нымме. Пастырь был очень скромный, музыкальный. Он перекладывал на эстонский язык православные песнопения и сам гармонизировал их. Настоятелем таллиннской Никольской церкви был протоиерей Валерий Поведский. Москвич, последователь и ученик отца Алексия Мечева , он оказался в Эстонии не по своей воле, а был вывезен немцами в лагеря под Таллином. Он был очень хорошим духовником, к которому приходили люди, открывая свое сердце, и он становился для своих духовных чад истинным отцом и наставником. Столь же любимым пастырем был протоиерей Иоанн Кукк. Он прошел через сталинские лагеря и вернулся, чтобы совершать священнослужение на эстонских приходах Пярнуского благочиния. Пройдя через все испытания, отец Иоанн сохранил доброту и любовь к людям. Сталинские лагеря не сломили и протоиерея Иоанна Юмарика, который во время моего настоятельства в Успенском соборе в Тарту был настоятелем тартуской Александро-Невской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Епископ Маардуский Сергий привел статистические данные, характеризующие нынешнее состояние Эстонской Православной Церкви: число ее прихожан составляет примерно 150 тысяч человек (это около 10% населения Эстонии), Церкви принадлежит более 30 храмов, в которых служат порядка 60 священнослужителей, в состав эстонского епископата входят 3 епископа. По словам викария Таллинской епархии, главная особенность современного Православия в Эстонии это «налаженная богослужебная жизнь: есть некоторые эстонцы, которые присматриваются к вере и, будучи формально лютеранами, попадают на православное богослужение, которое их так впечатляет и поражает, что они понимают здесь присутствие Божие, живой разговор с Богом». Богослужение частично совершается на эстонском языке, в кафедральном Александро-Невском соборе Таллина раз в неделю совершают Божественную литургию на эстонском языке. Епископ Сергий также рассказал об оживлении молодежной работы в Эстонской Церкви, о воссоздании движения «Витязь», которое изучает историю Православия в Эстонии. Комментируя фотографии, посвященные священномученику Платону (Кульбушу), епископ Лазарь рассказал о жестокой расправе над ним: в конце 1918 года находившийся в Тарту епископ Платон был арестован большевиками. Вместе с протоиереями Николаем Бежаницким и Михаилом Блейве он был расстрелян в январе 1919 года отступавшими из города красными. «Епископ Платон был казнен с особой жестокостью, фактически растерзан: на его теле обнаружено семь штыковых ран, взрывная пуля в правом глазу пробила череп», поделился владыка Лазарь. Обратив внимание собравшихся на фотографии, свидетельствующие о возрождении Православия в Эстонии, епископ Лазарь отметил, что государство никогда не отказывает Эстонской Православной Церкви в субсидиях на восстановление разрушенных храмов-памятников архитектуры, новые храмы строятся за счет благотворителей. Сергей Мянник рассказал о давнем сотрудничестве Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата с Фондом Григория Богослова: оно началось с благословения Святейшего Патриарха Алексия II, пожелавшего, чтобы его монография «Православие в Эстонии» вышла на эстонском языке.

http://patriarchia.ru/db/text/5006080.ht...

Анна, игумения Антоний (Вадковский Александр Васильевич ; 1846–1912), епископ Выборгский (1887–1892), архиепископ Финляндский и Выборгский (1892–1898), митрополит С.-Петербургский и Ладожский (1898–1912) Антоний (Георгадзе Алексей Лукич; 1866–1918), епископ Антоний (Храповицкий Алексей Павлович; 1863–1936), митрополит Антонин (Грановский Александр Андреевич; 1865–1927), епископ; уклонился в обновленчество Анфимова Мария Федоровна Аполлония, игумения Арефьев Василий Яковлевич Аристов Алексий Петрович (1853–1931), протоиерей Аркадий (Федоров Григорий Федорович; 1785–1870), архиепископ Олонецкий и Петрозаводский в 1851–1869 б, Аркадьев Илия Евгеньевич, диакон Арсений (Епифанов Юрий Александрович, род. 1955), архиепископ Арсений, св. (Мацеевич Александр Иванович ; 1697–1772), митрополит-исповедник Арсений (Стадницкий Авксентий Георгиевич; 1862–1936), епископ Волоколамский (1899–1903), Псковский и Порховский (1903–1910; с 1907 – архиепископ), архиепископ Новгородский и Старорусский (1910–1933, с 1917 – митрополит), с 1933 – митрополит Ташкентский Арсения, игумения Арсеньев Юлий Константинович (1818–1873), Олонецкий губернатор в 1862–1870 Арсеньева Мария Константиновна – см.: Евфросиния, игумения. Артемий (Ильинский Александр Матвеевич; 1870 – расстрелян 1937), архиепископ Афанасия, игумения Б Бадаев Пантелеймон Трифонович Баданин Борис Васильевич (1900–1982) Баданин Василий Николаевич (1868–1942) Баданин Николай Васильевич (1895–1965) Баданина (урожд. Казанская) Анна Павловна – сестра св. митрополита Вениамина Баданина Ольга Васильевна (1897–1942) Бакаев Иван Петрович (1887– расстрелян 1936) Батухин Иван Федорович Бежаницкий Николай Стефанович (1859 – расстрелян 1919), протоиерей-священномученик Беликов Димитрий Никанорович (1852 – около 1932; в монашестве с 1920 – Димитрий) – протоиерей, впоследствии архиепископ Белков Евгений Христофорович (1882–1930), священник; уклонился в обновленчество Белков Христофор Александрович (1852–1930), протоиерей Белоусов Виталий Беляев Александр Николаевич (1866–1928), протоиерей

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

То есть в то лето во Пскове был голод от Ильина дня и до Крещения, а во время пожара, случившегося весной, сгорело 40 дворов, и наконец, в том же году литовский князь Витовт расторг мир со Псковом и пришел с татарами завоевывать псковские волости. Ближайший храм к месту обретения известной чудотворной иконы «Призри на смирение» находится в деревне Бардово Бежаницкого района (бывший Новоржевский уезд) Псковщины — это церковь Тихвинской иконы Божьей Матери (1998), построенная на месте сгоревшей церкви Параскевы Пятницы, закрытой в 1937 г. Погост Бардово — одно из древ­них мест на Псковщине, впервые упоминается в 1406 г.      Сначала икона хранилась в Свято-Троицком соборе — главном храме Пскова, в Довмонтовом городище, но в советское время следы ее затерялись. К сожалению, следует отметить, что о многих иконах, особенно древних, сохранилось очень мало сведений, или же они отсутствуют вовсе. Это связано прежде всего с тем, что летописи или другие источники, в которых могли бы встретиться упоминания об этих иконах, в силу ряда причин не дошли до наших дней. Но, тем не менее, если даже сохранилось хотя бы только одно название, то и в этом случае «...всякая святая икона должна быть благоговейно чтима, по возведению сего почтения к первообразу» — писал святитель московский Филарет (Дроздов). Сегодня же два знаменитых списка иконы «Призри на смирение» находятся в Киеве. Один из них, конца XVII в., — во Флоровской Вознесенской женской обители, а другой, проступивший ныне на стекле, — в Свято-Введенской мужской. Свято-Введенский монастырь в Киеве был учрежден ходатайством капитанской вдовы Матроны Александровны Егоровой, пожертвовавшей в пользу общины свои дома и капитал. Скончалась она в Санкт-Петербурге, тайно приняв перед смертью постриг с именем Димитра (†9 марта 1878 г.). В том же году ее останки были перевезены в нижний храм Введенской общины. В 1878—1879 гг. были освящены оба храма, в 1882 г. построена колокольня. В 1901 г. община была преобразована в общежительный женский монастырь.

http://pravoslavie.ru/142067.html

Церковным старостой с 1898 года был крестьянин деревни Орехов Брод Ермолай Яковлев. Он купил в церковь американскую циркуляционную печь, жертвовал деньги на украшение церкви. Ему преподано архипастырское благословение, награжден серебряной медалью для ношения на груди, за участие в деятельности Российского Императорского общества Красного Креста награжден медалью общества. О дальнейшей судьбе священника Пятницкого, псаломщика-дьякона Архангельского неизвестно. В приходе были следующие населённые пункты: сёла Иваньково, Заскачиха, деревни Бор, Борок, Бородино, Васьково, Гвезданово, Гришино, Дрехово, Дрисливицы, Еремеево, Иевлево, Исаково, Козино, Кушаново, Кушково, Морозово, Наволок, Орехов Брод, Орешково, Плотки, Пыплино, Решетниково, Рожницы, Ручьи, Стихирево, Субботкино, Царево, Ямы, а также деревня Луковищи Бежаницкой волости Новоржевского уезда, Веретье и Задорожье Локонской волости Холмского уезда. В 1915 году в приходе проживало 1579 мужчин и 1629 женщин. В годы советской власти церковь закрыта, превращена в клуб. В годы Великой Отечественной войны разрушена колокольня. В 2004 году церковь попытались восстановить. Имение Иваньково в XIX веке принадлежало Софье Александровне Зыбиной (урожденной Алединской). Она известна как пианистка, автор романсов, брала уроки у М.И. Глинки. В Петербурге её дом посетил Ф. Лист, в юности она дружила с поэтами Н.Ф. Тютчевым, А.Н. Апухтиным, была знакома с Я.П. Полонским, Великим князем Константином Константиновичем Романовым (поэтом К.Р.), композиторами А.Г. Рубинштейном, Ц.А. Кюи. Музыкальный талант Софьи Александровны перешел к её детям и внукам. Её внук Лев Альфонсович Остен-Сакен слу- жил на яхте Императора Николая II, принимал участие в музыкальных вечерах императорской семьи. В погосте Иваньково были похоронены С.А. Зыбина, её дочь Екатерина Кирилловна с мужем Альфонсом-Эрнстом Рудольфовичем Остен-Сакен. После 1917 года в имении был организован агропункт, земля поделена между крестьянами. В 1924 году семью Остен-Сакенов решили выселить из имения: «Остен-Сакена Льва и Варвару выселить как дворян и содержащихся в концлагере». По свидетельству жителей Лев, как офицер царской яхты, был расстрелян вместе со своими детьми в окрестностях Иваньково. Могилы Зыбиной и Остен-Сакенов осквернены и разрушены.

http://sobory.ru/article/?object=15193

Российские парапланеристы совершили очередную попытку привлечь внимание общественности к Рдейскому монастырю Псков, 19 марта 2007г. Очередной перелет в Рдейский монастырь (Новгородская область), цель которого - привлечь внимание общественности к этому памятнику архитектуры, совершили российские парапланеристы. Как рассказал " Интерфаксу " руководитель Псковской областной общественной организации " Клуб парапланеристов " 7000 " Мирон Антипов, в этом году впервые организацией перелета занимались не псковские парапланеристы, а их коллеги из города Холма Новгородской области. Рдейский монастырь расположен на границе Бежаницкого (Псковская область) и Холмского районов (Новгородская область), на полуострове, на стыке двух озер. Высота Успенского собора Рдейского монастыря достигает 50 метров. Добраться до монастыря возможно почти исключительно по воздуху: обитель расположена на берегу Рдейского озера и окружена непроходимыми болотами. Успенский собор Рдейского монастыря. Фото сайта Русская линия Величественный Успенский храм до сих пор поражает своей архитектурой и инженерными решениями, примененными при строительстве. Так, например, подвалы под собором расположены ниже уровня озера, но даже сейчас они не затоплены. В соборе сохранились фрагменты мраморного иконостаса. Монастырь основан как мужской во второй половине XVII в. В то время все строения были деревянными. Первой каменной постройкой стала церковь Успения, возведенная в 1710 г. В 1764 г. монастырь упразднили, а к концу XVIII в. местный приход был переведен из бывших монастырских построек в деревню Наволок. Возрождение обители (уже в качестве женской) произошло в конце XIX в. благодаря стараниям купца А.Н. Мамонтова. В это время были построены деревянная часовня, различные хозяйственные постройки и ограда (с восточной стороны - каменная). В 1898-1902 гг. вместо прежнего возведен новый Успенский собор. Храм был закрыт в 1932 г., хотя, по рассказам местных жителей, последние насельники обители жили здесь до начала Великой Отечественной войны. 20 марта 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/21368.html

В эти роковые минуты великой истории я услышал, как кто-то крикнул: «Красная гвардия уходит!» Я подбежал к окну. Неописуемое чувство счастья овладело мной: красные с поспешностью отступали! Они бежали в санях с такой быстротой, какую могли, выдержать лошади. Мы взяли дверь приступом. Стража исчезла и мы повалили в открытую улицу, в ветреный зимний день — снова свободные!” В книжке «Памяти новых мучеников за веру» — проповеди в стихах о. Михаила Блейве — добавлен еще рассказ очевидца: «Первой мыслью было проверить слух о расстреле. Я поспешил спуститься в подвал. Ужас объял меня. У самого входа я увидел окровавленный и страшно изуродованный труп мужчины и рыдающую над ним женщину. В первом отделении погреба были уже некоторые люди, у всех в руках были горящие свечи, освещавшие подземелье. Кто-то из них, указывая на дверь во второе отделение погреба, сказал: “Посмотрите, что наделали эти звери”. И, действительно, я увидел нечто ужасное, незабвенное… Гора еще теплых трупов с раздробленными черепами, на самом верху лежал несчастный о. Бежаницкий — с откинутою головою и изуродованным лицом. В каком-то полусознательном состоянии я вышел на воздух и стал ждать уборки трупов в надежде увидеть епископа еще живым. Вот стали выносить: все окровавленные, с пробитыми черепами, на лицах у некоторых так и застыл ужас. Вынесли о. Н. Бежаницкого, пастора Хаана, о. Михаила Блейве. У последнего от лица ничего не осталось, так как разрывная пуля была пущена в затылок и все лицо было вывернуто. Одним из последних вынесли епископа Платона. Белье на нем было обильно окрашено кровью, вместо затылка — одна сплошная рана — полное отсутствие в черепной коробке мозга (мозг вытек), персты правой руки сложены для крестного знамения. Всего из погреба было вынесено 19 трупов. Осмотр трупа епископа обнаружил 11 ран: семь штыковых на груди и четыре пулевых — две на груди, одна на левом плече и одна под правым глазом — последняя нанесена разрывною пулею. Кроме того на правом виске имеется ссадина, как бы от нанесенного кулачного удара. У о. Бежаницкого и о. Блейве — по одной пулевой ране (от разрывной пули, пущенной в затылок)”.

http://azbyka.ru/fiction/ix-stradaniyami...

Как поет душа: в Пскове прошла Первая конференция регентов, руководителей хоров воскресных школ и церковных певчих Источник: Псковская Лента Новостей      «Голос в России - это основной музыкальный инструмент», - говорил знаменитый российский дирижер и педагог Виктор Попов. На Псковской земле эти слова звучат особенно: с давних времен наш край известен своей хоровой школой, неслучайно именно в Пскове в мае 1911 года прошел первый в России певческий праздник. Сегодня традиции, заложенные многими поколениями, продолжают сохраняться и развиваться: в регионе создан Сводный хор, собравший под своим крылом ведущие хоровые коллективы области, как народные, так и академические. Любуясь выступлением наших земляков на 39-х Международных Ганзейских днях Нового времени в Пскове, конечно же, все понимали: за любым прекрасным концертом стоит сложный интересный труд, прежде всего, педагогов. Первая научно-практическая конференция регентов, руководителей хоров воскресных школ и церковных певчих, прошедшая на днях в Печорах и Пскове, в очередной раз доказала профессионализм наших хоровиков и вокалистов, и вместе с тем дала ориентиры дальнейшего развития, став одним из кирпичиков в повышении творческого мастерства. Всегда учиться Как оказалось, подобной встречи руководители хоров и педагоги вокала Псковской области ждали давно. Два дня насыщенной программы: доклады о певческих традициях и специфике церковного пения, открытая репетиция хора Псково-Печерского монастыря, мастер-классы, экскурсии, семинар, посвященный особенностям постановки детского голоса - все это создавало живую, доброжелательную, насыщенную практическими знаниями атмосферу конференции.      Замечательным украшением пленарных заседаний и встреч стали видео- и аудиозаписи выступлений детских хоров: казалось, даже дыхание замирало, когда по залу Дома офицеров плыли отрывки из концертов - Рахманинов, Римский-Корсаков, Шуберт, народные песни, произведения для исполнения в церкви... «Спасибо, что нас позвали! - говорит преподаватель Бежаницкой школы искусств Анна Бурнасова. - Нам очень понравились выступления всех участников. Особенно впечатлил рассказ врача-фониатра Натальи Владимировны Оленчик о детском голосе, о том, как работать с детьми, как донести до детей и слушателей музыку, то, что хочет передать автор, как важно привить любовь к искусству и музыке». По мнению хоровиков из Бежаниц, такие мероприятия стоило бы проводить в регионе почаще - педагогам не хватает новых знаний и практических пособий.

http://pravoslavie.ru/126012.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010