Иначе говоря, Κ. Οκονμο признает два изгнания Иосифа и оба от кесаря Варды при императоре Михаиле, причем второе в Херсон, более долгое, продолжалось до смерти Варды, после чего Иосиф был снова призван царицею Феодорой. Но с этим  едва ли можно согласиться. Во-1-х, источники не дают права делать заключение о двух изгнаниях от Варды при императоре Михаиле, во-2-х, в то время царица Феодора не имела большого значения в делах управления и не могла кого-либо возвращать из ссылки. В-3-х, если прп. Иосиф, как мы видели из разных синаксарных данных, был изгнан при Варде по одному делу с патриархом Игнатием, именно за обличение Варды, а это могло быть, как уже указывалось, только в 857–858 г., то и возвращен он мог быть только опять с ним же, т. е. патриархом Игнатием, по смерти виновников изгнания. Варды был убит, при полном попустительстве самого императора, в 866 г. апреля 21 дня, а в следующем 867 г. убит и Михаил III. По смерти Варды все влияние в управлении приобрел Василий Македонянин, ставший потом (в 867 г.) самостоятельным императором. К возвышению Василия Македонянина царица Феодора относилась подозрительно, на что, конечно, получала подобный же ответ и со стороны Василия; поэтому она едва ли могла иметь при нем такое значение в управлении, какое представляет Константин Οκονμο. Итак, единственное изгнание в Херсон Иосифа продолжалось не до смерти Варды, а далее до смерти императора Михаила (867 г.), возвращение же его в столицу последовало не от царицы Феодоры, а при императоре Василии Македонянине. 187 Migne, gr. ser. T. CX: хрон. Георгия Амартола, col. 1069: το δ βασιλω π το ονου πν θαντου παραπλησ κοιμωμνου… Ср. Шарля Диля. Византийские портреты. Вып. I. С. 194. 188 Такое внимание могло быть по многим причинам – или вследствие особенной близости Иосифа к изгнаннику патриарху, или вследствие святой подвижнической жизни Песнописца, слава о которой несомненно доходила до столицы, или, наконец, вследствие его песнотворческой деятельности, которую он продолжал в ссылке, посылая в Константинополь труды своего песнотворческого таланта.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иосиф, исполняясь несказанной радости, весь простерся к благодарению 25 . С тех пор он начал слагать свои сладкие песнопения. Феофил иконоборец изгонял его в заточение, откуда возвращенный с другими отцами царицей Феодорой, Иосиф сделан был от св. Игнатия сосудохранителем Великой церкви. От Варды снова терпел он заточение за свои обличения. Возвращенный при Василии Македонянине, он получил от св. Фотия в управление все церковное строение. Как Игнатий, так и Фотий любили и глубоко почитали св. Иосифа, уже старца в то время. Фотий именовал его человеком Божиим, отцем отцов, ангелом во плоти и, избрав его своим духовником, повелел и всему клиру приходить к нему на исповедь. В глубокой старости скончался св. Иосиф, изнемогши телом от многих трудов, в каких от юности подвизался, от постнической жизни, а также от уз и страданий, какие неоднократно терпел ради Господа. В ночь со среды на четверг Светлой недели почил он кончиной праведника, быв предварительно извещен от Бога о приблизившейся смерти. Это было в 883-м году апреля 4-го дня, когда и празднуется Церковью св. и всехвальная память сего св. песнотворца («Четьи-Минеи»). Одним из лучших произведений св. Иосифа должно признать его трипеснцы и четверопеснцы пентикостариона. В них светлые, исполненные живейшей радости, победные песни о воскресении Господа Иисуса Христа, Его победе над адом и смертью , о прославлении Его на небесах и ниспослании от Отца равномощного Себе Духа ученикам срастворяются умилительными молениями к Господу Иисусу и к Его Пречистой Матери. Певец совместил в сих песнопениях выспренность воскресных канонов Дамаскина с тихой торжественностью песнопений Анатолия и Андрея. То проповедует он высокую тайну спасения нашего, то исповедуется Богу Спасителю, то умиленно молится Ему; и его песнь из торжественного благовестия переходит в выражение радости, потом становится молитвой и снова обращается в благовествование. По живописности образов, в каких излагает св. певец священнейшие события, как эти, так и другие песнопения его весьма много имеют сходства с песнопениями св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Итак, если Дух исходит от Обоих: то, конечно, или как из одного по числу источника, или как из двух. Если Он происходит от Отца и от Сына, как из одного по числу источника: то производящее будет по числу одно; поэтому Отец и Сын будут один по числу производитель и виновник Святого Духа; следовательно одна и Ипостась Отца и Сына, а таким образом отвергнута будет Троица, потому что сократится в двоицу, ибо производителем и причиною будет одна ипостась, однакож и не ипостась Духа. Если же он первоначально происходит от Обоих, как от двух по числу источников: то два будет первых начала, не подчиненных одно другому. Ибо Сыну, как началу, не свойственно бы состоять в соподчинении Отцу, – как это выходит из мнения тех, кои производят Духа от Отца через Сына; но если Он и подчинен Отцу, то только как Сын, а таким образом нет одного первого начала всего. Итак, хотя предшественники наши говорили нечто и софистически, опровергая софизмы, но мы созидаем свое мнение не на убеждении мудрости человеческой, а хотим сообщить ему твердость посредством доказательств Писания. Павел говорит: «да никтоже вас будет прельщая философиею и тщетною лестию» ( Колос.2:8 .). Из сего божественного изречения мы научаемся, что истинная философия отнюдь не противоборствует богословию: ибо истина истине не противоборствует. Это же явствует и из следующих слов: «и тщетною лестию». Поэтому не вовсе тщетная мудрость более служит богословию, нежели противоборствует. Посему и вы, возлюбленные мои чада во Христе, вы, которые имеете не вовсе тщетную мудрость, должны сообразоваться с богословием, которого вождь, конечно, не Ангел, не человек, но сам Господь, а за Ним согласные с Ним божественные пастыри и учители Церкви. Из них, вместе с другими, и отцы святого и вселенского седьмого Собора постановили и следующее: «прилагающих что-либо и отъемлющих анафематствуем». Не надобно также, возлюбленные, забывать и того, что по прошествии семидесяти пяти лет после седьмого вселенского Собора, при царе Василии Македонянине, в Константинополе был составлен Собор поместный.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/otve...

К подобным мерам и в другое время византийское правительство прибегало для постройки торгового флота, который служит и для военных целей, пока при Василии Македонянине не был организован государственный военный флот. Из предыдущего можно вывести заключение, до какой степени пристрастна оценка деятельности Никифора у того писателя, по сообщениям которого мы должны писать его историю. В особенности в той области, которая касается церковной политики или, еще ближе, системы иконопочитания – наш источник отличается крайней односторонностью и пристрастием. Никифор не принадлежал к приверженцам иконопочитателей и не разделял взглядов царицы Ирины на положение Церкви и духовенства в государстве, но следует отдать ему ту справедливость, что в этом отношении он поступал довольно осторожно. Со смертию патриарха Тарасия в 806 г. и с избранием в патриаршее достоинство Никифора, бывшего до того на государственной службе в должности секретаря (асикрит) и возведенного в высший церковный сан из светского звания, определенно выступает на сцену церковная политика. Здесь нам предстоит говорить о столкновении царя с игуменом Студийского монастыря, знаменитым в церковной истории Феодором Студитом . Еще до решения вопроса об избрании нового патриарха царь обратился с запросом по этому делу к игумену Феодору и дяде его, старцу Платону. В ответе на царское приглашение высказаться о кандидате на патриаршество Феодор, между прочим, выразил следующую мысль по общему вопросу об отношении светской власти к духовной: «Бог даровал христианам два дара – священство и царство, ими устрояется земное и небесное. Если хотите доставить вашему царству величайшие блага, то да получит Церковь себе представителя, равного вашей царской доблести» 425 . По всей вероятности, царю был достаточно понятен намек, что Церковь нуждается, с точки зрения студийского игумена, в большей самостоятельности и независимости от светской власти, но он едва ли мог разделять это мнение. Во всяком случае, при избрании патриарха восторжествовала воля царя, и выбор остановился на асикрите Никифоре, который в Пасху 12 апреля возведен в патриархи вопреки желанию Платона и Феодора, не одобрявших хиротонии нового патриарха и замышлявших из-за этого схизму 426 . Так резко выраженное положение игумена Феодора против царской воли побуждает нас остановить внимание на этом церковном деятеле и ознакомиться с его ролью. Уже и то обстоятельство, что в самой почти середине иконоборческого периода мог образоваться такой крупный характер с определенным православием церковным направлением и высоким богословским образованием, составляет такое любопытное явление, мимо которого нельзя пройти историку.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Как в Боснии, так и в Герцеговине население было просвещено православною верою одновременно со всеми сербами в половине IX века, при византийском императоре Василии Македонянине. Но как в Боснии, так и в Герцеговине долго не было своих епископов. В Боснии особые епископы являются не ранее первой половины XV века и первоначально они находились в подчинении пекскому патриарху; с 1766 года, со времени закрыта пекского (сербского) патриархата, боснийская епархия превратилась в составную часть патриархата константинопольского. – В Герцеговине особый епископ является лишь после того, как св. Савва исхлопотал автокефалию для сербской церкви (1219 г.). Когда открыта в Герцеговине вторая епархия, неизвестно (во всяком случае раньше 1702 г.). Оба герцеговинские епископа были, как и боснийский, подчинены сербскому пекскому патриарху, а по закрытии пекского пат риархата, их епархии вошли в состав патриархаТа константинопольского. В настоящее время в Боснии одна митрополия Дабро-Боснйская. Кафедру свою митрополит Боснийский имеет в г. Сараеве. Он титулуется так; „N Архиепископ Сараевский, митрополит Дабробоснийский и экзарх всея Далмации». Церквей в Боснии-177, монастырей-5, приходов-242, православного населения-431,000человек; протоиереев-29, священников-215, 1 протодиакон, диаконов-ни одного, 4 архимандрита, 4 игумена, 2 синкелла и 2 иеромонаха (на 5 монастырей! Кроме них есть в Боснии еще полуразрушенные монастыри, в которых никто не живет и которых поэтому мы в счет не принимаем). В Герцеговине две митрополии (простых епархий ни в Боснии, ни Герцеговине нет!): 1. Митрополия Герцеговинско-Захолмская; кафедра митрополита находится в Мостаре. Всех церквей в Герцеговинско-Захолмской митрополии-121, монастырей-4, приходов-53, протопресвитерств-12, священников-51, иеромонахов-12; православного населения до 75,000 человек; 2. Митрополмя Зворникская и Тузланская; митрополит имеет свое местопребывание в Тузле. Зворникская митрополия довольно древняя. По словам проф. Е. Е. Голубинского (стр. 571), зворнические епископы упоминаются в неопределенных записях одного сербского помянника, обнимающих продолжение времени конца XV -начала XVII столетия. На этом основании можно предполагать, что Зворникская епархия существовала уже в XVI веке; впрочем, в XVII веке она была закрыта.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Кондак, гл. 8. Верою и любовью твое честное пренесение празднующих, блаженне, сохрани и соблюди от всякия злобы, и соблазна змиина: имаши бо дерзновение ко Владыце всех Христу Богу; Его же моли спасти Императора Православнаго, и люди молящия тя, да вси вопием ти: радуйся отче Иакове, всея Российския земли удобрение. Парем. и проч. см. 1 окт. пр. Савве. Совершается собор его, идеже храм его, по рассуждению и благословению архиерея. Св. патриарха Константинопольского. Сын имп. Михаила Куропалата, он с юности был иноком. В 846 г. за добродетельную жизнь он возведен был в патриарха. В 857 г. св. Игнатий, строго обличавший развратную жизнь Варды, дяди имп. Михаила ΙΙΙ, был сослан в заточение на о. Теревинф. При имп. Василии Македонянине св. Игнатию снова возвращена была кафедра. Он с честью управлял еще 10 лет и мирно скончался в 877 г. или 878 г., 89-летним старцем. 24 . Д. Св. муч. Ареы и иже с ним (по Х.М., 4.299 мучеников), пострадавших в 523 г. (по другим, в 523–524 г.) от Дунаана, царя Омиритов (жителей южной Аравии близ Аравийского залива). В гонение, которое воздвиг этот царь на христиан аравийских, св. Арефа был 95-летним старцем и занимал должность правителя г. Награна. За исповедание Христа он принял смерть от меча. Тот же мученический венец получили вместе с ним и множество граждан, священников, иноков, клириков и освященных дев, всего 4.299 (по другим, 4.252) мучеников. Тропарь, гл. 1. Болезньми святых, имиже о Тебе пострадаша, умолен буди Господи, и вся наша болезни исцели Человеколюбче, молимся. Кондак, гл. 4. Веселия ходатай нам наста светоносный днесь страстотерпец, праздник, егоже совершающе славим в вышних сущаго Господа. Муч. и двух дщерей ее. Синклитикия (что значит сенаторша), благородная вдова из аравийского г. Награна (иди Анаграна), представленная к Дунаану, была свидетельницей убиения за веру во Христа своих дочерей, и сама была усечена мечом за Христа вместе с муч. Арефой (см. выше). Св. патриарха Царьграда. Родом из г. Адрианополя, он с юности подвизался иноком на Афоне. Возведенный в 1289 г. в сан патриарха, он ревностно трудился над искоренением ересей среди паствы и строго обличал и исправлял нравы двора и клира. В 1293 г. он принужден был, по наветам врагов, оставить кафедру. После 10-летнего уединенного подвижничества на горе Ган, св. Афанасий снова была призвана на свою кафедру и святительствовал с 1303 по 1311 г. Скончался он мирно после 1311 г., имея 100 лет от рождения. За святость жизни он удостоился от Бога многих откровений, дара прозорливости и чудотворения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Константин Багрянородный и вслед за ним другие византийские писатели относят обращение руссов не к царствованию Михаила III, а Василия Македонянина, и приписывают его воздействию Игнатия, а не Фотия; кроме того, существуют два древние южно – славянские сказания, одно болгарское, другое сербское, которые тоже крещение руссов приурочивают ко времени царствования Василя. Относительно Багрянородного мы уже не раз замечали, что он, задавшись мыслию в предпринятом им жизнеописании деда, своего, помянутого Василия, запятнавшего славу своего царствования изгнанием достойнейшего патриарха, пытался славные деяния предшествовавшего царствования усвоять царствованию своего предка и то, что совершено Фотием во время Михаила III, переносить на правление преемствовавшего ему деда и на время восстановленного им Игнатия. Так радостное оглашение Фотием в «своем окружном послании к епископам» недавнего обращения Руссов к Христовой вере отнюдь не дозволяет относить факта к другому лицу, а прямо указывает на восторг лица, совершившего оный, т. е. Фотия, вслед за обращением Болгар; если же и признать правдивость летописателя в сказании, то он мог отнести обращение Руссов к Василю потому, что в качестве соправителя он более имел силы и значения в делах государственных, чем сам рассеянный Михаил. А что касается до имени патриарха, то мы, согласно с преосвященным Макарием, думаем, что царственный бытописатель, отдаленный от времени событий, имевших место при его деде, легко мог перепутать личности, так как Игнатий и раньше был сменен Фотием, а последний, вскоре по воцарении Василия, низложен и на его место снова возведен Игнатий. Почему Багрянородный мог приписать патриарху царствования Василия то, что собственно принадлежит патриарху царствования Михаила. Почему не допустить и того, что при Василии и Игнатии была вторичная посылка епископа к Руссам, и что Игнатий продолжал дело, начатое Фотием 139 . Относительно двух славянских рукописей, приурочивающих обращение Руссов ко времени царствования Василия, достаточно заметить, что они, безотчетно следуя греческим летописцам, спокойно принимали все их неверности.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

л. 265 об.–376. Хронограф, начин. Начало царьства християнских Царей. Царство 1-е св. и великаго перваго царя християньскаго Констянтина. Прерывается после статьи: О оклеветании Мефодия патриярха, одним заглавием: О Василии македонстем. Порядок и надписи статей те же, какие в Опис. Рум. Муз. стр. 746, от гл. 119 до 2 статьи 166 главы. л. 377. Се вы скажу, братие, ино дивно и преславно чудо о той Богом избранней церкве Богородичине. Из Патерика киевопечерского о создании церкви. л. 380. От начала Летописец, сведен вкратце, новугороцкой. Нач. Иже Бог сотвори небо и землю и море и прочая, и бысть 1-м день неделя. Прерывается 7026 (1518) годом, потом два года 7061 и 7075. л. 414. Сказание о градех от Великаго Новаграда и до Рима. Срав. 801 л. 165. л. 417. Слово о представлении Вел. Князя Василья Ивановича Самодержца Государя всея русския земли московскаго и владимерскаго и ноугороцкаго в лето 7041 (1533). Из Летописи. л. 429 об. В царьстве Иустиниянове чтетца о св. Софеи о поставленеи великия церкве, чудо 3, о недоставшем злате на совершение храма. л. 431. Сказание о пути Иерусалима. Оглавление, а другой л. 431 (bis) начинается: Се яз недостойный игумен Данил хужший во всех мнисех, смирен сы грехи многими и невежствием о всяком деле, понужен мыслью своею и нестерпением своим восхоте ведити св. град Иерусалим, и проч. Описание путешествия игумена Даниила во святую землю в 1113–1115 издано г. Сахаровым в Путешествиях русс. людей и отдельно Археографич. коммиссиею. л. 404. О построении царем Иустинианом св. Софии в Царьграде. Нач. Вся же си собраша 7-ю леть в 12 лет Иустиянова царствия преже нареченную церковь от великаго Костянтина зданную. По окончании сей статьи следует продолжение Хронографа (см. выше л. 265 об.): л. 477 об. О убеении Варды кесаря. л. 479. О поставлении Василия на царство. л. 480 об. О убьении Михаила царя. л. 483 об. Царство 45. Василия самодержца македонянина. л. 488 об. Царство 46. Леонтово. л. 493. А се брань болгарская. л. 495 об. Без надписи. О походе Олега на Греков и о смерти его.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Македоний К-польский перенес в него саркофаг имп. Константина из базилики св. Апостолов на время ее перестройки. Церковь имела форму базилики; в сер. VI в. она была перестроена и украшена с особой роскошью имп. Юстинианом. В кон. IX в. ее вновь реконструировали при имп. Василии I Македонянине; старая церковь к этому времени была уже полностью разрушена. В 1200 г. храм посетил Антоний Новгородец, к-рый указал, что помимо мощей св. Акакия в церкви покоился также свт. Митрофан (епископ К. в 306/7-314). В кон. XIII в. на этом же месте был основан мон-рь Пресв. Богородицы Вевея-Элпис, и ц. св. Акакия вошла в монастырский комплекс. Праздник в честь святого в храме отмечался 7 и 8 мая. Согласно К-польскому Синаксарю, еще одним памятным днем было 21 июля, что, вероятно, соответствует дате освящения храма после одной из перестроек. Синаксис в честь свт. Митрофана совершался 4 июня. Монастырь Акимитов (4) - см. ст. Акимиты . Церковь Анастасии (Воскресения) в портиках Домнина (5) (ν τος Δομννου μβλοις) ( Janin. 1969. P. 22-24; Иванов. 2011. С. 263), была построена на месте домового храма на территории виллы сенатора Авлавия, в к-ром совершал богослужения свт. Григорий Богослов по прибытии в К. в 379 г. Как отмечал свт. Григорий, церковь именовалась «Анастасия» (Αναστασα, просторечная форма от Ανστασις - Воскресение) в знак Торжества Православия над арианством. По другой версии, в храме была воскрешена упавшая во время богослужения беременная женщина ( Sozom. Hist. eccl. VII 5). Согласно свт. Фотию, мраморным убранством церковь обязана еп. Нектарию (381-397). Свт. Иоанн Златоуст произносил в ней проповеди (398-399) и поселил при ней егип. монахов, укрывавшихся от преследований Александрийского патриарха Феофила (401). В позднейшее время сложилась легенда, приписывавшая строительство церкви прп. Маркиану, эконому Великой ц. (сер. V в.). Ок. 468-470 гг. в церковь были перенесены из Сирмия мощи вмц. Анастасии Узорешительницы , что добавило 3-ю трактовку названия храма. Отсюда началась торжественная процессия в честь освящения собора Св.

http://pravenc.ru/text/2057122.html

Между 870 и 879 гг. императором Василием Македонянином и его сыновьями Константином и Львом был издан еще один сокращенный сборник римско–византийского права «Прохирон» ( πρχειρος νμος – «Приручная книга законов»). В то же царствование между 879 и 886 гг. было осуществлено новое издание «Прохирона» под названием «Эпанагога» («Возведение»). В это отредактированное и пересмотренное издание дополнительно были внесены законы, изданные после «Прохирона». Во 2–й и 3–й титулы вошли законы касательно прав царя и патриарха. Самый важный для церковного права византийский сборник – «Василики» («Царские законы» – Τ βασιλικ νμιμα), издание которого было начато при Василии Македонянине и завершено его сыном Львом Мудрым 417 . Источником для «Василик» послужили Corpus iuris civilis и «Прохирон». В 12 в. в Византии юридическая сила признавалась лишь за теми законами из «Корпуса» Юстиниана, которые вошли в «Василики». Законодательные памятники императоров Василия, Льва и Константина издал Левенклавиус (Jus graeco–romanum. 2 Bde. Frankfurt, 1596). Постоянный рост числа гражданских законов по делам Церкви вызвал потребность в особых сборниках, где эти законы сведены вместе 418 . Императорское законодательство оставалось важным источником церковного права и в поздневизантийскую эпоху. Императоры считались «верховными блюстителями церковного порядка». Особую значимость получили новеллы Алексея I Комнина о церковном обручении и венчании брака как непременном условии его действительности. В середине 19 в. в Афинах под редакцией председателя Верховного суда Элладского королевства Георгиоса Александра Раллиса и профессора Афинского университета Михаила Потлиса вышла «Синтагма Божественных и святых канонов» 419 , куда (наряду с каноническим корпусом, включая «Номоканон в 14 титулах», «Синтагму» Властаря, толкования Аристина, Зонары и Вальсамона) вошли акты Константинопольской Патриархии 911–1835 гг. и византийских императоров от Юстиниана до Андроника (до 1226 г.), а также законы о Церкви, изданные в Элладском королевстве. Издание получило одобрение Синода Константинопольской Патриархии и Синодов некоторых других автокефальных Церквей. «Афинская Синтагма» остается до сих пор самым полным собранием канонов и иных церковных законоположений на греческом языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010