Казалось, Папе оставалось только благодарить судьбу, дававшую ему случай показывать свою власть на Востоке, не упуская благоприятных обстоятельств, но Папа, к своей же невыгоде, начал заходить в своих притязаниях слишком далеко и этим необыкновенно быстро поставил себя по отношению к Востоку во враждебные отношения. К тому же нестроения, возникшие в Константинополе вследствие папских распоряжений, еще раз побудили Константинополь поумерить свои симпатии к Западу. Переворот в отношениях Востока к Западу произошел еще при том же императоре Василии Македонянине. Но, прежде чем перейти к разъяснению этого последнего события, досмотрим, с какими новыми притязаниями и требованиями – как мы сказали – обращаются Папы на Восток, к своей собственной невыгоде? Ответ Папы Адриана на письма Игнатия и Василия Македонянина от 10 ноября 871 года не соответствовал желаниям ни Патриарха, ни императора. Видя внимание и даже покорность, с которыми к нему обращались представители духовной и светской власти в Константинополе, Папа нашел удобным потребовать уступок от Константинополя, которые должны были повести к расширению папской юрисдикции Рима. Мы говорим о папском требовании, теперь особенно ясно предъявленном Константинополю, относительно уступки Болгарской епархии в пользу папской юрисдикции. Так как этого вопроса мы еще не касались, то считаем нужным войти в некоторые подробности относительно предмета, чтобы дело было вполне ясным – тем более, что в предшествующих отделах нашего труда, мы совсем не говорили о нем, хотя это и нужно было, не говорили потому, что желали впоследствии остановиться на нем при удобном случае и передать сведения о нем в целом, а не отрывочном виде. Еще во времена первого патриаршества Фотия, при жизни папы Николая, между Римом и Константинополем возник спор: должна ли страна Болгарская принадлежать юрисдикции папской, или юрисдикции патриарха константинопольского? Вопрос этот на практике решался самим Болгарским народом, но этим не всегда был доволен Константинополь, и еще менее – Рим.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Л. Никита, сторонник иконоборчества, упоминается как участник посольства от визант. имп. Михаила II Травла к франк. имп. Людовику Благочестивому и папе Римскому Евгению II . В IX-X вв. в М. Л. известны сборщики налогов (диикиты) и хорреарий (заведующий гранарием в Андриаке). Св. Константин Синадский из иудеев в эпоху правления имп. Василия I Македонянина (867-886) совершил паломничество из Вифинии к гробнице свт. Николая в М. Л., откуда ему пришлось отправиться в Атталию, чтобы отплыть на Кипр. В IX-X вв. городу угрожали критские арабы. Так, священник из Митилины Христофор, ежегодно посещавший М. Л. как паломник, ок. 830 г. попал в плен к арабам и был увезен на о-в Крит. В одной из повестей о чудесах свт. Николая («О Василии, Агриковом сыне») рассказывается о ночном нападении на храм святого в его праздник: всех христиан, схваченных там, увезли на Крит, крестьянский сын Василий стал виночерпием критского эмира. Из венецианского рассказа (1116 г.) о перенесении мощей свт. Николая в 1100 г. следует, что византийский имп. Василий (неясно, I или II) после тщетных попыток перенести в К-поль саркофаг с мощами святителя так спрятал его мощи, что никто не мог их найти. Имп. Константин VII Багрянородный (сер. X в.) называет М. Л. «городом мироточивым и триблаженным» ( Const. Porphyr. De them. 78). В 1034 г. город сильно пострадал во время нападения североафрикан. арабов. В последующие годы (до 1042) имп. диикит Иоанн Орфанотроф организовывал восстановление городских стен. Проведение этих работ подтверждается строительной надписью на большом мраморном блоке из М. Л. 1042/43 г. имп. Константина IX Мономаха и его жены августы Зои. В то же время Иоанн Орфанотроф, получив исцеление от болезни у гробницы святого, пожертвовал в его храм масло и др. ценные дары ( Scyl. Hist. 397). Действия имп. Константина IX являлись, вероятно, частью его широкой программы церковного строительства по всей Византийской империи (мон-ри Неа-Мони на Хиосе, св. Георгия в Манганах в К-поле, Гроба Господня (Воскресения Христова) храм в Иерусалиме ).

http://pravenc.ru/text/2563358.html

Новый период значительного обновления Б. д. связан с восстановлением иконопочитания и началом правления в Византии во 2-й пол. IX в. Македонской династии. После отказа от иконоборческой идеологии были развернуты обширные работы по украшению интерьеров Б. д. произведениями монументального искусства с новыми иконографическими программами. При имп. Михаиле III старый дворец Магнавра, видимо, почти не использовавшийся, был отдан для размещения вновь открывшегося К-польского ун-та. При имп. Василии I Македонянине в 876 г. на месте циканистириона была построена новая большая пятикупольная церковь, посвященная Богородице, известная как Неа-Экклесиа (Новая ц.- Theoph. Contin. P. 321-331). Храм стал образцом христ. зодчества и монументального искусства средневизант. эпохи (IX-XII вв.). Территория Б. д. была дополнительно расширена на юг, к берегу моря, и здесь были сооружены новые конюшни и площадка для поло. Возле Халки (вероятно, рядом со старым сенатом) было построено новое здание суда, в к-ром кроме различных органов юстиции содержались и сами осужденные ( Kedren. T. 2. P. 204). При имп. Льве VI на рубеже IX-X вв. при ц. Богородицы Фара был построен еще один маленький храм св. Димитрия Солунского. В X в. при имп. Константине VII Багрянородном в зале Камилас, построенном Феофилом, была организована дворцовая б-ка ( Theoph. Contin. P. 145), проводились различные реконструкции и переделки зданий. Имп. Никифор II Фока ок. 967 г. провел реконструкцию Вуколеона, укрепив этот комплекс стенами и башнями, в результате чего античный дворец получил облик средневек. замка ( Theoph. Contin. P. 447; Leo Diaconus. P. 64). При имп. Константине IX Мономахе в 40-х гг. XI в. возник крупный дворцовый комплекс Манганы, расположенный на берегу Босфора, на востоке от дворца Магнавра и собора Св. Софии отделенный обширными садами. Кроме дворца в него входили странноприимный дом и мон-рь св. Георгия Победоносца ( Psellus. Chronographia/Ed. E. Renauld. P., 1926-1928. Vol 2. P. 185-186; Kedren. T. 2. P. 608-609; Attaliates. 47-48; Zonara. Annales. Vol. 2. P. 178, 181).

http://pravenc.ru/text/149715.html

Относительно времени существования и прекращения выборного начала у Аксакова находятся следующие данные. При императоре Валентиниане епископы выбирались еще всеми гражданами без различения их общественного положения, но это только до IV века, когда по 127 новелле Юстиниана – епископы избирались только клиром и знатнейшими из граждан. В IX веке при императоре Василии Македонянине издается «прохоренон» (878) и «эпаногога» (в 885 г.), по которым в избрании епископов стала участвовать только городская аристократия и государственная бюрократия; вместо одного кандидата предлагается три и вместо гласного расследования нравственных качеств кандидатов делается тайное, канцелярское расследование в течение 3-х месяцев. Прекращение выборного начала положено новеллами императора Алексея Комнена 1094 г. и 25 новелла 1107 г., на основании которых выборное начало было заменено составлением списков кандидатов на церковные должности, в которых должны отмечаться качества кандидатов на епископскую кафедру. Списки эти должны представляться императору и патриарху для замещения важнейших должностей 142 . Причиною прекращения выборного начала в Византии служит постепенное сокращение гражданских прав. При Валентиниане гражданин носил еще отпечаток древнего равенства; позднее, когда народ Византии, перестал быть народом Римских муниципий, на смену демократизма явилось аристократическое начало, и устраненный из государства и общества демократизм оказался подавленным и в Церкви 143 . Новым признаком «соборности» явилось бы, по мнению Аксакова, «единство и тожественность епископского достоинства и внесоборное невмешательство одного епископа в дело другого». 144 После подробного исследования о правах и взаимоотношении епископских должностей в древней Церкви Аксаков говорит, что «пребывая на почве церковного предания и канонов, необходимо всецело отказаться от самого принципа овозглавления поместных церквей, каким бы то ни было иерархическим лицом под каким бы то ни было наименованием. Допуская же возможность некоторого отступления от этой почвы, что было бы искажением самого понятия о Церкви и самого существа ее, необходимо отдать полное предпочтение монопапизму перед полипапизмом, единоглавию перед многоглавием...» 145 Поэтому Аксаков категорически высказывается против учреждения в России патриаршества (мотивировку своих взглядов на патриаршество Аксаков представил в статьях «Собор и патриархи» и «Патриаршество и каноны»). По существу «казалось бы совершенно безразличным, какое бы имя ни носил епископ главного города великой области, если на всю Россию при восстановлении в ней канонического церковного управления будем смотреть, как на таковую...» Но с представлением о патриархе неразрывно связано представление о посягательствах на единоличную власть и единоличный суд, о правом и левом хоре церковных сановников, поддерживающих величие и пышность патриаршего престола» – «представление, «свидетельствующее с одной стороны о вкрадывающейся под видом священнослужения

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Aksako...

Павликианский дуализм, пересилив аскетизм манихейцев, как видно, долее удержался в Болгарии. Учение павликиан, равно как и учение других ересей, не входит в очерк предлагаемой истории болгарской церкви. Мы приведем только главнейшие Факты и указания – с начала их появления и затем гонение, которое было воздвигнуто для искоренения этой ереси. Принимая два начала мира, доброе и злое, отвергая Ветхий Завет , как порождение начала злого, и уважая из книг новозаветных послания апостола Павла, павликиане с ожесточением восставали против церковного священноначалия и установленного богослужения, не признавая ни таинства крещения, ни таинства причащения. Константинопольские императоры: Константин Погонат, Лев Изаврянин, Михаил Куропалат, Лев Армянин и особенно императрица Феодора более других, известны преследованиями этой ереси. Ревности последней приписывают даже истребление до 100,000 павликиан. Деятельность византийского правительства не ограничилась этим и совершенное их подчинение случилось при Василии Македонянине. В последствии Иоанн Цимисхий, желая сделать из них выгодное употребление для империи, перевел значительную часть их во Фракию, в окрестности Филиппополя (970) для охранения границ от впадений болгар и руссов, грозивших Константинополю во время похода князя Святослава. Цимисхий, уклонившись от пути своих предшественников, дозволил им свободу верования; но это объясняется тем, что он был сам армянин (sic). Павликиане более всего распространялись по южным областям Болгарии. В первых годах XII в. они до того усилились, что все жители города Моглена были заражены их учением и только усилия Илариона, епископа могленского, успели остановить их. Есть свидетельство, что Иларион успел обратить к православию даже многим из павликиан. Болгарская церковь была обуреваема другою ересью, находившею себе прозелитов и в духовенстве и в боярских домах и среди простого народа. Ересь эта была известна под именем Богумилов. Новейшие исследователи этой ереси, основываясь на показаниях греческих писателей, полагают ее начало в первых годах XII в., когда богумилы сделались известны во Фракии и проникли в самую Византию.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Само название «Живоносный Источник» еще в IX в. было использовано прп. Иосифом Песнопевцем применительно к Божией Матери, а затем, когда оно закрепилось за мон-рем (не позже XIV в.), появилась и одноименная Богородичная икона (см. статью «Живоносный Источник» ). В поствизант. греч. мире этот образ стал очень популярен, и множество мон-рей и храмов были освящены в его честь. С эпохи Юстиниана местность, где располагался «Ж. И.» м., рассматривалась как предместье К-поля. Храм неоднократно реставрировался. По сообщению Псевдо-Кодина, имп. Ирина отремонтировала его после землетрясения ок. 790 г. ( Preger T. Ibid. P. 260). Страдая кровотечением, Ирина получила исцеление от недуга, выпив воды из источника, после чего сделала щедрые пожертвования мон-рю, включая мозаику с изображением себя и своего сына, имп. Константина VI. При имп. Василии I Македонянине (867-886) церковь также была перестроена и украшена мозаиками (вероятно, после землетрясения 869 г.) ( Theoph. Contin. P. 323). 7 сент. 924 г. храм был подожжен воинами болг. царя Симеона, осаждавшими К-поль, но затем быстро отреставрирован, т. к. в 927 г. там проходило венчание болг. царя Петра с внучкой имп. Романа I Лакапина Марией ( Cedrenus G. Comp. hist. T. 2. P. 304, 310, 371; Theoph. Contin. P. 406, 414). Визант. писателю Михаилу Пселлу (XI в.) были пожалованы в личное распоряжение доходы «Ж. И.» м.; там же для него была сооружена гробница ( Michael Psellus. Scripta minora: Magnam partem adhuc inedita/Ed. E. Kurtz, F. Drexl. Mil., 1941. Vol. 2. P. 221, 229). Сохранились сведения о том, что в 966 г. имп. Никифор II Фока присутствовал в храме Живоносного Источника на службе в день Вознесения Господня ( Cedrenus G. Comp. hist. T. 2. P. 371). По-видимому, это было обычной практикой придворного церемониала того времени. В кн. имп. Константина VII Багрянородного (912-959) «О Церемониях византийского двора» описана такая служба ( Const. Porphyr. De cerem. P. 101-104). Император прибывал по морю к Золотым воротам К-поля, садился на коня и продолжал путь по суше до баптистерия, где спешивался и переоблачался в отведенных ему покоях. Затем при входе в нартекс он ожидал приезда духовенства. Облобызавшись с патриархом, император входил вместе с ним в храм, и оба направлялись к алтарю. Помолившись перед престолом, василевс поднимался по правой лестнице на свою галерею и находился там во время литургии. Патриарх приносил императору причастие. По окончании службы император приглашал патриарха на обед в свою резиденцию.

http://pravenc.ru/text/182279.html

Совпала и память великаго труса, бывшаго в начале царствования Василия, когда и величайший храм Пресвятыя Богородицы в Сигме и другия многия церкви и частные дома упали. Здесь разумеется Василий Македонянин. Он воцарился 24 сентября 867 года, а 9 января 869 года (значит в начале царствования) землетрясение уронило купол церкви Пресвятой Девы, что в Сигме. То же и под тем же годом читается и в хронологии Муральта. 869 janvier 9. Un tremblement de terre renverse la coupole de léglise de la Sainte Vierge du Sigma. Вот вам два свидетеля месяцесловной правды, синаксарь Петра и хронология Муральта. А при двух свидетелях станет всяк глагол. Не относите же этот синаксарь в XI век. Ибо и при Василии II землетрясение было в Х веке, точнее, в 986 г. октября 26 дня, спустя 10 лет после воцарения его (976), а не в начале. 986. Oct. 6. Constantinople. Un tremblement de terre fait ecrouler une partie de la coupole de la grande église. (Muralt). Да и в этот раз, как видите, упала часть купола храма св. Софии, а не Богородичная церковь в Сигме. Вас упрекнул профессор Петров за то, что вы уменьшили древность месяцеслова, приложенного к златописному синайскому Евангелию царя Феодосия III (715 г.), отличного златописца, вообразив, что упомянутый в этой рукописи преподобный Петр есть Петр Галатийский, живший в конце 9-го века во дни царя Василия Македонского. Сей упрек вы заслужили вполне. Помилуйте, в названном месяцеслове под 7 февраля значится: преподобный отец наш Петр без прибавления галатийский, или антиохийский или александрийский; вот вам точная выписка оттуда: Μην τ ατ (φεβρουαρ) ζ μνμη το σου πατρς μν Πτρου. С чего же вы взяли, что это Петр Галатийский? Нельзя так пользоваться древнейшими рукописями, как пользуетесь вы. Ежели синайский месяцеслов 715 г. необыкновенно краток, это значит, что он весьма древен, т. е. написан тогда, когда еще мало было святых в христианских церквах и когда еще никто не делал сводных общецерковных святцев. А ежели он весьма древен, ежели он списан со старинного месяцеслова в 715 году, то под именем упомянутого в нем преподобного Петра надобно разуметь какого-либо древнейшего Петра, а не Галатийского, который жил гораздо позже переписки оного месяцеслова.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Вследствие особенных политических обстоятельств страны, уже с XI в. подпавшей под власть католической державы, весьма рано начала дей­ствовать в ней католическая пропаганда, а в XII в. в правление бана Кулина проникла сюда из Болгарии ересь патаренская и скоро заняла не только видное, но и гос­подствующее положение, так как большая часть банов и королей, а вместе с ними и высшее сословие или бояр­ство были патаренами. Подобно Боснии, и Герцеговина (древ­няя Захолмия 129 ) была и остается страною печального троеверия. Собственною верою захолмцев, также как и босняков, было православие (принятое ими от греческого пра­вославного духовенства в половине IX в. при императоре Василии Македонянине); но так как в отношении госу­дарственном они переходили из рук в руки между соседями православными и католическими, то вместе с православием явилось у них католичество. Соседство с Боснией, превратившееся с первой половины XIV столетия в прямую зависимость от неё, доставило им патаренство. После турецкого завоевания патарены боснийские и герцеговинские приняли мухаммеданство, так что большая часть нынешних мусульман в Боснии и Герцеговине (осо­бенно та часть их, которая представляет собою класс землевладельческий или дворян), суть потомки исчезнув­ших еретиков. – Если под турецким игом православ­ные много страдали от происков латинской пропаганды и от мусульманского зверства, то и ныне не менее, если не более, приходится страдать православной боснийско-герцеговпнекой церкви под немецко-иезуитским гнетом Австрии... Число жителей в Боснии и Герцеговине не велико сравнительно с обширностью этих областей, так как они редко населены. По статистическим данным австрийской переписи 1895 г., в Боснии и Герцеговине насчитывалось 1.591,036 душ (1.361,868 в Боснии и 229,168 в Герцеговине). В это число входили и 22,944 чел, военного австрийского гарнизона, так что собственное население двух славянских провинций выражалось цифрою 1.348,581 в Боснии и 219,511 в Герцеговине. По вероисповеданиям население делилось так: в Боснии православных 598,357, мухаммедан 492,497, католиков 245,954, евреев 7,988, евангелического веро­исповедания 3,581 и других вероисповеданий 254; в Герце­говине -православных 74,889, мухаммедан 56,185, католи­ков 88,188, евреев 225, еванг.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Так, по новелле Констанина VII Багрянородного (издана в 947 г .), в случае незаконного отчуждения участка он возвращался законному владельцу абсолютно даром, без компенсации стоимости возведенных за время незаконного пользования строений. При Василии II Македонянине (976–1025) отменяется срок давности для узаконивания владения недвижимостью. С коррупцией зачастую боролись беспощадно: стоит вспомнить пример императора Феофила (829–842), который по обвинению в оскорблении величества сжег живым префекта Константинополя Никифора только за то, что он отнял у одной вдовы корабль с товарами, а своего шурина за отнятие участка земли у другой вдовы приказал подвергнуть бичеванию. Подобные жесткие рамки мешали динатам развернуться, к тому же манил пример западноевропейской знати с ее иммунитетом, привилегиями, возможностью бесконтрольно обогащаться и усиливаться. И после смерти Василия II, череды слабых правителей и военных мятежей Византия вступила на феодализированный путь развития с закрепощением земледельцев, установлением пронии – наследственного держания земли с крестьянами (нечто вроде западного бенефиция), щедрой раздачей государственного имущества динатам. Следствием явилась гибель стратиотского ополчения – войска свободных мелких собственников, но при этом Византия так и не создала своего рыцарства. Паллиативом явились наемные дружины франков, варягов, турок. Результат использования наемников стал плачевным: во время штурма Константинополя крестоносцами в 1204 году варяжская гвардия императора Алексея V Мурзуфла стояла в центре города в боевом строю и… требовала от императора денег. Денег не нашлось – город был взят. Другой пример – Каталонская смута: чтобы избавиться от турок, грабивших Малую Азию в 1304 году, пригласили рыцарей-каталонцев. Те прогнали турок, но потребовали неимоверную плату за свои услуги. В ссоре погиб их предводитель Рожер де Флер, и каталонцы, мстя за него, целых десять лет опустошали византийские владения почище турок. Не боятся ли подобных последствий апологеты так называемой профессиональной высокооплачиваемой армии, которая в любой момент может стать армией наемной и перейти на содержание того или иного олигарха, может быть скуплена вероятным противником Российской Федерации или просто откажется сражаться, если в казне не окажется денег? Приватизация по-византийски обогатила не только своих магнатов, но и иностранцев, которым императоры были вынуждены уступать различные привилегии в обмен на помощь.

http://pravoslavie.ru/1217.html

Храм был серьезно реконструирован в VI в., при имп. Юстиниане I (527-565) ( Procop. De aedif. I 4), но на 2-й год правления имп. Льва III Исавра (717-741) здание обрушилось. Известна городская легенда, будто имп. Лев разрушил некие статуи (в частности, статую под названием Тризодон (Τρζωδον), изображавшую 3 животных (зодиакальные знаки?)), находившуюся в подземных помещениях храма, где вероятно проводились астрологические вычисления (Patria CP. Pt. 2. P. 198). Видимо, здание простояло в полуразрушенном виде до 2-й пол. IX в., когда было вновь отстроено при имп. Василии I Македонянине (867-886). Скорее всего после этой реконструкции Мокион был преобразован в мон-рь, известный из дальнейшей истории К-поля; мн. императоры Македонской династии и династии Комнинов делали вклады в эту обитель. 11 мая 903 г. в храме произошло покушение на имп. Льва VI Мудрого (886-912): некий злоумышленник ударил императора по голове и ранил его. Мокион неоднократно упомянут в трактате имп. Константина VII Багрянородного (913-959) «О церемониях византийского двора»; в тексте изложен и порядок процессии в день Преполовения Пятидесятницы, когда императоры посещали эту церковь ( Const. Porthyr. De cerem. I 17; II 55). Подробных описаний храма не сохранилось, но по косвенным сведениям можно заключить, что это была очень большая и богато украшенная постройка. Когда Никита Хониат († нач. XIII в.) хочет подчеркнуть величие храма арх. Михаила в г. Хоны, он пишет, что храм во имя архангела превосходил красотой храм во имя Мокия ( Nicet. Chon. Historia. P. 20). Мокион посетил рус. паломник Антоний, архиеп. Новгородский, ок. 1200 г. Он поклонился мощам сщмч. Мокия и покоящимся рядом мощам прп. Сампсона Странноприимца (Книга Паломник. С. 26). Однако Стефан Новгородец, побывавший в К-поле ок. 1350 г., уже не упоминает этот храм. Его судьба при крестоносцах, захвативших К-поль в 1204 г., неизвестна, скорее всего он был ими разграблен и разрушен. При имп. Иоанне V Палеологе (1341-1391) обломки Мокиона использовались для починки городских стен.

http://pravenc.ru/text/2564030.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010