Мотив борща характерен и для широко распространенных детских песенок о дожде: «Дощику, дощику, зварю тоби борщику. Мени каша, тоби борщ, щоб ишов густиший дощ»; «Иди, иди, дощику, в поливъяным горщику». Иногда украденные горшки сначала разбивали, а затем черепки бросали в колодец. В Полесье с целью вызвать дождь исполнялся ритуал похорон лягушки: во время засухи дети ловили лягушку, убивали ее, убирали ее в одежду из тряпочек, клали в коробок, голосили по ней, как по покойнице, и закапывали у криницы; на «могиле» чертили рукой крест. Вместо лягушки могли убивать какое-нибудь другое маленькое животное или насекомое – рака, ужа, медведку, вошь и т. п. Ужа и насекомых иногда подвешивали на дереве или заборе. Верили, что после этого пойдет дождь. Еще более прямой магический смысл имели обрядовые обливания водой во время засухи. Люди обливали друг друга водой, говоря: «Как на тебя льется вода, так чтобы дождь обливал землю» (Житомирщина). Это делали у реки или у колодца. Иногда обливали лиц, которые, по народным представлениям, обладали особой магической силой: беременную женщину (символизирующую Мать Сыру Землю), пастуха (повелителя земного стада, способного воздействовать на небесные «стада» туч), попа (тот же символ пастуха-пастыря). В Полесье обливали также углы хаты. Обливание могло носить и «искупительный» характер, его применяли тогда, когда причиной засухи считали нарушение определенных запретов. Так, на севере Житомирщины засуху объясняли тем, что какая-нибудь женщина в селе на Благовещение, вопреки строгому запрету, пекла хлеб. Тогда, чтобы искупить этот грех и снять наказание (засуху), три женщины собирались, брали каждая по два ведра воды, шли в дом к «виновнице», выливали всю воду посреди хаты и обливали снаружи углы дома, а кое-где обливали саму женщину. Искупительный характер носил и обряд поливания водой (или разрушения) могилы нечистого заложного покойника, если он, в нарушение запрета, похоронен на кладбище. Иногда такую могилу раскапывали, а труп бросали в реку. В Полесье похищали у кого-нибудь из соседей рушник с икон, замачивали его в воде и вешали на прежнее место (втайне от хозяйки). Помогала от засухи и марля, которой подвязывали челюсть покойнику: ее несли в поле, там жгли и просили: «Нам, Господи, пошли дождик!» В Полесье и прилегающих районах Белоруссии и Великороссии для вызывания дождя совершали обряд «пахания реки»: во время засухи пахали или боронили высохшее русло реки или просто протаскивали по дну плуг. Символическое пахание могли производить и прямо на мелкой воде: в Суражском у. «выбирали красивую девочку в возрасте 15 лет, раздевали ее донага, увешивали ее венками и заставляли в таком виде боронить воду».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но в этих некоторых недочетах и несовершенствах, доставленные о.о. благочинными сведения о расколе в общем во всяком случае являются материалом в достаточной степени достоверным, и потому составленный нами, на основании его (и некоторых др. источников), обзор Черниговского раскола представляет собой изображение действительного состояния современного раскола в Черниговской епархии, и он может быть пригоден не только в качестве справочной книжки для лиц, заинтересованных расколом означенной епархии, но и вообще как небезынтересная страничка из истории современного старообрядческого раскола в России. От автора Раскольническое население Черниговской епархии, на сколько сделалось известным из собранных в 1900 году сведений, исчисляется в 62385 человек, из которых мужского пола 30123 и жен. п. 32262. Главнейшим образом поселения раскольников сосредотачиваются в уездах – Новозыбковском (м. п. 1476 и ж. п. 15942, всего 30708 чел.), Стародубском (м. п. 5599 и ж. п. 6111, всего 11710), Суражском (м. п. 4976 и ж. п. 5202, всего 10178) и Городнянском (м. п. 4260 и ж. п. 4489, всего 8749); в прочих же уездах епархии раскольническое население очень незначительно и исчисляется десятками и редко сотнями (во всех уездах м. п. 522, ж. п. 518, обоего 1040). Издавна посады и слободы Черниговской епархии с раскольническим населением известны под общим именем «Стародубья» или «Стародубского края» не потому только, что Стародубский уезд занимает видное место (втрое, – после Новозыбковского) по количеству населяющих его раскольников, но и потому, главным образом, что первому насадителю и организатору раскола в этом крае, известному беглому попу Кузьме, довелось поселиться в Стародубском уезде в п. Понуровке, под покровительством одного стрелецкого сотника Гавриила Иванова, так что первоначальная история раскола в этом крае, дов. обильная событиями, приурочивается именно к Стародубскому уезду. Так как раскол в Стародубский край был занесен беглым попом, то понятно, что первоначальной формой Стародубского раскола была беглопоповщина, – и действительно, Стародубье в свое время в истории беглопоповщины сыграло весьма важную роль. Но в настоящее время первое место как по важности значения, так и по количественному положению принадлежит в Черниговском расколе не беглопоповщине, а новоизобретенной поповщине по австрийскому священству.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

И вот г-н Швецов снова поселился у лжеепископа Сильвестра в Полосе, и опять идут сюда толпами стародубские раскольники – видеть батюшку отца Арсения, сего нового страдальца якобы за правую веру, и насладиться его беседами, укрепляющими их в преданности расколу. Но теперь г. Швецов уже не ограничивается тем, что принимает посетителей; он и сам разъезжает по слободам, где раскольники принимают его с большим почетом. В мае месяце он ездил напр. в Елионку, благодарить Гусева за его великие благодеяния, был в Воронке, в Лужках; а в Клинцы ездит даже и почасту, служить здесь в качестве священно-инока и поучает народ крепко держаться мнимого «древлеправославия», т.е. раскола, при чем не стесняется сам себе восписывать похвалы, выставляя себя непобедимым в состязаниях с «никонианскими» миссионерами и всегда готовым на эти состязания. На месте оказался любитель таких состязаний, – суражский предводитель дворянства г-н Листовский, – и предложил Швецову устроить беседу о вере. Швецов охотно согласился, смело рассчитывая запутать своими хитросплетениями дилеттанта-собеседника и порисоваться своими знаниями перед «интеллегентным» человеком и перед публикой, какая соберется на это любопытное состязание. 18-го мая, по соглашению с г. Листовским, он приехал на беседу с ним в Клинцы, и целые два дня ожидал собеседника; но этому последнему воспрепятствовали прибыть на беседу какие-то служебные обязанности. Швецов уехал, разумеется, весьма недовольный тем, что такой удобный случай порисоваться и похвастаться своим ораторским искусством, да еще перед людьми «интеллигентными», ускользнул от него. Совсем иначе поступил г-н Швецов, когда ему предложили явиться на беседу люди действительно опытные в собеседованиях с раскольниками, – местные миссионеры о. И. Рябухин и его товарищи. Любопытно, что устроить беседу между ними очень желали и сами клинцовские старообрядцы, вероятно, под влиянием хвастливых рассказов Швецова о своей непобедимости в состязаниях с миссионерами. Об этом своем желании они прямо заявляли православному приходскому священнику в Клинцах о.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Это составляло Землю. Это-то сознание Земли выражается в актах, словами: Русская Земля, Полоцкая Земля, Ростовская Земля, Новгородская Земля. В том же значении даётся это название и чуждым соседним странам. Таким образом, после показанных нами, отделённых уже заранее, Славян Ильменских под видом Великого Новгорода; – Кривичей, в видах Земель: Смоленской и Полоцкой со всей зависимой от понятия о Земле системой Белорусских княжений, и наконец переходной Псковской народности с территорией, прилегавшей к озеру, – мы встречаем среднюю Великорусскую народность в двух отделах, составивших понятия о Землях: Землю Ростовско-Суздальскую и Землю Вятскую (Вятичей). Между народностями их должно было издревле существовать различие. В Ростовско-Суздальской Земле славянское население, вероятно, наплыло туда из Новгородской Земли, посунулось из соседней Вятской и дополнилось переселенцами с юга, которые шли туда в толпах княжеских дружин, по разделении Русского мира на отдельные княжения. Эти славянские пришельцы смешались с туземцами Восточно-Финского племени, и из такой смеси образовался Великорусский народ. Самобытность этой Земли ясно обозначается в летописях с половины XII века. Земля Вятичей разделялась в этнографическом отношении на две ветви: Восточную или Рязанскую, и Западную, населявшую берега Оки с её притоками, была соединена, по княжескому управлению, с Северскою Землею, но потом, когда попущена была свобода народным элементам, она начала выделяться и приняла естественное очертание. Рязань стала центром, около которого группировались другие части. На юго-запад от Земли Вятичей мы встречаем Землю Северскую, которая также разделялась по народностям на две половины: Черниговскую и Новгород-Северскую. До нашего времени этот народ остался со своими чертами, напоминающими древнее саморазделение его. Нужно только взглянуть пристальнее в народные черты уездов: Суражского, Мглинского, Стародубского и других Задесенских, до самого Чернигова: по наречию, по образу жизни, даже по физической структуре, народ этот составляет средину между Южнорусским, Великорусским и Белорусским.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Радуйся, Милостивая, яко устроила еси тихое пристанище ищущим спасения; Радуйся, исцелений богатство изливающая; Радуйся, хотящим жити в преподобии, путь правый показующая; Радуйся, теплая Ходатаице о живущих в обителех Твоих; Радуйся, яко в келиях монашеских на молитву наставляеши; Радуйся, яко иконою Твоею от всяких бед нас ограждаеши; Радуйся, к трудолюбию и послушанию наставляющая; Радуйся, маловерныя и заблуждшия вразумлящая; Радуйся, горе к Небесным сокровищем ум наш возводящая; Радуйся, яко к добродетельному житию ревностно возбуждаеши; Радуйся, яко любовь к Богу в сердцах наших насаждаеши; Радуйся, яко без Своего попечения нас не оставляеши; Радуйся, Помощнице наша, иконою Твоею Новодворскою в напастех нам помогающая. Кондак 6 Проповедник неизреченных чудес Твоих, Владычице, явися новый соборный храм обители Суражской, иже пренесе Тя крестным ходом епископ Феодосий. Мы же, радующеся Твоей неизреченной милости и заступлению, со умилением зовем Богу: Аллилуиа. Икос 6 Возсия благодатный свет от цельбоносной иконы Твоея, Пресвятая Мати Дево. Мы же, слыша и видеша величие чудес, со умилением взираем на сию предивную икону, яко на Пресветлое лице Самой Пречистой Девы, и воспеваем таковая: Радуйся, наша неизменная Заступнице; Радуйся, наша Надеждо и Покровительнице; Радуйся, чудным взором Твоим нас ко спасению призывающая; Радуйся, яко сердца наша радостию исполняющая; Радуйся, ликом Твоим тьму земную разгоняющая; Радуйся, таинственная Лествица нас к Горним поднимающая; Радуйся, жаждущих истины напояющая; Радуйся, сердце всеобъемлющее и всепрощающее; Радуйся, заключенные двери райские нам отверзающая; Радуйся, Покрове, от треволнений житейских нас покрывающая; Радуйся, Сыну Твоему молитвы и прошения наша возносящая; Радуйся, с верою припадающих к иконе Твоей просимое подающая; Радуйся, Помощнице наша, иконою Твоею Новодворскою в напастех нам помогающая. Кондак 7 Хотя соделати землю Русскую причастной благодати великих чудес, иконою Твоею Новодворскою изливаемых и бываемых, Пречистая Владычице, благослови ею архиепископ Черниговский Лазарь обитель Каменскую Успенскую. Мы же, дивяшеся особому заступлению Твоему, Владычице, со слезами благодаря Бога, взываем: Аллилуиа. Икос 7

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Таким образом прекратились действия по сему предмету князя Куракина. О возобновлении типографии в посаде Клинцовском ни от него ни от преемника его, генерал-губернатора князя Лобанова-Ростовского, по Черниговской губернии никаких распоряжений после того до 1811 года не было. На представление черниговского губернского правления по просьбе, поданной в 1811 году сыном уже умершего тогда Федора Карташева, Акимом Карташевым, о возобновлении в посаде Клинцовском типографии, последовал указ святейшего синода от 28-го июня 1812 года. В этом указе, между прочим, сказано: „Распоряжение синода по сему предмету было сообщено бывшему малороссийскому генерал-губернатору князю Куракину в 1803 году, и притом препровождена из дела записка. Ныне же, по открытии в Клинцовском посаде типографии, производящей печатание старообрядческих книг на девяти станах, оная, как без дозволения существующая, со всеми принадлежащими к ней инструментами и найденными книгами, советником черниговского губернского правления Изюмовым запечатана и поручена надзору суражского земского суда, а сам он, Карташев, но явке его к малороссийскому генерал-губернатору с просьбой о дозволении ему иметь типографию и производить в ней печатание старообрядческих книг, был им, губернатором во всех предметах, по сему случаю, со всею снисходительностью, которая в таковых делах требуется, допрошен», и так далее. Что касается до двух станов и прочих при них инструментов и литер, заарестованных в 1799 году и оставленных у черниговского полицеймейстера, то из дел черниговского губернского правления видно, что они поступили в губернские типографии, черниговскую и полтавскую, и там перелиты на гражданские литеры. Существовавшие девять станов в клинцовской типографии Карташевым и его отцом были учреждены вновь. „Рассматривая все обстоятельства дела сего, я нахожу, — писал в святейший синод черниговский генерал-губернатор: — 1) что открытая ныне в Клинцовском посаде купца Карташева типография существовала с 1805 года, не только без всякаго дозволения, но и без ведома о ней начальства и без надлежащаго надзора, повеленнаго волею монаршею; 2) печатание в ней книг производимо было без всякаго свидетельства и исполнения распоряжений св.

http://azbyka.ru/fiction/ocherki-popovsh...

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  5.0 из  5) Приложение. Записка о старообрядских типографиях в Клинцах, Махнове, Янове, Майдане Почапниецком Старообрядцы в XVII столетии чувствовали большую нужду в богослужебных книгах. Как известно, они принимают книги лишь напечатанные в Москве до второго лета патриаршества Никона, то есть до 1654 года, когда был издан „Служебник», заключающий первые, по мнению их, „новшества никонианския». Во времена Никона и его преемников, особенно при Иоакиме, книги первых пяти патриархов, при замене их исправленными, отбирались от церквей и монастырей и истреблялись. То же было и при Петре I. У сибирских раскольников сохраняется предание, будто этот государь столько сжег старых книг, что когда „пепел приказал лопатой развеяти, и подгребли (медных) застежек от книг сорок пуд». Конечно, это преувеличено, но основание сказанию есть. Со времен Екатерины II, когда крутые и фанатические меры против раскольников были прекращены, они стали печатать самые необходимые для них книги в тогдашних польских областях, преимущественно же в тамошних православных монастырях, имевших типографии с церковнославянским шрифтом. Так, например, в 1767 г. был перепечатан иосифовский „Часослов», а в 1780 „Псалтырь» в Супрасле (близ Белостока). Когда были разрешены Екатериною II „вольные типографии», старообрядцы, клинцовские купцы: Железников, а потом Федор Карташев, с дозволения новгород-северского наместнического правления, завели в посаде Клинцах типографию для печатания „переводов», то есть перепечаток до-никоновских, московского издания, богослужебных книг. Сначала Карташев приставлял к книгам своей клинцовской печати „выходы», в которых говорилось, будто они напечатаны с указного дозволения польского короля Станислава-Августа (Понятовского) в Почаеве, в Гродне, в Супрасле, в Вильне и пр., а с 1786 года стал печатать с означением, что книга печатана в Клинцах, с дозволения суражского нижнего земского суда. Но некоторые книги все-таки печатались с выходом супрасльским,  а другие, как, например, „Зонар», „Соловецкая», „Челобитная», „Скитское покаяние» и др., вовсе без выхода. Карташев печатал, кроме книг, венчики и разрешительные молитвы, полагаемые на умерших. Произведения его типографии отвозились в Москву, а оттуда распространялись по всей России. Это дело доставило в скором времени Карташеву значительное состояние.

http://azbyka.ru/fiction/ocherki-popovsh...

Разделы портала «Азбука веры» 13 Май 2022 Правозащитный интернет-проект «Сетевые свободы» изучил судебные акты по делам о военной цензуре (статья 20.3.3 КоАП) и обнаружил, что по самой актуальной сегодня политической статье в России суды, хоть и нечасто, но признают невиновность. В настоящее время известно как минимум о 17 постановлениях о прекращении производства по делу. Ниже приведены некоторые из них. 7 марта 2022 года Суражский суд Брянской области прекратил К., которая была задержана за демонстрацию плаката в виде листа бумаги размером 84,5х66 с надписью «НЕТ ВОЙНЕ». Суд не усмотрел признаков дискредитации ВС РФ и призывов к воспрепятствование в их использовании в действиях К., указав, что умысел К. «был направлен на публичное отрицание военных действий, как таковых, не связанных прямо со специальной воинской операцией ВС РФ на территории Украины». 14 марта Советский суд Липецка прекратил дело при следующих обстоятельствах. К. была задержана за то, что развернула плакат в виде листа бумаги, размером 40х60, на котором была размещена надпись «НЕТ ВОЙНЕ, алчность отравила души людей, разделила мир ненавистью, ввергла нас в страдание и кровопролитие». Суд указал: «Сам по себе плакат, изъятый у К., с учетом обстоятельств произошедших событий, а именно, отсутствия со стороны К. каких-либо действий, направленных на дискредитацию использования ВС РФ в целях защиты интересов РФ и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, бесспорно не свидетельствует о совершении ею состава правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.3.3 КоАП РФ». 7 апреля Липецкий областной суд отказал полиции в жалобе на это постановление. 16 марта Кировский суд Уфы прекратил дело М. за публичную «демонстрацию значка “Нет войне!”, в том числе высказывание сотрудникам полиции мнения против проведения ВС РФ специальной операции на Украине». Суд указал, что на изъятом значке написан призыв против абстрактной войны, безотносительно к какой-либо стране или народу. Что касается высказывания «Слава России и Украине слава!», то данная фраза, по мнению судьи, также не порочит Вооруженные силы России и не направлена против спецоперации Вооруженных сил РФ на территории Украины, а также против России и Украины, народов этих стран», отметил суд.

http://azbyka.ru/news/po-kakim-osnovanij...

В 1862 г. положено было начало ученической библиотеке при Черниг. Семинарии. В основание библиотеки Владыка немедленно пожертвовал все свои сочинения. Этою мерою развита в воспитанниках любовь к чтению, дотоле довольно не сильная. В ноябре 1865 года предложено было Владыкою открыть с 1866 года при Черниговской семинарии педагогические классы, для приготовления воспитанников семинарии к успешному занятию в сельских приходских школах. 4) Открытие новых учебных заведений а) Духовное училище в Стародубе Духовенство четырех северных уездов епархии, Стародубского, Новозыбковского, Мглинского и Суражского, как слишком отдаленных от епархиального города, давно уже питало желание, чтобы в их крае открыто было духовное училище, которое сблизило бы их с детьми их. Желание это осуществилось скоро по приезде Преосв. Филарета на Черниг. Епархию. Во второй половине 1861 года уже собран был капитал, пожертвованный духовенством епархии, для открытия в Стародубе духовного уездного училища; немедленно был куплен там за 4000 руб. дом, а 1-го октября того же года уже совершено было открытие училища. Дети названных четырех уездов, учившиеся до тех пор то в Чернигове, то в Новгороде-Северске, получили с этого времени возможность продолжать свое учение в Стародубе, и таким образом они были сближены с своими родными. Открытие этого училища встретило во всех сословиях тамошнего края живое сочувствие 1 . В 1864 году, по предложению Владыки, духовенство Стародубского и смежных с ним трех уездов изъявило готовность образовать ежегодными взносами страховую премию, чтобы обезопасить от огня здания Стародубского духовного училища. б) Училище для девиц духовного звания, в Чернигове Еще большую нужду испытывало духовенство всей епархии в училище для воспитания своих дочерей. И только с приездом Преосв. Филарета, явилась мысль об открытии училища для девиц духовного звания; изыскиваемы были все средства к скорейшему составлению капитала; пожертвования поступали не только деньгами, но даже зерновым хлебом и мукою, которые потом причты церковные, вместе со старостами, продавали в городах, или торговых местечках, по ценам по возможности выгодным, избирая для этого самое благоприятное время.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Погода была очень ветреная и холодная, и меня сильно продуло опять в то же больное правое плечо. По возвращении домой, я стал ощущать такую сильную боль, что еле поворачивал головою и совсем не мог поднимать вверх правой руки для осенения себя крестным знамением. Так продолжалось до 28 декабря. Ночь под 28 декабря проведена была мною очень тревожно, нельзя было ни повернуться, ни заснути», и даже трудно было говорить. Встав с трудом рано утром 28 декабря с помощью постороннею и не имея чем помочь себе, вспомнил я про святителя Феодосия Углицкого, мысленно перенесся к нетленным его мощам и просил его о помощи и ходатайстве за меня пред Господом Богом. Нс имея возможности, – так была сильна боль, – поднять руки, чтобы осенить себя крестным знамением, я стал читать тропарь, составленный в честь сего святителя, – и что же!... неожиданно поднимаю правую руку для креста и чувствую, что боли почти незаметно в плече. Сначала мне показалось это невероятным. Поднимаю руку вторично для креста и – о, чудо! – боли совсем не ощущаю. Поблагодарив мысленно Бога ιι святителя Феодосия, я обратился к жене и рассказал ей, что святителю Феодосию угодно было явить свое предстательство за меня и показать на мне свое милосердие, послав мне быстрое исцеление. После сего прошла и боль головы. В благодарность Богу и святителю Феодосию я порешил, чтобы все члены моего семейства утром и вечером в числе молитв читали тропарь и кондак святителю Феодосию Углицкому, Черниговскому чудотворцу, совершившему чудо на мне грешном». 65) Тот же священник доставил сведение об облегчении болезни – удушья, по молитвам к святителю Феодосию, крестьянина дер. Горок, Чериковского уезда, Могилевской губернии, Ивана Феодорова. 66) Вышеупомянутый священник села Кузнецов, Суражского уезда, о. Георгий Россинский, заявил следующее: «15-го февраля 1891 года, вследствие простуды, заболела четырехлетняя дочь моя Вера; 16 февраля, при освидетельствовании больной фельдшером, жар у нее был 38° по Ц.; пульс – 160 ударов в минуту.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010