Все вышеизложенные обстоятельства, именно – многочисленность окружнического общества в Клинцах, руководимого главарями – купцами, два окружнических монастыря, в которых проживает довольно многочисленная братия, и, что особенно важно, постоянное пребывание в одном из них окружнического архиерея, две богатые меленные, в которых совершается торжественно служба тремя попами, иногда во главе с своим архиереем, – все это и придает посаду значение духовно-церковного центра окружничества, тем более, что Клинцовские окружники не встречают себе какого-либо ослабляющего действия со стороны других раскольнических толков, и потому живут сплоченно правильно организованною жизнью. В виду сказанного, раскольники пос. Клинцов почти совсем не поддаются миссионерскому на них воздействию, как и отмечено в рапорте благочинного округа Суражского уезда, в котором, между прочим говорится, что «хотя из раскольников и присоединяются ежегодно от 5 до 1 человек к православной церкви, но все это случаи единичные, не имеющие значения к ослаблению раскола». Впрочем, в том е рапорте отмечено и отрадное явление в мире Клинцовского раскола. В рапорте сообщается, что с открытием в посаде Отделения ведутся частные беседы с раскольниками, и с распространением из него полемических против раскола книг, побуждается среди раскольников некоторое оживление, а в некоторых из них более критическое отношение к своему религиозному положению, так что благодаря влиянию частных бесед в книжном складе и чтению из него книг было даже два случая присоединения из раскола к православию. Не менее, если не более, важным по значению среди окружичества (только с другой стороны) является и другой центр его – город Новозыбков. По численности принадлежащих к окружничеству раскольников, Новозыбков немного уступает Клинцам, именно – в нем насчитывается окружников 5273 чел. (м.п. 2311 и ж.п. 2962), но на ряду с окружниками в Новозыбкове имеется порядочное количество противоокружников и очень значительное число беглопоповцев. Подобно тому, как и в Клинцах, окружники г. Новозыбкова принадлежат в громадном большинстве к мещанскому сословию, и только незначительная часть их – купцы. По роду занятий Новозыбковские раскольники – ремесленники – кузнецы, столяры, прядильщики и сапожники и, частью, огородники и садоводы. Что касается купцов, то более крупные из них в последнее время стали заниматься покупкой имений в черноземной полосе, куда и выезжают иногда на жительство. Окружническому толку в г. Новозыбкове принадлежат самая богатая и многочисленная по количеству прихожан моленная, под названием Шведовская, находящаяся на Тростанской улице, в доме Шведова. Попом в этой моленной давно состоит Городнянский мещанин, известный Ефим Павлов Мельников, отец еще более известных братьев Василия, Федера и Ивана Мельниковых. Попечителями означенной моленной состоят Новозыбковские купцы – миллионеры Павел Абросимов и Ефим Петухов.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Труда положено было на увещание очень много. Иногда ему приходилось проводить целые ночи за убеждением упорствующих, иногда – выбывать в их дома, чтобы там лучше повлиять на них. Приходилось действовать не всегда одними научными доводами в пользу истинности православной церкви. Когда эти доводы оказывались недостаточно убедительными для униатских иереев, – выдвигались аргументы другого рода. Витебско-Задвинского благочинного Клодницкого заставили слушать вразумление Лужинского, сознать неосновательность учения римской церкви, чистосердечно выразить свое сочувствие делу воссоединения и выдать подписку.. «опасности за некоторые беспорядки в его благочинии», сделавшиеся Лужинскому известными 460 ; на других имело «влияющую силу архиерейство Лужинского, почти с неограниченной властью над духовенством» 461 . Как бы то ни было, из подвергавшихся убеждениям Лужинского 462 , очень немногие отказались выдать подписки. В Лепельском уезде таких оказалось 18: два благочинных: Лепельский – Точицкий и Бабыничской – Иаков Никонович, протопресвитер, священник Чашницкой церкви Захария Марковский и 15 священников; в Суражском – настоятель Тадулинского монастыря Сил Буковский 463 ; из Витебских градских –священники: Троицкой церкви – Богданович, Никольской – Кулик и Заручево-Воскресенской – Стратонович 464 ; в Дриссенском – трое: священники Освейской, Стрелковской и Церковнянской церквей 465 . Упорствовавшие были наказаны: два Лепельских благочинных и протопресвитер Марковский были отрешены от мест, a 15 священников отправлены в Полоцк для обучения, под руководством прот.Конюшевского, служению по московскому служебнику; Витебские градские и Дриссенские были преданы консисторскому суду 466 . Но устремив всю свою энергию на добывание подписок, пр.Василий во время ревизии не уделил достаточного внимания преобразованиям церквей, согласно постановлению 7-го февраля. Правда, 28-го августа, находясь в пути, он сообщал Хованскому о своих распоряжениях по этому предмету. «Находясь в Могилевской и Витебской губерниях для посещения церквей и монастырей, я входил», – пишет он, – «в ближайшее обозрение употребляемых церковных одежд по примеру заведенного порядка в Софийской Полоцкой кафедральной церкви, найденные римские диаконские ризы велел переделать на стихари, где же таковых при сельских церквях не было, велел по возможности, соответственно нуждам, приобресть; сосуды, свойственные римлянам, оставить без употребления и следовать неукоснительно обрядам гр.-восточной церкви в богослужениях и поучениях: а вместе с сим удостоверился, пока предпринимаемые Коллегией и митрополитом меры не будут введены, дотоле духовенство без книг богослужебных и особого наставления будут оставаться в недоумении греческих обрядов 467 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

В возрасте восьмидесяти лет по прошению он был пострижен в схиму с именем Паисий и с присущей ему ревностью подвизался в схимнических трудах. После закрытия Глинской пустыни о. Паисий перешел в Троице-Сергиеву Лавру, где также пользовался большим уважением братии, но в скором времени он почил там о Господе. Иеросхимонах Василий (в монашестве Вонифатий, в миру Иван Андреевич Морин) родился 10 сентября 1878 года в селе Лошаковка Суражского уезда Курской губернии в крестьянской семье 1895 . Рано проявилось в нем стремление к иноческой жизни; уже в семнадцатилетнем возрасте он поступил в Белогорскую Николаевскую пустынь 1896 . В 1909 году Иван был пострижен в монашество с именем Вонифатий, а через четыре года рукоположен епископом Белгородским Никодимом (Кононовым) в сан иеродиакона 1897 . В 1915 году по указу Курской Духовной Консистории о. Вонифатий был перемещен в Глинскую пустынь 1898 . Переход в прославленную обитель способствовал его быстрому духовному возрастанию. Он получил великую пользу от ежедневного откровения помыслов старцам, от их советов и наставлений. Простой и бесхитростный, о. Вонифатий, исполняя все повеления Глинских наставников, преуспевал в духовной жизни. Архимандрит Нектарий (Нуждин) писал, что «иеродиакон Вонифатий качеств очень хороших» 1899 . В 1919 году он был рукоположен во иеромонаха и в 1922 году епископом Рыльским Павлином (Крошечкиным) награжден набедренником 1900 . После закрытия Глинской пустыни о. Вонифатий жил на родине. С 1930 по 1938 год он служил священником в церкви села Ворошба Суджанского района Курской области 1901 . Твердая вера сообщала всей его деятельности характер глубокой убежденности. Постоянное созерцание Бога внутренним оком веры, как Всеблагого Помощника, Всемогущего Защитителя и Премудрого Указателя пути в Его Царствие, давало о. Вонифатию силы к победе над искушениями, к мужественному перенесению напастей и бедствий и к выполнению своего назначения на земле. И своих прихожан о. Вонифатий учил веровать в Бога, то есть иметь живую уверенность в Его бытии и свойствах, признавать умом и сердцем все то, что Сам Бог сообщил нам о Себе в Своем Откровении. Отец Вонифатий говорил, что человек все может потерять в этой жизни, но пока остается в нем вера, жизнь еще впереди. Однако к вере реальной способна только та душа, которая решительным произволением отверглась греха, направилась всей своей волей и силой к Божественному добру. Это возможно путем подвига очищения души от всякой скверны, путем покаяния, к чему он и призывал паству.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

п. (см. о них: Тихонравов Н. С. Отреченные книги Др. Руси// Он же. Соч. М., 1898. Т. 1. С. 243; Симонов Р. А., Турилов А. А., Чернецов А. В. Древнерус. книжность: Естественнонаучные и сокровенные знания в России XVI в., связанные с Иваном Рыковым. М., 1994. С. 84-85; Морозов Б. Н., Симонов Р. А. Календарные мотивы «Учения Кирика» (1136 г.) у Ионы Соловецкого (посл. четв. XVI в.)//Россия в X-XVIII вв. Проблемы истории и источниковедения: Тез. докл. и сообщ. 2-х чт., посвящ. памяти А. А. Зимина. М., 1995. С. 363-369; Романова. 2002. С. 49-50, 51, 170-172). В «К. в. м.» попали фрагменты трактата Вильгельма Дуранда «Rationale divinorum officiorum» (см.: «Rationale divinorum officiorum» Wilgelmi Durandi в рус. переводе кон. XV в./Изд. подгот.: А. А. Романова, В. А. Ромодановская. М.; СПб., 2012; к этому трактату восходит ряд статей сб. «Предисловие святцам», который нередко помещается в рукописях вместе со сборником свящ. Агафона). В истории «К. в. м.» отразился характерный для книжности Московской Руси 1-й четв. XVII в. интерес к украинско-белорусским полемическим произведениям, ставшим откликом на григорианскую календарную реформу,- острожским изданиям Василия Суражского «Книжица о единой истинной православной вере» (1588) и «Правила истинного живота христианского [предисловие к Псалтири с восследованием]» (1598). Из них в «К. в. м.» были заимствованы статьи «Сии ключ на обретение Пасхи», «Сии ключ правится кругом солнечным», «Указание деннику» («Напреде положихом в ней дни вселетнаго обхождениа солнечнаго») и «Ведати и се не непотребно есть». В «К. в. м.» много статей, связанных с вопросами языка: «Лаодикийское послание», «Написание языком словенским», «От Донатуса», «Книга, глаголемая Буквы» Герасима Ворбозомского и др. (см.: Ягич И. В. Рассуждения южнослав. и рус. старины о церковнославянском языке. СПб., 1896; Ковтун Л. С. Лексикография в Московской Руси XVI - нач. XVII в. Л., 1975; Она же. Азбуковники XVI-XVII вв.: Старшая разновидность. Л., 1989). Среди нравоучительных и философских статей в «К.

http://pravenc.ru/text/2462049.html

Белостокского благочиния в церквах: 1) Пухловской, 2) Самогрудзкой, 3) Потоцкой, 4) Островской, 5) Ячнянской, 6) Топилецкой, 7) Фастовской, 8) Дойлидзкой, 9) Хорощанской, 10) Васильковской и 11) Суражской; Бельского благочиния в церквах: 1) Вольской Воскресенской, 2) Райской, 3) Гриневицкой, 4) Наревской, 5) Корнинской, 6) ийитовской, 7) Вольчанской и 8) Подбельской; Дрогицкого благочиния в церквах: 1) Косенской, 2) Боцьковской, 3) Андрианской, 4) Жерчицкой, 5) Журобецкой, 6) Наройской, 7) Мельницкой Воскресенской, 8) Чарнянской, 9) Брянской, 10) Цехановецкой и 11) Малешевской; Луцкого благочиния в церквах: 1) Озденижской, 2) Гаймейской, 3) Лопавской, 4) Минковецкой, 5) Турианской и 6) Дублянской; Олыкского благочиния в Малинской церкви, О чём донося коллегии, долгом считаю присовокупить: что по некоторым благочиниям Литовской епархии все уже Церкви снабжены иконостасами, но многим же, в незначительном только числе церквей, остаётся устроить оные: что, по медленному устройству церквей некоторых благочиний, особенно Минского и Вилейского, за отказом многих помещиков в необходимом по сему предмету вспомоществовании, я, независимо от ежемесячных распоряжений через консисторию и отношений к местному начальнику губернии, отнёсся ныне вновь и к тамошнему генерал-губернатору князю Долгорукову, прося содействия с гражданской стороны; что во многих церквах, где прежде устроены были иконостасы на скорую руку, строятся уже ныне отличнейшие иконостасы, и что устройство церквей по казённым имениям несколько ныне приостановилось, так как прихожане, ожидая пособия от казны, воздержались с собственными на сей предмет пожертвованиями. Литовской Греко-униатской консистории от 17 сентября за 847, о доставлении ведомости о дьячках, бывших при церквах до 1833 года и после назначенных В 7 день февраля сего года за 110, предложил я консистории доставить мне четыре ведомости о людях духовного ведомства Литовской епархии для размещения их по вакантным церковно-служительским местам. Так как консистория не пополнила до сих пор означенного моего предложения, и вероятно оно сгорело вместе с прочими делами; с другой же стороны, замещение церковно-служительских мест предоставлено мною уже преосвященному Антонию: то, препровождая в списке означенное моё предложение, от 7 февраля за 110, предлагаю консистории доложить оное преосвященному Антонию для дачи сему делу дальнейшего движения; мне же представить полную ведомость: при которых приходских церквах находились хорошо знающие свою должность дьячки до 1833 года, к которым церквам назначены вновь дьячки с означенного 1833 года по настоящее время, и при которых приходских церквах не имеется ещё поныне хороших дьячков. В Греко-униатскую коллегию, от 8 октября за 901, с ведомости о вновь упразднённых восьмидесяти трёх приходах

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

В конце ноября 1915 года С.Г. Рункевич получил приглашение от Черниговского епископа Василия (Богоявленского) войти в состав Попечительного Совета по организации и выработке устава открываемого в епархии Высшего женского педагогического сельскохозяйственного института. Сама идея организации института – первого в России высшего женского учебного заведения ведомства православного исповедания – принадлежала Преосвященному Василию. Институт планировалось разместить в знаменитом старинном дворце графа П.В. Завадовского в селе Ляличи Суражского уезда, принадлежавшего в то время духовенству Черниговской епархии, но находившегося в запустении. Епархиальный съезд духовенства охотно поддержал намерение своего архиерея и обратился с необходимыми ходатайствами в Святейший Синод и правительственные учреждения. Институт планировалось открыть в память 300-летия царствования Дома Романовых, в связи с чем было направлено всеподданнейшее ходатайство о «принятии сего учебного заведения под Августейшее покровительство Государыни Императрицы Александры Феодоровны» 542 . Почетным председателем Попечительного Совета был выбран митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский) , а среди почетных его членов были обер-прокурор Святейшего Синода А.Н. Воложин, Петроградский митрополит Питирим (Окнов) и др. К ноябрю 1916 года проект положения о женском педагогическом институте в Ляличах уже был выработан. Разрабатывался он в Учебном комитете при Святейшем Синоде при участии Преосвященного Василия и товарища обер-прокурора Синода Н.Ч. Заиончковского, а также председателей от Министерства народного просвещения Н.О. Палечека и Министерства земледелия – Д.С. Леванды. При рассмотрении этого проекта в Синоде некоторые дельные указания были сделаны новым синодальным обер-прокурором Н.П. Раевым, прекрасно знакомым с делом высшего женского образования по своей прежней должности – директора двух высших женских курсов в Петрограде 543 . Однако, какое участие принял в этом проекте С.Г. Рункевич и участвовал ли он в нем вообще, неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

380 Всепод.докл. 25 сент. 1833 г. л.828. Полагаем, что об этой поездке писал пр.Смарагд Нечаеву 2-го октября: «Из предпринятого путешествия через несколько дней возвратился я почти без всякого успеха, потому что враги православия – ксендзы униатские предприняли деятельнейшие меры против воссоединения». 6). Преосвященный же Василий, сообщающий, что со Смарагдом выезжал в Езерище и Шредер, утверждает, что оба они чуть избежали смерти. Прихожане не допускали к церкви, а потом схватили их обоих и хотели утопить в озере, находящемся недалеко от церкви. Зато 25 человек томились целый год в Городецком остроге, но наконец, мучениями принуждены там обратиться в православие и выпущены были из заточения (Св.Син.секр.д. 322, л.38–39). 384 По объявленному Высочайшему повелению, эти священники командировались в Полоцкую епархию на полгода, после чего имели право возвратиться в свои приходы. на время командировки за ними оставлялись их прежние приходы, назначалось жалованье 75 руб. в месяц, выдавались прогонные и подъемные (Всепод.докл. 7 окт. 1833 г., л.862). 389 Арх.Ун. M. 3280 ср. 3348. Обращены были следующие церкви: городская в г.Городке; в уездах: Городецком: Езерищенская – Николаевская, Задностайская, Дубокрайская, Бескатовская; Велижском: Узковская, Маклаковская, Кривецкая, Белавинская, Городецкая, Прихабская и Плоековская; Суражском: Зайковская и Островская; Витебском: Шалыгская, приписная к Лужеснянскому приходу, заменявшая сгоревшую приходскую; Полоцком: Тродовическая и Заборская. В Полоцком же уезде находились две присоединенные филии. 390 П.Д.К. 1834 г 208. В Могилевской же епархии в течение 1833 г. было присоединено всего четыре с небольшим тысячи. Какая большая разница! (Арх.Ун.Митр. 3280). 405 Значит, окропление Ремезовым церкви освященной водой и совершение в ней литургии было сочтено за присоединение прихода к православию. 406 Возмущению бескатовских крестьян содействовали и другие униатские священники. Священник соседнего Вышедского прихода Андрей Гуторович, вызывая к себе бескатовских прихожан, поил вином и уговаривал их приходить к нему с требами.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

2) последование молитв «на нощь» составлено на основе молитв «спальных» из рукописных сборников московской традиции , к которым добавлены некоторые молитвы из первого издания «Молитв повседневных» (а именно, из последования «на сон грядуще» и молитва «на сон» ). Дальнейшее становление традиции келейных молитв утренних и вечерних связно с тем, что другие книжные центры приняли в качестве авторитета концепцию последований в редакции Василия Суражского. 1.3 Развитие устава келейных молитв Виленского братства Состав текстов келейного правила по уставу Свято-Духова братства от издания к изданию увеличивался, впоследствии же претерпел принципиальную переработку, что отразилось начиная с 5-го издания «Молитв повседневных» (Евье, тип. Братства, 1615). До этого состав келейного правила в целом был ориентирован на первое издание (1595/96), что по отношению к собраниям молитв выражалось в сохранении трехчастности этих собраний: молитвы полунощные, утренние и «на сон грядуще». После ряда полемических изданий Виленского братства в 1596 году с острой критикой Брестской унии типография Братства подверглась закрытию гражданскими властями. Не имея возможности восполнять недостаток необходимых книг, православным пришлось воспользоваться услугами типографии униата Леона Мамонича . Здесь дважды выпущен для Свято-Духова братства сборник «Молитвы повседневные» — издания 1601 и 1609 гг. Новая типография Виленского Братства открылась в имении князя Богдана Огинского в местечке Евье, где выпущены еще два сборника, в которых состав текстов и собрания молитв келейного правила ориентированы на первое издание «Молитв повседневных»: 4-е издание «Молитв повседневных» (1611) и Анфологион (1613). Общей тенденцией перечисленных изданий является постепенно увеличивающееся число молитв в собраниях под влиянием последований, составленных Василием Суражским. Наиболее сильно это влияние проявилось в Анфологионе: 1) в полунощных молитвах состав не изменяется, только после предначинательных молитв добавлен псалом 50;

http://bogoslov.ru/article/5233602

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ СУРАЖСКИЙ (Малюшицкий Василий Андреевич; 50-е гг. XVI в.? - до 4.06.1608), суражский староста, публицист, издатель, участник острожского культурно-просветительского кружка. Правосл. публициста В. С. с суражским старостой В. А. Малюшицким отождествил И. З. Мыцко. Ранее исследователи (митр. Филарет (Гумилевский) , митр. Макарий (Булгаков) , А. Селецкий и др.) высказывали предположение, что В. С.- одно и то же лицо с Клириком Острожским; это мнение было опровергнуто Н. Ф. Сумцовым и К. В. Харламповичем. В. С. происходил из шляхетской семьи. Его отец Андрей Иванович в 1580 г. продал кн. К. К. Острожскому Суражскую вол., сохранив для сына должность старосты. В нач. XVII в. В. С. все еще исполнял эту должность, что исключает возможность принятия им духовного сана или монашеского пострига (предположение о принятии им сана или пострига высказывалось нек-рыми учеными). В документах, относящихся к деятельности суражского «шпиталя», В. С. назван «старшим строителем и патроном» этого последнего, что, возможно, было связано с его должностью, поскольку на содержание «шпиталя» шли доходы с Суража и 9 окрестных сел. Возможно, В. С. был дидаскалом острожской школы, к-рая с 1582 г. располагалась в Сураже. В 1588 г. В. С. написал и издал в острожской типографии соч. «Книжица о единой истинной православной вере». Он также подготовил к изданию сб. «Маргарит» (1595) и Псалтирь с восследованием (1598), для Псалтири написал предисловие «Правила истиннаго живота христианского». Предисловие и «Книжица о вере» подписаны: «Многогрешный и худший в христианех убогий Василий». В 90-х гг. по приглашению кн. Острожского В. С. участвовал в диспуте с иезуитами, на к-ром присутствовал буд. униатский митр. Иосиф Вельямин Рутский . В. С. выполнял и др. поручения князя - в 1593 г. передал его письмо Ипатию Потею . Основное содержание «Книжицы о вере» (343 с., 8°) заключается в анализе и опровержении постулатов, высказанных в трактатах иезуитов П.

http://pravenc.ru/text/149777.html

Monumenta Germaniae Historica . Scriptorius, T. XXII. Hannover, 1872, p. 428. Бармин А. В. Полемика и схизма. С. 374. Barlaam the Calabrian. Three Treatises on Papal Primacy: Introduction, Edition, and Translation. Revue des études byzantines, 1995, No. 53, p. 110–113. Дашкевич Н. П. Один из памятников религиозной полемики XVI века (Послание прота Афонской горы 1534 г)//Чтения в историческом обществе Нестора Летописца. Кн. XV. Киев, 1901. С. 199–201. Василий Суражский . О единой вере//РИБ. Т. 7. Памятники полемической литературы Западной Руси. Кн. 2. СПб., 1882. С. 747. Герасим Смотрицкий. Ключ Царства лimepamypa XIV–XVI ст. Киев, 1988. С. 220. Мелетий Смотрицкий, архиеп. Αντιγραφη//РИБ. Т. 19. Памятники полемической литературы Западной Руси. Кн. 3. СПб., 1903. С. 1288. Захария Копыстенский, архим. Палинодия//РИБ. Т. IV. СПб., 1878. С. 937–938. Обличительные списания против жидов и латинян//Чтения в императорском обществе истории и древностей российских при Московском университете. 1879. Январь-март. Кн. 1. М., 1879. С. 38. Другой список, по рукописному сборнику XVIII в. из коллекции А. С. Петрушевича: Возняк М. протипапський памфлет XVI ст.//Записки Наукового товариства Шевченка. 1914. Т. 117–118. С. 251–253. Василий Суражский. О единой вере. С. 795. Герасим Смотрицкий. Ключ Царства Небесного. С. 233. Лицевой летописный свод XVI века. Кн. 10. Рим, Византия. (805–967). М., 2020. С. 10. Тот же (правильный) порядок понтификатов дан в: Книга иже во святых отца нашего Кирилла, архиепископа Иеросалимского, на осьмый век. М., 1644. С. 229. Книга о вере единой истинной православной. М., 1648. С. 5. Там же. С. 243. Семевский М. И. Слово и дело. 1700–1725. СПб., 1884. С. 300–301. Вслед за Никоновской летописью Татищев фиксировал две поездки Ярослава Всеволодовича «в Орду» — в 1243 и 1245 гг. ( Татищев В. Н. История Российская… Т. 5. М., 2017. С. 39, 41). Неясно, какую из поездок имел в виду Татищев в данном случае. А. П. Толочко склонялся к 1245 г., полагая, что следовавший в Никоновской летописи за 1245 г.

http://bogoslov.ru/article/6194555

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010