Даже был случай устройства в униатском храме рядом с униатским алтарем православного алтаря. Случай тем более заслуживающий внимания, что он имел место в монастыре, – это было в Вербиловском униатском монастыре, находившемся в районе православного Загорского прихода, – и не вызвал никаких серьезных недоразумений 873 . Дальнейшая деятельность пр.Василия в 1838 году, по существу ничем не отличаясь от его деятельности предыдущего и прежних годов, резко разнилась от последней по своим размерам и настойчивости, по отношению к ней духовенства, наконец, по результатам, ею достигнутым. Польщеный повышением, облеченный властью и никем теперь не стесняемый, пр.Василий с необычным жаром принялся за дело. Достаточно сказать, что все время с конца мая по ноябрь этого года он, почти без перерыва, провел в ревизии церквей, объехав почти всю епархию 874 . Распоряжения его теперь стали решительными, категоричными. И духовенство теперь стало относиться к нему иначе. Перемена сказалась сразу. Лишь толко Лужинский вернулся в Полоцк, как к нему со всех концов от благочинных посыпались подписки. В апреле месяце представили: инспектор семинарии Малишевский с благочинным И.Сченсновичем подписки от пяти священнков, Игуменский благочинный Н.Лойко – от восьми священников, – он обещал собрать еще больше подписок, если ему будет оказано пособие, – Подвитебский благочинный Ст.Клодницкий – от трех священников; в мае: Витебский благочинный Голембиовский – от четырех священников, ассесор консистории К.Игнатович – также от четырех священников и Малишевский – от одного 875 . Все указанные лица должны были представить подписки гораздо раньше, так как Лужинский в июне–августе 1837 г. не только с каждым из них 876 , но и почти с каждым из благочинных епархии свиделся, побеседовал и снабдил каждого «личными наставлениями», содержание которых нам достаточно известно. Но до апреля 1838 г. только один из всех благочинных, Суражский декан Сил.Забдоцкий, исполнил «наставление» пр.Василия, представив ему в ноябре 1837 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Овдовев, свящ. Василий 14 авг. 1908 г. в Александро-Невской лавре принял монашеский постриг от Гдовского еп. сщмч. Кирилла (Смирнова) с оставлением прежнего имени. 15 окт. назначен ректором Черниговской ДС с возведением в сан архимандрита. 26 июля 1909 г. в Александро-Невской лавре состоялась хиротония В. во епископа Сумского, вик. Харьковской епархии, к-рую возглавил С.-Петербургский митр. Антоний (Вадковский) . За 2 года пребывания на кафедре В. благоустроил Куряжский Преображенский мон-рь, служивший местопребыванием Сумского епископа, устроил при нем 2 странноприимных дома. В марте 1911 г. стал епископом Новгород-Северским, вик. Черниговской епархии. 12 мая того же года В. был назначен епископом Черниговским и Нежинским. За первые 2 года пребывания на кафедре архиерей объехал епархию, проповедовал во всех храмах, где совершал богослужения. 26 июня 1911 г. в Чернигове были заложены храм во имя св. кн. Александра Невского и епархиальный дом им. имп. Николая II, освящение к-рых состоялось 14 нояб. 1912 г. Николаевский дом стал просветительским центром епархии: его большой зал был предназначен для проведения лекций, была собрана большая б-ка, организованы музей церковной старины и школьный музей ученических работ и наглядных пособий, работал книжный магазин братства св. кн. Михаила Черниговского. В. предложил устроить аналогичные братские дома в городах и селах епархии. По благословению В. 11 апр. 1912 г. в Николаевском хуторе Новгород-Северского у. было открыто второе епархиальное жен. уч-ще (одно уже действовало в Чернигове), с сельскохозяйственным отд-нием. Уч-ще вскоре было названо Василиевским - во имя свт. Василия Великого, в нем на средства епархиального духовенства была учреждена стипендия им. В., предназначавшаяся для одной из беднейших воспитанниц. При Троицком мон-ре В. устроил духовную музыкально-певч. школу. В 1914 г. Черниговское епархиальное управление на собранные пожертвования приобрело дворец гр. Завадовского в с. Ляличи Суражского у. для размещения в нем просветительских и благотворительного учреждений; одним из первых взнос на покупку дворца (1 тыс. р.) внес Черниговский архиерей. 6 мая 1915 г. в Ляличском дворце состоялось открытие лазарета на 100 мест, его содержание осуществлялось за счет средств духовенства Черниговской епархии. 6 авг. 1915 г. по благословению В. была открыта благотворительная столовая на 300 чел. 30 дек. 1916 г. состоялось освящение храма при Ляличском дворце, были открыты второклассная учительская жен. школа и при ней начальная школа-приют для девочек, чьи отцы погибли на фронте.

http://pravenc.ru/text/150523.html

В 1625 году в Киево-Печерской лавре издается Молебник, названный Акафистом. Название данного сборника происходит из-за его стрежневой структуры – трех акафистов (Благовещению Пресвятой Богородицы, Успению Пресвятой Богородицы и «Иисусу Сладчайшему» — последний акафист в конечном итоге попадет и во все современные молитвословы, а сам набор акафистов изменится). В этом же сборнике впервые появляется выражение «на сон грядущим» в отношении вечерних молитв (а не «на сон грядущ» как в молитвословах Василия Суражского и виленской братии, хотя сборники этих двух традиций становятся основой, которую дорабатывают редакторы Киево-Печерской лавры). Смутное время стало для московской книжной традиции периодом длительного застоя. Лишь в 1625 году благодаря усилиям монаха Арсения Глухого издается московский вариант «Псалтири с восследованием». Состав этого сборника был сделан с опорой на келейное правило Троице-Сергиевой лавры. Вечерние молитвы обозначены в нем как «молитвы спальные». Иеромон. Далмат приходит к выводу, что изначальные печатные московские сборники не наследовали особенностей виленских или киевских, однако, брали их как пример в организации текста 7 . Именно никоновская справа богослужебных и келейных сборников, которая закончилась при патр. Иоакиме, и которой де-факто руководил монах Чудова монастыря Евфимий, ученик иером. Епифания (Славинецкого) объединила московскую и киевскую традицию молитвословов, с приоритетом киевских образцов (т. н. «литовских книг»). В частности, именно в Каннонике 1679 года вместо чина «внегда востати от сна» помещены молитвы утренние, а вместо «спальных» молитв московской традиции указаны «молитвы на сон грядущим». В своем письме монаху Иову старец Евфимий в конце XVII века также указывает на те произведения, которые он заимствует из киевской традиции и которые доныне используются в современных молитвословах (акафист Иисусу Сладчайшему, канон Ангелу Хранителю и пр.). Статус и образ молитвенника в XIX веке дается в статье «Молитвослов» в энциклопедии Брокгауза и Ефрона за 1896 год, там же выделяются частное и публичное богослужение. В рамках частного богослужения основной книгой является Молитвослов (за которым по степени важности следуют Правильник – сборник, содержащий правила ко Святому Причастию и прочие молитвословия для приготовления к Таинствам или благодарения за них, Акафистник – сборник акафистов, Канонник – сборник богослужебных канонов и Святцы – сборник, построенный в хронологическом порядке с упоминанием дат памяти святых и молитв, как правило кондака и тропаря, им). Молитвослов, согласно данной статье, объединяет наиболее важные части всех этих четырех книг, а также часть богослужебных текстов Часослова 8 .

http://azbyka.ru/molitwoslov

Княгиня Гальша Острожская Знаменитая Гальша (Эльжбета) Острожская, племянница князя Василия-Константина, была самой богатой и самой желанной невестой Речи Посполитой. За обладание ее рукой велись настоящие домовые войны, о которых мы вкратце немного расскажем, но богатство ее, знатность рода и прочие атрибуты благополучия не принесли ей, как ни парадоксально, личного счастья. Она прожила очень недолго – всего 43 года, и умерла в Дубно то ли от черной меланхолии, то ли от психического расстройства, в одиночестве, несмотря на то, что трижды побывала замужем: «В последние годы своей жизни княгиня страдала от глубокой депрессии» (Википедия). Гальша-Эльжбета вошла в историю и прославилась не просто несметными сокровищами и грунтами, и не только своей невероятной по приключениям и перипетиям недолгой жизнью, но прежде всего тем, что основала в Остроге знаменитую академию, куда съехались со всей Европы выдающиеся ученые, поэты, мыслители и писатели. Первым ректором академии был Герасим Смотрицкий, преподавали здесь такие известные люди, как Демьян Наливайко, Василий Суражский, Кирилл Лукарис, Ян Лятос (Лятош), Иван Княгиницкий, полемист с униатами Клирик Острожский и прочие. Здесь в 1581 году впервые была подготовлена и напечатана первая полная церковнославянская Библия, нареченная по месту и по фамильному прозвищу меценатов Острожской. Это масштабное по тиражу и объему издание, напечатанное книгопечатником Иваном Федоровым, было одной из главных целей основания типографии, так как оно должно было стать культурным противовесом польской католической экспансии. Гальша Острожская была самой богатой и самой желанной невестой Речи Посполитой К типографии в Остроге самое непосредственное отношение имел и преподобный Иов Почаевский, который до переселения в Почаев в 1604 году более 20 лет был насельником Дубенского Крестного монастыря и духовником князя Василия-Константина. Под его попечительством переводились и издавались здесь труды отцов Церкви. После отъезда Ивана Федорова во Львов в 1582 году Острожская типография продолжила свою работу.

http://pravoslavie.ru/153912.html

Облик О. описан в Строгановском толковом иконописном подлиннике кон. XVIII в. (среди 130 Киево-Печерских преподобных; все без указания дней памяти): «Сед, брада Феодосиева (прп. Феодосия Киево-Печерского,- Авт.), на главе клобук черн, риза преподобническая дичь, испод празелень, руки у сердца, наперекрест, правую на левую наложил» (БАН. Строг. 66. Л. 313, «правая страна», 36-й; то же в т. н. Клинцовском подлиннике - РНБ. Тит. 4765, кон. XVIII в.; см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. 383. С. 188-189). Данное описание является одним из ранних известных примеров фиксации в иконописном подлиннике «соборной» иконографии Киево-Печерских чудотворцев, сложение которой происходило в 80-е гг. XVII в. на фоне установления в этот период почитания Собора всех Киево-Печерских преподобных отцов. По замечанию Д. А. Ровинского, первые гравюры с композицией «Собор Киево-Печерских святых» датируются кон. XVII в. и 1-й пол. XVIII в. ( Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 623. 1506; 1507). Вне зависимости от техники исполнения (эстампы, иконы, эмалевые образки) в изображениях композиции «Собор Киево-Печерских святых», следующих традиц. схеме, образ О. узнается по ряду признаков - основным является устойчивое место в композиции: преподобный находится в левой группе святых, почивающих в Ближних пещерах, к-рую возглавляет прп. Антоний Печерский, в 11-м снизу ряду, вторым в «пятерице» преподобных, за прп. Нектарием Послушливым (Послушником) и перед преподобными Паисием Пустынником, Спиридоном Чудотворцем и Прохором Лободником; как и все святые этой «пятерицы», обращен в 3/4-ном повороте вправо, к центру. О. представлен обычно оплечно (или оглавно, часть лика может быть скрыта нимбом святого из нижерасположенного ряда), на голове - куколь (или клобук); средовеком (реже седовласым старцем), с незначительной проседью в темных волосах, с бородой средней длины; в нимбе при имени надпись «Молчальник». К традиц. варианту иконографии относятся гравюры (напр., 1756 г. Василия Белецкого (РГБ); сер. XVIII в. Мартина Нехорошевского (Там же. С. 621. 1509); 1771 (1774) г. Иоанна Кончаковского (Там же. 1510) и мн. др. (Там же. С. 621. 1505. С. 623. 1511-1518; Кн. 4. С. 761. 1505 а; С. 761-763. 1517)); иконы (напр., из Киево-Печерской лавры, 2-я пол. XVIII в., НКПИКЗ (Православная икона России, Украины, Беларуси: Кат. выст. М., 2008. С. 116-117); посл. трети XVIII в. (1771 г.?), ИОХМ (Иркутские иконы: Кат./ИркОХМ; сост.: Т. А. Крючкова. М., 1991. С. 62. Кат. 28); из мастерской Киево-Печерской лавры, 1-й трети XIX в., КБМЗ, и сер. XIX в., Троицкий собор Успенского жен. мон-ря в Александрове; иконописца из посада Клинцы Суражского у. Черниговской губ. (ныне город в Брянской обл.), 2-я пол. XIX в., собрание Ф. Р. Комарова, и мн. др.); литографии (напр., 1893 г., ГЛМ; хромолитография кон. XIX - нач. XX в., Почаевская Успенская лавра) и мн. др.).

http://pravenc.ru/text/2578445.html

Источник: Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область. - М., Наука, 1997 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Церковь находится недалеко от границы России и Белоруссии в небольшом селе, в котором проживают около 200 жителей (большинство из них престарелые). Если в советское время церковь была практически единственной в округе (в ней крестились большинство ныне живущих в районе жителей), то в настоящее время, после постройки храма в г. Сураже, церковь стали посещать гораздо меньше прихожан. Это совпало с процессами уменьшения численности населения в районе (да и во всех центральных российских областях) в целом, преобладанием пенсионеров, которые не всегда могут добраться до церкви. Скромных пожертвований прихожан не хватает не только на необходимые ремонтные работы, но и на элементарное поддержание этого замечательного архитектурного памятника в должном состоянии. В срочном ремонте нуждается крыша, отдельные конструкции находятся в критическом состоянии. Затягивание с ремонтом может привести к необратимым последствиям во всем архитектурном ансамбле. Просторный, но с весьма скромной внутренней обстановкой храм настраивает на вдумчивую молитву, в дни больших праздников сюда приезжают со всех окрестных селений, в том числе из Белоруссии. Храм дорог многим поколениям людей, связавших свою жизнь с очень нелегким 20-м веком. По вопросам пожертвования на ремонт храма обращаться по адресу: 243507 Брянская область, Суражский район, д. Душатино, настоятель храма отец Роман. В 2011 году произошло обрушение колокольни из-за сильного ливня. На фото видно, что основание колокольни находилось в критическом состоянии. Уже в 2013 году можно заметить изменения: установлены строительные леса, начато возрождение колокольни. Теперь у храма новый настоятель- о. Константин. С Божией помощью, храм восстановил. 16 июля 2015. На данный момент колокольня восстановлена (правда, из новых материалов), отремонтировано главное крыльцо. Леса все еще не убраны. К сожалению, у храма прохудилась крыша, ищутся средства на восстановление.

http://sobory.ru/article/?object=07445

Эти полемические сочинения сторонников юлианского К. получили распространение и в Московской Руси. Особой популярностью пользовались послания протосинкелла Александрийской Церкви, буд. Александрийского патриарха Мелетия I Пигаса , кн. Константину Константиновичу Острожскому «О богопротивном календару Силвестру святейшему и блаженнеишему папе и патриарху великаго града Александриа и судии вселенскому...», в котором говорится о необходимости соблюдать правосл. каноны и о ересях, связанных с их несоблюдением. Сочинение Мелетия было включено в состав «Кирилловой книги» (М., 1644). Как самостоятельное произведение оно встречается в составе рукописных сборников («Полная наука пасхалии» 1687 г. (РНБ. ОСРК. F.I. 320. Л. 641-652); «Рука богословия» (БАН. 32.4.32. Л. 1-12 об., нач. XVIII в.)). В соч. «О единой истинной православной вере, и о святои соборнои апостольскои церкви, откуду начало приняла, и како повсюду распростеся...» (Острог, 1588) Василия Суражского введение григорианского К. объясняется тем, что папа Римский хотел скрыть т. н. время приблизившегося пришествия антихристова ( Романова. 2002). В XVII в. в России меняется отношение к дате наступления нового календарного года. Возможно, это связано с утверждением новой правящей династии, готовой использовать влияния культуры соседних народов на создание сугубо московских праздничных традиций. Утверждается «торжество Новолетия», т. е. особый обряд, сочетающий церковную и гражданскую части праздника. Пышная церемония торжества новолетия становится важной составляющей городской культуры. Чин праздника «Начало индикта, еже есть новое лето» впервые был опубликован в Требнике мирском (М.: Печ. двор, 1639. Л. 5-20). Праздничное богослужение включало службы «началу индикту», прп. Симеону Столпнику (Старшему) и чин водоосвящения, а также обряд шествия царя и патриарха «ко уреченному месту», к-рый предусматривал благословение царя патриархом и поклонение царю высших сановников («власти»), поздравительные речи в адрес патриарха и царя.

http://pravenc.ru/text/1319949.html

XVII в. в кругу митр. Иова (Борецкого) идеи объединения всех древнерус. земель под властью рус. царя и Московского патриарха. Место И. в православной книжности кон. XVI-XVII в. Сочинения И. наиболее близки к произведениям, созданным в острожском кружке: к книге Василия Суражского «О единой истинной православной вере» и к анонимному противокатолич. соч. «Послание до латын от их же книг». Мн. темы произведений И. совпадают с вопросами, которые были затронуты в письмах Львовского братства, отправленных в 80-90-х гг. XVI в. вост. предстоятелям: К-польским патриархам Феолипту и Иеремии II Александрийским патриархам Иоакиму и Мелетию. Братчики жаловались на нестроения в жизни Западнорусской митрополии: на то, что Киевский митр. Онисифор и епископы - «двоеженцы и блудодеи», на поставление во священники недостойных людей и на покровительство им епископов, на симонию, на отсутствие со стороны епископов попечения об устройстве школ и типографий (см.: Флоря Б. Н. Восточные патриархи и Западнорусская Церковь// Дмитриев М. В., Флоря Б. Н., Яковенко С. Г. Брестская уния 1596 г. и общественно-политическая борьба на Украине и в Белоруссии в кон. XVI - нач. XVII в. М., 1996. Ч. 1: Брестская уния 1596 г.: Ист. причины. С. 117-130). По-видимому, были близки позиции И. и Иова (Княгиницкого). Оба считали необходимым активно противодействовать лат. прозелитизму и проповеди др. конфессий. В письме от 23 авг. 1619 г. Кириллу (Транквиллиону-Ставровецкому) Иов упрекал последнего за то, что он в кн. «Зерцало богословия» (Почаев, 1619) не критиковал «латину и иные еретики к пересторозе (для предупреждения.- Авт.) православных». Иов (Княгиницкий), так же как и И., считал необходимым для церковного деятеля, в первую очередь книжника, отшельнический подвиг, о чем он писал Кириллу (Транквиллиону-Ставровецкому), призывая его брать пример с тех отцов и учителей Церкви, «иже в первех пожиша в пустынях и во скитех, в безмолвии искушающеся и просвещающеся; сии же бяху Василий, Григорий, Иоанн Златоустый и прочии» ( Голубев.

http://pravenc.ru/text/469466.html

Воззрения прп. Максима Грека на принципы К. с. получили признание благодаря трудам его учеников (кн. А. М. Курбского, старца Артемия , опосредованно, возможно, Ивана Фёдорова ). В Юго-Зап. Руси, входившей в XVI-XVII вв. в состав Речи Посполитой, идущая от прп. Максима традиция К. с. находит поддержку и развитие в деятельности острожской библейской комиссии, организатором и покровителем к-рой был кн. Константин Константинович Острожский. В 1581 г. трудами кн. Острожского и его сподвижников: ректора острожской школы Герасима Даниловича Смотрицкого, ученых греков Дионисия (Ралли-Палеолога), Евстафия Нафанаила, Феофана Эммануила Мосхопула, а также Василия Суражского, типографа и справщика Ивана Фёдорова - было осуществлено издание первого полного свода библейских книг на церковнослав. языке - Острожской Библии . Острожская Библия, призванная стать опорой в полемике православных с католиками и протестантами, по замыслу ее составителей представляла выверенный по многочисленным источникам перевод Библии на слав. язык. В основу издания был положен список Геннадиевской Библии 1499 г., к-рый исправлялся по изданию греч. Септуагинты , вероятно по альдинской Библии 1518 г. Хотя при работе были также использованы Вульгата , чеш. Библия Мелантриха, «Библия руска» Ф. Скорины , а также ряд слав. текстов, члены острожского кружка декларировали следование греч. образцу. Септуагинта была признана ими наиболее правильным переводом Свящ. Писания, ближайшим как к евр. оригиналу, так и к слав. переводу Библии. Особенно радикальной правке по греч. альдинскому изданию были подвергнуты книги из Геннадиевской Библии, переведенные с латыни: эти книги были либо вновь переведены с греческого (1-2 Паралипоменон, 1-2 Маккавейские, Премудрости Соломона, главы 1-25, 46-51 прор. Иеремии), либо отредактированы по греч. источнику (1, 2 Ездры, Неемии). Впервые в Острожской Библии появилась еще одна ветхозаветная книга - 3-я Маккавейская, известная греческой и не известная лат. традиции. В наименьшей степени справе на уровне текста было подвергнуто Четвероевангелие: правка ограничилась удалением из Геннадиевской Библии лекционарного аппарата.

http://pravenc.ru/text/1841566.html

120 Κ.Ο.П. 14074. Человекоугодничество униатских духовных лиц, которое здесь выставляет пр.Смарагд и которое подметил также и кн.Хованский (см. выше), действительно, было одной из причин искажения в униатской церкви богослужебного чина. В угоду помещикам и вообще влиятельным лицам униатские духовные готовы были, кажется, все сделать. Духовные сановники, как называл пр.Василий чиновных в духовенстве лиц, начиная с благочинных, кончая членами консистории, не составляли в этом случае исключения. Суражский декан Сильвестр Заблоцкий в угоду помещице занимаемого им Тиотовского прихода, Ханевской, плащаницу полагал на стол, застланный одеялом, подушками и завешанный занавесками, и другие латинские обряды исполнял. (П.Д.К. Дело 259. 1839 г.). 121 В Волынской губернии только в немногих униатских церквах велись метрические книги и исповедные ведомости на русском языке. (К.О.П. 140, л.34–40). 129 Шолкович: «Сборник статей, разъясняющих польское дело», т.1, стр.175. «Об уничтожении греко-восточного исповедания в Западной России». 130 В.Г.П. 1834 г. cb.VII, 133. Слово это было сказано в каф.Жировицком соборе, в присутствии пр.Иосифа, воспитанникам семинарии пред началом учебных занятий. Потом оно стало известно Блудову и последним переслано было кн.Хованскому. 132 В 1829 году в Белорусской епархии 344 прихода заняты были временными священниками, и Мартусевич с консисторией считали себя не в силах поправить это дело. 134 Κ.Ο.П. 22883. Ограничение его, впрочем, последовало ранее. Постановлением Коллегии от 15-го марта 1829 г. было приказано: если ктитор в установленный канонами и государственными правилами срок не выдаст «презенту» (одобрительный акт) священнику, снабженному от епископа «консенсом» (согласием), или другому какому-либо священнику, то епископ должен самостоятельно назначить к такому приходу священника, при чем епископ должен определять, пользуясь этим правом, настоятелями способных, хорошего поведения и приверженных к греко-униатскому обряду священников (Κ.Ο.П. 22704).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010