А в Витебске в это время еще продолжали праздновать. «По отъезде митрополита, все дни были сплошным торжеством. Древле-православные угощают новых братий, а эти угощают тех, и все это так радушно, так искренно, что нельзя довольно надивиться» 1104 . «В самом Витебске», – пишет Скрипицин в следующем письме, – «духовенство Белорусской епархии свободно собирается в табельные дни в собор к молебну, и я советовал в подобных совместных богослужениях вспоминать обоих епископов, чтобы лучше народу и духовенству напоминать им равенство их прав; уже были примеры, что древле-православные приглашали новое духовенство участвовать в погребальных церемониях». Пр.Василий принимал свои меры к сближению двух духовенств. По отъезде митрополита он обратился к своей пастве с воззванием, в котором просил бывших униатов-мирян и духовенство при проезде православных архипастырей оказывать им полное «уважение и любовь», устраивать им торжественные встречи со звоном, в облачениях и молебствия, произносить их имена на молебствиях; если пожелают литургисать, со всем радушием быть готовыми к услугам их: при совместных богослужениях возносить имена обоих епархиальных начальников: притом стараться возможно чаще устраивать совместные служения». Консистория, кроме того, по предложению пр.Василия, предписала духовенству совершить по случаю состоявшегося воссоединения торжественные богослужения, приглашая к ним и православное духовенство 1105 . Скоро представился новый случай для единения двух духовенств и народа. 21-го мая пр.Исидор освящал в гор.Сураже новую церковь . Население города и уезда было преимущественно б.униатское. Собралось на торжество множество воссоединенных. Стало известно, что преосвященному будут сослужить и б.униатские священники. Несколько человек из местных жителей, преданные еще унии, хотели помешать этому. Мещанин Вас.Колоницкий отговаривал других мещан идти в церковь , а своему зятю, священнику Богдановичу, запрещал находиться при богослужении: Ковановский и Кащенок действовали заодно с Колоницким 1106 . Но они были бессильны, чтобы сделать что-либо. Пр.Исидору сослужили, кроме православных, воссоединенные настоятели монастырей Тадулинского и Иллукштадского 1107 , а также Суражский благочинный с одним священником. Стечение народа было очень велико; тут же присутствовали все уездные чины и уездный предводитель дворянства: тут же был и Скрипицин. Народ с усердием принимал благословение епископа. После богослужения голова предложил пр.Исидору закуску, а католик –предводитель дворянства – обед. Настоятель Тадулинского монастыря просил преосвященного посетить его монастырь. При проезде пр.Исидора около униатской церкви священник с крестом, при колокольном звоне, вышел к нему навстречу. Преосвященный вошел в церковь и выслушал молебствие. В монастыре также была устроена торжественная встреча 1108 . И везде тишина ничем не была нарушена.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Антонием Киево-Печерским (М. предпоследний, перед ним святые Михаил, митр. Киевский, и Симеон, еп. Суздальский, за ним Ефрем, еп. Переяславский). Как и др. иерархи (кроме митр. Михаила), М. изображен в подряснике, мантии, с омофором, на голове митра. Характерной деталью изображения М. в данной композиции является жест крестообразно сложенных на груди рук. Данное расположение, как и указанные черты образа М., является постоянным для иконографии «Собора…»; такая схема воспроизводилась вплоть до кон. XIX в. на большом количестве гравюр и литографий начиная с 1-й пол. XVIII в. (см.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 623. 1506; 1507 - с датировкой кон. XVII в.): напр., на киевской гравюре мастера Василия Белецкого (1751; 1756 - РГБ); на гравюре почаевского мастера 2-й пол. XVIII в. Иосифа Гочемского; на гравюре 1771/74 г. работы Иоанна Кончаковского и ее копии 1821 г. работы Герасима Проценко (Там же. Кн. 3. С. 621-633. 1505-1518; Кн. 4. С. 761-763. 1505а, 1517). Изменения в иконографии святого появляются, очевидно, в связи с недостаточной ясностью для художника образца или с желанием его унифицировать. Так, на тонолитографии 1893 г. (ГЛМ) у М. оставлена в поле зрения только правая рука, но не с благословляющим жестом, как и у др. архиереев в этом ряду, а лежащая на груди; на раскрашенных гравюрах 1-й трети и 1-й четв. XIX в. (ГЛМ; РГБ) все архиереи в этом ряду изображены с благословляющей десницей; на хромолитографии 1894 г. (РГБ) правая рука М. лежит на ладони левой и т. д. К изображениям «Собора...», точно передающим начальную схему композиции, в т. ч. с характерным жестом М., относятся иконы: 2-й пол. XVIII в. из Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ); посл. трети XVIII в. (1771 (?), ИркОХМ); XVIII в. (в среднике 3-створчатого складня, створки XIX в., ЦМиАР); 1-й трети XIX в. (КБМЗ); 2-й пол. XIX в. из посада Клинцы Суражского у. Черниговской губ. (ныне город Брянской обл.) (собрание Ф. Р. Комарова) и др. На иконе сер. XIX в. из мастерской Киево-Печерской лавры (Троицкий собор Успенского жен.

http://pravenc.ru/text/2563006.html

Так прошло для нас приятное лето Господне в прошлом 1851 году. И сей 1852 год, как прошлый год, ознаменован явлением благости и любви Божией к нам. – И в нем мы видим лето Господне приятно ( Лк.4:19 ). В самом его начале, два многолюдные общества витебских раскольников поповщинского и беспоповщинского толка с своими вождями, числом до полторы тысячи обоего пола душ, увидев ясно всю великость истины, что вне Церкви безграничная пустота, гибельный простор для заблуждающихся, отложили пагубное кичение тьмы и невежества, обратились к свету учения чисто Евангельского, Апостольского и святоотеческого, и, в духе любви и мира, преклонили выи и колена свои пред святою Церковью, милосердою матерью нашею, которая, как некое многоветвистое древо, прияла утомленных странников под освежающую тень свою, в которой обрели они отрадное себе пристанище к благочестию и спасению своему. Но свет Христов на них не остановился: он объял и просветил еще многих в Суражском уезде (до 200), и полоцких раскольников до 700 обоего пола душ, составляющих ныне собою два отдельные единоверческие прихода, с своими самостоятельными церквами и причтами при них; все они, согреваясь благотворным светом благодати на лоне общей матери нашей великой Церкви, и питаясь дарами Духа Святого, изливаемыми, преподаваемыми и сообщаемыми им в таинствах, возрастают в жизнь вечную, и, по справедливости, гордятся ныне своим спасительным единением. Слава Богу благодателю, показавшему вам свет! Вот наконец и здесь Провидение, доселе благословлявшее усилия и подвиги мои, не оставило своего дела неоконченным. С истинным удовольствием вижу я теперь, в сем городе, единоверцев мне, не с такими чувствами и помышлениями, как за год пред сим, и не в таком малом числе 5 , как тогда; я встречаю здесь более умудренных и одушевленных, многие сотни людей правоверующих 6 , встречаю – и соутешаюся. Так преблагий Промысл, всегда благословляя благие начинания, награждает не тщеславную, не своекорыстную ревность, часто предназначая теже самые орудия, которые служили тьме, работать Господеви во свете Его, к просвещению заблуждающихся, к утверждению чистой веры и благочестия у них.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Luzhin...

Источник: Дурнов А.Г. Единоверческие монастыри, монашеские общины и приходы Российской империи и  Зарубежья. На правах рукописи. Закладка нового единоверческого храма в посаде Ардони По благословению Преосвященнейшего Антония, Епископа Черниговского и Нежинского, 18 февраля сего года совершена была закладка нового храма в посаде Ардони, Суражского уезда. Вопрос о построении нового храма в этом — одном из самых беднейших посадов раскольничьего " Стародубья " был до настоящего времени вопиющим. Посад Ардонь или Чарнецкая заявила о своем существовании еще с 1712 года, когда грамотой архимандрита Киево-Печерской лавры дозволено было раскольничьим выходцам из " Халчи " поселиться на монастырских грунтах. Жители этого посада сначала были исключительно раскольники-безпоповцы, и из них то в 40-50 годах образовался здесь первый единоверческий приход. Безпоповская молельня была обращена первыми пионерами-единоверцами в церковь. Но не особенно долго существовала она. По неосторожности-ли обращения с огнем, или умышленно, или по злому умыслу недоброжелателей, она сгорела, и в 80 годах в посад Ардонь была перевезена ветхая церковь упраздненного единоверческого прихода посада Шеломов, которая существует и доныне. Но грусть и невольные слезы вызывала эта убогая (в полном смысле этого слова) церковь! Она представляет собою сарай с поставленным на крыше крестом, а внутренняя отделка и отсутствие приличной утвари дополняли картину ее убожества. Часто менявшиеся пастыри этого малого стада, непроникнутые духом и святостью своего служения, доводили приход до окончательного почти уничижения. Большинство прихожан под влиянием окружающей безпоповской пропаганды и за отсутствием живого слова ушли в безпоповщину и, наконец, об Ардоне и Ардонских единоверцах сложилось убеждение как о каких-то отверженных от общей семьи единоверия, а приход и убогая церковь их служила лишь переходной ступенью для ищущих лучших приходов. Но Милосердие Божие коснулось, наконец, и Ардони. Обратил свой взор на этот запокинутый приход наш Архипастырь, возбуждено было ходатайство (бывшим Ардонским священником Василием Еремеевым, ныне священствующим в посаде Клинцах) пред кем следует об отпуске средств на построение нового храма. Проезд-же по " Стародубью " Его Превосходительства В.К. Саблера увенчал ходатайство успехом и в прошлом году были отпущены средства на устройство нового храма. Слава и благодарение Господу!! Но этих средств было далеко недостаточно. Пришли на помощь и добрые христиане. Боярыня Княгиня Долгорукова уступила на выгодных условиях десятину лесу; Высокочтимейший отец Иоанн Кронштадский прислал свою лепту. Но при всем том нельзя не отдать справедливость и отцу Василию Щетинину — настоятелю храма, неусыпная энергия которая много способствовала успешному ходу дела. Великую помощь оказал своим вниманием и отец Синодальный миссионер протоиерей Крючков, и вот создается в посаде Ардони новый храм.

http://sobory.ru/article/?object=51681

а. перевел с греческого на церковнослав. язык «Книгу... против различных еретиков, иудеев и сарацин...» («Книга блаженного Федора, названного Авукаром...») (сохр. в рукописи). С 1594 г. известно о книжной деятельности в Остроге иером. Киприана, к-рого считают учеником Кирилла Лукариса. Его 1-м лит. трудом является перевод с греческого «Бесед Макария Египетского» (1598). 29 марта 1599 г. он завершил перевод сб. «Пчела». В 1603 г. в Дермани он перевел трактат «Синтагматион» Г. Севера. В февр. 1605 г. Киприан завершил перевод «Бесед на Евангелие» свт. Иоанна Златоуста. Все эти труды сохранились в рукописях. В 1606 г. в Остроге вышла кн. «Лекарство на оспалый умысел человечей, а особенное на затверделые сердца людские, злоеденые светом, альбо которыми грехамы», к-рую составил свящ. Дамиан Наливайко. В издание вошли предисловие, послесловие, стихи составителя, 2 сочинения свт. Иоанна Златоуста - «Слово о покаянии к Феодору мниху испадшему», «Слово о еже обаче въсуе матется всяк человек живый», а также «Завещание царя Василия Македонянина сыну Льву». Все произведения переведены Дамианом Наливайко с церковнослав. языка на просту мову, оба варианта текста напечатаны параллельно. Третий период (1621-1636) стал временем упадка и ликвидации О. а. О ее деятелях в эти годы почти нет свидетельств. Исследователи связывают упадок академии с деятельностью дочери кн. Александра Острожского Анны Алоизы Ходкевич, вслед. усилий к-рой в 1623 г. в Остроге открылась иезуитская миссия. В «Острожском летописце» сказано, что княгиня «много зла сотворила православным» ( Бевзо. 1971. С. 135). Велевицкий в дневнике отмечал, что ранее жителями Острога были «одни только русины-схизматики» и только активное содействие Анны Алоизы, предоставившей значительный фундуш иезуитам, дало им возможность утвердиться в городе ( Wielewicki. 1899. S. 151). В 1621 г. Анна Алоиза попыталась отдать Суражскую вол. иезуитам, что вызвало возмущение православных. В 1622 г. она выкупила у еп. Афанасия (Пузыны) аренду Суражской вол.

http://pravenc.ru/text/2581675.html

Из сотрудников князя особенно известны Герасим Смотрицкий, трудившийся над изданием Библии, и клирик Василий Суражский, написавший по поводу книги Скарги и против протестантов сборник, известный под именем «Книги о единой истинной вере» (изд. 1588 г.). Братства    Вельможное покровительство церкви, однако, держалось недолго. Благодаря иезуитам паны быстро ополячивались, и следующее же поколение их выставило даже прямых врагов православию, каковыми были дети самих ревнителей веры — сын Курбского Димитрий и сын Острожского Януш. Для церкви более надежной оказалась сила народная, сила городских общин и братств с их школами. В конце XVI века права их получили подтверждение и расширение со стороны восточных патриархов. Патриарх Иоаким (Антиохийский) во время своего проезда чрез Россию (1586 г.) дал грамоту древнейшему львовскому братству. Утвердив обычные правила всех братств о братских сходках и взносах, о выборе старост, наблюдении братьев за поведением друг друга, о братском суде и взаимной помощи в нуждах, патриарх, кроме того, дал львовскому братству право обличать противных закону Христову, отлучать их от Церкви, обличать самих епископов; в ряду других братств оно объявлено старейшим. Поощренное патриархом, братство завело у себя госпиталь, типографию и школу и своим влиянием на церковные дела сильно стеснило власть местного епископа Гедеона Болобана. В 1588 г. проездом в Москву и 1589 г. — на обратном пути западную Россию посетил константинопольский патриарх Иеремия и отнесся к церковным братствам с еще большей благосклонностью. Приезд патриарха Иеремии и положение в это время церкви    Иеремия застал православную церковь в польских владениях в самом печальном состоянии. Духовное значение и сила ее иерархии были подорваны вконец. Сам митрополит киевский Онисифор был двоеженец. Епископы — перемышльский Михаил Копыстенский, холмский — Дионисий Збируйский и пинский — Леонтий Пельчицкий были женаты — последние двое и на епископстве жили с женами. Будучи по происхождению панами, архиереи и на епархиях жили, как паны, в замках, окружив себя вооруженными слугами и пушками, делали наезды на чужие земли и дрались между собою; епархии были для них чем-то вроде вотчин, с которых они получали доходы, нисколько не заботясь о церковных делах.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

2) из молитв утренних исключены две молитвы, которые имели в надписании определение «полунощные»: ко Господу и к Богородице . Уже было отмечено, что первая из них состоит из двух разных молитв, чего, возможно, не заметил Василий Суражский, оставив их под общим надписанием. Как видим, новообразованная традиция келейных молитв в киево-печерском сборнике Акафисты пошла по пути сокращения состава последований. Единственным добавлением стал чин «Поклонение по правиле», который перенесен с незначительной правкой в авторской редакции архим. Леонтия (Карповича) . В чине собран ряд кратких молитвенных прошений с земным поклоном после каждого, обращенных ко Господу, Божией Матери и избранным святым . Существенно отредактирован чин Поклонения при митр. Петре Могиле в третьем издании Акафистов (1636) , где добавлены три новых молитвенных прошения. В таком виде чин сохранялся практически во всех киево-печерских сборниках с келейными молитвами в составе до конца XVII beka. Появление чина «Поклонение по правиле» в уставе келейных молитв Киево-Печерского монастыря можно объяснить, обратив внимание на предисловие к Часослову (Киев, тип. Лавры, 1616). В предисловии архидиакон Захария (Копыстенский) говорит о значении служб суточного круга, добавляя затем пространное рассуждение о поклонах: «Счел я не неуместным предложить здесь и слово о земных поклонах, которые мы, сыны Восточной Церкви, совершаем припадая на колени и преклоняясь челом до земли, тем самым всеми составами плоти нашей сотворяя Богу поклонение» . После многих примеров земного поклонения из Ветхого и Нового Заветов, а также святоотеческих наставлений, он увещевает хранить это Предание Церкви без изменения, не подражая легкомысленно «иным противу ходящим» , «чтобы не лишиться нам надежды спасения, отпав от изначально преданного отцами Церкви образа благочестия, и не унаследовать осуждения вместе с законопреступными» . 2.2 «Полуустав» митр. Петра Могилы (Киев, тип. Лавры, 1643) В 1643 г. напечатан киево-печерский сборник для келейной молитвы по типу Псалтири с восследованием, в предисловии к которому митр. Петр Могила признает большим и значимым, по сравнению с иными многими своими «тщаниями» , избранное им дело издания этой книги «Полуустава», который издается «второй раз к общей пользе христиан, а впервые в типографии нашей Печерской» .

http://bogoslov.ru/article/5233602

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Титульный лист Острожской Библии. Острог, 1581 г. (НБ МГУ) 1-й полный печатный свод библейских книг на церковнослав. языке, изданный в Остроге (ныне город Ровненской обл., Украина) в 1581 г. трудами кн. Константина Константиновича Острожского и его сподвижников - ректора Острожской коллегии (см. Острожская академия ) Герасима Даниловича Смотрицкого, греков Дионисия (Ралли-Палеолога), Евстафия Нафанаила и Феофана Эммануила Мосхопула, Василия Суражского (Малюшицкого), типографа и справщика Ивана Фёдорова ; выдающийся памятник слав. книжности. Помимо библейских книг (за исключением Послания Иеремии, к-рое не было выделено в отдельную книгу, а вошло в О. Б. как 6-я гл. Книги прор. Варуха) О. Б. содержит вирши на герб кн. Острожского, помещенный на обороте титульного листа, 3 предисловия: от имени князя Острожского (на греч. и церковнослав. языках), Ивана Фёдорова и Г. Д. Смотрицкого, вирши Г. Д. Смотрицкого, адресованные «всякаго чина православному читателю», оглавление, месяцеслов, указатель евангельских чтений и послесловие Ивана Фёдорова (на греч. и церковнослав. языках). Хотя на титульном листе всех экземпляров О. Б. указан 1581 г., в научной литературе было распространено мнение о наличии 2 изданий - 1580 и 1581 гг., основанное на том, что в разных экземплярах Библии по-разному датированы послесловия: 12 июля 1580 г. и 12 авг. 1581 г. Осуществленное А. С. Зёрновой исследование неск. десятков экземпляров О. Б. позволило установить, что было одно издание - в 1581 г. Изначально печатание планировалось закончить 12 июля 1580 г., что и было указано Иваном Фёдоровым в послесловии. Когда же это оказалось неосуществимым, начали печатать листы послесловия с новой датой предполагаемого завершения работы - 12 авг. 1581 г. При комплектовании экземпляров старый лист с выходными данными был заменен новым лишь в части тиража. Издание О. Б. было «не только величайшим религиозным подвигом, в высшей степени важным для поднятия религиозного образования среди православных, особенно местных, Юго-Зап. Руси, ввиду происходившей борьбы двух вероисповеданий и народностей,- но вместе с тем величайшим научным трудом, и притом исполненным в строго греко-восточном направлении» ( Архангельский. 1888. С. 91). В сложных конфессиональных условиях в Юго-Западной Руси XVI в., в культурно-языковом «пограничье» духовной задачей ревнителей Православия было сохранение православного греко-славянского единства, закрепленного юрисдикцией К-польского патриарха в отношении Западнорусской митрополии . Необходимость защиты правосл. веры и церковнослав. языка как литургического и лит. языка правосл. славян, а также необходимость духовного просвещения и готовности к полемике определили актуальность издания выверенных библейских и богослужебных книг.

http://pravenc.ru/text/2581677.html

XVIII в. (без монограммы гравера) ( Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 623. 1506, 1507). Полуфигура О., обращенная в 3/4-ном повороте вправо, к центру, находится в левой группе святых, почивающих в Ближних пещерах, к-рую возглавляет прп. Антоний Печерский, замыкая «пятерицу» преподобных в 3-м снизу ряду; в «пятерицу» помимо О. входят (справа налево): Евстратий, Иоанн Многострадальный, Моисей Угрин и Лука, эконом Печерский. В отличие от приведенной в иконописных подлинниках характеристики образа на сохранившихся иконах и эстампах с изображением Собора Киево-Печерских святых О. представлен с непокрытой головой, средовеком, с проседью в волосах, иногда с большой, доходящей до темени залысиной и вьющимися волосами (как на иконе 1-й трети XIX в., КБМЗ), с округлой или сужающейся книзу, также с проседью, недлинной бородой; в нимбе при имени надпись: «Исповедник». К этому традиц. варианту иконографии относятся гравюры (напр., 1756 г. Василия Белецкого (РГБ); почаевского мастера 2-й пол. XVIII в. Иосифа Гочемского ( Ровинский. Народные картинки. С. 621. 1505); сер. XVIII в. Мартина Нехорошевского (Там же. 1509); 1771/74 г. Иоанна Кончаковского (Там же. 1510); 1821 г. Герасима Проценко (Там же. С. 623. 1511) и мн. др. (Там же. 1512-1518; Кн. 4. С. 761. 1505 а; С. 761-763)), а также иконы (напр., из Киево-Печерской лавры, 2-я пол. XVIII в., НКПИКЗ (Правосл. икона России, Украины, Беларуси: Кат. выст. М., 2008. С. 116-117); посл. треть XVIII в. (1771 г.?), ИОХМ (Иркутские иконы: Кат./ИркОХМ; сост.: Т. А. Крючкова. М., 1991. С. 62. Кат. 28); из мастерской Киево-Печерской лавры, сер. XIX в., Троицкий собор Успенского жен. мон-ря в Александрове; иконописца из посада Клинцы Суражского у. Черниговской губ. (ныне город в Брянской обл.), 2-я пол. XIX в., собрание Ф. Р. Комарова, и мн. др.) и литографии (напр., 1893 г., ГЛМ; хромолитография кон. XIX - нач. XX в., Почаевская Успенская лавра), и мн. др.). Над ракой со св. мощами О. в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры находится единоличный образ святого, написанный в лаврской иконописной мастерской под рук.

http://pravenc.ru/text/2578431.html

…К сожалению, в последнее время не мало оказывается между нами и таких, кои увлекаясь тлетворным духом неверия и развращения, с пренебрежением отзываются обо всем, касающемся религии и обрядов церковных. У таких людей находятся с избытком деньги для роскошного обеда и дорогих вин, для пышного убора дома и модных нарядов, для разорительных игр и безнравственных зрелищ и для всего тому подобного, но вовсе нет денег для храма Божия.  Правда, такие люди и в храм Божий не ходят; если же иногда и приходят, то не по расположению сердца к молитве, не от чувства благоговения к Творцу и Спасителю Богу, а собственно по обычаю. Не ждите от них приличного для молитвы поведения: их поведение большею частию служат соблазном для истинно верующих и молящихся, и менее ждите от них пожертвований на поддержание благоустройства и благолепия храма Божия… Ах, дай Бог, чтобы таковых менее было в нашем православном Отечестве и их действительно еще не так много – это только те гордые умом, которые по выражению писания, взимаются на разум Божий».                                                   Отец Василий родился в семье священника Калужской епархии, в 1846 году окончил местную семинарию. После чего его отца – Петра Вихрова –  перевели в Черниговскую губернию в качестве миссионера по делам раскола. В 1848 году Василия Петровича рукополагают в священники церкви села Фоевичи Новозыбковского уезда, а спустя два года, в 1850 году, направляют служить в церковь Рождества Пресвятой Богородицы села Людков вблизи Новозыбкова.  Одновременно он становится законоучителем Новозыбковского уездного  приходского училища. Избирается депутатом суда для присутствования по духовным делам и увещания арестантов, а также членом общества попечительства о тюрьмах.   Преподавал Закон Божий в классах батальонов военных кантонистов во время их пребывания в Новозыбкове. По определению консистории в 1864—1874 годах состоял членом уездного училищного совета. В Новозыбковском, Стародубском и Суражском уездах активно занимался миссионерской деятельностью по обращению раскольников в православие. 

http://ruskline.ru/opp/2022/02/09/chudom...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010