Скарги «О единстве Церкви Божией под единым пастырем» ( Skarga Р. О jednosci Kocioa Boego pod jednym pasterzem - 1577) и Б. Гербеста «Веры Церкви Римской выводы и история греческой неволи до унии» ( Herbest В. Wiary Kocioa Rzymskiego wywody у greckiego niewolstwa historia do jednoci - 1586), а также в критике календарной реформы 1582 г. (введение григорианского календаря). Сочинение В. С. состоит из предисловия и 6 разделов, каждый из к-рых посвящен особой теме: единство веры во Христе, вопрос об исхождении Св. Духа, критика мнения католиков о главенстве Римского папы, необходимость служения литургии на квасном хлебе, а не на опресноках, критика григорианского календаря. 6-й разд. направлен против протестантов и защищает необходимость почитания св. икон и украшения храмов. Кроме того, в книге В. С. рассмотрены католич. представления о чистилище, католич. практика субботнего поста, вопрос о браке священнослужителей, различия между католич. и правосл. литургией. Доказательства правосл. полемиста основаны на обширной подборке цитат из Свящ. Писания и трудов св. отцов и правосл. богословов 1-й пол. XVI в.- прп. Максима Грека , старца Артемия и Василия Никольского ; т. о., «Книжица о вере» представляет собой энциклопедию полемического материала, рассчитанную на ученого-полемиста. «Книжица о вере» имела широкое распространение в восточнослав. регионе и оказала влияние на авторов «Перестроги» и «Вопросов и ответов православному с папежником» (по мнению Мыцко, автором 2-го сочинения был В. С., однако доводы исследователя недостаточно убедительны), на Иоанна (Вишенского) , Стефана Зизания (см. Зизании ), М. Броневского (Христофора Филалета), Захарию (Копыстенского) , отдельные положения «Книжицы о вере» вошли в «Кириллову книгу» (М., 1644). Соч.: О единой истинной православной вере и о святой соборной апостолской Церкви, откуду начало приняла и како повсюду распростреся//РИБ. СПб., 1882п. Т. 7: Памятники полемич. лит-ры в Западной Руси. Кн. 2. С. 601-938. Лит.: Харлампович К. В. Западнорусские правосл. школы XVI и нач. XVII в. Каз., 1898; Копержинський К. Украïнський письменник XVI ст. Василь Суразький//Наук. зб. за pik 1926. К., 1926. С. 38-72. (ЗНТШ; Т. 21); Яременко П. К. Василь Суразький//Украïнське лimepamypoзhabcmbo. Льbib, 1969. Вип. 6. С. 81-88; Мыцко И. З. Украинский писатель-полемист Василий Суражский - сподвижник Ивана Федорова//Федоровские чтения за 1979 г. М., 1982. С. 18-23; он же. Чар apxibhux cbiдчehь: Mamepiaлu до бiorpaфiй славетних nyблiцucmib//Жовтень. 1987. 3. С. 85-96; он же. Острозька слов " яно-греко-латинська akaдeмiя. К., 1990; Возняк М. С. Icmopiя украïнськоï лimepamypu. Льbib, 19922. Кн. 1. С. С. Лукашова Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/149777.html

1.2 Псалтирь с восследованием (Острог, 1598) Практически синхронно с книгоизданием Свято-Духова братства в Вильне активизируется деятельность типографии князя Константина Острожского в его имении . Оба книжных центра внесли определяющий вклад в развитие и распространение собраний молитв келейного правила. Однако на материале их книгопечатного наследия можно заметить существенное различие редакторского подхода этих двух издательств в указанном вопросе: а) состав сборника «Молитвы повседневные» отразил собой устав Виленского Свято-Духова братства (а впоследствии и одноименного монастыря) относительно келейного правила, тогда как Острожская типография не выпустила подобного сборника (т. е. по типу Молебника), поскольку организована была при академии, где вряд ли предполагался общий устав келейных молитв. б) состав сборника частной молитвы, выпущенного в Остроге, отражает устоявшуюся к концу XVI beka восточнославянскую традицию Псалтири с восследованием: это заметно как по названию книги, так и по характеру состава, который вполне соответствует универсальному набору глав Псалтири с восследованием, как это отражено в рукописях этого типа XV-XVI bb. из фундаментального собрания Свято-Троицкой Сергиевой лавры ( СТСЛ) , а также в первой печатной Псалтири с восследованием, вышедшей в 1625 году в Москве. Редактором-составителем Псалтири с восследованием (Острог, 1598) был руководитель Острожской типографии Василий Суражский. Наиболее самобытной частью названного сборника оказывается Молебник , в начале которого помещены  собрания молитв «на нощь» и «от сна вставши». Сопоставление состава рассматриваемых последований острожской книги с виленским сборником показывает, что Василий Суражский взял за основу три группы молитв виленской традиции (полунощные, утренние и «на сон грядуще»), преобразовав их в два последования, в каждом из которых поместил по тринадцать молитв: 1) последование молитв «от сна вставши» — это объединение полунощных и утренних молитв виленского сборника, из которого исключены две молитвы , а добавлены несколько молитв, традиционных для московских рукописей, где они сопровождают наиболее употребимые каноны ;

http://bogoslov.ru/article/5233602

Славу Острожскому центру принесли укр. писатели и полемисты, богословы-самоучки Г. Смотрицкий, Иоанн (Вишенский) , Василий Суражский , Клирик Острожский , протопоп Игнатий (Мицко отождествляет его с Клириком Острожским), свящ. Дамиан Наливайко и др. Основным содержанием их произведений, изданных преимущественно в Остроге, была борьба против унии и католич. прозелитизма. Г. Смотрицкий написал труды «Ключ Царства небесного» и «Календарь римский новый» (изданы в Остроге в 1587 одной книгой). Управитель имений О. а. Василий Суражский в полемической «Книжице о единой истинной православной вере» («Книжица в шести главах») (1588) вел дискуссию со Скаргой и Бенедиктом Гербестом , а также с протестантами. В Остроге подготовлено анонимное соч. «Ектезис...» («Ekthesis...»), изданное в 1597 г. в Кракове. Оно направлено против Брестского униат. Собора в защиту Брестского Собора православных, содержит ряд решений последнего. В 1598 г. Острожская типография издала антиуниат. «Книжицу в десяти разделах», в которую вошли изложение правосл. веры, многочисленные послания патриарха Мелетия Пигаса, в т. ч. с критикой григорианского календаря, Брестской унии, произведение Иоанна (Вишенского), другие сочинения. Сборник сыграл большую роль в борьбе против католицизма и унии. В Остроге расцвел талант полемиста Клирика Острожского (псевдоним). В 1598 г. в Острожской типографии было напечатано его соч. «Отпис на лист... Ипатия, Володимерского и Берестейского епископа». В 1599 г. написан, но не опубликован его ответ - «На второй лист... Ипатия епископа». В Остроге шла работа по переводу греч. сочинений. Во 2-й период существования О. а. в Острожской типографии были опубликованы переводы на церковнослав. язык трудов отцов Церкви: «Книга о постничестве» свт. Василия Великого (1594), «Маргарит» свт. Иоанна Златоуста (1595). Цель этих изданий - способствовать исправлению образа жизни православных. В книгах содержались обращения издателей к читателям с призывом придерживаться благочестия. В 1611 г. неизвестный ученик О.

http://pravenc.ru/text/2581675.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОСИФ II (Солтан Илья; † кон. 1521 - нач. 1522), митр. Киевский и Галицкий ( Западнорусская митрополия ). Происходил из семьи господарских бояр Логойского повета; по сообщению А. Мироновича, имел мирское имя Илья ( Mipahobiч. 2006. С. 11). Не нашла подтверждения в документах версия И. Стебельского о том, что буд. митрополита в миру звали Иоанн и он был сыном шляхтича-униата Александра Солтана ( Stebelski. 1878. S. 379-382). Иосиф (Солтан), митр. Киевский и Галицкий. Фотография с портрета, находившегося в Супральском мон-ре. 1892 г. (ГПИБ) Иосиф (Солтан), митр. Киевский и Галицкий. Фотография с портрета, находившегося в Супральском мон-ре. 1892 г. (ГПИБ) Наиболее ранние сведения об И. содержатся в грамоте кор. Александра Ягеллончика от 15 сент. 1506 г., где говорится, что И., «служачи... верне» против неприятеля, «в шкоду немалую впал» (АСЗР. Т. 9. 3). Имеется в виду мужественное поведение И. как Смоленского епископа во время осады Смоленска рус. войсками в 1502 г. (по мнению Мироновича, И. получил Смоленскую кафедру в награду за поведение при осаде Смоленска в 1502; см.: Mipahobiч. 2006. С. 11). В возмещение нанесенного Смоленской епархии ущерба король пожаловал И. 3 села в Суражской вол. Бельского повета, также при кор. Александре кафедре было передано запустевшее сельцо Капустинское в Смоленском повете. Большая часть сведений об И., когда он был Смоленским епископом, характеризует его контакты с основанным в кон. XV в. супрасльским в честь Благовещения Пресв. Богородицы мон-рем . Самая ранняя информация содержится в грамоте К-польского патриарха Иоакима I (ок. 1504) с благословением обители и ее покровителям - правосл. шляхтичу А. Ходкевичу и И. 11 мая 1506 г. И. передал Супрасльскому мон-рю земли в Суражской вол., полученные от кор. Александра. И. сыграл большую роль в переносе Супрасльского мон-ря на новое место - в урочище Сухой Груд. Именно по ходатайству И. Ходкевич выделил братии место для поселения и передал расположенные в округе земли. Братия должна была там жить под присмотром ктитора и по «заповеди» И. Грамота Ходкевича о наделении мон-ря землей датирована 13 окт. 1509 г., но в качестве свидетелей в ней выступают князья Михаил и Василий Глинские, к-рые в нач. 1508 г. подняли восстание против кор. Сигизмунда I . Вероятно, правильная датировка документа - окт. 1507 г. В грамоте И. уже назван митрополитом: очевидно, к этому времени он уже был наречен на митрополичью кафедру.

http://pravenc.ru/text/673649.html

Возвратившись из Петербурга в Полоцк в последних числах марта и известив через консисторию духовенство епархии о постановлении 7-го февраля, пр.Василий в первых числах апреля выехал для ревизии церквей епархии. Прежде всего, им были посещены Лепельский уезд и соседние церкви Сеннинского уезда Могилевской губ. и Дисненского – Минской губернии. В половине июня пр.Василий находился в им.Зароново, якобы для устройства его, куда вызывал священников Витебско-Задвинского благочиния, с благочинным Кл.Клодницким во главе 455 . Отсюда он направился в Тадулинский монастырь, затем в Велиж, а из Велижа обратно в с.Зароново, куда вызваны были священники Витебских градских церквей: Задуновско-Воздвиженской, Богословской, Спасской, Троицкой, Никольской, Заручево-Воскресенской, Рождественской, Св.Духова монастыря, Ильинской и Богоявленской 456 . Побывав затем в Струни, он отправился в Дриссенский уезд, в котором в прошлогоднюю поездку, при приеме имения Хороброва, ему удалось расположить к православной церкви пять священников Оволнянского благочинного, Ст.Плещинского и священников сел.Тоболок, Боровки, Боркович, Прудинок 457 . Из Дриссенского уезда пр.Василий направился в Иллукштадский монастырь 458 , откуда выбыл в Полоцк 10-го октября; 4-го, 5-го и 6-го декабря пр.Василий был в г.Витебске, где совершал торжественные богослужения. Таким образом, пр.Василий почти весь 1834 год провел в разъездах по епархии. Как он рассказывает в своих «3аписках», все его внимание и энергия во время разъездов были обращены на то, чтобы приобресть для себя среди священников как можно более сторонннков, путем убеждения их в истинности православной церкви и склонения к выдаче подписок в готовности присоединиться, если потребуется, к православию. Труды Лужинского увенчались большим успехом. В Лепельском уезде он получил 40 подписок от двух благочинных Бешенковичского-Можайского и Ветринского-Елиашевича и 38 священников: в Сеннннском и Дисненском от 11 священников, в Витебском – от 10 459 : в Суражском, Велижском, Зельбургском и Дриссенском такая же удача сопутствовала пр.Василию.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

М., 1905. Вып. 1. С. 135-143). Примечательно, что в XVII в. один из списков Толковой Псалтири (ГИМ. Новоспасск. 1, запись на л. 2об.- 3; 2-я пол. XVI в.) находился в Слуцке, где протекала деятельность А. и Сарыхозина. В Литве А. и Сарыхозин поддерживали тесные отношения с кн. Курбским. Идея создания переводческого кружка в имении Курбского на Волыни родилась в его беседе «о книжных делех» с А. во 2-й пол. 60-х гг. XVI в. А. подарил Курбскому «Книгу о постничестве» свт. Василия Великого и просил его организовать работу по переводу др. творений этого отца Церкви. А. обещал специально приехать из Слуцка к Курбскому, чтобы помочь ему в работе «по словенскии», но просил найти переводчика с греч. или латыни, поскольку сам не знал этих языков. Курбский также приглашал Сарыхозина принять участие в переводах. Рукописная традиция связывает деятельность А. еще с одним центром правосл. просвещения на Волыни - Острогом. Отрывок нач. XVIII в. из 2-го послания Будному озаглавлен: «Книга Артемия, старца острожскаго». Так же назван А. в ссылке на это послание в «Поморских ответах» 1723 г. Если рукописная традиция достоверна, то А. мог сотрудничать с культурно-просветительским центром в Остроге только в самом начале его организации (лето 1574 - кон. 1575), до устройства острожских академии и типографии. Опосредованная связь между А. и Острогом прослеживается в кн. острожского полемиста Василия Суражского «О единой истинной православной вере» и, возможно, в острожском издании 1594 г. «Книги о постничестве» свт. Василия Великого. Как и в России, в Литве А. занимался переписыванием книг. И. З. Мыцко относит к числу его возможных автографов 3 рукописи: «Книга о постничестве» свт. Василия Великого (ЦНБ НАНУ. В. р., 480п/1644), «Лествица» прп. Иоанна Лествичника (Там же. В. р., 235 п/51), «Ареопагитики» (ХНБ. В. р. к., 819 168/а, 109134). В Литовской Руси А. пользовался высоким нравственным авторитетом, его творчество способствовало преодолению кризиса церковнослав. культуры и духовному возрождению правосл. Церкви. Иером. Захария (Копыстенский) в «Палинодии» (1621-1622) назвал «преподобного Артемия инока» первым среди рус. церковных учителей, «который, споспешествующу ему Господу, в Литве от ереси арианской и лютеранской многих отвернул, и през него Бог справил, же ся весь народ русский в Литве в ереси тыи не перевернул» (РИБ. Т. 4. Ч. 1. Стб. 913). Сочинения

http://pravenc.ru/text/76378.html

107) Духовный депутат по Ковельскому уезду, Иоанн Борковский. 108) Духовный депутат по тому ж уезду, Иоанн Тарановский. 109) Духовный депутат по Дубенскому уезду, Иоанн Кондратович. 110) Духовный депутат по Луцкому уезду, магистр Василий Оленич. 111) Духовный депутат по Волковыскому уезду. Иоанн Шпаковский. 112) Духовный депутат по Кобринскому уезду, Алексей Янковский. 113) Духовный депутат по тому ж уезду, Михаил Янцевич. 114) Духовный депутат по тому ж уезду, Пётр Гловачевский. Список должностным лицам Белорусской Греко-Униатской епархии, обязавшимся собственноручными подписками присоединиться к Православной Греко-Российской Церкви. 1) 3 Викарий Белорусской епархии, председатель тамошней консистории и управляющий Борисоглебским монастырём, Оршанский епископ Василий Лужинский . 2) Вице-председатель Белорусской консистории, младший соборный протоиерей, Иоанн Конюшевский. 3) Ректор Белорусской семинарии, младший соборный протоиерей, доктор Михаил Шелепин. 4) Эконом Белорусской семинарии, Полоцкий благочинный, магистр Иоанн Щенснович. 5) Профессор Белорусской семинарии и заседатель консистории, доктор Константин Игнатович. 6) Профессор Белорусской семинарии, магистр, священник Игнатий Коссович – принят преосвященным Смарагдом и вышел в светское звание. 7) Заседатель Белорусской консистории, магистр Иоанн Щенснович. 8) Профессор Белорусской семинарии, магистр, священник Иоанн Глыбовский. 9) Учитель семинарии, магистр Иван Слиборский. 10) Учитель семинарии, кандидат Ильдефонс Говороский. 11) Учитель семинарии, кандидат, иеромонах Ираклий Зенкевич. 12) Благочинный Подвитебский, младший соборный протоиерей Стефан Клодницкий. 13) Благочинный Головчинский, Димитрий Гринкевич. 14) Благочинный Суражский, Сильвестр Заблоцкий. 15) Благочинный Витебский, Иадор Голембиовский. 16) Благочинный Дисненский, кандидат Стефан Косицкий. 17) Настоятель Махировского монастыря, Максимилиан Звяго. 18) Вице-благочинный Велижский, Янович. 19) Вице-благочинный Докшицко-Борисовский, Иосиф Лесневский.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Мария и Василий Лихачевы (г. Киреевск, Тульской области). Инна Козорезова (г. Краснодар). Борис Орлов (г. Кронштадт, Ленинградской области). Наталья Шманкевич, сотрудники Медынской районной библиотеки, директор Валентина Чугаева (г. Медынь, Калужской области). Ольга Эминова и Владимир Леонченко, Алексей Трубецкой, Манана и Тимур Шаовы, Никон Сенин, Анна Овчинникова и Сергей Иванов, Яна Еремина, Людмила Аверьянова, Геннадий Смага, Галина Суркова (г. Москва). Сотрудники Невельской районной библиотеки, директор Татьяна Слабнова (г. Невель, Псковской области). Владимир и Татьяна Авдеевы (г. Орел). Людмила и Николай Черных, Лариса Петрова, Виталий Ходус, Сергей Черных (г. Пенза) Тамара Милорадова (п. Пушкинские Горы, Псковской области). Людмила Кучерова (д. Пятница, Московской области). Андрей Аброськин (г. Ростов-на-Дону). Игорь Князьков, Игорь Сорокин (г. Санкт-Петербург). Наталья Фимкина (п. Сапожок, Рязанской области). Анна Чубукина, Надежда Амосова, Вишнякова, Нина и Виктор Гаврилины, Любовь Грибова, Галина Ельцова, Лариса Затионова, Юлия и Виктор Ивановы, Валентина Новикова, Лидия Орлова, Анна Осипова, Людмила Погожева, Надежда Рыжова, Елена Сафонова, Ирина и Софья Солнышкины, Удальцова, Татьяна Харина, Хахалева, Марина Шатохина, Ирина Шваренок (г. Солнечногорск, Московской области). Татьяна Борина (г. Старица, Тверской области). Сотрудники Яковлевской районной библиотеки, директор Галина Конкина (г. Строитель, Белгородской области). Елена Скок, Елена Юрченко, сотрудники Суражской районной библиотеки, директор Валентина Медведько, Виктор Редин (г. Сураж, Брянской области). Людмила и Михаил Машнины (г. Талдом, Московской области). Ольга Митина, Ольга Лобанова (г. Торжок, Тверской области). Игорь Родинков, прихожане храма во имя благоверного князя Александра Невского (г. Тула). Татьяна Шишкова, Дмитрий Подушков, Ольга и Вячеслав Санниковы (г. Удомля, Тверской области). Наталья Грибова (г. Чебоксары). Василий Городишенин (г. Череповец, Вологодской области). Юрий Плотнов (г. Щербинка, Московской области).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Иконостаса не имела только одна церковь – Добромыслянская, Микулинского благочиния, не смогшая по бедности устроить его, да еще в Жеробычской церкви (Подвитебского благочиния) иконостас не был украшен. Оставались еще в нескольких церквях боковые престолы. Пр.Василий приказал их уничтожить, и они всюду, кроме Витебского Св.-Духовского женского монастыря, известного фанатизмом монахинь, были уничтожены. В Обольском благочинии служили еще по мшалам, хотя там имелись и служебники московской печати; пр.Василий отбирал мшалы. При многих церквях не было старост, пр.Василий требовал избрания их 824 . Болезнь заставила преосвященного прекратить поездку и вернуться в Полоцк. После этой ревизии благочинным Микулинскому и Подвитебскому была объявлена через консисторию благодарность за доброе состояние их церквей. Обольский же благочинный Игн.Хруцкий был отрешен от должности благочинного и переведен на худшее место; священников, виновных в нерадении об устройстве церквей, велено было наказать 825 . Другой способ ознакомления пр.Василия с положением дел в епархии состоял в вызове в Полоцк униатских благочинных. В июле и августе в Полоцк к пр.Василию вызывались: на 26-е июня – и.д.Себежского декана Иосиф Лукашевич и Подисненский декан Иуст.Котлинский; на 1-е июля – Толочинский декан Иоанн Мальчевский, и д.Черейского декана Александр Климонтович, Быховский К.Мальчевский и Рогачевекий Ант.Глыбовский; на 3-е июля – Оршанский декан Ант.Шульц и Смолянский Григ.Голынец; на 12-е июля – Суражский Сильвестр Заблоцкий и вице-декан Янович; на 25-е августа – Мстиславский и Засожский декан Иоанн Богдановский, Климовичский Мартин Глыбовский, Бобруйский Викентий Оржешкевич, Игуменский Гр.Белинович с вице-деканом Н.Лойко и Заберезинско-Борисовекий декан Конст.Шишко. Сеннинский декан Иос.Виллямович и Островенский Вас.Квятковский являлись к пр.Василию в м.Бешенковичах, когда преосвященный был там на ревизии. Все благочинные при явке представляли рапорты с отчетами об исполнении распоряжений начальства касательно преобразования гр.-униатских церквей, о состоянии ризниц, о количестве имеющихся в церквях богослужебных книг и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Ко мне поступили разновременно объявления о готовности присоединиться к Православной Церкви ещё от семи духовных Литовской епархии, именно: 1) священника Смордовской церкви Феодора Ольшанского, Луцкого благочиния; 2) того же благочиния, священника Жорницкой церкви Симеона Левицкого; 3) того же благочиния, священника Бокоемской церкви Феодора Лучинского; 4) того же благочиния, безместного священника Петра Левицкого; 5) Белостокского благочиния, священника Суражской церкви Иоасафа Маркевича; 6) Вилейского благочиния, викарного Долгиновской церкви Феодора Буцевича; и 7) иеромонаха Вилейского монастыря Илариона Заблоцкого. Таковые семь объявлений имею честь препроводить при сём к вашему сиятельству, и быть. Г. обер-прокурору Святейшего Синода графу Протасову, от 15 мая за 434, с мнением о взаимном удовлетворении духовными требами прихожан древлеправославных воссоединёнными, и воссоединённых древлеправославными священниками, по местному положению Почти во всяком приходе Литовской епархии есть отставные солдаты из тамошних жителей, принявшие Православие во время службы и, следовательно, принадлежащие к епархиям древлеправославным. Между тем, по губерниям Гродненской, Виленской, отчасти Минской и по Белостокской области, едва на всякий уезд находится по одному священнику, к ведомству тех епархий принадлежащему, и то от нескольких лишь лет, так что помянутые отставные солдаты с их семействами, равно состоящие по разным местам чиновники находятся в крайнем затруднении относительно удовлетворения духовными требами и по богослужению. Посему помянутые лица постоянно обращались и ныне обращаются к бывшему Греко-Униатскому, теперь Православному духовенству и даже его епархиальному начальству с просьбами относительно удовлетворения их в духовных их нуждах: но духовенство оное поставлено в необходимости или исполнением таковой просьбы подвергаться законной ответственности за вмешательство в другое ведомство, или отказом лишать Православных возможности исполнять христианские обязанности.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010