Брест Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 52.094246; 23.684568 Беларусь, Брест Брестская область Беларусь Православие в Бресте [ править править код ] История [ править править код ] До середины XII в. Брестская (летоп. Берестейская) земля входила в состав Туровского княжества, где уже в 1005 г. была православная епархия. С середины 12 в. православные христиане Берестейщины окормлялись Владимиро-Волынскими епископами, которые иногда носили титул «епископов Владимиро-Волынских и Берестейских». В Берестье, при церкви свт. Николая (территория современной крепости) располагалась резиденция епископов (по документам «Брестская русская кафедра»). Здесь в 1590, 1594, 1596г.г. проходили соборы западно-русских епископов. После заключения Брестской церковной унии 1596г. подавляющее большинство приходов и монастырей было подчинено Литовско-Новоградской униатской митрополии. В 1765 г. было учреждено Брестское епископство (в составе Владимирской униатской епархии), с 1798 самостоятельная Брестская униатская епархия (в 1808 году частично, а с 1828 года целиком вошла в состав Литовской униатской епархии). Немногочисленные православные приходы окормлялись в разное время епископами Луцкой, Киевской митрополичьей, Белорусской (Могилевской) и Минской епархий. К 1787г. в Православии оставались Брестский монастырь св. Симеона Столпника (с 1798г. здесь была учреждена архимандрия) и 4 монастыря в Белостокской области. После воссоединения униатской Литовской епархии с Православием 22.01.1840 г. было учреждено Брестское викариатство Литовской православной епархии. В 1900г. определением Св. Синода из части Литовской епархии образовано самостоятельная Гродненская епархия с титулом епископа «Гродненский и Брестский». В 1921 - 1939г.г. восемь благочиний Брестчины входили в Полесскую епархию в составе Польской Православной Автокефальной Церкви. Во время Второй мировой войны была создана викарная Брестская кафедра в пределах Автономной Украинской Православной церкви Московской юрисдикции. Первым послевоенным епископом был Паисий (Образцов, 1944-1945г.г.), с 14 февраля по сентябрь 1945г. – Онисифор (Пономарев) с титулом «епископ Брестский и Пинский». В 1946г. временно управлял епархией архиепископ Минский и Белорусский Василий (Ратмиров), в 1948 -1949гг. епископ Паисий (Образцов), в 1950-1951г.г. - Сергий (Ларин) с титулом «епископ Гродненский и Брестский». В 1952 -1989г.г. епископы на Брестскую кафедру не поставлялись, приходы окормлялись правящими архиереями Минской епархии.

http://azbyka.ru/palomnik/Брест

Василий (Ратмиров), архп. б. Минский и Белорусский Год рождения, образование, семейное положение, пострижение в монашество, прохождение служебного и духовного поприща – нам ничего неизвестно. Хиротонисан во епископа в 1921 году на какую кафедру неизвестно. В первые же годы появления обновленчества, он уклонился в обновленческий раскол, где был назначен деловодом и управделами. Свящ. обновленческого Синода. Там же он возведен в сан митрополита Курского. По частным сведениям бывш. обновленческих архиереев, известно, что он в начале 40-х годов по собственному заявлению снял с себя сан и был оставлен мирянином – управделами Первоиерарха Виталия (Введенского). В 1941 году он принес покаяние пред Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Сергием и был принят в общение с Православною Церковью в сане епископа и назначен на Калининскую кафедру, хотя об этом в журнале Московской Патриархии не отражено. Возникает вопрос, почему митр. Сергия принял его в сане епископа в то время, как последний добровольно снял с себя сан. Вопрос может быть разрешен в такой плоскости. По всей вероятности, митрополит Сергий не знал о том, что епископ Василий снял с себя сан, а последний факт этот намеренно утаил от него, указав на старую свою хиротонию, совершенную, возможно, еще Патриархом Тихоном в 1921 году. Свое личное дело в обновленчестве, как управделами, он постарался изъять, почему и у составителя генерального Каталога русских православных архиереев до 1927 года Л.Д.Аксенова сведения о нем совершенно отсутствуют. Как подтверждение того, что епископ Василий изъял свое личное дело, служит еще тот факт, что у составителя Каталога обновленческих архиереев архивариуса Яворского, работавшего по архивным данным обновленческого Синода в 1947 году в Московской Патриархии, дело еп. Василия значится под 13, но в этом деле нет никаких сведений за исключением собственноручной подписи Яворского о том, что еп. Василий снял сан по собственному заявлению. Возникает еще один вопрос, почему еп. Василий под актами Собора русских архиереев 1943 года подписался после архиепископа Рязанского и Зарайского Алексия (Сергеева), хиротония которого была 20 мая 1935 года, ибо известно, что архиереи на соборных актах подписываются по старшинству хиротоний.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ (Ратмиров Василий Михайлович; 29.12.1881 (1887?), Ставропольская губ.- после 1947/ок. 1970 ?), бывш. архиеп. Минский и Белорусский. Из семьи священника. В 1902 г. окончил Екатеринодарское ДУ, в 1908 г.- Ставропольскую ДС по 2-му разряду. (В автобиографии В. писал о том, что он окончил КДА со степенью канд. богословия, но в списках выпускников КДА В. не значится.) 17 авг. 1908 г. рукоположен во диакона к церкви в ст-це Стародеревянковской, 5 окт. следующего года рукоположен во священника к Михаило-Архангельскому собору г. Темрюка, но остался за штатом. 27 окт. 1910 г. определен на священническое место к церкви в с. Арзгир, 3 окт. 1914 г. переведен в Николаевскую ц. в г. Ейске. (По свидетельству В., в 1914 он был возведен в сан протоиерея, однако это маловероятно, т. к. 12 марта 1915 он был лишь награжден правом ношения скуфьи.) В 1920 г. принял монашество, возведен в сан архимандрита. 4 нояб. 1921 г. состоялась хиротония В. во епископа Ейского, вик. Ставропольской епархии, к-рую возглавил Патриарх Московский и всея России свт. Тихон . После ареста Патриарха в мае 1922 г. В. перешел в обновленчество . В марте 1927 г. был арестован, осужден, отбывал наказание в СЛОН, после освобождения в авг. 1932 г. направлен обновленческим синодом в г. Армавир с титулом «архиепископ Армавирский и Майкопский». В июне 1935 г. переведен на обновленческую Курскую кафедру с возведением в сан «митрополита». По воспоминаниям курского духовенства, «митрополит» вел себя вызывающе: «бритый, в штатском костюме, с папиросой в зубах, под ручку с женой» В. появлялся не только в городе, но и приходил на службу в собор. 21 июня 1938 г. он был назначен управляющим делами обновленческого синода, после ликвидации синода перешел на должность управляющего делами обновленческого «первоиерарха» Виталия (Введенского) . Даже по меркам обновленческого духовенства В. отличался весьма странным поведением: «никогда не служил, не причащался». 30 авг. 1939 г. В. уволился на покой, затем отрекся от сана и перешел на работу бухгалтером в гражданское учреждение.

http://pravenc.ru/text/150737.html

Александрович Крицук (4.02.1892, дер. М. Карацк Слуцкого у. Минской губ.- 1950), сщмч. (пам. в Соборе Белорусских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Из крестьянской семьи. В 1905 г. окончил 4-летнюю школу. Батрачил, работал на кирпичном заводе. Занимался самообразованием и в дек. 1914 г. сдал экзамен на звание народного учителя. В 1921 г. поступил в Виленскую ДС, которую окончил в 1923 г. В марте 1924 г. рукоположен во иерея еп. Александром (Иноземцевым ; впосл. архиепископ), управляющим Пинской и Полесской епархией неканонично провозглашенной автокефальной Православной Церкви в Польше. М. служил священником на приходах в селах Ястрембель, Кривошин, Миловиды. С дек. 1932 г. являлся настоятелем Крестовоздвиженского храма в с. Б. Лысица Несвижского повята Новогрудского воеводства (ныне Несвижского р-на Минской обл.). Неск. раз организовывал крестные ходы в Жировицкий (Жировичский) в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь , располагавшийся примерно в 100 км от с. Б. Лысица. За нежелание переходить на григорианский календарь и отказ пользоваться во время проповедей польск. языком был поставлен под надзор полиции. В 1938 г. М. организовал в приходе торжественное празднование 950-летия Крещения Руси. В проповеди по этому поводу он, в частности, затронул тему открытых гонений на православных в Польше. По этому факту польскими властями было начато расследование, от ареста М. спасли только начавшаяся в сент. 1939 г. вторая мировая война и присоединение Зап. Белоруссии к СССР. М. перешел в юрисдикцию РПЦ. В 1940 г. Пинский и Новогрудский архиеп. Пантелеимон (Рожновский) наградил его золотым наперсным крестом. Продолжал пастырское служение в Б. Лысице весь период Великой Отечественной войны (1941-1945), как при советской власти, так и во время нем. оккупации. В 1945 г. Минским и Белорусским архиеп. Василием (Ратмировым) возведен в сан протоиерея. В первые послевоенные годы исполнял обязанности духовника одного из церковных округов Несвижского благочиния. М. пользовался любовью и уважением среди прихожан, что вызывало обеспокоенность со стороны советских властей. 28 июля 1950 г. был арестован по обвинению в сотрудничестве с нем. оккупационной администрацией во время войны, а также в хранении запрещенной лит-ры (напр., работы прот. С. Н. Булгакова «Карл Маркс как религиозный тип»). 13 окт. 1950 г. был приговорен к 25 годам ИТЛ. В том же году скончался от сердечного приступа.

http://pravenc.ru/text/2562646.html

Пророчества о Татьянинском храме, отношения с КГБ и другие воспоминания о протопресвитере Виталии Боровом Рукоположение спасло его от СМЕРШ, а священничество стало делом всей жизни 18 января, 2016 Рукоположение спасло его от СМЕРШ, а священничество стало делом всей жизни Сегодня исполняется сто лет со дня рождения протопресвитера Виталия Борового . Рукоположение спасло его от конфликтов со СМЕРШ, а священничество стало делом всей жизни. Профессор, доктор богословия, который плакал, когда рассказывал о падении Византии, протопресвитер Виталий Боровой был близок и высоким церковным деятелям и простым прихожанам. Он консультировал Святейшего Патриарха Кирилла и Патриарха Алексия II, первым после прекращения советских гонений представлял Русскую Церковь за рубежом. Об удивительном проповеднике и своем друге рассказывает протоиерей Анатолий Фролов. – Отец Виталий рассказывал о себе, что он мог родиться американцем. Его отец уехал на заработки в Америку, за ним отправилась беременная мать, но ее по какой-то причине развернули на границе. Протоиерей Анатолий Фролов Жили они бедно, отец Виталий был пастушком, в селе, где была польская начальная школа. Мальчишкой отец Виталий зачитывался книжками, и стадо у него разбегалось, за что его неоднократно били. Отчаявшаяся мать, ее звали Христина, повела его к священнику, и тот посоветовал отдать «Витьку» (так мама его называла) в Виленскую семинарию, где было бесплатное обучение и предрешило его судьбу. В последующем отец Виталий закончил Богословский факультет Варшавского университета. Рукоположение Священником Виталий Боровой быть не собирался. В годы войны отец Виталий оказался в Минске епархиальным секретарем. Во время оккупации в епархии были открыты в Белоруссии множество храмов, чему отец Виталий очень радовался. Отцу Виталию пришлось иметь дело со СМЕРШем, как пособнику оккупантов. Его вынуждали оговорить себя, угрожая расстрелом. Спас отца Виталия прибывший с советскими войсками архиерей Василий (Ратмиров), которому он сдал епархиальные дела. Ратмиров сказал, что отца Виталия может спасти только согласие на рукоположение, потому что священники в то время для народа были как «скорая помощь». Рукоположение спасло его и священничество стало делом его жизни.

http://pravmir.ru/prorochestva-o-tatyani...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОРОВОЙ Виталий Михайлович (род. 18.01.1916; с. Нестеровка Борисовского у. Минской губ., ныне Докшицкий р-н Витебской обл., Белоруссия - 7 апр. 2008, Москва), протопр. Из бедной белорус. крестьянской семьи. После окончания 7-классной народной польск. школы по благословению и ходатайству местного свящ. Евстафия Недельского поступил в 4-й класс Виленской ДС (1929), с 1936 по сент. 1939 г. учился на правосл. Богословском фак-те Варшавского ун-та, слушал лекции Н. С. Арсеньева , М. В. Зызыкина и др. После прекращения занятий в ун-те в связи с оккупацией Польши Германией Б. с осени 1939 г. преподавал рус. и белорус. языки и историю рус. и белорус. лит-ры в школе в родной деревне. В 1941 г. школа была закрыта, и Б. стал чтецом и псаломщиком в храме прп. Серафима Саровского в с. Ситцы Докшицкого р-на. Протопр. Виталий Боровой. Фотография. 90-е гг. ХХ в. Протопр. Виталий Боровой. Фотография. 90-е гг. ХХ в. Переехав в Минск, с нояб. 1941 г. служил делопроизводителем Минской духовной консистории, затем секретарем Минского архиеп. (с марта 1942 митр.) Пантелеимона (Рожновского) и находившегося в Минске Могилёвского архиеп. Филофея (Нерко) . За отказ провозгласить автокефалию Белорусской Церкви в июне 1942 г. нем. власти отстранили митр. Пантелеимона от управления епархией и увезли в Ляданский Благовещенский мон-рь, после чего Б. уехал в Нестеровку. Митр. Пантелеимон вернулся в Минск в апр. 1943 г., и в окт. того же года Б. возобновил свою работу в качестве секретаря Минского епархиального управления. Осенью 1944 г. ввиду наступления Красной Армии оккупационные власти намеревались депортировать Б. вместе с белорус. архиереями в Германию. Во время остановки поезда в Гродно Б. с женой тайно покинули железнодорожный вагон, укрылись в подвале одного из домов, затем добрались до Минска, где поселились у родных. Минским архиеп. Василием (Ратмировым) 29 окт. 1944 г. Б. был рукоположен во диакона, 1 нояб.- во иерея, назначен настоятелем кафедрального Петропавловского собора Гомеля, где раскрылся пастырский и проповеднический дар молодого священника. В 1945-1946 гг. по поручению архиеп. Василия Б. возглавил организацию богословских курсов в Жировицком мон-ре , впосл. преобразованных в Минскую ДС. В 1945 г. Б. был назначен инспектором и преподавателем истории Церкви в новоучрежденной семинарии, в 1947-1954 гг. являлся также секретарем ее правления. В 1953 г. возведен в сан протоиерея.

http://pravenc.ru/text/153213.html

07.1944 в/у НОВОГРУДСКАЯ 23.02(08.03)1942 07.1944 в/у БАРАНОВИЧСКАЯ 07.1944 Венедикт Бобковский БРЕСТСКАЯ 17(30)03.1941 23.02(08.03)1942 ГРОДНЕНСКАЯ 23.02(08.03)1942 10.1943 (?) Григорий Боришкевич ГОМЕЛЬСКАЯ 11(24)10.1943 24.06(07.07)1944 Иоанн Лавриненко БРЕСТСКАЯ Павел Мелетьев РОСЛАВЛЬСКАЯ 28.06(12.07)1943 09.1943 (БРЯНСКАЯ 06.1943 09.1943) Стефан Севбо СМОЛЕНСКАЯ 04(17)05.1942 08.1943 Филофей Нарко СЛУЦКАЯ 10(23)11.1941 24.02(09.03)1942 МОГИЛЕВСКАЯ 24.02(09.03)1942 24.06(07.07)1944 в/у СМОЛЕНСКАЯ 25.02(10.03)1942 04(17)05.1942 в/у МИНСКАЯ 05.1942 03(16)04.1943 2643 Епископ, затем архиепископ Могилевский и Мстиславский. Управлял Минской митрополией по поручению митрополита Пантелеймона (Рожновского), верного Московской Патриархии, вместе с иерархами Белорусской временной автономии. Под его председательством 17(30)08–19.08(02.09)1942 в Минске прошел Собор Православной Церкви в Белоруссии, утвердивший ее статут, одним из параграфов которого было объявление автокефалии «после признания ее всеми автокефальными Православными Церквами», что обозначило провал попыток оккупантов отколоть Белорусскую Церковь от Московского Патриархата. В этом – большая заслуга архиепископа Филофея (Нарко). Вторая дата – дата оставления кафедры, ввиду вынужденной эмиграции. 2644 Архиепископ. Первая дата: ЖМП. 1944. вторая: ММЛ РПИ, «...ввиду серьезного, заболевания, уволен на покой, согласно прошению...» Однако известно, что Василий (Ратмиров) бросил епархию и скрылся в неопределенном направлении, на чем и окончилось его «святительское» поприще. Будучи в обновленчестве управляющим делами при «Первоиерархе» Виталии (Введенском), он предусмотрительно «изъял свое личное дело» (архиепископ Сергий (Ларин) и др.). По др., скрылся 31.07(13.08)1947. Заметим, кстати, что встречается упоминание о некоем архиепископе Василии (из дообновленческих ставленников), приезжавшем в кон. 1920-х гг. к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому) каяться в отпадении от Церкви. Не пожелав сложить с себя обновленческие награды (что являлось одним из непременных условий при принесении покаяния), посетитель уехал ни с чем. (Елевферий (Богоявленский), митр. Неделя в Патриархии. Париж, 1933). Приведенный случай вполне допустимо отнести к Василию (Ратмирову).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«В его деяниях участвовало 19 архиереев — все, кто в это время находился на кафедрах на неоккупированных территориях: митрополиты Сергий, Алексий и Николай, архиепископы Красноярский Лука (Войно-Ясенецкий), Сарапульский Иоанн (Братолюбов), Казанский Андрей (Комаров), Куйбышевский Алексий (Палицын), Уфимский Стефан (Проценко), Горьковский Сергий (Гришин), Ярославский Иоанн (Соколов), Рязанский Алексий (Сергеев), Калининский Василий (Ратмиров), Новосибирский Варфоломей (Городцев), Саратовский Григорий (Чуков), епископы Молотовский Александр (Толстопятов), Курский Питирим (Свиридов), Кировский Вениамин (Тихоницкий), Ульяновский Димитрий (Градусов) и Ростовский Елевферий (Воронцов). На Собор многих архиереев доставляли на военных самолетах. Почти все они были исповедниками, прошедшими через тюрьмы, лагеря и ссылки. Архиепископ Сарапульский Иоанн (Братолюбов) и епископ Молотовский Александр (Толстопятов) были освобождены незадолго до Собор открыл митрополит Сергий, выступивший с докладом о патриотической деятельности Церкви за первые два года войны. Затем митрополит Ленинградский Алексий произнес речь о долге христианина перед Церковью и Родиной в условиях противостояния с врагами Отечества, после чего перешел к вопросу об избрании Предстоятеля Церкви. Он сказал: «Я считаю, что никто из нас, епископов, не мыслит себе другого кандидата, кроме того, который положил столько трудов для Церкви в звании патриаршего Местоблюстителя». Его слова были встречены полным одобрением присутствовавших, воскликнувших: «Просим, просим! Аксиос, аксиос, аксиос!» Митрополит Московский и Коломенский Сергий был избран Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. Тогда же был избран Священный Синод при Патриархе из трех постоянных и трех временных членов. Архиерейским Собором была принята декларация об осуждении изменников веры и Отечества, осуждавшая тех представителей духовенства и мирян, которые опозорили себя сотрудничеством с оккупационными властями, предавали ближних и поддерживали фашистов, в том числе пользуясь их покровительством для учинения расколов.

http://radonezh.ru/2023/10/24/imeyte-dob...

Через четыре дня, 8 сентября 1943 года, в том самом здании в Чистом переулке состоялось заседание Архиерейского Собора, первого после 1918 года. «В его деяниях участвовало 19 архиереев — все, кто в это время находился на кафедрах на неоккупированных территориях: митрополиты Сергий, Алексий и Николай, архиепископы Красноярский Лука (Войно-­Ясенецкий), Сарапульский Иоанн (Братолюбов), Казанский Андрей (Комаров), Куйбышевский Алексий (Палицын), Уфимский Стефан (Проценко), Горьковский Сергий (Гришин), Ярославский Иоанн (Соколов), Рязанский Алексий (Сергеев), Калининский Василий (Ратмиров), Новосибирский Варфоломей (Городцев), Саратовский Григорий (Чуков), епископы Молотовский Александр (Толстопятов), Курский Питирим (Свиридов), Кировский Вениамин (Тихоницкий), Ульяновский Димитрий (Градусов) и Ростовский Елевферий (Воронцов). На Собор многих архиереев доставляли на военных самолетах. Почти все они были исповедниками, прошедшими через тюрьмы, лагеря и ссылки. Архиепископ Сарапульский Иоанн (Братолюбов) и епископ Молотовский Александр (Толстопятов) были освобождены незадолго до Собора» 3 . Собор открыл митрополит Сергий, выступивший с докладом о патриотической деятельности Церкви за первые два года войны. Затем митрополит Ленинградский Алексий произнес речь о долге христианина перед Церковью и Родиной в условиях противостояния с врагами Отечества, после чего перешел к вопросу об избрании Предстоятеля Церкви. Он сказал: «Я считаю, что никто из нас, епископов, не мыслит себе другого кандидата, кроме того, который положил столько трудов для Церкви в звании патриаршего Местоблюстителя». Его слова были встречены полным одобрением присутствовавших, воскликнувших: «Просим, просим! Аксиос, аксиос, аксиос!»  Митрополит Московский и Коломенский Сергий был избран Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. Тогда же был избран Священный Синод при Патриархе из трех постоянных и трех временных членов. Архиерейским Собором была принята декларация об осуждении изменников веры и Отечества, осуждавшая тех представителей духовенства и мирян, которые опозорили себя сотрудничеством с оккупационными властями, предавали ближних и поддерживали фашистов, в том числе пользуясь их покровительством для учинения расколов.

http://e-vestnik.ru/history/izbranie_pat...

Минская духовная семинария В Жировичском же монастыре было открыто духовное училище, взрастившее множество священников, чьим местом служения стала Белорусская земля. Училище это успешно действовало вплоть до 1915 года, но началась Первая мировая война, и в связи с угрозой немецкой оккупации и само училище, и наиболее ценное церковное имущество (в том числе и Жировицкий образ Божией Матери) были вывезены в Россию – подальше от фронта. Впоследствии в монастырь вернулась лишь икона. В 1921 году, в результате заключенного Рижского мирного договора между Советской Россией и Польшей, Жировичи, как и вся Гродненская область, отошли к Польше. Жировичский монастырь пережил немало потрясений, как и практически все города, села и святыни и храмы Западной Белоруссии. Но прошли польская, а затем немецкая оккупации. И уже после войны архиепископ Василий (Ратмиров), без конца обивавший пороги различных советских и партийных учреждений, все же получил разрешение на открытие в Жировичском монастыре (он продолжал действовать, хотя монахов было очень мало) пастырско-богословских курсов, на основе которых в 1947 году начала свою учебную деятельность Жировичская духовная семинария. Новые испытания выпали монастырю при Н.С. Хрущеве, который, как известно, грозился, что при нем СССР доживет до того времени, когда КПСС «покажет советским людям последнего попа». Были закрыты женские монастыри в Гродно и Полоцке, и монахиням не оставалось ничего иного, как перебраться в Жировичи. Поначалу казалось, что их пребывание здесь будет недолгим, но монахини жили в Жировичах до самого начала Перестройки, когда отношение к Православию и религии в целом в СССР кардинально изменилось. А в 1963 году Жировичи ожидал новый удар: была закрыта духовная семинария. Часовня в честь Княгини Ольги возле купели Лишь с началом Перестройки, уже после мероприятий, посвященных 1000-летию Крещения Руси, Церковь, обратившаяся к руководству Белорусской ССР с просьбой возродить закрытые монастыри и семинарию, получила разрешение на это. В 1989 году Жировичская духовная семинария была вновь открыта. Тогда же начал оживать и сам монастырь. В 2002 году Жировичи посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Он специально приехал в обитель в празднование иконе Божией Матери Жировицкой.

http://pravoslavie.ru/56335.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010