Сталин попросил митрополитов высказаться об имевшихся у Русской Церкви и у них лично назревших, но нерешенных вопросах. Митр. Сергий сказал, что самый главный вопрос - о центральном руководстве РПЦ, что он почти 18 лет является Патриаршим Местоблюстителем и думает, что едва ли где-то еще возможна такая ситуация, при к-рой с 1935 г. в Церкви нет Синода. Митр. Сергий просил разрешения собрать Архиерейский Собор, к-рый изберет Патриарха и образует при главе Церкви Свящ. Синод как совещательный орган в составе 5-6 архиереев. Согласившись с предложением митр. Сергия, Сталин спросил о возможном сроке созыва Собора. Митр. Сергий ответил, что Собор можно созвать через месяц. Этот срок, очевидно, не соответствовал видам Сталина, и он спросил: «А нельзя ли проявить большевистские темпы?» - поинтересовавшись мнением Карпова на этот счет. Карпов ответил, что если помочь митр. Сергию транспортом, предоставить самолеты, то Собор можно созвать через 3-4 дня. Договорились, что А. С. соберется в Москве 8 сент. Допустив возможность избрания Патриарха, правительство признало несбыточность большевистских планов полного разгрома Церкви и устранения ее из жизни народа. По существу, были заключены условия своего рода «конкордата», к-рый в основных чертах гос. власть соблюдала вплоть до начала хрущёвских гонений (см. Хрущёв Н. С.). А. С. состоялся через 4 дня после встречи в Кремле в новом здании Патриархии в Чистом пер. в Москве. В его деяниях участвовало 19 архиереев - все, кто в это время находился на кафедрах на не оккупированных нем. войсками территориях: митрополиты Сергий (Страгородский), Ленинградский Алексий (Симанский), Киевский Николай (Ярушевич), архиепископы Красноярский свт. Лука (Войно-Ясенецкий) , Сарапульский Иоанн (Братолюбов) , Казанский Андрей (Комаров) , Куйбышевский Алексий (Палицын) , Уфимский Стефан (Проценко) , Горьковский Сергий (Гришин) , Ярославский Иоанн (Соколов) , Рязанский Алексий (Сергеев) , Калининский Василий (Ратмиров) , Новосибирский Варфоломей (Городцов) , Саратовский Григорий (Чуков) , епископы Молотовский Александр (Толстопятов) , Курский Питирим (Свиридов) , Кировский Вениамин (Тихоницкий) , Ульяновский Димитрий (Градусов) и Ростовский Елевферий (Воронцов) .

http://pravenc.ru/text/76500.html

28 февр. 1946 г. Минский и Белорусский архиеп. Василий (Ратмиров) назначил свящ. К. Хомича по просьбе прихожан настоятелем ц. Рождества Пресв. Богородицы в с. Охове. В мае 1947 г. Пинский и Лунинецкий архиеп. Даниил (Юзвьюк) наградил его золотым наперсным крестом. 21 апр. 1950 г. возведен в сан протоиерея. Священник часто беседовал с прихожанами., был прост, щедр, гостеприимен, готов прийти на помощь в трудных ситуациях. 25 янв. 1956 г. переведен Минским и Белорусским митр. Питиримом (Свиридовым) в г. Добруш Гомельской обл. в качестве настоятеля Свято-Николаевского молитвенного дома. Здесь его трудами был достроен храм. 4 сент. 1962 г. Минский и Белорусский архиеп. Варлаам (Борисевич) перевел прот. К. Хомича в Свято-Успенскую ц. в дер. Красное Гомельского р-на и обл. В условиях гонений на Церковь вместе с семьей претерпел здесь немало невзгод; они были вынуждены жить во взятом в аренду бывшем курятнике. В 1969 г. прот. К. Хомич овдовел. По благословению Минского и Белорусского архиеп. Антония (Мельникова) 19 марта следующего года игум. Захарией (Ровинцом) в Жировицком в честь Успения Пресвятой Богородицы муж. мон-ре был пострижен в монашество с сохранением имени Константин. В этот же день назначен наместником Жировицкого мон-ря. 25 июня 1970 г. возведен в сан архимандрита. В это время в мон-ре пребывал на покое архиеп. Ермоген (Голубев ; † 1978). К. обращался за духовными советами к проживавшему в обители схиархим. Иоанну (Маслову) . Дружеские отношения сложились у К. с Минским митр. Антонием (Мельниковым); митрополит часто посещал мон-рь для бесед с наместником. Эти отношения сохранились и позднее, когда митр. Антоний был переведен на Ленинградскую кафедру. Ежегодно в стенах обители проводились беседы со священнослужителями Минско-Белорусской епархии по различным вопросам пастырской практики. В годы настоятельства К. Жировицкий мон-рь обнесли кирпичным забором, отремонтировали Успенский собор, построили гараж. В 1980 г. К. был награжден 2-м крестом с украшениями, в 1986 г. удостоен права ношения Патриаршего креста в связи с 50-летием священнического служения.

http://pravenc.ru/text/2057010.html

В 1941—1943 Смоленская епархия включала в себя Смоленщину и Брянщину и входила в состав Белорусской Православной Церкви. Правящим архиереем был епископ Смоленский и Брянский Стефан (Севбо). После освобождения Смоленской области от немцев, в 1943—1944 гг., Смоленская епархия возглавлялась архиепископом Калининским (Тверским) Василием (Ратмировым), носившим титул «Калининский и Смоленский». С 1984 по 2008 год, в период управления митрополита Кирилла (Гундяева) (ныне Патриарх Кирилл) в Смоленской и Калининградской епархии было построено 143 храма, 65 восстановлено. Настоящее время [ править править код ] Решением Священного Синода от 31 марта 2009 года на территории Калининградской области образована епархия Русской Православной Церкви. Правящий архиерей вновь образованной епархии получил титул «Калининградский и Балтийский», правящий архиерей Смоленской епархии именуется «Смоленский и Вяземский». Решением Священного Синода от 5 мая 2015 г. из состава епархии выделена Вяземская епархия. Правящему архиерею Синод постановил иметь титул «Смоленский и Рославльский». Смоленская епархия включена в состав Смоленской митрополии. Населённые пункты [ править править код ] Святые [ править править код ] С первых веков христианства Смоленская земля просияла праведниками, вошедшими в сонм святых земли Русской. Вот только некоторые имена: Святыни [ править править код ] Монастыри [ править править код ] Все монастыри Смоленской области Болдин Троицкий мужской монастырь [ править править код ] Дата основания : 1530 Адрес : Смоленская обл., Дорогобужский р-н, д. Болдино Мужской монастырь, основанный в 1530 прп. Герасимом Болдинским, учеником прп. Даниила Переяславского. Во 2-й пол. XVI в. многолюдный и богатый монастырь, в котором велось каменное строительство. В Смутное время покинут братией, ок. 1621 передан смоленскому коллегиуму иезуитов. Восстановлен в 1656, но долгое время оставался небогатым. Ограда с башнями выстроена в 1770-х, кельи XIX в. Закрыт в 1920, церкви закрыты в 1931 (по другим данным в 1929). В 1920-1929 в монастыре действовал филиал дорогобужского музея. В марте 1943 большинство построек взорвано немцами, руины частично разобраны. Консервационные работы начаты в 1964. В 1987 восстановлена шестигранная колокольня кон. XVI в., взорванная в 1943. Восстановлен в 1991.

http://azbyka.ru/palomnik/Смоленская_обл...

Бруякин Иоанн (?–1957), архимандрит. Служил на оккупированной территории Белоруссии. Брызгис Винцент (1903–1992), епископ Каунасский. Валерии (Устименко) (? – 1950), архимандрит. Подвергался аресту в 1933 году. Настоятель (с января 1942), наместник (с 1944) Киево-Печерской Лавры. Варфоломей (Городцев Сергей Дмитриевич) (1866–1956), митрополит. Родился в семье священника. Окончил Рязанскую духовную семинарию (1886), Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия (1890), С 1903 г. – протоиерей. Настоятель храма св. благоверного князя Михаила Тверского в Тифлисе. С 1918 г. служил в Баку. Арестован в 1923 году. Отбывал наказание на Соловках, затем в ссылке в Западно-Сибирском крае. С 1935 г. – приходской священник в Клинском районе Московской области. В мае 1942 г. пострижен в монашество. С мая 1942 г. – епископ Можайский, викарий Московской митрополии. Хиротония состоялась в городе Ульяновске, где в эвакуации находился митрополит Сергий (Страгородский) . С июня 1942 г. – архиепископ. С июля 1943 г. – архиепископ Новосибирский и Барнаульский, управляющий Иркутской епархией и временно управляющий Омской епархией. Находился на Новосибирской кафедре до своей кончины. С апреля 1949 г. – митрополит. В 1950–1951 гг. также управлял Семипалатинской епархией. Участник Поместного собора Русской Православной Церкви в 1943 году. Василий (Ратмиров Василии Михаилович) (1881–около 1970), архиепископ. В 1921–1922 гг. – епископ Ейский. Вскоре после возникновения обновленчества примкнул к нему, в сане епископа был деловодом и управделами обновленческого Синода. Митрополит Курский (1924, 1935–1938), Армавирский (1932–1935). В 1939 г. снял с себя архиерейский сан. В 1941 г. принес покаяние перед митрополитом Сергием, принят в общение с Православной церковью и назначен епископом Житомирским (1941). В связи с тем, что Житомир вскоре был занят немецкими оккупантами, назначен епископом в Калинин. Во время оккупации Калинина являлся участником спецоперации советской разведки «Послушники», которая проводилась под прикрытием якобы существовавшего антисоветского религиозного подполья. В 1943–1944 гг. архиепископ Калининский и Смоленский. Участник Архиерейского Собора 1943 года. С 1944 г. –архиепископ Минский и Белорусский, в 1946 г. временно управлял Литовской и Белостокской епархиями. В 1946 г. подал прошение об увольнении на покой «по болезни»,

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Решением Всебелорусского Собора от 3 марта 1942 г. была восстановлена М. и М. е., ее возглавил Филофей (Нарко), возведенный в сан архиепископа и занявший должность заместителя митрополита всея Беларуси (позднее глава самопровозглашенной Белорусской автокефальной православной Церкви). В оккупационный период в границах Могилёвской обл. были открыты 45 церквей. Приходы Бобруйской и Полесской областей сначала окормлял Мозырский епископ Автономной УПЦ Николай (Автономов). После его отстранения общины перешли в ведение хиротонисанного 24 окт. 1943 г. архиереями Белорусской автокефальной Церкви еп. Мозырского и Гомельского Григория (Боришкевича), в 1944 г.- под управление еп. Смоленского и Брянского Стефана (Севбо). В документе Совета по делам Русской Православной Церкви от 29 апр. 1944 г. Василий (Ратмиров) упоминается как «архиепископ Калининский, Смоленский и Могилёвский». Возможно, это было связано с тем, что в февр. 1944 г. были освобождены от фашистов вост. районы Могилёвской обл. (Быховский, Рогачёвский), Могилёв был освобождён 28 июня 1944 г. 4 сент. 1944 г. было принято решение о перемещении архиеп. Василия (Ратмирова) на Минско-Могилёвскую кафедру «с поручением ему и других епархий Белоруссии, не имеющих своего епископа». М. и М. е. прекратила существование. Далеко не все клирики, рукоположенные или вернувшиеся к церковному служению в оккупационный период, смогли получить регистрацию в послевоенный период. В 1944 г. к 45 действующим храмам добавились 2, в 1945 и 1947 гг.- еще по одному (в 1947 по ходатайству архиеп. Василия зарегистрирован приход в Кричеве, настоятель которого свящ. Иосиф Янович с 1945 добивался регистрации). Трем общинам в тот же период было отказано в регистрации, их храмы были закрыты (в 1947 закрыты храмы в селах Беседовичи Хотимского р-на, Куликово Мстиславского р-на). В условиях антирелиг. кампании 1948-1953 гг. упразднение церквей и снятие с регистрации священнослужителей стали систематическими. В 1948 г. были закрыты храмы в селах Браково Могилёвского р-на и Селецкое Костюковичского р-на.

http://pravenc.ru/text/2563894.html

Я согласился; он телеграфировал сделать распоряжение. 6 ч. вечера. Был у Патриарха. Он надумал, кроме письма Архиепископу Герману (Ааву. – Л.А.) от себя с подтверждением мысли о даровании автокефалии Финляндской церкви, составить еще журнал заседания Синода от 3 июня с.г., где провести вопрос о решении «возможности дарования автокефалии по определенным мотивам», сообщив это решение после того, как последует обещание о Финляндском Соборе... Он предложил мне написать в частном письме Архиепископу Герману об этом с приложением копии постановления, сообщив, что «в частном порядке», и отправить из Москвы авиапочтой. Я нашел текст постановления, как и письма, приемлемым. Сегодня перепечатают, и завтра я возьму у него. Патриарх прочел мне письмо к нему митрополита Николая, в котором тот сообщает, что архиепископ Мануил арестован, что надо подыскать секретаря архиепископу Серафиму Соболеву для Парижа, так как не дают виз ни Ливену, ни Ухтомскому, ни Старицкому, что у них (в Москве) предположение послать на 6 месяцев в Париж Шишкина... Патриарх с этим не согласен: Шишкин слишком выпирает ...и обновленец; указанные лица были бы вполне надежны и приемлемы даже для эмигрантов, и сам думает, что может быть, больше подходил бы Парийский. 15 сентября, среда. Вчера вечером ко мне зашел только что приехавший в Сочи еп. Варсонофий Гродненский (Гриневич – Л.А.). Высказал ряд своих ходатайств и пожеланий. 1 . От Гродненской епархии, по мысли архиепископа Василия Ратмирова, отняли Барановскую область, присоединив ее к Минской. Таким образом, Жировицкой монастырь, искони принадлежавший к Гродненской епархии, отошел к Минской, а там Духовная Семинария. Между тем Гродненская епархия (76 приходов) бедна, а Минская имеет около 700 приходов и богатых! В Гродненской епархии пастыри бедствуют, и никто не едет (особенно при больших налогах). Семинаристы, оканчивающие Жировицкую семинарию, расхватываются Питиримом (Свиридов, еп. Минский и Белорусский. – Л.А.). Желательно возвратить Барановскую область и Жировицкий м-рь к Гродненской епархии; этим будет исправлена несправедливость и восстановлена историческая правда.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

В 2007 году был подписан Акт о каноническом общении Русской Православной Церкви Заграницей с Русской Православной Церковью Московского Патриархата , где Русская Церковь так же без требований о покаянии признала, с её точки зрения, раскол и совершённые в нём хиротонии, хотя ранее её представители заявляли о безблагодатности таинств Зарубежной церкви и перерукополагали переходящих священников. Один из громких примеров произошел в 1994 году, когда священника Олега Стеняева перерукоположили при переходе из РПЦЗ в Московский Патриархат. История принятия в сущем сане обновленческого клира после Патриарха Тихона (при нём были установлены основные принципы приёма обновленцев ) более чем туманная. Взять, к примеру, события с приёмом в РПЦ Василия Ратмирова: историки сомневаются не просто в том, был ли он рукоположен до обновленческого раскола или после, а была ли архиерейская хиротония вообще . В самом конце XVIII века за незаконное вторжение на каноническую территорию Константинопольского Патриархата Священный Синод лишил митрополита Гавриила Бэнулеску-Бодони его кафедры и отлучил от церкви . 15 июля 2016 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви митрополит Кишиневский и Хотинский Гавриил Бэнулеску-Бодони был причислен к лику святых для местного почитания в Молдавии .   Константинополь никого не уважает Цель моей статьи не в том, чтобы написать, что система управления во Вселенской Патриархии идеальная, но при всём своём несовершенстве существует достаточно много примеров, когда Патриархат уважает чужое мнение и не предпринимает санкций в ответ на непослушание. Я приведу несколько: в первом случае все действия разворачивались у меня на глазах, другие произошли совсем недавно и оказались достаточно громкими, если не скандальными. Несколько лет назад Священный Синод обратился к Свято-Сергиевскому православному институту в Париже с предложением о совместном аудите. Просьба была получена, рассмотрена, однако ответ был дан в стиле митрополита Антония Сурожского: «Принимаю к сведению, но не к исполнению» . Никаких санкций в адрес Института не было.

http://blog.predanie.ru/article/nekotory...

Минской губ., ныне Докшицкий р-н Витебской обл., Белоруссия). Из бедной белорусской, крестьянской семьи. После окончания 7– классной народной польск. школы поступил в 4-й класс Виленской ДС (1929), с 1936 по сентябрь 1939 г. учился на православном Богословском факультете Варшавского университета. Переехав в Минск, с ноября 1941 г. служил делопроизводителем Минской духовной консистории, затем секретарем Минского архиепископа (с марта 1942 митрополита) Пантелеймона (Рожновского) и находившегося в Минске Могилевского архиепископа Филофея (Нерко). За отказ провозгласить автокефалию Белорусской Церкви в июне 1942 г. немецкие власти отстранили митр. Пантелеймона от управления епархией и увезли в Ляданский Благовещенский монастырь, после чего Виталий Боровой уехал в Нестеровку. Минским архиепископом Василием (Ратмировым) 29 окт. 1944 г. Б. был рукоположен во диакона, 1 ноября – во иерея, назначен настоятелем кафедрального Петропавловского собора Гомеля, где раскрылся пастырский и проповеднический дар молодого священника. В 19451946 гг. по поручению архиепископа Василия свящ. Виталий Боровой возглавил организацию богословских курсов в Жировицком монастыре, впоследствии преобразованных в Минскую ДС. В 1945 г. Б. был назначен инспектором и преподавателем истории Церкви в новоучрежденной семинарии, в 19471954 гг. являлся также секретарем ее правления. В 1953 г. возведен в сан протоиерея. В 1953 г. Б. экстерном окончил ЛДА со степенью канд. богословия, в сент. 1954 г. был назначен старшим помощником инспектора академии и преподавателем истории древней Церкви. Защитил магистерскую диссертацию, за исследование «О коллекции Авеллана» в ЛДА получил степень почетного доктора богословия. 5 окт. 1962 г. утвержден в звании профессора богословия ЛДА по кафедре западных исповеданий. С 1972 г. проф. МДА по кафедре западных исповеданий, с окт. 1982 г. в аспирантуре МДА читал курс «Католичество». В 1987 г. в ЛДАиС прочел цикл лекций «Современное состояние экуменического движения и участие в нем православных Церквей».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К сер. 30-х гг. XX в. обновленчество в К. о. пришло в упадок. В июле 1935 г. «Курский архиерей» Александр Медведев был уволен за аморальность. В 1935-1936 гг. епархией временно управлял заштатный обновленческий «епископ» Петр Никольский, служивший в кладбищенской Всехсвятской ц. в Курске. 21 июня 1936 г. указом лжемитр. Виталия (Введенского) в Курск был назначен «архиепископ» Василий (Ратмиров) , получивший регистрацию 20 марта следующего года. Он попытался укрепить позиции обновленчества: так, Введенский храм в Белгороде был отнят у общины РПЦ и передан раскольникам. Вероятно, в угоду обновленцам с 1936 г. власти не регистрировали в Курске епископов патриаршей Церкви. 24 авг. 1938 г. зарегистрирован в качестве «уполномоченного по управлению обновленческими церквами Курской митрополии» живший в Белгороде «священник» Владимир Хохановский, переехавший после этого в Курск (ГА Курской обл. Ф. Р-3322. Оп. 1. Д. 3. Л. 12). К июню 1941 г. обновленческих храмов в К. о. не было, действовали 3 прихода патриаршей Церкви: в с. Коншино Боброво-Дворского р-на, в с. Поныри-2 Поныровского р-на и в слободе Троицкая Старооскольского р-на. При этом в области насчитывалось ок. 30 сельских храмов, в т. ч. бывш. обновленческих, к-рые не действовали, но официально не были закрыты. В области проживало немало бывш. обновленческого духовенства, отдельные представители к-рого после Великой Отечественной войны пытались легализоваться. Так, о своей приверженности обновленчеству заявили в 1945-1946 гг. 2 незарегистрированных священника: Тихон Колпинский (с. Касиновка Щигровского р-на) и Иоанн Тебекин (дер. Удерево Черемисиновского р-на). В 1946 г. уполномоченный по делам РПЦ потребовал от областных властей удалить их из сел, где они жили, указывая на нежелательность возобновления обновленческих приходов (Там же. Ф. Р-5027. Оп. 1. Д. 10. Л. 11). В нач. 2000-х гг. в Курске появилась сектантская «Православная реформаторская церковь Христа Спасителя» с центром в Орле, к-рая заявила о приверженности идеям обновленчества 20-х гг. XX в. Данная структура близка к неопятидесятничеству (см. в ст. Пятидесятники ). Общины «истинно православных христиан» и РПЦЗ

http://pravenc.ru/text/2462317.html

В том случае, если вышеуказанные предложения будут правительством одобрены, необходимо будет разрешить следующее: а) при Синоде Русской Православной Церкви организовать Миссионерский совет, который будет заниматься братствами и миссиями б) для подготовки кадров священнослужителей и миссионеров по типу и программе Московских пастырско-богословских курсов, открыть курсы в городах: Ленинграде, Киеве, Минске, Луцке, Львове и Ставрополе в) для изготовления богослужебных книг, а также в целях печатания других изданий Московской патриархии и Синода (что сейчас является узким местом), а также в связи с развертыванием миссионерской деятельности за границей, предоставить Московской патриархии право иметь свою типографию на один печатный станок г) предоставить в Москве для Сербской, Грузинской, Антиохийской и Александрийской церквей по одной церкви как ранее имевших в Москве свои подворья. 1647 Эти предложения были утверждены И.В. Сталиным, 1648 а 16 апреля 1945 г. на заседании Синода был создан Миссионерский отдел. 1649 Председателем этого отдела был назначен экзарх Украины митрополит Киевский и Галицкий Иоанн (Соколов) , 1650 его заместителем – архиепископ Минский и Белорусский Василий (Ратмиров), 1651 а членами – протопресвитер Николай Колчицкий, 1652 протоиерей А. П. Смирнов , 1653 протоиерей Д.И. Боголюбов, а также управляющий делами Киевского экзархата протоиерей Д. А. Введенский . 1654 Информации о том, чем именно будет заниматься вновь созданный орган, в протоколе нет. Что же касается персонального состава, то обращает на себя внимание тот факт, что большинство его членов связаны с западными областями, где влияние католичества являлось наиболее заметным. Спустя год, 4 апреля 1946 г., последовало решение Синода о создании Миссионерского совета, 1655 который, по всей видимости, должен был заменить бездействующий Миссионерский отдел. Приведем текст Положения о Миссионерском совете: 1 . Миссионерский совет руководит деятельностью епархиальных миссионерских братств: направляет типовые уставы братств в те епархии, где возникают братства; имеет наблюдение за выполнением уставов на местах, разрешает вопросы, возникающие на местах в процессе деятельности братств; оказывает содействие в деле устройства торжественных братских богослужений и собраний на местах, в деле снабжения братств иконами, крестами и т. п.; получает от братств годовые отчеты и со своими заключениями докладывает их Священному Синоду.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010