1651 Василий (Ратмиров 29.12.1881(1887?)после 1947). 1908 – окончил Ставропольскую ДС. 1908 – диакон, священник; оставался за штатом. С 1910 служил в различных храмах. 1920 – иеромонах, архимандрит. 1921 – еп. Ейский, вик. Ставропольской епархии. С 1922 обновленец. В 19271932 в заключении. 1932 – обновленч. архиеп. Армавирский и Майкопский. 1935 – обновленч. митр. Курский. 1938 – управляющий делами обновленч. Синода. С 1939 на покое, отрекся от сана и перешел на гражданскую службу. В 1941 принес покаяние, скрыв факт отречения, и был принят в епископском сане, еп. Житомирский, а затем Калининский. Во время оккупации сотрудничал с советской разведкой. 1942 – архиеп. 1943 – архиеп. Калининский и Смоленский. 1944 – архиеп. Минский и Могилевский, одновременно управлял Литовской и Белостокской епархиями. Был уличен в крупных финансовых злоупотреблениях, затем стало известно о его отречении от сана. 1946 – на покое. В 1947 был вызван в Синод для разбора дела о хищении крупных денежных сумм, однако найти обвиняемого не удалось. Заочно запрещен в священнослужении. Дальнейшая судьба неизвестна (ПЭ VII. 9394). 1652 Колчицкий Николай Федорович (17.4.18901.11.1961). Сын сельского священника, окончил Черниговскую ДС (1911) и МДА (1915), канд. богосл. 1914 – диакон, иерей. 19181923 – служил в различных храмах Харькова, протоиерей (1922). 1923 – арестован, вскоре выпущен, вынужден покинуть Харьков. С 1923 служил в Богоявленской церкви в Елохове (Москва). С 1924 до кончины был настоятелем. 19411945 – управляющий делами Патриархии. 1945 – протопресвитер. 19561960 – пред. Учебного комитета при Синоде. (БД ПСТГУ). 1653 Смирнов Александр Павлович (16.08.188819.09.1950). В 1913 окончил СПбДА, канд. богосл., препод. Симбирского дух. училища. В 1913 рукоположен в иерея, переехал в Москву. 19131918 – служил в ц. мученика Никиты на Кузнецкой улице. 19181920 – на нестроевой службе в Красной армии, переведен в Симбирск. 1921 – арестован. После освобождения служил в московских храмах (с 1928 до кончины – в Николо-Кузнецком, который ему удалось спасти от разрушения). В 19411943 в эвакуации в Ульяновске вместе с местоблюстителем. 19431949 – ответств. секретарь редакции ЖМП. 19491950 – и.д. ректора МДА, был ректором МДС (БД ПСТГУ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Одним из результатов воссоединения униатов с Православием на Полоцком Соборе стало образование на белорусско-лит. землях правосл. епархий. 22 янв. 1840 г. было учреждено Брестское вик-ство Литовской епархии, в 1900 г. преобразованное в Гродненскую епархию . В 1921-1939 гг. территория совр. Б. и К. е., являвшаяся частью Польши, входила в Полесскую епархию Польской Православной Церкви. После присоединения Зап. Белоруссии к СССР указом Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) в марте 1941 г. было создано Брестское вик-ство Гродненской епархии, к-рым до марта 1942 г. управлял еп. Венедикт (Бобковский) , живший в Жировицком мон-ре . В 1942-1944 гг. Брестскую викарную кафедру занимал еп. (с 1943 архиепископ) Иоанн (Лавриненко). Нем. оккупационными властями Брестщина была включена в состав рейхскомиссариата «Украина»; самопровозглашенная неканоническая Украинская автокефальная Православная Церковь открыла в Бресте викарную кафедру, к-рую занимал лжеепископ Георгий (Коренников). 1944 г.- нач. XXI в. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко на освящении церкви в честь Воскресения Христова. Фотография. 2001 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко на освящении церкви в честь Воскресения Христова. Фотография. 2001 г. Б. и К. е. была учреждена в 1944 г., после освобождения Белоруссии от нем. войск. 8 сент. того же года во епископа Брестского был хиротонисан Паисий (Образцов) , вскоре переведенный на Саратовскую кафедру. 26 февр. 1945 г. во епископа Брестского и Кобринского хиротонисали Онисифора (Пономарёва) , в окт. 1945 г. назначенного на Калужскую кафедру. В 1946 г. епархией управлял Минский и Белорусский архиеп. Василий (Ратмиров) . 3 июня 1948 г. епископом Брестским и Кобринским был вновь назначен еп. Паисий (Образцов), 18 нояб. 1948 г. переведенный на Гродненскую кафедру, после чего территория Б. и К. е. вошла в Гродненскую, а в 1952 г.- в Минскую епархию.

http://pravenc.ru/text/153417.html

Но «все трое,— как пишет Карпов,— заявили, что они весьма благодарны за это правительству и лично товарищу Сталину и весьма благожелательно принимают назначение на этот пост тов. Карпова». Сталин предложил подобрать 2—3 помощников, которые будут членами Совета, образовать аппарат, но помнить, что Карпов не обер-прокурор и что своей деятельностью он должен больше подчеркивать самостоятельность Церкви. В заключение беседы Сталин предложил Молотову составить проект коммюнике для радио и газет. В обсуждении текста коммюнике участвовали Сталин, митрополиты Сергий и Алексий. Текст был опубликован на следующий день в «Известиях». Сталин проводил митрополитов до дверей своего кабинета, а митрополита Сергия, взяв «под руку, осторожно, как настоящий иподиакон, свел его по лестнице вниз и сказал ему на прощание: «Владыко! Это все, что я в настоящее время могу для вас сделать». И с этими словами простился с иерархами».    Момент в истории Русской Церкви был поистине исторический. Правительство, допуская избрание Патриарха, открытие приходов и духовных школ, откровенно признавало несбыточность большевистских планов полного разгрома Церкви и устранения ее из жизни народа. По существу были заключены условия своего рода «конкордата», который в основном государственная власть соблюдала вплоть до начала хрущевских гонений. Собор состоялся через четыре дня после встречи в Кремле — 8 сентября 1943 г. в новом здании Патриархии в Чистом переулке. Это был первый Собор после 1918 г. В его деяниях участвовало 19 архиереев — все, кто в это время находился на кафедрах на неоккупированных территориях: митрополиты Сергий, Алексий и Николай, архиепископы Красноярский Лука (Войно-Ясенецкий), Сарапульский Иоанн (Братолюбов), Казанский Андрей (Комаров), Куйбышевский Алексий (Палицын), Уфимский Стефан (Проценко), Горьковский Сергий (Гришин), Ярославский Иоанн (Соколов), Рязанский Алексий (Сергеев), Калининский Василий (Ратмиров), Новосибирский Варфоломей (Городцев), Саратовский Григорий (Чуков), епископы Молотовский Александр (Толстопятов), Курский Питирим (Свиридов), Кировский Вениамин (Тихоницкий), Ульяновский Димитрий (Градусов) и Ростовский Елевферий (Воронцов).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

8 Сентября 1943 г. состоялся Архиерейский Собор. В нём приняло участие всего лишь 19 архиереев: митрополиты Сергий, Алексий и Николай, архиепископы – Горьковский Сергий (Гришин), Красноярский Лука (Войно-Ясенецкий) , Рязанский Алексий (Сергеев), Казанский Андрей (Комаров), Ярославский Иоанн (Соколов) , Уфимский Стефан (Проценко), Саратовский Григорий (Чуков), Куйбышевский Алексий (Голицын), Можайский Варфоломей (Городцев), Калининский Василий (Ратмиров), Сарагульский Иоанн (Братолюбов), епископы Калужский Питирим (Свиридов), Кировский Вениамин (Тихоницкий), Ростовский Елевферий (Воронцов), Молотовский Александр (Толстопятов) и Ульяновский Димитрий (Градов). Некоторые из них были только что освобождены из лагерей и ссылок. Главной первоочередной задачей Собора являлось избрание Патриарха. По предложению митрополита Алексия, главой Русской Православной Церкви был избран Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий. Кроме того, Собор избрал Священный Синод Русской Православной Церкви, куда вошли митрополиты Ленинградский Алексий и Киевский Николай, архиепископы Куйбышевский Алексий, Горьковский Сергий, Красноярский Лука, Ярославский Иоанн. 19 Сентября состоялась интронизация Патриарха в кафедральном Богоявленском соборе. Архиерейский Собор 1943 г. по своему составу и представительству существенно отличался от Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917–1918 г.г., избравшего Патриархом митрополита Московского Тихона. На этот раз кандидат в Патриархи был всего один. Избирали его только 19 уцелевших от репрессий архиереев, а не многочисленный Собор. Время уже было другое, и потерянное, разрушенное не могло восстановиться в одночасье. В Сентябре 1943 г. возобновилось издание «Журнала Московской Патриархии». Редактором стал Патриарх Сергий, а в редакционную комиссию вошли митрополиты Московский Алексий, Киевский Николай и архиепископ Горьковский Сергий (Гришин). Между тем, война продолжалась, и ее исход становился всё более очевидным. Можно по-разному относиться к многочисленным свидетельствам, к сожалению, не собранным в своё время и ныне дошедшим до нас в качестве полулегенд о Божьей помощи советским войскам во время сражений. Свидетельств этих было столь много и они распространялись столь широко, что сверхъестественные явления в конце концов были вынуждены признать и советские ученые, списав их, правда, на инопланетян. В 1970–80-е г.г. в лекциях и статьях об НЛО, публиковавшихся в советских изданиях, приводились рассказы очевидцев-фронтовиков о странных случаях, когда противник по непонятным причинам оказывался буквально парализованным. Надо ли говорить, что верующие объясняли эти явления иначе, чем уфологи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Владыка стал 54-м епископом, назначенным и рукоположенным митрополитом Сергием за время его управления Русской Церковью (с 1926 г.). Из разговоров с другими епископами выяснилось, что в тот момент в пределах СССР на неоккупированных территориях находилось 15 епископов. 16 октября 1942 г. архиепископ Григорий записал в дневнике порядок архиереев: 1. Сергий Митрополит Московский и Коломенский (Страгородский), 2. Алексий Митрополит Ленинградский (Симанский), 3. Николай Митрополит Киевский и Галицкий (Ярушевич), 4. Андрей Архиепископ Казанский (Комаров), 5. Лука Архиепископ б. Ташкентский (Войно-Ясенецкий), 6. Алексий Архиепископ Куйбышевский (Палицын), 7. Сергий Архиепископ Горьковский и Арзамасский (Гришин), 8. Иоанн Архиепископ Ярославский и Ростовский (Соколов), 9. Алексий Архиепископ Рязанский (Сергеев), 10. Варфоломей Архиепископ Можайский (Городцов), 11. Стефан Архиепископ Уфимский (Проценко), 12. Василий Архиепископ Калининский (Ратмиров), 13. Григорий Архиепископ Саратовский (Чуков), 14. Георгий Епископ Вологодский (Анисимов), 15. Питирим Епископ Калужский (Свиридов). А всего с 22 июня 1941 г. по 8 сентября 1943 г. число правящих архиереев в РСФСР увеличилось с 2 до 20, 7 из них были хиротонисаны, в том числе – три старца на восьмом десятке лет. Это вдовые протоиереи Сергий Городцов, в монашестве Варфоломей (1866–1956), заслуженный вятский протоиерей Вениамин Тихоницкий (1869–1957), в монашестве Вениамин, и Николай Чуков, в монашестве Григорий. Все они ранее неоднократно подвергались репрессиям, а архиепископ Новосибирский Варфоломей, с которым Владыка Григорий находился до конца своей жизни в теплом молитвенном общении и переписке, провел в заключении целых 17 лет (с 1917 по 1934 г.). Все они знали, на что идут, знали, что и далее иметь дело с властью придется главным образом в лице НКВД, и они на это пошли… Пострижен в монашество с именем Григорий в честь Григория Просветителя прот. Николай был по желанию митрополита Сергия, и это, конечно, не случайно. Кандидат богословия СПбДА, один из лучших в России епархиальных наблюдателей церковно-приходских школ Российской империи, ректор Олонецкой духовной семинарии в Петрозаводске, Богословского института (1920–1923 гг.) в Петрограде и Высших богословских курсов (1925–28 гг.) в Ленинграде, магистр богословия (с 1927 г.), он был единственный, кто имел опыт создания высшей богословской школы в совершенно новых для церкви условиях, без поддержки государства, как это было до революции, а также и без материальной помощи церковного центра.

http://bogoslov.ru/article/2041545

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОРОВОЙ Виталий Михайлович (род. 18.01.1916; с. Нестеровка Борисовского у. Минской губ., ныне Докшицкий р-н Витебской обл., Белоруссия - 7 апр. 2008, Москва), протопр. Из бедной белорус. крестьянской семьи. После окончания 7-классной народной польск. школы по благословению и ходатайству местного свящ. Евстафия Недельского поступил в 4-й класс Виленской ДС (1929), с 1936 по сент. 1939 г. учился на правосл. Богословском фак-те Варшавского ун-та, слушал лекции Н. С. Арсеньева , М. В. Зызыкина и др. После прекращения занятий в ун-те в связи с оккупацией Польши Германией Б. с осени 1939 г. преподавал рус. и белорус. языки и историю рус. и белорус. лит-ры в школе в родной деревне. В 1941 г. школа была закрыта, и Б. стал чтецом и псаломщиком в храме прп. Серафима Саровского в с. Ситцы Докшицкого р-на. Протопр. Виталий Боровой. Фотография. 90-е гг. ХХ в. Протопр. Виталий Боровой. Фотография. 90-е гг. ХХ в. Переехав в Минск, с нояб. 1941 г. служил делопроизводителем Минской духовной консистории, затем секретарем Минского архиеп. (с марта 1942 митр.) Пантелеимона (Рожновского) и находившегося в Минске Могилёвского архиеп. Филофея (Нерко) . За отказ провозгласить автокефалию Белорусской Церкви в июне 1942 г. нем. власти отстранили митр. Пантелеимона от управления епархией и увезли в Ляданский Благовещенский мон-рь, после чего Б. уехал в Нестеровку. Митр. Пантелеимон вернулся в Минск в апр. 1943 г., и в окт. того же года Б. возобновил свою работу в качестве секретаря Минского епархиального управления. Осенью 1944 г. ввиду наступления Красной Армии оккупационные власти намеревались депортировать Б. вместе с белорус. архиереями в Германию. Во время остановки поезда в Гродно Б. с женой тайно покинули железнодорожный вагон, укрылись в подвале одного из домов, затем добрались до Минска, где поселились у родных. Минским архиеп. Василием (Ратмировым) 29 окт. 1944 г. Б. был рукоположен во диакона, 1 нояб.- во иерея, назначен настоятелем кафедрального Петропавловского собора Гомеля, где раскрылся пастырский и проповеднический дар молодого священника. В 1945-1946 гг. по поручению архиеп. Василия Б. возглавил организацию богословских курсов в Жировицком мон-ре , впосл. преобразованных в Минскую ДС. В 1945 г. Б. был назначен инспектором и преподавателем истории Церкви в новоучрежденной семинарии, в 1947-1954 гг. являлся также секретарем ее правления. В 1953 г. возведен в сан протоиерея.

http://pravenc.ru/text/153213.html

Минская духовная семинария В Жировичском же монастыре было открыто духовное училище, взрастившее множество священников, чьим местом служения стала Белорусская земля. Училище это успешно действовало вплоть до 1915 года, но началась Первая мировая война, и в связи с угрозой немецкой оккупации и само училище, и наиболее ценное церковное имущество (в том числе и Жировицкий образ Божией Матери) были вывезены в Россию – подальше от фронта. Впоследствии в монастырь вернулась лишь икона. В 1921 году, в результате заключенного Рижского мирного договора между Советской Россией и Польшей, Жировичи, как и вся Гродненская область, отошли к Польше. Жировичский монастырь пережил немало потрясений, как и практически все города, села и святыни и храмы Западной Белоруссии. Но прошли польская, а затем немецкая оккупации. И уже после войны архиепископ Василий (Ратмиров), без конца обивавший пороги различных советских и партийных учреждений, все же получил разрешение на открытие в Жировичском монастыре (он продолжал действовать, хотя монахов было очень мало) пастырско-богословских курсов, на основе которых в 1947 году начала свою учебную деятельность Жировичская духовная семинария. Новые испытания выпали монастырю при Н.С. Хрущеве, который, как известно, грозился, что при нем СССР доживет до того времени, когда КПСС «покажет советским людям последнего попа». Были закрыты женские монастыри в Гродно и Полоцке, и монахиням не оставалось ничего иного, как перебраться в Жировичи. Поначалу казалось, что их пребывание здесь будет недолгим, но монахини жили в Жировичах до самого начала Перестройки, когда отношение к Православию и религии в целом в СССР кардинально изменилось. А в 1963 году Жировичи ожидал новый удар: была закрыта духовная семинария. Часовня в честь Княгини Ольги возле купели Лишь с началом Перестройки, уже после мероприятий, посвященных 1000-летию Крещения Руси, Церковь, обратившаяся к руководству Белорусской ССР с просьбой возродить закрытые монастыри и семинарию, получила разрешение на это. В 1989 году Жировичская духовная семинария была вновь открыта. Тогда же начал оживать и сам монастырь. В 2002 году Жировичи посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Он специально приехал в обитель в празднование иконе Божией Матери Жировицкой.

http://pravoslavie.ru/56335.html

12. Архиепископ Калининский Василий (Ратмиров), хиротонисан в 1921 г., уклонился в обновленческий раскол и снял сан, в 1941 г. принёс покаяние, принят в сане епископа и назначен на Калининскую кафедру. 13. Архиепископ Новосибирский Варфоломей (Городцев), хиротонисан 18.05.1943 г. 14. Архиепископ Саратовский Григорий (Чуков), хиротонисан 14.10.1942 г. 15. Епископ Молотовский Александр (Толстопятов), хиротонисан 21.08.1933 г., 1936–19431Т. – в заключении, был доставлен на Собор из заключения. 16. Епископ Курский Питирим (Свиридов), хиротонисан 25.12.1941 г. 17. Епископ Кировский Вениамин (Тихоницкий), хиротонисан 14.12.1942 г. 18. Епископ Ульяновский Димитрий (Градусов), хиротонисан 24.01.1943 г. 19. Епископ Ростовский Елевферий (Вороцов), хиротонисан 10.08.1943 г. В лагерях ещё находились архиепископ Мануил (Лемешевский) , епископ Афанасий (Сахаров) и ещё несколько иерархов. На Собор многих архиереев доставляли на военных самолетах. Почти все они были исповедниками, прошедшими через тюрьмы, лагеря и ссылки. В 1943 г. митрополит Сергий обратился с просьбой к властям освободить из заключения 26 епископов, в том числе архимандрита Афанасия (Егорова) и протоиерея Адаменко. Из названных в списке лиц живым оставался только епископ Николай (Могилевский) , освобождённый в 1945 г. (см.: Цыпин Владислав . протоиерей. История Русской Церкви 1917–1997. Кн. 9. С. 304). 664 В сентябре 1943 г. произошла встреча трёх епископов с И. В. Сталиным. 8 сентября 1943 г. состоялся архиерейский Собор, на котором митрополит Сергий был избран Патриархом Московским и всея Руси. В 1943 г. было принято решение властей о ликвидации обновленчества, документы по этому решению см.: Шкаровский М. В. Обновленческое движение в Русской Православной Церкви XX века. СПб.: Нестор, 1999. С. 84–88. Читать далее Источник: «Обновленческий» раскол : Материалы для церковно-исторической и канонической характеристики/Сост. И.В. Соловьев. - Москва : Крутицкое патриаршее подворье : О-во любителей церковной истории, 2002. - 1062, , с., л. портр. (Материалы по истории церкви. Кн. 27).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

«Сказал безумец в сердце своем: “нет Бога”» ( Пс. 13:1 ). Это было страшным ударом для Церкви. Хотя все знали антицерковную сущность натуры этого «митрополита», носившего платье с чужого плеча, однако досадная горечь от такого саморазоблачения, как тяжелый осадок, оставалась на душе верующих людей. Только Первоиерарх опять молчал. Он уволил Платонова с должности. Но ведь должен был иметь суждение о нём церковный суд? Суда не было, и вообще трудно объяснить первоиерарший индифферентизм. Может быть, Первоиерарху было не до этого. Перед лицом непоправимого краха и грандиозной разрухи он терял голову, оставаясь почти в одиночестве. Александр Введенский теперь уже не был его помощником, он состоял простым настоятелем Спасской церкви в Москве. Митрополит Михаил (Князевский) был перемещён из Москвы в Сыктывкар, но скоро ушёл на покой, прибыл в Москву, жил у родных, а летом в 1937 году умер. На его место был назначен Тульский архиепископ Тихон (Попов) с возведением в сан митрополита и сохранением Тульской кафедры по совместительству. В 1936 году скончался профессор С. М. Зарин, его место при Первоиерархе занял епископ Коломенский Евстафий (Сафран), с этого момента возведённый в достоинство архиепископа. Вскоре и архиепископ Евстафий был уволен на покой, управляющим делами был назначен бывший Курский митрополит Василий (Ратмиров). Он не служил, но исполнял все хозяйственные и канцелярские обязанности. Очень скоро и он ушёл на гражданскую работу, а затем перешёл в православие, был принят Патриаршим Местоблюстителем и назначен на кафедру. В 1938 году умер митрополит Ташкентский Иоанн, на его место Первоиерарх не назначил преемника, а поручил заведывать делами епархии протопресвитеру Григорию Брицкому. То же было и в Ленинграде, там было образовано протопресвитерское управление под руководством протопресвитера Алексия Абакумова. В Ростове после митрополита Сергеева некоторое время епархией управлял Сергий (Болгаров), архиепископ Шахтинский, а затем епархия была подчинена архиепископу Краснодарскому.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Константин Булычев 04.10.1911 18.06.1914 11.07.1914 15.05.1917 22.01(04.02)1919 21.11(04.12)1919 23.09(06.10)1923 23.09(06.10).1923 02.1925 19.06(02.07)1927 Нектарий Трезвинский 02.1928 04.1928 22.04(05.05)1928 13(26)07.1932 07(20)10.1932 29.07(11.08)1933 29.07(11.08)1933 09(22)11.1933 09(22)11.1933 10(23)07.1935 17(30)09.1935 19.11(02.12).1935 08(21)04.1937 10(23)05.1937 08.1937 Феодосий II Кирика 19.08(01.09)1937 30.09(13.10)1937 31.12.1946 13.01.1947) 31.12.1946 13.01.1947) 21.05(03.06)1948 21.05(03.06)1948 18.09(01.10)1951 08(21)12.1951 25.01(07.02)1956 25.01(07.02)1956 26.04(09.05)1956 26.04(09.05)1956 26.11(09.12)1958 Иннокентий II Зельницкий, паки 26.11(09.12)1958 08(21)05.1959 Роман Танг 29.05(11.06)1959 27.03(09.04)1962 Леонид Поляков 27.03(09.04)1962 31.05(13.06)1962 25.06(08.07)1962 12(25)06.1971 12(25)06.1971 14(27)07.1971 в/у Орест Бычковский 15(28)07.1971 21.08(03.09)1974 Николай Бычковский 21.08(03.09)1974 04(17)12.1984 04(17)12.1984 04(17)08.2004 04(17)08.2004 Курская, обн. Основана в 1922 г. Упразднена в 1938 г. Викарные кафедры: Белгородская, Рыльская, Шадринская, Льговская. 1922 03.1923 Иннокентий Пустынский " 03.1923 17(30)03.1924 Василий Ратмиров 11.1924 27.09(10.10)1925 01(14)05.1924 07(20)02.1925 Петр Сергеев 05(18)06.1924 12(25)01.1925 27.09(10.10)1925 18(31)08.1926 18(31)08.1926 13(26)01.1928 Гервасий Малинин 26.03(08.04)1927 07.1927(?) 07.1927 01.1928 в/у (?) Павел Масленников 01.1928 09.1928 14(27)01.1932 18(31)01.1932 09(22)03.1934 Георгий II Константиновский 21.03(03.04)1937 2341 Митрополит Крутицкий. «...Определен в октябре 1657 г. митр. Белгородским (указ 9 ноября), но вскоре оставлен Сарским (указ 23 ноября)...» (Н.Д. Иерархия... С. 545, со ссылкой на рукописное собрание Московской Патриаршей Библиотеки). 2342 Бывший митрополит Вершецкий («Вршачки»; Сава, епископ Српски jepapcn оддеветогдо двадесетог века. Београд, Подгорица, 1996. С. 488), выходец из Печской Патриархии. Титулярный митрополит бывший Сербский и Архангельский (Архангельского собора Московского Кремля).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010