Василий (Никольский), епископ Дмитриевский 690 Василий (Павлов), обн. архиепископ 690–691 Василий (Ратмиров), бывш. обн. архиепископ 528, 532, 541, 548, 691–693, 1017 Василий (Смелов), обн. митрополит 89, 274–276, 299, 309, 346, 402, 418, 421, 441, 500, 522, 603, 693–694 Василий (Троицкий), обн. епископ 694 Василий III, патриарх Вселенский (Константинопольский) 73, 91, 93, 94, 405–407, 409, 410, 418, 430. 446, 451,456. 468, 492 Василий Великий , свт, 66, 116, 117, 372, 404, 453, 512, 513, 515 Василий Владивостокский см. Василий (Смелов), обн. митрополит Василий, епископ Вороговский см. Василий (Лебедев), обн. епископ Василий, патриарх см. Василий III, Патриарх Вселенский (Константинопольский) Василий, архиепископ Черниговский см. Василий (Богоявленский), архиепископ, свмч. Василий, архиепископ, арестованный в Киеве см. Василий (Богдашевский) , архиепископ Василий, епископ Иркутский см. Василий (Виноградов), обн. митрополит Василий, епископ Союза Церковного Возрождения см. Василий (Лебедев), епископ СЦВ Василий, представитель Вселенского Патриарха см. Василий (Димопуло), архимандрит Васильев Г., обн. священник Рязанской епархии 242 Васильева О. Ю., историк 16 Введенский А. И, протоиерей см. Александр (Введенский I), обн. митрополит-благовестник Введенский Александр Александрович, священник 542, 552, 573, 581, 599 Введенский Александр Иванович , протоиерей см. Александр (Введенский I), обн. митрополит-благовестник Введенский Андрей Александрович, диакон 542–544, 561, 574, 578, 599 Введенский Владимир Александрович, священник 574, 599 Введенский, митрополит см. Александр (Введенский I), обн. митрополит-благовестник Вдовин, обн. протоиерей, член ВЦУ 283, 285 Великанов Иван Иванович, псаломщик, оперный певец, член Собора 1917–1918 гг. 197 Велтистов Александр, обн. священник Ярославской епархии 243 Велтистов Василий, петроградский протоиерей 304, 305 Венедикт (Плотников), епископ 230, 250, 251, 253, 414 Венедикт, Высокопреосвященный см. Венедикт (Плотников), епископ Венедикт, епископ Кронштадтский см. Венедикт (Плотников), епископ

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Александрова-Чукова Л. К. Архиепископ Григорий (Чуков) о положении духовенства к началу войны… С. 109–110. С. Л. К. Андрей. ( Комаров Анатолий Андреевич)…С. 359–360. Василий (Ратмиров Василий Михайлович), бывший архиепископ Минский и Белорусский//Православная энциклопедия. Т. 7. М., 2004. С. 93–94. «14 мая г.] Вчера на заседании [Синода] архиепископ Питирим делал большой доклад о деяниях б[ывшего] архиепископа Василия Ратмирова – пьянстве с уполномоченным, выкачивании денег из епархии себе и бездеятельности. Он “по болезни” ушел и... скрылся... Постановлено запретить в священнослужении, вызвать в Синод для объяснений» ( Григорий (Чуков), митр.Дневник. Тетрадь 43. Фрагмент. Рукопись (Архив митрополита Григория)). Александрова-Чукова Л. К. Архиепископ Григорий (Чуков) о положении духовенства к началу войны… С. 106. В публикуемых фрагментах дневника архиепископа (с 7 сентября 1945 г. митрополита) Григория 1944 – 1953 гг. из тетрадей 38 – 41, 45 – 47 и 53 для удобства восприятия материала не указаны сноски на некоторые их части, опубликованы ранее в статьях: Молитва за Победу. Архиепископ Саратовский и Сталинградский Григорий (Чуков): страницы военного дневника/Сост. Л. К. Александрова-Чукова//Православие и современность. 2010. 15(31). С. 90–90; Александрова-Чукова Л. К.Митрополит Григорий (Чуков): служение и труды. К 50-летию преставления//Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. СПб., Вып. 34. С. 17 – 131; Александрова-Чукова Л. К. Северо-Западные епархии Русской Православной Церкви после освобождения от немецко-фашистских захватчиков. День Победы в Ленинграде (Электронный дата обращения – 1 октября 2023 г.); Александрова-Чукова Л. К. Архиерейский Собор 21–23 ноября 1944 года, его цели и задачи: свидетельства участника – архиепископа Григория (Чукова)//Церковь. Богословие. История. 2021. 2. С. 49–67; Митрополит Григорий (Чуков). Деятельность учебного комитета Св. Синода 1946–1955 гг.: к 70-летию основания/Публ., вступ. ст. и коммент. Л. К. Александровой-Чуковой. 2010 (Электронный ресурс:http://bogoslov.ru/article/4888315; дата обращения – 1 октября 2023 г.).

http://sedmitza.ru/lib/text/10324924/

В основном списке архиереев Российской Православной Церкви (т. н. ФПС 1), начатом составляться покойным Патр. Сергием ещё с 1897 г. под 1921 годом значится за 135 еп. Василий Ратятров. Почерк почившего Патр. Сергия был вообще неясен, буквы сливались, и переписчица могла не разобрать слившиеся буквы середины фамилии Ратмирова. И так как мы не располагаем его личным делом, мы склонны предположить, что это именно является не Ратятров (число букв в обоих фамилиях одинаково), а Ратмиров. Вскоре после образования обновленчества он перешёл в эту ориентацию. Благодаря своей деловитости еп. Василий здесь дослужился до сана митр. Курского. Сведений о годе и месте его хиротонии в обновленчестве нет. Был в сане епископа деловодом и управделами Св. Синода обновленцев/ Из женатых священников. Митр. Курский снял сан по собственному заявлению и был оставлен управделами первоиерарха (Виталия). Затем отошёл от этой ориентации. В 1941 году он принёс покаяние пред Св. Патр. Сергием и был принят в общение с Русской Православной Церковью в сане епископа и назначен еп. Калининским. Сентябрь 1943 г. является первой датой упоминания о нём как об архиеп. Калининском и Смоленском и как участнике Собора 08/IХ-1943 г., по избранию митр. Сергия Патриархом всея Руси. Отсутствуют сведения и по журналу «Московской Патриархии» за 1943 г. о датах его покаяния и принятии его в общение с Русской Православной Церковью и о назначении его на кафедру Калининскую и Смоленскую (по совместительству) с возведением в сан архиепископа. В последнем сане он является соучастником сентябрьского Собора Русской Православной Церкви, 08/IX-1943 г., он дал свои подписи на целом ряде актов Собора. В сентябре 1944 г. он перемещён на кафедру Минскую и Белорусскую. В апреле 1945 г. во внимание к архипастырским трудам и патриотической деятельности награждён правом ношения креста на клобуке. В январе 1946 г., ввиду серьёзного заболевания, уволен на покой согласно прошению. На актах участников Собора 8/IX-1943 г. он расписывался после архисп.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Малашкевич, в с. Смоловка - некий И. Каркалица. По всей видимости, и в этих случаях речь шла о представителях движения истинно православных христиан, вышедших из подполья в оккупационные годы и пытавшихся продолжить открытое служение в послевоенный период. Последний подобный случай на Минщине зафиксирован в 1948 г. в дер. Скрыль Пуховичского р-на (ГА Минской обл. Ф. 3196. Оп. 2. Д. 3). В 1950 г. был замечен самозваный лжесвященник в с. Киевичи Копыльского р-на. Регистрация общин и духовенства затягивалась из-за отсутствия у священников указов о назначении, к-рые должен был подписать архиеп. Василий (Ратмиров). В марте 1945 г. на приеме у уполномоченного СД РПЦ в Минске он заявил, что не изучил полностью духовенство Белоруссии и поэтому воздерживается назначать тех клириков, о которых не имеет необходимых данных (НАРБ. Ф. 951. Оп. 2. Д. 3. Л. 18). Клириков, принадлежавших к раскольнической Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) или к Варшавской митрополии, а также к истинно православному движению, архиеп. Василий принимал в молитвенное общение через принесение покаяния в расколе. 30 дек. 1945 г. были назначены новые архиереи для Белоруссии: рукоположен еп. Гродненский и Барановичский Варсонофий (Гриневич) , управляющим Пинско-Брестской епархией назначен заштатный еп. Даниил (Юзвьюк) , арестованный в марте 1950 г. По настоянию архиеп. Василия (Ратмирова) в 1946 г. в состав М. е. была передана из Пинской епархии территория Брестской обл., а из Гродненской епархии - территория Барановичской обл., в связи с чем изменилась титулатура местных архиереев (Пинско-Брестский переименован в Пинско-Лунинецкого, Гродненско-Барановичский - в Гродненско-Лидского). Это было обусловлено финансовыми трудностями восточнобелорус. приходов, для укрепления к-рых необходимо было включить в епархию экономически более сильные западнобелорус. общины. С июня 1945 г. почти во всех областях, кроме Гродненской и Пинской, имелись «областные секретари Минской епархии» и по совместительству - областные благочинные, назначавшиеся, как отмечалось в указах архиепископа Минского, для «связи с областными уполномоченными», а также для координации деятельности районных благочинных. В Минской обл. в 1945 г. было 3 благочиннических округа: Минский, Борисовский и Койдановский. Кадровая политика архиеп. Василия вызывала недовольство со стороны уполномоченных СД РПЦ, поскольку он назначал в основном священнослужителей, к-рые имели церковные заслуги, на ответственные должности ставил западнобелорус. священнослужителей, не пользовавшихся доверием у властей.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

Вот кто в апреле 1941 года стоял у кормила обломков обновленческого церковного корабля. Два лица, два злых гения. История Церкви, к которой, по словам Карамзина, «священными устами прошлого будет взывать истина», отведёт Александру Введенскому место в стане врагов Церкви Божией. Не забудет она и о суде над митрополитом Виталием, совершившим не меньшее преступление перед Богом и Церковью. Пусть он был послушным орудием в чужих руках – это не смягчает, а напротив, усиливает его вину. Слабоволие и трусость не извинение, а источник предательства. Он причинил много бед именно тем, кто ему доверял, кто вручал его попечению Церковь . Это о нём говорит пророк: «Совратил в неправдах праведного» ( Ис. 29:21 ). Предоставив свою волю, разум, честь и достоинство епископа в распоряжение чуждой воли, он тайно предавал свою же церковь , и трудно было разгадать надвигавшееся несчастье и предотвратить его. У Горького есть замечательное место: «Боюсь я кротких людей. Буйный человек сразу виден, и всегда есть время защититься от него, а кроткий ползёт на себя невидимый, подобный коварному змею и вдруг ужалит» 652 . Свершится над обоими Правосудие Божие, оно неизбежно потому, что по слову апостола «Сих бо ради грядет гнев Божий на сыны нспокоривые» ( Ефес. 5:6 ). Итак, в апреле 1941 года формально кончилась неограниченная власть Первоиерарха Виталия: теперь он разделил её пополам с Александром Введенским . Был ли ещё кто в штабе реставрированного ВЦУ, кроме этих двух вожаков – неизвестно; вероятно, никого другого не было, потому что одни приходили, другие уходили. Сначала делами Первоиерарха ведали профессор Зарин и протопресвитер Адамов. После смерти Зарина, последовавшей в 1936 году (он был торжественно отпет и похоронен на Ваганьковском кладбище), у всех дел остался один протопресвитер Адамов, позднее отрешённый от всех дел вследствие злоупотреблений по работе и связь с врагами родины. На смену ему пришёл архиепископ Евстафий (Сафран), человек деликатный, скромный и осторожный, окончивший в своё время Московскую духовную академию и археологический институт. Но и он был заменён новым ответственным работником в должности управляющего делами Первоиерарха. Таким лицом оказался состоявший на покое митрополит, бывший Курский Василий (Ратмиров). Хотя Преосвященный Василий был и старый архиерей, но вёл себя в обновленчестве весьма странно: никогда не служил, не причащался Св. Таин, почти не носил духовного платья. Ведая финансами и хозяйством у Псрвоисрарха, он позволял себе выпивать с сезонными рабочими и иногда переругивался с ними. Он очень строго требовал от церквей взносы, следил за этим, чем и ограничивалась его деятельность. В 1939 году он уволился с работы у Первоиерарха и поступил бухгалтером в гражданское учреждение. А позднее он раскаялся в обновленчестве перед Местоблюстителем Патриаршим, митрополитом Сергием, был принят как старый архиерей в сущем сане епископа, получил кафедру, а затем был почтен саном архиепископа.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

229 Архиепископ Рязанский Алексий (Сергеев, 1899–1968 гг.). Архиепископ Куйбышевский Алексий (Палицын, 1881–1952 гг.) Архиепископ Смоленский Василий (Ратмиров, 1881-?) Архиепископ Казанский Андрей (Комаров, 1879–1955 гг.) Архиепископ Ростовский Елевферий (Воронцов, 1892–1959 гг.) Протоиерей Николай Федорович Колчицкий (1890–1961 гг.) 230 Постановление разослано И. В. Сталину, В. М. Молотову, Г. М. Маленкову, Л. П. Берии и Совету по делам Русской Православной Церкви 231 Работа над Положением велась и после кончины Патриарха Сергия 15 мая 1944 г. Было утверждено на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1945 г. Оно возвращало настоятеля к финансово-хозяйственному управлению приходом. 232 Первый раздел определял права и обязанности Патриарха в реальных условиях существования Церкви в советском государстве. Второй раздел Положения был посвящен деятельности Священного Синода, третий – епархии, четвертый – приходам. При подготовке этого раздела разгорелись споры о роли настоятеля прихода. Некоторые считали, что в число обязанностей настоятеля входит лишь богослужение и проповедничество. После долгих обсуждений в Положение вошла формулировка, представленная в документе: «Во главе каждой приходской общины верующих стоит настоятель храма, назначаемый Епархиальным Архиереем для духовного руководства верующих и управления причтом и приходом». Положение было принято на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 31 января–2 февраля 1945 г. Постановление Совнаркома утвердило Положение 28 января 1945 г. (См.: О. Ю. Васильева. Русская Православная Церковь и 11 Ватиканский собор. М, 2004. С. 113.) 236 Число открытых немцами храмов на временно оккупированных территориях СССР составляло 7 547, монастырей – 29, из которых к концу 1947 г. осталось действующими не более 1 300 (из-за нехватки священников и из-за изъятия у религиозных общин занятых ими храмов, выполнявших до войны роль общественных зданий). (См.: О. Ю. Васильева. Русская Православная Церковь и политика Советского государства в 1943–1948 гг. М., 2001. С. 83.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Среди них был и глава Белорусской Церкви митрополит Пантелеимон (Рожновский), в эмиграции он и его собратья вошли в юрисдикцию Карловацкого Синода. Большинство же священнослужителей не захотели, а некоторые и не смогли покинуть Родину. Участь их оказалась нелегкой: многие были арестованы и осуждены на длительные сроки тюремного заключения по обвинению в коллаборационизме, который чаще всего выражался в том, что священники открывали приходы и возобновляли богослужение в храмах по разрешению немецких властей. Однако приходы, открытые во время оккупации, советские власти, как правило, не закрывали. Для нормального устроения церковной жизни в освобожденной Белоруссии Патриархия должна была поставить новых епископов на вакантные кафедры. Так, в 1944 г. архиепископ Калининский и Смоленский Василий (Ратмиров) был перемещен на Минскую кафедру, на Брестскую был назначен новохиротонисанный епископ Паисий (Образцов). Несколько позже, в феврале 1945 г., в епископа Пинского был хиротонисан архимандрит Онисифор (Пономарев).    В августе 1944 г. Красная Армия, освободив Молдавию, перешла Прут и вступила на территорию Румынии. Митрополит Кишиневский Румынской юрисдикции Ефрем (Тигиняну) и его викарии оставили Молдавию вместе с румынскими войсками и властями. 31 декабря 1944 г. в Богоявленском патриаршем соборе в Москве патриаршим Местоблюстителем митрополитом Алексием была совершена хиротония во епископа Кишиневского и Молдавского архимандрита Иеронима (Захарова).    Участь православного духовенства в Молдавии и Прибалтике после возвращения этих территорий в Советский Союз была неодинаковой. В Прибалтике православное меньшинство в отличие от католиков и протестантов рассматривалось властями как пророссийски ориентированное, молдавский же народ был православным, и это не считалось признаком лояльности советским властям. С приходом Красной Армии значительная часть священнослужителей подверглась репрессиям, многие монастыри были закрыты, насельники арестованы и этапированы в концентрационные лагеря.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Случай с Борисом (Виком) возможно был не единственным. Похожая история известна в отношении архиепископа Минского и Белорусского Василия (Ратмирова), который, пребывая в обновленчестве, снял сан, но скрыл это от митрополита Сергия . Однако я считаю, что поскольку сведения взяты из труда митрополита Мануила об обновленческих архиереях, доверять этой информации не следует. Впрочем, судя по записям митрополита Григория, Василий (Ратмиров) был «способен на многое» Поведение «покаявшегося после хиротонии» новопоставленного епископа Бориса не изменилось. Он создал практически невыносимые условия для правящего архиерея, чего патриарх особенно в отношении архиепископа Григория допустить не мог. В итоге, последнее, очем говорил патриарх архиепископу, был скорейший перевод его на другую кафедру. 12 мая 1944 г. на том последнем злополучном заседании Синода патриарх Сергий,поднял вопрос о возможном назначении архиепископа Григория в Казань (см. публикацию, 2 июля 1944 г.). 15 мая 1944 г. патриарх Сергий скончался и был погребен в кафедральном Богоявленском соборе в Никольском приделе. По его духовному завещанию Местоблюстителем патриаршего престола стал митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Симанский). Дневниковые записи о последних днях, кончине и погребении Патриарха Сергия и первых шагах Московской патриархии после его кончины архиепископ Григорий также, как и о событиях сентября 1943 г. , сделал «на двух бумажных носителях» – в двух тетрадях. В тетради 38 (см. публикацию, май 1944 г.) «по свежим следам»,и в 39 (см. публикацию, 1 и 2 июля 1944 г.), где он еще раз описывает прошедшие уже события, с некоторыми уточненими (и местами, что естественно, с повторами) . Получение архиепископом Григорием разрешения на устройство Богословско-пастырских курсов в Саратове осложнило процесс его назначения 26 мая 1944 г. на Псковскую кафедру с поручением управления Ленинградской, Новгородской и Боровичской епархиямии проживанием в Ленинграде ; с 5 сентября 1944 г. он временно управлял Олонецкой и Вологодской епархиями, с декабря 1944 до июня 1945 г. – Рижской. Если бы не скоропостижная кончина Святейшего Патриарха, то вторая после Богословского института в Москве (открыт 14 июня 1944 г.) духовная школа, возможно, открылась бы не в а в Саратове, Ярославле или Казани (см. публикацию, 2 июля 1944 г.).

http://sedmitza.ru/lib/text/10324924/

Брест Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 52.094246; 23.684568 Беларусь, Брест Брестская область Беларусь Православие в Бресте [ править править код ] История [ править править код ] До середины XII в. Брестская (летоп. Берестейская) земля входила в состав Туровского княжества, где уже в 1005 г. была православная епархия. С середины 12 в. православные христиане Берестейщины окормлялись Владимиро-Волынскими епископами, которые иногда носили титул «епископов Владимиро-Волынских и Берестейских». В Берестье, при церкви свт. Николая (территория современной крепости) располагалась резиденция епископов (по документам «Брестская русская кафедра»). Здесь в 1590, 1594, 1596г.г. проходили соборы западно-русских епископов. После заключения Брестской церковной унии 1596г. подавляющее большинство приходов и монастырей было подчинено Литовско-Новоградской униатской митрополии. В 1765 г. было учреждено Брестское епископство (в составе Владимирской униатской епархии), с 1798 самостоятельная Брестская униатская епархия (в 1808 году частично, а с 1828 года целиком вошла в состав Литовской униатской епархии). Немногочисленные православные приходы окормлялись в разное время епископами Луцкой, Киевской митрополичьей, Белорусской (Могилевской) и Минской епархий. К 1787г. в Православии оставались Брестский монастырь св. Симеона Столпника (с 1798г. здесь была учреждена архимандрия) и 4 монастыря в Белостокской области. После воссоединения униатской Литовской епархии с Православием 22.01.1840 г. было учреждено Брестское викариатство Литовской православной епархии. В 1900г. определением Св. Синода из части Литовской епархии образовано самостоятельная Гродненская епархия с титулом епископа «Гродненский и Брестский». В 1921 - 1939г.г. восемь благочиний Брестчины входили в Полесскую епархию в составе Польской Православной Автокефальной Церкви. Во время Второй мировой войны была создана викарная Брестская кафедра в пределах Автономной Украинской Православной церкви Московской юрисдикции. Первым послевоенным епископом был Паисий (Образцов, 1944-1945г.г.), с 14 февраля по сентябрь 1945г. – Онисифор (Пономарев) с титулом «епископ Брестский и Пинский». В 1946г. временно управлял епархией архиепископ Минский и Белорусский Василий (Ратмиров), в 1948 -1949гг. епископ Паисий (Образцов), в 1950-1951г.г. - Сергий (Ларин) с титулом «епископ Гродненский и Брестский». В 1952 -1989г.г. епископы на Брестскую кафедру не поставлялись, приходы окормлялись правящими архиереями Минской епархии.

http://azbyka.ru/palomnik/Брест

Уже в июне 1941 г. Варшавский митр. Дионисий (Валединский), имевший титул «глава автокефальной православной Церкви в Генерал-губернаторстве» (назначен на этот пост после возвращения его на Варшавскую митрополию по распоряжению генерал-губернатора Польши Г. М. Франка от 23 сент. 1940), стал претендовать на руководство правосл. Церковью на Украине, которую он объявил своей канонической территорией. В начале войны Владимир-Волынский еп. Поликарп (Сикорский) уклонился в раскол. Как явствует из опубликованных недавно документов, это произошло при активной поддержке Поликарпа со стороны митр. Дионисия. 28 июня 1941 г.- в день, когда немцы захватили Кременец, Дубно, Острог и Ровно и т. о. была оккупирована Зап. Волынь, митр. Дионисий издал на украинском языке послание «К высокопреосвященным и преосвященным владыкам, всечестному духовенству и боголюбивой пастве в земле Волынской». В нем митрополит выражал радость по поводу занятия нем. войсками Волыни и связанной с этим возможности восстановления связей между епископами Волынской епархии и Варшавской митрополией. Дионисий обещал прибыть на Волынь, чтобы «лично выслушать пожелания духовенства и паствы и дать свои указания относительно дальнейших деяний». В тот же день митр. Дионисий написал письмо Поликарпу (Сикорскому), в котором рассказал о своих планах по разделению Волынско-Кременецкой епархии на Луцко-Ковельскую во главе с Поликарпом и Кременецко-Ровенскую епархию во главе с Алексием (Громадским). Дионисий послал письмо и архиеп. Алексию (Громадскому), но оно тогда до адресата не дошло: архиерей считался пропавшим без вести. 17 июля 1941 г. митр. Дионисий отправил доклад в Берлин, в Мин-во оккупированных территорий Востока, в котором информировал, что на «освобожденных землях Волыни и Полесья» находятся 2 архиерея его довоенной юрисдикции: архиеп. Александр (Иноземцев) и еп. Поликарп (Сикорский), а судьба Алексия (Громадского) остается неизвестной. В декрете от 11 авг. 1941 г. «К высокопреосвященнейшим епархиальным архиереям Александру (Иноземцеву), Алексию (Громадскому) и Поликарпу (Сикорскому)» митр. Дионисий официально предписывал архиереям «сохранять каноническое единство с автокефальной православной Церковью в Генерал-губернаторстве (Варшавской митрополией)», хотя такого единства никто из них тогда формально не имел. Тем же декретом Дионисий возвел Поликарпа в сан архиепископа Луцкого и Ковельского, а за архиеп. Алексием (Громадским) оставил Ровенско-Кременецкую и Житомирско-Овручскую епархии. Однако с 20 авг. 1940 г. Житомирская кафедра не была вакантной: ее занимали еп. Дамаскин (Малюта), а с 17 июля 1941 г. еп. Василий (Ратмиров), кроме того, эта кафедра никогда не принадлежала Польской Церкви.

http://pravenc.ru/text/2458999.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010