О присоединении еп. Поликарпа рассказывал мне архиеп. Алексий в 1941 г., когда он три дня гостил у меня в Холме, о том же рассказывал мне митр. Дионисий» (Пам " ятки. Enicmoляpha спадщина Ibaha (митрополита Iлapioha): 1907-1968. К., 2001. Т. 2. С. 310). Т. о. Иларион (Огиенко) опровергал позднейшие утверждения Поликарпа (Сикорского) о том, что он никогда не признавал власть Московской Патриархии, был противником экзарха Николая (Ярушевича), оставался верен идеям польск. автокефалии и др. Тарнопольско-Галицкая епархия просуществовала полгода. В соответствии с определением Московской Патриархии от 26 марта 1941 г. и указом от 28 марта 1941 г. изменилось епархиальное деление западноукр. областей. Была воссоздана Львовская епархия, в состав к-рой перешли 9 приходов бывш. Львовского воеводства, а также Почаевская лавра, наместник к-рой архим. Пантелеимон (Рудык) был хиротонисан во епископа Львовского с оставлением его в Почаеве (2 июня 1941 указом Патриархии еп. Пантелеимону была определена резиденция во Львове, куда он сразу же переехал, следующим наместником лавры стал архим. Панкратий (Гладков; впосл. епископ)). Архиеп. Алексию 28 марта 1941 г. «взамен отходящей Галиции» были переданы приходы Ровенской обл. с присвоением ему титула «Ровенский и Кременецкий». Было восстановлено Острожское вик-ство на правах полусамостоятельной кафедры «под общим руководством экзарха», в состав Острожской епископии предполагалось включить 8-9 районов Ровенской обл. по усмотрению экзарха. Ровенско-Кременецкая епархия просуществовала до 18 авг. 1941 г., когда решением 1-го Почаевского Собора Автономной Украинской Церкви она была упразднена в связи с возобновлением Волынско-Кременецкой епархии. В ночь на 23 июня 1941 г. сотрудники НКВД в кременецком Богоявленском монастыре арестовали архиеп. Алексия, обвиненного в контактах с Варшавским митр. Дионисием, и прот. Леонтия Петропавловского. Архиеп. Алексий был этапирован из Кременца в Тарнополь, при отступлении советских войск брошен без сознания возле с. Лопушного (ныне Лановецкого р-на Тернопольской обл.), спасен крестьянами. 17 июля архиерей вернулся в Кременец. Прот. Леонтий оказался в ссылке в Сибири. 1941-1944 гг. С началом Великой Отечественной войны и оккупации Украины митр. Николай (Ярушевич) уехал из Луцка, 15 июля 1941 г. был назначен митрополитом Киевским и Галицким, экзархом всея Украины. Указом от 17 июля 1941 г. митр. Сергий (Страгородский) назначил епископом Житомирским Василия (Ратмирова) , к-рый, по всей видимости, на кафедру не приехал, 27 авг. 1941 г. был переведен в Калининскую епархию.

http://pravenc.ru/text/2458999.html

Потеря троих взрослых детей в блокадном Ленинграде побудила его согласиться на предложение митрополита и, получив 14 сентября 1942 г. новую телеграмму-молнию («По делам службы прошу немедленно прибыть в Патриархию – Ульяновск. Митрополит Сергий»), он направил митрополиту письмо о том, что отдает себя «в его полное распоряжение» . Однако он задержался с отъездом в Ульяновск, так как ожидал приезда архиепископа Андрея для организации открытия в Саратове «старого» собора (см. публикацию, 18 сентября 1942 г.). 7 октября 1942 г. протоиерей Николай писал: «Итак, совершился большой перелом в моей жизни – еду на пароходе “Микоян” из Саратова в Ульяновск по вызову митрополита Сергия Страгородского для посвящения во епископа. Никогда не думал об архиерействе для себя, и вот Господь приводит к этому!» 15 октября 1942 г. в Ульяновске после возведения в сан архиепископа Владыка писал: «Вчера за ужином в разговоре Владыка-митрополит между прочим сказал, что за время его управления Русской Церковью (с 1926 года) я являюсь 54-м епископом, им назначенным и рукоположенным» . Результатом многолетней политики истребления советскими властями духовенства и епископата явилось то, что в пределах СССР тогда находились только три митрополита в числе 15 архиереев, порядок которых 16 октября 1942 г. архиепископ записал в дневнике: Сергий (Страгородский), митрополит Московский и Коломенский; Алексий (Симанский), митрополит Ленинградский; Николай (Ярушевич), митрополит Киевский и Галицкий; Андрей (Комаров), архиепископ Казанский; Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ бывший Ташкентский; Алексий (Палицын), архиепископ Куйбышевский; Сергий (Гришин), архиепископ Горьковский и Арзамасский; Иоанн (Соколов), архиепископ Ярославский и Ростовский; Алексий (Сергеев), архиепископ Рязанский; Варфоломей (Городцов), архиепископ Можайский; Стефан (Проценко), архиепископ Уфимский; Василий (Ратмиров), архиепископ Калининский; Григорий (Чуков), архиепископ Саратовский; Георгий (Анисимов), епископ Вологодский; Питирим (Свиридов), епископ Калужский . С 22 июня 1941 г. по 8 сентября 1943 г. число правящих архиереев увеличилось с 2 до 20, из них 7 были хиротонисаны , в том числе три старца старше 70 лет. Митрополит Сергий собирал «старую гвардию», и так же, как протоиерей Николай Чуков, в «одиннадцатый час» своей жизни, в 1942 г. получили благодать архиерейства и вышли на епископское служение вдовый протоиерей Сергий Городцов, в монашестве Варфоломей (1866–1956 гг.), и заслуженный вятский протоиерей Вениамин Тихоницкий, в монашестве Вениамин (1869–1957 гг.) .

http://sedmitza.ru/lib/text/10120845/

по: Там же. С. 144). 22-23 марта 1917 г. по предложению еп. Иоанна состоялся съезд благочинных Кубанской обл. в связи «с текущими великими историческими днями», на к-ром было запланировано проведение 13 апр. съезда Кубанской епископии для рассмотрения устава Ставропольской епархии. На собрании духовенства Ейска и ряда станиц Кубанской обл., состоявшемся на пасхальной неделе 1917 г., подавляющим числом голосов было поддержано пожелание установить в России конституционную монархию. На прошедшем в мае 1919 г. в Ставрополе Южнорусском Соборе было принято решение «о признании выделения Кубанского викариатства из Ставропольской епархии неотложно необходимым». 18 июня того же года Временное высшее церковное управление на Юго-Востоке России издало указ о преобразовании Кубанского вик-ства в самостоятельную епархию с оставлением наименования «Преосвященный епископ Кубанский и Екатеринодарский» (см. ст. Екатеринодарская и Кубанская епархия ). В 1922 г. в Кубанской епархии началось распространение обновленчества , в раскол уклонился Кубанский еп. Иоанн (Левицкий). С 24 июля по 21 авг. 1922 г. обновленческой Кубанской епархией управлял Николай (Федотов), бывш. настоятель ейского Михаило-Архангельского собора, благочинный церквей Ейска, носивший титул «епископ Ейский (Новороссийский)». В нач. 20-х гг. ХХ в. было, по-видимому, возобновлено правосл. Е. в. Есть сведения, что 29 нояб. 1920 г. во епископа Ейского был хиротонисан Филипп (Гумилевский) , вскоре арестованный, затем сосланный в Н. Новгород. В кон. 1921 г. епископом Ейским, викарием Кубанской епархии, был назначен Евсевий (Рождественский) , прибывший в Ейск в янв. 1922 г. (По-видимому, недостоверными являются сведения о хиротонии 4 нояб. 1921 во епископа Ейского Василия (Ратмирова) , вскоре уклонившегося в обновленчество.) Когда Кубанский еп. Иоанн (Левицкий) перешел в обновленчество, еп. Евсевий объявил архиеп. Иоанна впавшим в раскол и взял на себя управление Кубанской епархией, организовал епархиальный совет. В мае 1922 г.

http://pravenc.ru/text/189595.html

Почему же служебная записка Меркулова Сталину об арх. соборе - источник более достоверный? Меркулов не присутствовал на соборе.  Арх. Григорий присутствовал. Арх. Василий (Ратмиров) в 1943 г. был назначен на Смоленскую и Калиниградскую кафедру. Из обновленцев, сотрудничал с органами, в 1942 возведен в сан архиепископа. Фигура супер лояльная, почему бы ему не присутствовать на Соборе-то? Дату 12 сентября,  указал прот. Владислав Цыпин в томе Истории РПЦ 1917-1997,  и стала она кочевать у разных авторов из одной статью в другую. Он так же указал ошибочно фантастический тираж в 15000 экземпляров.(А может это опечатка)  До сих пор все это копируют, не задумываясь и не перепроверяя.  Лидия Константиновна Александрова-Чукова 03 мая 2010г. 01:37 Отец Николай,  думаю, что Вы правы,  и едва  ли  журнал мог выйти 12 сентября. Некоторые фрагменты  дневников владыки Григория опубликованы: Александрова-Чукова Л.К.Митрополит григорий (Чуков):служение и труды//СПб Епархиальные Ведомости.2007. Вып.34.С.103. 11сентября утом архиеп.Григорий в Патриархии беседовал с Блаженнейшим о Богословской школе и   обещал доставить доклад из дому. 12 сентября на торжественном служении в Елоховском соборе и церковном «настоловании» избранного Патриарха слово за литургией, которую служили только члены Синода, было поручено сказать архиеп.Григорию. В алтаре присутствовал   дипломатический корпус, кроме английского и американского послов. Пред причастным стихом архиеп.Григорий   прислонился к престолу, подошел к Патриаху, облобызались в руку, открыли   царские врата и архиеп.Саратовский и Сталинградский Григорий   с посохом в руке вышел на амвон....говорил громко, с подъемом, собор огромный, народу масса. После, в алтаре к нему подходили с выражениями благодарности «давно не слышали живого слова», с похвалой «Вам в Москву надо» и пр.  В тот же день вечером в Патриархии архиеп. Сергий Гришин обратился к нему с просьбой   вместе   проредактировать   1 «Журнала Моск. Патриархии», чтобы он мог быть быстро выпущен. Работали долго. Выходил Святейший, изготовлял ответы на приветственные телеграммы. 13 сент. утром архиеп.Григорий   был у дедушки, как называли Святейшего, и распрощался с ним, обещав выслать из Саратова   доклад о богословской   школе.

http://bogoslov.ru/article/740624

" 18 августа 1941 года группу направили в прифронтовой Калинин. Службу они начали в Покровской церкви, но 14 октября вражеская авиация ее разбомбила, и епископ со своими помощниками перешли в городской собор. Вскоре немцы заняли Калинин. Владыка послал Михася к бургомистру, попросил взять его и помощников на довольствие, магазины в городе опустели. Бургомистр обещал, но тут же епископа вызывали к начальнику гестапо. Через переводчицу, православную немку Линду, владыка объяснил местному фюреру, что он епископ, при советской власти был посажен в тюрьму и отбывал наказание на Севере, в Коми. Начальник гестапо выразил надежду, что русский священник, обиженный комиссарами, окажет содействие немецкому командованию, в частности поможет выявить укрытые продовольственные склады. Епископ уклонился от прямого ответа, объяснив, что его главной заботой является духовная жизнь паствы. Молва о владыке Василии, столь ревностно пекущемся о своих прихожанах, быстро распространилась по всему городу. Жители потянулись к собору. Разведгруппа успешно выполняла свое оперативное задание. Васько и Михась налаживали связи с населением, выявляли пособников оккупантов, собирали материалы о численности и расположении немецких штабов и баз, вели учет прибывающих пополнений. Собранные сведения немедленно передавались в Центр через радистку-шифровальщицу Аню Баженову (Марту). Город был в руках немцев два месяца, а когда фронт стал стремительно приближаться, разведгруппа получила указание Центра уходить из города с немецкой армией. После освобождения города к нашему командованию посыпались заявления о " подозрительном " поведении епископа… Смерш (военная контрразведка) готов был арестовать группу, но Москва приказала взять ее под охрану. В дело вмешался заместитель начальника местного управления Крашенинников, только он знал о спецзадании группы " . Результаты работы разведгруппы были убедительны. Разведчики сообщили о выявленных ими более 30 агентов гестапо, поименно и с адресами, а также места тайных складов оружия "

http://drevo-info.ru/articles/600.html

24 . Архиепископ МИХАИЛ (Соколовский) Велико-Устюжский. 25 . Архиепископ НИКОЛАЙ (Автономов) Ивановский и Кинешемский. 26 . Архиепископ НИКОЛАЙ (Смирнов) Рязанский и Зарайский. 27 . Архиепископ СЕРГИЙ (Болгаров) Шахтинский. 28 . Архиепископ СЕРГИЙ (Дмитриевский) Томский. 29 . Архиепископ СОФОНИЯ (Яскевич) Ирбитский. 30 . Архиепископ ТИМОФЕЙ (Зайков) Цивильский и Чувашский. 31 . Архиепископ ФИЛАРЕТ (Домрачев) Лукояновский, викарий Нижегородский. 32 . Архиепископ ВЕНИАМИН (Молчанов) Алма-Атинский и Казахстанский. 33 . Архиепископ ВЛАДИМИР (Иванов) Краснодарский и Кубанский. 34 . Епископ НИКОЛАЙ (Елпидинский) Череповецкий. 35 . Епископ ГАВРИИЛ (Ольховик) Старо-Оскольский, викарий Курский. 36 . Епископ ВИКТОР (Ельцов) Семипалатинский. 37 . Епископ ГРИГОРИЙ (Климчук) Оренбургский и Бузулукский. ЕПИСКОПАТ НА УКРАИНЕ 1 . Митрополит АЛЕКСАНДР (Чекановский) Киевский и всея Украины. 2 . Архиепископ АФАНАСИЙ (Вечерко) Мелитопольский. 3 . Архиепископ ВЛАДИМИР (Злобин) Днепропетровский. 4 . Архиепископ ГАВРИИЛ (Регут) Молдавский. 5 . Архиепископ ИОАНН (Славгородский) Харьковский. 6 . Архиепископ МЕЛЕТИЙ (Фомин) Бердичевский. 7 . Архиепископ ПАВЕЛ (Циприанович) Черкасский. 8 . Архиепископ РАФАИЛ (Прозоровский) Мариупольский. 9 . Епископ МИХАИЛ (Митрофанов) Запорожский. 10 . Епископ ВЛАДИМИР (Ковин) Черниговский и Нежинский. В АМЕРИКЕ 1 . Архиепископ НИКОЛАЙ (Кедров, он же Кедровский) Алеутский. СОСТОЯВШИЕ НА ПОКОЕ, НО ЯВЛЯВШИЕСЯ НАСТОЯТЕЛЯМИ ЦЕРКВЕЙ ИЛИ В СОСТАВЕ ПРИЧТА ЦЕРКВЕЙ 1 . Архиепископ АНАТОЛИЙ (Синицин), в молитвенном доме г. Джамбула. 2 . Митрополит АЛЕКСИЙ (Баженов), б. Казанский, настоятель подворья женского бывш. монастыря, в Казани. 3 . Митрополит АНАТОЛИЙ (Соколов), б. Астраханский, настоятель церкви в г. Костроме. 4 . Митрополит ВАСИЛИЙ (Ратмиров), управляющий делами Первоиерарха. 5 . Архиепископ ЕВСТАФИЙ (Сафран), б. Коломенский, настоятель Симеоновской церкви г. Москвы. 6 . Архиепископ ПАВЕЛ (Масленников), настоятель церкви в г. Сыктывкаре. 7 . Архиепископ СЕРГИЙ (Шубин), настоятель церкви в г.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

В 1949 г. упразднен бывший монастырский храм с чудотворной иконой Божией Матери в с. Борколабово Быховского р-на, закрыты церкви в пос. Мошенаки Могилёвского р-на и в с. Самотеевичи Костюковичского р-на. В 1950 г. прекратилось богослужение в церквах в селах Барсуки Шкловского р-на, Веремейки Чериковского р-на, Гладково Чаусского р-на и Прусино Костюковичского р-на. Число действующих храмов уменьшилось с 49 до 40. В Бобруйской обл. в 1948-1951 гг. число приходов уменьшилось с 43 до 35. Увеличение числа приходов Могилёвщины произошло в 1951 г., когда уполномоченным были взяты на учет в качестве отдельных приходских общин 2 кладбищенских храма в Могилёве, ранее бывших приписными. К 1952 г. в Могилёвской обл. на регистрации состояли 42 общины РПЦ, служили 43 священника, 2 диакона, 10 псаломщиков. В 1954 г. в связи с присоединением к Могилёвской обл. части Бобруйской обл. с Бобруйском число приходов возросло до 55, в клире состояли 62 священника и 2 диакона. В 1946 г. был уволен настоятель Трехсвятительского собора в Могилёве прот. Алексий Трусевич, в прошлом один из лидеров обновленчества, в 1948 г. был уволен благочинный Климовичского окр. Николай Василевский. Под руководством этих клириков в 1947 г. имела место попытка зарегистрировать через республиканского уполномоченного Совета по делам РПЦ в Минске независимую Белорусскую обновленческую епархию с центром в Могилёве. Архиеп. Василий (Ратмиров) лишил Трусевича сана. Благочинным Минского ЕУ по Могилёвской обл. в 1946-1948 гг. являлся прот. Константин Радзивинович, в 1948 г. секретарем Минского ЕУ по Могилёвской обл. и «надобластным благочинным» (должность введена архиеп. Василием для координации работы районных благочинных) стал настоятель Борисоглебского собора в Могилёве прот. Косма Раина, активный участник партизанского движения, служивший в период оккупации в Кобрине. В Климовичах Могилёвской обл. нелегально служил обновленческий свящ. Петр Макаров, в 1948 г. областной уполномоченный под угрозой ареста запретил ему совершать богослужения.

http://pravenc.ru/text/2563894.html

В 1918-1919 гг. были закрыты все духовные уч-ща М. е.: женские Минское и Паричское, мужские Минское, Слуцкое и Пинское (последнее, упраздненное после закрытия поляками в 1919 пинского Богоявленского муж. мон-ря, в нач. 20-х гг. XX в. возродилось на краткое время как псаломщическая школа для новообразованной Полесско-Пинской епархии, но позже было закрыто под давлением польск. властей), прекратила работу 2-классная псаломщическая школа при Минском архиерейском доме. В период немецко-фашистской оккупации в Минске были открыты пастырские курсы. Возрождение духовной школы в Белоруссии стало возможно в 40-х гг. XX в. По постановлению СНК СССР от 23 марта 1945 г. Московской Патриархии разрешалось организовать на территории Белоруссии богословско-пастырские курсы с 2-годичным сроком обучения для 25-40 чел. Минский архиеп. Василий (Ратмиров) поручил свящ. Виталию Боровому сформировать и 25 нояб. 1945 г. открыть на территории Жировицкого мон-ря богословско-пастырские курсы, ректором которых стал архим. Митрофан (Гутовский), о. Виталий был назначен инспектором. Первый набор составил 12 чел. пожилого возраста, зачисленных после собеседования, без вступительных экзаменов. В 1947 г. Минский архиеп. Питирим (Свиридов) преобразовал курсы в Минскую ДС, ректором остался архим. Митрофан, в 1953 г. ставший викарием М. е. В 1953-1956 гг. ректором был прот. Иоанн Сокаль (впосл. еп. Иннокентий), в 1956-1963 гг.- архим. Антоний (Мельников). Условия жизни в семинарии в первые годы были непростыми: тесные помещения, скудное питание. Со временем для нужд семинарии на средства Патриархии возвели одноэтажный, затем 3-этажный корпус. Преподавательскую корпорацию Минской ДС составили выпускники дореволюционных ДА, богословского фак-та Варшавского ун-та 30-х гг. XX в. и выпускники возрожденных в советское время духовных академий. Учебный комитет при Синоде неоднократно указывал др. духовным школам, что педагогический процесс в них должен быть налажен по образцу Минской ДС. В период антирелиг. кампании, начавшейся в 1958 г., Минская семинария стала испытывать серьезные материальные сложности и все более усиливающееся давление гос.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

Значительная часть «непоминающих» клириков на протяжении нескольких послевоенных лет продолжила открытое служение в возобновленных во время оккупации храмах. Весной 1946 г. настоятель гомельского Петропавловского собора прот. Косма Раина сообщил архиеп. Минскому и Белорусскому Василию (Ратмирову) о том, что на территории Гомельской обл. действуют клирики, не состоящие в единении с Московской Патриархией: свящ. Феодор Гончаров в с. Красном Гомельского р-на, иером. Серафим (Топтухин) в с. Ивольск Уваровичского (ныне Буда-Кошелёвского) р-на, иером. Феоктист (Ганжа) в с. Речки Ветковского р-на, свящ. Максим Голубев в дер. Прудок, иером. Антоний (Манин) в с. Причалесня и свящ. Феодор Рафанович в с. Обидовичи. Один из лидеров катакомбного движения, иером. Феоктист (Ганжа), скончался в 1948 г. без примирения с Московской Патриархией. Однако в янв. 1948 г. он благословил своего ближайшего помощника свящ. Андрея Поповича обратиться к архиеп. Минскому и Белорусскому Питириму (Свиридову) с просьбой о воссоединении с Московским Патриархатом. 15 февр. 1949 г. архиеп. Питирим совершил рукоположение Поповича и назначил его настоятелем Александро-Невского храма в дер. Нивки Добрушского р-на Гомельской обл. В 1949 г., из-за того что прихожане отказались принимать священнослужителей РПЦ и признавали только «непоминающего» иером. Полиевкта, власти решили закрыть Иоанно-Богословский приход в дер. Ямполь Речицкого р-на Гомельской обл. Аналогичная ситуация сложилась в дер. Бобовичи Гомельского р-на, где со 2-й пол. 1941 г. настоятелем Успенского храма являлся «непоминающий» иером. Иоанн (Матвеенко). Формально воссоединившись с Московской Патриархией в 1947 г., он продолжил критиковать действия митр. Сергия (Страгородского) и его преемников. Уполномоченный Совета по делам РПЦ по Гомельской обл. Е. Ф. Цуканов в 1949 г. лишил иером. Иоанна регистрации, тот переехал в Черниговскую обл., регулярно посещал Гомельщину для окормления «непоминающих». К кон. 40-х гг. XX в. на территории Гомельской обл. образовалось неск. нелегальных «непоминающих» жен. монашеских общин. К 1949 г. монашеские общины существовали в поселках Лоев (ныне райцентр Гомельской обл.), Уваровичи (ныне в Буда-Кошелёвском р-не) и дер. Огородня-Гомельская (Добрушского р-на). В 1950 г. уполномоченный зафиксировал нелегальную общину в Новобелицком р-не Гомеля, возникновение которой он связывал с деятельностью монахинь из закрытых в 1928 г. Чонкского и Макариевского (в Добрушском р-не) мон-рей. Нелегальные мон-ри становились центрами богослужебной жизни: из-за нехватки «непоминающих» священнослужителей монахини совершали богослужения мирским чином в домашних условиях.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

Практически при каждой вновь открывшейся церкви создавали добровольные комитеты помощи бедным и пострадавшим в ходе войны. В Минске каждая церковь 10% дохода перечисляла на помощь нуждавшимся. В Бобруйском окр. в фонд помощи вдовам и сиротам, который помогал семьям сосланных советской властью священников, ежемесячно перечислялось 2% прибыли от всех церквей и пожертвований верующих. В сент. 1942 г. прихожане Николаевского собора Бобруйска на помощь госпиталю военнопленных, дому младенца и детскому дому пожертвовали полотенца, полотно, салфетки, марлю. Вдовам духовенства и престарелым больным людям была оказана денежная помощь в размере 11 073 р. Сбор средств проводился по окончании каждого богослужения. В Минске существовал миссионерский комитет, который помогал беженцам и больным. Два священника этого центра опекали детские дома и больницы. Проводились богослужения в лагерях для военнопленных. В июне 1944 г. правосл. иерархи из Вост. Белоруссии были вывезены нем. властями в Гродно, затем в Германию. В Белоруссии не осталось ни одного епископа. После освобождения Белоруссии советскими войсками в первых числах авг. 1944 г. в квартире диакона Екатерининской ц. в Минске Петра Глинкова собрались 6 минских священников, к-рые решили направить делегацию в Свящ. Синод Московского Патриархата для ускорения назначения епископа в Белоруссию. Этому заседанию предшествовала попытка свящ. Арония Жебуртовича решить этот вопрос в советских учреждениях, но городские и республиканские власти предложили ждать решения этого вопроса в Москве. 4 сент. 1944 г. управление белорус. епархиями было поручено прибывшему в Белоруссию с Красной армией архиеп. Василию (Ратмирову) , первоначально имевшему титул «Минский и Могилёвский», затем «Минский и Белорусский». Вскоре после освобождения Белоруссии начались аресты священнослужителей. Репрессии затронули видных представителей духовенства, близких к архиеп. Филофею (Нарко), благочинных, как правило активно занимавшихся организацией приходской жизни.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010