Совет по делам религий оставался главным органом, осуществлявшим офиц. политику Советского гос-ва в отношении религ. объединений. В 1984-1989 гг. председателем Совета был К. М. Харчев , сменивший на этом посту В. А. Куроедова . Деятельность Совета была подчинена высшим партийным и гос. органам, большую роль играли власти республик, краев и областей, к-рые в значительной степени определяли религ. политику на своих территориях. До 1987 г. на местах использовались адм. меры воздействия на религ. орг-ции, проходили судебные процессы над верующими, им отказывали в регистрации своих объединений, запрещался ремонт храмов и молитвенных домов. По-прежнему религ. вера могла послужить причиной увольнения с работы или исключения из учебных заведений. Гос-во всеми способами пыталось сдержать рост числа религ. объединений. За 1985-1987 гг. в СССР было зарегистрировано всего 236 новых религ. об-в, в т. ч. 29 новых приходов РПЦ, 65 общин баптистов , 47 пятидесятников и 30 адвентистов . Тем не менее уже в первый период правления Г. наметились определенные улучшения государственно-религ. отношений, связанные с общим изменением общественной ситуации в стране. Развитие «гласности» вело к переосмыслению истории СССР. В фокусе общественного внимания оказались проблемы политических репрессий во время правления И. В. Сталина , в т. ч. касавшиеся и верующих. В СМИ сформировалось новое отношение к РПЦ и др. религ. орг-циям, их месту в стране и обществе. Среди освобожденных по объявленной в 1987 г. амнистии были и лица, осужденные в связи с их религ. деятельностью. В конце того же года РПЦ были возвращены Оптина Макариева в честь Введения во храм Пресв. Богородицы муж. пуст. и Толгский ярославский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы жен. мон-рь . В 1988 г. произошли кардинальные перемены в государственно-церковных отношениях. У руководства страны росло понимание необходимости пересмотра существовавшей системы государственно-религ. отношений в соответствии с новой политической реальностью, но пока основы религ. политики КПСС не подвергались сомнению. В начале года в программной статье Харчева, приуроченной к 70-летию декрета об отделении Церкви от гос-ва, подчеркивалось, что все эти десятилетия «партия и государство, руководствуясь ленинскими принципами, проводили в целом верный курс в отношении религии, церкви и верующих». Вместе с тем в статье осуждались применявшиеся ранее по отношению к Церкви «волюнтаристские, административно-командные, запретительно-ограничительные меры»; признавалось, что репрессии 30-х гг. отрицательно сказались на проведении религ. политики, результатом чего было массовое закрытие молитвенных зданий, произвол в отношении служителей культа, игнорирование законных прав верующих. Осуждалась также и предшествовавшая правлению Г. эпоха «застоя», когда «имел место разрыв между реальной религиозной обстановкой и лакированным представлением о ней» («Утверждая свободу совести»//Известия. 26 янв. 1988).

http://pravenc.ru/text/Горбачёв.html

Валентин Варакин 14 февраля 2016, 14:27 Статистика: многие, кто встречались с предыдущими папами (Горбачёв, Кучма, Елцин) не только не получили какой-то реальной поддержки, но наоборот, тем быстрее теряли власть... Дмитрий 14 февраля 2016, 14:20 Святитель Игнатий (Брянчанинов) († 1867): «Папизм — так называется ересь, объявшая Запад, от которой произошли, как древа ветви, различные протестантские учения. Папизм присваивает папе свойства Христа и тем отвергает Христа. Некоторые западные писатели почти явно произнесли это отречение, сказав, что гораздо менее грех — отречение от Христа, нежели отречение от папы. Папа есть идол папистов, он — божество их. По причине этого ужасного заблуждения благодать Божия отступила от папистов, они преданы самим себе и сатане — изобретателю и отцу всех ересей, в числе прочих и папизма. В этом состоянии омрачения они исказили некоторые догматы и таинства, а Божественную литургию лишили ее существенного значения, выкинув из нее призывание Святого Духа и благословение предложенных хлеба и вина, при котором они прелагаются в Тело и Кровь Христовы... Никакая ересь не выражает так открыто и нагло непомерной гордости своей, жестокого презрения к человекам и ненависти к ним» 14 февраля 2016, 13:07 Слава Господу за эту встречу! Игорь Дутов 14 февраля 2016, 12:39 Если разделение произошло вследствии " человеческой слабости и греховности " , а не ревности о чистоте православия, то следовало бы деканонизировать святых произносивших анафему на католическую ересь. александр 14 февраля 2016, 11:40 Удивительно, что не высказался ни один наш батюшка. Очень сомневаюсь, чтобы большинство из них одобряли эту встречу. Эта встреча - не только начало раскола, это символ последних времен. Нина 14 февраля 2016, 11:10 Думаю,что Святейший ничего не делает без благословения Божия.Больше доверия,православные!А вот понтифик показал свою полную беспомощность - теперь католики должны быть в замешательстве.Такое впечатление,что он готов согласиться с представителем любой точки зрения лишь бы сохранить своё влияние.Потерялись они.Даже если только один из этих потерянных покается и придет к истинной вере,значит всё не зря.Ничего противоречащего Православию в этом документе не нашла.Слава Богу,мир всем,сил,здоровья и Божьего благословения Патриарху!!!

http://pravoslavie.ru/90630.html

До «перестройки» в СССР действовало 2 зарегистрированных религ. объединения буддистов: Иволгинский (Бурятия) и Агинский (Агинский Бурятский АО) дацаны. В 1988 г. буддийские общины были зарегистрированы в Калмыкии, Туве и Ленинграде. В 1991 г. из Центрального духовного управления буддистов (ЦДУБ, центр в Улан-Удэ) выделилось Объединение буддистов Калмыкии. Общее число буддийских общин в стране выросло до 16. По мере того как религ. орг-ции обретали права, они начинали отстаивать свои интересы во взаимоотношениях с гос. властью, что наиболее ярко выразилось в процессе разработки и принятия нового закона о свободе совести и религ. орг-циях. По поручению Политбюро ЦК КПСС работа над законопроектом велась с нач. 1988 г. в Совете по делам религий, в созданных им комиссиях и рабочих группах с участием представителей религ. орг-ций. Однако в мае 1989 г. в результате аппаратной борьбы председатель Совета по делам религий Харчев был заменен Ю. Н. Христорадновым, а подготовленный проект закона о свободе совести отклонен идеологической комиссией ЦК КПСС за излишние уступки религ. орг-циям. Дальнейшая работа над законом проходила в Верховном Совете СССР. На его весенней сессии 1990 г. законопроект был рассмотрен и возвращен на доработку. Отказ депутатов принять представленный вариант закона был во многом обусловлен позицией религ. орг-ций, прежде всего РПЦ. В работе парламентской комиссии над этим законопроектом активно участвовал Ленинградский и Новгородский митр. Алексий (Ридигер), избранный народным депутатом СССР от Фонда милосердия и здоровья. Состоявшийся после кончины Патриарха Пимена (3 мая 1990) Поместный Собор РПЦ 6-10 июня 1990 г. был первым в послевоенный период Собором, проходившим без вмешательства Совета по делам религий. Власти не оказывали влияния на процесс выборов нового Патриарха, к-рым был избран Ленинградский митр. Алексий. Большое внимание на Соборе уделялось вопросам взаимоотношений Церкви и гос-ва, в частности проекту закона о свободе совести. Законопроект предусматривал предоставление прав юридических лиц отдельным приходам, мон-рям, духовным учебным заведениям, управлениям и центрам, но не Церкви как единой, целостной религ. орг-ции. Собор указал на недопустимость подобного положения, фактически повторявшего дискриминационную в отношении Церкви позицию постановления ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях» 1929 г. Патриарх Алексий II довел до сведения Г. критическое отношение Церкви к проекту закона о религ. орг-циях, что способствовало достижению договоренности об участии представителей РПЦ и др. религ. объединений в дальнейшей работе над законопроектом.

http://pravenc.ru/text/Горбачёв.html

В полемике с современниками, зачастую воспринимавшими христианство лишь как учение (“Дело Христово в современном сознании как-то интеллектуализировано” (“О жизни в Церкви и о жизни церковной”) 33 ), архиепископ Иларион указывает прежде всего на необходимость для спасения принадлежности к богочеловеческому организму Церкви. Поэтому, говоря о спасении, он в большинстве случаев упоминает только о Церкви и о Боговоплощении: “Воплощением полагается начало спасения, и на основе воплощения создаётся Церковь , новое естество, при действии благодати исцеляющееся от греховного тления и достигающее в меру полного возраста Христа” (“Воплощение и Церковь ” 34 ). Спасительные действия и события, через которые Господь Иисус Христос совершил наше спасение, не были рассмотрены священномучеником Иларионом достаточно подробно. Всё дело нашего спасения, совершённого Господом нашим Иисусом Христом, владыка Иларион представляет как бы различными этапами Боговоплощения, продолжающегося в Церкви до Второго пришествия Христова: “Врата ада, сколько бы ни усиливались (katiscUsousi), не могут остановить процесса обновления твари, начало которому положено в воплощении и которое на основе воплощения продолжается в Церкви. Обновление твари будет совершаться последовательно и неизменно до тех пор, пока скажет Сидящий на престоле: се, творю все новое совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец ( Откр 21:5–6 )” (“Краеугольный камень Церкви” 35 ). Тем не менее архиепископ Иларион посвятил несколько своих работ крестной смерти и воскресению Спасителя, раскрывая своё понимание их смысла и значения для спасения. Раскрытие это совершается, как обычно, в экклезиологической перспективе. Чтобы лучше понять воззрения архиепископа Илариона на смысл и значение крестной смерти Спасителя, следует обратиться к творениям преподобного Максима Исповедника , богословие которого Владыка знал и высоко ценил 36 . Вопрос XXI из книги Преподобного “Вопросоответы к Фалассию” звучит следующим образом: “Что значит: Совлек начала и власти ( Кол 2:15 ) и далее? Каким же образом [Господь], рождённый без греха, был целиком облечён ими?” 37 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

80. Ответ на 78, Алекс: Вот болтун. Начал бы с ВПЗР Солженицына. Так свои же и затюкают. на личности переходить и людей обвинять в своих же алкогольных фантазиях - это и вся ваша " аналитика " ? Вы снова и снова расписываетесь в своей бессильной злобе и бесчестите тех, чьим именем подписываетесь. " Жить не по лжи " и " Как нам обустроить Россию " - алкогольные фантазии? Солженицын, вроде бы, алкоголиком не был. Тем страшнее, что неполживый так постарался сделать из России обрубок. Не были бы болтуном, предложили бы автору, в первую очередь, заповедник предателей обустроить памятниками и барельефами Солженицыну. Свою гниль он начал разводить ещё задолго до того, как объявили себя Горбачёв и Ельцин. 79. и людей обвинять в своих же алкогольных фантазиях А может, не в своих? 78. Ответ на 76, Потомок подданных Императора Николая II: Вот болтун. Начал бы с ВПЗР Солженицына. Так свои же и затюкают. на личности переходить и людей обвинять в своих же алкогольных фантазиях - это и вся ваша " аналитика " ? Вы снова и снова расписываетесь в своей бессильной злобе и бесчестите тех, чьим именем подписываетесь. 77. Ответ на 71, Константин В.: Да не будет никакого " руссомайдана " - и Слава Богу! А что так? Штыков нет? Стрелков не согласился на роль вождя? наши штыки сейчас на Донбассе. А что Стрелков? Кому он вождь? Парень сдулся еще в Славянске, когда наших ребят там бросил. Слава Богу - вышли, хоть и с боями, но без потерь. Кто за ним стоит - " сколько у него дивизий " ? Просветите, если знаете. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Сообщение для редакции Закрыть Закрыть В России родители убили своё дитя и засунули в мясорубку Всех пенсионеров России ошарашили нововведением: читать В Подмосковье коллеги избили и прострелили важный орган мужчине В майские праздники по всей России внесли сильные изменения Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/06/ch...

С. Л. Епифанович , основываясь на святоотеческом наследии, раскрывает смысл подобных высказываний следующим образом: «По учению преподобного Максима , Господь принял наши безукоризненные страсти по естественному усвоению, то есть вполне реально, как нечто свойственное Ему по естеству; укоризненные же страсти – по относительному усвоению (kat’ o„ke…wsin Кирилла Александрийского , для того Господь и допускал у Себя проявления различных страстей, чтобы их в Себе уничтожить: “как смерть не упразднилась бы, если бы Он не умер, так было бы и с каждою из плотских страстей: если бы Он не испытал страха, то и (наше) естество не освободилось бы от страха. Во Христе обнаруживались плотские страсти не для того, чтобы они затем могли иметь такую же силу, как и в нас, но для того, чтобы обнаруженное было упразднено силою присущего плоти Слова, по изменении естества на лучшее”. В данном случае речь идёт о естественной страсти – желании пищи после поста, и об укоризненной – искушении к плотскому удовольствию. Проявление первой реально в полной силе, проявление второй мыслимо только kat’ o„ke…wsin scetik " n, как условное допущение Господом из сострадания нам омерзительного сатанинского нападения на нашу немощь. Для Господа это – не Своё (по естеству присущее), а “наше” искушение, сострадательно Им усвояемое» 47 . Святоотеческие воззрения такого рода вполне соответствуют экклезиологической направленности, свойственной всем работам священномученика Илариона. Разбираемый отрывок из статьи “Вифлеем и Голгофа” не является исключением. Он и начинается словами: “На основе воплощения создаётся Церковь , этот общечеловеческий организм любви” 48 . Поэтому священномученик Иларион говорит здесь одновременно и о совершении нашего спасения Христом на Голгофе, и о спасении человечества во Христе, совершаемом в Церкви. Все эти рассуждения имеют своей целью показать связь крестной смерти Спасителя со спасением человека в Церкви. Связь эта в противовес юридической теории спасения понимается как органическая, имеющая непосредственное отношение к телу Христову – Церкви: “Дело Христа многими часто бессознательно представляется в превратном виде. Едва ли многие на вопрос: в чём сущность дела Христова, ответят: в том, что Он создал Церковь , создал в воплощении новое человечество. Такому ответу мало благоприятствует даже наше школьное богословие, которое изучают в семинариях. Там сущность дела Христова указывается в страдании за чужие грехи, за грехи всего человечества. А от страданий Христа перейти к Церкви как Телу Христову – очень трудно. Поневоле наше богословие умаляет значение Церкви, низводит её вслед за католиками до земного учреждения, организации под главенством иерархии” (“О жизни в Церкви и о жизни церковной” 49 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Андрей 8 августа 2021, 11:58 Если смысл жизни - демографический, то воздержание такое же отступление от божественного замысла, как и любая другая форма предохранения, монашество - грубейшее его попрание, а ЭКО, наоборот, способ его реализации. В свете авторского комментария, статья превращается в геополитическую агитку, а людям собственными силами без общественной и государственной поддержки предлагается решать глобальные проблема. Духовный же аспект статьи становится формой манипуляции религиозными чувствами человека. То ли кнут, то ли морковка. Ирина 8 августа 2021, 09:40 Тоже много размышляла над этим вопросом, и пришла к тем же выводам, что и автор (хотя много лет была иного мнения): что воздержание - единственный христианский метод контрацепции. Но это возможно ТОЛЬКО по обоюдному согласию, поэтому очень важно вступать в брак с человеком своей веры. Алла 8 августа 2021, 09:01 Андрей Горбачёв, если вы хотите, чтобы мы жили, как в старину, игнорируя достижения медицины в области предотвращения зачатия, давайте тогда позволим естественному отбору регулировать человеческую популяцию. Пусть выживают сильнейшие. Согласны? Андрей Горбачев 8 августа 2021, 02:25 (Продолжение:) Идя этим путем, мы объявляем невозможными к исполнению не только ветхозаветные заповеди, но и заповеди, данные Богом всему человечеству, а именно – заповедь деторождения. При этом мы называем себя христианами и говорим о христианской любви. Для начала нам нужно хотя бы перестать врать самим себе и назвать болезнь болезнью, а грех грехом. Если этого не произойдет в ближайшее время, мы станем хуже атеистов и язычников и исчезнем как народ. И большинство комментариев к статье подтверждают вероятность такого варианта. Андрей Горбачев 8 августа 2021, 02:24 Решаюсь написать несколько слов в ответ на комментарии, но поскольку их довольно много, и они столь разные, что, отвечая на них, можно написать еще одну статью, то ограничусь наиболее на мой взгляд существенным. Многодетность не является христианской добродетелью. Многодетность за редкими исключениями была нормой во всех обществах и в любых религиях и воспринималось как благословение свыше. Современному человеку, развращенному гуманизмом и расслабленному комфортом, любые трудности представляются недоразумением, которое нужно избежать. Это относится и к трудностям семейной жизни, в том числе - к деторождению. К сожалению, это мировоззрение мы вносим с собой в Церковь (продолжение следует).

http://pravoslavie.ru/140900.html

В итоге под занавес 1989 года Синод принял решение о созыве внеочередного Архиерейского Собора, посвящённого именно украинским бедам. И он состоялся в два последних дня января 1990-го. Страдалец Пимен председательствовал на нём. Перед самой смертью ему, а потом точно так же перед самой смертью и его преемнику пришлось расхлёбывать пересоленный и переперченный украинский борщ. На Соборе открыто прозвучало, что после предательской встречи Горбачёва с папой Иоанном-Павлом Войтылой украинская раскольничья церковь обрела законный статус и пошла в решительное наступление. Униатский архиепископ Владимир (Стернюк), доселе действовавший нелегально, вышел из подполья и требовал возвращения униатам всех храмов по состоянию на 1939 год, и местная власть поддерживала его, поскольку к власти уже пришли националистически настроенные политики. На требование Патриарха Пимена пресечь узаконивание раскольников на Украине генсек Горбачёв ответить не соизволил. В президиуме Собора между Патриархом Пименом и митрополитом Алексием сидел с недовольным видом Христораднов. Отделись Украинская Церковь, ему же меньше хлопот будет, вероятно, размышлял он, слушая взволнованные речи архиереев. Собор выработал обращение к правителям СССР и Украины с просьбой «способствовать немедленному прекращению актов насилия и беззакония со стороны униатских экстремистов, чтобы существующие проблемы в отношениях между православными и католиками восточного обряда на Западной Украине решались на основании закона, с учетом интересов и прав сторон, без какой-либо дискриминации и с уважением к договоренностям, выработанным в результате переговоров между Московским Патриархатом и Римо-католической Церковью». Горбачёву была направлена особая телеграмма с требованием вмешаться, хотя ясно было, что Михаилу Сергеевичу это до фонаря, ведь он отрадно кивал, хлопая влюблёнными глазами, только когда к нему обращались с просьбами лидеры «прогрессивного человечества». А папа Войтыла, являвшийся для генсека новым Ганди, только рад был раздувать на Украине национализм.

http://pravoslavie.ru/57900.html

И наконец, новая Россия. Господи, что только не говорится по поводу новой России. Мы стали делать акцент на правах человека, на правах людей, на человеческом достоинстве, на свободах. Разве можно это игнорировать и сказать, что все плохо? И мы обозначили эту эпоху словом «достоинство». P.S. Революции - суть коренные перевороты, смена общественного и гос. строя. Продолжаются не момент ( " взятие Зимнего " и т.п.), а многие годы. (Франц. рев. -1789 -1814, и ещё несколько рецидивов. Русская рев. - 1917-1938). " Цветные рев. " - не влекут никаих коренных ихменений, одномоментны и предают власть от одних групп " элиты " другим, практически всегда -ещё худшим). 40. Ответ на 39, Потомок подданных Императора Николая II: А спроси чем отличается красный мадан 1905, 1917 гг. от жовто-блакитного принципиально - в ответ можно услыщать будет примерно тоже самое, что и от маданутых - злобу, невменяемость и ругань. Вот опять свидомое тупое упорство у бело-коричневых. Ну ладно, пускай 1917 - майдан, а почему тогда снос памятника Дзержинскому не майдан? Тем более, что это точно майдан - и на площади, и КГБ не пикнуло, и в итоге ельцинскую конституцию американцы надиктовали. Но для бело-коричневых это какой надо майдан - выкинули " палача " , пришла " свобода " , стало возможно приватизировать " ничьё " , вывозить триллионы долларов в качестве дани за границу, чтобы олигархи в своё удовольствие на яхтах катались. Не вам, поклонникам фашистов и власовцев, про майданы тут рассказывать. После красного майдана 1917 года на Красной площади построили пирамиду с неким вождем мирового пролетариата, как фараоны в Египте. Собор Христа спасителя взорвали , хотели там исполинскую пирамиду построить с огромным идолом сверху, чтобы была больше чем пирамида Хеопса. ГОСПОДЬ не попустил такую бесовщину ! 39. Ответ на 37, р.Б.Алексий: А спроси чем отличается красный мадан 1905, 1917 гг. от жовто-блакитного принципиально - в ответ можно услыщать будет примерно тоже самое, что и от маданутых - злобу, невменяемость и ругань.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/04/28/go...

8. предистория Позиция РПЦ в дни существования Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП) некоторое время не была ясна обще-ственности из-за довольно продолжительного молчания. Когда российский президент Б. Н. Ельцин обратился через вице-президента А. В. Руцкого к Патриарху, тот заверил его устно о своей поддержке. Выпущенное 20.08.1991 г. «Заявление» Патриарха Алексия II не являлось горячим воз-званием в поддержку Горбачёва и Ельцина, а представляло осторожно сформулированный призыв избежать гражданской войны и воздержаться от пролития крови. В «Заявлении» говорилось также о необходимости услышать голос Горбачёва, удерживаемого в Крыму. В ночь с 20 на 21 августа Предстоятель составил «Обращение», в котором он настоятельно просил соотечественников прекратить начавшееся кровопролитие. Подав-ляющее большинство духовенства занимало выжидательную позицию, хо-тя среди защитников Белого Дома находилось несколько священников и монахинь. Впоследствии в адрес МП звучали упреки в том, что во время путча она была слишком пассивной, а некоторые из её иерархов (митро-полит Киевский Филарет, митрополит Волоколамский Питирим и др.) в той или иной степени симпатизировали ГКЧП. Митр. Питирима даже упрекали в том, что он, по некоторым сведениям, встречался с членом ГКЧП министром внутренних дел СССР Б. К. Пуго . Когда ГКЧП потерпел поражение, то Патриарх встал на сторону по-бедителей и уже 22 августа послал приветственную телеграмму в адрес президента РСФСР Б. Н. Ельцина с пожеланием «крепости сил и помощи Божией в несении ответственного президентского служения России и её народу» , а на следующий день обратился с «Посланием архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви», в котором заявил: «Коммунистическая идеология, как мы убеж-дены, никогда более уже не будет государственной в России. Она попыта-лась вновь силой навязать себя народу, но народом же была ненасиль-ственно отвергнута» . К. М. Харчев, знавший тайны отношений государства и РПЦ, дал исчерпывающую характеристику политического момента того времени, говоря о том, что морального авторитета у государства, которое строил Горбачёв, не стало, оно оказалось вынужденным идти и занимать его у Церкви, которая, почувствовав, что без неё обойтись нельзя, начала дик-товать свои условия, в первую очередь – материальные. Он отмечал: «Вы хоть раз слышали, чтобы церковь осудила растаскивание государства, «грабительскую приватизацию», денационализацию и развал предприя-тий? А распад СССР? Нет, она все это освятила и получила за это свою часть… А (Совет по делам религий – прим. авт.) потому и ликвидировали: это был контрольный орган, который не давал воровать… Когда идет приватизация, зачем тут контроль какого-то совета? И государство отка-залось от этого контроля, чтобы… дать церкви то, что она просила взамен своего благословения» .

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/06/so...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010