Оно должно было содействовать уравновешению двух крайних взглядов на отношение частей человеческой природы – духовной и физической. Представители аскетического, ультрамонашеского взгляда уничижали физическую природу человека, люди светские на ней главным образом сосредоточивали внимание; кому же было соглашать крайности, устанавливать гармонию, как не людям, представлявшим собой нечто среднее, полумонахов-полумирян? Один из таких людей, Пселл, высказывает следующий вполне христианский взгляд на предмет: «Знаю, что многие крайние мыслители (имеются в виду монахию. – Н.С.) ни во что ставят телесную красоту, уважают только лучшую и важнейшую часть природы, возвышенность ума, твердость мысли, благородство души, проницательность, постоянство и вообще качества, которыми украшается внутренний человек. Я же вот как полагаю и как думаю об этом. Если две половины, душа и тело, соперничают в красоте, душа выступает со своей доблестью, тело – со своим благообразием, то хотя бы соперники не были равносильны, но тело затмевало блеском душу, я отдаю пальму первенства душе с ее малой красотой перед телом с его большой красотой. Если же сравниваются между собой два человека, из которых один блистает душевными прелестями, но имеет неприятную наружность, а другой, при таких же душевных качествах, цветет еще телесной красотой, я признаю победу за этим последним. Хотя телесная красота представляется как бы излишней для душевной добродетели, однако же такое суждение приложимо только при рассмотрении обеих природ в отдельности; если же они соединены, то гармоническое их соединение лучше, чем преобладание одной стороны». 2697 Византийская наука и школы в XI веке 2698 В истории византийского образования XI в. был временем сравнительного процветания науки и школ. Византия в то время не считала своей задачей военную славу, государи ее, начиная с Константина VIII, преемника Василия Болгаробойцы, предпочитали мирные занятия воинским подвигам, и музы, безмолвствующие тогда, когда гремит оружие (inter arma silent musae), не оставались немы, коль скоро меч был вложен в ножны.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Эта мысль была хрестоматийно выражена в одном акте Парижских епископов от 1143 года: «Ведомо нам, что, согласно наказам Ветхого Завета и нынешнему закону церковному, над одними лишь королями и священниками совершается помазание священным миром. Подобает, следственно, чтобы те и другие, единственные из смертных, над кем миропомазание совершается, во главе народа Божиего стояли, блага мирские и духовные своим подданным доставляли, а также друг другу». Замечательно, что епископы признали за императором способность, как священника, доставлять подданным духовные дары, – красноречивый текст. Государь, помазанный при вхождении во власть, становился новым человеком, человеком перерожденным. Как и при пострижении в монашество, он умирал для старой жизни и начинал новую жизнь после миропомазания . Так считалось на Западе, эту традицию в XIII веке заимствовал и Восток, хотя по вполне политическим мотивам. Желая подтвердить, как минимум, свое равенство с латинскими императорами, сидевшими в захваченном крестоносцами Константинополе, византийские цари, полвека вынужденно находившиеся в Никее, переняли этот обряд. Но для нас важно подчеркнуть в данном случае, что это таинство дополнительно акцентировало внимание на священстве царя, сакральном характере его власти. А поскольку миропомазание совершалось и над императрицей, ее статус, таким образом, также принимал священнические черты – и, уж во всяком случае, признавался священным . Как Христос не отделим от Своей Матери, так и император немыслим без императрицы. Без нее он считался почти ущербным, не вписывавшимся в этикет византийского двора. А поскольку в Византии формы церемоний и почитаний василевса имели органическую связь с самим царским статусом, как неотделимые от него сегменты, нарушение этикета прямо или косвенно бросало тень на священный сан императора. Что было, конечно, недопустимо, если не находилось удовлетворительных объяснений. В частности, император Василий II Болгаробойца (976–1025) не удосужился подыскать себе супругу – пребывая день и ночь в заботе о Римском государстве, он не нашел для этого времени. Но то, что обществом негласно разрешалось императору, известному своим самопожертвованием и великими подвигами, не допускалось для среднестатистического василевса. Однажды дошло до того, что царь Лев VI Мудрый был вынужден венчать августой, то есть императрицей, свою малолетнюю дочь Анну от Зои Заутцы (сама супруга императора к тому времени уже скончалась, и он оставался вдовым), поскольку не мог устраивать царские приемы .

http://pravoslavie.ru/59983.html

Но Фока разрешил вопрос в свою пользу простым вероломством. Он предложил своему сопернику поделить империю полюбовно и, когда тот явился в лагерь противника для переговоров, схватил его и посадил в одну крепость. Фока один начал борьбу против законных императоров, сыновей Романа; летом 988 года он покорил большую часть Малой Азии и стоял на Босфоре, угрожая Константинополю, когда его успехи были остановлены – в начале 989 года; в апреле этого года он был разбит и потерял голову. После этого Варда Склир воротил себе свободу и еще раз взволновал восток, но уже не надолго. Убедившись в невозможности держаться против энергии Василия, старый ветеран явился в палатку молодого императора, сняв с себя порфиру, но забыв раздеть красную обувь; гневно взглянул на это Болгаробойца и отказался принять больного старика, поддерживаемого двумя прислужниками, прежде чем он снимет с своих ног красные символы императорской власти. Склир, повиновался, получил милостивую аудиенцию и даже приглашение сесть на одном ковре с императором. Он скоро умер 58 . В-третьих, оставляем в стороне южную Италию, в которой Греки должны были бороться с весны 976 года с сицилийскими Арабами, а потом защищать свои владения в Апулии и Калабрии против Оттона II, женатого на сестре императоров Василия и Константина, но стремившегося подчинить себе всю Италию. Византийская политика противопоставила немецкому оружию союз с Фатимидским халифом в Каире, и в июле 983 года Оттон II потерпел роковое поражение при Базентелло (в Калабрии, к югу от Cotrone) 60 . Правда, Византийцы скоро рассорились с своими союзниками, и в 987 году Сарацины взяли город св. Кириака и опустошили всю Калабрию; правда, в самом местном населении скоро вспыхнуло восстание, и Барийцы убили, в 986 г., своего катапана; но все-таки отсюда грозила наименьшая опасность. В числе иноплеменных пародов, нашествие которых было предсказано кометою Льва Диакона, мы можем подразумевать и парод русский. Наша начальная летопись, не обнаруживая близкого знакомства с положением Византии в 988 году и вообще не представляя в своем рассказе признаков современного событиям источника, не только говорит о враждебных действиях русского князя против империи, но и заставляет Владимира грозить Василию II взятием Константинополя, и без того угрожаемого ополчением Варды Фоки.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

620 Лев Диакон. История. М., 1988. С. 89–90; loannis Scylitzae Synopsis Historiarum/Rec. I. Thum. Berolini; Novi Eboraci, 1973. P. 332: Розен В.Р. Император Василий Болгаробойца. Извлечения из летописи Яхъи Антиохийского. СПб., 1885. С. 19–24; Михаил Пселл. Хронография. М., 1978. С. 10. 621 Poppe A. The Political Background of the Baptism of Rus’//Dumbarton Oaks Papers. 1976. V. 30. P. 232–235, 239–241. 623 Розен В. Р. Указ. соч. С. 9–18, 194–198, 217–219; Васильевский В. Г. К истории 976–986 гг.//Он же. Труды. СПб., 1909. Т. 2. С. 57–58. Текст см.: Лев Диакон. Указ. соч. С. 166, прим. 3. 625 Левченко М. В. Взаимоотношения Византии и Руси при Владимире//ВВ. 1953. Т. 7. С. 204; Poppe А. Op. cit. Р. 240–242. 626 Всеобщая история Степанова Таронского, Асохика по прозванию/Пер. Н. Эмин. М., 1864. С. 198–201. 628 Ioannis Scylitzae Op. cit. P. 336; Лев Диакон. Указ. соч. С. 90; Михаил Пселл. Указ. соч. С. 10; Розен В. Р. Указ. соч. С. 23–25; Всеобщая история... С. 179; Poppe А. Op. cit. Р. 235–237. 629 Ср. рекомендации по ночному штурму в трактате «Об устройстве лагеря», написанном в 986–991 гг. Здесь упоминаются и «верховые росы»: Два византийских военных трактата конца X в. СПб., 2002. С. 378–380. 635 Каждан А. П. Из истории византийской хронографии X в. 2. Источники Льва Диакона и Скилицы для истории третьей четверти X столетия//ВВ. 1962. Т. 20. С. 122–126. 636 У Степана Таронского сказано, что комета появилась в августе. См.: Всеобщая история... С. 179. Дата 27 июня, упомянутая у некоторых исследователей, в современных источниках не встречается. 638 Соболевский А. И. В каком году крестился св. Владимир?//ЖМНП. 1888. 6, июнь. С. 396–403. См. также: Брайчевский М. Ю. Утверждение христианства на Руси. Киев, 1989. С. 171–189; Карпов А.Ю. Владимир Святой. М., 2004. С. 174–250, 388–403; Толочко П. Володимир Святий. 1996. С. 90–94. 640 Никольский Н. К. «Повесть временных лет» как источник для истории начального периода русской письменности и культуры. Л., 1930; Шахматов А. А. Разыскания... С. 1–13.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Михайлова 2010 – Михайлова И. Б. И здесь сошлись все царства… Очерки по истории государева двора в России XVI в.: повседневная и праздничная культура, семантика этикета и обрядности. СПб., 2010. [Mikhailova I. B. I zdes’ soshlis’ vse tsarstva… Ocherki po istorii gosudareva dvora v Rossii XVI v.: povsednevnaia i prazdnichnaia kul’tura, semantika etiketa i obriadnosti (And here came together all the kingdoms… Essays on the history of the royal estate in Russia in XVI century: everyday and festive culture, etiquette and ritual semantics). Saint Petersburg, 2010.] Невярович 2004 – Невярович В. К. Благословенно царство… Церковные основы монархической идеи в России. СПб., 2004. [Neviarovich V. K. Blagoslovenno tsarstvo… Tserkovnye osnovy monarkhicheskoi idei v Rossii. (Blessed is the kingdom… Ecclesiastical foundations for monarchical ideas in Russia). Saint Petersburg, 2004.] Попов 2004 – Попов И. Н. Василий II Болгаробойца//ПЭ. 2004. т. 7. с. 102–105. [Popov I. N. Vasilii II Bolgaroboitsa (Basil II Bulgaroctonus)//Pravoslavnaia entsiklopediia (Orthodox Encyclopedia). Moscow, 2004. T. 7. P. 102–105.] Савва 1901 – Савва В. И. Московские цари и византийские василевсы. К вопросу о влиянии Византии на образование идеи царской власти московских государей. Харьков, 1901. [Savva V. I. Moskovskie tsari i vizantiiskie vasilevsy. K voprosu o vliianii Vizantii na obrazovanie idei tsarskoi vlasti moskovskikh gosudarei (Moscow tsars and Byzantine Basileis. On the problem of the influence of the Byzantine Empire in the emergence of the ideas of royal power Muscovite princes). Kharkov, 1901.] Сквирская 1993 – Сквирская Т. З. Плач и покаяние в древнерусских песнопениях. СПб, 1993. [Skvirskaia T. Z. Plach i pokaianie v drevnerusskikh pesnopeniiakh (Lament and repentance in Ancient Russian chants). Saint Petersburg, 1993.] Тихомиров 1894 – Царь как помазанник божий (Коронация русских царей)//Вера, царь, отечество/ред. К. Тихомиров. М., 1894. [Tsar’ kak pomazannik Bozhii (Koronatsiia russkikh tsarei) (The king as the anointed one of God (The Coronation of Russian tsars))//Vera, tsar’, otechestvo (Faith, Tsar, Fatherland)/Red. K. Tikhomirov. Moscow, 1894.]

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Возможно, что наши характерные рефлексы или двухцветные оттенки появились еще в древне-христианской живописи из антика, так как в древне-греческой живописи можно указать существование фиолетовых теней на светло-голубых одеждах. Но наиболее ясною и характерною становится эта форма в ранней и средневековой живописи Италии. Чтобы не ходить далеко, укажем в известной фреске Распятия, в ц. св. Марии Антиквы в Риме, голубой колобий Спасителя: в тенях голубой цвет передан сильно фиолетовым или даже розовым тоном. То же самое можем указать в разных мозаиках работы фамилии Косматов, в которых зеленые мантии имеют красно-коричневые тени. Со второй половины XIII столетия и затем в течение всего XIV века итальянская живопись представляет повсюду этот характерный признак. Мы переберем, в виде доказательства, фактические примеры этой фактуры, но предварительно считаем нужным остановиться на пункте об ее генетическом происхождении. Зная обширное поприще византийского влияния в Италии, должно, прежде всего, задаться вопросом: не составляет ли указанная техническая особенность результатом этого именно влияния, т. е. не была ли эта особенность в византийском искусстве. Дело в том, что если бы это обстоятельство подтвердилось исторически, то существование этой особенности в итало-критской иконописи было бы натуральнее относить к греческим образцам, которые должны были быть ближе к грекам, ее руководителям, чем к самой итальянской живописи. С этою целью я просмотрел в оригинале весь кодекс (gr. 1613) Ватиканского Минология имп. Василия II Болгаробойцы (976–1025), в котором, как известно, сосредоточены все технические свойства и достоинства византийского искусства лучшей эпохи 69 . В результате этого осмотра, считаю возможным удостоверить, что в этом кодексе особенность эта нигде не замечается и что напротив того, несмотря на всю кажущуюся разницу, разнообразные миниатюры этого кодекса не выступают нисколько из обычных технических рамок византийского искусства. Здесь, как и во всем византийском искусстве, не исключая мозаик, основным техническим приемом являются так называемые блики или пробела, т. е. высветление в светлых местах основного цвета смешением его с белилами; крайнею степенью блика является наложение прямо белил. Отсюда происходит, как известно, общее впечатление полутонов, чего-то утонченного, цвета и краски, потушенной или погашенной, по нашему, – господство бледных полутонов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Греческий стал государственным и церковным языком и получил значение национального языка. Благодаря умелой пропаганде эллинской культуры и замечательному искусству щадить и ассимилировать побежденные народы, Византийское государство наложило общий отпечаток на те разнородные элементы, из которых оно состояло. И это, по справедливому замечанию известного исследователя, лучше всего свидетельствует о жизненности и могуществе Византийской империи. Вследствие распространения Православия и умения Восточной Церкви одерживать культурные победы над странами, завоеванными оружием, чиновничество смогло сблизить и смешать все расы и нации, которыми единодержавно управлял Римский царь. При Василии II государственное управление стало поистине могущественным остовом, поддерживавшим Византийскую империю и делавшим ее однородным и крепким организмом 662 . Рядом с победоносной Болгарской войной стоят победы императора в Сирии и на Кавказе. Надо сказать, что восточная политика Василия II по ясности задач и обдуманности своевременно и систематически проведенных военных и дипломатических мероприятий также замечательно характеризует государственный ум и военный талант этого яркого представителя Македонской династии 663 . Несмотря на прежние завоевания византийцев, Алеппо и Дамаск продолжали оставаться стратегическими базами мусульман. Дамасский эмир Бакджур (983–991) попытался отложиться от Фатимидов, правящих в Египте, но потерпел поражение, смирился и в награду получил от них права на город Алеппо. Тогда Саад-ад-Даул уведомил императора о происках своего конкурента и убедил начать кампанию против Бакджура. Дука Антиохии Михаил Вурца выступил в поход и 25 апреля 991 г. Бакджур был разбит, а затем попал в плен. К этому времени сам несчастный Саад-ад-Даул уже скончался, а его сын Саид-ад-Даул Шариф (991–1002) не имел никаких сил противостоять египетским Фатимидам. Он во всем доверился своему полководцу Лулу, а тот предался в руки византийцам, чьей помощью единственно и существовал он сам и его господин.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но при всех своих достижениях и успехах Лотарь не сумел закрепить за собой Лотарингию – цель всех его борений с Оттоном II. А активность одного из сильнейших представителей семьи Робертинов – Гуго Капета (940–996), графа Парижа, будущего родоначальника великой династии Капетингов, вынудила его заключить тайный договор с Западным императором в июне 980 г. на не самых выгодных для себя условиях 676 . Затем Оттон II собрал в Риме представителей французской, итальянской и германской знати; среди его сподвижников оказался даже будущий папа Сильвестр II (999–1003), с которым их связывали прошлые теплые отношения. Правда, до открытых столкновений дело еще не дошло, но ни у кого сомнений в истинных целях военных приготовлений короля не оставалось 677 . Между тем известия о тайных договоренностях короля Лотаря с императором стали распространяться в кругу франкской знати, что вызвало сильное раздражение и недовольство Каролингом. Этим воспользовался Гуго Капет, повсеместно рассказывавший, будто все победы, одержанные над Оттоном II, принадлежат ему, а королю – лишь поражения. А затем отъехал в Рим, где имел тайное свидание с императором, следствием которого стал новый мирный договор (разумеется, тайный) между ними, перечеркнувший былые договоренности Оттона II с Лотарем. Впрочем, и тот внезапно получил шанс расширить свое могущество, женив сына, Людовика V, на вдове герцога Аквитании Аделаиде. Но молодой принц вовсе не стремился стать помощником своему отцу, и уже в скором времени своим безрассудным поведением и транжирством резко ослабил авторитет Каролингов в Аквитании. Вероятно, участь последних представителей славной династии Карла Великого была бы еще печальнее, если бы не некоторые события, внезапно многое изменившие в ходе дел на Западе 678 . Несмотря на все ранее заключенные с греками договоры, цели германцев были далекими: они хотели укрепиться в Южной Италии, опираясь на поддержку старых, испытанных союзников – герцогов Капуи и Беневента, и распространить свое влияние на других Лангобардских князей. А этого можно было достичь, лишь покончив с грабительскими операциями сарацин из Сицилии. Однако на этом пути Оттона II ждало горькое разочарование. Чем далее он продвигался на юг Италии, тем более менялись предпочтения и симпатии местных князей. В отличие от Византии, имевшей с Южной Италией давние политические и духовные связи, Восточно-Франкское королевство выглядело прямым захватчиком, посягателем на исторические права и прерогативы итальянских городов. Поэтому в ответ на германские амбиции граждане Салерно вступили в отношения с патрикием Амальфи и признали над собой власть Византийского императора. Их примеру последовал сам Беневент, герцог которого Пандульф I (961–981) незадолго перед этим умер. Они сместили его сына Пандульфа II (981–1014) и отказались подчиняться германским чиновникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как рассказывают, впечатление от речи было таково, что сами горожане тут же на месте умертвили двух зачинщиков предыдущего восстания. Но вскоре начались новые волнения, и императору вместе с папой Сильвестром II пришлось спешно покидать Рим 697 . Ситуация осложнялась тем, что постепенно помимо Германии образовался новый центр в Париже, поскольку в головах современников доминирующее положение занимала уже идея восстановления не Священной Римской империи, а Империи Карла Великого, поскольку без второго условия невозможен и первый результат. А потомки по прямой линии сохранились не в Германии, а во Франции. Потому некий автор того времени и писал жене короля Людовика IV Заморского (936–954) Гербере: «Королевство римлян большей частью уничтожено, но поскольку существуют короли Франции, которые должны держать Римскую империю, достоинство Римской империи целиком не погибло. Оно живет в них». Отдавая себе отчет в могуществе Оттонов, короли Западно-Франкского государства (Франции) не шли на прямую конфронтацию, но начали постепенно налаживать свои собственные отношения с Римским престолом. В свою очередь Оттоны никогда не считали правителей Франции своими вассалами. Во всей Европе был только один король, который разговаривал на равных с императором, – король Франции. И пока короли Германии воевали с папами в те минуты, когда в эпоху слабых понтификов внезапно появлялись лица, желавшие избавиться от императорской опеки, короли Франции неизменно стояли в стороне, никак не вмешиваясь в схватку титанов. Проявления этого тройственного противостояния мы увидим по мере повествования еще не раз 698 . Сломленный морально, Западный император вынашивал новые, не менее грандиозные планы. Но для их реализации следовало успокоить Италию. Собрав в очередной раз войско, Оттон III отправился осенью 1001 г. в Рим, но, не достигнув его, умер в возрасте 22лет 24 января 1002 г. В результате все, что было достигнуто Оттоном I Великим, рассеялось как дым 699 . Сразу же после его смерти королем Италии тут же был избран Ардуин Иврейский (1002–1014), которого в 1004 г. архиепископ Арнульф Миланский короновал короной Лангобардских королей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Правда, для того, чтобы реализовать договоренности, нужно было решить несколько тонких дипломатических задач. Территории, на которые претендовал папа, принадлежали Византии вне зависимости от того, признавал этот факт Западный император или нет. Попытка использовать недавнее противостояние византийцев с лангобардами под эгидой защиты последних от «агрессии» также не получалась. Но когда 15 июня 1021 г. греки под руководством того же катепана Василия овладели важной крепостью на реке Гарильяно, германец отбросил в сторону сомнения и дипломатический этикет. В конце 1021 г. германская армия во главе с королем Генрихом II численностью 60 тыс. воинов предприняла поход в Италию. Официально целью его являлась защита итальянских городов от сарацин, но на самом деле германцы желали привести в повиновение города Южной Италии. Они жестоко покарали недавних союзников Византии: те были или казнены, или пленены, а затем отправлены в темницы Германии. Но самое главное – германцам так и не удалось взять важнейшую крепость византийцев Трою, лишь 4 года тому назад возведенную Василием Бугианом. Простояв несколько месяцев под стенами крепости, германская армия бесславно отправилась восвояси, грабя все вокруг. Только смерть Генриха II 13 июля 1024 г. остановила этот узаконенный разбой 711 . Кончина Генриха II означала крах германской экспансии в Италии. Жители Павии сожгли королевский дворец, а итальянцы направили своих представителей к Французскому королю Роберту II Благочестивому с предложением принять Итальянскую корону. Но тот, имея множество врагов у себя на родине, благоразумно отказался. Тогда предложение адресовали Аквитанскому герцогу Гильому V Великому (995–1030). Тот специально съездил в Италию, убедился, что немедленное принятие предложения не даст ему ничего хорошего, и для начала сколотил коалицию против германцев. Чуть позже, хотя и не без колебаний, к нему примкнул и Французский король (или, как тогда говорили, король Западно-Франкского королевства) Роберт II Благочестивый.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010