Надо сказать, что, несмотря на свой жесткий характер, царь Василий II пощадил бунтовщиков. Исключение составил Антиохийский патриарх Агапий (977–995), письма которого были обнаружены в сундуке мятежного полководца. В них архиерей, забыв ранее данные царю обещания и его милости, открыто высказывался в поддержку восстания. За это Василий II низверг его с архиерейской кафедры и отправил в ссылку 641 . Испуг пришлось пережить и бывшим союзникам мятежников. Давид III Великий (994–1001), царь Тао-Кларджети (Юго-Западная Грузия), испугался последствий своей измены и срочно просил пощады, отмечая в послании к императору, что стар, не имеет наследника и вообще готов присоединить Грузию к Византийской империи. Император согласился, наградил грузина титулом куропалата и считал теперь его страну своей 642 . В ближайшие за этими событиями годы Василий II решил воплотить в жизнь советы «последнего из могикан» уходящей эпохи. Изверившийся в добрых нравах, он отныне решил все делать самостоятельно, никому ни в чем не доверяя. Царь совершенно отказался от советников, как реалист и солдат испытывая искреннюю неприязнь к «ученым» людям, хотя предпринимал шаги по развитию просвещения в Византийской империи. Население он обложил тяжелыми податями и налогами, не делая никаких различий между знатными и простыми семьями. Убедившись на недавних примерах, что аристократия, и особенно военная аристократия, представляет собой потенциальных противников царской власти, мало заботящихся о государственном благе, он продолжил мероприятия своих царственных предшественников по ограничению ее могущества и богатства. «Неужели мы не окажем сопротивления, – восклицал Василий II в своем законе, – замыслам этих людей? Неужели мы оставим в их руках имущество бедняков, которых они бесчестно ограбили?» Он без колебаний объявил войну непокорным «властителям», чтобы устранить возникшую для целостности Римского государства опасность. Как справедливо полагают, «во всей социальной истории Византии эта борьба X века, вероятно, была самым значительным явлением» 643 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Самуил обратился к Папе Римскому ГpuropuюV, и тот пожаловал ему титул Императора болгар Боевые действия между болгарами и ромеями продолжались с тех пор из года в год, с перерывами на зимнее время. Болгария, располагавшая значительно меньшими ресурсами, в конце концов подорвала свою способность сопротивляться. Окончательный исход противостояния пришелся на 1014 г. 29 июля состоялось решающее сражение в Кампулунгском ущелье в Родопах, в котором ромейским войском командовал сам Император Василий. По приказу Самуила там были возведены мощные укрепления, которые несколько раз были безуспешно атакованы ромеями. Но военачальник Никифор Ксифий с отрядом воинов сумел прорваться в обнаруженном им уязвимом месте и ударил по болгарам с тыла. Тем самым исход сражения был решен. Тысячи болгарских воинов пали в этой битве. Рискуя жизнью, царский сын Гавриил Радомир помог отцу выбраться из лагеря, и они вместе добрались до Прилепской крепости. 15 тысяч болгар были захвачены в плен и по приказу Императора Василия II, прозванного после этой победы Булгароктоном (Болгаробойцей), ослеплены. Полтораста пленникам оставлено было по одному глазу, чтобы они могли, как поводыри, отвести каждый по сотне слепцов к Царю Самуилу в Прилеп. Когда Самуил увидел нескончаемую вереницу приведенных к нему своих ослепленных воинов, с ним случился удар, после которого он не смог оправиться, скончавшись в октябре 1014 г. Когда Самуил увидел своих ослепленных воинов, с ним случился удар Царский престол перешел к единственному сыну Самуила Гавриилу Радомиру. 15 октября он был венчан на царство Патриархом Филиппом. В ту пору ему было уже более 50 лет. Столицей царства при нем стал город Битола, откуда его власть распространялась на северо-запад Македонии и на горный массив близ Адриатики, где большинство жителей составляли албанцы. Император Василий, узнав о смерти Самуила, попытался взять Битолу, но ему не удалось овладеть Битольской крепостью, и ромеи отступили, по пути захватив Прилеп. Находясь в Салониках, Василий Болгаробойца получил послание от Царя Гавриила, в котором тот изъявлял готовность признать верховную власть Императора ромеев, сохранив автономию Болгарского государства, но Василий не ответил на мирное предложение, решив добить Болгарию.

http://pravoslavie.ru/153693.html

Сарацины Сицилии, находившиеся в вассальной зависимости от Египетского халифа, зачастую пренебрегали соглашениями своих патронов с Римскими императорами и беспощадно грабили земли Апулии и Калабрии. Стратиг фемы Лангобардии был вынужден своими средствами за счет местного фемного ополчения отбивать их атаки, не очень надеясь на помощь союзников-германцев. Те были заняты своими делами, и зять Василия II император Оттон II только в 980 г. сумел посетить Италию и Рим. Тем не менее германская политика по присоединению заветного полуострова к своим владениям была столь же вредна для самой Германии, как и для Византии, старавшейся удержать свои южноитальянские владения. Амбиции Западных императоров приводили к постепенной изоляции Италии от обеих империй, а также к полной анархии в самом Риме. Не только в Византии самодержавной власти пришлось пережить минуты смертельного противостояния с аристократами; нечто подобное происходило и на Западе. Смерть великого Оттона I породила множество попыток обрести независимость со стороны немецких и лотарингских сеньоров. И то обстоятельство, что король Западно-Франкского королевства Лотарь (965–986) и император Оттон II Рыжий приходились друг другу родственниками (франк был женат на дочери императрицы Аделаиды от ее первого мужа Лотаря, Итальянского короля), ничего не значило. Недолго думая француз решил взять в плен царственного кузена, который намеревался вместе с беременной императрицей Феофано прибыть в Ахен. Разумеется, Робертины, владевшие Парижем, поддержали его, и вскоре французская армия стояла неподалеку от города. Когда об этом донесли Оттону II, тот не поверил, вскочил на коня и лично отправился на рекогносцировку. Конечно, он не имел возможности собрать в короткое время достаточно войска, чтобы отразить угрозу, зато успел покинуть Ахен вместе с женой и двором. Ворвавшиеся в город французские солдаты застали столы с дымящейся едой, предназначенной для царственных особ. Раздосадованный Лотарь попытался взять на обратном пути Менц, но и это дело у него не получилось. Тем временем, призвав своих вассалов, Оттон II собрал армию численностью 30 тыс. человек – великая по тем временам сила – и вторгся на территорию Франции. Лотарь, распустивший к тому времени свою армию, ничего не мог ему противопоставить, вынужденно скрываясь за стенами Парижа. Но тут ему на помощь пришел герцог Бургундии Генрих (965–1002), также принадлежащий к династии Робертинов, и теперь уже Оттону II Рыжему пришлось срочно отступать, едва не подвергнув свою армию смертельному риску, – вследствие половодья реки разлились, а потому переправа была чрезвычайно сложна. В результате император потерял часть своего обоза, сгинувшего в водах реки Аксоны, и довольно много солдат, пораженных инфекционным заболеванием 674 . Обе стороны приписывали победу себе, а тем временем Лотарь, опасаясь происков конкурентов, решил венчать на королевство своего 13-летнего сына Людовика V Ленивого (979–987), что и произошло в Реймсе 8 июня 979 г. 675

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Папа Бенедикт VIII, с тревогой следивший за успехами греков, обратился с настоятельной просьбой к германцам остановить Василия Бугиана. К слову сказать, этот папа, презрев канонические правила, в 1016 г., собрав флот, лично повел его против сарацин, одержав блистательную победу в Ломбардии. Примечательно, что после этого сражения вождь арабов прислал папе мешок, полный каштанов, а его посол передал понтифику, что в следующем году арабы числом не менее того, какое есть в мешке каштанов, высадятся в Италии, дабы отомстить за поражение. В ответ этот папа, явно не страдающий отсутствием храбрости, передал послу мешок с просом, говоря: «Пусть приходят во второй раз, но пусть знают, что они найдут здесь столько же облаченных в доспехи рыцарей или даже более того, сколько здесь зерен» 707 . Теперь же, в 1020 г., он отправился к Западному императору Генриху II Святому в город Бамберг с просьбой урезонить «зарвавшихся греков». Папа настолько понравился германцу, что тот в знак признательности выдал понтифику грамоту, в которой утвердил за папами все старые владения, ранее отобранные Оттоном III 708 . Следует сказать, что вообще новый император Запада был совершенно равнодушен к идее восстановления Священной Римской империи и испытывал очевидную симпатию к папской доктрине, всячески укрепляя положение понтификов в Риме и Италии 709 . О нем говорили, что король полностью заслужил свое прозвище, но едва ли заслуживал канонизации. Погруженный исключительно в вопросы Церкви и благочестия, он стал послушным орудием в руках папы, о котором недвусмысленно говорили, будто их с Генрихом II следовало поменять местами. Вместо идеи восстановления Священной Римской империи Генрих II провозгласил новый девиз восстановления Франкского королевства. Прекрасно понимая все выгоды политики Оттона I Великого, Генрих II вскоре восстановил епископальную систему, получив немецких архиереев в качестве верных проводников своей политики. Конечно, союз с папой органично входил в его планы 710 . Генрих II пошел навстречу желаниям Бенедикта VIII, и антивизантийское соглашение было без труда заключено.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В числе последних опять выступают вперед особенно заметным образом первоначально вольные и владевшие землей крестьяне общинники, которые в полном общинном составе попали под власть или добровольно поддались под покровительство какого-нибудь сильного человека. Это случалось частью вследствие большой нужды, как например, во время голода и мора, свирепствовавших в 927–933-х годах, 75 частью вследствие постепенного расширения монастырского и церковного землевладения, чему разительные и поучительные примеры, можно найти в упомянутых нами актах трех византийских монастырей, частью, наконец, вследствие императорских пожалований и появившейся уже в XI веке системы кормлений или проний (πρνοια). Основанные, таким образом, зависимые отношения напоминают отчасти доюстиниановский патронат (patrocinium). При своем происхождении они могли быть весьма разнообразны, соответственно различию обстоятельств, их вызвавших; но те из этих отношений, которые удержались, на долгое время и приобретали прочность, все более делались похожими на обыкновенные отношения крестьян к своим господам или помещикам. Является на сцену десятина (δεκτη), платимая господину, и пастбищное (ννμιον). 76 Что касается крестьян, обрабатывавших чужую землю, то теперь, при Македонской династии, было принято и признано такое правило, что крестьянине, просидевши на владельческой земле законный срок давности, – как сам не может сойти с неё по произволу, так не может быть и согнан с неё собственником. При таком положении представлялось естественным признать за крестьянином также некоторое право на ту землю, на которой он водворился, признать известным образом собственность подчиненную. (nutzbares Eigenthum) рядом с верховной собственностью помещика. Следы такого воззрения находятся уже в Земледельческом законе, если только те статьи, которые позволяют крестьянам меняться своими участками, относятся к крестьянам-мортитам, обрабатывавшим чужие земли. Совершенно определенно высказал такой взгляд Евстафий Римлянин (Eustathius Romanus), как мы узнаем из сборника, составленного его почитателем: «Если окажется, что парики беспрерывно обрабатывали свои участки и платили оброк (аренду) в продолжение тридцати лет, то господин не имеет права согнать их. Ибо они являются как бы господами этих участков, вследствие долговременного пользования, хотя и обязаны платить оброк. Он (то есть Евстафий) сказал это, услышав, что покойный император кир Василий (Болгаробойца, 975–1025 гг.) часто сгонял своих париков». 77

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

видели все реже и реже. Мануил I еще раздавал деньги горожанам после похода и делал дары церкви (по две номисмы на дом горожанина, а св. Софии сразу два кентинария, т. е. 14400 монет), называя дар " второй номисмой " (он был, видимо, половиной всей доли казны). Во время похода в Италию его воины взяли так много скота, что за один статир (номисму?) продавались десять быков или 130 овец. Но победы в XII столетии вообще были редкостью. Чаще не ромеи, а враги брали добычу, вторгаясь в земли империи. Одним из главных видов добычи были пленные (как воины, так и мирные жители). Византийцы специально захватывали с собой в поход веревки и ремни, чтобы вязать пленных. Никифор Уран, разбив войско Самуила на Сперхее в Греции, пригнал в столицу 12 тыс. пленных. Анна Комнин высказывает убеждение, что не покупной или родившийся в неволе, а раб-пленник лучше других рабов умеет повиноваться. Видимо, такой раб, не зная языка, обычаев и нравов господ, имел больше оснований бояться за свою жизнь. Он был новичок в своем рабском состоянии и жил в сплошном враждебном окружении. Византийцы нередко уже в Х в. сохраняли жизнь пленным не только для того чтобы превратить их в рабов, но и для того чтобы обменять их на ромеев, попавших в плен. В Малой Азии обмен происходил обычно на реке Ламусе. Участь пленных порой зависела от характера василевса. Константин V в 764 г. передал взятых им болгарских пленников для уничтожения в руки членов димов — цирковых партий. Василий II проявлял к пленным в ходе военной кампании необычайную жестокость, стремясь воздействовать на врагов устрашением. Отправив одного пленного араба к его эмиру с вестью о поражении, Василий II приказал отрубить ему руки, уши и нос. Во время завоевательных походов в Болгарию Василий Болгаробойца не брал пленных (за исключением знатных лиц) — он предпочитал уничтожать или ослеплять их. После битвы у горы Беласица в 1014 г. он ослепил 14 тыс. воинов Самуила и отправил их обратно, оставив на каждую сотню ослепленных по одному одноглазому поводырю. Во время походов против арабов этот василевс сжигал заживо или душил дымом искавших спасение в пещерах разбитых арабских воинов и мирных жителей. Анна Комнин рассказывает о страшном и странном ритуале: византийские воины варили в котлах новорожденных турецких младенцев, отобранных у взятых в плен матерей, и окропляли этой водой правую руку. В 1091 г. в конце апреля ромеи с помощью половцев наголову разгромили орду печенегов близ Эноса. Было взято множество пленных — не только воинов, но и женщин и детей. Почти по 30 связанных пленников приходилось на каждого ромея-воина. Ночью византийцы перебили всех пленных, поразив жестокостью своих союзников-половцев, которые в ужасе, не ожидая полагающихся им наград за помощь, бежали на север, к своим кочевьям.

http://sedmitza.ru/text/538365.html

А.М. Величко L. Император Константин VIII (1025–1028) Глава 1. Хранитель государственных традиций. Поиск преемника Смерть Василия II имела для Византии тяжелые последствия. Система государственного управления, ориентированная на общее благо, созданная руками нескольких сильных и мудрых василевсов, в слабых руках их преемников начала давать сбой. Императорская власть перестала быть самодержавной и стала орудием той или иной аристократической группировки. Теперь речь шла лишь о том, кто именно – военные аристократы или земельные олигархи – возьмет власть в свои руки. И это внутреннее обстоятельство проявилось вовне в резком и скором упадке военной мощи Римского государства и экономических кризисах. Очень скоро в этом всем предстояло убедиться на конкретных примерах 715 . После смерти Василия II Болгаробойцы власть в Римском государстве взял в свои руки его царственный брат 70-летний Константин VIII . Едва ли он готовил себя к этой священной миссии, проводя все предыдущие годы по большей части в праздности и развлечениях – в годы правления старшего брата Константин даже боялся подумать о том, что станет под конец жизни василевсом. Но судьба, как видим, сложилась иначе. Внешне он был очень высокого роста, невероятно силен и ловок. Константин VIII метко стрелял из лука и бросал копье, владел искусством боя на мечах, прекрасно ездил верхом. Как говорили, этот «раб желудка и любовных желаний», любивший ристания, охоту, игру в кости и шашки, легко переносил зной, холод и голод, если к этому вынуждали обстоятельства. Впрочем, он не выносил, когда ему поддавались, и требовал, чтобы соперник состязался с ним в полную силу. Под старость у него открылась болезнь суставов (по-видимому, подагра), и императору было очень тяжело передвигаться на ногах. И, не желая демонстрировать свои физические слабости, Константин VIII предпочитал передвигаться верхом на коне, очень уверенно держась в седле. Хотя едва ли императора можно было отнести к кабинетным ученым, тем не менее он не был чужд науке и любил покровительствовать просвещению. Сам царь был довольно образованным человеком, прекрасно владел риторикой и признавался прекрасным оратором. Ведя переписку с другими лицами, он диктовал свои послания очень быстро, как заранее приготовленный текст, и писцы испытывали немалые трудности, пытаясь поспеть за речью царя 716 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

д. 48 Стр. 66. И призваша я царя Василий и Костянтинъ… – Императоры-сопровители: Василий II Болгаробойца (976–1025) и его брат Константин VIII (976–1028). 49 Стр. 74. Иде Володимиръ на Хорваты. – О том, кто такие эти хорваты, см. прим. на стр. 701–702. 51 Латки – глиняные сковороды с высокими краями и полой ручкой, в которую при посадке в печь и при вынимании из печи вставлялась палка. Употреблялись обычно для жарения и печенья. 52 Корчаги – в древней Руси употреблялись обычно для хранения вина. Это были большие глиняные сосуды с одной или двумя ручками. 53 Стр. 82. …вложити рубль въ уста… – Рубль – обрубок какого-либо металла. По-видимому, Янь давал этим понять волхвам, что они приговорены к смерти, так как рубль в некоторых случаях вкладывался в рот покойнику. 54 Придоша Святополкъ, и Володимеръ, и Давыдъ Игоревичъ, и Василко Ростиславичъ, и Давыдъ Святославичъ, и брат его Олегъ… – Этими словами начинается обширное и связное историческое повествование, в центре которого стоит злополучная судьба Василька Ростиславича. По-видимому, оно представляло собой отдельное сказание и лишь вставлено летописцем в свой труд. Автор сказания говорит о себе в первом лице. Это некто Василий, выполнявший дипломатические поручения и составивший свое сказание отчасти со слов самого Василька Ростпславича. Во всяком случае, никто, кроме самого Василька, не мог указать Василию с такою точностью обстоятельства ослепления и эпизод в пути с окровавленной сорочкой Василька. 55 …и сняшася Любячи… – По-видимому, речь идет не о городе Любече близ Чернигова, а о поселке около Киева на левом берегу Днепра у озера Подлюбского. 59 Стр. 92. Василъевъ – ныне Васильков, город южнее Киева. Впоследствии родители Феодосия переехали в Курск. 60 …Феодосиемъ того порицаешь. – В переводе с греческого «Феодосий» означает – данный, посвященный Богу. 61 Стр. 94. … пастуха… словесныхъ овьць… – Традиционные в древнерусской книжности метафоры: священник, игумен – «пастух», «пастырь»; прихожане или монахи – «стадо», «словесные (то есть разумные) овцы».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/izborn...

Примечательно, что сразу после поражения Склира патриарх Антоний тут же добровольно оставил свой престол, что только подтверждало опасения Василия II о его прямом участии в апостасии. На его место императором был поставлен Николай II Хрисоверг (979–981). Тем временем Варда Фока с триумфом вернулся в Константинополь и дальше продолжал верно служить Римской империи. Василевс очень высоко оценил его полководческие таланты и, освободив от монашеского послушания, поставил во главе армии, воюющей в Сирии. Там наследник Сейф-ад-Даула Сад-ад-Даул Шариф (967–991) вернул себе родительскую вотчину город Алеппо. Араб попытался заключить вассальные союзы с более могущественными мусульманскими правителями, но это не помогло ему. 2 ноября 981 г. римская армия во главе с Вардой Фокой подошла к стенам Алеппо и 1 декабря этого же года нанесла Шарифу тяжелое поражение – тот немедленно признал над собой власть Византийского императора и обязался выплачивать дань 624 . Казалось бы, теперь мир и спокойствие должны вернуться в Византию. Однако, как известно, в людях мало постоянства, да и подозрительность Василия II, небеспричинно глубоко укоренившаяся в его сердце еще с детства, сыграла свою роль. В скором времени он стал ревновать паракимомена Василия к своей власти. Ему казалось, что теперь, когда он вышел из юности и стал самодержавным василевсом, опека паракимомена не только обременительна, но и подозрительна. К тому же, как обычно, придворный мир, полный слухов, противоречий и интриг, настойчиво формировал убеждение у императора, будто бы сановник излишне щедр к отдельным лицам и таким способом втайне от царя формирует собственную партию. В этом не было ничего необычного: идея «общего блага» имела в Византии столь многочисленные интерпретации, а вариативность оснований занятия императорского престола столь безгранична, что смело можно было допустить, будто паракимомен Василий готовит Римской империи нового василевса. Царь встревожился: рядом с ним находились две очень сильных личности – Варда и паракимомен Василий, союз которых, несмотря на взаимную ненависть, был не невозможен. А это несло смертельную опасность. Недолго думая, даже не пытаясь смягчить удар, он с юношеской решимостью и категоричностью неожиданно объявил в 985 г. ошеломленному паракимомену Василию об отставке. Несчастного вельможу посадили на корабль, который тотчас отчалил от берега и направился к месту его ссылки. Так, некогда первый сановник Римской империи, заканчивал жизнь в небытии и забвении. Василий не выдержал такого поворота судьбы и, оставленный всеми, вскоре умер.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мы говорим об известиях арабских писателей Аль-Макина и Ибн-аль-Атира. В особенности первое имеет капитальное значение и заключается в следующем: «и взбунтовался открыто Варда Фока и приглашал людей признать его за царя и владел всеми землями греков до берега моря. И стало важным дело его и боялся его Василий боязнию великою. И истощились богатства его и побудила его нужда вступить в переписку с царём руссов, они же были его врагами, и он просил у него помощи. И царь руссов согласился на это и просил свойства с ним. И женился царь руссов на сестре Василия, царя греков, после того, как он поставил условием принятие христианства и отправил к нему митрополитов, которые обратили в христианство его и весь народ его. – И отправился царь руссов со всеми войсками своими к услугам царя Василия и соединился с ним. И они оба сговорились пойти навстречу Варде Фоке и отправились на него сушей и морем и обратили его в бегство». Арабская традиция значительно расширяет кругозор наш на крещение Руси и показывает, в какой степени скудны русские известия и в каком направлении следует ждать и желать их пополнения. Поход на Корсунь ясно мотивируется политическими целями, что и соответствует действительному положению дела, оправдываемому договорами с греками и другими данными. Переговоры Василия с Владимиром, вызванные стесненным положением Византии, также имели прежде всего в виду военный союз, хотя и закончились принятием греческой веры Владимиром. Остаётся, однако, и здесь невыясненным вопрос о месте крещения Владимира и о личном походе русского князя в Константинополь. В вопросе о крещении Руси при Владимире остаётся ещё несколько невыясненных подробностей, которые в общем зависят от утраты византийской традиции. Большой заслугой нашего учёного нужно признать то, что он первый выдвинул и оценил арабские известия, в сопоставлении с которыми получили надлежащее освещение сами византийцы. Что дебаты по вновь поднятому вопросу не закрыты, интересующиеся русской исторической наукой могли убедиться в 1883 г. при выходе книги барона В. Розена «Император Василий Болгаробойца», в которой между прочим приведены известия другого арабского писателя о русско-византийских отношениях 988–989 года, Яхьи Антиохийского. Это, оказывается, тот писатель, которым пользовался Аль-Макин в своих известиях о крещении Руси и которого так эффектно Васильевский привлёк к даче важных показаний насчёт событий 988 и 989 годов. С появлением первоисточника, конечно, изменились несколько и отношения исторической критики к свидетельству Аль-Макина, но в общем арабская традиция только выиграла, получив новое подтверждение в свидетельстве почти современного событиям писателя (Яхья писал в начале XI века), пользовавшегося недошедшими до нас греческими источниками. В каком направлении могут далее идти исследования по занимающему нас интересному вопросу, об этом мы имели случай высказаться в Журнале Министерства Народного Просвещения. 1884 г. (апрель).

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010