этой формы оно не устанавливает 11 , а говорит только о необходимости вообще государственной власти, которая от Бога и которой, безусловно, необходимо повиноваться не только за страх, но и за совесть. Мы пережили ужасное время, и знаем каждый по своему личному опыту, чтó такое власть, и насколько власть, какая бы она ни была, лучше полного безвластия. Но хотя государства нельзя прямо основать на Евангелии, но ни в каком случае невозможно отрицать различия между строем языческого и христианского государства и общества. Наш покойный философ В.С.Соловьев не впадал, по нашему мнению, в большую крайность, когда писал, что христианство призывает государство, «чтобы оно проводило в политическую и международную жизнь нравственные начала, постепенно поднимало мирское общество до высоты церковного идеала, пересоздало его по образу и подобию Церкви Христовой 12 . «Чтобы возродить все человечество, христианство должно проникнуть не только его личные, но и общественные стихии. Богочеловеческая связь должна быть восстановлена не только индивидуально, но и собирательно. Как божественная стихия имеет свое собирательное выражение в Церкви, так чисто человеческая стихия имеет подобное же выражение в государстве, и, следовательно, богочеловеческая связь выражается собирательно в свободном сочетании церкви и государства, причем это последнее является уже как христианское государство» 13 . В таком христианском государстве понятие закона, права, власти, подчинения получают высшее значение, – не превращаются в чисто нравственные понятия, а просветляются последними, так как господство, напр., во имя силы заменяется тогда господством во имя служения общему благу 14 . Обыкновенно говорят, что государство и общество опираются на правовом порядке и без него немыслимы, а Евангелие исключает правовой порядок, ибо оно учит отказываться от своего права и говорит о терпении, смирении, покорности. Это возражение весьма серьезное и его не легко устранить. Бесспорно, что Евангелие не знает борьбы за свое право, да еще борьбы, связанной с насилием, как ныне представляют государственную и общественную жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bogdas...

Министерство исповеданий петлюровской Украинской народной республики и его Департамент духовного образования стремились расширить свой контроль над деятельностью Академии. В частности. министерство потребовало от руководства КДА пересмотреть правила приема в Академию. Если в соответствии с уставом, утвержденным при гетмане, в КДА принимались лица, окончившие духовную семинарию по 1 или 2 разряду или светскую среднюю школу, то теперь от Академии требовали принимать и закончивших семинарию по 3 разряду, то есть заведомо слабых учеников. Данная мера, по мысли петлюровского ведомства исповеданий, должна была способствовать поступлению в Академию представителей тех социальных групп, на которые опирался режим Директории (зажиточные крестьяне, учителя, мелкие чиновники и проч.). Продолжались и попытки «украинизации» КДА. 17 ноября 1919 г. Департамент духовного образования подготовил утвержденный Радой народных министров 17 ноября 1919 г. «Законопроект об обязательности украинского языка в диссертациях на ученые степени в Духовной академии». Однако данный закон носил чисто декларативный характер. Был также поставлен вопрос об изменении устава КДА, однако, крах петлюровского режима не позволил сколько-либо продвинуться в этом направлении. Уже к концу 1918 г. положение КДА стало столь трудным, что прием новых студентов не был осуществлен. К деятельности КДА одинаково враждебно относились как националистическая петлюровская Директория, так и большевики. 1919–1920 гг. принесли Православной Церкви на Украине новые нестроения: Киев после отступления петлюровцев заняли части Добровольческой армии генерала Деникина, которую, в свою очередь, сменили большевики, а затем польские войска и вернувшиеся в их обозе петлюровцы. На фоне этих драматических событий КДА лишилась своих учебных помещений в Киево-Братском Богоявленском монастыре. Тем не менее, профессора КДА и в этих условиях продолжали вести учебный процесс, занимаясь со студентами по домам. Несмотря на катастрофическое положение Академии, в 1920 г. ее окончили 8 человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bogdas...

Вот например, письмо епископа Василия Н.Н.Глубоковскому от 20 января 1920 г.: " ...Бедствуем и мы: голодаем и находимся в холоде. Академия закрыта и не получает ни одной копейки (РНБ. Ф.194.Оп.1.Ед.Хр.354.Л.7//Сосуд избранный.СПб.1994.С.279).  казьмирук степан, Киев 07 мая 2014г. 13:58 Нет не встречал!  Василий 19 мая 2014г. 17:05 Уважаемый Степан Игоревич!Можно Вас поздравить,Вы проделали достаточно серьезную работу,сразу видно Вы работали в архивах,посвятили много времени анализу рассматриваемого Вами вопроса,но попрошу Вас пояснить возникший у меня вопрос.Вы часто ссылаетесь на  Рыбинский В. П .,(6 раз),не слишком ли много в рамках одной статьи?И еще,можно ли раскрыть более подробно,вопрос о том,что писали осведомители Гпу о  архиеп. Василия. Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет. Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят. Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам. Зарегистрированным пользователям Отправить Другие публикации на портале: 18 сентября 2019 10 18 сентября 2019 10 18 сентября 2019 10 21 января 2022 10 20 января 2022 10 20 января 2020 10 28 ноября 2019 10 18 сентября 2019 10 18 сентября 2019 10 18 сентября 2019 10 18 сентября 2019 10 18 сентября 2019 10 21 января 2022 10 20 января 2022 10 20 января 2020 10 28 ноября 2019 10 18 сентября 2019 10 18 сентября 2019 10 18 сентября 2019

http://bogoslov.ru/article/3933556

Многие успокаиваются на том, что время борьбы, духовной трезвенности, внимательного самонаблюдения еще впереди, а пока лучше жить, – воспользоваться от жизни всем, что она дает, – испытать всякие утехи и чувственные наслаждения. О, это опасный жизненный путь!… Нужно бороться с врагом тогда, когда он еще только к нам приближается против нас замышляет и строит против нас свои хитрые ковы. Когда же враг окружил нас со всех сторон, отнял у нас все наше лучшее достояние, тогда борьба с ним трудна, а часто и совершенно невозможна. Сколько драгоценных жизней погибает именно потому, что не отражены первые искушения, первые приступы врага, и, подчиняясь постепенно все более и более его пагубному влиянию, стали наконец живыми уловлены в дьявольские сети. Разве мы не видим прекрасного, здорового юношу, воспитанного в истинно христианской семье, который, не отразивши первых нездоровых наслаждений своей молодости, погиб безвременно в буре сжигающих его страстей? Разве не видим чистой, как ангел небесный, девушки, которая не поняла первых влечений своего любящего сердца и так же безвременно погибла?… А этот несчастный, изможденный, разбитый, еле влачащий свои ноги, потерявший почти человеческий вид!… Кто он? Погубили те же страсти, которые, подобно змею, подкрадывались к нему и постепенно высосали у него все лучшее… Мы сожалеем о прожитом, бичуем и проклинаем себя, но уже поздно: враг овладел нами. Всегда необходима духовная борьба, духовное бодрствование и трезвенность. В этой духовной брани христианин не предоставлен своим собственным немощным силам, а ему подается божественное оружие, могущее разрушить всякие твердыни врага ( 2Кор.10:4 ). «Приимите, – научает нас св. Апостол, – всеоружие Божие, дабы вы могли противостоять в день злой и, все преодолев, устоять. Итак станьте, перепоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовности благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть слово Божие.» ( Еф.6:13–17 ). Важнейшим христианским оружием в духовной брани служит вера, являющаяся для христианина-воина как бы великим щитом, охраняющим его от самых сильных нападений врага. От веры – истина, опоясующая чресла мысли христианина, устремляющая его помыслы горе и не позволяющая им рассеиваться в житейской суете; от веры – правда или добродетельная жизнь, защищающая христианина-воина подобно панцирю от прилепляющегося зла; вера же рождает самоотверженную готовность на борьбу с врагом, во имя Евангелия Божия, принесшего нам мир; вера подает духовный шлем, которым служит спасение или искупление, дарованное нам во Христе; от веры и по вере глагол Божий или евангельское слово, острейшее всякого обоюдоострого меча.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bogdas...

С другой стороны, любовь и расположение друзей делает то, что пустыня, где живет святитель уже не кажется ему пустынею и он ободрен, утешен, среди постоянных, постигающих его скорбей. «Что, в самом деле, может сравниться с любовью? Ничто. Это корень, источник и матерь всех благ; это добродетель, чуждая какого бы то ни было лишения, добродетель, сопряженная с удовольствием и приносящая одну непрерывную радость искренно усвоившим ее... Она не расторгается расстояниями пространства, не блекнет от давности лет, не побеждается стечением обстоятельств, но постоянно растет ввысь и разливается, как пламень». 32 Любовь друзей побуждала их посылать иногда Златоусту материальное вспоможение, но он возвращал его с благодарностью, говоря, что не нуждается, а если придет нужда, то охотно им воспользуется. Вот что пишет св. Златоуст Дюгену: «Усердно прошу тебя, по поводу присланных тобою подарков: не беспокойся о нас нисколько. Удовольствовавшись и насладившись честью получения их, мы возвращаем их тебе не из пренебрежения, не потому чтобы не были уверены в твоем благородстве, но потому что не терпим нужды. Точно также поступили мы и в отношении ко многим другим лицам, так как и многие другие, достойные тебя по благородству и горячо нам преданные, делали нам, как легко может удостовериться твоя достопочтенность, тоже самое: и пред всеми ими нам достаточно было в оправдание того же, что мы просим уважить и тебя самого. Если бы мы действительно были в нужде, то потребовали бы нужного с полною откровенностью, как своей собственности и ты увидишь это на опыте». 33 Последнюю мысль св. Златоуст еще сильнее выражает в письме к Картерии, возвращая ей также присланное ею. «Если... когда-нибудь придет нужда, то ты увидишь, как смело и доверчиво мы напишем к тебе, чтобы прислать нам это. Таким образом, мы оправдываем твои собственный слова. В конце письма ты говоришь: «покажи, что ты удостаиваешь нас своего доверия и пользуешься нашими, как своею собственностью». Итак, если тебе угодно, как и действительно ты хочешь этого, чтобы мы так полагались на тебя и пользовались твоим, как собственностью, то пришли мне это тогда, когда я напишу. Выражая желание, чтобы это было прислано мне тогда, когда я захочу, а не тогда, когда мне не нужно, я даю тебе, таким образом, очевиднейшее доказательство, что смотрю на это именно как на свою собственность». 34

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bogdas...

Епископов и пресвитеров, находящихся в заключении, св. Златоуст воодушевляет к христианскому мужеству и терпению такими словами: «Вы содержитесь в темнице, вы окованы цепями, вы заключены вместе с людьми грубыми и грязными. Но по этому самому есть ли еще кто блаженнее вас? Что такое золотой венец, возлагаемый на голову, в сравнении с этою цепью, облегающею десницу ради Бога? Какие пышные пространные чертоги могут соперничать с этою мрачною и грязною, отвратительною и бедственною тюрьмою, в которую заключен человек по такой причине? Итак, торжествуйте, веселитесь, ликуйте и радуйтесь в полной уверенности, что постигшие вас бедствия доставят вам величайшие блага. Это посев, предвещающий неизреченно-обильную жатву: это борьба, ведущая к победе и наградам, это плавание, приносящее огромные выгоды. Имея всё это в виду, радуйтесь и веселитесь, почтеннейшие и благоговейнейшие господа мои, и непрестанно благодарите за все Бога, нанося тем роковой удар диаволу и уготовляя себе великую награду на небесах. «Недостойны страсти нынешнего времени к хотящей славе явиться» в вас ( Рим.8:18 ), 42 – любимые для Златоуста слова св.Павла, которые он так часто приводит в своих письмах. Ничто так не радует святителя, как христианские подвиги, обнаруживаемое христианское мужество за дело веры и Церкви. Диакониссе Пентадии, много потерпевшей от врагов, он пишет: «Радуемся, веселимся, торжествуем и несмотря на свою жизнь в такой пустыне, чувствуем величайшее утешение, видя твое мужество, твою стойкость, непреклонность, необыкновенное благоразумие, свободу речи, высокое дерзновение, которым ты посрамила противников, нанесла роковой удар диаволу и в то же время воодушевила подвизающихся за истину, приобрела себе, как доблестный герой в бою великолепный трофей, одержав блистательную победу и возвеселила нас до такой степени, что мы, забыв об изгнании, о чужой стороне, о пустыне, в которой живем, воображаем, будто находимся теперь там, среди вас и услаждаемся твоею душевною доблестью. Радуйся же и веселись… Радуйся и веселись, я не перестану постоянно повторять эти слова, мужайся, укрепляйся и с посмеянием смотри на все, возводимые ими против тебя наветы». 43

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bogdas...

Великая душа познается в страданиях. И св. Златоуст выступает перед нами в своих письмах, прежде всего, как мученик, страдалец – Златоуст низверженный, Златоуст поруганный. Вот как описывает он свое положение в изгнании:«Живем в пустыннейшем месте, пустыннее которого нет во всей нашей вселенной; мы постоянно в осаде от страха со стороны разбойников и терпим множество скорбей, как это естественно на чужой стороне и в такой пустыне». 4 «Живем в самой жесточайшей пустыни». 5 «Прежде в самый разгар зимы мы постоянно переходили с места на место, останавливаясь то в городах, то в ущельях и лесистых долинах, и повсюду преследуемые исаврийцами. Наконец, когда здешние бедствия несколько поутихли, оставив пустыни, мы поспешно двинулись в Аравис, находя его крепость безопаснее других месть и теперь живем в ней... хуже, чем в любой тюрьме». 6 Особенно много страданий испытал св. Златоуст на пути к месту своего заточения. Из Кесарии Каппадокийской по дороге к месту своей ссылки он пишет Феодоре: «Мы убиты, мы измучены, мы перенесли тысячу смертей. Подробнее могут рассказать тебе об этом податели сего письма... Я должен был ехать и день и ночь, томимый зноем, измождаемый невозможностью заснуть, погибая от неимения самых необходимых предметов и недостатка людей, которые могли бы оказать помощь. Даже участь каторжников и острожников не так тяжела, как то, что мы вытерпели и до сих пор терпим». 7 А в письме к Олимпиаде читаем: «Не говорю уже о бедствиях, какие терплю я в Константинополе, но ты можешь вообразить, сколько потерпел я по удалении из Константинополя, сколько перенес неприятностей во время долгого и тяжкого путешествия моего, а многие из этих неприятностей достаточны были к тому, чтобы уморить человека, сколько перенес по прибыти сюда, сколько по переселении меня из Кукуза, сколько после пребывания моего в Арависе». 8 «Ничем не лучше, даже гораздо хуже, чем мертвецы, провел я эти два месяца. Я жил только для того, чтобы чувствовать одни несчастия, которые со всех сторон обложили меня; все было для меня ночь – и день, и рассвет, и полдень». 9 Святитель не один раз говорить о своей утружденной плоти, о своих разбитых костях. 10

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bogdas...

В мае 1922 г. Н. Н. и А. В. Глубоковские покинули Финляндию. О своих дальнейших планах Николай Никанорович писал митрополиту Антонию (Храповицкому) в Сремски Карловци: «Мало у меня надежды устроиться в Белграде, ибо 1) мне желательно взять новый завет и 2) найти помещение с пансионом (без чего мы сами не справимся и погибнем), а не видно, чтобы все это оказалось. Но есть путь и в Прагу: не знаете ли об условиях жизни и работы там? Буду благодарен за сведения». Глубоковские направились сначала в Берлин в надежде на помощь знакомых и расположенных к Николаю Никаноровичу иностранцев – профессоров А. фон Гарнака и Н. Бонвеча. Однако, по свидетельству самого Глубоковского, после революции те лишились своего «прежнего административного влияния, чтобы доставить беженцу некоторое занятие и обеспечение» 2902 . Из Берлина (где Глубоковские провели около трех недель) 22 мая Николай Никанорович сообщал в Киев епископу Василию (Богдашевскому) : «...пробираюсь пока в Прагу, имея намерение водвориться в Белграде. Судит ли Бог, – не знаю. Молитесь! Тяжело нам двум беспомощным и больным. Писал я многократно Вам из Финляндии, но видимо письма не доходили. Остановились у о. Тихона, много беседуем и со слезами читаем Ваши послания» 2903 . Бывший инспектор КДА архимандрит Тихон (Лященко) покинул Россию еще в 1919 г., некоторое время служил настоятелем посольской церкви в Софии, а весной 1921 г. по приглашению монархистов перебрался в Берлин также настоятелем бывшей посольской церкви на Unter den Linden, 7 (квартира о. Лященко находилась в соседнем доме) 2904 . К 15 июня 1922 г. Глубоковские добрались до Праги. Еще во время пребывания в Финляндии Глубоковский был избран (27/14 октября 1921 г. при участии профессоров Η. Φ. Ястребова и И. И. Лаппо) членом «Учебной коллегии по обеспечению образования русских студентов в Чехословацкой республике» 2905 . В Праге Глубоковский переписал свою речь о Б. А. Тураеве (прочитанную в 40-й день по его кончине, 31/18 августа 1920 г.), указав в примечании: «Просим иметь в виду и помнить, что это – голос «с того света», где и говорят совсем по-иному» 2906 . Оказавшись в Праге «без всякого регулярного и обязательного дела» 2907 , Глубоковский не задержался надолго в чехословацкой столице и, «увлекшись проклятым славянофильством» 2908 (по собственному признанию), направился в Сербию, куда супруги прибыли 3 августа 1922 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

14 дек. 1895 г. Б. был избран, а 22 янв. 1896 г. утвержден ординарным профессором; с 24 янв. 1897 г. он заслуженный ординарный профессор КазДА, с 13 нояб. того же года член Казанского духовно-цензурного комитета. Временно преподавал на вакантной кафедре Свящ. Писания ВЗ (сент. 1875 - март 1876 ; дек. 1877 - апр. 1879), участвовал в разработке «Проекта соображений об изменениях в программе и методе преподавания Св. Писания в духовных семинариях» («Протоколы … за 1896 г.» Каз., 1897. С. 207-212). С 23 окт. 1908 г. сверхштатный профессор. После введения академического устава 1910 г. должен был покинуть академию по возрастному ограничению, но по ходатайству Совета КазДА был оставлен на 1-й кафедре Свящ. Писания НЗ с 31 июля 1910 по 16 авг. 1911 г. сверхштатным заслуженным ординарным профессором. Указом Святейшего Синода от 10 нояб. 1911 г. ему предоставлено право читать лекции в качестве сверхштатного профессора, после окончания 1913/14 уч. г. он был вынужден по болезни оставить преподавательскую деятельность. Являлся почетным членом КДА (1914) и Петроградской ДА (1915). В 1907-1915 гг. под рук. Юнгерова Б. принимал активное участие в труде по переводу ВЗ на рус. язык с LXX. С 1897 г. он неоднократно указывал на преимущество LXX в сравнении с МТ, где текст в большинстве мессианских мест поврежден. Из-за этого, по мнению Б., Синодальный перевод, сделанный с МТ, оказался искаженным в сравнении с церковнослав. текстом, это «приводит в смущение не только простецов, но и образованнейших людей» и осложняет борьбу пастырей с сектантами-духоборцами. В исследовании «К истории новозаветного текста» (1876-1877) Б. приходит к выводу, что в происхождении вариантов новозаветного текста нельзя видеть еретической тенденции намеренного его искажения и что «ни одна рукопись не потерпела еретического повреждения». Своеобразным продолжением докторской диссертации Б. стало историко-экзегетическое и апологетическое исследование «Общественное служение Господа нашего Иисуса Христа, по сказаниям святых Евангелистов». В рецензии на это сочинение, выдвинутое на премию митр. Макария, Юнгеров писал: «В русской, переводной… и оригинальной, литературе нет соответствия и параллели обозреваемому исследованию, ни по детальности и научности, ни по глубоко православно-богословскому характеру и направлению» (Протоколы... за 1909 год. Прил. 7. С. 204-205). За это сочинение, о к-ром также положительно отзывались Д. И. Богдашевский (впосл. архиеп. Василий) и проф. СПбДА А. А. Бронзов , Б. получил в 1909 г. половинную премию митр. Макария.

http://pravenc.ru/text/149569.html

Epist. Petri= Epistula Petri ad Iacobum. CPG 1015 (1). CANT 209 (1). TLG 1271/3. Hom.=CPG 1015 (4). CANT 209 (4). TLG 1271/6 (fr.). Recogn.=CPG 1015 (5). CANT 209 (5). TLG 1271/7–9 (fr.) Свет .=TLL 1348/1. Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. Пер. М.Л. Гаспарова. М., 1964 (и переизд.). Секст, Изреч.=CPG 1115. TLG 1278/1. Рус. пер. А.Небольсина: Ученые записки Российского православного университета, вып. 3. М., 1998, 218–230; исправленное переиздание: Богословский сборник Православного Свято-Тихоновского богословского института, вып. 3. М., 1999, 79–100. Сократ, ЦИ=TLG 2057/1. Сократ Схоластик . Церковная история в семи книгах. [Приложение к ХЧ за 1850 г.]. М., 1996 п . Страбон, Геогр.=TLG 99/1. Рус. пер. Г.А. Стратановского: Страбон. География. [Л.,] 1964 (М., 1994 р ). Талм. Вав. Берах.= Талмуд Вавилонский. Трактат Берахот/Пер. Н.Переферковича. СПб., 1909. Татиан, Апол.=CPG 1104. Рус. пер.: 1) прот. П.Преображенского : СДХА 10–45; 2) Д.Е. Афиногенова: ВДИ 1993, 1–2 и переизд.: Раннехристианские апологеты II-IV веков. Переводы и исследования. М., 2000, 93–117. Тац. Герм.=TLL 1351/2. Рус. пер: А.С. Бобовича: О происхождении германцев и местоположении Германии. – Корнелий Тацит. Соч. в 2-х т. Л., 1969. Т. 1, 353–372. Терт.= Тертуллиан . Рус. пер. в двух изданиях: 1) Творения Кв. Сент. Флор. Тертуллиана . Т. 1. Апологетические сочинения/Пер. Н.Щеглова. Киев, 1910. Т. 2. Догматико-полемические сочинения/Пер. Н.Н. Щеглова. Киев, 1912. Т. 3. Догматические творения/Пер. с пред. и прим. еп. Василия (Богдашевского) . Киев, 1915 [отд. оттиски из ТКДА ]: ( ТСОЗ, кн. 31, ч. 1–3.) [=Твор.]; 2) Квинт Септимий Флорент Тертуллиан . Избранные сочинения/Сост. и общ. ред. А.А. Столярова. М., 1994 [=Соч.] (переводы выполнены разными лицами, полезные комментарии). Библиографию других переводов см. БТ 25, 219–223. Апол.=CPL 3. Апология, Твор., т. 1, 69–202. Новый пер. в сокр.: БТ 25, 1984, 169–225. К жене=CPL 12. Соч., 334–344. К языч.=CPL 2. К язычникам: Твор., т. 1, 1–68; Соч., 37–82.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010