«Умею, – говорит Апостол, – жить в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, – насыщаться и терпеть голод, быть в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» ( Флп. 4:12–13 ). Свое дело о Господе Св. Павел защищает со всяким дерзновением и тем ободряет и других христиан. ( Флп. 1:13–14 ср. 2Тим. 4:16–17 ) Как бы последним мужественным христианским призывом бесстрашного воина за веру звучат его слова: «если я соделываюсь жертвой за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам» ( Флп. 2:17 ). Вникните в эту великую душу, страждущую в узах Христовых. Апостол отказался от всех преимуществ, на какие имел право по своему рождению и воспитанию, – все это почел «за сор», чтобы только «приобрести Христа», быть в единении с Ним, найти в Нем оправдание по вере на место недостижимого оправдания законом ( Филип. 3:4–10 ). Кто, кажется, мог бы похвалиться более Павла своею жизнью и своими трудами? Но он не считает себя совершенным, достигшим уже свое христианской цели. «Стремлюсь, – говорит он, – не достигну ли и я, как достиг меня Христос Иисус. Братья, я не почитаю себя достигшим, а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышняго звания Божия во Христе Иисусе» ( Филип. 3:12–14 ). А еще раньше Апостол писал: «…усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» ( 1Кор.9:27 ). Во узах св. Павла не слышим жалоб, не слышим ропота, не слышим чего-нибудь угнетенного. Величественное, истинно христианское мужество и терпение! Не о себе св. Павел помышляет, а заботится всецело об основанных им церквах, – чистоте их веры, их благоустроении. Помышляет он о возлюбленном своем чаде Онисиме, которого он в узах обратил в христианство . Прими его, – пишет св. Апостол Филимону об Онисиме, – «не как раба, но выше раба, брата возлюбленного… Прими его, как меня. Если же он чем обидел тебя, или должен, считай это на мне… Успокой мое сердце во Господе» ( Флм. 1:15–20 ). Какое величие духа Павлова! Он, по его словам, мог бы приказать Филимону принять Онисима, но он не приказывает, а просит ( Флм. 1:8,9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bogdas...

Что утешало св. Апостола в его страданиях и скорбях, это вера в бессмертие и личное воскресение. Если нет воскресения мертвых, то наша жизнь не имеет смысла ( 1Кор.15:14 и дал.) и остается только «есть и пить», ибо завтра умрем» ( 1Кор.15:32 ). В своей деятельности Апостол всегда взирал не на видимое, но на невидимое, «ибо видимое временно, невидимое вечно» ( 2Кор.4:18 ). Всегда умирая за дело Господне, он одушевлялся тем, что Воскресивший Христа воскресит и нас ( 2Кор.4:14 ), и жизнь Христова откроется в нашем теле ( 2Кор.4:10 ). В страдании праведных, Апостол видел лучшее доказательство того, что будет праведный суд Божий, когда оскорбляемые будут утешены, а оскорбляющие сами потерпят скорбь ( 2Солун. 1:4–7 ). В послании из уз к своему возлюбленному ученику Тимофею св. Павел пишет: «Я уже становлюсь жертвою и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил. А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем возлюбившим явление Его» ( 2Тим.4:6–8 ).Такое предсмертное слово, как бы победная песнь великого Апостола, усеченного мечем в Риме, около 64–67 г. Неисчерпаема по своей высоте и необыкновенной глубине личность св. Апостола Павла, и мы могли здесь указать только некоторые её черты. «Умоляю вас, – говорит Апостол Павел, – подражайте мне, как я Христу» ( 1Кор.4:16 ). «Не удивляться только должно нам св. Павлу, но и подражать ему», «ибо и Павел был человек одной с нами природы, имея все то, что есть у нас» (св. И. Златоуст). Нужно подражать св. Павлу в его ревности и любви ко Христу, в его самоотвержении, в его терпении и долготерпении. Подобно св. Павлу нужно быть кротким и смиренным, но подобно же ему необходимо мужественно стать на защиту истины Христовой. Мы переживаем тяжелое время, и если когда, то именно теперь нужно быть в апостольском смысле слова «всем вся», чтобы спасти хотя некоторых. Не будем спорить и разделяться из-за того, что не имеет существенного значения, и во имя своих личных интересов, нажитых привычек, не будем полагать претыкания другим.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bogdas...

Еп. Василий (Богдашевский) проходил по одному делу с арестованными 4 апреля 1923 г. викарными епископами: Дмитрием (Вербицким), еп. Белоцерковским, Назарием (Блиновым), еп. Черкасским, а также архим. Ермогеном (Голубевым) (сыном профессора КДА С. Т. Голубева ), прот. В. Словачевским и прот. А. Жураковским 12 . Всем обвиняемым вменялась «антисоветская агитация» 13 . Еп. Василию (Богдашевскому) инкриминировалась, что он «агитировал против советской власти, путем проповедей» 14 . Следует отметить, что по воспоминаниям В. П. Рыбинского , еп. Василий (Богдашевский) «свои пастырские обязанности он до конца дней своих исполнял добросовестно. Безупречный в обычном житейском смысле, он был ревностен к служению и за каждой службой проповедовал» 15 . Сам еп. Василий (Богдашевский) своей вины не признал и в показаниях указывал, что «в своих проповедях никогда не касался политических тем, никогда не был контрреволюционером» 16 . С 14 апреля 1923г. еп. Василий (Богдашевский) , вместе с другими обвиняемыми, был переведен в Москву и содержался в Бутырской тюрьме 17 . В соответствии с приговором, вынесенным Комиссией НКВД по административным высылкам 16 мая 1923 г., еп. Василий (Богдашевский) (а также еп. Дмитрий (Вербицкий) и прот. В. Словачевский) подлежали «высылке в Зырянский край сроком на 2 (два) года» 18 . Местом ссылки было с. Ижма 19 . По ходатайству членов ВЦС (Высшего Церковного Совета) РПЦ при патриархе и Священном Синоде, 24 августа 1923 г., по докладу начальника 6-го отделения СО ГПУ (в компетенцию которого входила борьба с религиозными организациями в СССР) Е. А. Тучкова, Комиссия НКВД по административным высылкам приняла постановление: «гр. Богдашевского, высланного в Зырянский край сроком на два года, во изменение постановления Комиссии НКВД от 16.5.23г. от ссылки освободить» 20 . Следует отметить, что митр. Мануил (Лемешевский) , пользуясь данными своего архива, приводит данные о том, что по поводу ареста и высылки еп. Василия (Богдашевского) подавала протест Французская Академия наук 21 , однако в следственном деле владыки таких данных нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bogdas...

К юбилею Киевской духовной академии обновлены надгробия преподавателей учебного заведения архиепископа Василия (Богдашевского) и профессора Ф.И. Мищенко 12 сентября 2013 г. 17:58 11 сентября 2013 года управляющий делами Украинской Православной Церкви, ректор  Киевской духовной академии   митрополит Бориспольский Антоний освятил новые надгробия на могилах последнего дореволюционного ректора КДА профессора архиепископа Каневского Василия (Богдашевского) и профессора Федора Ивановича Мищенко. Надгробия на могилах, находящихся на Лукьяновском кладбище Киева, были обновлены в рамках подготовки к празднованию 400-летнего юбилея Киевских духовных школ. Затем архиерей совершил заупокойную литию по архиепископу Василию, рабу Божиему Феодору и всем почившим профессорам, преподавателям и наставникам духовной школы. За богослужением молились преподаватели, студенты и воспитанники Киевских духовных школ. Обращаясь к собравшимся, митрополит Антоний сказал: «На протяжении уже несколько месяцев Киевские духовные школы на разных киевских кладбищах занимаются поиском могил преподавателей для того, чтобы привести их в порядок. Это продолжение той работы, которую ведет наша академия по сбору и изучению разнообразных материалов, касающихся истории нашей академии и семинарии. И вот сегодня мы стоим у могилы праведного человека — ректора Киевской духовной академии архиепископа Василия (Богдашевского), жизнь которого удивительна: богослов, библеист, многолетний преподаватель, возглавивший академию в самые тяжелые предреволюционные и послереволюционные годы. Его стояние за веру, за каноническое устройство Церкви, твердые моральные принципы и сильная вера укрепили многих в страшную эпоху репрессий, нищеты и голода, хотя сам он, как известно из его жизнеописания, нуждался в самом необходимом и был истощен от постоянного недоедания.  Наша святая обязанность помнить о таких великих людях, которые являются славой Киевских духовных школ. Мы должны молиться, чтобы нам, современным преподавателям и студентам, Господь даровал такое же убеждение, такую же веру, такую же духовную трезвость, такое же дерзновение быть преданным тому, на что нас Господь нас призвал.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

Возможно предположение, что переход киевских штундистов в баптизм замедлен был, кроме влияния Балабана, начавшейся с половины 70-х годов пропагандой, так называемой пашковщины. отрицательно относящейся к перекрещиванию. В 1875 году села Чаплинку и Косяковку посетил граф Корф, сообщник Пашкова 271 . В начале 1876 года, по донесению учителя церковно-приходской школы, в село Плосское, Таращанского уезда, прибыл рядовой Василий Васильев, книгоноша. По приходе в село Плосское, он остановился в штундистском семействе Богдашевских. Один из учеников церковно-приходской школы, часто посещавший это семейство, рассказывал, что, во все время пребывания Васильева в этой семье, все штундисты села Плосского сходились в доме Богдашевских для молитвенных собраний, причем Васильев руководил собранием: читал им Св. Писание, толковал его, пел с ними духовные песни, сборники которых разносил вместе с книгами Св. Писания. О церкви говорил он, что незачем ходить туда, потому что там люди только больше грешат, засматриваясь, кто как одет. Он же, Васильев имел дерзость выражаться, будто сами августейшие особы Государя Императора и Государыни Императрицы исповедуют это учение 272 . Не избегли воздействия баптизма и херсонские штундисты; у них также появились пресвитеры и обряды брака и погребения, заимствованные ими у баптистов 273 . Баптизм, хотя и произвел в среде штундистов разделение, однако это обстоятельство нисколько не ослабило сектантского движения. Если баптизм, большею частью, развивался на счет штундизма, то в свою очередь и штундизм приобретал себе новых последователей. По сообщению автора статьи «Малор. штунда», в 1877 г. секта имела своих прозелитов в некоторых губерниях Новороссии и Малороссии. В Херсонской губернии штундисты особенно встречались в Елизаветградском, Одесском, Александрийском уездах и в окрестностях Николаева, затем в – Екатеринославской и Бессарабской губерниях. Затем штундисты находились, по преимуществу, в Таращанском, Звенигородском и отчасти в Киевском уездах.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

Спасение человечества не в социал-демократии, которая, к счастью, имеет сравнительно немного поклонников и на Западе: внешним механизмом, да еще насильственным, ничего не поможешь, а спасение человека в его внутреннем, – в правильной оценке временного и вечного и действовании по этой норме, сообразно требованиям любви христианской. Мы старались показать, что Евангелие нельзя каким бы то ни было способом принижать, исчерпывая его содержание всецело служением земному довольству, земному благополучию. Но, с другой стороны, невозможно во имя Евангелия и игнорировать жизнь с ее естественными запросами и потребностями: Евангелие знает нужду, знает горе, физическое страдание и старается их облегчить. Бесконечно возвышенно учение Христа Спасителя, но через посредство творческой личности оно действует преобразующим и одухотворяющим образом на все стороны социальной жизни. Евангелие вовсе не содержит в себе какой-нибудь «социальной научной техники», но оно не исключает организации христианской любви; пусть только эта организация действительно соответствует последней, а не прикрывается только ее великим именем, проводя в действительности грубейшее насилие. Все наше земное должно озаряться вечным и немерцающим евангельским светом. «Да приидет царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе» ( Мф.6:10 ), – таков сердечный искренний вздох всякой верующей христианской души. Д. Богдашевский 4 Ср. священник Г. Петров. Евангелие, как основа жизни, 4 изд., С.-Петербург. 1900. стран. 110 и дал. 5 Проф. М. Л. Муретов. Евангелие по Матфею, в Богословском Вестнике 1899, кн. 4, стран. 531 и дал. 7 Еп. Платон. Христианство и социализм, в Трудах Киевской Духовной Академии, 1900, кн. 11, стран 341. 11 Π. П. Кудрявцев. Современная церковно-общественная жизнь , в Трудах Киевской Духовной Академии, 1906, кн. 1, стран. 151, 152. Ср. Церковные Вед. 1906, 4, стр. 94. 25 См. K. Григорьев. Разбор мнений представителей современного социализма о происхождении христианства, в Прав. Собеседнике, 1903, кн. 2, стран. 249–281.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bogdas...

Василий (Беляев) 29.06.1925 хирот. во еп. Спасо-Клепиковского, вик. Рязанской епархии; 1927–1929 еп. Елецкий, вик. Орловской епархии; в 1931 г. еп. Бутурлинский; † после 1931 г. Василий (Богдашевский) с 6.08.1914 еп. Каневский, вик. Киевской епархии; с 1925 г. в сане архиепископа; † 25.02.1933. Василий (Богоявленский) с 5.10.1916 архиеп. Черниговский и Нежинский; замучен 27.08.1918. Василий (Васильцев) 1.10.1989 хирот. во еп. Кировоградского и Николаевского; с 1992 г. еп. Кировоградский и Новомиргородский; с 28.07.1994 в сане архиепископа; с 27.12.1994 архиеп. Кировоградский и Александровский. Василий (Дохтуров) 16.08.1924 хирот. во еп. Горно-Алтайского, вик. Новосибирской епархии; в 1925 г. еп. Пинежский, вик. Архангельской епархии; 1925–1926 еп. Яранский, вик. Вятской епархии; в 1926 г. еп. Вытегорский, вик. Олонецкой епархии; в 1927 г. еп. Каргопольский, вик. Олонецкой епархии; уклонился в «иосифлянскую» оппозицию. Василий (Зеленцов) 12.08.1925 хирот. во еп. Прилуцкого, вик. Полтавской епархии; с 1927 г. епархией не управ.; расстрелян 9.02.1930. Василий (Златолинский) 2.12.1990 хирот. во еп. Симферопольского и Крымского; с 27.07.1992 еп. Запорожский и Мелитопольский. Василий (Зуммер) в 1921 г. хирот. во еп. Суздальского, вик. Нижегородской епархии; † 24.12.1923. Василий (Кривошеин) 14.06.1959 хирот. во еп. Волоколамского, вик. Московской епархии; с 31.05.1960 еп. Бельгийский и Брюссельский; с 21.07.1960 в сане архиепископа; † 22.09.1985. Василий (Осборн) 7.03.1993 хирот. во еп. Сергиевского, вик. Сурожской епархии. Василий (Преображенский) 14.09.1921 хирот. во еп. Кинешемского, вик. Костромской епархии; с 1926 г. еп. Вязниковский, вик. Владимирской епархии; † 12.08.1945 в ссылке. Василий (Ратмиров) в 1921 г. хирот. во епископа; уклонился в обновленческий раскол и снял сан; в 1941 г. принес покаяние, принят в сане епископа и назначен на Калининскую кафедру; с сент. 1944 г. архиеп. Минский и Белорусский; с 13.08.1947 на покое; † ок. 1980 г. Василий (Шуан) 30.05.1957 хирот.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

этики. В предреволюционное десятилетие продолжателем этой традиции стал профессор нравственного богословия В. И. Экземплярский («К вопросу об отношении нравственности к политике»; «Несколько мыслей по поводу защиты смертной казни в русской богословской литературе последнего времени»; «Учение древней Церкви о собственности и милостыне»; «Евангелие и общественная жизнь» и др.). В. З. Завитневичу принадлежит одна из лучших работ, посвященных Хомякову,- 2-томное исследование «Алексей Степанович Хомяков» (К., 1902-1913). Достойный вклад в развитие историко-философских исследований в КДА внесли доцент кафедры основного богословия Г. В. Малеванский («Музыкальная и астрономическая система Платона в связи с др. системами древности», «Нравственные принципы и характеры древних греческих философов» и др.) и библеист еп. Василий (Богдашевский) (О взаимном отношении философии и естествознания. К., 1894; Из истории греческой философии. К., 1898; Философия Канта. К., 1898. Вып. 1: Анализ критики чистого разума и критики практического разума). Ученые КДА сыграли значительную роль как в становлении профессиональной философии в России, так и в развитии отдельных философских наук - истории философии (Новицкий, Гогоцкий, Юркевич, Линицкий, архиеп. Василий (Богдашевский), Кудрявцев), метафизики (Юркевич, Линицкий), философской антропологии (архим. Феофан (Авсенев), Юркевич, Олесницкий), эпистемологии (Новицкий, Юркевич, Линицкий), логики (Новицкий, Михневич, Линицкий), психологии (архим. Феофан (Авсенев), Поспехов, Четвериков), этики (прот. Н. Фаворов, Юркевич, Олесницкий, Линицкий, Экземплярский), философии образования (Гогоцкий, Юркевич, Линицкий, Маккавейский, Олесницкий), философии религии (свт. Иннокентий (Борисов), Новицкий, Линицкий), философии права (Юркевич). Наиболее значительные исследовательские результаты профессоров и воспитанников КДА относятся к историко-философской сфере. Труды Новицкого, Гогоцкого, Юркевича, Линицкого, Кудрявцева способствовали становлению в России истории философии как самостоятельной научной дисциплины, разработке ее теории, методологии и историографии. Их интерес к теоретическим и методологическим проблемам историко-философского знания стимулировался творческой рецепцией историко-философской концепции Г. Гегеля , первый отечественный опыт к-рой представлен в трудах Новицкого (Об упреках, делаемых философии в теоретическом и практическом отношении, их силе и важности//ЖМНП. 1838. Ч. 17. 2. C. 229-329; Разбор сочинения К. Зедергольма, под заглавием «История древней философии»//11-е присуждение учрежденных П. Н. Демидовым наград. СПб., 1842. С. 237-266); и Гогоцкого (Обозрение системы философии Гегеля. К., 1860; Введение в историю философии. К., 1871; его статьи о Гегеле и Канте в «Философском лексиконе»).

http://pravenc.ru/text/1684525.html

П. Рыбинский (10), М. Н. Скабалланович (1), о. Ф. И. Титов (50+1 н/о) – то есть более трети профессоров и доцентов. Добровольным помощником Глубоковского, заботящимся о том, чтобы «киевляне» не забывали «о своей обязанности» 1157 , стал Д. И. Богдашевский (в 1913 г. принявший монашество с именем Василия, с 1914 г. ректор КДА). «Всем напоминаю о скорейшем доставлении Вам статей: Мухину Η. Ф., Кудрявцеву Π. П., Покровскому Ф. Я. и др., – сообщал он в феврале 1906 г. – Биографию преосв. Димитрия [Ковальницкого] К. Д. Попов заканчивает, и я просил его, чтобы она была по возможности короче, хотя от панегирика, должно быть, будет несвободна. «Неаккуратный» Π. П. Кудрявцев напишет о Канте и просит Вас принять в Энциклопедию его статью о монтанизме (не знаю, почему он тут является специалистом). Почтенный о. И. Н. Корольков затрудняется, писать ли ему об о. И. Левицком, и ожидает Ваших указаний» 1158 . Отговаривая Глубоковского сложить с себя редакторство (о чем тот подумывал уже после выхода VI тома), тот же Богдашевский писал: «Много неприятностей причиняет Вам, дорогой Николай Никанорович, эта Энциклопедия, а все-таки от редакторства не отказывайтесь, ибо заменить Вас нет кому [sic!]. Лучше пусть замедлит с выходом в свет какой-нибудь том Энциклопедии. О неаккуратности наших академических скорблю и прилагаю все меры к ее устранению. Прежде всего, имеем collegium с К. Д. Поповым . Оказывается, что он пишет чуть ли не целую диссертацию о преосв. Димирии, не забывая упомянуть и о его любви к пасеке (!)... Во всяком случае, обещал «диссертацию» в скором времени представить. На С. Т. Голубева , считающего «легкомыслие великим даром Божиим», надеяться никогда и ни в каких случаях не следует. Обещал он пред Вами извиниться. О. Анатолий [Грисюк] – это какая-то странная фигура. Статья о Константинопольских соборах как будто у него готова, но нужен ему то Vacant, то какой-то сирский епископ. Если статья написана, я ее у него «вырву» и пришлю Вам. Ничего другого не остается сделать» 1159 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

T. II, S 1 369–371; 2 375 – 377. T h. Vogel, Zur Charakteristik des Lukas...,S 2 48. Сходно и Privatdor. Arnold Rüegg, Die Lukasschnften und Raumzwang des antiken Buchwesens и „Studien und Kritiken“ 1896, I, S. 95, 101. 313 О πρτος и πρτερος, сравнительной и превосходной степени у Луки см. и „The Expositor» 1904, VIII, p. 133. 314 См. еще Ant. Beck, Der Prolog des Lukas-Evangeliums (Amberg 1900), S. 42. Prof. Joh. Evang. Belser, Einleitung in das N. T, S. 2 126–127. Prof. Ad. Harnack, Die Apostelgeschichte, S. 50. Prof. James Moffatt, An Introduction, p. 286. 315 Сжатое изложение этого вопроса см. в статье проф. Otto Zöckler’a, Die Apostelgeschichte als Gegenstand hoherer und niederer Kritik в „Greifswalder Studien» (Gütersloh 1895), S. 109 ff. Ср. И. П. Николин , Деяния святых Апостолов, стр. 1 сл. Проф. Д. И. Богдашевский (архиеп. В а с и л и й), Опыты по изучению Священного Писания Нового Завета, вып. II: Книга Деяний Апостольских (Киев 1911), стр. 46 сл. 318 Так называет ее проф. Д. И. Богдашевский (архиепископ Василий), Опыты по изучению Священного Писания Нового Завета, вып. II, стр. 47, 6 . 319 Das Lukasevangelium und die Apostelgeschichte Werke desselben Verfassers (Halle a. S. 1880), где основнойтезис аргументируется вполне убедительно, хотя статистика разных сближений не всегда исправна. 320 Acta apostolorum (Göttingen 1895), p. 14 squ.; его же Philology of the Gospels, London 1898. См. еще T h. Vogel, Zur Charakteristik des Lukas nach Sprache und Stil (eine Laienstudie), Leipzig 1897; zw. Aufl. ibid. 1899. 321 Cm. Prof. Friedrich Blass. Grammatik des Neutes- tamentlichen Griechisch, Göttingen 1895, S. 3 ff.; 2 Aufl. ibid. 1902, S. 3 ff. 322 E b. Nestle даже ниходил (в „Philologus» LIX за 1900, S. 46 ff.) у Дееписателя отголоски Еврипидовской речи, но Prof. А I bert Thumb bыckaзaл(Die grechische Sprache im Zeitaltez des Hellenismus, Strassburg 19Э1, S. 226), что в этих пунктах был обиций источник в языке народном, из которого индивидуально черпали оба – и Еврипид и новозаветный автор.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010