Несмотря на свои великие труды и страдания св. Павел никогда ни пред кем не ласкательствовал, не унижался, не угождал человекам; его слово никогда не было в одно время и «да» и «нет» ( 2Кор.1:17 ). «У людей ли я ищу благоволения, или у Бога? Людям ли угождать стараюсь? Если бы и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» ( Гал. 1:10 ). Св. Апостол проповедывал искренно, «как от Бога, пред Богом во Христе» ( 2Кор.2:17 ). Он бесконечно любил верующих – своих духовных чад, нежно обходился с ними, подобно кормилице ( 1Солун. 2:7 ), каждого просил, умолял, убеждал жить достойно Бога ( 1Солун. 2:12 ), душу свою готов был положить за верующих. Он никогда духовно не насиловал последних, а радовался их собственною радостью ( 2Кор.1:24 ). Но св. Павел мог придти к верующим и с «жезлом», а не с духом любви и кротости, – там, где это требовалось ( 1Кор.4:21 ). Он бесконечно был смирен, любвеобильно прощал там, где обида касалась его лично, – где наглые враги обвиняли его в неискренности, коварстве, лести, в хождении «по плоти» ( 2Кор.2:17 и дал.; 2Кор.4:2 и др.). Но св. Павел строг и не пощадит там, где извращалась истина Христова, и тогда он готов, наказать всякое непослушание и противление ( 2Кор.10:6 ), всякую гордыню, восстающую на разум Божий ( 2Кор.10:4–5 ). Тут св. Павел напоминает нам древнего Илию Фесфитянина. К немощным в вере св. Апостол был снисходителен и научает всегда и нас этой снисходительности, чтобы, надмеваясь своим знанием, мы не подали соблазна своему брату ( 1Кор.8:9 и дал.). «Знание надмевает, а любовь назидает» ( 1Кор.8:1 ). Св. Павел был ко всем благосклонен, всегда готов был сделать законные уступки там, где дело не касалось существа. «Для иудеев я был, – пишет он, – как иудей, чтобы приобресть иудеев», т.е. имел в виду их законные преимущества, их национально-историческое наследие, их внешние обряды, не имеющие в христианстве значения, потерявшие здесь всякую силу. «Для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобресть подзаконных», – говорит св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bogdas...

Ныне немало людей, которые серьезно говорят: „К чему это? можно быть добрым человеком, ни во что не веруя“. Но как понимать это „ни во что не веруя“? Верите ли вы в человека, в его ничем незаменимую личность? Верите ли вы в абсолютную ценность добра? Но это, скажут, чисто научная вера, не имеющая религиозных предпосылок. А определила ли наука, что такое добро? Не разрешается ли для нее это понятие в простое признание выгодного, полезного, какое понятие всегда условно, относительно, ибо, что выгодно для меня, то может быть невыгодно для другого. Не является ли для положительной науки человек простым бездушным объектом?.. Любовь к человеку имеет религиозные основания, ибо, стоя на чисто научной точке зрения, можно сказать подобно некоторым социологам, что частная помощь бедняку вредна для общества, умножая только нищенство. Кому не известно, как часто холодна бывает в своих приговорах наука. Да и кого разуметь под этим „добрым неверующим человеком“? Того, кто не обижает, не грабит, не насильничает? Но это чисто отрицательные качества, которых далеко недостаточно. Никогда нельзя смешивать простую корректность с нравственною добротою. При таком смешении можно назвать добрым человеком и того, кто аккуратно платит по своим долговым обязательствам и сам не требует получки раньше срока. Без религиозной веры человек теряет источник самых чистых и светлых побуждений и может руководиться по большей части только узкоутилитарным соображением: „не вредить, потому что и мне могут причинить вред“. А велика ли нравственная ценность подобных побуждений? «Если любите любящих вас, какая вам за это благодарность? Ибо грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за это благодарность, ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за это благодарность? Ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же» ( Лук.6:32–34 ). Можно быть корректным человеком без веры, но добрым человеком нельзя быть, ибо нравственная доброта есть внутреннее очищение души, ее богоуподобление. «Любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете вы сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым» ( Лук.6:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bogdas...

Он есть Бог утешения ( Рим.15:5 ), «Бог всякия утехи» ( 2Кор.1:3 ). По слову Апостола, Он «утешает нас о всякой скорби нашей, яко возмощи нам утешити сущия во всякой скорби утешением, имже утешаемся сами от Бога» ( 2Кор.1:4 ). Кто страждет ради Бога и с помощью Божией, тот со Апостолом может сказать о себе: «мы повсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставляемы; низлагаемы, но не погибаем» ( 2Кор.4:8–9 ). Поэтому христианское терпение не подобно терпению древнего мудреца – мрачному, тупому, холодному, покоящемуся на презрении к другим. Оно терпение радостное и светлое, ибо соединено с утешительною надеждою на освобождение нас от страданий на ожидающую нас награду на небесах, в царстве славы, где наступит полное торжество правды. «Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех» ( Мф.5:12 ). «Блажен муж, иже претерпит искушение, зане, искусен быв, приимет венец жизни, его же обеща Бог любящим Его» ( Иак.1:12 ). «Недостойны страсти нынешняго времени к хотящей славе явитися в нас» ( Рим.8:18 ). Кто любит правду Божию, тот не должен от нее отрекаться, ибо это значило бы разрушить свою внутреннюю жизнь, отказаться от того, что составляет высочайшую ценность жизни. Поэтому терпение христианское есть терпение до конца, до положения самой жизни. «Претерпевый до конца, той спасется» ( Мф.24:13 ). И если обычное житейское терпкие закаляет нас, укрепляет нашу волю, то тем более, конечно, велики плоды христианского терпения. Терпение ради правды Божией дает нам возможность опытно познать всю силу, величие и сладостность этой правды, а чрез это укрепляется наша вера, делается драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота ( 1Пет.1:7 ). «Возлюбленные» – пишет Апостол: – «огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного; но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете. Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух славы, Дух Божий, почивает на вас; теми Он хулится, а вами прославляется.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bogdas...

Павел, усиливая свою высказанную мысль. «Для чуждых закона, как чуждый закона (не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу), чтобы приобресть чуждых закона» ( 1Кор.9:20,21 ), т.е. делал законные уступки язычникам, не имеющие значения в религии духа и свободы, в своей проповеди , обращенной к ним, употреблял врачевство, сообразное их болезни, возникшей на основе их особенного мировоззрения, особенного склада жизни; иначе говорил в синагоге, и иначе в Афинском ареопаге ( Деян. 17:22 и дал.). «Для немощных был как немощный», – уважал их безразличные для царства Божия воззрения на пищу, питие, соблюдение дней ( Рим. 14:1 и далее; 1Кор.8:7 и дал.), «чтобы приобресть немощных», – не оттолкнуть их от христианства требованием того, что не поставляет нас пред Богом ( Рим. 14:14–17 ; 1Кор.8:8 и дал.). «Для всех, – заключает св. Павел, – я сделался всем»: вникал в их положение и действовал соответствующим этому образом, ограничивал себя во имя любви Христовой, «чтобы спасти по крайней мере некоторых» ( 1Кор.9:22 ), – в одном случае призвать к Евангелию одних, в другом – других, а в общем – «больше приобресть» ( 1Кор.9:19 ). «Для иудеев я был, как иудей», – говорит св. Павел. Но ни от кого Апостол не претерпел столько бедствий и страданий, сколько от своих соплеменников, «которые, – говорит он, – убили и Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали, и Богу не угождают, и всем человекам противятся» ( 1Фес.2:15 ). Подлинно: «враги человеку – домашние его» ( Мф. 10:36 )!... Иудеи являлись постоянными возмутителями против св. Павла; своею клеветою они везде преследовали его, поднимая не один раз против него языческое население ( Деян. 13:50; 14:5; 17:5 и дал.); они обвиняли его и пред царями, и пред тогдашними владыками ( Деян. 18:12 и дал.; Деян. 21:27 и дал.; Деян.24:1 и дал.; Деян. 25:1 и дал.), преследуя его буквально как тень. Не один раз иудеи прямо растерзали бы св. Павла, если бы не взяла его под свою защиту римская власть ( Деян. 21, 27 и дал.), к которой Апостол всегда относился с великим уважением ( Рим. 13:1 и дал.).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bogdas...

Падение и восстание апостола Петра напоминает нам, братие, о наших собственных падениях и о необходимости нашего восстания от духовного сна. Мы многоразличным образом отрекаемся от Христа; есть нам в чем каяться. Оскудевает среди нас истинная и искренняя вера, иссякает христианская любовь, угасает христианское упование жизни и бессмертия. Нет между нами мира, нет единения, а враг сеет среди нас всякого рода вражду. Какая-то тайная и явная злоба разделяет нас; самому искреннему слову мы часто не верим. Истинное Христово нравоучение мы готовы считать каким-то низшим научением и выше всего ставим защиту себя, своих прав, свое собственное самолюбие, не щадя при этом личности других. Мы как будто совершенно забыли слово Господа нашего: любите враги ваша, благословите кленущыя вы, добро творите ненавидящим вас и молитеся за творящыя вам напасть и изгонящыя вы ( Мф.5:44 ). Апостол пишет: «Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Желаете – и не имеете; убиваете и завидуете – и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете – и не имеете, потому что не просите. Просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» ( Иак.4:1,2,3 ). Неприложимы ли эти слова святого Апостола к нам, к нашему времени? Мы враждуем, и завидуем, и нравственно убиваем других. Мы ничего не можем достигнуть, потому что только препираемся и творим всякого рода распри. Мы не имеем, нуждаемся, так как не просим у Бога: религиозное сомнение разъедает нас, а надеемся на свои собственные силы. А если просим, то просим не того, что действительно нам необходимо, что служит к нашему истинному благу, что подлинно нас возвышает, а желаем того, что удовлетворяет наши низменные чувственные вожделения. Есть, братие, нам в чем каяться. Апостол научает нас отложить, – сбросить, как ветхую одежду, «всякую злобу, и всякое коварство и лицемерие, и зависть, и всякое злословие» ( 1Пет.2:1 ). Эти пороки теснейшим образом связаны между собою.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bogdas...

Перестаньте искать!.. Вы Его не найдете, ибо Он исчез из вашего сердца!.. До чего довело это богоискательство видно из той беспощадной критики, которую произвели над нашей интеллигенцией сами же интеллигенты, приносящие „покаянные слезы“. Вот некоторые места этой критики. „Нет интеллигенции более атеистической, чем русская“. „Невежество нашей интеллигенции в вопросах религии поразительно“. „Русский интеллигент не знает никаких абсолютных религиозных ценностей“. „Народное миропознание и духовный уклад определяется христианскою верою“, а „интеллигенция, разрушая народную религию, разлагает и народную душу, сдвигает ее с ее незыблемых, вековых оснований. Уверуйте и тогда народ не будет чувствовать к вам недоверия и враждебности. „Между вами нет здоровых людей,– все желчные, угрюмые, беспокойные лица, искаженные какою-то тайною неудовлетворенностью; все недовольны, не то озлоблены, не то огорчены“. „Жизнь русского интеллигента – личная, семейная, общественная – безобразна и непоследовательна, а сознание лишено существенности и силы“. Вот результат современного богоискательства! Св. Апостол Павел, обличая неверие современных ему иудеев, говорит: «Как веровать в Того, о Ком не слыхали? Как слышать без проповедующего? И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: «как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!» ( Рим.10:14–15 ; Ис.52:7 ) ... Итак, вера от слышания, а слышание от слова Божия. «Но спрашиваю: разве они не слыхали? Напротив, по всей земле прошел голос их и до пределов вселенной слова их» ( Рим.10:18 ). Конечно, о неверующих нашего времени нельзя сказать, что они не „слышали“. Однако голос научения должен раздаваться сильнее и энергичнее, необходимо сообразоваться с нуждами и потребностями времени, а главное нужно помнить евангельское слово: «кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царствии Небесном» ( Мф.5:19 ). Неверие часто побеждается не столько доводами ума, сколько чистотою и высотою христианской жизни. Вера дает человеку жизнь, ибо она открывает ему область духовного, вечного, небесного и придает смысл нашему земному существованию.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bogdas...

Поэтому он не удержался и громким голосом сказал: «Безумствуешь ты, Павел! Большая ученость доводит тебя до сумасшествия» ( Деян.26:24 ). Вот как развращенность жизни плодит собою неверие! Спасительные глаголы жизни кажутся для нее безумием. Современный материалист и сенсуалист – душевный, по Апостолу, человек – «не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем нужно судить духовно» ( 1Кор.2:14 ). Христианство покоится на идеалистических основаниях, которые ныне в жизни так оскудели, ибо ищут, главными образом, реальных, осязательных выгод и преимуществ. Больше идеализма, и тогда и вера, имеющая своим предметом область идеального, найдет подходящую почву для своего развития в нашей душе. Нынешним материалистам и сенсуалистам нужно ответить словами св. Апостола Павла, сказанными римскому правителю: «Нет, достопочтенный Фест... я не безумствую, но говорю словами истины и здравого смысла» ( Деян.26:25 ). Нынешний космополитизм желает уравнять все и всех, забывая, – не говоря о другом, – как невыразимо тоскливо и мучительно было бы при этой всеобщей egalite (равности, фр.), которой вовсе не знает природа. И в отношении веры теперь настойчиво проводят мысль, что все религии или все веры равны. Но как понимать это равенство? В том смысле, что все религии субъективно удовлетворяют тех людей, которые их исповедуют? Но мало ли чему можно удовлетворяться? Нельзя поставить границу субъективизму и личному вкусу. Я удовлетворяюсь испорченным воздухом, не замечая его испорченности: я привык к нему и чувствую в нем себя хорошо, не имею потребности его переменять. Но из этого вовсе не следует, что все воздушные атмосферы одинаковы по своей чистоте, обилию кислорода, и что я не должен стремиться выйти из этой вредной атмосферы. Так и сущность религии не может быть определяема субъективною настроенностью, часто стоящей в безусловной зависимости от привычек, традиций, иногда просто нашей косности и неподвижности. Нельзя рассуждать: „Мне хорошо, а потому это и истинно“.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bogdas...

Пришли, – читаем в Евангелии, – и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать? Он отвечал им: ничего не требуйте больше определеннаго вам. Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованьем ( Лук. 3:12–14 ). Каждый будь справедлив, честно исполняй вверенное тебе Богом служение, в каком бы звании ни был, ходи достойно того звания, в которое ты призван, будь бесконечно далек от проявления какой бы то ни было несправедливости. Правда Христова не может быть вполне осуществлена в этом мире греха и тления. Здесь она встречает сильнейшие препятствия в нашем себялюбии, честолюбии, мамонослужении. Мы по слову Господа чаем нового неба и новой земли, на которых живет правда ( 2Петр. 3:13 ), где она царствует. Но мы должны жить так, чтобы христианская правда все более и более нас одухотворяла, проникала все наши взаимные отношения. Повинитеся Богу, – научает апостол, – смиритеся под крепкую руку Божию ( 1Петр. 5:6 ), повинитеся убо всякому человечу созданию Господа ради ( 1Петр. 2:13 ), повинуйтесь от души ( Кол. 3:23 ), по совести, повинуйтесь друг другу в страхе Божием ( Ефес. 5:21 ) – вот чего требует христианская правда. Мы ежедневно молимся: да приидет царствие Твое, а вместе с сим – да приидет правда этого царства. Существует божественное учреждение, основанное на земле, для того чтобы воспитывать людей, облекать их во Христа, облекать в совокупность христианских добродетелей и, таким образом, приводить их к Богу. Это есть Церковь Христова. Она столп и утверждение истины ( 1Тим. 3:15 ) и всякой правды. Она действует внутренним образом, подобно закваске, она должна постепенно оквасить все тесто ( Матф. 13:33 ). Она научает каждого из нас жить по правде Божией; она вводит животворные христианские начала в семью, в общество, в государство. Отделять государство от Церкви, о чем теперь некоторые говорят, это то же, что отделять тело от души, без которой тело мертво есть ( Иак. 2:26 ). Нет такой силы на земле, которая могла бы заменить собою великую, животворную, неисчерпаемую силу Церкви, ибо, основанная Христом, она есть неизменная носительница вечных, божественных христианских начал.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bogdas...

Св. Павел, как мы сказали раньше, добывал себе пропитание своими собственными руками, делая день и ночь. В его великих миссионерских трудах не помогали ему благочестивые жены христианки, разделявшие труды и подвиги других Апостолов и братьев Господа по плоти и самоотверженно служившие им, подобно Господу, от имений своих ( Лк. 8:3 ). Св. Апостола не сопровождали эти святые жены подвижницы, и захваченный в одно время болезнью в Галатии он был бы в беспомощном состоянии, если бы Галатийские христиане не приняли самого теплого участия в его страданиях ( Гал. 4:14, 15 ). К тому же св. Павел, в отличие от других Апостолов, кроме Иоанна, был девственник, и уже бл. Феодорит опровергал мнение, что св. Павел включает себя в число вдовцов (толкование к 1Кор.7:8 ). Великий благовестник язычников обнаруживает сверхчеловеческую энергию, которая имеет свою основу именно в силе, благодати Божией ( 1Кор.15:10 ). «Мы, – говорит он, – отвсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем» ( 2Кор.4:8–9 ). «Мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем» ( 2Кор.6:9–10 ). Ничто не может разлучить св. Павла от Бога и любви к Нему ( Рим. 8:38–39 ). Он силен был в слове, и в деле, и своим врагам, обличавшим его в том, то «в посланиях он строг и силен, а в личном присутствии слаб, и речь его незначительна» ( 2Кор.10:10 ), он отвечает: «…каковы мы на словах в посланиях заочно, таковы и на деле лично» ( 2Кор.10:11 ). Но вот враги, постоянно преследовавшие св. Павла, наконец, достигли своей цели. Благодаря их козням св. Апостол заключается в узы, – сначала кесарийские, а затем римские, и томится в этих узах много лет, лишенный свободы евангельского благочестия, окруженный только своими сотрудниками, иногда оставлявшими его, ввиду распространения евангелия, вынужденный, при своей невинности, защищать себя и свое дело, терпящий всякие нужды и лишения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bogdas...

Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь» ( 1Пет.4:12–16 ). Закон нравственной жизни таков, что добродетель всегда связана с трудами и тягостями. Великая душа познается именно в страданиях за правду. Страдать, и в тоже время делать добро, и не падать духом, и продолжать борьбу со злом, не давая ему никакой уступки, это великий подвиг, на который трудно решиться. Но нужно помнить, что «то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо» ( 1Пет.2:19 ). Необходимо мужаться, ибо Господь видит труд терпения и воздаст «по терпению дела благого» ( Рим.2:7 ). В нынешнее печальное время неверия и как бы намеренного изгнания веры из души человека не стыдитесь сказать, что вы веруете, – что вы христианин, православный христианин. В нынешнее печальное время пренебрежительного отношения к Церкви и ее уставам не стыдитесь сказать, что вы любите Церковь , как духовную свою мать, родившую вас, почитаете ее и подчиняетесь ей, как верной руководительнице в вашей духовной жизни. Ныне Христово учение, для всех, откровенное ( 2Кор.4:2–3 ), заменяется различными подпольными учениями, и не стыдитесь смело заявить, что вы защитник честного труда, защитник собственности и враг всякого насилия, в какой бы форме оно ни проявлялось. На место христианства ныне уже желают поставить какое-то «новое христианство ». А вы мужественно спросите: что это за «новое христианство», – что оно – скажем словами Апостола – «инаго Иисуса проповедает, его же не проповедахом, или Духа инаго приемлете, его же не приясте, или благовествование ино, еже не приясте» ( 2Кор.11:4 )? Нового христианства нет и не может быть, а верно только то, что мы живем не по-христиански, не осуществляем великих христианских заветов. Христианское терпение и соединенное с ним христианское мужество всегда необходимы, а особенно в нынешнее печальное время несомненной духовной расшатанности и духовного расслабления.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bogdas...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010