20, 18 с.). В некоторых отношениях гносис Валентина восполняет васи-лидианство, открывая новые пути приближения к христианству. Так, он близок к пониманию истории мира как Богочеловеческой трагедии, тем самым лучше уясняя спасающую деятельность Божества, для коего мир уже не безразличен. Но валентинианство возвращается от идеи творения к эманатизму прочих гностиков и тем разрушает идею Божьего совершенства. Видимо стремясь к большему восприятию христианства, оно еще резче, чем Василид, отделяет гностика от христианина, веру которого объявляет верой психика. Христианином Валентин не стал, но, не преодолев исконных противоречий гностицизма, уподобился Офису — поставив себя над Церковью, попытался извлекать из нее гностиков. Но благодаря поэтической красоте и глубине своих мифов, благодаря большей доступности своего учения и искусному аллегорическому толкованию (стр. 17) Библии и Евангелия, главное же, благодаря своей строгой аскетической жизни валентиниане сделались самой сильной гностической сектой. Маркион до последней возможности старался остаться в Церкви. Отлученный отцом своим, епископом города Синопа в Понте, он добивался признания от христианских общин в Малой Азии (в Эфесе, в Смирне) и, наконец, в Риме. Только отвергнутый и Римом (144 г.), он основал свою собственную церковь, общины которой рассеялись на пространстве от Галлии, Италии и Африки до Малой Азии, где они и существовали до X в., чтобы потом, слившись с манихеями, возродиться в болгарском богомильстве (XI— XII вв.) и западноевропейском катарстве, или альбигойстве (XI—χιν вв.). Маркионизм — церковь, соперничавшая с христианской и почитавшая себя истинной церковью Христа и Его величайшего ученика ап. Павла. Маркион не стремился к созданию стройного и продуманного учения, не заботился о теоретических доказательствах и решительно отвергал аллегорический метод в истолковании Писания, характерный для гностиков. Неукротимый последователь ап. Павла, он хотел сохранить и продолжить его дело, со всей остротой переживая противоречия закона и благодати, справедливости и любви, необходимости и свободы, добра и зла.

http://sedmitza.ru/lib/text/443069/

334 Никомах, Сатурнин, Василид, Валентин... – Никомах Геразенский (I в. н.э.), греческий математик и философ неопифагорейской школы; Сатурнин (II в. н.э.), сирийский гностик; Василид (II в. н.э.), сирийский гностик; Валентин (II в. н.э.), сирийский гностик. 335 «...Темного хаоса светлая дочь». – Неточная цитата из стихотворения Вл. Соловьева «На Сайме зимой» («Вся ты закуталась шубой пушистой...») (1894). У Соловьева: «Вся ты в лучах». 336 И ангелично – сознание На солнечных крыльях своих. – Из стихотворения Андрея Белого «Инспирация» («В волне золотистого хлеба...») (1914). 337 Открылось! Раскидывают светочи, как два крыла над ней. – Целиком приведено стихотворение Андрея Белого «Чаша времен» (1914). 340 Гус Ян (Hus; 1371–1415), чешский мыслитель, проповедник, идеолог Реформации. За выступления против продажи индульгенций и обличения духовенства был осужден собором как еретик и сожжен заживо, что вызвало взрыв народного недовольства в Чехии, вылившийся в гуситское революционное движение. 341 Бруно Джордано Филиппе (Giordano Bruno; 1548–1600), итальянский философ-пантеист и поэт, сожженный на костре в 1600 г. 342 «Свет Христов просвещает всех» – надпись славянской вязью на фронтоне правого крыла здания Московского университета (ул. Моховая, д. 9), где находится домовая церковь МГУ – храм мученицы Татианы, освященный в 1837 г. Надпись была сбита в 1919 г., за медлительность в исполнении декрета Совнаркома ректор университета М. Новиков попал под суд. Восстановлена в 2001 г. 343 ...рассуждениях Дионисия Ареопагита ... – В трактате Псевдо-Дионисия Ареопагита «О небесной иерархии» (V в. н.э.) подробно рассматриваются 9 чинов небесных умопостигаемых сущностей: серафимы, херувимы, престолы, господства, силы, власти, начальства, архангелы и ангелы, – каждый из которых сообщает свое знание Бога нижестоящему ангельскому чину. 344 «Вот – чаша благодатная, исполненная Дней...» – Из стихотворения Андрея Белого «Чаша времен» («Открылось! Весть весенняя!..») (1914). 345 «Белую лилию с розой Вечную истину мы обретаем»... – Первая строфа стихотворения Вл. Соловьева «Песня офитов» (1876).

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rel...

(Ратшин, стр. 15). Соловецкий монах Сергий, потом ипатьевский архимандрит, бывший очевидцем перенесения мощей Иоанна и Логгина Яренских в 1638 году, вскоре после того написал витиеватое сказание об этих чудотворцах, не лишенное литературного искусства и оригинальных приемов. Он говорит, что нашел о чудесах святых «на хартиях написано невеждами простою беседою, не презрех же сего неукрашено оставити». Еще в конце XVI в. Соловецкий монах Варлаам, живший в Яренге в качестве монастырского прикащика и приходского священника, написал тетради о явлениях и чудесах Иоанна и Логгина ( В.О. Ключевский , стр. 326). В «Иконописном Подлиннике»: «Иоанн подобием брадою, волосами и лицем, что Иоанн Предтеча, а риза, что на Алексие человеке Божии. Яренга река на Соловечьи губе. Логгин подобием рус, брада аки Козьмина, риза празеленная, как на Алексее человеке Божии» (Филимонов, стр. 36, 60). 314. Святый и праведный Стефан трудник иже бысть на Осинках у Окияна моря, преставися в лето седмь тысящь По Ратшину (стр. 4), трудник Соловецкий. Вероятно из числа учеников преп. Зосимы, погребенный в часовне подле соборной церкви Соловецкого монастыря. Не канонизирован. 315. Преподобныя отцы Василид и Филикс Корельскаго монастыря, святаго Николы чудотворца, у окиана моря, быша в лето 7000 В описании Николевского Корельского монастыря (Ист. Рос. Иерархии, VI, 629) о них не упомянуто; в книге Ратшина (стр. 10) сказано, что в этой обители «жили в древности, в числе братии, Василид и Филикс, оставившие по себе память благочестивых иноков; тела их погребены здесь». Хотя, тут же отдельно, упомянуто об Антонии и Филиксе Филипповых, но можно полагать, что они те же самые сыновья Марфы Посадницы от первого ее мужа, упомянутые выше (См. преп. Евфимий). 316. Преподобныя отцы Исаиа и Никанор иже на ручьях моря окияна новыя чудотворцы О житии их ничего не найдено. В «Иконописном Подлиннике» Филимонова значатся под 30 мая. Не канонизированы. 317. Преподобныя отцы Иона и Васиян Преображенскаго монастыря иже на Пертомине у моря окиана чудотворцы на Унской губе, преставишася в лето 7000 месяца ноября 6 день

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Бог Иудеев, был одним из этих ангелов, возмутившихся против Отца. Ангелы эти, сотворили мир; добрые сотворили род человеков преимущественно добрых, а злые – другой род по преимуществу злых. Христос, по мнению еретика этого, послан был на спасение добрых и на погубление злых. Сверх того, Карпократ полагал, что он и последователи его принадлежат к числу спасенных и никакое нечестие их осквернить не может, а потому, нисколько не утрачивая чистоты своей, могут они предаваться всякому разврату. Василид, учивший в Александрии, хотел усовершенствовать систему Сатурнина и, подобно ему, допускал безнравственное учение Николая и Карпократа; но пытался придать ему философское основание, а систему свою поставил под покровительство Главзия, толкователя Апостола Петра. Но он был скорее последователем Аристотеля 1040 и впал в большие заблуждения о божественной сущности. Все производил от Начала бесконечного и непостижимого, называя оное Отцом, от которого происходит множество существ ангельских, разделенных на различные степени. 1041 Начальником ангелов низшей степени был Бог Евреев, произведший расстройство в мире. Для устранения этого расстройства послал Отец свой Ум (νους), восприявший наружный вид человека Иисуса. Но когда Иудеи хотели распять Его, то Иисус принял вид Симона Киренейского, который и был вместо Него распят. Распятый, следственно, не Бог и покланяться ему не следует. Система Василида была, как видно, только изменением ереси Керинфа о Христе бесстрастном, отличном от Иисуса. Существа же его, божественные и ангельские, в эманации своей, следуют правилам, заимствованным из философии Аристотеля. К системе этой Василид добавлял еще некоторые учения из школы Пифагора, как например: учение о переселении душ или метемпсихозы. Учеников своих, также как Пифагор, он приучал к молчанию; но не допускал, подобно сему философу, соотношения между правилами арифметики о составлении чисел с правилами произведения существ, а доискивался до соотношений букв с числами. Священным числом было у него триста шестьдесят шесть, что, выраженное буквами греческими, составляло слово Абраксас, это было именем вечного начала или верховного Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

отдельную научную область с огромной литературой на всех европейских языках. Обзор найденной гностической библиотеки, изданий и переводов см., например, в CPG 1175–1222 (гност. евангелия: CANT 28–32). На русский язык переведена только часть сочинений из Наг-Хаммади (см. указанные ниже переводы трактатов: II, 1–7; III, 1; 2 (=IV, 2); 4; IV, 1; V, 2; VI, 2; 3; VII, 3; 4; IX, 3). Из дореволюционных работ на русском языке о гностицизме сохраняет значение книга: Поснов М. Э. Гностицизм II века и победа христианской Церкви над ним. Киев, 1917, репринт: Брюссель, 1991. Значительно устаревшая литература: Придик Ε. М. Гностический амулет неизвестного происхождения//Журнал Министерства народного просвещения. 1901. Ч. 336. 8. С. 91–96 (с таблицей); То же: Commentationes Nikitianae: Сб. ст. по клас. филол. в честь П. В. Никитина. СПб., 1901; Соловьев В. С. Собр. соч. Т. 9 (доп.). СПб., 1907, статьи из энцикл. слов. Брокгауза–Ефрона: Валентин и валентиниане (с. 56–62), Василид (с. 62–64), гностицизм (с. 97–102); Троицкий В. А. Гностицизм и Церковь в отношении к Новому Завету: Пробная лекция//БВ. 1911. 7–8. С. 493–526 (и отд. оттиск); Николаев Ю. В поисках за божеством: Очерки из истории гностицизма. СПб., 1913. 526 с. (переизд.: Киев, 1995. Автор книги – Ю. Н. Данзас, см. о ней: Духовный путь Ю. Н. Данзас//Символ 37. 1997. С. 7–103; Шкаровский М. Русские католики в Санкт-Петербурге (Ленинграде)//Символ 38. 1997. С. 83–142, биогр. справка на с. 139–140); Карсавин Л, . П. Глубины сатанинские: Офиты и Василид//Феникс. М., 1922. Вып. 1 (переизд.: Он же. Малые сочинения. СПб., 1994); Древе А. Происхождение христианства из гностицизма/Пер. с нем. М.: Безбожник, 1930. 366 с. Из новой и новейшей литературы: Сидоров А. И. Современная зарубежная литература по гностицизму: (Критико-аналитический обзор)//Современные зарубежные исследования по античной философии: Реф. сб. М., 1978. С. 168–189; Неверов О. Я. Гностические геммы, амулеты и перстни юга СССР//ВДИ. 1979. 1. С. 67–72; Трофимова М. К.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Р. 474 – 475), с одной стороны, являлось уступкой языческим кругам (представителям сенаторской аристократии и интеллигенции), преследование которых Юстиниан начал вскоре по приходу к власти (осенью 529 г.) (Malal. Р. 449), с другой стороны, означало возврат, хотя и весьма кратковременный, к традиции, согласно которой префектуру претория Востока возглавляли известные юристы. В изображении Прокопия и Иоанна Лида Фока является полной противоположностью Иоанну Каппадокийскому. Эти современники рисуют Фоку человеком мягким, с прекрасными манерами, великодушным и неподкупным. См.: Н.а. XXI. 6; Joan. Lyd. III. P. 72 – 76. Префектура Фоки продолжалась недолго: с середины октября 532 г. (поскольку империя испытывала нехватку в деньгах) пост префекта претория Востока вновь занял Иоанн Каппадокийский. В 542 г. судьба вновь столкнула двух этих людей. Иоанн Каппадокийский, сосланный в результате опалы, последовавшей в 541 г., в г. Кизик, был обвинен в убийстве местного епископа. Дело расследовалось специальной комиссией из пяти сенаторов, в состав которой входил и патрикий Фока. См.: Ех de ins. Р. 172 – 173. В 445 – 446 гг. во время очередного гонения на язычников, развернувшегося на этот раз по инициативе Иоанна Эфесского, Фока вынужден был покончить с собой. См.: Stein E. Histoire... P. 371. 195 Василид так же, как и Фока, входил в первую комиссию по изданию «Свода гражданского права». Принимая участие в составлении Кодекса Юстиниана, в отличие от Трибониана, подходившего к законодательству творчески (Honoré Т. Op. cit. Р. 53) и потому ограничивавшегося зачастую изложением точки зрения того или иного юриста, Василид цитировал древних юристов дословно (Honoré Т. Op. cit. Р. 236). Занимал в период составления свода пост префекта Иллирии и именовался бывшим префектом претория Востока, должность которого, вероятно, исполнял в правление Юстина I. В 531 – 532 гг. находился на посту магистра оффиций. Должность квестора, на которой он оказался в ходе восстания Ника, исполнял до конца 534 г., уступив ее Трибониану.

http://azbyka.ru/otechnik/6/vojna-s-pers...

Если справедливо, что Андрей Васильевич погребен был у церкви Бориса и Глеба, то после он перенесен бил в общий усыпальный храм князей – Архангельский собор. Анна Всеволодовна (Янка), княжна, дочь вел. князя Всеволода Ярославича, девою принявшая монашество, для которой отцом ее был построен особый монастырь, – Андреевский Янчин, прекративший свое существование в нашествие Монголов, и которая скончалась 3-го Ноября 1113-го года (в каталогах ее кончина полагается 18-го Мая 1086-го года, но 1086-й год есть год, а 18-е Мая, вероятно, есть день ее пострижения). Антоний Корельский, см. Василид и Филикс. Антоний Кожеозерский, подвижник Кожеозерского монастыря, современный основателю последнего преп. Серапиону, преставившийся в лето 7000, т. е. вероятно, как наибольшею частью должны быть понимаемы круглые цифры, в неизвестном году, 27-го Июня. См. в предшествующем списке сл. Серапион Кожеозерский. Антоний на Купле, Вологодский чудотворец, 6 Марта. Должно думать, что подвижник Александрова Куштского монастыря, ибо другого Куштикого монастыря неизвестно. Антоний епископ Ростовский, чудотворец, занимавший кафедру с 1328-го по 1336-й год (у преосв. Сергия). Антоний и Филипс. См. Василид и Филикс. Антоний, пронзенный стрелою. Инок Чудова монастыря, во время крестного хода, который 2-го Июля 1451-го года, по случаю осады Москвы Ногайским царевичем Мазовшею, совершал по стене Московского кремля св. митр. Иона, пораженный татарскою стрелою тотчас после того, как предсказал осажденным избавление от неприятеля (см. у гр. 471; cfr Kapaмз. V. 200). Анурий (Ианнуарий), ученик преп. Зосимы Соловецкого (у преосв. Сергия. В Соловецком Патерике нет). Аркадий Дорогобужский, ученик Герасима Болдинского и затворник его монастыря. Арсений, архиепископ Суздальский, родом Грек, бывший Галасунский (Елассонский), скончавшийся 29-го Апреля 1630-го года. 605 Арсений, Новоторжский чудотворец, (у преосв. Сергия). – Неизвестный (Может быть, ошибочно вместо Аркадий, о котором см. в предшествующем списке).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Но спросить должно Василида: на каком основании к такому множеству ведешь нас, мудрец, а не к Началу паче, то есть, к единому Богу Вседержителю? По всему, говоря так или иначе, единым Виновником всего признать должно Владыку. Но и касательно предположения о Христе ответствуй, слагатель баснословного этого произведения. Если распят Симон Киринейский, то не Иисусом совершено наше спасение, а Симоном, и мир не может надеяться, что спасется Иисусом Христом, Который не страдал. Не может спасти и Симон, будучи не иное что, как простой человек. А вместе клеветою своею и осуждает Василид единородного Сына Божия, если благой Господь вместо Себя другого предал насильственной смерти. И такое дело будет какою-то уже грезою, лучше же сказать, чем-то недобрым и ухищренным, если Господь, с какою-то ухищренностью скрыв Себя Самого, предал за Себя другого. И твое буесловие, Василид, клевещущее на истину, окажется не имеющим силы, но обличаемым самою истиною, как вводящее этот несостоятельный вымысел. Гл. 9. Ибо сего ересеначальника всем обличает истина в ветхом и в новом завете. Всякому явно, что Христос добровольно изшел на страдание, и по собственному Своему желанию, по воле Отца Своего, по благоволению Святого Духа принял плоть, вочеловечившись среди нас, в совершенстве Сущий Бог, из начала рожденный от Отца безначально и безлетно, в последние же дни не погнушавшийся пребыть во утробе Девы, Создавший Себе плоть, родившийся истинно, и вочеловечившийся действительно, чтобы в сей самой плоти за нас пострадать, и отдать душу за овец Своих. Посему обличает еретиков, говоря: се восходим во Иерусалим, и Сын человеческий предан будет, и убиен: и в третий день воскреснет ( Мк. 10:33,34 ), и сынам Зеведеевым сказав: можета ли пити чашу, юже Аз имам пити ( Мф. 20:22 )? Так и апостол Петр говорит: умерщвлен быв плотию, ожив же Духом ( 1Пет. 3:18 ); и еще: Который пострадал за ны плотию ( 1Пет. 4:1 ). И еще Иоанн сказует: если кто не глаголет Христа во плоти пришедша: сей есть антихрист ( 1Ин. 4:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

Уже при самом основании Коринфской церкви у некоторых членов ея возникают сомнения и вопросы касательно возможности воскресения умерших. В разъяснение этих недоумений Апостол подробно раскрывает христианские вероучение о воскресении и будущей жизни в 1Кор. 15 -й главе, коей частию подражание и частию сокращение представляет и наш апокриф. Зародыш гностико-еретического отрицания воскресения и стоящего в связи с ним неверия в будущую жизнь и конечное торжество правды Божией видим в „лжеименном знании – ψευδω νυμος γνωσις“, обличаемом в Пастырских посланиях ( 1Тим. 1, 20–4, 1–6, 20 , 2Тим. 1, 9–10 , – 2, 8.11.17–18, – 3, 6–9. Ср. Иуд. 2–4 ). Сюда же, быть может, надо присоединить и Николаитов Апокалипсиса (2, 6.15) 117 . Лжеучение это обличает св. Поликарп 118 . По свидетельству знатоков древнехристианской ереси, отрицание воскресения составляло особенность если не всех, то большинства сект. Св. Епифаний (IV в.) говорит, что „воскресение плоти отрицали многия из ересей“ 119 »). А св. Ириней, более древний (II в.) и глубокий знаток первохристианской ереси, от которого в большой зависимости стоит и Епифапий, в одном месте угрожает всем еретикам вообще, что ”они воскреснут во плоти, хотя н не желают этого, дабы узнать силу Воскрешающого их из мертвых, но по причине своего неверия они не будут причтены к праведникам” 120 . И действительно, обозревая длинный ряд еретиков первохристианской эпохи, мы не встречаем почти никого, кто не отрицал бы новозаветное учение о воскресении мертвых. Так уже архиеретик Симон должен был держаться этого заблуждения, так как учил о душепереселении, хотя прямое указание на это находим у одного только Епифания 121 . Но ближайшие ученики Симона – Менандр 122 и Сатурнин 123 ясно выражают ото лжеучение. Тоже лжеучение разделяли: Офиты 124 , Валентин 125 , Кердон и Маркион 126 , Василид 127 , Карпократ 128 , Гераклеон 129 , Апеллес 130 , Гермоген 131 , Марк 132 и вообще гностики и докеты 133 . Из этого краткого сопоставления указанных в апокрифе лжеучений с данными древне-христианских ересеологов видим, что все эти лжеучения, встречаясь в такой или иной мере ясности, полноты и последовательности у всех еретиков первых двух веков, – наиболее полно, ясно и сильно выражены у последователей той школы, коей глава назван в самом апокрифе, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Скачать epub pdf Житие преподобного отца нашего Николая Исповедника, игумена Студийского Память 4 февраля Преподобный отец наш Николай родился 1158 на острове Крите 1159 , в селении, называемом Кидониею, откуда был родом и святой мученик Василид, пострадавший в числе десяти мучеников на острове Крите. Родители блаженного Николая были христиане. В раннем детстве он был отдан обучаться слову Божию. Когда же отроку исполнилось десять лет, и он уже достаточно навык в чтении священных книг, родители отослали его в Константинополь, к дяде его, блаженному Феофану, который был иноком в Студийской обители 1160 . Феофан любезно принял своего племянника и отвел его к игумену Студийской обители, преподобному Феодору . Преподобный Феодор, провидя, что отрок имеет быть избранным сосудом Божиим, благословил его и велел ему до времени оставаться вне монастыря, в особом здании, где помещалось училище для юношей. Когда же Николай пришел в возраст, игумен, видя его благоразумие, а равно кроткий и смиренный нрав, поместил его внутри монастыря и постриг в иноческий чин. После нескольких лет добродетельной жизни в монастыре, игумен принудил Николая принять и священство. Сюда же в Студийскую обитель пришел к Николаю и родной его брат, по имени Тит. Он бежал с острова Крита после нападения на остров сарацын 1161 , и пришел к брату с печальною вестью, что родители их уведены в плен. Тит с великою скорбью и слезами передавал это известие брату. Николай, получив столь скорбную весть, хотя и болел сердцем о родителях, но старался утешить брата, увещевая его не скорбеть. – Так угодно было Богу, – говорил он брату, – ибо без воли Его не падает и волос с головы (ср. Мф.10:30 ; Лк.12:7 ). Он знает, что делать для пользы человека. Посему возложим на Него нашу печаль, и промышление о наших родителях. Нам же нужно самим заботиться о том, чтобы не быть плененными похотью плотскою и прелестями века сего, и чтобы рука невидимых врагов не отвела нас в землю тьмы и мрака непросветного. Тит умилился и утешился этими словами брата и, по настоянию его, был пострижен и сам сделался добрым иноком.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010