Средства к освобождению от зла, сообщенные Христом и сохраняемые гностиками, это – возвышение духа над материей при руководстве гносиса, борьба с ней и, наконец, действительная победа духа при посредстве аскетизма. Сирийские гностики, преимущественно перед Александрийскими, рекомендовали аскетизм, как средство к уничтожению материи и освобождению от нее, запрещая употреблять в пищу мясо, вино и пр., и, особенно, вступать в брак, так как все это есть служение сатане. В некоторых сектах Сирийского гносиса аскетизм сменился нравственной распущенностью, что, по мнению сектантов, также вело к поруганию и уничтожению материи. Для таких еретиков всякий нравственный закон представлялся только ограничением свободного духа, переходящей формой, которая не должна стеснять человека, достигшего высшего гносиса. Еретики, державшиеся подобных взглядов, составляют разряд гностиков антиномистов . Последним актом мировой жизни, по представлению всех гностиков, должно быть восстановление всего, т.е. восстановление первобытного дуализма; причем духовный элемент сольется со своим источником, а материя обратится опять в состояние хаотическое, из которого была вызвана». Из представителей Александрийского гносиса наиболее известны: Василид , родом из Сирии, основавший свое еретическое общество в Александрии около 125 г. (василидиане существовали, главным образом, на западе до 4 в). Валентин , родом иудей из Александрии, принявший христианство. Три раза его отлучали от Церкви. Секту основал на о. Кипр, где умер около 160 г. Последователи его назывались валентинианами и существовали в 4 в. и даже позднее. Из представителей Сирийского гносиса более замечательны: Тациан , родом из Ассирии, ученик св. Иустина Философа , после смерти которого, возвратившись на Восток, уклонился в ересь (он проповедовал особенно строгий аскетизм, запрещая употребление вина даже в евхаристии. Его последователи получили название энкратитов , а вследствие употребления одной воды при совершении евхаристии – идропарастов, аквариан) .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Средства к освобождению от зла, сообщенные Христом и сохраняемые гностиками, – это возвышение духа над материей, при руководстве гносиса, борьба с нею и, наконец, действительная победа духа при посредстве аскетизма. Сирийские гностики, преимущественно пред александрийскими, рекомендовали аскетизм как средство к уничтожению материи и освобождению от нее, запрещая употреблять мясо, вино и прочее, и особенно вступать в брак, так как все это есть служение сатане. Впрочем, аскетизм в некоторых гностических сектах сменился нравственной распущенностью, что, по мнению сектантов, также вело к поруганию и уничтожению материи. Для таких еретиков всякий нравственный закон представлялся только ограничением свободного духа, переходящей формой, которая не должна стеснять человека, достигшего высшего гносиса. Еретики, державшиеся подобных взглядов, составляют разряд гностиков-антиномистов. Последним актом мировой жизни, по представлению всех гностиков, должно быть восстановление всего, то есть восстановление первобытного дуализма; причем духовный элемент сольется со своим источником, а материя обратится опять в состояние хаотическое, из которого была вызвана. Главнейшие представители александрийского и сирийского гносиса. Из представителей александрийского гносиса более замечательны: 1) Василид, родом из Сирии, основавший свое еретическое общество в Александрии около 125 года. Система Василида, кроме дуализма, представляет особенно богатое развитие эманации эонов. Последователи его, василидиане, склонявшиеся более к сирийскому гносису, существовали, главным образом, на Западе до IV века. 2) Валентин, родом иудей, из Александрии, принявший христианство. Около 140 года он пришел в Рим, чтобы распространить свое учение, но три раза был отлучаем от Церкви, после чего удалился на остров Кипр, где и основал свою секту; умер около 160 года. Система Валентина замечательна как богатством фантазии в описании развития жизни эонов, так и строгостью мысли и последовательностью изложения. У Валентина истечение эонов совершается попарно: из верховного существа, которое у него называется «глубиною», истекают «мысль и молчание», из этих – «ум и истина», а из последних – «слово и жизнь» и так далее до 30 эонов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Хотя Василид не может быть вполне назван дуалистом, он, однако же, учил, что во всей природе происходит постоянное нападение зла на добро, «подобно ржавчине на сталь» 125 , и что цель настоящего состояния – дать душам людей (которые, как происшедшие от Бога, никогда не могут погибнуть, но должны возвратиться к Нему) способность освободиться от зла. Знание Бога ослабело среди людей; сам архонт, хотя и служивший орудием верховного Существа в даровании закона, сам не знал его истинного характера, его духовного значения и подготовительной роли, что могли понимать только духовные среди иудеев. С целью поэтому просветить человечество, освободить его от ограниченной системы архонта и дать ему возможность подняться к Верховному, первородный эон Нус или разум сошел на Иисуса, святейшего из людей, во время Его крещения 126 ; и через это проявление архонт впервые узнал о своем действительном месте в лестнице вселенной. Позднейшие василидиане полагали, что он пришел в отчаяние от этого открытия, так что он внушал иудеям преследовать Иисуса; но неизвестно, разделял ли это воззрение сам основатель секты, или же он полагал, что архонт благоговейно примирился с сообщением о своем низшем положении 127 . Учение об искуплении было несовместимо с началами Василида. Он не допускал никакого другого оправдания, кроме оправдания через усовершение в освящении, и заявлял, что каждый страдает за свои собственные грехи. Бог , говорил он (прощает только такие грехи, которые делаются невольно или в неведении 128 ); все другие грехи должны быть искуплены, и пока не совершилось искупление, душа должна проходить под водительством своих ангелов хранителей через одно тело за другим, не только через человеческие тела, но и через тела низших существ 129 . Таким образом всякое страдание, которое не может быть объяснено видимой причиной, должно считаться очищением греха, совершенного в каком-нибудь прежнем существовании, причем смерть невинных должна считаться наказанием зародышей зла, которое возникло бы, если бы жизнь их продолжалась.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Неутолимая жажда знаний и деятельности перебрасывает его из Персии в Египет, который привлекал к себе своею мудростью многих и многих гностиков. Здесь он, очевидно, расширяет свои познания и придает своей системе настолько философский характер, что Ипполит 973 считает ее сколком с учения Аристотеля. В Египте развил Василид большую деятельность. Епифаний 974 упоминает о многих местах, где он проповедывал. Свое учение Василид распространял не только устно, но и посредством своих сочинений. По свидетельству Оригена 975 , «дерзнул и Василид написать евангелие по Василиду“. По изследованию Цана 976 , это евангелие представляло собою извлечение из евв. Матфея, Луки и Иоанна. В доказательство своего права изменять евангельский текст Василид мог ссылаться на то обстоятельство, что он ученик Главка и ему известны «таинственныя беседы“ Господа, переданные чрез Матфея 977 . По словам Агриппы Кастора 978 , «Василид написал 24 книги на евангелие“. Цан 979 устанавливает, что в основу этих 24 кн. «толкований“ 980 или «трактатов“ 981 – было положено собственное евангелие Василида, и на него был составлен обширный комментарий. Кроме того Василид написал оды, не сохранившиеся до нас 982 .– Рядом с Василидом действовал в Египте его родной сын и ученик Исидор. Он также известен своими сочинениями. Климент Ал. приписывает ему сочинения: «θικα“ 983 или «О приросшей душе“ (Περ προσφυος ψυχς) 984 и не менее, как две книги толкований на прор. Пархора 985 .– 07. Очевидно, широкая и энергичная деятельность Василида и Исидора угрожала большою опасностью верующим. Почему Климент Алек., стараясь предотвратить опасность, подвергает основательной критике систему отца с сыном, хотя только и попутной.– Что касается хронологических данных относительно жизни и деятельности Василида и Исидора, то, как и ранее мы имели случай говорить 986 , определенность, точность здесь невозможна. Ириней (I, 24, 1, 3) не делает даже попытки установить хронологические даты жизнедеятельности Василида. Но от него зависимый Феодорит 987 положительно говорит, что Саторнил и Висилид – «оба жили в царствование импер.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Далее Василид говорит, что из мирового семени рождаются два архонта, или правителя мира (демиурга). Первый, или великий архонт, чье величие, красота и сила не поддаются описанию, создает эфирный мир, или высшие небеса, так называемую огдоаду; второй – творец и правитель низшего планетарного неба под луной, гебдомады. Василид предполагал, что всего существует триста шестьдесят пять небес, или кругов творения 894 , по количеству дней в году, и называл их мистическим именем Абрасакс или Абраксас 895 , числовое значение которого, написанного греческими буквами, равно 365 896 . Это имя означает также великого архонта или правителя 365 небес. Позже оно стало использоваться в магических заклинаниях с разнообразными странными изображениями, «геммами Абраксаса», многие из которых сохранились до сих пор. Каждый из двух архонтов, по высочайшему повелению, рождает сына, который намного превышает своего отца, передает ему полученное от Святого Духа знание о высшем мире духов и замысле искупления и ведет его к покаянию. Так начинается процесс искупления, или возвращения тоскующих детей Божьих, то есть духовных, к над–мирному Богу. Он осуществляется христианством и заканчивается завершением, или апокатастасисом всего сущего. Подобно Валентину, Василид также говорил о трех ипостасях Христа: сын первого архонта, сын второго архонта и сын Марии. Но в основе всего лежит один и тот же принцип, стремления духовных натур вернуться из мирового семени в изначальное единство. Страдания Христа были необходимы, чтобы удалить телесные и физические элементы, принесенные Им с Собой из первозданного смешения (σγχυσις αρχικ). После смерти Его тело вернулось в бесформенный вид (αμορφα); Его душа восстала из могилы и остановилась на гебдомаде, или планетарном уровне, которому она принадлежит; дух же Его, совершенно очищенный, поднялся над всеми сферами творения к блаженному кругу первого сыновства (υτης) и общению с Богом, Который не существует или выше всего сущего. Таким же образом, вместе с Иисусом, первым плодом, все остальные духовные люди должны очищенными подняться туда, где их родина, и пребывать там. Ибо все, что пребывает на своем месте, нетленно; то же, что выходит за свои природные границы, умирает. Василид цитирует отрывок из Павла о стенании и мучениях творения, ждущего откровения сынов Божьих ( Рим. 8:19 ). В процессе искупления он придавал вере (pistis) больше значения, чем большинство гностиков, и в его определении веры звучат отголоски Евр. 11:1 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Одним из самых ранних ученых–гностиков был Василид, учивший в Александрии в правление императора Адриана (117–138). Ириней 193 и Ипполит 194 по–разному передают содержание его учения, однако большинство ученых согласны в том, что Ипполит делает это аккуратнее, в то время как Ириней дает популяризованную форму системы Василида. Поскольку гностические доктрины постоянно и быстро эволюционировали, церковным полемистам не было дела до исторических разысканий. Они разоблачали учения в тех формах, в которых те влияли на жизнь Церкви. В 30–е гг. II века Василид написал значительный труд в 24 книгах под названием «Экзегетика». До нашего времени дошло лишь несколько фрагментов. Согласно Гегемонию 195 , в 13–й книге толковалась притча о богаче и Лазаре 196 . Здесь же он приводит утверждение из Послания апостола Павла к Римлянам: «Я жил некогда без закона» (7:9) 197 . Ориген замечает, что Василид толковал отрывок из Послания к Римлянам о твари, которая совокупно стенает и мучается, ожидая откровения сынов Божьих (8:19) 198 . У Иринея мы узнаем (Против ересей I. 7, 2; III. 18, 6), что Василид отрицал реальность страданий Иисуса на кресте. На своем пути к Голгофе Иисус передал крест Симону Киринеянину, которому Он вверил и свой облик. В результате Симон был распят под видом Иисуса, а настоящий Иисус Христос стоял рядом невидимый, в облике Симона, посмеиваясь 199 над своими врагами, а затем восшел к Отцу. По Клименту Александрийскому (Строматы 7, 17), последователи Василида хвастались, что их учитель получил особые сведения у некоего Глоция, который, как было сказано, был переводчиком апостола Петра. 10 2. Карпократ Карпократ, платоник из Александрии, в начале II века основал, согласно Иринею(Против ересей I. 25), гностическую секту. Он считал, что Иисус был сыном Иосифа, таким же, как другие люди, но прекрасно помнил то, что видел в сфере несотворенного Бога. Поэтому на него сошла сила от Отца, чтобы он мог избегнуть ангельских творцов мира. По Иринею и Ипполиту, карпократиане практиковали магические обряды, обращались к родовым духам и демонам, посылающим сновидения. Эта была первая известная секта, где использовались изображения Христа, которые были вариациями псевдооригинала, якобы принадлежавшего Понтию Пилату.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kanon-n...

Молодой воин, очень любимый царем, по имени Георгий, бесстрашно обличал суетность идолопоклонства, и самые жестокие истязания не могли склонить его отречься от Христа, как того требовал Диоклетиан. Бог помогал молодому христианину, чудесно врачуя его раны и даруя ему власть творить чудеса. Эти дивные проявления силы Божией изумляли язычников, и многие из них обращались. Супруга Диоклетиана, царица Александра, пораженная дивной силой Божией, громогласно исповедала, что и она христианка; она была осуждена на казнь, но предала душу Богу прежде, чем ее коснулся меч. Юный воин претерпел казнь и славен в нашей Церкви под именем великомученика Георгия Победоносца. Другой молодой воин по имени Севастиан, из дворцовой стражи, посещал темницы, где содержались христиане, ободрял узников и славил подвиг их. Два брата, осужденные на казнь за исповедание веры Христовой, склонились было к отречению, видя слезы родителей и жен своих. Севастиан увещаниями своими возвратил их к долгу и, обратив многих ко Христу, сам сподобился мученической смерти: его пронзили стрелами и потом забили до смерти палками. Вместе с ним пострадало великое множество христиан. Святая Потамиена, молодая рабыня редкой красоты, была предана на казнь господином своим, который донес на нее, что она христианка. Ее мучили ужасным образом и, наконец, медленно опустили в котел с кипящей смолой. Во время допроса и истязаний присутствовавший народ осыпал девицу ругательствами; но один воин по имени Василид, тронутый ее терпением и кротостью, старался, сколько мог, ограждать ее от оскорблений разъяренной толпы. Потамиена поблагодарила его и обещала, что по смерти станет молить Господа о спасении его. Прошло несколько времени. Однажды товарищи Василида по какому-то случаю требовали от него клятвы. Он сказал, что клясться не может, потому что он христианин. Ему не поверили, – подумали, что он шутит; но он повторил исповедание свое, и его отвели к судье. И тут Василид продолжал утверждать, что он христианин, и судья велел заключить его в темницу. Некоторые христиане, услышав об этом, посетили его и расспрашивали о причине такого внезапного обращения. Василид рассказал им, что, через три дня после казни Потамиены девица явилась ему и, возложив на голову его венец, сказала, что она исполнила обещание свое, и что он скоро умрет за имя Христа. Василид в темнице принял Святое Крещение и вскоре затем был казнен как христианин.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Писатели третьей группы: еретики Василид, Карпократ, Валентин, Птоломей, Гераклион и Маркион, и язычник Цельс. Василид жил в Александрии и стал известен около 125 года. Он составил 24 книги толкований на Евангелия; а что эти толкования были объяснением наших Евангелий, об этом, по мнению Тишендорфа, можно заключить из слов Агрипы Кастора, приводимых Евсевием, так как он утверждал, что Василид всю совокупность Евангелий принимал как одно целое. Это предположение подтверждается свидетельством Ипполита, что Василид буквально приводит выдержки из Евангелий Иоанна и Луки, применяя их сообразно своей системе. Он же указывает и на повествование Матфея о звезде, явившейся волхвам (Тишендорф. Когда написаны наши Евангелия). Карпократ , современник Василида. Излагая его учение и касаясь, между прочим, веры его в переселение душ, святой Ириней говорит, что он и его последователи основывались на следующих словах Иисуса Христа, заимствованных ими из Евангелия Матфея (5, 25 и 26) и Евангелия Луки (12, 58): Когда ты идешь с противником своим, то постарайся освободиться от него, чтобы он не привел тебя к судье, а судья не отдал тебя истязателю, а истязатель не вверг тебя в темницу. Истинно говорю тебе: не выйдешь оттуда, пока не отдашь и последней полушки (Ириней. Кн. 1. Гл. 25, 4). Валентин , родом египтянин, жил в Александрии, около 140 года прибыл в Рим, умер в 160 году. Он был основателем особой секты еретиков, известных под именем валентиниан. Стремясь к разрешению вопросов о происхождении Бога, мира и человека, добра и зла, Валентин многое заимствовал из древних религий востока и учений греческих философов и все это хотел примирить с христианством, но составил нелепейшую, туманно-фантастическую систему. По мнению Тишендорфа, характеристической особенностью системы Валентина служит терминология, заимствованная из Евангелия Иоанна. " В этом, - говорит Тишендорф, - видно столь неоспоримое отношение их, первой к последнему, что, при отрицании зависимости Валентина от Иоанна, остается только допустить зависимость последнего от первого.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

Но, из послания Киприана и собора африканских пастырей к паствам леонской и астурийской 734 , откуда только и можно заимствовать современный этому событию сведения о нем, открывается, что Василид и Мартиал, за многие преступления лишенные епископства, не хотят покориться этому определению своих церквей, Василид идет в Рим и обманом убеждает Стефана возвратить ему – Василиду епископство; паствы леонская и астурийская, поставив епископами Сабина и Феликса на место низложенных, не думают исполнять волю Стефана, напротив, отправляют Сабина и Феликса к Киприану и карфагенскому собору, с письменной жалобой – прямо на самозванцев епископов, а косвенно – на Стефана, и с просьбой, чтобы африканские епископы облегчили их – Испанцев утешением или решением; – в послании своем, прямо против решения епископа римского, пишут, что Василид и Мартиал, запятнав себя свидетельством в идолослужении (libello) и связав себя сознанием скверных дел, не должны нести епископство и исправлять обязанности священства Божия. – Киприан с целым собором африканских пастырей выслушивает эту жалобу на самозванцев епископов и римский суд, – одобряет решение леонцев и астурийцев, противное воле Стефана, – дает, наконец, мысль, что в правое дело отдельной церкви Стефану и мешаться не следовало. Соборное Киприаново послание гласит, между прочим: «по божественному преданию и апостольскому обычаю, должно хранить и содержать тщательно, что содержится и у нас, и почти во всех странах, чтобы, для совершения правильного рукоположения, к тому народу, для которого поставляется предстоятель, сходились все ближайшие епископы той же провинции, и чтобы епископ избирался в присутствии народа, который жизнь всех знает самым полным образом и поведение каждого высмотрел из его обращения. Так, видим мы, поступлено и у вас, при поставлении сослужителя нашего Сабина. И нельзя отнять рукоположение, правильно совершенное: так-как Василид, по открытии его преступлений и обнажении совести его и собственным его признанием, отправившись в Рим, Стефана сослужителя нашего, который, находится далеко и происшедшего дела и правды утаенной не знает, обманул, чтобы побудить неправедно восставить себя на епископство, с которого праведно был он низложен... Не столько винить должно того, кого по его небрежности перехитрили, сколько отвращаться того, кто вероломно обольстил»... Таким образом, по определению африканского собора, не только не следовало покориться решению Стефана, но следовало даже винить его за то, что он, неосторожно вмешавшись в чужое, не подлежащее суду его дело, по небрежности своей допустил еще себя обмануть. § 60. Д. Разбор – на основании сношений Киприана Карфагенского со Стефаном Римским, по делу Маркиана, епископа арелятского в Галлии

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Как мы уже видели выше, осужденные собором епископов своей митрополии Василид и Марциал обратились в Рим и, склонив там на свою сторону епископа Стефана, возвратились к своим церквам и хотели по-прежнему управлять ими, тогда как на место Василида там рукоположен уже был епископ Сабин. Святой Киприан, к которому по этому поводу обратились испанские церкви двух изверженных из сана епископов, совершенно отклонил вмешательство папы в это дело, как не подлежащее его власти 271 , и, не считая даже нужным сноситься с ним по этому делу 272 , решил его окончательно на своем соборе, отписав к означенным церквам следующим образом: «Тщательно надобно хранить и соблюдать то, что по Божественному преданию и апостольскому примеру соблюдается у нас и во всех почти странах: для правильного поставления все ближайшие епископы должны собраться в ту паству, для которой поставляется предстоятель, и избрать епископа. Мы знаем, что так поступлено и у вас при поставлении нашего товарища Сабина: ему было дано епископство, и на него были возложены руки вместо Василида 273 . И этого поставления, правильно совершенного, не может уничтожить то обстоятельство, что Василид, по обнаружении его преступлений и по разоблачении его совести собственным его признанием, отправившись в Рим, обманул брата нашего Стефана и упросил его о несправедливом возвращении на епископство, которого был лишен так законно. Очевидно, что такие люди (Василид и Марциан) не могут начальствовать в церкви Христовой и не должны приносить жертвы Богу» 274 . Эта достопримечательная аргументация в пользу самостоятельности церковной власти (судебной и правительственной) для каждой отдельной области и отдельно взятая, по нашему мнению, служит достаточным доказательством того, что, по крайней мере, для Римской и Карфагенской церквей эта каноническая истина уже достаточно выяснилась в III веке их практикой. Но такое же точно отношение между отдельными епархиями мы видим и в других церквах, именно – в Александрийской, Антиохийской и Малоазийских.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010