Рука об руку с такой религиозной философией шла у гностиков и религиозная практика. У них весьма развит был институт заклинаний, посвящений, мистерий, таинств, чрез которые наглядно сообщался гносис и давались залоги спасения. Посвящаемых вводили в брачный чертог (маркосиане – Iren. Adv. haer. I, 21, 3//PG. T. 7. Col. 661 A; р. п.: C. 82–83); прижигали yxo (карпократиане – Iren. Adv. haer. I, 25, 6//PG. T. 7. Col. 685B; р. п.: С. 94); трижды крестили огнем, водою и духом (Jeu, 125 243 ; Πστις Σοφα, 375); помазывали бальзамом, при смерти маслом и водой (Iren. Adv. haer. 1, 21, 4//PG. T. 7. Col. 674AB; р. п.: C. 83; Epiph. Adv. haer. 16, 2//PG. T. 41. Col. 633D–636A; р. п.: 4. 2. C. 63); давали причащение (Iren. Adv. haer. 1, 13, 2//PG. T. 7. Col. 580–581; р. п.: C. 57); употребляли изображения, статуи, медали, символические рисунки и т. п. Рядом с этим существовали талисманы, амулеты, магические формулы, гадания и т. п. Гностики составляли сотериологическое общество, посвящённые в тайны которого клялись хранить их молчанием и никому не выдавать. Как представители всякого религиозного толка, гностики ссылались на авторитеты. Основатели секты или [сами] приписывали себе непосредственное общение с Божеством (Василид, Валентин, Марк), или ссылались на своих пророков (Варкава у Василида, Мартиад и Марсиан у офитов, Филумена у Апеллеса), или же опирались на тайное предание от Христа, [якобы] сообщённое Им только Своим ученикам ( Мф. 13:11 , Мк.4:11 ), а через них и главам сект: [так, например, ] Василид считал своим учителем Главка, [будто бы] толкователя Петра, Валентин – Февду, ученика Павла (Clem. Alex. Strom. VII, 17, 106//PG.T. 9. Col. 549A; р. п.: T. 3. C. 260) и т. п. Кроме того, они ссылались на Писание: отвергая большею частью Ветхий Завет, они считали авторитетом Новый. Впрочем, они по произволу выбирали новозаветные книги, толковали их в аллегорическом смысле, прибавляли массу апокрифов собственного произведения, в которых, например, записали даже неизреченные глаголы, слышанные Павлом на третьем небе ( 2Кор.12:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

Но спросить должно Василида: на каком основании к такому множеству ведешь нас, мудрец, а не к Началу паче, то есть к Единому Богу Вседержителю? По всему, говоря так или иначе, единым Виновником всего признать должно Владыку. Но и касательно предположения о Христе ответствуй, слагатель мифичного этого произведения. Если распят Симон Киринеянин, то не Иисусом совершено наше спасение, а Симоном, и мир не может надеяться, что спасется Иисусом Христом, который не страдал. Не может спасти и Симон, будучи не иное что, как простой человек. А вместе клеветою своею и осуждает Василид единородного Сына Божия, если благий Господь вместо Себя другого предал насильственной смерти. И такое дело будет какою–то уже грезою, лучше же сказать, чем–то недобрым и ухищренным, если Господь, с какою–то ухищренностью скрыв Себя Самого, предал за Себя другого. И твое буесловие, Василид, клевещущее на истину, окажется не имеющим силы, но обличаемым самою истиною как вводящее этот несостоятельный вымысел. 9. Ибо сего ересиарха всем обличает истина в Ветхом и в Новом завете. Всякому явно, что Христос добровольно исшел на страдание и по собственному Своему желанию, по воле Отца Своего, по благоволению Святого Духа принял плоть, вочеловечившись среди нас, в совершенстве Бог от начала, рожденный от Отца безначально и безлетно, в последние же дни не погнушавшийся пребыть во утробе Девы, создавший себе плоть, родившийся истинно, и вочеловечившийся действительно, чтобы в сей самой плоти за нас пострадать и отдать душу за овец Своих. Посему обличает еретиков, говоря: «вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет» и убиен; «и в третий день воскреснет» (Мк.10:33–34), а сынам Зеведеевым сказав: «можете ли пить чашу, которую Я буду пить?» (Мф.20:22). Так и апостол Петр говорит: «быв умерщвлен по плоти, но ожив духом» (1 Петр.3:18); и еще: Который «пострадал за нас плотию» (1 Петр.4:1). И еще Иоанн сказует: если кто «не исповедует Христа, пришедшего во плоти», сей есть антихрист (1 Ин.4:3). А святой Павел говорит: вкусив смерти, «смерти крестной» (Флп.2:8).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Христос в системе Василида — это Разум, посланный на землю нерожденным Отцом. К Воплощению Василид подходит докетически, потому что божественный Разум никогда не мог вполне стать человеком. Отсюда Христос не мог страдать, и Василид даже говорил, что на кресте был распят Симон Киринеянин, а Христос стоял в толпе и смотрел, как страдал Симон. Гносис даёт человеку непосредственный доступ в высшие сферы. Ничего нет нового под солнцем — и ныне некоторые пытаются с помощью знания проникнуть в высшие сферы: зачем мученичество, зачем подвижничество, подлинный гностик сразу может проникнуть на 365-е небо благодаря своему знанию. Маркион. Его идеи не были столь фантастичны, как у других гностиков. Он был отлучен от Церкви своим собственным отцом-епископом. Маркион не только проповедовал свои идеи, но и основал свою Церковь, и преподавал свой вариант христианства. Он отвергал весь ВЗ, из НЗ он признавал только Евангелие от Луки и 10 посланий св. ап. Павла. Согласно Маркиону, служение Иисуса началось с Галилеи, и был Он не Спасителем, не Сыном Божиим, а просто просвещенным еврейским Учителем-Раввином. Учение, которое Он проповедовал, лучше всего изложил св. ап. Павел. Если мы возьмем его исходные богословские позиции, то и у Маркиона говорится о двух началах бытия, о злом и о добром, которое характерно для всех гностических учений, наряду с отрицанием ВЗ-й истории и воскресении из мертвых. Почему так, а не иначе говорит св. Ириней Лионский? Очень важно для Патрологии явление последующего в предыдущем. Как св. Ириней Лионский противостоял гносису? В своем богословии он ставил перед собой задачу обнажить гностическую ересь; он дает очень хороший критический разбор лжепостроений гностиков. Большинство серьезных исследований считают, что св. Ириней в своем творчестве выявил глубокое знание еретических источников. Кроме того, он выявил хорошее знание церковного предания, которому он был обязан знакомству со св. Поликарпом и другими учениками апостолов, которые жили в Азии, но от которых ничего не дошло, и всё это было великим подспорьем в его борьбе против ереси.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3792...

Тяжесть гонения особенно пала на служителей алтаря. В числе прочих христиан представлен был в судилище и св. Лаврентий, диакон Римской церкви. – Где сокровища вашего храма? – спрашивал его Валериан. – Приходи, государь, я укажу их тебе, – отвечал св. Лаврентий, и показывая потом на нищих, вдов, сирот, слепых и хромых, сказал: – вот они, эти сокровища, которых драгоценнее нет ничего в мире, и которых не могут и не захотят лишить нас и самые тираны. Осужденный потом на сожжение, св. Лаврентий, изумив своею твердостию современников, изумляет и потомство. Пред его глазами приготовляли костер и раскаливали железную решетку, на которую положили его в оковах. Медленный огонь умножал мучения страдальца, но лицо его сияло необычайным величием: страдания не вынудили у него ни одной жалобы, ни одного стона. Когда огонь пожрал одну половину тела, он с дивною твердостию и изумительным терпением сказал стражу: «Испеклось; пора поворачивать!» Какое дивное терпение! Вот что могут сделать истинная вера и пламенная любовь к Спасителю! (по «Ч.-М.»). 4. Св. мученица Потамиена. Она была рабою язычника и по его доносу, после различных мучений, опущена была в кипящую смолу. Во время мучений один воин по имени Василид, тронутый ее страданиями, старался защитить ее от оскорблений и ругательств разъяренного народа. В благодарность за это Потамиена обещала после своей смерти молиться Богу о его обращении на путь спасения. Через три дня после своей смерти, Потамиена явилась ему во сне, возложила на его голову венец и сказала, что он скоро пострадает за имя Христово. Василид после этого объявил, что он желает быть заключен в темницу; здесь принял св. крещение и скоро потом кончил жизнь мучеником («Четьи-Минеи.»). 5 . Св. великомученик Георгий. Св. великомученик Георгий происходил из Каппадокии из христиан и получил хорошее воспитание. Поступив в воинскую службу, он обратил на себя внимание императора своею мужественною красотою и скоро сделался военачальником. По своему званию, он участвовал в государственных совещаниях.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   Но, чтобы понять, что такое гностицизм, мы должны обратиться к еще дохристианским временам, сразу после завоеваний македонского царя Александра, который по огромной территории Азии и Африки распространил эллинскую культуру. В этих эллинизированных областях возникли попытки создать какой то синтез между местными мифологиями, местными религиозными течениями и эллинской философией. Такова была предыстория гностицизма. Историки говорят о гностицизме дохристианском.    Священное Писание Нового Завета осуждает некие учения, которые принимали на себя имя «гносис». Апостол Павел говорит о «лжеименном гносисе», лжеименном знании. Здесь, по всей видимости, мы имеем дело с термином, обозначавшим какие то конкретные учения. Одним из первых христианских гностиков было принято считать Симона Волхва, но надо сказать, что фигура упоминаемого в восьмой главе Деяний Апостолов Симона Волхва была по ее значению чрезвычайно раздута последующими легендами, и не всё , что сообщается о нем в традиции последующих веков нужно принимать, как исторический факт. Само Священное Писание, если мы будем исходить из текста Деяний, изображает Симона Волхва скорее, как человека раскаявшегося в своих заблуждениях и желавшего получить прощения своих грехов от Господа. Прочитайте это место Деяний внимательно (Деян. 8:9—24), где говорится о попытке Симона купить божественную Благодать, откуда происходит название известного канонического нарушения – симония.    Одним из первых гностиков, о котором известно в истории что то определенное, был Василид. Он учил в 20х-40х годах VII века в Александрии. Гностики создали огромную литературу; им принадлежит значительная часть апокрифов, апокрифических Еваегелий, Деяний апостолов, посланий апостольских, апокалипсисов. Василид здесь не был исключением; он составил свое Евагнелие, затем составил толкование на это Евангелие и, по видимому, еще какие то другие сочинения. В полном виде сочинений Василида не сохранилось, они известны в цитатах у древних христианских православных авторов, которые отвергали этого гностика.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Так, например, тот самый Василид, о котором пишет свт. Епифаний, распространял учение о том, что на Голгофе не Христос принял муки, а Симон Киринейский, которому поручили нести крест Спасителя. Для избежания распятий Христос якобы преобразил Симона в Свой вид, а Себя в вид Симонов, и его вместо Себя предал на распятие. Вместе с тем сей Василид «… дозволяет учащимся у него совершать всякаго рода дурныя дела и непотребства, учит мужчин, вверившихся ему, по какому-то дурному правилу, смешению со многими женщинами». Мог ли св. Епифаний ставить вопрос о вечном блаженстве таких людей? Напротив, в том же слове о Василиде, он приводит слова из Нового Завета об участи всех еретиков: «Апостол говорит на них и на подобных им: открывается гнев Божий и праведный суд на содержащих истину в неправде  ( Рим.1:18 ). Ибо по сей причине, то есть по сладострастию, многие впадают в ересь, находя в ней возможность небоязненно в удовольствие свое совершать дела срамныя». А в конце главы об этом самом Василиде св. Епифаний выражает несомненную уверенность в том, что «… рог грешных Господь сокрушил, вознесется же только рог праведнаго ( Пс.74:11 )». Вот выписка из творений свт. Игнатия Брянчанинова : «Лишенные славы христианства не лишены другой славы, полученной при создании: они – образ Божий» 67 . Осипов трактует эти слова так, что иноверные, лишенные славы христианства, будут иметь какую-то иную славу в блаженной вечности. Но такое понимание – не что иное, как обычная для Осипова подтасовка. Эти строки взяты из 1го тома творений святителя, из той ее главы, которая называется «О любви к ближнему». В ней св. Игнатий убеждает своего читателя всячески возгревать в себе любовь к ближнему. «И слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику, – пишет святитель, – окажи почтение, как образу Божию. Что тебе до их немощей и недостатков! Наблюдай за собою, чтобы тебе не иметь недостатка в любви». Люби всех, увещает святитель, даже тех, кто не принадлежит Церкви Христовой.

http://azbyka.ru/o-vechnosti-zametki

Имя это, по мнению Василида, имело силу магическую и могущественные свойства, а потому последователи его вырезывали слово это с добавлением еще кабалистических знаков на камнях и носили их как талисманы. Василид написал много книг под названием: Рассуждений. Главным учеником у него был сын его Исидор, и он утверждал, что преподает учение Апостола Матвея. Гностические учения Валентина. Создание антихристианских систем Валентин, 1042 родом из Египта, также как Карпократ и Василид, хотел усовершенствовать их системы идеями Пифагора и Платона о начале существ. Многие из учеников его изменили его сочинения. Марк и Коларбазос старались впоследствии слить обе системы Василида и Валентина. Таким образом достигла гностика, своего полного развитая. Валентин быль сначала православным и желал епископства, но ему предпочли одного из исповедников и оскорбленное самолюбие довело его до величайших заблуждений и расстройства. «Он заслуживал епископства, говорит Тертуллиан , 1043 по гениальности своей и красноречию, но добродетели не соответствовали у него разуму». Неизвестно, какого епископского престола желал Валентин, но Евсевий сообщает, что он преимущественно учил в Риме. Он похвалялся, что учителем его в высшем знании был Феодот, друг Апостола Павла, 1044 но скорее мог сослаться на первых еретиков и учеников их Карповрата, Сатурнина и Василида. Слово: гностика позаимствовал он от Николая и Карпократа, а мнение о соотношении числ с существами от Пифагора, от Платона его Непостижимое, тип видов и свойств, от Гезюда классификацию божеств, а от Симона волхва и от христианства – некоторые выражения. Пифагор видел в правилах счисления идеал тех, которые представляются в гармонии миров. «Точно так же, говорил он, как математическая точка невидима и без протяжения, но служит основанием линии, поверхности и куба, точно так же существа истекают из первоначального непостижимого начала». Начало это называл он: Монадою. Платон допускал первоначальное основание существ, подобное Пифагорову, но сопровождал его еще другим началом, умственным, типом и преемником Идей вечных, началом видов и свойств существ.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

В системе Василида отводится место Христу, который есть не кто иной, как Разум, посланный на землю нерожденным Отцом. Взгляд Василида на воплощение характеризуется докетизмом, ибо в его учении Разум становится человеком лишь по видимости. Так, Василид считал, что Христос не мог по-настоящему страдать и поэтому на Кресте был распят Симон Киринеянин, а Христос тем временем «стоял в толпе и смеялся». Василид также учил, что истинный гнозис дает человеку доступ в высшие сферы, минуя 365 небес. Из этого прямо вытекает отрицание идеи мученичества: избранник, которому открыта тайная истина, может достичь блаженства без всяких неприятных переживаний. Третьим видным представителем гностицизма был Маркион, стоявший несколько особняком. Его идеи не были столь фантастичны, как идеи Валентина и Василида. Маркион был родом из Синопа, в Малой Азии, где его отец был епископом. Сам Маркион сделал себе состояние на торговле. Ему принадлежало несколько кораблей. За свои идеи он был отлучен от Церкви собственным отцом. Тогда он прибыл в Рим (ок. 138 г.), где пожертвовал Церкви весьма значительную сумму на благотворительные цели. Через несколько лет он опубликовал там книгу под названием «Антитезис», в которой он перечислял все противоречия между Ветхим и Новым Заветами с выводом, что Бог евреев, создатель нашего ужасного мира, не имеет ничего общего с Богом Отцом Иисуса, о Котором мир не знал ничего до пятнадцатого года правления императора Тиверия, когда Иисус начал Свою проповедь. Было бы совершенно невозможно, чтобы Божественный Спаситель мог быть рожден от женщины, поэтому Маркион отметал все, связанное с рождением Иисуса, как позднейшую вставку. После выхода этой книги в свет (ок. 144 г.) Маркион был отлучен и от Римской Церкви. После этого он основал собственную церковь (в отличие от других гностиков, основывавших школы), придерживавшуюся его версии христианства. Церковь эта была широко распространена на Востоке и просуществовала до пятого века. Маркион отрицал любое аллегорическое и типологическое толкование Ветхого Завета и утверждал, что первое поколение иудео-христиан превратно поняли Иисуса и исказили Его Евангелие.

http://sedmitza.ru/lib/text/434670/

Тяжесть гонения особенно пала на служителей алтаря. В числе прочих христиан представлен был в судилище и св. Лаврентий, диакон римской церкви. «Где сокровища вашего храма?» – спрашивал его Валериан. «Приходи, государь, я укажу их тебе», – отвечал св. Лаврентий и, показывая потом на нищих, вдов, сирот, слепых и хромых, сказал: «Вот они, эти сокровища, которых драгоценнее нет ничего в мире и которых не могут и не захотят лишить нас и самые тираны». Осужденный потом на сожжение, св. Лаврентий, изумив своею твердостью современников, изумляет и потомство. Пред его глазами приготовляли костер и раскаливали железную решетку, на которую положили его в оковах. Медленный огонь умножал мучения страдальца, но лицо его сияло необычайным величием: страдания не вынудили у него ни одной жалобы ни одного стона. Когда огонь пожрал одну половину тела, он с дивною твердостью и изумительным терпением сказал стражу: «Испеклось; пора поворачивать!» Какое дивное терпение! Вот что могут сделать истинная вера и пламенная любовь к Спасителю! (По «Четьи-Минеи»). 5 . Св. мученица Потамиена. Она была рабою язычника. По его доносу, после различных мучений, опущена была в кипящую смолу. Во время мучений один воин, по имени Василид, тронутый ее страданиями, старался защитить ее от оскорблений и ругательств разъяренного народа. В благодарность за это Потамиена обещала после своей смерти молиться Богу о его обращении на путь спасения. Чрез три дня после своей смерти, Потамиена явилась ему во сне, возложила на его голову венец и сказала, что он скоро пострадает за имя Христово. Василид после этого объявил, что он желает быть заключен в темницу; здесь принял св. крещение и скоро потом кончил жизнь мучеником («Четьи-Минеи»). 6 . Великомученик Пантолеон, переименованный Пантелеймоном. Он был наставлен в христианской вере св. пресвитером Ермолаем и служил врачом при дворе царском в Пикомидии. Призывая имя Господа Иисуса, он исцелял самые трудные болезни совершенно бескорыстно и только требовал, чтобы исцеленные веровали во Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В этом своем состоянии мир называется панспермией, или совокупностью семян. Образом того, как в панспермии сокрыт мир, может, по Василиду в изложении святого Ипполита, служить яйцо павлина, в котором уже содержится все богатство расцветки перьев этой птицы. Эволюция мира – это выделение из панспермии различных видов определенного бытия. По Ипполиту, Василид различает три вида бытия: тонкое, или идеальное; грубое, или материальное; и требующее очищения, или пневматическое, духовное. Тонкое бытие поднимается вверх и соединяется с абсолютом, а грубое оседает книзу и образует видимый вещественный мир, под оболочкой которого сохраняется семя духовной жизни. Рождение Иисуса представлено у Василида в версии Ипполита как результат многоступенчатой эманации эонов, соотношения которых между собой образуют причудливую генеалогию. По характеристике А.-Ш. Пюеша, для Василида «любое существо, любой предмет, сам универсум во всей полноте своего становления предназначены для того, чтобы обрести в ночи “великого неведения”, в мире “небытия” свое окончательное завершение» . Системы Валентина и Василида лишь соприкасаются с Преданием Церкви; евангельская история в них подвергнута радикальной трансформации смыслов. Василид сам указывал на второй, помимо христианства (которое у него обозначено как тайное учение апостола Петра, дошедшее до него, по его словам, через некоего Главкия), источник гнозиса – мудрость «варваров», каковыми он парадоксальным образом называл как раз не варваров, а эллинов, имея в виду греческую философию. С эллинистической традицией меньше связано учение еще одного и самого влиятельного гностика – Маркиона. В его доктрине есть существенные расхождения с гностическими конструкциями, и сближает его с гностиками главным образом его резко выраженный дуализм. Маркион был сыном епископа понтийского города Синопы, так что вырос он в церковной среде; и когда увлекся новыми идеями, которые привели его к расколу с Церковью, он был анафематствован собственным отцом. Из Синопы Маркион перебрался в Рим и сблизился там с сирийским гностиком Кердоном.

http://pravoslavie.ru/35592.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010