Согласно Апостольским постановлениям, он попытался летать, но упал, сломав себе бедро и лодыжку, в ответ на молитву Петра, и вследствие этих повреждений умер. Согласно Арнобию, он попытался взлететь на небеса в огненной колеснице, как Илия, но сломал себе ногу и, не в силах пережить позора, покончил с собой, бросившись вниз с высокой горы. См. Lipsius, l.c, р. 310. 874 Иустин Мученик сообщает (Apol. I. 26, 56), что Симон Волхв своим магическим искусством произвел такое впечатление на римский сенат и народ, что они воздали ему почести как богу и воздвигли ему статую на острове посреди Тибра. Однако Иустин Мученик принял статую Semo Sancis, или Sangus, неизвестного ему римско–сабинского божества, за Simo Sanctus. Ибо в 1574 г. как раз на указанном им месте была найдена статуя с надписью: Semoni Sanco Deo Fidio sacrum и т. д. Эту ошибку повторяют Ириней, Adv. Haer. I. 23, Тертуллиан, Apol. 13, и Евсевий, но Ипполит, живший в Риме, о таком не упоминает. См. примечание Отто к Just. I. 26, Opera I. 79 sq. (ed. III). 878 Он прибавляет к этому любопытное, но очень неправдоподобное замечание (Strom. III, с. 4): был случай, когда апостолы упрекнули Николая в ревности к жене, а он ответил, что готов предложить свою красавицу–жену в жены любому другому мужчине. 881 νω Χριστς. Он также называет Святого Духа νω δναμις, силой свыше, которая сошла на Иисуса. Валентин называет иудейского Мессию κτω Χριστς. Наилучшее описание христологии Керинфа приведено у Дорнера. 882 Хилиастическая эсхатология Керинфа не упоминается у Иринея, который сам был хилиастом, хоть и более высокого духовного порядка, но ее описывают Гай, Дионисий (у Евсевия), Феодорит и Августин. 883 См. Евсевия, Hist. Eccl. IV. 7, и Климента Александрийского , Strom. IV. 12, р. 599 sq. Ориген (Нот. in Luc. 1:1) говорит, что Василид «имел дерзость (τλμησεν) написать евангелие от Василида»; вероятно, он принял этот комментарий за апокрифическое евангелие. Ипполит явно утверждает, что Василид в рассказе обо всем, что касается Спасителя после «рождения Иисуса», соглашается с «евангелиями». 884 Преобладает мнение, что Ипполит излагает учение самого Василида, а Ириней – учение его школы. Так пишут Якоби, Ульхорн, Баур, Шафф (первое издание), Мелер, Мансель, Хорт. Противоположную точку зрения отстаивают Гильгенфельд, Липсиус, Фолькмар и Шольтен. Доказательства Хорта в пользу первого мнения (I.c., р. 269 sq.) основано на фрагментах из Климента Александрийского , цитирующего ξηγητικ Василида. Он считает первичной систему Валентина, на основании которой Василид старался построить свою, по контрасту. Но, по хронологическим сведениям, Валентин писал примерно на десять лет позже.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Как лишь средство, служащее к сохранению веры, как имеющая условную обязательность лишь по мере действительных интересов христианства, дисциплина, как увидим, имеет и свои пределы в достижении единообразия и, в известной мере и при известных условиях, терпит даже и сепаратизм. Но, право на известную меру особенности и принципиальное отрицание необходимости порядка, есть далеко не одно и то же, как не одно и то же руководствование к спасению и принудительное приведение жизни к известному порядку. – Примеры того, с каких разнообразных сторон встречалось отрицание необходимости дисциплины, в истории Церкви многочисленны. Так, Ириней о еретике Василиде свидетельствует, что «Василид не дает никакого значения идоложертвенным мясам, считая за ничто и без всякого опасения употребляя их», – тогда как Церковь вводила в этот вопрос определенные требования, не почитая его не нуждающимся ни в какой нарочитой регламентации. Мало того, Василид, отмечает Ириней, «считает так же делом безразличным употребление и других подобных вещей и всякого рода удовольствия», а другие еретики готовы были отрицаться от имени христианина, т. е. считали наружное отречение делом безразличным, как не вредящее вере сердца, тогда как опять, наоборот, Церковь не считала и наружное отречение делом безразличным. Древние гностики вообще учили, что «истинные христиане спасаются через веру и любовь, а все прочее безразлично», следовательно, церковной регламентации подлежать не должно, «и что только по мнению людей, (но не по мысли Божественной) одно есть добро, а другое зло» и т. д. Даже в области чисто нравственной (непозволительное сожительство, многоженство), по мнению гностиков времени Иринея, не требовалось какого-либо ограничения, потому что «Бог не очень обращает внимание на это». В таком случае, разумеется, какая-нибудь неизменная дисциплина не может иметь важности. Отсюда становится несомненен тот факт, что вопрос о дисциплине в перво-христианской Церкви возник ранее всего в приложении к предметам, которые называют adiaphora, иначе об отношении христиан к вещам безразличным, по мнению иных не подлежащим, по их маловажности, приведению к единообразию.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Kipari...

На самой высшей ступени иерархии, превыше всего сущего, находится верховный Бог, нерожденный Отец Иисуса Христа. Этот верховный Бог родил Разум (Нус). который в свою очередь родил Слово От Слова произошло Целомудрие а от Целомудрия родились Мудрость (София) и Сила Мудрость и Сила вступили в брак и породили все то разнообразие существ, которых мы называем " силами небесными " . Еще ниже на иерархической лестнице находятся 365 небес. Апостол Павел был взят лишь до третьего неба, но гностикам доступны высшие сферы. Каждое небо находится под руководством соответствующего ангела, и самым нижним небом управляет Ягве. Такого рода видение мира могло легко послужить основанием для астрологии, часто практикуемой в гностических кругах.В системе Василида отводится место Христу, который есть не кто иной, как Разум, посланный на землю не рожденным Отцом. Взгляд Василида на Воплощение характеризуется докетизмом, ибо в его учении Разум становится человеком лишь по видимости. Так, Василид считал, что Христос не мог по-настоящему страдать и поэтому на Кресте был распят Симон Киринеянин, а Христос тем временем " стоял в толпе и смеялся " .Василид также учил, что истинный гнозис дает человеку непосредственный доступ в высшие сферы, минуя 365 небес. Из этого прямо вытекает отрицание идеи мученичества: избранник, которому открыта тайная истина, может достичь блаженства без всяких неприятных переживаний.Третьим представителем гностицизма был Маркион, идеи которого были не столь фантастичны, сколь учения Валентина и Василида. Будучи дважды отлучен от Церкви (в первый раз своим собственным отцом, который был епископом), Маркион основал раскольничью церковь и начал проповедовать свой собственный вариант христианства. Маркион отвергал весь Ветхий Завет, а в Новом признавал лишь Евангелие от Луки и десять посланий апостола Павла. Он особенно отвергал те места, которые противоречили его учению (как, например, историю рождения и детства Христа). Согласно Маркиону, служение Иисуса началось в Галилее, и был Он не Спасителем и Сыном Божиим, а еврейским раввином, учение которого лучше всего изложено у ап.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1433...

Но помимо действия сатаны, которое свободно противопоставляет себя воле Бога, в мире есть еще и свободное действие людей – которого также не замечает кармическая философия, всюду видящая лишь действие кармы, ползущей к нам из прошлого. Так, «Василид держится того исходного пункта, что души, привлекаемые за свои грехи здесь на земле, грешили еще во время жизни предшествующей… Но весь набор сих доказательств Василида падает, как скоро мы на то обратим внимание, что вполне от нас зависит, исповедать Христа или нет, и это в нашей власти, подвергнуться за Него мученической смерти или нет… Ответь мне, Василид: вот подстражный христианин. По воле или против воли Провидения произошло то, что узник сей будет свидетельствовать о Христе и подвергнется казни?.. Какая же это слава и воздаяние блаженной вечностью может становиться уделом мученика, если при исповедании Господа воля его в том не участвовала?» Не всякое страдание в мире от Бога – и потому христианин имеет парво бороться за уменьшение числа страданий, имеет право не оправдывать страдания ближнего. В русле же нашей основной тематики я просил бы отметить, что с точки зрения Климента Александрийского учение о том, что души грешат до своего воплощения в тело, принадлежит «отделяющимся от Церкви», но не Церкви. Итак, блестящий знаток античной философии и культуры, наставник 124 Оригена и миссионер, всюду старающийся найти нечто созвучное Евангелию, реинкарнацию называет “грезами” и “мечтаниями”, возникшими на небиблейской основе и с точки зрения христианина достойными лишь опровержения. Св. мученик Ипполит Римский († 235 г.) в книге “Философские мнения или Опровержение против всех ересей” (ее латинское название – Refutatio; греческое – Философумены) в список ересей включает учения Пифагора, Платона и Эмпедокла (13 и 8,29//PG XVI, 3025 и 3044) — в том числе и за содержащееся в них положение о переселении душ. Упоминая об Элксае как о стороннике метемпсихоза, св. Ипполит подчеркивает, что тот заимствовал это мнение из языческой философии.

http://azbyka.ru/rannee-xristianstvo-i-p...

XLVI), и посредственно – через своих наместников-пресвитеров. Но ни одного такого приговора не произнесли эти последние от себя лично, своим именем или – точнее – собственной властью. Может быть, нам возразят на это, что ни на одно из вышеупомянутых отлучений от церкви и других наказаний нельзя смотреть, как на судебный приговор, что это не более чем административная мера, дисциплинарное взыскание; но мы, стоя на точке зрения самого Киприана как епархиального епископа, не можем согласиться с таким мнением и утверждаем, что при каждом из этих приговоров выражалась положительно карательная судебная власть, действовавшая на основании высшего, божественного полномочия и на основании строго взвешенных доказательств виновности этих лиц. И действительно, собор 66-ти епископов, собравшийся под председательством святого Киприана вскоре по его возвращении из самоизгнания к своей церкви не мог отменить и не отменил этих приговоров. Он только проверил и подтвердил высшим ему присущим авторитетом безусловной для поместной церкви неизменяемости её определений те доказательства виновности осужденных епархиальной властью и те основания и мотивы к осуждению их, какие имел в виду и выражал ранее святой Киприан. Несколько в ином виде представляется деятельность клира в то время, когда а) сам епископ подвергается осуждению за какие-либо преступления, или b) когда церковь остается вдовствующей, т. е. во время от смерти епископа и до вступления его преемника. Здесь клир действует вполне самостоятельно до назначения нового епископа: на нем лежит ответственность и забота о благосостоянии вдовствующей церкви. а) Важным памятником литературы в первом отношении служит письмо святого Киприана «к клиру и народу испанскому», написанное им по следующему поводу: Двое из испанских епископов, Василид и Марциал, запятнали себя во время гонения (вероятно, Декиева) покупкой известной записки (libellus) у судей, освобождавшей их от пытки. Василид сознавался, кроме того, еще в другом тяжком грехе – хуле на Бога, и сам добровольно отказался было уже от епископской кафедры, между тем как Марциал не думал о раскаянии и предавался невоздержанию в обществе язычников, и потому оба они подпали извержению.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Пример его был плодотворен; даже среди язычников приобрел он учеников и стал главой философско – христианской школы. Многие из учеников его оказали геройское мужество в гонении и бесстрашно претерпели мученичество. Кроме Плутарха, о котором уже было сказано, главными учениками Оригена из умерших за веру 218 были: Серен, Ираклий, Герол и еще другой, также именем Серен, женщина из оглашенных, именем Ираида, она была сожжена и получила, таким образом, крещение огненное; наконец Василид, бывший хотя язычником, но слушавший преподавания Оригена , приобрел возвышенные понятия, выраженные им при мученичестве знаменитой девицы Потамиены. Эта мужественная христианка была столь же прекрасна собой, как и добродетельна; она претерпела жесточайшие муки, чтобы только сохранить чистоту своей веры живой; и сожжена была с матерью своей Марцеллой. Василид был одним из воинов, ведших ее на казнь, но защищал ее против оскорблений, которым ее хотели подвергнуть. За это награжден был той живой верой, с которой мужественно исповедал Иисуса Христа и удостоился славного мученичества. Ориген около тридцатилетнего своего возраста, когда Зефирин был епископом в Риме 219 посетил эту Церковь , но пробыл там короткое время и возвратился в Александрию продолжать свои занятия. В молодости своей Ориген довел до крайности 220 воздержание, в котором старался служить примером для учеников своих; но, согласно словам основательного историка, Евсевия, если поступок, которым тогда провинился, доказывает восторженность молодости, то одинаково служит доказательством как веры его, так и любви к воздержанию. Прочитав в Евангелии словеса Спасителя: «суть скопцы, иже исказиша сами себя, царствия ради небесного», он не рассудил о них мудро, но, повинуясь или правилу Евангельскому, или надеясь избавиться от похотных помыслов, или отстранить от себя всякую клевету – потому что в числе учившихся у него были и женщины – он оскопился. Поступок этот желал он сохранить в тайне, но, не взирая на старания его, об этом узнали и сообщили епископу Димитрию.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

— Гряди к уготованному тебе покою, ибо умолен Владыка Христос, чтобы ты был со мной. Исполнившись неизреченной радости, Дометиан возвестил о том братиям и, пришедши с весельем в церковь, предал дух свой Господу, и погребен был при гробе отца своего. По преставлении преподобного отца нашего Евфимия, при гробе его совершалось много чудес и подавались исцеления [ 70 ] во славу Бога во святых Своих прославляемого, Отца и Сына и святого Духа. Аминь. Веселися пустыня нераждающая, благодушествуй неболящая, яко умножи тебе чада муж желаний духовных, благочестием насадив, воздержанием воспитав в добродетелей совершенство. Того молитвами Христе Боже, умири живот наш. В честнем рождестве твоем радость тварь обрете, и в божественней памяти твоей, преподобне, благодушие прият многих твоих чудес: от нихже подаждь богатно в душы наша, и очисти грехов скверны, яко да поем: аллилуиа. Память святых мучеников Васса, Евсевия, Евтихия и Василида Святые мученики Васс, Евсевий, Евтихий и Василид пострадали в царствование Диоклетиана. Сначала они служили при царском дворе, были богаты и принадлежали к членам царского синклита [ 1 ]. Увидев страдание святого священномученика Феопемпта, епископа Никомидийского [ 2 ], они уверовали в Христа и приняли святое крещение. Вследствие сего они были приведены к нечестивому царю для мучений и приняли мученическую смерть с пятью своими рабами. Святой Васс был закопан до половины тела в ров и, изрубленный по всему телу, предал дух свой Богу. Святой Евсевий повешен вниз головою и рассечен на части. Святой Евтихий был связан за руки и ноги и, сильно растянутый между четырьмя столбами, растерзан. Святой Василид был зарезан ножом. И так все они приняли венцы мученические [ 3 ]. Память святых мучеников Инны, Пинны и Риммы Святые мученики Инна, Пинна и Римма [ 1 ] были родом из Скифии, из северной страны [ 2 ], ученики святого апостола Андрея Первозванного [ 3 ]. Они учили о имени Христовом и многих из варваров, обратив к правой вере, крестили. По этой причине они были схвачены князем варваров, но не могли быть доведены до того, чтобы отречься от Христа и принести жертву идолам. Тогда стояла жестокая зима; реки скреплены были морозом так, что по льду ходили не только люди, но и кони и возки. Князь приказал поставить в лед большие бревна, как целые деревья, и привязать к ним святых. Итак, когда вода взволновалась, и лед постепенно умножался, так что дошел до шеи святых, они, измученные страшною стужею, предали Господу блаженные свои души [ 4 ].

http://predanie.ru/book/216284-zhitiya-s...

Идеологию этих движений он назвал «лжеименным знанием» (1 Тим. 6:20) и объяснил их появление отклонением от изначальной истины, принятой апостолами от Самого Иисуса Христа. Маркион, Валентин, Василид и все секты гностиков, причислявшие себя к христианам, заявляли, что проповедуют апостольское учение в том виде, в каком Иисус вручил его Своим ученикам. Маркион якобы вновь нашел истину, переданную апостолу Павлу после того, как Двенадцать исказили ее. Валентин будто бы учился у Февды, ученика Павла. Василид говорил, что его наставником был Главций, личный писец апостола Петра. Апокриф от Иоанна утверждает, что Иоанн получил особое откровение от великого Варвелона. Все это преподносилось как высшая, более духовная истина, тайное знание, недоступное обыкновенным христианам, удел избранных. Богословское учение Иринея обрело силу именно в борьбе с такими заявлениями («Против ересей», 3.3–4). Ириней пишет, что если бы у апостолов было подобное тайное знание, они бы передали его тем, кому доверяли более остальных и ставили во главе церквей, — епископам. По этой причине Ириней считал важным, чтобы для всех епископов можно было установить их преемственность от апостолов. Не ему первому пришла в голову идея о преемственности, поскольку списки такого характера появляются уже у раннего антигностика Эгесиппия (Евсевий, «Церковная история», 4.22.2–3). Однако Ириней развил эту тему и привел в качестве примера римскую церковь и Поликарпа Смирнского. Чтобы показать неправоту тех, кто посещает «незаконные собрания», достаточно, во–первых, показать путь учения от апостолов к одной из больших церквей, например, римской, а она была основана Петром и Павлом, и, во–вторых, проверить, какую веру проповедовали в ней преемники апостолов — епископы — и преемники этих епископов. Далее Ириней пишет об особом положении римской церкви как представительницы всех остальных. Язык его становится крайне сложным, и это дает немало поводов для споров. «Необходимо, чтобы повсюду все церкви и верующие соглашались с этой Церковью по причине ее высочайшей власти, ибо в ней апостольская традиция сохранялась усилиями тех, кто живет и в других землях» («Против ересей», 3.3.1).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=728...

Последующие перенос столицы империи в Константинополь и ослабление имперских структур на Западе, наплыв варварских народов и разорение Европы сделали Римскую Церковь единственным центром культуры и источником цивилизации континентальной Западной Европы, что не могло не утверждать значение римской кафедры и ее «монополию» на бедствующем Западе.   ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОЧЕСТИЯ Величие Римской Церкви было также связано с той большой ролью, которую сыграли в ее становлении первоверховные апостолы Петр и Павел. Со временем память об апостоле Павле в истории Римской Церкви постепенно умалялась, а значение Петрова служения, напротив, росло. Вероятно, прямота, сила духа и неоспоримое первенство апостола Петра были более близки римлянам, чем известная «неудобовразумительность» ап. Павла (2 Пет. 3:16). Тем не менее, «почему... римская Церковь наделена первенством среди других Церквей, первенством, “аналогичным” первенству Петра среди Апостолов? У византийцев был ясный ответ на этот вопрос: римское первенство пришло не от Петра, чье присутствие имело больший эффект и лучше засвидетельствовано в Иерусалиме или Антиохии, чем в Риме, а от того, что Рим — столица империи» (прот.Иоанн Мейендорф) . С ранних времен Поместные Церкви соотносились прежде всего со столичной Римской Церковью и ставили ее в известность относительно своих дел, например, как это было при осуждении в Антиохийской Церкви Павла Самосатского в III веке, о чем сообщили прежде всего в столицу – Римской Церкви. Вероятно, из этой обычной практики обращенности провинций к столице можно было бы понять убеждение папы Стефана I (память 2/15 августа), ревностного борца против новацианства, о праве папы решать спорные вопросы для всей Церкви . Например, епископы испанских городов Леона и Лерида Василид и Мартиал были низложены Поместным Собором за то, что во время гонений Декия слукавили по поводу принесения ими идольских жертв. Василид и Мартиал обратились в столицу, и папа Стефан потребовал от испанских епископов восстановить их в сане на их прежних кафедрах.

http://bogoslov.ru/article/3219067

На развалинах Первого храма был воздвигнут Второй, руины которого сохранилась до наших дней. Были построены крепости и дворцы в Иерихоне, Масаде и других местах. В годы правления Ирода родился Иса бен Мариам. Евреи увидели в Нем только Мессию, который освободит их родину от гнета ненавистных римлян. Когда же эти надежды не оправдались, Иисус был предан на распятие, а Иерусалим, отвергший своего Спасителя по предсказанию Христа в 70г. был разрушен императором Титом до основания. Тайная Вечеря и арест Иисуса Мусульмане отрицают Распятие и Воскресение Иисуса. Большая часть толкователей Корана сходится на том, что вместо Него был распят другой человек. Эта теория вполне приемлема для мусульман, тем более, что крест для них символизирует беспомощность, отверженность и слабость христианского Иисуса. Они считают, что Иса должен был либо сокрушить Своих врагов, либо избегнуть ареста и казни. Бог не мог допустить ареста и распятия Христа и должен был вмешаться чудесным образом, чтобы спасти Своего пророка. Происхождение этой точки зрения в исламе объясняется наличием различных ересей того времени и проникновением их в регионы Аравии. Во времена Мухаммеда районы торговых путей в Сирию, Египет, Персию служили убежищем для всевозможных еретических сект, усердно преследуемых Византийской Церковью. Такие еретики раннего христианства, как Василид, Церинт, Карпократ, а также ереси докетизма и манихейства учили о “счастливом избавлении” Иисуса Христа от распятия: путем замещения Его другим человеком (манихейство, Василид, Карпократ), путем разделения духовной и плотской сущности Иисуса, “теория иллюзии” и т.д.. С некоторыми из этих лжеучителей встречался в Босре Мухаммед, что отражение в Сунне, от них он и заимствовал свои представления о христианстве. Едва ли нужно говорить, что, как и в случае с мусульманским пониманием Троицы, все это не имеет ничего общего с реальным учением Церкви. Узнать, что же на самом деле произошло с Иисусом в Иерусалиме можно только из книги Инджиль (Евангелия).

http://azbyka.ru/krest-v-mire-polumesyac...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010