Таким образом явились апокрифы или тайные книги. Это религиозные повести, называемый иначе отреченными, запрещенными книгами. Для предохранения православных от чтения апокрифов, пастыри церкви составляли особые указатели (индексы), по которым можно было-бы отличать истинные книги от ложных. XVI в. особенно обилен такими подложными сочинениями, каковы, напр., Откровение Авраама, Заветы 12-ти патриархов, Енох, Варфоломеевы вопросы Богородице и мн. др. Чтобы придать авторитет сочинению, – привлечь внимание читателей, невежество времени каждую мысль русскую или болгарскую выдавало не иначе, как с именем то Златоустого, то Василия Великого , то Феодорита и Мелетия и пр. Можно насчитать до сотни русских сочинений с именами великих отцов Греции, или с неопределенным, но почетным названием „поучение св. отцев“. Кроме того, в народе ходило много книг суеверных, наполненных разными баснями, каковы: Шестокрыл, Воронограй, Аристотелевы врата и т. п. Само собой понятно, что такие книги могли только содействовать невежеству и суеверию, а не давать здоровую пищу уму. Эту последнюю наши предки могли почерпать из тогдашней духовной литературы, которая, без сомнения, отзывалась на вопросы времени и в проповедях, и в посланиях, и в других видах письменности. Но нельзя сказать, чтобы тогдашняя литература вполне удовлетворяла современным духовным потребностям русского народа; сочинения были для этого слишком малочисленны и мало распространены. Нет ничего удивительного после этого, что наши предки, при недостатке сочинений, привыкали к сборникам старого времени, не различали в них истину от заблуждения или от ошибок писца. Эта привычка к старине была так сильна, уважение к ней так велико, что на все старое стали смотреть, как на нечто неприкосновенное, святое. Между тем ошибки плодились, ложные убеждения крепнули, а исправления и опровержения их, за недостатком образования, не было. Святость-же старины, перенесенная на убеждения и ошибки, почерпнутые из неё-же, сообщили этим последним характер чего-то неизменяемого, неприкосновенного.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Strelbic...

Сергий Радонежский (в миру Варфоломей Кириллович) (ок. 1321–1391), основатель и 2-й игумен Троицкого м-ря (позже Троице-Сергиева лавра), инициатор введения общежитийного устава в русских монастырях. Канонизирован в 1452; Серебрянский Николай Ильич (1872–1940), богослов, магистр богословия (1909), доктор церковной истории (1916). Помощник инспектора Смоленской духовной семинарии (1898), преподаватель Псковской духовной семинарии (1903–1909), правщик Московской типографии (с 1910), преподаватель Костромской семинарии (1914–1916). Доцент (с 1916), профессор (с 1917) МДА. Профессор Православной народной академии (с 1918), библиотекарь и библиограф Славянского отдела БАЛ (1923–1930), член Славянской научной комиссии ОРЯС АН (1923–1929). В 1930 арестован по «академическому делу», приговорен к 10-ти годам заключения на Соловках, замененным через год ссылкой в г. Судиславль Костромской обл., где он преподавал немецкий язык в средней школе. В 1936 вновь арестован, отправлен в Сиблаг, умер в заключении; Середонин Сергей Михайлович (1860–1914), историк, магистр русской истории (1892). Приват-доцент (с 1892) Петербургского ун-та, профессор Петербургских ВЖК (с 1892), преподаватель Археологического ин-та в Петербурге (с 1900). Инспектор (с 1907) и профессор (с 1912) Историко-филологического ин-та в Петербурге; Сивков Константин Васильевич (1882–1959), историк, доктор исторических наук. Преподаватель в школах Тифлиса и Москвы (с 1906), один из учредителей и член правления московского Кооперативного тов-ва издательского и печатного дела «Задруга» (с 1911). Профессор Иваново-Вознесенского ин-та народного образования, Тверского педагогического ин-та (с 1919), ученый секретарь Упр-ния музеями-усадьбами Наркомпроса (1925–1928), сотрудник РИМ (ГИМ) (1921–1930). Позже профессор Московского Историко-архивного ин-та, старший научный сотрудник Ин-та истории АН СССР (с 1936), зам. председателя Комиссии по истории сельского хозяйства. Зав. кафедрой в МГПИ (в 1950-е); Сидоров Алексей Алексеевич (1891–1978), искусствовед, книговед, библиофил, магистр (1921), доктор искусствоведения honoris causa (1936), член-корр. АН СССР (1946), академик ГАХН, заслуженный деятель искусств РСФСР (1947). Выпускник (1913), затем магистрант, приват-доцент (с 1916) историко-филологического ф-та, младший хранитель (1916–1921), зав. граверным кабинетом (1927–1936) Музея изящных искусств при М.у. (с 1937 – ГМИИ). Профессор этнологического (1925–1931) и исторического (1942–1950) ф-тов МГУ. Действ. член Ин-та археологии и искусствознания РАНИОН (1921–1930). С 1918 сотрудник Наркомпроса, один из инициаторов создания РАНИОН. Ученый секретарь ГАХН и Научно-художественной секции ГУСа (с 1924). Профессор МИФЛИ (1933–1938), московских Архитектурного (1936–1944), и Полиграфического (1938–1964) ин-тов. С 1944 старший научный сотрудник Ин-та истории искусств АН СССР (ВНИИ искусствознания Минкультуры СССР). Председатель (1956–1959), член Экспертной комиссии ВАК по искусству и искусствоведению (1956–1969);

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

О святый верховный апостоле Павле, сосуде избранный Христов, небесных таин сказателю, всех языков учителю, церковная трубо, пресловущий ветие, многия беды за имя Христово претерпевый, море измеривый и землю обшедый и нас от лести идольския обративый! Тя молю и к тебе вопию: не гнушайся мене сквернаго, но возстави падшаго греховною леностию, якоже в австрех хромаго от чрева матерня возставил еси: и якоже Евтиха мертва бывша оживил еси, воскреси и мене от мертвых дел: и якоже молитвою твоею основание темницы некогда потрясл еси и узники разрешил еси, сице исторгни мя от сети вражия и укрепи мя творити волю Божию. Вся бо можеши данною ти властию от Христа Бога, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и со Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Тропарь, глас 4 Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие, Владыку всех молите мир вселенней даровати и душам нашым велию милость. Величание Величаем вас, апостоли Христовы, весь мир ученьми своими просветившыя и вся концы ко Христу приведшыя. Иуниа 30. Молитвы собору двунадесяти святых апостолов Молитва 1, из Канонника Киевскаго 1732 года Святии славнии и всехвальнии апостоли, начальнейшаго Архиереа исповедания нашего Иисуса Христа избраннии ученицы [ученики] и строителие таин Его: Петре и Андрее, Иакове и Иоанне, Филиппе и Варфоломее, Фомо и Матфее, Иакове и Иудо, Симоне и Матфие! Молите Христа Бога, да от суетнаго в мipe сем пребывания сподобит мя деснаго во Царствии Своем предстояния, и сына противления мя бывша чадо послушания сотворит, да и аз, ветхаго человека совлекся, облекуся в новаго, созданнаго по Богу в правде и в преподобии истины, да в правоте веры ходя, доиду к Отцу Небесному в наследие вечнаго достоинства, и тамо, яже зде верою созерцаю, яснее во славе узрю, и прославлю Святую Троицу в безконечныя веки веков. Молитва 2, из службы святым апостолом Владыко Всемогущий, Господи Боже наш, избравый возлюбленныя своя ученики и апостолы на проповедь спасения всему мipy, давый им власть отпущати грехи! Приими ходатайства их о роде человечестем, егоже и судити с ними имаши: тех самых, яко другов твоих, нам зело честных, дерзаем недостойнии в предстательство к тебе, многопоспешествующее ко спасению душ наших, приводити, моляще их усердно.

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-chi...

Разделы портала «Азбука веры» Православные молитвы Кондак 1 Избранному от людей израилевых во Христова Апостола на уловление человеков, чудному Варфоломею, пения похвальная принесем, вернии, яко оставльшему дом свой, нищету Христову возлюбившему и Христово учение паче учения еврейских книжников избравшему. Ты же, святый Апостоле, всех нас, память твою честную празднующих, не остави своим предстательством и заступлением, да благодарными устнами вопием ти: Радуйся, святый славный и всехвальный Апостоле Варфоломее. Икос 1 Ангелов Господь и Спаситель всего рода человеча, провидев чистоту души твоея, святый Варфоломее, благоволи избрати тя во единаго от обоюнадесяте и нарещи Апостолом Своим. Мы же, дивящеся духовным дарованиям твоим, прославляем тя сице: Радуйся, Варфоломее, великий Христов Апостоле. Радуйся, учениче Христов усерднейший. Радуйся, яко сердце свое непорочно имел еси. Радуйся, яко лукавыя наставления старцев еврейских отвергл еси. Радуйся, яко всем сердцем своим Христу прилепился еси. Радуйся, яко вся мирския блага ни во чтоже вменил еси. Радуйся, яко отца и матерь, братию и сестры своя ради Господа оставил еси. Радуйся, яко во следовании за Христом истинное блаженство восприял еси. Радуйся, учением Христовым пленивыйся. Радуйся, в пути Христовом благо Царствия Небеснаго предвкусивый. Радуйся, благогласнейший проповедниче Христова учения. Радуйся, верный слуго Господень. Радуйся, святый славный и всехвальный Апостоле Варфоломее. Кондак 2 Видя чудная дела Господа своего и Учителя и слыша из уст Его исходящее небесное учение, ясно уразумел еси, святый Варфоломее, со Апостолом Петром и прочими Апостолы вкупе, яко глаголы живота вечнаго Учитель ваш имать, и яко Он есть воистину Сын Бога Живаго, Емуже вся земля едиными усты взывати научается: Аллилуиа. Икос 2 Разумному Солнцу Правды вседушевно восхотел еси, святый Апостоле Варфоломее, поработати и радостно приял еси заповедь Господа о проповеди овцам погибшим дому Израилева; сего ради потщался еси со всеми Апостолы по весям и градом Израилевым ходяще, болящия исцеляти, прокаженныя очищати, мертвыя воскрешати, бесы изгоняти и всем проповедати и вещати, яко приблизися Царствие Небесное. Воспоминающе апостольския труды твоя, сия похвальная восписуем ти:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

25. Суббота. Перенесение мощей ап. Варфоломея. Ап. от 70-ти Тита, еп. Критского. Служба апп. Варфоломея и Тита шестеричная, совершается вместе с субботней службой Октоиха. На вечерне кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: ап. Варфоломея, глас 4-й – 3, и ап. Тита, глас тот же – 3. «Слава» – ап. Варфоломея, глас 2-й: «Оставив земная...», «И ныне» – догматик, глас 1-й: «Всемирную славу...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 1-й (мученичны из числа стихир на «Господи, воззвах» – 2-й: «Молитвами, Господи, всех святых...», 3-й: «Еже на судищи...», 4-й: «О, добрыя вашея купли...», припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Воистинну паче ума...» (см. в стихирах на стиховне). По Трисвятом – тропарь апостолов, глас 3-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 1-й: «Гавриилу вещавшу...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь апостолов, глас 3-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Тя, ходатайствовавшую...». Кафизмы 16-я и 17-я . Малые ектении. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: В храме Господском, Богородицы и святого – канон ап. Варфоломея со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), ап. Тита на 4 и Октоиха (мученичный) на 4. Примечание. В книге В. Розанова «Богослужебный Устав Православной Церкви» (с. 176) даны следующие указания для пения канонов в субботу при типе службы двух святых без знака: в храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), первого святого на 3, второго святого на 3 и Октоиха (мученичный) на 4; в храме Воскресения Христова – канон воскресный рядового гласа (с прошлой Недели) со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), первого святого на 3, второго святого на 3 и Октоиха (мученичный) на 4. Однако следует отметить, что данное мнение В. Розанова не находит подтверждения в богослужебных книгах (в т. ч. и в старопечатной традиции) . Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы мученичного канона Октоиха.

http://patriarchia.ru/bu/2024-09-07/

24. Святаго священномученика Евтиха, ученика святаго Иоанна Богослова. Стихиры октоиха 3: и Евтиха 3: глас 8. Подобен: О преславнаго чудесе! Слава, и ныне, Богородичен, или Крестобогородичен. На стиховне октоиха. Тропарь, глас 4: И нравом причастник: септемвриа в 3-й день. На утрени, обычныя кафисмы, и седальны октоиха. Оба канона октоиха: и святаго на 4, глас 8. По 3-й песни, седален, глас 3. По 6-й песни, Кондак, глас 3. Апостолов сопрестольник и святителей красота быв Евтихе, мученически прославился еси, просиял еси яко солнце, всех просвещая, и разорил еси безбожия нощь глубокую: сего ради тя почитаем, яко божественнаго воистинну священнотаинника Христова. И икос. По 9-й песни, светилен октоиха. Слава, святаго. В тойже день пренесение честных мощей, иже во святых отца нашего Петра митрополита Киевскаго, и всея России чудотворца. Идеже лежат мощи его, совершается полиелей. Тропарь, глас 4: Наста днесь всечестный праздник пренесения честных мощей твоих святителю Петре, веселя изрядно твое стадо, и вся люди: о нихже не оскудевай моляся Христу Богу, еже от него дарованней ти пастве сохранитися от враг ненаветованней, и спастися душам нашим. Кондак, глас 8. Яко врача преизрядна, и источника чудесем обильна, днесь сошедшеся любовию духовная твоя чада, в пренесение честных мощей твоих, архиерею Петре, молим тя: моли Христа Бога даровати честным твоим пренесением стране нашей на враги победительная: да твоими к Богу молитвами, находящих зол избавльшеся, радостною душею и веселием сердца, благодарная ти воспоем, глаголюще: радуйся отче Петре, архиереев и всея Российския земли удобрение. 25. Возвращение мощей святаго апостола Варфоломеа: И память святаго апостола Тита. На Господи воззвах, стихиры Варфоломеа 3, глас 4. Подобен: Яко добля: И Тита 3, глас тойже. Подобен: Дал еси знамение: Слава, Варфоломеа, глас 2: Оставив земная: На стиховне октоиха. Тропарь, глас 3: Апостоли святии: октовриа в 31-й день. На утрени, канон октоиха един: И святых два, на 8: Варфоломеа, глас 4. И Тита, глас тойже. По 3-й песни,

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Радуйся, славных дел Божиих возвестителю. Радуйся, злых козней сатанинских сокрушителю. Радуйся, святый славный и всехвальный Апостоле Варфоломее. Кондак 13 О святый славный и всехвальный Апостоле Варфоломее! Приими сие от нас, недостойных, приносимое тебе хвалебное пение, и якоже ты сам всем сердцем, душею и телом предал еси себе на служение Господеви своему и Учителю, тако и нас, молитвами твоими, сподоби жизнь свою во славу Господню устрояти, вся от Него посылаемая со благодарением приимати, и тако тебе подражающе, вечное Царствие наследовати и Господеви, Творцу нашему и Промыслителю, с тобою и всеми святыми во веки воспевати: Аллилуиа. [Сей кондак глаголется трижды.] [Далее повторяем 1е икос и кондак:] Икос 1 Ангелов Господь и Спаситель всего рода человеча, провидев чистоту души твоея, святый Варфоломее, благоволи избрати тя во единаго от обоюнадесяте и нарещи Апостолом Своим. Мы же, дивящеся духовным дарованиям твоим, прославляем тя сице: Радуйся, Варфоломее, великий Христов Апостоле. Радуйся, учениче Христов усерднейший. Радуйся, яко сердце свое непорочно имел еси. Радуйся, яко лукавыя наставления старцев еврейских отвергл еси. Радуйся, яко всем сердцем своим Христу прилепился еси. Радуйся, яко вся мирския блага ни во чтоже вменил еси. Радуйся, яко отца и матерь, братию и сестры своя ради Господа оставил еси. Радуйся, яко во следовании за Христом истинное блаженство восприял еси. Радуйся, учением Христовым пленивыйся. Радуйся, в пути Христовом благо Царствия Небеснаго предвкусивый. Радуйся, благогласнейший проповедниче Христова учения. Радуйся, верный слуго Господень. Радуйся, святый славный и всехвальный Апостоле Варфоломее. Кондак 1 Избранному от людей израилевых во Христова Апостола на уловление человеков, чудному Варфоломею, пения похвальная принесем, вернии, яко оставльшему дом свой, нищету Христову возлюбившему и Христово учение паче учения еврейских книжников избравшему. Ты же, святый Апостоле, всех нас, память твою честную празднующих, не остави своим предстательством и заступлением, да благодарными устнами вопием ти:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Акиндин ноябр. 2 Акутион апр. 21 Александр марта 13 Александр марта 15 Александр марта 15 Александр июня 10 Алексий прп., Божий человек марта 17 Алипий столпн. ноябр. 26 Амонит ноябр. 7 Амплий ап. из 70-ти окт. 31 Амфилохий марта 28 Амфиан Анания янв. 26 Анания дек. 17 Анастасий окт. 25 Анастасия окт. 29 Анастасия дек. 22 Анатолий ноябр. 20 Андрей Андрей Страт. мч. авг. 19 Андрей ν Κρσει прпмч. окт. 17 Андроник ап. из 70-ти Андроник окт. 12 марта 10 Анемподист ноябр. 2 Аникита авг. 12 Аникита ноябр. 7 марта 18 февр. 3 Антипа апр. 11 Антипатр апр. 29 Антонина июня 10 Антонин окт. 22 Антонин ноябр. 7 сент. 3 Апеллий ап. из 70-ти окт. 31 июля 23 дек. 14 Аполлос ап. из 70-ти окт. 24 Аристарх ап. из 70-ти апр. 17 Аристовул ап. из 70-ти окт. 31 дек. 19 Арриан дек. 14 Артема апр. 29 Артемий окт. 20 Артемон Артемон окт. 26 Артемидор окт. 27 Архипп ап. из 70-ти февр. 19 Асинкрит июня 20 Асклипиодота февр. 19 Асклипиодот Астерий окт. 29 Астион ноябр. 7 июля 26 Африкан апр. 10 Аффоний ноябр. 2 Ахиллий еписк. Лар. Афанасий февр. 15 Афанасия Афиноген июля 16 Афинодор дек. 19 Бландина июля 26 Вавила янв. 24 новый мч. дек. 15 Валерий ноябр. 7 Варахисий марта 28 Варахий ноябр. 7 Варвара Варнава ап. из 70-ти июня 11 Варсимей янв. 30 Варфоломей июня 11, авг. 25 Василиск Василиск марта 3 Василисса апр. 19 Василисса Василей марта 7 Василий сщмч. Амас. апр. 26 Василий сщмч. Анкир. марта 22 Василий июня 18 авг. 21 Вассиан окт. 10 Венедикт марта 14 Венедим Вениамин диакон, мч. марта 31 Вианор июля 10 Викторин февр. 18 Виктория Виктор ноябр. 10 Виктор Вирилл Катанский марта 21 Виссарион Власий февр. 11 Вонифатий дек. 19 еп. Смирн. февр. 6 Гавриил марта 26, июля 13 Гавриил янв. 22 Гаиания сент. 30 ап. из 70-ти ноябр. 4 июня 20 Галактион ноябр. 5 Галина апр. 19 Георгий апр. 23, ноябр. 3 Георгий янв. 22 Герасим марта 4 Гервасий окт. 14 Гигантий ноябр. 7 Гликон окт. 26 Голиндуха июля 14 Григорий сент. 30 Григорий Акрагантский ноябр. 20 Григорий Акритский ноябр. 20 июня 26 Далмат Дамиан мч., бессребр. Римский

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Песнь 4 Ирмос: Пришел еси от Девы, не ходатай, ни Ангел, но Сам, Господи, воплощся,/ и спасл еси всего мя, человека,/Тем зову Ти:/слава силе Твоей, Господи. Упразднил еси, крестом Господним ограждаемь,/демонское сверепство, Варфоломее преизрядне,/сих душегубительную прелесть отгнал еси проповеданием. Свет мира, славы Божественныя сияние/Христос тя показа, Варфоломее Богоприятне:/всю бо просветил еси Богоразумием тварь, всеблаженне. Возмутил еси языческая моря, апостоле,/яко конь преизряден, колесница Слова быв,/верою же погасил еси горькаго безбожия концы. Богородичен: Исцеляя Евино ветхое преступление,/в Тя, непорочную, Пречистая, вселися,/всего мя человека обнови падшаго Пребожественный. Ин, ирмос тойже Последуя повелением Владыки, апостоле Варнаво прехвальне,/нищим раздал еси все твое имение,/ и Христов проповедник быв велегласен. Достигл еси добродетелей светлость конечную/и, Павла обрет, Богогласнаго апостола,/с нимже всем возвестил еси таинства глубину неизреченную. Яко солнце, претекая мира концы, Варнаво всечестне,/зарелучными сиянии, Павлу последуя,/просвещавши словом благодати. Сопричастник страстей Спаса быв, Варнаво прехвальне,/в Небесных селех с Ним прославляешися,/паче ума веселия насыщаяся. Богородичен: Евы праматере клятва упразднися Тобою, Всенепорочная:/воплощеннаго бо Слова родила еси Присносущнаго,/благословеньми мир венчавшаго. Песнь 5 Ирмос: Ходатай Богу и человеком был еси, Христе Боже:/Тобою бо, Владыко, к Светоначальнику Отцу Твоему/от нощи неведения/приведение имамы. Несозданну Свету, нас ради в зданиих явльшемуся Христу,/перводельно беседовал еси, к Нему пришед, апостоле,/ и Божественными зарями от Него просвещаемь. Яко роса Божия, человеком исцеление подающи,/в мире был еси, о Варфоломее преблаженне,/ и землю нечестия пророчески опровергл еси. К первому Свету приступль, был еси свет вторый:/еже оттуду сиянии и светолитии озаряемь,/яко самовидец Слова, Варфоломее всемудре.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Приведенный текст отражает традицию, оказавшую непосредственное влияние на христианскую церковную гимнографию: диалоги между смертью, адом и велиаром станут одним из наиболее распространенных гимнографических сюжетов (в частности, у Ефрема Сирина и Романа Сладкопевца). Енох и Илия также станут постоянными участниками повествования о сошествии Христа во ад. Что же касается изведения из преисподней Адама и других ветхозаветных героев, то эта тема будет в подобного рода повествованиях лейтмотивом. В «Вопрошаниях Варфоломея» тема развивается следующим образом: Говорит Ему Варфоломей: «Возвести мне, Господи: кто был тот, которого несли ангелы на руках своих, тот человек весьма высокого роста?» Отвечая, Иисус сказал ему: «Это был первозданный Адам, ради которого Я сошел с небес на землю. И Я сказал ему:«Ради тебя и детей твоих Я был повешен на кресте». Он же, услышав, восстенал и сказал:«Так соблаговолил Ты, Господи»». Снова сказал Варфоломей: «Я видел, Господи, и ангелов, восходящих перед Адамом и поющих. Один же из ангелов  был гораздо больше других и не хотел восходить; был же в руке его меч огненный, и взирал он только на Тебя». И когда Он  [закончил] говорить все это, сказал апостолам: «Подождите Меня на месте сем, ибо сегодня в раю жертва приносится; Я должен там быть, чтобы принять ее». И сказал Варфоломей: «Что это за жертва в раю?» Иисус же говорит: «Души праведников, выйдя [из ада], войдут в рай, а если Я не буду присутствовать, то не войдут они в рай». Варфоломей же, отвечая, сказал: «Господи, сколько душ ежедневно выходит из мира?» Говорит ему Иисус: «Тридцать тысяч»  . Снова Варфоломей: «Господи, когда Ты был с нами, научая слову [Божию], принимал ли Ты жертвы в раю?» Иисус же, отвечая, говорит ему: «Истинно говорю тебе, возлюбленный мой, что и с вами был Я, научая слову, и с Отцом Моим восседал»  . Мысль о вездеприсутствии Христа также станет одной из центральных как в патристических, так и в богослужебных текстах на тему сошествия во ад. Раздел «Вопрошаний Варфоломея», посвященный данной теме, заканчивается ответами Христа на вопрос о том, какое количество людей входит в рай из числа ежедневно скончавшихся. Разные версии памятника дают разные цифры: в большинстве речь идет о пятидесяти трех праведниках, из которых три «входят в рай или полагаются на лоне Авраамовом» (таким образом, лоно Авраамово отождествляется с раем), остальные же пятьдесят «идут в место воскресения»  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=848...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010