Святой ап. Варфоломей был один из сонма 12 апостолов Христовых, а св. ап. Тит был не из 12, а из числа семидесяти апостолов и был один из любимейших и близких учеников св. Первоверховного ап. Павла.    Когда Господь Иисус Христос явился Своим апостолам уже по Своем воскресении из мертвых, сказал им: как Отец послал Меня, так и Я посылаю вас (Ин. 20:21).    Из этих кратких, но многозначительных слов Спасителя, мы видим, как велико и как важно было то служение, которое исполняли апостолы. Учитель, так сказать из рук в руки, передал им то послушание, которое было на Него возложено Его Небесным Отцом, и они пошли с проповедью Его учения всюду, так что, как говорится в псалме, «Во всю землю изыде вещание их, и в о вся концы вселенныя глаголы их» (Пс.18:5).    Конечно, велика была, безмерно велика была та задача, которую надлежало им исполнить, а поэтому Господь и даровал им особое богатство благодати, и труды и жизнь каждого из 12-ти апостолов были отмечены массой поразительных, великих чудес. Св. апостол Варфоломей, как и другие апостолы, рекой разливал вокруг себя такие чудеса в деле своей проповеди. И когда он, так проповедуя, переходил из одной страны в другую, то для него была великая радость, когда в этих своих апостольских трудах и подвигах, он встретился с своим собратом, таким же апостолом из числа 12, св. Филиппом и его сестрой, праведной Мариамной. Одно время св. апостолы вместе благовествовали Христа, а св. Мариамна служила им и соучаствовала в деле проповеди. Так трудился св. ап. Варфоломей, один из тех, которому, повторяю, прямо было сказано Господом «как послал Отец Меня так и Я посылаю Вас» .    Христос Спаситель, после чудесного улова рыбы предложил апостолам трапезу. И когда они приступили к ней на берегу, Господь обращается к Симону Петру, всю душу и совесть которого, конечно, как огонь жгло то позорное отречение, которое произошло недавно. Господь, возвращая ему потерянное им апостольское достоинство, снова делает его апостолом Своим, призывая его к апостольскому служению; и делает это троекратно, в соответствии с троекратным отречением.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

мощи в X в. были перенесены (или по крайней мере часть их) в Рим. См. 11 июня. Кондак, гл. 4. Явился еси велие солнце церкви, учений сиянием и чудесы страшными, просвещая поющия тя, Варфоломее Господень апостоле. Память св. апостола Один от 70-ти, он был родом с о. Крита, от язычников царского рода. Ища истины у греческих философов и поэтов, он жил добродетельно и избегали всего порочного и бесчестного и всю жизнь свою оставался девственником. Когда ему исполнилось 20 лет, то голос во сне два раза советовал ему читать еврейские книги. Тит изучил этот язык и стал читать пророка Исаию и другие пророческие книги. Отсюда он уразумел ничтожность язычества и познал истинного Бога. В это время до критян дошли слухи об учении и чудесах Христовых. Чтобы проверить основательность этих слухов, дядя Тита отослал последнего в Иерусалим. Здесь Тит увидел Господа, уверовал в Него и стал Его учеником. Впоследствии апостол Павел полюбил св. Тита, посетил с ним разные страны, проповедуя при ревностном сотрудничестве св. Тита слово Божье язычникам, и, посетив о. Крит, сделал его здесь епископом (см. Гал.2:1–3 ; Деян.18:22 ; 2Кор.2:12–13; 7:13; 8:16; 12:18 ; Тит.1:5; 3:12 ; 2Тим.4:10 ). «Исполненный вод животочных», апостол Тит обильно насыщал сердца язычников «струями божественных учений», просвещая паству светом благоразумия и отгоняя мглу многобожия. Апостол Павел не оставлял без научения своего ставленника. Он написал ему послание относительно избрания пастырей и об обязанностях пастырского служения. На острове Крите апостол Тит неусыпными трудами и чудесами обратил многих ко Христу. Особенно много уверовало во Христа язычников после того, как св. епископ, проходя мимо строящегося языческого храма, помолился, и храм вдруг упал. Впоследствии на этом месте был воздвигнуть храм христианский. (Скончался апостол Тит мирно в гор. Гортине на 94-м году от рождения. После опустошения в 823 г. острова от мощей его, почивавших в Гортянской кафедральной церкви, осталась одна глава, которая и была пренесена в Венецию, в храм св. Марка; но, по другим известиям, честная глава св. Тита хранится на острове Крите в храме его имени.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Прокимен, глас 1: Уста моя возглаголют премудрость: Стих: Услышите сия вси языцы: Апостол ко евреем, зачало 334: Поминайте наставники ваша: Аллилуиа, глас 2: Уста праведнаго поучатся премудрости: Стих: Закон Бога его в сердцы его: Евангелие Матфеа зачало 11: Вы есте свет мира: Причастен: В память: В тойже день преподобнаго отца нашего Кирилла игумена Белоезерскаго. Совершается собор его во обители его, идеже лежат мощи его, и во храме его. Тропарь, глас 1: Яко крин в пустыни Давидски процвел еси отче Кирилле, злострастия терние искореняя, и собрал еси в ней ученик множество, страхом Божиим и учением твоим наставляемых, ихже и до конца яко чадолюбивый отец не оставил еси посещая, да вси вопием: слава давшему ти крепость, слава венчавшему тя, слава действующему тобою всем исцеления. Кондак, глас 8: Яко преобидев тленная, и долу влекущая мудрования отче, к вышнему течению радостно устремился еси, и тамо со святыми Пресвятей Троице предстоя, моли от враг сохранитися стаду твоему: яко да святое твое успение празднующе вопием: радуйся преблаженне Кирилле отче наш. 10. Святаго священномученика Тимофеа, епископа Прусскаго. Аллилуиа, или тропарь. Стихиры Богородицы, глас 4. Подобен: Яко добля: И святаго, глас 8 подобен тойже. На стиховне октоиха. Тропарь, глас 4: И нравом причастник: септемвриа в 3-й день. На утрени, оба канона октоиха: и святаго, глас 4. По 3-й песни, седален, глас 5. 11. Святых апостол, Варфоломеа и Варнавы. На велицей вечерни, поем: Блажен муж, 1-й антифон. На Господи воззвах, стихиры праздника 3, и апостолов 5. Аще же пост, стихиры апостолов на 8. Варфоломеа 5, глас 4. Подобен: Яко добля: И Варнавы 3, глас тойже, Подобен: Дал еси знамение: Слава, глас 6: Варнаво прехвальне: И ныне праздника, или Богородичен: Кто тебе не ублажит: Вход. Прокимен дне, и чтения 3: ищи сего месяца в 29-й день. На стиховне стихиры апостолов, глас 1. Подобен: Всехвальнии мученицы: с припевы их. Слава, глас 8: Апостоле Спасов: И ныне, праздника, или Богородичен: Безневестная Дево: По трисвятом, тропарь, глас 3: Апостоли святии: октовриа в 31-й день.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

    Св. апостол Симон Кананит (память 10 мая) – проповедник Евангелия в Абхазии, где и скончался.     Св. апостол Матфий († 63, память 9 августа) – проповедник Евангелия в Колхиде.     Св. апостол Варфоломей († 68, память 11 июня) – проповедник Евангелия в Великой Армении в 64—68 гг., где и скончался мученически.     Св. апостол от 70-ти Фаддей († 44—50, память 21 августа) – проповедник Евангелия в Великой Армении.     Св. апостол Иуда Фаддей Левий, брат Господень († ок. 80, память 19 июня) – проповедник Евангелия в Великой Армении в 66—69 гг., где был распят на кресте.     II век     Священномученик Климент, папа Римский, и его ученики сев. Корнилий и Фив († ок. 101, память 25 ноября) – в 98 г. сосланы в Херсонес Таврический, где и скончались.     Свв. мученики Инна, Пинна и Римма, Готские (нач. в., память 20 января).     III век     Свв. мученики Калогер и Парфений, из Армении († 249, память 19 мая).     Свв. мученик Савва Стратилат и с ним 70 воинов мучеников Готских († 272 в Риме, память 24 апреля).     IV век     Св. мученик. Василиск († ок. 308, память 22 мая) – был сослан и принял мученичество в местечке Команы (Абхазия).     Священномученики епископы Херсонские: Василий († 309), Ефрем († ок. 318), Евгений († 311), Елпидий († 311), Агафадор († 311), Еферий († ок. 311—325), Капитон († после 325) – память 7 марта.     Священномученик Григорий, Просветитель Великой Армении († 335, память 30 сентября).     Св. равноапостольная Нина, просветительница Иврии († 335, память 14 января).     Св. мученик Савва чтец, Готский († 372, память 15 апреля).     Св. мученики Готские: пресвитеры Вафусий и Верк, монах Арпила, миряне Авив, Агн, Реас, Игафракс, Иской, Сила, Сигиц, Сонирил, Суимвл, Ферм, Филл, Анна, Алла, Лариса, Моико, Мамика, Уирко, Анимаиса (Анимаида), Гаафа, царица Готская, Дуклида — и прочие, числом около 300, пострадавшие у горы Аю-Даг († 375).     V век     Святитель Иоанн Златоуст († 407, память 13 ноября) – скончался в ссылке в местечке Комана (Абхазия).     VII век

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Здесь, в Гохтане, по свидетельству историка, апостол Варфоломей рукоположил в епископа одного из своих учеников по имени Кумси. Составитель Четьих-Миней святитель Димитрий Ростовский (XVIII в.) со свойственными его труду подробностями описывает благовестнические труды апостола Варфоломея, который, совершая многочисленные чудеса и знамения, исцеляя больных и изгоняя нечистых духов из одержимых ими, множество людей обратил ко Христу. Святитель Димитрий рассказывает, что Апостолом была исцелена бесноватая дочь правителя Албанской страны Полимия, после чего последний вместе со всем своим домом принимает святое крещение. Святитель Димитрий описывает события, происходящие в это время в Албании, как обращение страны в христианскую веру: «Ибо до десяти городов и больше приняли тогда по примеру царя, святое крещение». В Житии город Альбан отождествляется с нынешнем Баку. Местное церковное предание указывает и место мученической кончины апостола Варфоломея у подножия Девичьей башни на территории старого города «Ичери Шехер», где согласно историческим сведениям на фундаментах языческого храма была сооружена христианская церковь. В начале XIX в. на месте обветшавшего албанского храма Русской Православной Церковью была построена часовня в честь святого Апостола, простоявшая до 1936 г. Памятная мраморная доска на стене часовни сообщала, что «на сем месте за Христа пролил свою кровь один из 12-ти учеников Христовых – святой апостол Варфоломей». Вторым апостольским источником христианского благовестия в Кавказской Албании явился ученик апостола Фаддея - святой Елисей. Албанский историк Моисей Каланкатуйский так передает о начале проповеди святого Елисея: «В удел нам, жителям Востока, достался св. апостол Фаддей, который, прибыв в Армению в область Артаз, получил там кончину мученичества от армянского царя Санатрука. Ученик его святой Елисей возвращается в Иерусалим и остальным соапостолам его рассказывает о вожделенном его мученичестве. Там, по вдохновению Святого Духа, Елисей рукополагается рукой святого Иакова, брата Господня , бывшего первым патриархом Иерусалима. Елисей, получив себе в удел Восток, направив путь из Иерусалима в Персию, заходит к маскутам, избегая Армении, и начинает проповедовать в Чога, и, уча многих в разных местах, заставил их познать спасение. Оттуда он прибыл в область Ути, в город Согарн с тремя учениками…». Затем «…святой первосвятитель прибыл в Гис, устроил церковь, и принес бескровную жертву. На этом месте возникли первые церкви наши, метрополия и просвещение».

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Азер...

Фульдская летопись (Фульдские анналы) – Annales Fuldenses sive annales regni Francorum orientalis/Ed. F. Kurze. Hannover, 1895. Шафенбургская хроника (анналы Ламперта Херсфельдского) – Lampertus, monachus Hersfeldensis. Opera/Ed. 0. Holder-Egger. Hannover, 1894. Эйнхард – Einhardus. Vita Karoli Magni/Ed. 0. Holder-Egger. Hannover, 1911. Экумений – Oecumenius. Opera omnia/Patrologiae cursus completus: Series graeca/Accurante J.-P. Migne. Parisiis, 1864. Т. 118–119. Glagolita Clozianus (Клоцев сборник) – Dostdl A. Clozianus. Praha, 1959. Notitiae episcopatuum – Darrouzes J. Notitiae episcopatuum Ecclesiae Constantinopolitanae. Paris, 1981. Вселенские святые, подвизавшиеся или скончавшиеся на территории будущей российской империи (в Крыму и на Кавказе) до крещения Руси 628 I век Св. апостол Андрей Первозванный († 62, память 30 ноября) – проповедник Евангелия в Крыму, Закавказье и по Днепру («на горах Киевских»), в будущих пределах Новгородских, на о. Валааме. Св. апостол Симон Кананит (память 10 мая) – проповедник Евангелия в Абхазии, где и скончался. Св. апостол Матфий († 63, память 9 августа) – проповедник Евангелия в Колхиде. Св. апостол Варфоломей († 68, память 11 июня) – проповедник Евангелия в Великой Армении в 64–68 гг., где и скончался мученически. Св. апостол от 70-ти Фаддей († 44–50, память 21 августа) – проповедник Евангелия в Великой Армении. Св. апостол Иуда Фаддей Левий, брат Господень († ок. 80, память 19 июня) – проповедник Евангелия в Великой Армении в 66–69 гг., где был распят на кресте. II век Священномученик Климент, папа Римский, и его ученики свв. Корнилий и Фив († ок. 101, память 25 ноября) – в 98 г. сосланы в Херсонес Таврический, где и скончались. Свв. мученики Инна, Пинна и Римма, Готские (нач. в., память 20 января). III век Свв. мученики Калогер и Парфений, из Армении († 249, память 19 мая). Свв. мученик Савва Стратилат и с ним 70 воинов мучеников Готских († 272 в Риме, память 24 апреля). IV век Св. мученик. Василиск († ок. 308, память 22 мая) – был сослан и принял мученичество в местечке Команы (Абхазия).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Церковь вспоминает Собор святых славных и всехвальных 12-ти Апостолов Христовых 13 июля, 2018. Новостная служба Указания на совершение этого празднования встречаются в IV веке 13 июля. ПРАВМИР. Собор святых славных и всехвальных 12-ти Апостолов Христовых — древний праздник. Святая Церковь, чествуя каждого из 12-ти апостолов в разное время года, с давних времен установила общее празднование им на следующий день после памяти славных и первоверховных апостолов Петра и Павла. Праздник посвящён двенадцати апостолам: Пётр, Андрей, Иаков Зеведеев, Иоанн Богослов, Филипп, Варфоломей, Фома, Левий Матфей, Иаков Алфеев, Иуда Фаддей, Симон Кананит, а также апостол Матфий, избранный в число двенадцати апостолов вместо Иуды Искариота. Также память каждого из апостолов чествуется в различные дни года. В честь праздника построен ряд православных храмов. Самым первым из них стал храм, построенный по указанию императора Константина Великого  в Константинополе — Церковь Апостолов, ставшая императорской усыпальницей. В этот же период, по преданию, его мать равноапостольная Елена, также построила церковь двенадцати апостолов у Тивериадского озера. В России церковь Двенадцати апостолов была построена в середине XVII века в Кремле по указанию патриарха Никона (является единственной в Москве церковью в честь данного праздника). Её возвели вместе с великолепными Патриаршими палатами, церковь до 1680 года служила домовым патриаршим храмом. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 18 декабря, 2021 7 декабря, 2021 29 мая, 2023 22 мая, 2023 6 июня, 2022 1 июня, 2022 6 мая, 2022 27 марта, 2022 1 января, 2021 18 декабря, 2021 7 декабря, 2021 29 мая, 2023 22 мая, 2023 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/tserkov-vspominaet-sob...

21 . Константина и Елены. 25 . Третье обретение главы Предтечи. Июнь (листы 169 – 176). 8 . Мученика Феодора Стратилата. 11 . Апостолов Варфоломея и Варнавы. 18 (?). Преподобного Епуфрия (sic). 19 . Апостола Иуды. 24 . Навечерие рождества Иоанна Предтечи. 28 . Мучеников Кира и Иоанна и предпразднство святых апостол. 29 . Апостолов Петра и Павла. 30 . Собор 12-ти апостолов. Июль (листы 176 – 183). 1 . Козмы и Дамиана. 2 . Положение ризы Богородицы во Влахерне. 5 . Евстафия, епископа Антиохийского. 8 . Великомученика Прокопия. 11 . Мученицы Евфимии. В неделю по памяти Евфимии память Халкидонского собора. 15 . Мучеников. Кирика и Улиты. 20 . Пророка Илии. 22 . Марии Магдалины. 24 . «Святою мученику новоявленою Бориса и Глеба» (л. 181 оборот начало. Написаны только имена, а для службы, которая не написана, оставлена порожняя страница. 25 . Успение св. Анны, матери Богородицы. 27 . Великомученика Пантелеимона. Август (листы 183 – 196). 1 . Святых Маккавей. 2 . Пренесение мощей первомученика Стефана. 5 . Предпразднство Преображения. 6 . Преображение. 8 . Мученика Дометия. 9 . Попразднство Преображения. 11 . Предпразднство Успения. 15 . Успение. 16–18. Попразднство Успения. 24 . Пренесение мощей апостола Варфоломея и святого Евтихия. 26 . Мучеников Адриана и Наталии. 27 . Преподобного Пимена. 28 . Преподобного Моисея Мурина. 29 . Усекновение Иоанна Предтечи. 30 . Положение пояса Богородицы в Халкопратии. 4. Запись устава Студийского монастыря, сделанная в самом монастыре ( см. выше абзац до сноски 732 и далее ,– у Миня в Патрологии t. 99, р. 1704). «Устав порядков Студийского монастыря 1514 . 1 . Многие и различные утвердились в честных монастырях от древних времён предания, и одни из них (монастырей) управляются и ведутся в царство небесное одними уставами, другие – другими. Одно из всех (преданий) есть и предание, содержимое нами, которое мы приняли от великого отца нашего и исповедника Феодора, и не одни мы, но и многие из лучших монастырей избрали (и содержат) его, как совершеннейшее, устраняющее и излишества и недостатки. Посему и мы ныне, повинуясь отеческим приказаниям, преклонили себя к послушанию 1515 , чтобы предать его письменам, в непреходящую память будущим родам. Да подаст же нам Бог, молитвами нашего пастыря, потребную силу к сложению слова, чтобы изложить здраво полезные и спасительные богоносного отца нашего заповеди, во славу Отца и Сына и Св. Духа и в сохранение и спасение тех, которые с верой принимают на себя соблюдать их. Итак, с Богом да будет сие началом сложения.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   И икос. По 9-й песни светилен, дважды. Слава, и ныне, праздника, или богородичен: На стиховне октоиха. Слава, глас 6: Наследниче Божий: На Литургии, блаженна праздника, или октоиха: и святаго песнь 3. Прокимен, глас 1: уста моя возглаголют премудрость: Стих: услышите сия вси языцы: Апостол ко евреем, зачало 334: Поминайте наставники ваша: Аллилуиа, глас 2: уста праведнаго поучатся премудрости: Стих: Закон бога его в сердцы его: евангелие матфеа зачало 11: Вы есте свет мира: Причастен: В память:     (:. В тойже день преподобнаго отца нашего кирилла игумена белоезерскаго.    Совершается собор его во обители его, идеже лежат мощи его, и во храме его.    Тропарь, глас 1: яко крин в пустыни давидски процвел еси отче кирилле, злострастия терние искореняя, и собрал еси в ней ученик множество, страхом божиим и учением твоим наставляемых, ихже и до конца яко чадолюбивый отец не оставил еси посещая, да вси вопием: слава давшему ти крепость, слава венчавшему тя, слава действующему тобою всем исцеления.    Кондак, глас 8: яко преобидев тленная, и долу влекущая мудрования отче, к вышнему течению радостно устремился еси, и тамо со святыми пресвятей Троице предстоя, моли от враг сохранитися стаду твоему: яко да святое твое успение празднующе вопием: радуйся преблаженне кирилле Отче наш.     10. святаго священномученка тимофеа, епискпа прусскаго.    Аллилуиа, или тропарь. Стихиры Богородицы, глас 4. Подобен: яко добля: И святаго, глас 8 подобен тойже. На стиховне октоиха. Тропарь, глас 4: И нравом причастник: септемвриа в 3-й день. На Утрени, оба канона октоиха: и святаго, глас 4. По 3-й песни, седален, глас 5.     11. † святых апостол, варфоломеа и варнавы.    На Велицей Вечерни, поем: блажен муж, 1-й антифон. На Господи воззвах, стихиры праздника 3, и апостолов 5. Аще же пост, стихиры апостолов на 8. Варфоломеа 5, глас 4. Подобен: яко добля: И варнавы 3, глас тойже, Подобен: Дал еси знамение: Слава, глас 6: Варнаво прехвальне: И ныне праздника, или богородичен: Кто тебе не ублажит: Вход.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Дивное благопопечение о людех стран Индийских явил еси, святый Апостоле, егда насельники стран сих просветив и Церковь тамо устроив, Евангелие от святаго Матфея, с собою носимое, на язык их преложи, и самое то Евангелие, от Матфея написанное, у нихже остави. Сего ради просвещеннии тобою людие стран Индийских благодарно воспеваху ти, святый Варфоломее, тако: Радуйся, великий наш Апостоле. Радуйся, во Христе отец наш чадолюбивый. Радуйся, муками рождения о нас болезновавый. Радуйся, Христа Господа в нас вообразивый. Радуйся, идольскую лесть обличивый. Радуйся, ко истинному свету вся ны наставивый. Радуйся, словеса Евангелия Христова нам оставивый. Радуйся, Церкве Божия устроителю. Радуйся, неустанный о нас пред Престолом Божиим предстоятелю. Радуйся, о всем мире теплый пред Богом ходатаю. Радуйся, крепкое наше упование. Радуйся, о нашем спасении изрядный попечителю. Радуйся, святый славный и всехвальный Апостоле Варфоломее. Кондак 8 Странно есть неверующим слышати, како святый Апостол Варфоломей, светом истины Христовы осиявый страны Индийския, паки новую ниву, Христовым учением невозделанную, обрете, и на конец жития своего в Великую Армению устремися, да просветит и зде люди, во тьме и сени смертней седящия, и да научит их единому Творцу и Господу благодарными усты воспевати: Аллилуиа. Икос 8 Весь духом горя о славе Господней, прииде святый Апостол Варфоломей в Великую Армению и усердно воззва в молитве своей ко Господу, да посрамлени будут беси, во идолех страны тоя обитавшия, и да будут ниспровергнуты бездушнии идоли; и не тща бе молитва святаго Апостола: беси умолкоша, идоли падоша, людие же сего бесовскаго мучительства и безумия избавльшеся, восхваляху святаго просветителя своего сицевыми радостными воззвании: Радуйся, Апостоле, красными ногами своими землю нашу освятивый. Радуйся, святую истинную веру всем нам возвестивый. Радуйся, бесов изгонителю. Радуйся, идолов сокрушителю. Радуйся, в молитве и дерзновении пламенеющий. Радуйся, во святем служении Господу добрый пример нам показующий.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010