Апостол Петр и еванг. Матфеем ( Мф.10:2 ) и Лукой ( Лк.6:14 ) в числе 12-ти Апостолов поставлен на первом месте, потому что он, как равно и брат его Андрей, прежде других были призваны к апостольскому служению ( Ин.1:41 ), почему апостолу Андрею и усвоено название Первозванного, и потому еще, что по своим качествам, напр., по вере, любви к Иисусу Христу и т. п. он действительно был первым. „Ты Христос, Сын Бога живого!“ он первый сказал, когда Иисус Христос спросил Апостолов, за кого они почитают Его ( Мф.16:15–16 ). „Симон Ионин, любишь ли ты Меня больше, нежели они?» спрашивал Иисус Христос Петра. „Господи, Ты все знаешь, Ты знаешь, что я люблю Тебя“, отвечал Петр ( Ин.21:15 и дал. Еще чит. Деян.1:15; 2:14; 5:3 и далее). Католики признают преимущественное пред другими Апостолами первенство апостола Петра, но это неверно: он только был „первый между равными“ и никогда нигде не выставлял себя иным. Название Петр иначе Кифа значит камень. Так наименовал его Сам Господь в предзнаменование его особенной твердости в вере и проповеди евангельской. Иаков Зеведеев, т. е. сын Зеведея. Воанергес, еже есть (то есть) сына громова (сыны громовы). Этим названием означаются особенности характера Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, подобно тому, как названием Петр (камень) означаются особенности характера Симона, т. е. что они в некотором отношении подобны грому. Эти особенности суть сила, стремительность и некоторая величавость, выражавшиеся в словах и делах их, как напр. выразились, когда Апостолы просили Господа свести с неба огонь, подобно тому, как сделал Илия, на самарян, не желавших принять к себе Господа ( Лк.9:54 . Мих.). Мк.3:18 . Андрея, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона Кананита Мк.3:19 . и Иуду Искариотского, который и предал Его. Варфоломея. Варфоломей – значит сын Фоломея; он иначе называется Нафанаилом ( Ин.1:45 ). Матфея. Матфей иначе называется Левием, также Фаддеем. Иакова Алфеева. Иаков сын Алфея был родным братом Матфея. Фаддея.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

О святом апостоле Варфоломее упоминается в житии преподобного Иосифа песнописца († 883, память 4 апреля). Получив от одного человека часть мощей апостола Варфоломея, преподобный Иосиф принес их в свою обитель близ Константинополя и построил во имя апостола церковь , в которой положил часть его мощей. Преподобный Иосиф горел желанием составить в честь святого хвалебные песнопения и усердно молил Бога даровать ему способность к составлению их. В день памяти апостола Варфоломея преподобный Иосиф увидел его в алтаре. Тот подозвал преподобного Иосифа, взял с престола святое Евангелие и возложил ему на грудь со словами: «Да благословит тебя Господь, песнопения твои да усладят вселенную». С того времени преподобный Иосиф начал писать гимны и каноны и украсил ими не только праздник апостола, но и дни памяти многих других святых, составив около 300 канонов. Святители Иоанн Златоуст , Кирилл Александрийский , Епифаний Кипрский  и некоторые другие учители Церкви считают апостола Варфоломея за одно лицо с Нафанаилом ( Ин. 1:45–51, 21:2 ). Святой апостол Варнава Святой апостол Варнава родился на острове Кипре в семье богатых евреев и был назван Иосифом. Образование он получил в Иерусалиме, воспитываясь вместе со своим другом и сверстником Савлом (будущим апостолом Павлом) у знаменитого в то время законоучителя Гамалиила. Иосиф был благочестив, часто посещал храм, строго соблюдал посты, хранил себя от юношеских увлечений. В то время Господь наш Иисус Христос начал общественную проповедь. Увидев Господа и услышав Его Божественные слова, Иосиф уверовал в Него как в Мессию, возгорелся к Нему любовию и последовал за ним. Господь избрал его в числе 70-ти учеников. Среди последователей Господа Иосиф получил второе имя – Варнава, что по-еврейски значит «сын утешения». После Вознесения Господа на Небо он продал принадлежавшую ему близ Иерусалима землю и принес деньги к ногам Апостолов, ничего не оставив себе ( Деян. 4:36, 37 ). Когда Савл после своего обращения пришел в Иерусалим и старался присоединиться к ученикам Христовым, то все опасались его как недавнего гонителя. Святой Варнава пришел вместе с ним к Апостолам и рассказал, как Господь явился Савлу на пути в Дамаск ( Деян. 9:26–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Опять странная противоположность, если только можно отнести к случаю то, что устроено тайным Промыслом к назиданию верующих! Чей гроб приник к столпу напротив раки пострадавших за веру в Золотой Орде, которая два века тяготела над Русью? – Это гробы царя и царевича Казанских, державы, собранной из остатков Орды и рассыпавшейся под тяжелою стопою Иоанна! – гроб царевича Петра, сына Ибраимова, сына Мамотякова, царя Казанского, и гроб сына славной Сумбеки, защищавшей царство свое против Грозного, которая привезена была с пленным отроком из падшей Казани. Как утешительно читать на гробовой доске бывшего врага христиан новое христианское его имя, еще отзывающееся татарским корнем: «В лето 7074-е, Июня в 11-й день, на память Св. Апостол Варфоломея и Варнавы, преставися Царь Казанский, Александр Сафагиреевич, сын Царя Казанского». Не муками и не кострами, как некогда князей черниговских, тверских и рязанских, терзаемых в Орде за веру предков, но кротким светом евангельской истины призывала Святая Русь закоснелых врагов своих из тьмы язычества в благодатное царство Христово и, забыв древние обиды, гостеприимно открывала им объятия храмов, усыпальницу князей: так, вера во Христа сливала воедино иноплеменные их роды, издавна обагренные взаимною кровью. Не много гробов прислонилось к северной стене собора, будто бы негостеприимная дышала холодом на искавших к ней приютиться; но, подобно как бывает в теплице, отстранился от нее замогильный, княжеский цвет земли Русской, чтобы пышными побегами распуститься вдоль западной и южной стены и обвить их своим погребальным плющом. Все четыре могилы удельные: вот у самого иконостаса, под Тихвинскою иконою царицы-инокини, опочил в 1464 году внук Храброго Владимира, сподвижника Донского, князь Василий Ярославич Боровский, которого благочестие выразилось надгробною надписью: «Покой, Спасе наш, с праведными рабы Своя, в селех избранных Ти: аще бо и согрешиша вси, но не отступиша от Тебе». – Как много смирения и веры в сей молитве! От северных врат первый положен вдоль стены, сын Темного, князь Андрей Углицкий, названный Большим, для отличия от меньшего соименного брата, но сам затемненный славою старшего, Иоанна, собирателя Руси. Подле лежит другой князь, Андрей, сын Владимира Храброго, и наконец удельный князь Дмитровский, Юрий, малоизвестный сын великого Иоанна, упирающийся в безымянные гробы братьев Шуйского (если только это его братья), которые своими немыми памятниками отделяют искупленного пленника от лика соплеменных ему властителей. На Шуйском, как на утесе, обрывается северный ряд гробов, и одиночеством его могилы выражено одинокое его явление на престоле Рюрика, окончившееся невольным пострижением. Никто из Романовых не хотел возлечь подле; цари и царевичи отклонились от его соседства к блаженному отроку, ибо юноша Михаил не путем Шуйского восшел из мирной обители Ипатиевской на Грановитый престол.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Воскреси мене от мертвых дел, иже молитвою от основания темницу потрясе, и узники разреши, и Наасона от заколения спасе, вся бо можеши данною ти от Бога властию. Верою прошу: посети мене твоею милостию, и исторгни мя от сети вражия, и укрепи мя творити добрая дела, яко сый великий Христов апостол. Святый Иоанне Богословче, сыну громов, наперсниче Христов, девъственный сосуде душевная Церкви, медоточный языче, громогласная уста, асийское утвержение, ефесьская похвало, патмоский учителю, всего миру хранителю, Христова Евангелия списателю, надежа моя и прибежище! Не остави мене от твоего заступления, не прогневайся на мя многосогрешившаго. Иже сына Диоскоридова в бани воскреси, и воина из моря по семи час жива отцу его извлече, прокаженнаго же в Вофоре прикосновением руку очисти и Проклиянию от душегубнаго похотения избави, избави мя такоже от всякаго греха, яко к тебе упование мое возложих. Святый Луко, Божественный евангелисте, духовный скорописче, богопустынний врачю! Услыши молитву мою и уврачюй страсти душа моея; не мини мене, от детства уязвленнаго вражиими стрелами — можеши мя исцелити и от сего часа здрава сотворити. Святый Марко, александрьский светильниче, Христовых таин написателю и всех чудес Его благовестниче! Работав Евангелию Христову, моли за мя человеколюбца Бога, да порабощу тело Божественным заповедем Христовым и да свобожу душу от работы лукаваго твоими молитвами. Святый Матфею, оставивый мытницу и всех греховное собрание разсыпав, восприял еси на небесех неизготоваемое богатство, нескончаемое царство, сказавый нам Второе Христово пришествие. Егда же явится с небесе во множестве ангел со славою небесною, враги страша и верныя веселя, тогда и вы сядете на престоле судяще языком. Увы и мне, како явлюся тогда аз грешный, всякаго зла исполнен? Но буди ми ныне помощник, укрепи мя на течение благо, да избавлюся от вечныя мукы горкыя. И вси святии богоизбраннии апостоли: Андрею, Иякове, Фомо, Варфоломею, Симоне, Филиппе, Христови угодници, льсти искоренители и веры насадители! Услышите мя грешнаго, надеющагося на вы.

http://sedmitza.ru/lib/text/435840/

Воскреси мене от мертвых дел, иже молитвою от основания темницу потрясе, и узники разреши, и Наасона от заколения спасе, вся бо можеши данною ти от Бога властию. Верою прошу: посети мене твоею милостию, и исторгни мя от сети вражия, и укрепи мя творити добрая дела, яко сый великий Христов апостол. Святый Иоанне Богословче, сыну громов, наперсниче Христов, девъственный сосуде душевная Церкви, медоточный языче, громогласная уста, асийское утвержение, ефесьская похвало, патмоский учителю, всего миру хранителю, Христова Евангелия описателю, надежа моя и прибежище! Не остави мене от твоего заступления, не прогневайся на мя многосогрешившаго. Иже сына Диоскоридова в бани воскреси, и воина из моря по семи час жива отцу его извлече, прокаженнаго же в Вофоре прикосновением руку очисти и Проклиянию от душегубнаго похотения избави, избави мя такоже от всякаго греха, яко к тебе упование мое возложих. Святый Луко, Божественный евангелисте, духовный скорописче, богопустынний врачю! Услыши молитву мою и уврачюй страсти душа моея; не мини мене, от детства уязвленнаго вражиими стрелами – можеши мя исцелити и от сего часа здрава сотворити. Святый Марко, александрьский светильниче. Христовых тайн написателю и всех чудес Его благовестниче! Работав Евангелию Христову, моли за мя человеколюбца Бога, да порабощу тело Божественным заповедем Христовым и да свобожу душу от работы лукаваго твоими молитвами. Святый Матфею, оставивый мытницу и всех греховное собрание разсыпав, восприял еси на небесех неизготоваемое богатство, нескончаемое царство, сказавый нам Второе Христово пришествие. Егда же явится с небесе во множестве ангел со славою небесною, враги страша и верныя веселя, тогда и вы сядете на престоле судяще языком. Увы и мне, како явлюся тогда аз грешный, всякаго зла исполнен? Но буди ми ныне помощник, укрепи мя на течение благо, да избавлюся от вечныя мукы горкыя. И вси святии богоизбраннии апостоли: Андрею, Иякове, Фомо, Варфоломею, Симоне, Филиппе, Христови угодници, льсти искоренители и веры насадители! Услышите мя грешнаго, надеющагося на вы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Преподобный Иосиф песнописец происходил из Сицилии от благочестивых родителей. С ранних лет был кроток, послушлив, воздержен и любил чтение душеспасительных книг. 14-ти лет поступил в Солунский монастырь в Греции, где спал на земле и камнях, питался хлебом с водой и носил ветхую одежду. По времени посвятили Иосифа в пресвитера. В его время возникла иконоборческая ересь. Тогда св. Иосиф оставил свою обитель и ходил по городским площадям и домам, чтобы обличать ересь и поддерживать православие. Еретики заточили его на острове Крите, но святитель Николай чудесно спас его. Возвратившись в Константинополь, он основал монастырь, в который перенес мощи св. апостола Варфоломея. Однажды св. апостол явился Иосифу в алтаре и, приложив к груди св. Евангелие, сказал: «Ты будешь сосудом Духа Святого, и песни твои усладят вселенную», и после того он стал писать церковные песни и каноны, почему и называется «песнописцем и творцом канонов»; преподобный написал их весьма много. Св. Иосиф удостоен был такого дара прозорливости, что видел грехи, которые не хотели открывать ему, но не обличал, а старался доводить самих грешников до искреннего добровольного раскаяния. Скончался в 883 году. Мощи его почивают в его монастыре. Преподобный Георгий был иноком и молчальником; подвизался в Пелопоннесе, на горе Малее, отчего и называется Малеином. Время жизни его неизвестно. Преподобный Зосима Палестинский жил в VI веке. Он подвизался в одном из монастырей в Кесарии. Ему пожелалось видеть такого подвижника, который послужил бы примером для него, и вот однажды он слышит голос, который повелевает ему идти в Иорданский Предтечев монастырь. Старец пошел и, поселившись тут, назидался благочестивой жизнью иноков. В этом монастыре был следующий обычай: перед наступлением Великого поста иноки причащались и, с благословения настоятеля, удалялись на подвиги в пустыню на целый пост; в монастыре оставался один или два инока. Каждый брал с собой пищу, а иные ничего не брали и питались пустынной зеленью. На Страстной неделе все собирались в обитель, но не рассказывали другим, кто, где и чем занимался, – это знал только Бог. И вот однажды, когда св. Зосима ушел в Заиорданскую пустыню на Великий пост , встретил там великую подвижницу – св. Марию египетскую. (Читать. 1 апреля). Умер св. Зосима столетним старцем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Кондак Светилен по 9-й песни Стихиры на «Хвалите…» Стихира «Славы» на стиховне Литургия Антифоны Прокимен, Апостол, Аллилуиа, Евангелие, причастен Примечания к таблице: ( ) Строго говоря, на полиелейной службе нет литии, и потому здесь не нужны литийные стихиры. Их нет в греческих Минеях, не было и в русских до XVIII века. Однако после того, как, находясь под влиянием малороссийской практики, Святейший Синод в 1721 году установил повсеместное празднование с полиелеем всем апостолам от 12-ти и евангелистам (раньше многие из этих служб были славословными), в службы апостолам были внесены дополнительные песнопения, в том числе «пополнители апостольских служб решили дать для этих служб и литийные стихиры. При этом еще более обнаружился случайный характер пополнений. Для всех октябрьских и ноябрьских апостольских памятей назначаются одни и те же стихиры, положенные на хвалитех в общей службе апостолу единому, а в эту последнюю внесенные, по всей вероятности, с 30 апреля… Для остальных апостольских памятей при одинаковых праздничных знаках стихир литийных нет, так что становится совершенно непонятным, почему евангелисту Луке есть стихиры, а другому евангелисту, Марку, нет; Иакову Алфееву и Филиппу есть, а Иакову Зеведееву, Симону Кананиту и Варфоломею нет?» (см.: Афанасий (Сахаров) , еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. С. 65). ( ) Тропарь могут не иметь только святые без знака, память которых приходится на период Постной и Цветной Триоди (Минеи за март, апрель и май), а также в предпразднство или попразднство двунадесятого праздника (например, 10 сентября). Также в случае памяти двух святых одного лика второй святой может не иметь особого тропаря, но поется общий тропарь двум святым (например, 18 января). В остальных же случаях все святые обязательно имеют тропари. ( ) Кондак (как и тропарь) могут не иметь только святые без знака, память которых приходится на период Постной и Цветной Триоди (Минеи за март, апрель и май), а также в предпразднство или попразднство двунадесятого праздника (например, 30 декабря). Также в случае памяти двух святых без знака второй святой может не иметь кондака (например, 2 сентября). В остальных же случаях все святые обязательно имеют кондаки.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

565 Человек, иже внешняго делание проходя, кроме внутренняго хранения, подобен есть древу, имуща листвие зелено и красно, от плода же праздно есть. (Рук. XV в. Волокол. Библ. 565. 566 Глаголют нецыи: аще бы было иноческое жительство угодно Богу, был бы убо и сам Христос и божественные апостолы во иноческом образе; ныне же Христа написана, тако же и святых апостол, в мирском образе, а не в иноческом (Волоколамск. 567 Между ними были в ходу сочинения Болгарского попа Иеремии: о древе крестном, о поставлении Иисусу Христа в попы, о братстве, о Содомоне и Китоврасе, разные фальшивые книги ветхаго и новаго завета, Адам, Енох, Ламех, Патриаршие заветы, Иосифа молитва , Моисеев завет, Соломоновы песни, Иоанново обавление – что восходил не небеса и видел различные ведения, – Иаковлева апостольская повесть, Петрово обавление, Павлово обавление, Варнавино послание, разныя апокрифическия евангелия – Фомы, Варнавы, Никодима и другие; вопросы Иоанна Богослова, вопросы Варфоломеевы к богородице, хождение Богородицы по мукам, Лоб Адамль – что семь царей под ним сидели, – имена ангелов о службе Христовых таин – что опоздять обедню, врата небесныя затворятся, ангели попа кленуть, – прение диавола со Христом , разныя апокрифическия жития и подвиги святых и прочее; в числе их были «ложныя писания, насеянныя от еретик на пакость невеждам». 568 Глаголят, что несть вечной муки: Како глаголете, яко милостив Бог – не моучит грешныя христиане... веруйте, братия, истинно, яко истинно есть грешным мука: и жидов вопросите, и еретиков, и еще самих бесов: вси отвещавають ти единогласно: есть соуд и мука. Публ. Библ. 203, рук. XV века. 569 Митрополит Евгений (Истор. княж. Псковск. Ч. III, 22–25) думает, что раньше Антония было послано на Русь три патриаршия грамоты по этому поводу: одна от Патриарха Филофея в 1374 г., а две от преемника его Нила. 570 Прииде из Царегорода в Новгород Великий Дионисий от патриарха Нила с благословением и с грамоты, в них же писано о проторех иже на поставление, укрепляя от соблазн и от ереси стригольников (Карамз.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Икос: Яко небо, славу Божию вещая, виден был еси Духом Святым, апостоле Боговидче,/и, яко солнце светло, явился еси миру,/прелестное помрачение разгоняя Божественною благодатию./Тем молю ти ся и мил ся дею:/Божественными твоими лучами души моея ослепление, всебогате, просвети зеницы/ и слово тя пети даждь во отверзение устом моим в твоей днесь памяти,/в тоже всяк верный, веселяся, хвалит тя,/Варфоломее, Господень апостоле. Песнь 7 Ирмос: Богопротивное веление/беззаконнующаго мучителя высок пламень вознесло есть,/Христос же простре Богочестивым отроком росу духовную,/Сый благословен и препрославлен. Великое таинство, Варфоломее, Божественнаго воплощения миру явил еси,/еже всем невместимое и непостижимое,/единем же вместимо верным, несказаемо и веруемо. Яко камень, пресвятый Варфоломее, чисте валяяся,/прелести утверждение крепко опровергл еси,/Церкви же необоримое основание явлься,/сохраняеши сию непоколебиму. Божественное подобие, Варфоломее, добродетелей шаром 27 , преблаженне, написал еси,/отсюду апостол Божествен быв,/всем проповедал еси Христово пришествие многопетое. Богородичен: Грозд созревший, Егоже невозделанно, Чистая, возрастила еси,/на Древе яко узревши повешена, вопияла еси:/Чадо сладкое, мсто 28 искапи, имже страстей пиянство отымется. Ин, ирмос тойже Свято Святаго, во святых почивающаго, Варнаво, проповедал еси Сына,/собезначальна Отцу и сопрестольна,/Человека бывша, нам спасение содевающа. Лучи, блистающия Божественное сияние,/Варнава всечестный и Павел Богоприятный, яко свет, исходят,/просвещающия словом благодати язык всенаследие, христопроповедницы. Радуется днесь воспитавый тя, Варнаво, цветущаго/слово благодатное, Христови тя прозябши, Богоблаженне./Егоже изменив, нынешняго пленения избави молитвами твоими. Богородичен: Направляющи, Всечистая, мою жизнь,/ко Твоему благоутишному пристанищу настави,/Бога рождшая, благих источника,/всем подающа верным независтную благость.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НАФАНАИЛ предыдущая статья следующая статья печать библиотека 48 , С. 468 опубликовано: 31 марта 2022г. НАФАНАИЛ , ап., НЗ - см. Варфоломей (Нафанаил), ап. от 12 . Рубрики: Новозаветные реалии и персоналии Ключевые слова: Апостолы от 12-ти Нафанаил, апостол - см. Варфоломей (Нафанаил), апостол от 12 См.также: АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ ап. от 12-ти (пам. 30 нояб., в Соборе 12 апостолов, в Соборе Карельских святых и в Соборе Крымских святых) ВАРФОЛОМЕЙ ап. от 12 (пам. 22 апреля, 11 июня, 25 авг. и 30 июня - в Соборе 12 апостолов) ИАКОВ АЛФЕЕВ ап. от 12., (пам. 9 окт. и 30 июня в Соборе 12 апостолов; пам. визант. 9 нояб.; пам. зап. 1 и 11 мая) ИАКОВ ЗЕВЕДЕЕВ († 44), ап. от 12 (пам. 30 апр.; пам. зап. 25 июля) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/2564766.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010