Онень скорблю, что у тебя все по-другому было бы, если бы путь смирения был; пусть я не так поступаю, потерпела бы меня! Но я верю тебе, дорогая моя! Да, велик Христос, побеждающий в нас и через нас, служителей Божиих и служителей вашего спасения. От всей души радуюсь с тобою и за тебя и усердно прошу Господа не оставить зубов твоих несокрушенными в конец... Радуюсь, что ты сильная в немощи твоей побеждаешь ветхого твоего человека. В тебе так много самости и сознания собственного достоинства. Ты должна сама не мириться с нею в себе, сама побеждать себя. Уж очень ты за нее держишься: не отбросила ее, отбросив многое. У тебя столько своего – не знаю замечаемого или незамечаемого. Если не замечаемого, то что же винишь других! Ах, я хотел бы видеть в тебе одну безупречность! Прости! Ах, невеси, коего духа еси. Прошу тебя в спокойствии поставить себя пред Богом и молиться, чтобы он укрепил твою немощь вне быть снисходительной и смотреть во внутрь. Спаси тебя Христос! Молись – ведь дело в немирствии духа. Нужно волевое спокойствие, хотя – понимаю, – оно тебе дорого стоит. Но я верю тебе, что трудности пути тебе так же ведомы, как и радости, приобретаемые этими трудностями. Сохрани тебя Господь и укрепи на побеждение себя! Борись с самостью, первее трудись, послушница, а также и подкрепляй свои силы питанием. Верю, что дух превозможет и усилит укрепление тела не только фосфором, но и духовным фосфором. Я верю в силу твоего духа, в то, что ты сможешь одолеть себя, твоего главного врага. Бог в помощь! Повышено все в тебе, родная! Лихорадочная жизнь по интенсивности твоей натуры. Да, тут очень много от силы твоей психики, от ее большой стремительности. Многое умрет, прекратится только с твоею смертью телесною. А интенсивность свою ты унесешь за пределы гроба – в ту жизнь. Это, конечно, доставляет тебе трудности, но, в конечном счёте, плохо ли это?! Мир ти! По-моему, тебе надо бросить 1) всякое рассуждение (мы буии Христа ради); тебе ведь по ходу жизни сие открывается, а ты не можешь вместить, и, 2) как лютого врага – всякое осуждение; а ты даже не противишься врагу в этом элементарном вопросе христианской жизни; на азбуке срываешься... Ах чадо возлюбленное, причина в тебе, дело в свойствах, портящих тебя и твое. Гордости берегись, вред понятен. Поднятие носа не для Христовых. Но вот открылось твое сердце,и ты восприняла полностью Божие, даже в таком скверном человеке,как я... Слава Богу за взаимное ощущение нами друг друга. Светло и глубоко твое преданное настроение. Верю тебе – Петру не в отречении и противлении, а в исповедании. Как важно эту установленность души иметь! Да, родная, научиться жертвенной любви – это по тебе, по твоей мере. Чую, что ты, как говоришь, все-таки моя дочь и всетаки только моя.

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

К словам псалма и антифона, которые ты вспомнила, еще другие прибавь: Надеющиися на Господа врагом страшни и всем дивни, горé бо зрят. Прости! Христос с тобою! Подрясник висит… Именины свои старайся провести в молитве, разве с благословения Матушки кого угостить и то если другие подскажут…// Писать откровения – очистить себя 9 . Что пишешь, в этом твое великое благо… Всегда будет хорошо и легко, раз будешь открываться. Нервность твоя должна излечиваться не только внешними лекарствами, но духовно – подвигом внутреннего воздержания. Поменьше разговаривай в церкви. Когда сердятся, это всем тяжело. А представь, если никто не позаботится, да претерпишь, это счастье дает и пользу душе. А сама-то ты всем служи, да; всем служи. Помысл против духовного отца – это верно, поддаваться бесу. Господь простит ти и помилует тя! Записка 20 Записка начинается после оторванных и зачеркнутых откровений. Простите! 10 Да, сильны козни вражии на нас – ведь хочется ему погибели нашей, следи за собой. Зачеркнутые откровения. Вздохните и помогите мне Христа ради. Простите! Молиться не хочется. Простите Спаситель мой! 11 Явное искушение – принудь себя. И всегда на всякое. Б. пр. Блр.! Записка 21. 13 января 1926 г. Спаси тебя Христос! Отношением к делу твоему ты меня утешаешь – к долгу твоему. Слава Богу, что тебе так дорога пустынь и с ней ты счастлива. Это – для меня утешение и награда радостью за труды над тобою (впрочем, я мало что тебе дал хорошего, – от меня нечего и получить-то!). А скорби и скорбишки везде есть… и они допускаются Богом не напрасно, а для нашей пользы – во спасение//нам. М. М. терпи: это тебе образец только что сказанного; здесь надлежит тебе утешаться, что претерпевый до конца спасен будет, а она-то добрая и любит тебя, и ты должна стараться, учиться – из всего извлекать пользу душе… /Паремии, значит, читали – и ты и я (Рождественские): Любовь о Христе тебя научит, что сказать Валентине. Прости! Христос с тобою! Молитву старайся неослабно усвоить всячески… Записка 22 Очень тронут твоим милым письмом. Смиряйся, родная! У тебя очень хорошее – доброе сердечко! Желаю тебе укрепляться в ревности к молитве. Храни тебя Христос! Тане Ф. мир и благословение. Хорошо, что читаешь письма старца о. Анатолия. – А умереть когда нам? – Божье это.

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

—372— располагать письмами и мог приступить к подготовлению их обнародования. III. Письма Тургенева к графине Ламберт – это, в сущно­сти, отдельные страницы, разрозненные листки в высшей степени задушевной автобиографии за известный период времени, написанные рукой крупного писателя, большого мастера художественного слова. В этом – главная их цен­ность, их главный интерес. На ряду с мастерскою обрисовкой внутренних и внеш­них особенностей жизни Тургенева, в письмах его ярко проступают, тесно переплетаясь с ними, и все главнейшие особенности его приёмов творчества. Вот, напр., страничка из первого же письма Тургенева, написанного им 8-го мая 1856 г., в имении своём, селе Спасском, Орловской губ., в 9-ти верстах от города Мценска. «С тех пор, как я здесь, – пишет Тургенев, – мной овладела внутренняя тревога... Знаю я это чувство! Ах, графиня, какая глупая вещь – потребность счастья, когда уже веры в счастье нет! Однако, я надеюсь, все это уго­монится, и я снова, хотя не вполне, приобрету то особенного рода спокойствие, исполненное внутреннего внимания и тихого движения, которое необходимо писателю, вообще ху­дожнику». Страничка эта интересна не только тем, что ярко изоб­ражает весьма характерное для Тургенева душевное пере­живание, но и тем, что дает возможность судить о взгля­де его на настроение, необходимое писателю, – вообще, худож­нику. От мастерского, чисто Тургеневского изображения пере­живаний человеческой души вообще и души писателя, ху­дожника, в особенности он переходит к не менее ма­стерскому наброску следующей картинки, в которой вы сразу узнаете кисть этого удивительного пейзажиста русской природы: «Погода еще не совсем хороша. Всё ещё как-то грубо и резко: ветер воет, как осенью; мокрые, серые тучи не­сутся и льют тонкий, неприятный дождь. Но все уже зеле­- —373— но, и сегодня мои собаки издали, на траве, освещённой сол­нцем, производили картинное впечатление». А вот два-три штриха, с дивной сжатостью и простотой крупного мастера пушкинской школы обрисовывающих ха­рактер и жизнь целой семьи:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Отец Александр (Фёдоров): К основным заслугам Н.В.Баранова отношу следующие. Сохранение в ансамблевой целостности города на Неве. Создание нового генерального плана Ленинграда с развитием города не на юг, как в 30-е гг., а вдоль Невы к Финскому заливу - по этому генплану город развивался до конца ХХ века! Организация реконструкций исторических градостроительных узлов Петербурга - Сенной площади (с сохранением храма), Обуховской площади, площади Искусств, Кленовой аллеи, Троицкой площади. Создание ансамбля площади пред Финляндским вокзалом и Арсенальной набережной (частично искажён в недавнее время, в том числе, необоснованным снесением здания школы на Арсенальной набережной). Застройка района Старой и Новой Деревень. Создание стадиона на Петровском острове (проект реализован не полностью) как часть большого замысла выхода города к заливу по Малой Неве, с организацией Центрального городского парка, состоящего из перетекающих друг в друга зелёных массивов (идея была загублена впоследствии застройкой участка от Биржевого до Тучкова мостов). Руководство весьма успешным проектом планировки и застройки западной части Васильевского острова (всё было почти завершёно, но новый намыв брега в начале XXI века также почти уничтожил значительную часть этой работы). При нём создавались два Парка Победы. Как частность - более поздний проект Спортивно-концертного комплекса за Московским Парком победы. Защита города в Блокаду, в том числе созданием оригинальных по замыслу маскировочных сооружений. Спасение в Блокаду зелёных насаждений города. Очень быстрое восстановление города во время и после войны. К 50-му году Николай Варфоломеевич оставил город почти в идеальном состоянии (а ведь прошло лишь пять лет после окончания войны). Руководство работами по воссозданию пригородов, в том числе, дворцово-парковых ансамблей (особенно Павловска). Забота о городе на Неве из Москвы в 60-е - 80-е гг. со своего положения в Госстрое и Госгражданстрое как фактически ведущего градостроителя страны. Остальное касается профессии в целом, роли его в стране. Из конкретных проектов - работы в Ярославле, Баку, реконструкция Пскова, реконструкция центра Софии (Болгария) и много других. Общее руководство градостроительством в стране, написание ряда научных работ (наиболее интересна его книга «Главный архитектор города»), редактура «Всеобщей истории архитектуры» в 12-ти тт. и т. д. А ведь это только сухой список без комментариев...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Через два года, 18-ти лет от роду, Юрий был уже виленским епископом (1575 г.). Около того же времени приняли католичество и два младшие брата: Альберт и Станислав. Итак, ловкие иезуиты овладели всей семьей, всем достоянием того, кто был самым заклятым и страшным врагом их, главной и могущественной опорой диссидентов. (Сливова, стр. 726–730). 525 По смерти Сигизмунда Августа короли в литовско-польском государстве были иноземные, избиравшиеся партиями. Первые два избирательные государя были в зависимости от протестантской партии, которая на конвокационном сейме 1573 г. успела добиться утверждения конституции о равенстве перед законом всех христианских исповеданий. Генрих Анжуйский, брат французского короля Карла IX, после Варфоломеевской резни во Франции, встретил такое предубеждение в господствовавшей в Польше протестантской партии, что должен был отказаться от престола. Он не имел ни времени, ни сил сделать много зла протестантам. Стефан Батория, избранный той же партией, покровительствовал протестантам в Семиградском княжестве, но у него не было теплого чувства ни к одной религии, и он должен был принять и защищать веру, какую выгодно было поддерживать в расчетах политических, т. е. он должен был стать и стал на сторону латинства и иезуитов и таким образом из покровителя евангеликов сделался их гонителем. О Сигизмунде III едва ли нужно объяснять, каким образом он сделался слепым орудием иезуитов и жестоким гонителем иноверцев: при бесхарактерности и малодушии короля, при крайнем расстройстве семейных и государственных его дел, иезуиты были полными хозяевами-распорядителями в его душе, семье, государстве. Volum. legum II, pag. 124–125. 526 Lukaszew. 1 Bond. S. 27–37, Отнош. Запад. Рус. православных к польским протестантам во время унии М. О. Коиловича; Хр. Чт. 1860г., IIm., 225–256. 530 Археографический сборник документов, относящихся к истории северо-западного края т. VIII, отд. 4, 67, на латинском языке. 531 Магдебургское право состояло, как известно, в разных льготах, вводило известный строй самоуправления и вместе с ним немецкое разделение городских ремесленников и торговцев на цехи, сообразно занятию их. Когда впервые оно введено было в Литовско-Русских городах, вопрос этот чрезвычайно спорный, по одним в XIII столетии, по другим не ранее XV-ro. Русская история Костомарова, т. III, стр. 539. 532 Извлечение из Архива Ковенской лютеранской церкви в вестнике Ю. и 3. России, 1865 г. Январь, II отд., 174–178 и февраль, II отд., 207–209.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

Но указ появился тогда, когда этот общий вопрос совсем даже и не ставился. Он явился не в надлежащей для него последовательности. Ему должен бы был предшествовать указ, в котором этот сложный вопрос разрешался бы во всем его объеме. И уж если случилось так, что обстоятельства потребовали частичного решения вопроса несколько раньше, то законодатель обязан был непосредственно после этого выработать закон, решающий, вопрос во всей его сложности. Этого не было. И здесь нельзя не видеть косвенного отражения той нескладицы, которая является характерной чертой законодательной деятельности правительства Петра III-ro. Но это, конечно, не должно умалять значения указа 29-го января, как такого законодательного акта, которым впервые провозглашались начала полной свободы вероисповедания для старообрядцев, хотя правда только и в отношении частичной их группы. Но не одни беглые раскольники обращали на себя внима- —288— ние правительства Петра III-ro. He меньше внимания оно уделяло и другому, несомненно более печальному явлению в русском старообрядчестве, стоявшем при том в прямой и непосредственной связи с бегством и принимавшему такие же угрожающие размеры: это – к самосожигательству раскольников. Ко времени царствования Петра III-ro самосожжение среди раскольников стало таким же распространенным явлением, как и бегство их за границу. Как местные власти, так и центральные учреждения к этому времени все чаще и чаще стали сталкиваться с фактами этой именно формы религиозного изуверства. Можно с полною уверенностью сказать, что самосожжение среди раскольников всегда не принимало таких широких размеров, как именно в царствование Елизаветы Петровны 220 . Вот немногие случайно подобранные печальные факты. В 1743-м году предали себя сожжению более 18-ти человек раскольников в Сибирской Белоярской крепости 221 : в 1748-м году было обнаружено самосожжение более 70 человек обоего пола раскольников в Устюжской провинции 222 : в 1753 году в доме разночинца Григория Серкова сгорели Тюменского яма ямщики и разных чинов люди: мужчин 12 и женщин 24 человека 223 ; в 1756-м году в деревне Мальцове Чеу-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

телей, это может быть достигнуто запрещением пропаганды своих учений лицам инославным. Трудно оспаривать законность такого запрещения. Здравый смысл говорит нам, что нельзя запрещать человеку верить или не верить лжи, но тот же здравый смысл обязывает нас озаботиться о том, чтобы человек, верующий лжи, не заразил своею ложью других. Отсюда, если в странах православных являются люди, общины или целые области, обитатели которых держатся иных религиозных воззрений, то раз эти вероучения не заключают в себе антиномистических элементов и лица, держащиеся их, обязываются не пропагандировать своих воззрений, им предоставляется религиозная свобода. (Таков принцип веротерпимости в России). Требовать большего могут может быть и называющие себя православными, но не сущие таковыми. Православный есть тот, кто твердо убежден в истине православия, а таковой, зная, что людей можно увлекать ложно, не может видеть оснований для того, чтобы дозволить проповедовать ложь. Один из русских представителей либеральных начал поставил эпиграфом одной из своих статей отзыв об индийском царе Асоке: «царь, любимый богами, дарует свободу всем сектам». Намек, заключающийся в этих словах, очевиден: в религиозных вопросах должно предоставить каждому полную свободу, нельзя преследовать человека за его религиозные убеждения. Многое, по-видимому, подтверждает справедливость такого принципа. Припомним кровь пролитую за имя Христово в первые 3 века пашей эры, альбигойские войны, ужасы варфоломеевой ночи, 30-ти летнюю войну в Германии. Во всех этих случаях отсутствие веротерпимости приносило глубокий вред. Однако достаточно немногих фактов иного характера, чтобы показать, что абсолютная свобода в деле религии может оказаться еще более пагубною, чем самая грубая нетерпимость. Человеческие жертвы и полигамия, допускаемые некоторыми религиями, не могут быть терпимы в культурных обществах. Есть религиозные секты, имеющие антиномистический характер, такова, например, секта скопцов. Последователи её, оскопляя самих себя, считают делом богоугодным оскоплять других, причем произ-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Так, северогерманский хронист Адам Бременский (ум. после 1081), каноник кафедрального собора в Бремене (с 1068 г.) и преподаватель училища при соборе (magister scholarum) 141 , закончил около 1075 г. «Деяния епископов Гамбургской церкви» в 4–х кн. (Gesta hammaburgensis ecclesiaepontificum) 142 – ценный источник по истории, быту, культуре, географии скандинавов и западных славян, по истории славяно–германских отношений и северной христианской миссии в 788–1072 гг. 143 Датский историк, священник Саксон Грамматик (ок. 1150 – между 1201 и 1222), о жизни которого почти ничего не известно, по поручению архиепископа Лундского Абсалона (у коего, возможно, служил секретарем) составил одну из первых датских хроник на латинском языке – «Деяния датчан» (Gesta Danorum) в 16–ти кн. Вначале предполагалось, что книга должна быть посвящена времени жизни Абсалона, однако впоследствии она разрослась в широкое повествование об истории датчан начиная с мифических времен 144 . В литературе считается, что в латинской историографии «разделение, во–первых, между теологией и историей и, во–вторых, между историей как таковой и историей Церкви наметилось только в ходе григорианской реформы... Тогда же возникает и сохранявшаяся впоследствии тенденция слишком тесно привязывать историю Церкви к истории папства» 145 . В русле этой тенденции находятся Historia Pontificalis («История Св. Престола») Джона из Сэлисбери (ок. 1115–1180) и Historia ecclesiastica nova («Новая церковная история») Варфоломея Луккского (ок. 1227 – ок. 1327). Известный английский историк и философ своего времени Джон из Сэлисбери, или Солсберийский (по прозвищу Парвус) 146 , составил Historia Pontificalis, где описывает то, чему был свидетелем при папском дворе начиная с 1143 г. 147 В своей истории он идет по стопам кентерберийского монаха и автора жития св. Ансельма Эдмера, который не углублялся в древности и писал историю событий, ему современных. Джон предоставляет читателю самому разбираться в истории человечества от Всемирного потопа до 12 в. и останавливается именно на последнем 148 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Зачем? 31.10.2018 12:20:39 Редакционный комментарий За прошедший месяц история с автокефалией получила развитие. К сожалению, это было не такое развитие, которому можно радоваться. Болезни, они ведь тоже развиваются, да. Вот оно и развилось. Если до стамбульского синода Константинопольского патриархата, приключившегося 11 октября, еще высказывались осторожно предположения, что на нем не будет делаться каких-либо непоправимых шагов, то после него стало ясно, что тут уже не до шагов. Божественное всесвятейшество конкретно закусило удила и помчалось, не разбирая дороги. Тут было все – и отмена константинопольского решения 300-летней давности (джентльмен же хозяин своему слову – как дал, так и взял обратно), и «принятие апелляции» от двух расколоучителей и «восстановление» их в сане (каком? Анафематствованный за клятвопреступление Денисенко в своем расколе патриархом как числился, так в патриаршем куколе и продолжает позировать), и сообщение о «восстановлении ставропигии» (многие этот пункт поняли однозначно: никакой автокефалии Порошенке в Стамбуле и не собираются предоставлять – «стану я отдавать свои яблоки какому-то Некту»). Но самое удивительное во всей этой ситуации – отсутствие даже тени упоминания Украинской Православной Церкви, как будто в Стамбуле ее вдруг перестали видеть и вообще воспринимать, по мановению волшебной палочки. Какой-то «Гарри Поттер и стамбульский синод», право слово. У Фанара, похоже, серьезные проблемы с восприятием реальности. Но все остальные-то не могут перестать воспринимать реальность 12-ти тысяч приходов и миллионов верных Украинской Церкви. Управляющий делами УПЦ митрополит Антоний так и оценил результаты стамбульского собрания: «В реальности для нашей Церкви ничего не изменилось. Мы были, есть и остаемся единственной канонической Церковью в Украине. Мы не признаем ставропигии, создание которой провозгласили на Фанаре. Приняв в общение раскольников, Патриарх Варфоломей не делает их каноническими, а сам становится на путь раскола. Раскольники остались раскольниками. Никакой автокефалии и Томоса они не получили. И похоже на то, что они потеряли даже ту независимость, хотя и неканоническую, которую имели и на которой всегда делали акцент. Хотим обратить внимание нашего духовенства и мирян, раскольники как были безблагодатными, так и остались».

http://radonezh.ru/2018/10/31/zachem

Благоразумному отроку Варфоломю Богом направляему, на том мст безмлъствующю. Не многу же врмени мимошедшю, по Божиюблаговолению прилучися приити к нему старцю чином освящену. Рабъ же Божии видвъ сего, радостенъ бывъ зло и приатъ его, яко от Бога послана, и умоли и пребыти с ним. Он же видв его по Боз добродтелное житие и душевное незлобие и чистоту, и прибысть у него время доволно. Избранник же рабъ Божии Варфоломи зрить старца оного в добродтелехъ сиающа и многу плъзу приимааше от него, и помышляаше — сие быти ему посщение Божие, яко же и прежде о дарованни ему [старцемь] грамот. Таже по времени блаженыи молить старця, да облечет его въ иноческыи образ. Старець же онъ вдыи въ мнозх добродтелех святого, ни мало помедлив, сътворяет волю святого, и налагает ему святыи иноческии образ и нарече имя ему Сергие. И тако поучивъ его о плъз и рече: «Азъ, чадо, въ свои путь отхожю, ты же пребываи на мст сем, яко же Богу благоволившю и тебе, раба Своего, в волю наставльшю, Тъи да будет теб прибжище и сила на невидимыя врагы и козни и лаяниа их, и от тх съхранит тя всегда и заступит тя от стеи вражиихъ, поне же на сем мст хощет Богъ въздвигнути обитель велью и распространити ю зло, бысть же прославитися святому Его имени». И тако молитву сътворь, рек: «Господь да укрпит тя на мст сем и подасть ти тръпние». И благословивъ его, отиде. Б же тогда святыи, егда сподобися иноческаго образа, възрастом 23 лт. Отсюду же Богъ прославляаше Своего угодника, и проношаашеся повсюду слава о немъ. Он же яко студа мерзъска славы гнушаашеся и попечение же имяше много, еже бгати всеи тщия славы и работати Богу истинну въ таин. Начят же въздръжатися выше человческиа силы, алкотою безмрною и наготою в зимнее врмя, яко и камению разсдатися от злнаго мраза. Он же въ единои риз яко бесплотенъ подвизаяся, аще бо и яру зиму тръпяаше, но сладко сих въздание ожидааше и тщаашеся всяко зд томление страдати, еже геены и будущаго мучениа убжати. Видвше же бси от святого утсняема и по мал боящеся изгнаниа от жилища своего, и преображахуся овогда въ звря, овогда же въ змиа, покушающеся устрашити святого. И б видти чюдное борение мужа: овии свистаниемъ зврьскым сврпьством устремляющеся, съи же молитвою отражая ихъ, яко нкиимъ мечемъ обоюдуострым прескааше, онх оплъчениа далече нгд отгоняаше. И тако Христовою благодатью пребысть от нихъ невреженъ.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2411...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010