Юже проидосте, тварь/просвещше, Спасовы ученицы,/лесть идольскую, яко хврастие 70 , попаливше учении вашими,/языки от неразумия глубины к Божественному разуму уловивше, спасосте,/ и ныне молитеся Христу,/яко да милостив нам будет в День судный. И ныне, Богородичен: Владычице, приими: Славословие великое. И отпуст. НА ЛИТУРГИИ Блаженны от канона 12-ти апостолов, песни 3-я и 6-я. Проки мен, глас 8: Во всю землю: Стих: Небеса поведают славу Божию: Апостол к Кори нфяном, зачало 131. Аллилуия, глас 1: Исповедят Небеса чудеса Твоя, Господи. Евангелие от Марка, зачало 12. Причастен: Во всю землю: Ина служба собора святых славных и всехвальных двунадесяти апостолов НА МАЛОЙ ВЕЧЕРНИ На Господи, воззвах: стихиры, глас 1: Приидите, вернии,/всехвальный собор двунадесяти апостолов Христовых/славно восхвалим:/Петра, каменя веры,/Павла, учителя язык,/наперсника Христова Иоанна Богослова/ и брата его Иакова,/Андрея Богомудраго,/Филиппа и Варфоломея,/Матфея, списавшаго Благовестив,/дивнаго Фому, Симона Зилота,/Иуду, сродника Господня,/с Иаковом преславным. Апостоли славнии,/Христовы ученицы Богозваннии,/вселенныя учителие,/обретше Господа Бога/и человеков Ходатая суща,/Тому боголепне прилепистеся/ и яко Бога Того и яко Человека всесовершенна/в мире яве проповедаете. Егда на престолех обоюнадесятих/сядете со всех Судиею/судити всякой твари,/неосужденны ны покажите/и тьмы и всякаго мучения избавите,/Божественнии апостоли. Слава, и ныне, Богородичен: Апостолов удобрение, Богообрадованная, сущи,/омрачена мя сластьми житейскими/покаяния просвети зарями,/яко да величаю Тя. На стиховне стихиры, глас 8: Апостоли премудрии,/Христовы ученицы Богозваннии,/вселенныя учителие/вашими молитвами/Божественным учением внимати укрепите мя/ и стезею тесною помогайте ходити ми всегда,/яко да доспею/в пребывание райское пространнейшее.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

To же предание говорит, что он был в Эдессе, где несколько прежде проповедовал другой Апостол, Фаддей из 70-ти.По одному преданию св. Иуда мирно скончался в Эдессе, по другому — в Берите или Бейруте, по третьему — скончался мученически в Армении, быв повешен на дереве и пронзен стрелами. Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Андрея, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона Кананита. Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем. И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова. Иуда — не Искариот — говорит Ему: Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру? Но вы, возлюбленные, помните предсказанное Апостолами Господа нашего Иисуса Христа. Подлинность послания святого Апостола Иуды О подлинности этого послания ясно свидетельствуют Тертулиан и Климент Александрийский. Ориген хвалит его, как исполненное небесной благодати. Оно включено в число Соборных в так называемом Мураториевом каноне, или каталоге, но отсутствует в сирийском переводе Пешито.Евсевий, Иероним и Амфилохий отмечают, что не всеми церквями это послание было признаваемо за каноническое. Причиной этого сомнения в каноничности Иудина послания, по мнению Иеронима, было его содержание.В 14 ст. Иуда приводит пророчество патриарха Еноха [ 1 ], которое почиталось заимствованием из апокрифической " книги Еноха " и давало поэтому повод отвергать самое послание Иуды.Кроме того в 9 ст. говорится о споре Архангела Михаила с диаволом о теле Моисея [ 2 ], но этот спор неизвестен из священных книг Ветхого Завета. Об этом событии писалось в апокрифе " Успение " , или иначе " Восхождение " или " Вознесение Моисея " .В 4-м веке все сомнения прекратились, и послание св. Ап. Иуды, как подлинное, было принято в канон новозаветных священных книг. О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: " се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих — 15 сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1424...

Да, у греческого народа есть в Православии великие заслуги. Из него родились великие христианские святые. Для нас (возможно, немного по наивности) греки являются образцом православного народа. Однако в телевизионном проекте «Великие греки» первое место по результатам голосования среди греков получил этнический не-грек (эллинизированный македонец) Александр Македонский, олицетворяющий кардинальные антихристианские грехи эллинизма: язычество, гордость, эгоцентризм, человекобожие, сеуверие, содомию, империализм… И на первых 50-ти местах рейтинга не оказалось ни одного святого! (В «Великих болгарах» в первой десятке было трое святых.) Несмотря на это, Православие в Болгарии пребывает в несравнимо более тяжёлом кризисе, чем в Греции. И в последние 30 лет мы ищем у греков хорошие примеры во всех областях христианской жизни. Посещение патриархом Варфоломеем Болгарии не дало нам хорошего примера. С человеческой точки зрения это был провал. Но провал через спасительную боль может оказаться милостью Божией, которая встряхнёт, разбудит (и нас, и патриарха), призовёт покаяться в нашем филетизме, а греков – в их. Константинопольский патриархат – жертва своего эллинофилетизма. В основном из-за его (но и наших) ошибок мы, православные, не только упустили наш первопрестольный Константинополь (на пороге освобождения, что даже турки при падении Османской империи считали неизбежным), но потеряли и самого Константинопольского патриарха. Он превратился в престижный охотничий трофей, втиснутый в патриаршеское облачение и украшающий гостиную турецкого правительства. Патриарх Варфоломей, по всей вероятности, больше не ступит в град Святой Софии. Чтобы быть принятым снова здесь по достоинству, ему нужно преодолеть свой эллинофилетизм, который пока, похоже, непреодолим. А в сущности, он, как истинный христианин должен был оставить все другие свои дела, даже – дар свой пред жертвенником! – и первым долгом приехать в Болгарию. Потому что так заповедал нам Господь, говоря: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф.5:23-24).

http://ruskline.ru/opp/2021/07/16/ellino...

Это было давно, но как бы и совсем недавно, почти вчера. В Вифсаиде, что на берегу Галилейского моря, родились когда-то три дитяти, три будущих апостола из 12-ти: Петр, Андрей и Филипп. Петр и Андрей стали рыбаками, а Филипп был отдан с юношества родителями книжному обучению, и читая, изучая Священное Писание, пророчества, псалмы, воспылал горячей любовью к вожделенному Мессии. И мечтал увидеть Его, не зная, конечно, что уже пришел на землю Тот, встретить Которого жаждали многие поколения израильтян... И Христос, придя в пределы Галилейские, нашел там пылавшего любовью к Мессии Филиппа и сказал: «Гряди по Мне». И Филипп мгновенно, всем сердцем узнал Того, с кем так чаял встретиться, и последовал за Ним, безоговорочно, навсегда. Горящее сердце его желало, чтобы и другие спасительно приняли Христа, и, встретив друга своего Нафанаила, Филипп сказал: «Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки - Иисуса, сына Иосифова, из Назарета». Но Нафанаил скептически отнесся к этому известию: может ли быть что доброе и значительное из этого маленького городишка? Тогда Филипп, не ответив ничего, сказал только: «Пойди и посмотри». И Господь, увидев Нафанаила, сказал, что вот истинно израильтянин, в котором нет лукавства, и добавил, что прежде чем позвал его Филипп, Он видел Нафанаила под смоковницей. Тот был поражен, потому что когда он молился под деревом, размышлял о Боге, о Мессии, о самом сокровенном, ни одной души не было окрест, и только Господь мог видеть его сокровенные мысли, и он воскликнул: «Учитель! Ты - Сын Божий, Ты - Царь Израилев». И возликовали два друга и пошли за Христом... После Вознесения Господня и Сошествия Святого Духа, Филипп проповедовал Евангелие сначала на Святой Земле, потом в Греции, совершая чудеса, воскрешая мертвых, и когда был в Мидии и Лидии, сюда прислал Господь в помощь ему друга Варфоломея - Нафанаила и сестру Мариамну... Вскоре повстречали они в одном месте и Иоанна Богослова. И все вместе пришли в Иераполь Фригийский (это все провинции Римской империи, ныне - территория Турции).

http://ruskline.ru/analitika/2022/11/27/...

Это говорит, прежде всего, о том, что между раскаянием Иуды и покаянием Петра существует кардинальная метафизическая разница. Раскаяние оказывается лишь муками нечистой совести, не ищущей и не чающей, однако, прощения, не верящей в Того, Кто имеет власть оставлять грехи, Кто взял на себя грех мира ( Ин.1:29 ). Раскаяние, таким образом, может настичь и неверующего человека, но покаяние происходит исключительно перед лицом Господним, в преддверии приблизившегося Царства Небесного. Покайтесь; ибо приблизилось Царство Небесное ( Мф.4:17 ) – с этими словами Господь выходит на проповедь после искушения Его сатаною в пустыне. Как относиться к так называемому «Евангелию от Иуды»? На протяжении двух тысяч лет существования христианства многократно имели место попытки посеять сомнения в души и сердца людей. Одной из таких попыток стало создание во II–IV вв. гностического апокрифа, известного как «Евангелие» Иуды. Считается, что данное произведение было написано на коптском языке. Оно входило в состав папирусного «Кодекса Чакос», найденного в Египте в 1978 г. Одна из целей этого сочинения — размыть евангельский образ Иуды — злодея-предателя — и заменить его псевдоевангельским. Возможна ли «реабилитация» Иуды? Отношение Церкви к Иуде как к послушнику диавола ясно обозначено и зафиксировано в иконографии Страшного Суда. Как фрески, так и иконы этого типа воспроизводят его с мешочком в руках (символизирующим кошелек с тридцатью сребрениками), сидящим на коленях у диавола; обоих охватывает адский огонь. Неслучайно перед евхаристической чашей православные христиане произносят: «Ни лобзание Ти дам, яко Иуда». Образ Иуды сохраняется в памяти Церкви как пример человека, переступившего последнюю черту – ту, которую человек ни при каких обстоятельствах и ни за какие деньги не должен переступать. За этой чертой – погибель, смерть. Упоминания об Иуде в Новом Завете: Евангелие по Матфею Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его.

http://azbyka.ru/iuda-iskariot

Об отрывках из богослужебных древле-славянских книг XI, XII и XII–XIII вв. болгарских и сербских В прошедшем 1878 году псаломщиком временного военного госпиталя из Московского Данилова монастыря, Павлом Смирновым, по моему поручению, для меня, приобретено в Сан-Стефано, от одного Болгарина, несколько замечательных, и по древности, и по содержанию, пергаменных листков из Богослужебных книг, писанных дорогою нам Кириллицею, пощаженных варварами турками, но не любимых цивилизованными Швабами, старающимися всеми мерами истребить кириллицу, заменяя ее латинскими буквами. Эти листки следующие: 1) В первом отрывке на трех страницах заключается конец 2-го тропаря 3-й песни св. ап. Варфоломею, далее 4, 5, 6, 7, 8 и 9 песни, только каждая с одним тропарем св. ап. Варнаве, и другим – св. ап. Варфоломею. Подобных канонов, только с одним тропарем каждому святому, без богородичных, ни в рукописях, ни в печатных служебных минеях не встречается. Здесь инде на поле против 2-го тропаря написано: , т. е. Богородичен, хотя сей тропарь принадлежит св. ап. Варфоломею. Оба тропаря выбраны были из тропарей, составленных Феофаном, творцом канонов, на выбор по одному, хотя у Феофана каждому святому по четыре тропаря, вместе с Богородичным. Местами древний период сего канона лучше и ближе к подлиннику. Таковы: за ны вь тварехь (δ μς ν κτισμασι), вм. насъ ради въ првзносите (περυψοτε), вм. блгословите. вьроломею прхвальне (βαρϑολομαε πανεφημε), вм. вароломее апле. вь нощи неразмн (ν νυχτ γνωσας), вм. во тм сьтвори дьни наслдьникы (εργσω τς μρας κληρονμους), вм. наслдники сдла свта. дице (τ γκστρω), вм. мрежею. Правописание сего отрывка замечательно по юсам древним, доселе еще мною не виданным. Таков юс или , похожий на букву ь, только загиб сей буквы с правой стороны от глаза немного шире. Такие слова, с подобным юсом, следующие: (крпость) крпькь. лькавьстви. възмьщати. варнавь славьнаго. простинь. Здесь есть и юс не йотированный, как он обыкновенно пишется и употребляется вместо у, например: варнавв, и вместо ю, напр . мреже, вро. Вместо ю, пишется , напр. лтаго. боповстел. Но и вместо у пишется, напр. ченик стоглас. Вместо а, по наречию, как и у нас в России в просторечии, пишется е. Напр. паметь шетани. безначельна. сдещихь. . вм. : напр. вьпльщени, зична, коже, ко; и вм. ы, напр. ти, зови.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

Ненависть к трансгрессивной инверсии Запада как " похода на Восток " способствовала ,с другой стороны сплочению православного духа русского народа.В том числе и к ненависти материализма и коммунизма(которые суть филиокве). С Победой в Великой Отечественной войне,Запад перестал быть объектом ненависти.И дух победы православия снова стал размываться материализмом. Россия умом стала соглашаться с внешней формой проповеди Евангелия католицизмом:впустила в себя Запад в его цивилизованной форме внешнего христианства (впрочем,вместе и с филиокве),но официально отстаивая внешнюю форму проповеди в эквивалентном позиционировании России как православной страны. Этим самым лишило Запад возможности удовлетворения трансгрессивной инверсии(ТИ) в христианской России. А больше и негде,так как ТИ требует удовлетворения в христианской форме. Таким образом,Россия впустив в себя цивилизованный Запад,обрекла Европу на встречу с собственной ТИ,требующей вымещения .И Европа создала заменитель,объект в себе для вымещения ТИ: приняла в себя толерантность к исламу. Однако,это может выхолостить саму Европу,так как источник противоречия ,будучи помещенный в саму Европу может создать резонанс с филиокве. И тогда не выдержат все европейские институты,столкнувшись с эквивалентностью внешнего и внутреннего противоречия.Может возникнуть громадный саботаж культуры. Что уже и происходит,на примере развития терпимости к культурно нетерпимому содомскому греху.Достаточно увеличить ,мысленно,эту пропорцию на все культурное пространство Европы и увидим крах культуры. С другой стороны,в России,хотя и сохраняется истина православная,но она остается " размытой " с принятием в себя западной цивилизации,так как нет объекта ненависти,на фоне которого можно было бы построить ценности русской цивилизации. То есть и Запад и Россия нуждаются в одном - в оправдании обеими сторонами,сегодня Советской власти. Точнее в оправдании в той мере,чтобы прийти к отказу от материализма(филиокве) и достигнуть общего объединения в православном христианстве. Оправдание Советской власти католиками и православными и есть тот образ из " Откровения " ,в котором десять рогов/царей сожгут блудницу, и Вавилон (Модерн/постмодерн) падет.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/01/11/o_...

О. Варфоломей использовал большое число пособий на языках немецком, французском, английском, латинском и русском. Им изучены комментарии на книгу пр. Аввакума, начиная со святоотеческих и кончая комментариями самого последнего времени; не оставлены без внимания и комментаторы еврейские. Поименовав 78 номеров пособий, изученных им, автор добавляет, что мелкие заметки и журнальный статьи, а равно и такие исследования, которыми он пользовался только в некоторых случаях, в общем перечне не указаны. При перечислении пособий даны по местам заметки библиографического характера. Необходимо заметить, что цитат, взятых из вторых рук, в исследовании встречаем очень незначительное количество. Что касается использованной автором литературы, то можно сделать лишь несколько несущественных замечаний. 1) Странно, почему автор, знающий английский язык и прочитавший по-английски более десятка пособий экзегетического и библейско-богословского содержания, имеющих своим предметом книгу пр. Аввакума, Driver’oм пользуется в немецком переводе, а не в подлиннике. 2) Комментарий Феодора Мопсуестийского, читали по изданию Wegnern’a, а не Миня, —363— как другие сочинения патриотического периода. 3) О примечаниях к переводу творений св. Кирилла Александрийского в изд. Московской Духовной Академии о. Варфоломей мог бы выразиться яснее, назвав автора примечаний, который, без сомнения, ему известен (с. 12 и прим. 71). 4) В прим. 39 на с. 395 читаем: «и переводы древние не читают, насколько мы знаем, – (мы можем с уверенностью сказать это о 70-ти, Симмахе, Вульгате, других не знаем». Отчего бы не навести справку (по латинскому переводу) в полиглоте Вальтона, которая в перечне источников и пособий значится под 1 ? 5). Из сочинения не видно, чтобы авторы использовал издание Ваег’а, – именно, приложение к тексту о масоретских замечаниях, параллельных местах в пределах наследуемой книги; разночтениях и пр. В сочинении обнаружено не только основательное изучение перечисленных пособий, но вместе с тем самостоятельность и независимость от взглядов комментаторов и критическое к ним отношение.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

196 Lipsius, Apostelgeschichte, II, 1, 3 Anm. 3. II, 2, 145. Цитирую по Zahn’y, Einleitung, Bnd. 2, S. 22 и Богдашевскому, Послание к Ефесянам… стр. 238. 197 Assemani. Bibliotheca orientalis, t. III, 2, p. VI f., cfr. III, 1, p. 587. Цитирую по Богдашевскому. Послание к Ефесянам. Стр. 238. Срв. Zahn, Einleitung, Bnd. 2, S. 21. 199 Assemani III, 2, IV: «блаженными апостолами этой восточной области (были) учители Фома и Варфоломей из 12-ти и Фаддей (Adaeus) и Mares из 70-ти. Cfr. Assemani III, 1, p. 299. Цитирую по Богдашевскому. Послание к Ефесянам… Стр. 239. Срв. Th. Zahn. Einleitung. Bnd. 2. S. 21. 205 H. Kiepert u. C. Wolf. Historischer Schul-Atlas. Berlin. 1882. Bl. 3 u. Riess. Bibel-Atlas. Bl. V. 206 В Самосатах «теперь мост через Евфрат», замечает Страбон. Rerum geogr. XVI, 1083. Срв. География. Пер. Мищенка. Стр. 766. Через Самосаты проходила самая прямая сухопутная дорога из Малой Азии за Евфрат. Срв. Riess. Bibel-Atlas. Bl. V. 208 См. эти возможные для Силуана пути по Tabula itineraria ex illustri Pentingerorum bibliotheca, quae Augustae Vindelicorum beneficio Marci Velseri septem-viri Augustani in lucem edita. Cfr. Riess. Bibel-Atlas. Bl. V. Границы провинции см. у Kiepert u. Wolf. Historischen Schul-Atlas. Pl. 3. 209 Срв. Cornely, Introductio specialis, III, 622; Zahn, Einleitung, II, 12, Anm. 1; Богдашевский, Послание к Ефесянам. Стр. 241; Фаррар. Первые дни христианства… I, 780. 211 Isidori Hispalensis de obitu et ortu partum, c. 68: «Симон Пётр (hic) проповедал Евангелие в Галатии, Понте, Каппадокии, Вифинии, Асии и Италии». Migne, P. L., 83, 150. 212 Его разделяют Лютер, Гроций, Ларднер, Кев, Землер, Гитциг (см. у Фаррара. Первые дни христианства. I, 780), Fromondus (Migne, Scripturae sacrae cursus completes, t. 25, p. 733), Wouters (ibid., 1008–1009), Calmet, Commentarius, 8, 519. 520. 567; Schwegler, Das Nachapostolische Zeitalter, II, 19–20; Wiesinger, Der erste Brief des A. Petrus, S. 27. 34 – 35. 37; Langen, Grundriss der Einleitung, S. 143; Thiersch, Versuch zur Herstellung des historischen Standpuncts für die Kritik der neutestamentlichen Schriften.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/pervoe...

Определили: Присланный и. д. доцента Императорской Петроградской Духовной Академии И. Г. Айвазовым судебные —34— дела о сектантах возвратить тем лицам и учреждениям, откуда они были выписаны для его научных занятий, за исключением дела Оренбургского Окружного Суда за 3383 о Строгоновой (в 4 томах), которое препроводить Г. Судебному Следователю г. Новгорода, с уведомлением о сем Г. Председателя Оренбургского Окружного Суда. XVI. Отношение Учебного Комитета при Святейшем Синоде, от 20 января с. г. за 297: «Вследствие отношения Совета Императорской Московской Духовной Академии от 6 марта 1914 года за 90, Канцелярия Учебного Комитета имеет честь препроводить при сем аттестат Сергея Рождественского на звание действительного студента Академии за 370, прося о получении такового уведомить». Справка: О получении аттестата сообщено Учебному Комитету отношением от 23 января за 185. Определили: Принять к сведению. XVII . Прошение Могилевского епархиального миссионера Георгия Чайкина: «Честь имею покорнейше просить Совет Императорской Московской Духовной Академии разрешить мне представить на соискание магистерской степени сочинение на тему: «Современный искания в русском сектантстве». (Опыт идеологии русского сектантства последних 50–60-ти лет). Это сочинение представляет собою капитальную переработку моего кандидатского сочинения: «Религиозно-моральные и социально-культурные искания в русском сектантстве со второй половины 19-го столетия, напечатанного в журнале «Миссионерское обозрение» за 1913 г. 5, 6, 7, 8, 10, 11 и 12 и 1914 г. 4». Справка: 1) Указом Святейшего Синода от 5 июля 1895 года за 2565 Советам Академий предписано было: «дозволять удостоенным степени кандидата переделывать их кандидатские сочинения в магистерские диссертации с большою —35— осторожностью и не иначе, как с особого разрешения Епархиального Архиерея». 2) Кандидатское сочинение г. Чайкина отмечено было высшим баллом 5. Определили: 1) Дозволить кандидату Георгию Чайкину переработать его кандидатское сочинение в магистерскую диссертацию, с указанным в прошении автора изменением формулировки темы. – 2) Постановление сие представить предварительно на Архипастырское утверждение Его Высокопреосвященства.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010