Незаконнорожденные младенцы и подкидыши, в прибалтийских губерниях, должны быть крещены в том исповедании, к какому принадлежат лица, имеющие об них попечение, т.е. или мать, или воспитатель подкидыша, – разве бы отец иного исповедания взял ребенка к себе; в прочих же частях империи младенцы, коих родители неизвестны, должны быть крещены в православии, – разве бы мать незаконнорожденного, при неизвестности отца, будучи лютеранкой, пожелала крестить его в лютеранство. Уст. Ин. Исп. 698 по Прод. 1890 г. При браках лютеран с магометанами и евреями от нехристианской стороны берется подписка, что дети должны быть воспитаны в лютеранской вере, или буде обе стороны пожелают, в православной. Уст. Ин. Исп. 210. Если жена нехристианка примет крещение, и брак ее с мужем нехристианином остается в силе, то имеющие родиться дети должны быть воспитаны в православной вере (Гр. 80). Относительно иудейских браков то же правило, если один из супругов примет православную веру (81). Относительно обязанности родительской приводить детей ко св. крещению есть правило в Уставе Ин. Испов., ст. 153, 154, 694, 695: младенцы у родителей лютеран должны быть крещены не позднее шести недель по рождении. В противном случае, если нет уважительных причин промедления, консистория назначает особого попечителя, который обязан представить младенцев к св. купели. При принятии св. крещения евреями оно совершается и над малолетними их детьми моложе 7 лет; над одними девочками – при крещении одной матери, над одними мальчиками – при крещении одного отца. IX т. 695. Несовершеннолетние евреи могут быть присоединяемы к христианским вероисповеданиям и без согласия родителей, только с разрешения Министра Внутренних Дел. Уст. Ин. Исп. Прилож. к 76 ст. п. 3. Но правилами 1861 года (прилож. к 70 ст. прим. Уст. Пред. Прест. изд. 1890 г.) постановлено, что дети нехристиан вообще моложе 14 лет могут быть крещены лишь с письменного согласия родителей или опекунов; исключения допускаются лишь с разрешения Синода; но достигшие 14-летнего возраста могут креститься, не спрашивая согласия.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Ком. в смутные дни, когда, говоря словами того же доклада Стеклова, «нельзя было с уверенностью сказать, что переворот завершен, и что старый режим действительно уничтожен». Житейская логика требовала следующаго шага – непосредственнаго участия представителей социалистической демократии в той власти, которая пока существовала еще только в «потенции»: во время войны и продовольственной разрухи приходится выбирать между правительством буржуазии и правительством из своей среды, как выразился один из делегатов на Совещании Советов, не считаясь с «резолюциями конгресса международнаго социализма». Этого шага в полной мере не было сделано. Был создан чреватый своими последствиями ублюдочный компромисс, который никак нельзя разсматривать, как нечто, последовательно вытекавшее из априорно установленных в те дни постулатов. Бундовец Рафес, один из тех, кто отстаивал в дневном совещании Исп. Ком. принцип коалиционной власти, совершенно определенно свидетельствует в воспоминаниях, что в ночном заседании организационнаго Комитета партии с.-д. вопреки мнению Батуринскаго, представлявшаго линию Исп. Ком., принято было решение об участии членов партии в образовании правительства. Отсюда вывод, что партия не считала для себя обязательным случайное голосование происходившаго днем советскаго совещания. Столь же знаменательно было появление на другой день в официальных советских «Известиях» статьи меньшевика Богданова, отстаивавшаго участие демократии в образовании правительства и мотивировавшаго необходимость такого участия тем соображением, что думское крыло революции не только склоняется к конституционной монархии, но и готово сохранить престол за прежним носителем верховной власти. В бурные моменты самочинное действие играет нередко роль решающаго фактора. Такое своевольное действие от имени разнородная спектора социалистической общественности и совершила группа деятелей Исп. Ком., в сущности организационно никого не представлявшая и персонально даже довольно случайно кооптированная в руководящий орган советской демократии. Их политическая позиция была неопределенна и неясна. В конце концов фактически неважно – был ли лично инициатором начала переговоров с думцами заносчивый и самомнительный Гиммер (Суханов), разыгрывавший роль какого-то «советскаго Макиавели», или другая случайность (приглашение во Врем. Ком. для обсуждения вопроса об организации власти) превратила Суханова и его коллег Стеклова и Соколова в единственных представителей революционной демократии в ночь на 2-ое марта при обсуждении кардинальнаго вопроса революции. Интересен факт, что формальной советской делегации не было, и что лица, действительно самочинно составившия эту делегацию, никем не были уполномочены, на свой риск вели переговоры и выдвигали программу, никем в сущности не утвержденную. II. В рядах цензовой общественности

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

      В защиту «Кармен»   Подобно тому как существует ложная деликатность, существует и ложная вульгарность. «Кармен» — типический пример произведения ложно вульгарного. Это ловушка для тех, кто мнит, что обладает изысканным вкусом, и любой музыкант эту ловушку сразу чует: я не знаю среди них никого, кто не отводил бы «Кармен» подобающего ей места. Но нет шедевра, с которым обращались бы непочтительнее. Когда в мою бытность студентом я слушал эту оперу в Большом театре Бордо, спектакли казались мне смешными из-за резавшего уши акцента «табачниц смуглых» и «солдатиков». Теперь, по прошествии многих лет, я обнаруживаю, что в этом театре «Кармен» игралась именно так, как д о лжно, в радостном опьянении, средь запахов жасмина и бойни, перед публикой, которая привыкла летними воскресеньями выкрикивать приветствия матадорам в сверкающих костюмах, когда они проезжали по улицам в старых викториях, направляясь к арене. Во втором акте совсем юная танцовщица Режина Баде плясала на столе в posada  1 , разгоряченная рукоплесканиями статистов и зрителей. Кармен была нам знакома: с теми же лоснящимися завитками на висках и с цветком гвоздики в прическе она торговала аркашонскими сардинами на улице Сент-Катрин в окружении поджарых и опасных проходимцев. Сцена была продолжением улицы: Эскамильо для нас носил имя Гериты, Маццантини, Реверте, Альгавено, Фуэнтеса, Гамбиты — всех diestros  2 , которым мы поклонялись, пока длилась temporada  3 . И «хитана» воистину была воплощением той страсти, против которой предостерегали нас в коллеже благочестивые преподаватели: дурная женщина, погибшее создание, ради которой солдаты дезертируют и становятся убийцами, и проповедник, в конце учебного года призывавший нас избегать соблазнов, нарисовал нам истинный ее портрет: Арестуйте меня: Пред вами ее убийца! Ах, Кармен, Ты моя теперь навеки! Кармен!  4 1 Таверна ( исп.) . 2 Тореро ( исп.). 3 Сезон ( исп.). 4 Клавир в переводе А. Горчаковой, редакция Большого театра СССР. Оперные либретто. Кармен. Ж. Бизе. М., «Музыка», 1979.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

В этом успокоении, несомненно, значительную роль сыграла инициатива советских кругов. Отсюда был дан толчек организации на местах столичнаго населения и гражданской милиции, – «милиции младенцев», как назвал ее один из ея руководителей, так как наряду со студенческой и рабочей молодежью записывались и скауты 10–15 лет. Сделавшись 28-го неожиданно для себя комиссаром Петербургской стороны, по предложению членов Исп. Ком. Совета, один из редакторов «Русскаго Богатства», Пешехонов. счел «необходимым зайти в Исп. Ком. Гос. Думы, чтобы получить от него полномочия». Писателю пришлось беседовать с Милюковым, и он вынес впечатление, что в думском Комитете вопрос об организации власти на местах даже не поднимался «Для меня все яснее становилось, что Совет Р. Д. решительно опережает думский комитет», – таково тогдашнее заключение мемуариста: уж в 4 часа в ночь на 28-ое Исп. Ком. приступил к организации районных комитетов. При наличности Думскаго Комитета в Петербурге не могло создаться центральнаго объединения на подобие тех комитетов общественных организаций, в состав которых входили советские представители, как одна из составных частей, и в руки которых в других городах фактически перешла власть в первые дни революции. Так с перваго дня на столичной периферии создалось своего рода двоевластие, перешедшее очень скоро к полной административной, почти анекдотической неразберихе, когда всякаго рода самочинные «гражданские» и иные районные комитеты с их комендантами и комиссарами проявляли «сепаратистския» вольности. Но в первые дни «комиссариат» на Петербургской стороне, созданный в целях «водворить здесь свободу и установить народную власть», как видно из ярких воспоминаний его руководителя, имел огромное сдерживающее и организующее начало, ибо «праздничное, даже ликующее настроение» в массе при пароксизме «сомнения, тревоги и страха» само по себе вовсе не гарантировало ещё эксцесов. Не стоит говорить о возможных последствиях той «неслыханной» свободы, которая водворилась для «преступнаго мира» с открытием тюремных дверей 78 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАЦИАН [Пакиан, лат. Pacianus] (нач. IV в.- между 379 и 392), св., исп. (пам. зап. 9 марта), еп. Барциноны (ныне Барселона, Испания), церковный писатель, апологет и богослов. Краткие сведения о П. сообщает блж. Иероним Стридонский в соч. «О знаменитых мужах» ( Hieron. De vir. illustr. 106), нек-рую информацию биографического характера можно извлечь из произведений П. В источниках отсутствуют прямые указания на место рождения П., однако было высказано предположение о том, что он род. в Барциноне или ее окрестностях ( Fern á ndes L. R. Prefacio// San Paciano. Obras. 1958. P. 5; Hanson. 1999. P. 3-4). Время рождения и смерти П. определяются приблизительно на основе сообщения блж. Иеронима, согласно к-рому он скончался в весьма преклонном возрасте в правление имп. Феодосия I Великого (379-395); известно, что соч. «О знаменитых мужах» было написано в 393 г. по просьбе сына П. Из характеристик, данных Иеронимом, а также из сведений, содержащихся в собственных произведениях П. (см., напр.: Pacian. Ep. 2. 4), следует, что он получил хорошее классическое образование. Возможно, родители П. были знатными людьми. Пациан [Пакиан] (нач. IV в.- между 379 и 392), еп. Барциноны (ныне Барселона, Испания), церковный писатель, апологет и богослов, св., исп. (пам. зап. 9 марта) Пациан [Пакиан] (нач. IV в.- между 379 и 392), еп. Барциноны (ныне Барселона, Испания), церковный писатель, апологет и богослов, св., исп. (пам. зап. 9 марта) Сведения о жизни П. до его возведения в сан епископа скудны. Исследователи высказывали мнение, согласно к-рому П. обратился в христианство в зрелом возрасте ( Hanson. 1999. P. 4). Впрочем, данная т. зр. основывается лишь на букв. интерпретации фрагмента его соч. «О крещении», в нем П. от лица катехуменов говорит о том, что через таинство Крещения «мы отлагаем в сторону ошибки нашей прежней жизни, то есть идолослужение, жестокость, блуд, распущенность и другие пороки плоти и крови» ( Pacian. De bapt. VI 2). Известно, что П. был женат еще до рукоположения во священники. Сын П., Нуммий Эмилиан Декстер, был проконсулом Асии (379-387), управлявшим личным имуществом (comes rei privatae) (387) имп. Феодосия I, а в правление имп. Гонория (395-423) стал префектом претория (Nummius Aemilianus Dexter//PLRE. Vol. 1. P. 251). Блж. Иероним Стридонский приводит краткие сведения о сыне П. в главе соч. «О знаменитых мужах», в к-рой указывает на то, что Декстер посвятил себя служению христ. вере, а также составил «Всеобщую историю» ( Hieron. De vir. illustr. 132); произведение не сохранилось.

http://pravenc.ru/text/2579878.html

Будучи нематериальными по своей природе, изначально ангелы были лишены формы и представляли собой некое подобие материальности (“темную бездну”). Их разумные способности находились в потенциальном состоянии до момента обращения к Творцу и просвещения Светом Его Премудрости ( Исп. XIII.2–3; Комм. Быт. I.1,4,5). Ангелы, как и все тварное, существуют во времени, ибо они подвержены изменениям и находятся в постоянном, хотя и чисто духовном (умственном) движении ( Комм. Быт. нез. 3). Познание ангелов намного превосходит человеческое, ибо они обладают непосредственным интуитивным познанием Бога и Божественных идей, в которых они знают и все тварное, в том числе и самих себя ( Комм. Быт. II.8; IV.24,32; XII.35–36; О гр. XI.29). Они суть второй умственный свет после Бога. Большая часть ангелов осталась верной своему предназначению и пребывает неизменной в святости и блаженстве. Другая же часть из-за преступной гордости отвратилась от Бога и была низвержена в преисподнюю. Этот недостаток в Небесном Граде должен восполнить человек, стяжав равноангельскую святость жизни и совершенное познание Бога ( О гр. XXII.1; Энхир. 28–29). 2. Телесные твари по своей природе более удалены от Бога, поскольку они кроме своей первичной сложности из субстанции и свойств (=формы) имеют телесную материю, делимую до бесконечности и представляющую собой беспредельное множество. По этой же причине телесные твари кроме существования во времени существуют также и в пространстве и принимают множество случайных свойств (акциденций). Материя тел только логически предшествует соединению с формой, но по времени она никогда не существовала без формы ( Исп. XIII.48). 5. Антропология Человек также состоит из формы и материи, то есть из души и тела, внутреннего и внешнего человека (homo interior et homo exterior, ср. Исп. X.9). а. Природа и происхождение человеческой души. Для блаженного Августина человеческая душа (anima, чаще animus) есть внутренний человек (homo interior) и образ (imago) Божий ( Комм. Быт. VII.22).

http://pravmir.ru/iz-istorii-zapadnogo-b...

XI.7–8; Комм. Быт. I.2,4,5,9,10,18; II.6) 14 . На втором этапе творения Божественные идеи мгновенно и все сразу внедряются в изначально бесформенную мировую материю, в “почти ничто”, которая, в свою очередь, была вызвана к бытию из совершенного ничто (ср. Исп. XII.7–8). Таким образом, в материальной основе мира возникают потенции, или семена (rationes seminales) всех будущих вещей. Именно в этом смысле сказано, что Бог сотворил мир в шесть дней, которые суть единый день, повторенный шесть раз ( Комм. Быт. V.1,3,4–5; VI.3,10–11). Вместе с тем в материю разом была заложена вся временная последовательность возникновения отдельных вещей. Наконец, на третьем этапе из уже существующих потенций в определенном временном порядке возникают отдельные вещи или явления мира. Это день седьмой, в который Бог почил от дел Своих ( Комм. Быт. VI.3,10–11). Так Августину удается решить проблему соотношения времени и вечности. Поскольку Бог сотворил мир в вечности, в своих идеях и основах, Он не перешел из состояния покоя к деятельности, ибо в Нем покой и движение тождественны. Поэтому творческая деятельность не нарушила неизменности и вечности Бога. Результаты же Его творческой деятельности раскрываются постепенно во времени, которое было создано вместе с тварным миром ( Исп. XI.12–15; XIII.51–52). Что касается времени, то оно есть форма существования всего изменчивого, но само оно, как считает Августин, имеет идеальную природу и существует только в человеческой душе: прошлое — это наша память о нем, настоящее — это его непосредственное созерцание, будущее — это ожидание его ( Исп. XI.26–37). Возможность нарушения естественного порядка вещей (чудеса), по мнению Августина, также изначально была заложена в природу при первом творении мира в его основах ( О Троице, III.16). c. Духовные и телесные твари. Все тварное бытие делится на духовное и телесное, или невидимое и видимое. 1. Первоначально были сотворены ангелы — бестелесные духовные существа, наиболее близкие к Богу, назначение которых состоит в познании и славословии Творца.

http://pravmir.ru/iz-istorii-zapadnogo-b...

Керенский отказался вступать в дискуссию и ограничился заявлением, которое и приводится (в кавычках) в воспоминаниях 73 : «Да, такой проект существует, но он никогда не будет реализован. Он не осуществим, и нет основания волноваться. Со мной не советовались по вопросу регентства, и я не принимал никакого участия в спорах по этому поводу. В крайнем случае, я могу всегда потребовать от правительства отказа от этого проекта или принятия моей отставки»... Тем не менее Исп. Ком. решил предпринять меры для противодействия осуществлению думскаго проекта о регентстве. Он пожелал послать собственную делегацию в Псков одновременно с Гучковым и Шульгиным, которая должна была выехать в «тот же день 74 , а при невозможности это осуществить, лишить «наших делегатов», как выражается мемуарист, возможности выезда. отказав им я подаче поезда». Никто из других мемуаристов леваго политическая сектора прямо не упоминает о таком заседании Исп. Ком., и, как мы увидим, в дальнейшем к разсказу Керенскаго приходится относиться весьма скептически, насколько он касается перипетий, связанных с поездкой в Псков. Перед нами лишь новая форма все той же легендарной версии. Однако, Керенский не только не отрицает факта, что он знал о поездке Гучкова и Шульгина, но и того, что фактически об этой поездке были осведомлены представители Исп. Ком. Надо думать, что они были осведомлены раньше, ибо из речи Милюкова отнюдь не вытекало сообщение. что Гучков выехал в Псков или готовится к отъезду, – вытекало совсем другое: «И вот теперь, когда я в этой зале говорю, – сказал Милюков, – Гучков на улицах столицы организует нашу победу». Керенский заканчивает свой разсказ лаконическим заявлением: «mais. tout finit par s " arranger». Что же должны были привезти из Пскова «наши делегаты»? В изложении Керенскаго, естественно, это не совсем ясно. В то время, когда Гучков давал свои показания Чр. Сл. Комиссии, член последней Соколов (тот самый, который вместе с Сухановым участвовал в ночных переговорах) пытался Гучкова уличить не то в противоречиях, не то в двойной роли, которую он сыграл, проводя после соглашения с Советом свою линию в Пскове.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Древние индейские племена. Испанец? Вы славный человек! Конечно, вы патагонец? Отвечайте! Вы понимаете? Не понимаю. Да, да! Льяносы — высокотравные степи в Южной Америке. Растреадорес — грабители на равнинах. Его отец! Травесиас — пустынные районы. По этой причине зима в Исландии мягче, чем в Ломбардии. (Прим. автора) Рука — хижина, шалаш. Баррерос — земли, пропитанные солью. Ускебо — род ячменной водки, настоенной на дрожжах. Эстансии — большие скотоводческие хозяйства в аргентинской пампе. Баски — народ, населяющий Страну Басков и восточную часть Наварры в Испании, а за ее пределами — западную часть Нижних Пиренеев (Франция). Фонда — постоялый двор. Гинар действительно был с 1856 по 1859 год пленником индейцев-пойуче, он мужественно перенес страшные пытки, которым его подвергали индейцы, и в конце концов ему удалось бежать узким горным проходом Упсальята через Андский хребет; он возвратился в 1861 году во Францию и ныне является одним из коллег почтенного Паганеля по Географическому обществу. (Прим. автора) Скорей, скорей! (исп.) Друзья! (исп.) Кто знает! (исп.) Меркатор (1512–1594) — фламандский географ-картограф; предложил новый метод составления географических карт; географические проекции Меркатора особенно важны в навигации; в картографии проекции Меркатора применяются и в настоящее время. Мори (Прим. автора) По Цельсию 80 градусов. 4800 киллометров. Прохождение через солнечный диск планеты Венеры должно было произойти в 1769 году; это довольно редкое явление представляло большой интерес для астрономов; и действительно, оно должно было способствовать точному определению расстояния между Солнцем и Землей. (Прим. автора) Муссоны — ветры, дующие с чрезвычайной силой в Индийском океане; их направление различно в зависимости от времени года. (Прим. автора) 73,09 сантиметра; нормальная высота столбика в барометре 76 сантиметров. Штормгласс — стеклянный сосуд, содержащий смесь, изменяющую цвет в зависимости от направления ветра и насыщенности атмосферы электричеством. (Прим. автора)

http://azbyka.ru/fiction/deti-kapitana-g...

Дела о браках иноверцев христиан ведаются вообще в установленных для каждого духовных правительствах. Если брак смешанный и одна из сторон православной веры, то решение о силе брака принадлежит духовному суду православной церкви безусловно. Если в смешанном браке обе стороны неправославные и венчаны в двух церквах, то решение о законности и о событии брака принадлежит суду того исповедания, коего священник произвел первое венчание, а решение о разводе – суду того исповедания, к коему принадлежит ответчик. Если смешанный брак между протестантской и нехристианской сторонами, то решение принадлежит суду протестантскому (Зак. Суд. Гражд. 453–456). Ср. Мн. Гос. Сов. 1891 г. (Собр. узак. N 873) об изменении 196 и 204 ст. Положения о союзе брачном в Царстве Польском. По Уст. Ин. Исп. римско-католической духовный суд по брачным делам имеет 3 инстанции. В первой судит епископ со своей консисторией, во второй – Архиепископ со своей консисторией; всякое брачное дело проходит обе инстанции ревизионным порядком без апелляции, а если решения в них несходны, то допускается апелляция к Папе (Уст. Ин. Исп. 60). В евангелическо-лютеранской церкви решение брачных дел принадлежит местным консисториям, по месту жительства ответчика (за некоторыми исключениями, см. Уст. Ин. Исп. 444, 447, 530). Допускается апелляция в генеральную консисторию (ст. 461, 559). Присяга по делам сего рода не допускается, а признание имеет ограниченную силу (545, 546). Решению предшествует примирительное производство. Расторжение брака совершается особым обрядом, с отобранием обручальных колец (548). О разводных делах у реформаторов см. ст. 849, 851, 881; у армяно-грегориан 983, 940 по Прод. 1890 г., 985. Правила о недействительности и расторжении браков определяются в каждой церкви ее уставами; в 62 ст. Зак. Гр. постановлено, что запрещения совершать брак по принуждению, в сумасшествии, без законной авторизации и при существовании прежнего брака распространяются на браки всех вообще христианских исповеданий, но тут же прибавлено: «в той мере, как этими узаконениями для тех вероисповеданий постановлено»; следовательно, вопрос о том, считается ли нарушение того или другого запрещения законным поводом в кассации брака, разрешается еще сообразно правилам церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010